Научная статья на тему 'Развитие профессионального туристского образования в Италии'

Развитие профессионального туристского образования в Италии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ЦИКЛ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STRUCTURE / QUALIFICATION / TRAINING CYCLE / PROFESSIONAL TRAINING / HIGHER EDUCATION / DEVELOPMENT PRINCIPLES / EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальней Валентина Алексеевна, Кузнецов Александр Викторович

Рассматриваются проблемы профессионального туристского образования в Италии, профессиональная квалификационная структура подготовки специалистов для сферы туризма в Италии, которая включает среднее профессиональное образование, секторы высшего университетского и неуниверситетского образования, дополнительное профессиональное образование и переподготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the professional tourist training in Italy

The article deals with the professional qualifying structure of training of managers for tourism in Italy which includes professional training for colleges, university and non-university higher education, supplementary professional training and retraining.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального туристского образования в Италии»

боты вестибулярного аппарата снижается. Поэтому, не дожидаясь существенных ухудшений, целесообразно в каждое занятие вводить несколько специальных упражнений на равновесие.

Одним из полезнейших в повседневной жизни двигательных навыков является умение падать правильно, т. е. быстро группироваться, для того чтобы, если падение неизбежно, свести до минимума травматизм. Очень хорошо, наряду с выносливостью, отрабатывать это умение на занятиях по лыжам. У лыжника, «поднимающегося» просто на толщину лыжи, сразу смещается центр тяжести на несколько сантиметров. Вроде пустяк, но в сочетании со скольжением у неопытного спортсмена вестибулярный аппарат к этой перемене приспосабливается не сразу. И здесь не избежать потери равновесия. Используя мягкий снег, можно без ущерба для здоровья отработать технику безопасного падения.

От природы всем дана разная координация движений, но замечено, что часто плохо координированные люди ведут себя более скованно и в общении с окружающими. При регулярных занятиях физической культурой координация улучшается, появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Целесообразно в комплекс общеразвивающих упражнений в течение занятия вводить сложнокоординационные упражнения для активизации работы центральной нервной системы. Данных упражнений много, поэтому их можно подобрать по степени сложности в координационном плане, ориентиру-

ясь на индивидуальные качества студентов. Сначала темп задается медленный для освоения определенного упражнения, а затем постепенно увеличивается. Упражнения на координацию можно также подобрать по уровню физической нагрузки. Есть упражнения на координацию, в которых задействованы большие группы мышц, а есть не интенсивные по физическому воздействию. Они не несут существенной нагрузки на сердечно-сосудистую систему, но по воздействию на нервную систему — не менее эффективны. Их можно включать как в начало, так и в конец занятия.

В процессе занятий ОФП нельзя пренебрегать упражнениями на гибкость. Не зря говорят, что гибкость суставов—это их молодость. А красивое движение — это движение, выполненное с хорошей амплитудой. Упражнения на гибкость в зависимости от целей и задач можно включать как в середину, так и в конец занятия. Но обязательно после хорошей разминки, чтобы подготовить мышцы и связки к данному виду нагрузки и предотвратить травматизм.

Таким образом, для студентов, не имеющих специальной спортивной подготовки и большого двигательного опыта, предпочтительны занятия в группе ОФП в период обучения в вузе, особенно на первом курсе. И только лишь после общей физической подготовки, если у студента выявились спортивные предпочтения, его можно перевести в группу спортивной специализации.

УДК 378:338.48(1-87)(450)

В.А. Кальней, доктор пед. наук, профессор А.В. Кузнецов, аспирант

НОУ ВПО «Российская международная академия туризма»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ

Для развивающейся системы профессионального туристского образования России особую значимость приобретает зарубежный опыт. Наибольший интерес как с традиционных, так и с развивающихся позиций представляет опыт развития профессионального туристского образования Италии.

Основной проблемой туристской индустрии Италии является низкий уровень профессионализма специалистов туристской отрасли, что актуализирует необходимость профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Профессиональная подготовка специалистов для туристской отрасли в Италии имеет богатые традиции и представлена широким спектром учебных программ,

58

однако до настоящего времени недостаточно систематизирована подготовка профессиональных туристских кадров и не определено значение профессионального туристского образования в развитии туристской индустрии Италии, что противоречит необходимости модернизации туристского сектора экономики страны в контексте стратегической задачи повышения ее конкурентоспособности как дестинации на мировом туристском рынке.

Структурные особенности профессионального туристского образования обусловлены спецификой национальной образовательной системы Италии, которая за последнее десятилетие претерпела широкомасштабные изменения, связанные с политиче-

скими реформами внутри страны и с ее активным участием в формировании нового европейского образовательного пространства. В Италии установлена оценочная система кредитов (зачетных единиц) Crédito formativo universario, соответствующая европейской модели распределения учебной нагрузки и накопления кредитов (ECTS). В соответствии с реформой 2003 года итальянская система образования состоит из двух циклов среднего образования и высшего образования:

• первый включает начальную (5 лет) и среднюю школу первой ступени (3 года), завершается государственным экзаменом;

• второй цикл осуществляется по выбору учащихся либо в системе лицеев (виды лицеев-----

классический, экономический, искусств, музыкальный, научный, технологический, гуманитарных наук), которая предусматривает 5 лет обучения либо в альтернативной лицеям системе профессионального образования, предусматривающей, как правило, 4 года обучения (для некоторых специальностей — 5 лет) и присвоение уже в конце третьего года квалификации, признанной во всех странах Европейского союза; по окончании цикла учащиеся сдают государственный экзамен.

Система высшего образования Италии характеризуется дифференцированной системой циклов обучения и степеней, которая соответствует европейским стандартам и отвечает специфике национальной образовательной модели. Высшее образование в Италии представлено системой университетов, академиями, институтами, высшими школами и неуниверситетским сектором высшего профессионального образования. В Италии широко представлены как государственные, так и негосударственные высшие образовательные учреждения. Университетское образование предусматривает три образовательных цикла: первый продолжительностью три года дает возможность получить степень Laurea (аналог европейского бакалавриата); второй представлен степенями, эквивалентными европейской магистратуре — Laurea Specialistica по окончании двухгодичного курса и написания квалификационной работы, Master Universitario di primo livello по окончании годичного курса подготовки и Diploma di Specializzazione di Primo Livello, которая предназначена для узкоспециализированных специалистов и не имеет четко определенного срока обучения; третий представлен степенями Dottorato di Ricerca, аналогичной европейской PhD по окончании трехлетнего курса и написании диссертации, а также Master Universitario di Secondo livello и Diploma di Specializzazione di Secondo Livello по окончании программ дополнительного образования. Специализированные академии и высшие школы предлагают учащимся как краткосрочные курсы, так и про-

должительные учебные программы, по окончании которых присваиваются степени, аналогичные университетским. Сектор профессионального высшего образования развивается под эгидой университетов, профессиональных ассоциаций, отраслевых предприятий и региональных органов власти. Отличия программ высшего профессионального образования от университетских заключаются в том, что они предусматривают минимальным курс, рассчитанный на два учебных семестра, максимальным — на четыре семестра и, как правило, подразумевают получение Diploma di Master Universitario, которая не включена в систему университетских степеней, но высоко ценится на рынке труда Италии и других европейских стран. Профессиональные школы предлагают также курсы различной продолжительности в качестве программ дополнительного образования. Альтернативой университетскому образованию выступают также высшие технологические институты и институты высшего технологического образования и подготовки (продолжительность от 2 до 4 семестров).

Профессиональное туристское образование развивается в контексте следующих тенденций, характерных для развития профессионального образования страны в целом: расширение системы учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку и расширение спектра учебных программ для подготовки специалистов; тенденции регионализации и расширения неуниверситетского сектора высшего профессионального образования; увеличение роли профессиональных ассоциаций, социальных организаций, профсоюзов в развитии профессионального образования; обеспечение преемственности учебных программ разного уровня; обеспечение непрерывности профессиональной подготовки; усиление практической составляющей в рамках профессиональной подготовки; укрепление связей образовательных учреждений с бизнес-структурами, рынком труда; активизация научно-исследовательской деятельности в профессиональном образовании; актуализация подготовки педагогических кадров для системы профессионального обучения; обеспечение корреляции программ профессионального образования Италии с основными положениями концепции единого образовательного пространства Европы (Болонский процесс); активное использование дистанционных форм обучения и программ международного образовательного обмена; развитие эффективных стратегий интернационализации и позиционирования итальянских вузов в европейском образовательном пространстве; укрепление сотрудничества итальянских образовательных структур с образовательными учреждениями других стран Европы, в том числе создание Сети университетов Адриатико-Ионического региона под эгидой Италии.

Значительная часть образовательных программ профессионального туристского образования финансируется за счет межпрофессиональных фондов, государственных средств и средств регионов. Платный характер носит большая часть курсов с получением степеней Master как в университетах, так и в частных образовательных школах.

В Италии профессиональная подготовка туристских кадров осуществляется в университетах, профессиональных школах, институтах среднего профессионального образования, учреждениях неуниверситетского сектора профессионального высшего образования, высших технологических институтах, институтах высшего технологического образования и подготовки, центрах профессиональной переквалификации и дополнительного образования и фрагментарно на туристских предприятиях.

Университетский сектор представлен программами высшего образования первого уровня трехлетней продолжительности — Corsi di Laurea, двухлетними программами второго уровня — Corsi di laurea magistrale, многочисленными программами высшего профессионального и постдипломного образования различной продолжительности с получением Diploma di Master первой и второй ступени, программами совершенствования. Масштабные преобразования, направленные на модернизацию системы университетского образования в Италии начались в 1998-1999 гг. Среди 879 образовательных программ итальянских университетов, аккредитованных Министерством образования, университетов и исследований в 1998 году следует выделить 19 программ по специальности «Экономика и управление туристскими услугами», 13 по специальности «Оператор культурных ценностей» и одну по специальности «Культурные ценности для туристских операторов», которые были предшественниками образовательных стандартов университетского туристского образования. В 1996-2001 гг. комиссия экспертов, координируемая социологом Гуидо Мартинотти проанализировала основные проблемы университетского образования Италии, в том числе необходимость создания специфических классов университетских степеней (аналог образовательных стандартов) для туризма в контексте перехода университетского образования на многоуровневую систему обучения и кредитно-зачетную систему оценки знаний учащихся. В 2001 году были разработаны и утверждены программы первого уровня обучения трехлетней продолжительности класса 39 «Туристские науки» и магистерские программы второго уровня двухлетней продолжительности класса 55/S «Проектирование и управление в туристских системах», в соответствии с которыми началась подготовка дипломированных специалистов для туризма. В 2004 году эти программы были реформированы и обновлены с изменением классификационного

60

индекса: так появились трехлетние университетские программы первого уровня класса Ь-15 «Туристские науки» и двухлетние программы второго уровня класса ЬМ-49 «Проектирование и управление в туристских системах». В большинстве университетов, осуществляющих подготовку туристского профиля, получили распространение программы нового поколения, утвержденные в 2004 году и вступившие в силу с учебного 2005/2006 года. Реформа предусматривает постепенный переход на новые стандарты, что объясняет многообразие университетских учебных планов и программ в последние годы: выпускники со степенью первого уровня, обучавшиеся по стандартам предыдущего поколения вправе продолжать обучение на магистра по соответствующим программам.

По данным Национального оценочного комитета университетской системы Италии, в 2008/2009 учебном году в Италии зарегистрированы 60 курсов первого уровня трехлетней продолжительности и 33 магистерских курса двухлетней продолжительности: соответственно 28 и 13 на севере, 14 и 9 в центре, 18 и 11 на юге и островах. Наибольшее количество курсов первого уровня зарегистрировано в Ломбардии, Лацио и Валле д’Аоста, второго уровня — на Сицилии и Сардинии. В связи с реформами в 2005/2006 и 2006/2007 учебных годах количество действующих программ по туризму в итальянских университетах было максимальным (92 и 105 соответственно): в 2007/2008 — количество снизилось до 85, в 2008/2009 — до 81. Необходимо отметить, что образовательное предложение в туризме не ограничивается стандартами класса 39 (теперь Ь-15) или 55/8 (теперь ЬМ 49). Следует привести полный перечень стандартов университетского образования, в рамках которых осуществляется подготовка кадров для туристской отрасли, с указанием классификационных индексов предыдущего (2001) и нового (2004) поколений и количества учебных программ, действующих в Италии в 2009 году.

Стандарты первого уровня обучения:

1. Туристские науки — класс 39 (8 программ). Новое поколение — класс Ь-15 (13 программ).

2. Науки экономики и управления организацией — класс 17 (6 программ). Новое поколение — класс 18 (3 программы).

3. Экономические науки — класс 28 (4 программы), новое поколение — класс Ь-33 (5 программы).

4. Лингвистические науки — класс 3 (3 программы), новое поколение — класс Ь-12 (1 программа).

5. География — класс Ь-6 (2 программы).

6. Культурные ценности — класс Ь-1 (1 программа).

Стандарты второго уровня обучения:

1. Проектирование и управление в туристских системах — класс 55/8 (8 программ). Новое поколение — класс ЬМ-49 (12 программ).

2. Экономические науки для окружающей среды и культуры — класс 83/S (2 программы). Новое поколение — класс LM-76 (2 программы).

3. Экономические науки организации — класс 84/S (2 программы). Новое поколение — класс LM-77 (1 программа).

4. Экономические науки — класс 64/S (2 программы). Новое поколение — класс LM-56 (1 программа).

5. Иностранные языки для международной коммуникации — класс 43/S (2 программы).

6. Социология — класс 89/S (1 программа).

7. Современная филология — класс LM-14 (1 программа).

Количество студентов, поступивших на 1 курс трехлетних программ первого уровня для туризма в 2005/2006 учебном году (последние данные Национального оценочного комитета университетской системы), оказалось несколько меньше предыдущего года и не достигло цифры в 7000 человек, что составило около 2,5 % от общего количества поступивших в стране: несмотря на это, в целом туристское университетское образование демонстрирует положительную динамику с 1998/1999 учебного года. Количество студентов, поступивших на магистерские курсы в том же году, превысило цифру в 1000 человек, тогда как в 2001/2002 учебном году она составляла 123 человека.

В учебных планах университетского туристского образования Италии важное место занимает изучение основ общего права, национального и международного туристского законодательства, туристской географии, психологии, социологии, маркетинга, археологии, экономических дисциплин, управления качеством, информационных технологий в туризме, иностранных языков, бизнес-планирования, управления человеческими ресурсами и культурным наследием, развития территорий, теории и практики коммуникации в туризме. Образовательные программы предусматривают деловые игры, учебные тренинги, встречи с представителями туристской индустрии, проектную работу.

Многочисленны и разнообразны университетские образовательные программы с присуждением степени Master universitario первой и второй степени: главное отличие этих образовательных предложений от классического университетского образования состоит в меньшей продолжительности (чаще всего 1-2 года), более широком спектре специализаций как предназначенных для будущих специалистов широкого профиля (Мастер экономики и менеджмента в туризме, Университет La Sapienza, Рим; Мастер гостиничного менеджмента, Католический университет Sacro Cuore, Милан), так и ориентированных на подготовку кадров для конкретных видов туризма (например, Мастер религиозного туризма, Университет Терамо; Мастер

и экономика и управления в горном туризме, Университет Валле д‘Аоста), узкоспециализированной деятельности (Мастер русского языка со специализацией в туристском секторе, Флорентийский университет). Особенностью данных программ является большая степень автономии университетов при их формировании: в Италии не существует четких классификационных стандартов для Master и университеты предлагают свои эксклюзивные программы обучения.

Осуществляют подготовку туристских кадров по университетским программам первого и второго уровней обучения, а также организуют курсы высшего профессионального образования с получением степеней Master первой и второй ступеней римские университеты LUMSA — Libera Universitá Maria Santissima Assunta, La Sapienza, TOR Vergata Universitá di Roma tre, LUISS Guido Carli, неаполитанские университеты Suor Orsola Benincasa, Federico II, Parthenope, Второй университет Неаполя, Католический университет Sacro Cuore (Пьяченца, Милан, Брешия), Университет Cá Foscari Венеции, университет Tuscia, университеты Акуилы, Бари, Бергамо, Болоньи, Брешии, Бра Кунео, Валле д’Аоста, Вероны, Генуи, Инсубрии, Кальяри, Калабрии, Кассино, Катании, Кьети, Лечче, Лукки, Марке, Мачераты, Мессины, Молизе, Падуи, Палермо, Пармы, Перуджии, Пескары, Пизы, Саленто, Саннио, Сассари, Сиены, Турина, Терамо, Тренто, Триеста, Удине, Феррары, Флоренции, Фоджии, Университет Восточного Пьемонта Amedeo Avogadro, Свободный университет Больцано, миланские университеты Bicocca, Bocconi и Свободный университет коммуникации и языков IULM.

С 1998 года развивается неуниверситетское высшее профессиональное и постдипломное образование и сектор IFTS — высшего технологического образования и подготовки. Подготовка студентов в рамках программ высшего профессионального неуниверситетского и постдипломного образования различной специализации и продолжительности с присвоением степеней Master первой и второй степени осуществляется в негосударственных учреждениях, специализированных школах при университетах: принципы построения этих курсов близки к Master universitario. Наиболее престижными школами высшего профессионального неуниверситетского образования в туризме считаются: школа Международного центра изучения экономики туризма CISET при Университете Cá Foscari в Венеции, школы CTS Центра изучения туризма в Ассизи и Риме, школа CUEBC Европейского университетского центра культурных ценностей в Равелло, группы школ менеджмента Focus и Up Level, школа организации и управления фирмами SDOA, основанная Антонио Дженовезе в Салерно, Школа высшего образования экономики культурного туризма Эдо-

61

ардо Гарроне в Генуе, школа UET Европейского института туризма, Школа AMC Atena Master Centre в Таормине, школа менеджмента MIB в Триесте, школы римского университета Луис Гуидо Карли, факультета экономики Университета Генуи, Парм-ского университета, Университета Катании, миланских университетов Bocconi и Свободного университета языков и коммуникации IULM.

Курсы сектора высшего технологического образования и подготовки — это программы высшего образования, альтернативные университетским, имеют своей целью подготовку специалистов производственных секторов, характеризуемых глубокой профессиональной, технологической трансформацией и интернационализацией рынка. Разработкой программ и определением минимальных стандартов компетенций для специалистов занимается Комитет сектора, в котором принимает участие Двухсторонний институт туристской индустрии — организация, представляющая собой объединение целого ряда государственных структур туризма и профессиональных ассоциаций туристских предприятий. Планирование образовательного предложения в секторе напрямую связано с планированием развития и потребностями в кадрах регионов. Сектор осуществляет подготовку технологов с присвоением дипломов со специальностями:

• высшая технология ассистенции дирекции туристских агентств и туристских операторов;

• высшая технология организации маркетинга интегрированного туризма;

• высшая технология ассистенции дирекции структур рецептивных структур;

• высшая технология ресторанного дела и оценки территориальных продуктов и традиционной продукции.

Высшее технологическое образование и подготовка находятся в ведении регионов и осуществляются под эгидой образовательных институтов, учреждений подготовки университетов и туристских предприятий: для студентов оно полностью бесплатно. Программа предусматривает учебные

стажировки (30 % учебного времени). Сертификат технолога признается на всей территории Италии и Европейского союза.

Несмотря на развитие различных секторов профессионального туристского образования в Италии в течение последнего десятилетия, туристская отрасль страны испытывает потребность в квалифицированных кадрах, поскольку содержание большинства существующих программ не адекватно современным потребностям развития туристской индустрии страны, которая для решения задач повышения конкурентоспособности на международном уровне нуждается в специалистах нового поколения, новых профессиональных фигурах, подготовку которых необходимо осуществлять в контексте комплексной модернизации системы профессионального туристского образования и подготовки. Одним из очевидных недостатков национальной системы профессионального туристского образования является низкая степень участия туристских предприятий в формировании образовательного предложения и процессах подготовки кадров. Тем не менее, в Италии уже есть опыт многостороннего сотрудничества туристской индустрии, органов власти, межпрофессио-нальных финансовых фондов, социальных институтов и образовательной системы в рамках проектов туристского образования. Немаловажно также отметить, что профессиональное туристское образование в Италии развивается в рамках единого европейского образовательного пространства, интеграционный потенциал которого еще предстоит использовать.

Профессиональное туристское образование в Италии на современном этапе развития туристской отрасли, с одной стороны, должно стать стратегическим ресурсом туристского рынка в стране, с другой — эффективным инструментом его управления и регулирования. Эффективное взаимодействие профессионального туристского образования и туристского рынка является главным путем преодоления проблем национального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.