для применения системы чередования учебной и рабочей деятельности. Регионы устанавливают специальные процедуры для определения ответственности и объема работы учебных учреждений и обеспечивают полную страховку учащимся в случае аварии.
Учебные инициативы, осуществляемые регионами Следуя нормам, связанным с доступом к финансированию Европейского социального фонда, большинство регионов Италии, используя инструмент планирования. разработали законы в отношении подготовки кадров.
Например, в области Лацио в августе 2006 г. приняли Закон «Распоряжения
о профессионально-технической подготовке», который предусматривает различные виды обучения с высоким уровнем подготовки.
Этот закон способствует расширению -прежде всего в ряде стратегических отраслей территориального развития - возможностей получения постоянной работы путем повышения квалификации и компетенции молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет.
В области Лацио также начался эксперимент в отношении профессиональной подготовки в секторах туризма, жилищного строительства и высшего образования.
Ученик заключает с предприятием смешанный договор о работе и учебе, что позволяет ему получить под руководством учителя профессиональную квалификацию, диплом или степень и регулярно посещать магистратуру на 1-м или 2-м \ровне, организованную университетами региона.
Учебно-тренировочный план, организатором которого является предприятие, будет направлен на обеспечение более эффективного планирования подготовки молодого человека, с конкретным содержанием, временем и местом проведения формального обучения Он обновляется ежегодно
Наряду с формальным обучением неформальное обучение также оценивается, организовывается согласно целям и направлено на приобретение общих техни-ко-эксплуатационных навыков. Для того чтобы гарантировать достижение общих стратегических целей с применением региональных, национальных и общественных рсс\рсов. необходимым условием является наличие годового плана, организованного в условиях самого широкого партнерства.
Экономические стимулы предусмотрены также для компаний, которые заменяют контракты о прохождении практики на контракты о полной занятости посредством механизма, который поощряет предполагаем} ю постоянную занятость.
Р. Е. МИНАСЯН, В. С. МКРТЧЯН, Д. Э. ХАЧЯН
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА В АРМЕНИИ
УДК 378.1(479.25):338.48
Рассматривается дидактическая система подготовки специи, шстин сферы туртма « . \рмешш. пипрак штия па повышение качества туристского обраювшшя п удовлетворение потребностей туриндустрии.
Ключевые слова: туризм, система подготовки, качество образования, экономическое развитие, дидактическая система, стандарты качества.
The government regulation changes as well as tourism management innonttion are proposed Didactic training system of tourism specialists is considered as a it vy to improve the quality of educational plans and programs in higher education.
Key words: tourism, training system, education quality, economic development, didactic system, quality standards.
Постановка задачи
Согласно прогнозу Всемирной туристской организации (ЮНВТО). к 2013 г. количество туристов достигнет миллиарда. Туризм обеспечивает 5 % ВВП Европы и 3,6 % - мира. Сегодня каждое 16-е рабочее место в мировом масштабе принадлежит туристскому бизнесу, а сама эта отрасль в мировой экономической системе занимает по доходности 3-е место. уступая лишь нефтяной и автомобильной промышленности. Таким образом, туризм содействует - прямо (отели, рестораны, места досуга, транспорт, пункты продажи сувениров) и косвенно (пищепром и другие отрасли промышленности, сферы услуг и торговли) - занятости 231 млн человек, или примерно 8,3 % всех работающих в мире. Профессионализм и чрезвычайная сегментация спроса, интенсивное применение новых технологий, соображения по защите окружающей среды и, в общем, глубоко укоренившиеся, социальные, политические и экономические потрясения во всем мире внесли определенные изменения в фордовскую парадигму активности. Правила игры в массовом туризме теряют свою аргументированность: когда-то
протоптанная тропинка в других сферах экономики в сфере туризма привела в тупик. Государственное регулирование
и управление сферой туризма должно быть полностью пересмотрено.
В этом контексте мы не можем не заметить те рамки, в пределах которых ту ристской сфере не удалось удовлетворить потребности своего сектора. В то же время совершенно очевидно, что некоторые компании и организации начали создавать свои стратегии для выхода на новую волну конкуренции в самой туристской индустрии. Однако это чрезвычайно редко происходит в сфере образования и подготовки кадров для туризма. Образование в туризме - это «приграничная крепость». Это определение имеется в видуг. когда говорят о том, что учебные учреждения и инициативы по подготовке специалистов в них, усилия, предпринимаемые некоторыми компаниями и государственными структурами, действуют скорее все еще интуитивно и инертно, чем под давлением обстоятельств и потребностей данного сектора экономики, как в прошлом, так и в наши дни. Методология всеобщего качества, которая развивается в данном секторе на протяжении последних десятилетий и которая уже пустила глубокие корни в секторе услуг, включая туризм, является экзотическим антикварным явлением в мире туристского образования. Действительно, начало развития индустриальной эры во
многих случаях может быть самым подходящим сопоставлением состояния дел в сфере обучения, где существует отношение: «Главное - это производить
(в данном случае это образование), покупатель (в нашем случае это реципиент и работодатель) все равно купит».
Действительные потребности потребителя на данном этапе играют незначительную роль. И все-таки становится все более очевидным, что будущее сферы туризма в целом будет зависеть в большей степени от человеческого фактора, чем от технологий. В мире, где знания являются, возможно, единственной подлинной ценностью производственного процесса, нам необходимо определиться не только в вопросах «сколько?» и «что и для кого?», но и «как нам это необходимо делать?». Попытаемся пролить свет на первые три вопроса (что - где - когда) в сфере туризма. Мы убеждены, что образование и подготовка специалистов в данной сфере помогут сделать этот сектор экономики более конкурентоспособным. Для того чтобы этого добиться, нужно уделять максимум внимания и уважения истинным потребностям человеческого капитала как в самой индустрии, так и в государственных структурах. Для достижения этой цели нужно экономично и эффективно распорядиться своими ресурсами. ЮНВТО разработала методологию «Качество туристского образования» (Tourism Education Quality -TEDEQAL), чтобы добиться некоторой свободной формы стандартизации при оценке результатов в подготовке специалистов сферы ту ризма во всем мире.
Главная цель этого проекта - определить существующие бреши между потребностями/ожиданиями предпринимателей и профессионалов в туризме и результатами, к которым приводят совре-
менные учебные планы, программы и системы обучения в высших учебных заведениях всего мира. Более того, эти разрывы необходимо перенести на карту туристских профессий, что создаст некоторую модель, которая будет отражать сложность данного сектора и его потребности в человеческих ресурсах как в качественном, так и в количественном отношении. Эта карта должна включать, по крайней мере, следующие измерения:
• величину подсектора, покрывая многообразие всех его составляющих (например, гостиницы и курорты, питание, транспорт, привлекательность, систему управления, спонсирование);
• количество специалистов для удовлетворения потребностей в профессиональных кадрах (например, персонал переднего края, инспекторы, менеджеры и т. д.);
• другие измерения, которые соответствуют географическому и культурному многообразию в ту ризме.
Также должны быть приняты во внимание движущие силы, задействованные в данном секторе экономики, чтобы быть уверенными в том, что эти потребности будут удовлетворены вовремя, составляя схему мероприятий и намечая шаги, которые необходимо предпринять в соответствии с приоритетами и потребностями систематизации. Другими словами: цель - достичь высокого качества как в сфере туризма вообще, так и в разработке конкурентоспособной системы подготовки специалистов для элх>й отрасли.
Среди профессионалов индустрии туризма и государственных структур растет понимание того, что необходимо гарантировать специальное образование и подготовку специалистов сферы туризма для удовлетворения запросов клиентов и что-
бы доказать конкурентоспособность туристского бизнеса.
Составление учебных планов и улучшение содержания программ обучения также должны быть приспособлены к запросу потребителей, т е к потребностям предпринимателей, а также тех, кто получает и обеспечивает обучение. Однако существуют определенные методологические трудности, связанные с воспроизводством того, какое образование и какая подготовка специалистов действительно необходимы в сфере туризма. Существует целый ряд факторов, которые могут задержать процесс взаимодействия результатов такого образования в сфере ту ризма как в настоящее время, так и в будущем.
Дидактическая система
Туризм является относительно новой социоэкономической деятельностью, которая заключает в себе огромное разнообразие экономических факторов, действующих лиц и академических дисциплин. Сложность их сочетания вызывает определенные трудности создания универсально приемлемых определений, которые могут помочь описать целостную концепцию.
Огромный стимул для образования в туризме заключается в создании гибкой и разнообразной образовательной системы. Необходимо браться энергично за дело, рассматривая каждую проблему как изолированну ю фрагУ1снтарно. в зависимости от академического происхождения исследования псдагогов-тсорстиков, которые вместо этого создают кодекс множества интерднсциплинарных знаний, связанных между собой с целью формирования общей перспективы.
1 Психология: помогает получить понимание мотивации туристов, их пред-
почтений и поведения, которые необходимо принимать во внимание при получении результатов, создании продукта, при маркетинге и т. д., т. е. при выборе соответствующих стратегий.
2. Антропология: анализирует социо-экономические и культурные условия, которые определяют человеческие потребности к путешествию и влияние этих условий на поведение ту ристов, населения. приниу1ающего туристов, на результаты социального взаимодействия.
3. Социология: рассматривает туризм как социальный феномен в настоящем состоянии роста: появление массового туризма; изменение в предпочтениях, направлениях благодаря моде и т. д. Социология концентрирует свое внимание на ряде переменных величин, таких как национальность, образование, возраст, пол и т. д., которые являются существенными при сегментации туристского рынка.
4. Экономика: с тех пор как экономическое влияние туризма на цель путешествия стало значительным, а не просто числом выезжающих туристов и их влиянием на баланс платежей, экономика является су щественной дисциплиной в туристской индустрии.
5.География: предлагает анализ туристской пространственной дисциплины с учетом регионального, национального и международного вклада в туристский рынок, в размещение туристской деятельности и т. д.
6. Управление бизнесом: осу ществление учета, маркетинга принятия решений, продажа умений навыков и т. д. - явление в наше время решающее для конкурентоспособности туристской индустрии.
7. Право: расширение процесса глобализации экономики и усложнение отношений требуют изучения законодатель-
ства различных стран и спроса в вопросе защиты туристских потребителей и т. д.
8. Экология и охрана окружающей среды: сосредоточение внимания на способности регенерировать природные ресурсы. их истощение, потенциальное использование для туристских и иных целей.
9. Статистика: констатиру ет инструмент. используемый для поддержки изучения и исследования в дру гих субъектах туристской деятельности, включая экономику. психологию, социологию и др.
□ В настоящее время после стремительного качественного роста туристская индустрия подвергается большим структурным изменениям, которые представляют собой новую парадигму. Эти изменения включают в себя следующие моменты:
• Суперсегментация спроса: потребители сегодня имеют больше опыта и более широкий спектр мотиваций и потребностей. Они последовательно запрашивают более высокие стандарты. Современная рыночная техническая сегментация должна быть более сложной, чем традиционная, с тех пор как знание целого набора характеристик потребителя и его потребностей стаю существенным при проектировании и создании туристского продукта/услуг с пропускной консолидацией больших конкурентных преимуществ в нужных нишах, а также представлении этих продуктов и услуг на рынке затратно-эффективным способом.
• Конкуренция: распространение новой информации и соединение технологий вызывают взрыв рыночной конкуренции.
• Горизонтальная интеграция: новые технологии позволяют осуществлять поиск прибыльности с помощью создания системы экономики и получения взаимодействия между различными видами деятельности,
• Гибкость: в создании продукта, его распространении, в процессе потребления и новых формах у правления.
• Пререквизиты окружающей среды и социокультурной стабильности в туристских начинаниях (рискованных предприятиях).
В этих условиях у ровень умений тех, кто ступает на стезю туризма будет варьироваться так же, как их ожидания и запросы, в общих чертах студенты все-таки стремятся реализовать свое стремление к долгосрочной карьере.
Предприниматели (частные и государственные структуры) - это прямые потребители умений, которые требуются от студентов и от тех, кто имеет реальное представление о современном спросе в туризме. Таким образом, по сути им следует дать шанс выразить их действительные нужды, помочь достичь истинных целей. Если цель студентов - долгосрочная карьера, то предприниматели ищут краткосрочные ответы, которые соответству ют их потребностям в специальной сфсрс (районе) в данный момент. Роль профессионалов в обеспечении качества образования является решающей. Однако преподаватели также имеют свои ожидания относительно системы образования: подходящие источники, инструменты для работы, право на свободу действий в применении методов обучения, эволюционные механизмы и т. д.
ш
О,, Ьй ш О X Ш I 3- ш
І? с; о.
°5
с <
X
ш
ш
Э э
00
1 с; §§ (П х О и X н
О ' и
ПОЛУЧАТЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОЖИДАНИЯ
ПОЛУЧАТЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОЖИДАНИЯ
ВОСПРИЯТИЕ
РАЗВИТИЕ
И РЕЗУЛЬТАТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ
В ТУРИЗМЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ОЖИДАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ОЖИДАНИЯ
САМИХ
СОТРУДНИКОВ
Погребное і и и мракч нка образовании в туризме: различия в качестве
В то время как предприниматели подчеркивают практические навыки студентов в ожидании того, что эти навыки должны быть общими и дотекающими передачу , педагоги и организаторы образования стремятся создать материалы с туристской ориентацией, более теоретические по природе. Студенты, с другой стороны. ищут качественное образование, т. е. такое образование, которое соответствует их долгосрочной карьере, и отдают предпочтение тем у мениям, которые инвестированы в этот процесс, хотя это может не совпадать с ожиданиями педагогов.
Важно признавать ожидания и потребности всех сторон - участников системы образования в ту ризме, в противном случае мы подвергаемся риску создавать слишком узкие образовательные компоненты. которые будут иметь очень незначительное применение. Цель - обеспечение крепкой связи между всеми заинтересованными сторонами в процессе образо-
вания. для того чтобы достичь удовлетворения комплекса их потребностей (см. рисунок).
Анализ знаний и умений в туризме является первым шагом в любой системе образования, нацеленной на достижение высокого качества и успеха, так как это одно из условий достижения конку рентоспособности. Высокое качество системы образования в большинстве случаев зависит от возможности удовлетворения своих ожиданий. Пользователями могут выступать как предприниматели, так и преподаватели. студенты (настоящие и будущие профессионалы). Качество означает сочетание ожиданий пользователей и реальных впечатлений
Таким образом, развитие дидактических систем подготовки специалистов сферы туризма определяется характером связей между стратегическими компонентами (стратегические принципы, способы передачи содержания), тактически-
ми компонентами (тактические принципы. структура содержания, формы организации и методы обучения, способы контроля) и важными факторами внешней среды (культура, технология, мето-
дология, доминирующий принцип окружающего мира). Эти связи возникают в системе в процессе ее создания и адаптации к динамичным характеристикам социума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Минасян Р. Е. Разработка и реализация основ и средств повышения эффективности образовательного процесса в условиях виртуального университета III Международный форум «Туризм: наука и образование». М., 2009.
2. Минасян Р. Е. Современные технологии образования и их роль в развитии туризма V Влияние экономических кризисов на развитие глобализации мировой экономики: сб. тр. межд. науч.-практ. конф. Саратов, 2009.
3. Минасян Р. Е., Мкртчян В. С., Хачян Д. Э. Адаптация модели ЮНЕСКО в сфере профессионального туристского образования в условиях Республики Армения • Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение:
c6. mp. MejKd. HayH.-npaKin. KOH<p. A/., 2010.
4. Khachyan D., Mkrttchian V., Several Highlights and Peculiarities of Cooperation between Professional Higher Education and Business in Armenia. Proceeding of Transatlantic conference Recognition and Accreditation of SCHE Programs in Europe and US: Aligning Educational Systems, Golden Sands, 2009.
5. Minasyan R., Khachyan I).. Mkrttchian V., The framework for Quality Control System of Tourism Education in Armenia. International Conference Under the auspices of the ARMQA TEMP US Project. Yerevan, 2009.
6. Mkrttchian, V, R. Minasyan, A. Sesyolkin. Online Course in Tourism Industry Modeling and Optimisation. Proceeding of SICPRO '09, Moscow, 2009.
JT. Г. ГИЛЕВА
ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В ШВЕЙЦАРСКИХ ШКОЛАХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
УДК 378.09
Опреде-іенч основные черты швейцарского образовании. Показана ступенчатая система учебных программ швейцарских школ гостиничного бизнеса. Перечислен ряд новых современных профессий специалистов туристской сферы.
Ключевые слова: туризм, профессионапьиое образование, профессиональная подготовка, образовательные программы, практика студентов, гостиничный бизнес, языковая практика.
The main features of the Swiss education are identified The step system of training programs in Swiss hospitality schools is shown. Sew professions for specialists in tourism are listed
Key words: tourism, professional education, professional training, education programs, student practice, hotel business, language practice.