место свободно в другой гостинице из этой же цепи, то ему предлагают отправиться туда, где есть вакансия - в другой город, страну или даже континент.
Таким образом, многочисленные партнерские связи с французскими предприятиями и учреждениями говорят о том, что владение французским языком является целесообразным с профессиональной точки зрения. Наряду с английским французский - единственный язык, на
ЛИТЕРАТУРА и э
1. Веденина Л. Г. Франция и Россия: диалог двух культур: учебное пособие по лингвост-рановедению. М., 2000.
2. URL: http://www.accor.cow.
3. Latifi М. L 'hotellerie еп franqais: Didier Hatier. Paris, Sorbonne, 2003. 190 c.
4. Маркова О. Ю. Страноведческий аспект
котором говорят на всех пяти континентах. Французский язык является дипломатическим и рабочим языком международных организаций, таких как ООН, Европейский союз, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Совет Европы, а также ЮНЕСКО. Человек, владеющий французским языком, получает своего рода «паспорт», который предъявляется при поступления в университеты франкоязычных стран.
лектронные ресурсы
профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранного языка. М., 2000. 176 с.
5. Медлик С. Гостиничный бизнес : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Ю. М. ЛАГУСЕВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА
УДК 378:001.891
Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие российского туризма. Дап aiuL iu i особых экономических юн туристско-рекреационного типа в России. Раскрыты подходы к подготовке туристских кадров д:ш ОЭЗ.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, профессиональная подготовка, особые экономические юны, качество образования, внутренний туризм.
Constraining development factors of Russian tourism are considered Russian special economic zones analysis is given
Key words: tourism, professional education, professional training, special economic zones, education quality, domestic tourism.
В последние годы туристская сфера мично - темпы роста внутреннего туриз-в России развивается достаточно дина- ма выражаются десятичными числами.
Вместе с тем, по мнению многих экспертов, возможности для роста еще не исчерпаны и туристский бизнес способен приносить внушительные доходы как государству, так и инвесторам.
Чтобы добиться успеха и увеличить внутренний туристский поток, необходимо снять ограничения, сдерживающие развитие туризма в России, к которым прежде всего относятся: недостаток средств размещения, невысокая инвестиционная привлекательность отрасли и. как следствие, слабая инвестиционная активность, невысокое качество предоставляемых туристских услуг, которое напрямую зависит от сформированное™ системы профессионального образования для подготовки специалистов, кадров среднего звена и обслуживающего персонала.
В современных социально-экономических условиях актуализируется понятие опережающего профессионального обучения как процесса обучения, направленного на смягчение социальной напряженности на рынке труда в связи с предполагаемым массовым высвобождением работников организаций в целях сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности их трудоустройства.
В условиях финансового кризиса государству необходимо, с одной стороны, реализовать меры по уменьшению воздействия мирового финансового кризиса на сферу туризма, а с дру гой - создать задел для устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе.
Для решения этой задачи важнейшими условиями являются стимулирование интереса к продуктам и услугам внутреннего туризма развитие региональных ту ристских центров, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности в сфере ту ризма.
Именно в регионы необходимо перенести основную работу по решению задач, стоящих перед отраслью. Это прежде всего обеспечение территорий современной системой инженерных и транспортных коммуникаций, строительство новых и реконструкция существующих объектов туристской инфраструктуры - гостиниц и других объектов размещения экономического класса, культурно-развлекатель-ных комплексов, которые формируют основу регионального туристского проду кта.
С целью решения указанных проблем Правительством Российской Федерации в 2007 г. было принято решение о создании в России туристско-рекреационных особых экономических зон.
Работа по созданию ту ристско-рскрса-ционных зон была начата в 2006 г., когда были внесены соответствующие поправки в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
На конкурсной основе из 28 претендентов было отобрано 7 регионов, обладающих высокой туристско-рекреационной привлекательностью: Республика Алтай, Республика Бурятия. Алтайский край. Краснодарский край, Ставропольский край. Калининградская область и Иркутская область.
Как видно из географии туристско-рекреационных зон. некоторые из них имеют соседнее расположение. Такое соседство позволит усилить социально-экономический эффект от их создания.
Создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ) ту ристско-рекреационного типа предполагает комплексное освоение территорий целенаправленно для развития туризма.
За счет этих мер планируется увеличить долю туристского сектора в экономике страны, сократить отток российских
туристов, выезжающих за рубеж, дополнительно привлечь иностранных туристов в Россию, создать новые качественные места размещения, отвечающие мировым стандартам, повысить конкурентоспособность создаваемых туристско-рекреационных комплексов и высокое качество оказываемых услуг на уровне мировых стандартов.
Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ст. 2. «Понятие особой экономической зоны»), ОЭЗ имеет особый юридический статус по отношению к остальной территории и льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей.
Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических. социальных, региональных и научно-технических задач.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня 2006 г.) в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, техниковнедренческие. туристско-рекреационные и портовые. Основными целями создания ОЭЗ являются:
• развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
• производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
• развитие транспортной инфраструктуры;
• развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Особые экономические зоны могут быть классифицированы по выполняемым фу нкциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
Рассмотрим более подробно особые экономические зоны туристско-рекреаци-онного типа.
Туристско-рекреационная особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской ту-ристско-рекреационной деятельности.
Под ту ристско-рекреационной деятельностью в правовом контексте понимается деятельность юридических лиц. индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-ку-рортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод. лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Данное определение имеет сложное сочетание разных направлений, ранее не входивших в туристскую сферу, но оно полностью удовлетворяет определенным практическим потребностям, сложив-
шимся на данном этапе развития экономики страны.
К туристско-рекреационной деятельности отнесена и санаторно-курортная сфера. и производственная сфера по разработке месторождений минеральных вод и лечебных грязей, строительство и эксплуатация объектов туристской индустрии. Это революционный шаг. так как курорты таким образом впервые введены в экономический блок и признаны экономической категорией. Отныне туристская индустрия и курорты с лечебницами становятся едиными по своей сути. У последних наряду с социальными функциями теперь появилась мощная экономическая функция.
Механизмы особого экономического регу лирования в мировой практике существуют давно, и их более полутора тысяч. А вот такое явление, как туристско-рек-реационные зоны, распространено незначительно, а для России оно и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.
В Калининградской области туристско-рекреационная особая экономическая зона располагается на территории национального парка «Куршская коса» в Зеленоградском районе.
Куршская коса - это песчаный полуостров длиной 98 км (российская часть -48 км), шириной от 400 до 4 ООО м. Коса отделяет от Балтийского моря мелководную лагуну с сильно опресненной водой - Куршский залив.
Ту ристско-рекреационная ОЭЗ «Ку ршская Коса» создается в целях формирования благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона, а также развития экологического. оздоровительного, спортивно-развле-кательного, велосипедного, водного, рекреационного. делового, экскурсионного.
познавательного и дру гих видов туризма в Калининградской области.
На территории Краснодарского края. в северо-западной части Благовещенской косы, располагается туристско-рекреаци-онная ОЭЗ «Новая Анапа» между тремя крупнейшими лиманами: Витязевским,
Кизилташским и Бугазским. Ее общая площадь составляет 780 га.
Туристско-рекреационная ОЭЗ «Новая Анапа» создается в целях развития современного многопрофильного пляжного курорта мирового уровня, способного обеспечивать кру глогодичный прием массового потребителя из России и развитых стран мира, а также развития пляжного, оздоровительного, делового, приключенческого, экстремального и спортивного видов туризма.
На территории Ставропольского края, на горе Юца и ее окрестностях, располагается туристско-рекреационная ОЭЗ «Гранд Спа Юца» на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.
Туристско-рекреационная ОЭЗ «Гранд Спа Юца» создается в целях открытия современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма: экологического, рекреационного, делового, спортивного, познавательного и др.
Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.
Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» создается в целях формирования организационной и экономической среды для создания и фу нкциониро-
вания в Алтайском крае ку рортно-рекреа-ционного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности, которые позволяют развивать экологический, оздоровительный, водный, спортивный, спелео- и другие виды туризма.
Туристско-рекреационная ОЭЗ «Алтайская долина» располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га.
На участке планируется создание курорта с хорошими возможностями для развития водных видов спорта (Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта), включающего гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные. спортивные и развлекательные объекты.
Особая экономическая зона, расположенная в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия, находится в непосредственной близости от озера Байкал. Цель создания: формирование центра между народного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, формирование условий для быстрого и устойчивого развития региона.
В Иркутской области территория, отводимая под размещение особой экономической зоны туристско-рекреационно-го типа, находится на побережье озера Байкал недалеко от поселка Большое Голоустное. Цель проекта: создание все-сезонного ку рорта мирового уровня для привлечения различных целевых групп ту ристов из России, стран СНГ. Европы и Азии на побережье о зера Бай кат
Здесь планируется развивать следующие виды туризма: деловой, экску рсионный, лечебно-оздоровительный, экологический. спортивный и приключенческий, водный, круизный, горнолыжный.
По оценкам ВТО. возможности России позволяют при соответству ющем у ровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных ту ристов в год. Как видим, возможности и перспективы существенны. Однако существует ряд проблемных вопросов, без решения которых вряд ли можно все это осуществить в кратчайшие сроки. Одной из главных проблем является профессиональная подготовка и переподготовка кадров для работы в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа.
В Российской международной академии туризма разработаны теоретические основы ту ристско-рекреационной деятельности (В С Преображенский. И. В Зорин), ведется разработка модели туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне; сформированы методологические основания в теории и методике профессионального туристского образования, обеспечивающие системный подход к использованию рекреационных ресурсов в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля.
Однако существует ряд противоречий между потребностью туристской индустрии и инфраструктуры курортов, оказывающих услуги в рамках туристско-рек-рсационной деятельности, основанные на использовании региональных рекреационных ресурсов, и отсутствием специалистов. способных на высоком профессиональном уровне оказать такие услуги.
В настоящее время кадры для сферы ту ризма в Российской Федерации готовят более 300 высших и средних учебных
заведений. Вместе с тем разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой вузов, за исключением РМАТ, является чрезмерная академичность профильного высшего профессионального образования при явном недостатке практических умений и навыков, а также нехватка средних профессиональных учебных заведений, готовящих работников для сферы гостеприимства.
Перед структурами дополнительного профессионального образования РМАТ стоит задача совершенствования образовательных программ в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности.
Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности и носить характер внутригостиничного и вну трифирменного тренинга. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма и гостеприимства. Для менеджеров управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организация зарубежных стажировок.
Так, в 2008 г. Академией на конкурсной основе был заключен Государственный контракт с Республиканским агентством по туризму Бурятии по организации и подготовке специалистов в области ту ристского, гостиничного и ресторанного менеджмента для сферы туризма Республики Бурятия.
В соответствии с учебным планом Академией были оказаны следующие образовательные услуги:
• теоретические курсы в Москве и за рубежом (Греция),
• стажировки и практики в гостиницах Москвы, входящих в ведущие европейские сети.
Как видим, профессиональное туристское образование приобретает существенное значение в свете осу ществления туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах.
Однако чтобы сделать особую экономическую зону доступной для массового туриста в первую очередь необходимо обратить самое серьезное внимание на изучение туристско-рекреационных ресурсов данного региона.
На основе анализа регионального при-родно-рекреационного потенциала (в том числе возможности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию) и освоения туристских ресурсов ОЭЗ конкретного субъекта России важно определить потребности:
• в оценке регионального туристско-рскрсационного потенциала и реально доступных ресурсов:
• разработке методов экономической оценки рекреационного ту ристского продукта:
• создании региональной нормативной базы в сфере туристско-рекреационной деятельности;
• разработке новых туристских маршрутов с вовлечением туристско-рекреа-ционных ресу рсов региона.
Следовательно, для осуществления данного направления туристско-рекреа-ционной деятельности в особой экономической зоне в сфере активного вовлече-
ния рекреационных ресурсов в туристский бизнес необходимы:
♦ Разработка новых учебных специальностей. направлений и дисциплин, предметом изучения которых стала бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне (деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов ту ристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения. медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресу рсов, их добыче и использованию, деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод).
♦ Системная подготовка туристских кадров в области туристско-рекреационной деятельности.
♦ Переподготовка и повышение квалификации работников туристской, лечебно-курортной, производственных отраслей с целью изучения туристско-рекреационной деятельности особой экономической зоны на территории Российской Федерации.
♦ Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава туристских вузов.
♦ Создание системы профессиональной ориентации среди школьников.
Одновременно существенным началом образовательного процесса становится социальный заказ на подготовку специалистов для работы в ту ристско-рекреационной особой экономической зоне. В социальном заказе должны отражаться потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, требования к у ровню их компетентности.
Таким образом, изучение туристско-рекреационных ресурсов должно стать обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как они являются исходной составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна. Следовательно, отсюда вывод, что каждый вид деятельности должен выполняться специалистом, имеющим определенные знания, умения и навыки. Вот почему в системе образования туристского профиля (начального, среднего и высшего) должен быть создан ряд новых направлений для работы в туристско-рекреационных особых экономических зонах.
Б. М. ПРАНОВ, Т. В. РАССОХИНА
ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ