Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка туристских кадров для особых экономических зон туристско-рекреационного типа'

Профессиональная подготовка туристских кадров для особых экономических зон туристско-рекреационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / SPECIAL ECONOMIC ZONES / EDUCATION QUALITY / DOMESTIC TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагусев Ю. М.

Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие российского туризма. Дан анализ особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России. Раскрыты подходы к подготовке туристских кадров для ОЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and recreation professional training for special economic zones

Constraining development factors of Russian tourism are considered. Russian special economic zones analysis is given.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка туристских кадров для особых экономических зон туристско-рекреационного типа»

место свободно в другой гостинице из этой же цепи, то ему предлагают отправиться туда, где есть вакансия - в другой город, страну или даже континент.

Таким образом, многочисленные партнерские связи с французскими предприятиями и учреждениями говорят о том, что владение французским языком является целесообразным с профессиональной точки зрения. Наряду с английским французский - единственный язык, на

ЛИТЕРАТУРА и э

1. Веденина Л. Г. Франция и Россия: диалог двух культур: учебное пособие по лингвост-рановедению. М., 2000.

2. URL: http://www.accor.cow.

3. Latifi М. L 'hotellerie еп franqais: Didier Hatier. Paris, Sorbonne, 2003. 190 c.

4. Маркова О. Ю. Страноведческий аспект

котором говорят на всех пяти континентах. Французский язык является дипломатическим и рабочим языком международных организаций, таких как ООН, Европейский союз, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Совет Европы, а также ЮНЕСКО. Человек, владеющий французским языком, получает своего рода «паспорт», который предъявляется при поступления в университеты франкоязычных стран.

лектронные ресурсы

профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранного языка. М., 2000. 176 с.

5. Медлик С. Гостиничный бизнес : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Ю. М. ЛАГУСЕВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

УДК 378:001.891

Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие российского туризма. Дап aiuL iu i особых экономических юн туристско-рекреационного типа в России. Раскрыты подходы к подготовке туристских кадров д:ш ОЭЗ.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, профессиональная подготовка, особые экономические юны, качество образования, внутренний туризм.

Constraining development factors of Russian tourism are considered Russian special economic zones analysis is given

Key words: tourism, professional education, professional training, special economic zones, education quality, domestic tourism.

В последние годы туристская сфера мично - темпы роста внутреннего туриз-в России развивается достаточно дина- ма выражаются десятичными числами.

Вместе с тем, по мнению многих экспертов, возможности для роста еще не исчерпаны и туристский бизнес способен приносить внушительные доходы как государству, так и инвесторам.

Чтобы добиться успеха и увеличить внутренний туристский поток, необходимо снять ограничения, сдерживающие развитие туризма в России, к которым прежде всего относятся: недостаток средств размещения, невысокая инвестиционная привлекательность отрасли и. как следствие, слабая инвестиционная активность, невысокое качество предоставляемых туристских услуг, которое напрямую зависит от сформированное™ системы профессионального образования для подготовки специалистов, кадров среднего звена и обслуживающего персонала.

В современных социально-экономических условиях актуализируется понятие опережающего профессионального обучения как процесса обучения, направленного на смягчение социальной напряженности на рынке труда в связи с предполагаемым массовым высвобождением работников организаций в целях сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности их трудоустройства.

В условиях финансового кризиса государству необходимо, с одной стороны, реализовать меры по уменьшению воздействия мирового финансового кризиса на сферу туризма, а с дру гой - создать задел для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе.

Для решения этой задачи важнейшими условиями являются стимулирование интереса к продуктам и услугам внутреннего туризма развитие региональных ту ристских центров, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности в сфере ту ризма.

Именно в регионы необходимо перенести основную работу по решению задач, стоящих перед отраслью. Это прежде всего обеспечение территорий современной системой инженерных и транспортных коммуникаций, строительство новых и реконструкция существующих объектов туристской инфраструктуры - гостиниц и других объектов размещения экономического класса, культурно-развлекатель-ных комплексов, которые формируют основу регионального туристского проду кта.

С целью решения указанных проблем Правительством Российской Федерации в 2007 г. было принято решение о создании в России туристско-рекреационных особых экономических зон.

Работа по созданию ту ристско-рскрса-ционных зон была начата в 2006 г., когда были внесены соответствующие поправки в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

На конкурсной основе из 28 претендентов было отобрано 7 регионов, обладающих высокой туристско-рекреационной привлекательностью: Республика Алтай, Республика Бурятия. Алтайский край. Краснодарский край, Ставропольский край. Калининградская область и Иркутская область.

Как видно из географии туристско-рекреационных зон. некоторые из них имеют соседнее расположение. Такое соседство позволит усилить социально-экономический эффект от их создания.

Создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ) ту ристско-рекреационного типа предполагает комплексное освоение территорий целенаправленно для развития туризма.

За счет этих мер планируется увеличить долю туристского сектора в экономике страны, сократить отток российских

туристов, выезжающих за рубеж, дополнительно привлечь иностранных туристов в Россию, создать новые качественные места размещения, отвечающие мировым стандартам, повысить конкурентоспособность создаваемых туристско-рекреационных комплексов и высокое качество оказываемых услуг на уровне мировых стандартов.

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ст. 2. «Понятие особой экономической зоны»), ОЭЗ имеет особый юридический статус по отношению к остальной территории и льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей.

Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических. социальных, региональных и научно-технических задач.

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня 2006 г.) в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, техниковнедренческие. туристско-рекреационные и портовые. Основными целями создания ОЭЗ являются:

• развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

• производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

• развитие транспортной инфраструктуры;

• развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Особые экономические зоны могут быть классифицированы по выполняемым фу нкциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

Рассмотрим более подробно особые экономические зоны туристско-рекреаци-онного типа.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской ту-ристско-рекреационной деятельности.

Под ту ристско-рекреационной деятельностью в правовом контексте понимается деятельность юридических лиц. индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-ку-рортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод. лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Данное определение имеет сложное сочетание разных направлений, ранее не входивших в туристскую сферу, но оно полностью удовлетворяет определенным практическим потребностям, сложив-

шимся на данном этапе развития экономики страны.

К туристско-рекреационной деятельности отнесена и санаторно-курортная сфера. и производственная сфера по разработке месторождений минеральных вод и лечебных грязей, строительство и эксплуатация объектов туристской индустрии. Это революционный шаг. так как курорты таким образом впервые введены в экономический блок и признаны экономической категорией. Отныне туристская индустрия и курорты с лечебницами становятся едиными по своей сути. У последних наряду с социальными функциями теперь появилась мощная экономическая функция.

Механизмы особого экономического регу лирования в мировой практике существуют давно, и их более полутора тысяч. А вот такое явление, как туристско-рек-реационные зоны, распространено незначительно, а для России оно и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

В Калининградской области туристско-рекреационная особая экономическая зона располагается на территории национального парка «Куршская коса» в Зеленоградском районе.

Куршская коса - это песчаный полуостров длиной 98 км (российская часть -48 км), шириной от 400 до 4 ООО м. Коса отделяет от Балтийского моря мелководную лагуну с сильно опресненной водой - Куршский залив.

Ту ристско-рекреационная ОЭЗ «Ку ршская Коса» создается в целях формирования благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона, а также развития экологического. оздоровительного, спортивно-развле-кательного, велосипедного, водного, рекреационного. делового, экскурсионного.

познавательного и дру гих видов туризма в Калининградской области.

На территории Краснодарского края. в северо-западной части Благовещенской косы, располагается туристско-рекреаци-онная ОЭЗ «Новая Анапа» между тремя крупнейшими лиманами: Витязевским,

Кизилташским и Бугазским. Ее общая площадь составляет 780 га.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Новая Анапа» создается в целях развития современного многопрофильного пляжного курорта мирового уровня, способного обеспечивать кру глогодичный прием массового потребителя из России и развитых стран мира, а также развития пляжного, оздоровительного, делового, приключенческого, экстремального и спортивного видов туризма.

На территории Ставропольского края, на горе Юца и ее окрестностях, располагается туристско-рекреационная ОЭЗ «Гранд Спа Юца» на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Гранд Спа Юца» создается в целях открытия современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма: экологического, рекреационного, делового, спортивного, познавательного и др.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» создается в целях формирования организационной и экономической среды для создания и фу нкциониро-

вания в Алтайском крае ку рортно-рекреа-ционного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности, которые позволяют развивать экологический, оздоровительный, водный, спортивный, спелео- и другие виды туризма.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Алтайская долина» располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га.

На участке планируется создание курорта с хорошими возможностями для развития водных видов спорта (Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта), включающего гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные. спортивные и развлекательные объекты.

Особая экономическая зона, расположенная в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия, находится в непосредственной близости от озера Байкал. Цель создания: формирование центра между народного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, формирование условий для быстрого и устойчивого развития региона.

В Иркутской области территория, отводимая под размещение особой экономической зоны туристско-рекреационно-го типа, находится на побережье озера Байкал недалеко от поселка Большое Голоустное. Цель проекта: создание все-сезонного ку рорта мирового уровня для привлечения различных целевых групп ту ристов из России, стран СНГ. Европы и Азии на побережье о зера Бай кат

Здесь планируется развивать следующие виды туризма: деловой, экску рсионный, лечебно-оздоровительный, экологический. спортивный и приключенческий, водный, круизный, горнолыжный.

По оценкам ВТО. возможности России позволяют при соответству ющем у ровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных ту ристов в год. Как видим, возможности и перспективы существенны. Однако существует ряд проблемных вопросов, без решения которых вряд ли можно все это осуществить в кратчайшие сроки. Одной из главных проблем является профессиональная подготовка и переподготовка кадров для работы в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа.

В Российской международной академии туризма разработаны теоретические основы ту ристско-рекреационной деятельности (В С Преображенский. И. В Зорин), ведется разработка модели туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне; сформированы методологические основания в теории и методике профессионального туристского образования, обеспечивающие системный подход к использованию рекреационных ресурсов в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля.

Однако существует ряд противоречий между потребностью туристской индустрии и инфраструктуры курортов, оказывающих услуги в рамках туристско-рек-рсационной деятельности, основанные на использовании региональных рекреационных ресурсов, и отсутствием специалистов. способных на высоком профессиональном уровне оказать такие услуги.

В настоящее время кадры для сферы ту ризма в Российской Федерации готовят более 300 высших и средних учебных

заведений. Вместе с тем разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой вузов, за исключением РМАТ, является чрезмерная академичность профильного высшего профессионального образования при явном недостатке практических умений и навыков, а также нехватка средних профессиональных учебных заведений, готовящих работников для сферы гостеприимства.

Перед структурами дополнительного профессионального образования РМАТ стоит задача совершенствования образовательных программ в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности.

Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности и носить характер внутригостиничного и вну трифирменного тренинга. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма и гостеприимства. Для менеджеров управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организация зарубежных стажировок.

Так, в 2008 г. Академией на конкурсной основе был заключен Государственный контракт с Республиканским агентством по туризму Бурятии по организации и подготовке специалистов в области ту ристского, гостиничного и ресторанного менеджмента для сферы туризма Республики Бурятия.

В соответствии с учебным планом Академией были оказаны следующие образовательные услуги:

• теоретические курсы в Москве и за рубежом (Греция),

• стажировки и практики в гостиницах Москвы, входящих в ведущие европейские сети.

Как видим, профессиональное туристское образование приобретает существенное значение в свете осу ществления туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах.

Однако чтобы сделать особую экономическую зону доступной для массового туриста в первую очередь необходимо обратить самое серьезное внимание на изучение туристско-рекреационных ресурсов данного региона.

На основе анализа регионального при-родно-рекреационного потенциала (в том числе возможности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию) и освоения туристских ресурсов ОЭЗ конкретного субъекта России важно определить потребности:

• в оценке регионального туристско-рскрсационного потенциала и реально доступных ресурсов:

• разработке методов экономической оценки рекреационного ту ристского продукта:

• создании региональной нормативной базы в сфере туристско-рекреационной деятельности;

• разработке новых туристских маршрутов с вовлечением туристско-рекреа-ционных ресу рсов региона.

Следовательно, для осуществления данного направления туристско-рекреа-ционной деятельности в особой экономической зоне в сфере активного вовлече-

ния рекреационных ресурсов в туристский бизнес необходимы:

♦ Разработка новых учебных специальностей. направлений и дисциплин, предметом изучения которых стала бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне (деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов ту ристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения. медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресу рсов, их добыче и использованию, деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод).

♦ Системная подготовка туристских кадров в области туристско-рекреационной деятельности.

♦ Переподготовка и повышение квалификации работников туристской, лечебно-курортной, производственных отраслей с целью изучения туристско-рекреационной деятельности особой экономической зоны на территории Российской Федерации.

♦ Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава туристских вузов.

♦ Создание системы профессиональной ориентации среди школьников.

Одновременно существенным началом образовательного процесса становится социальный заказ на подготовку специалистов для работы в ту ристско-рекреационной особой экономической зоне. В социальном заказе должны отражаться потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, требования к у ровню их компетентности.

Таким образом, изучение туристско-рекреационных ресурсов должно стать обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как они являются исходной составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна. Следовательно, отсюда вывод, что каждый вид деятельности должен выполняться специалистом, имеющим определенные знания, умения и навыки. Вот почему в системе образования туристского профиля (начального, среднего и высшего) должен быть создан ряд новых направлений для работы в туристско-рекреационных особых экономических зонах.

Б. М. ПРАНОВ, Т. В. РАССОХИНА

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.