Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.
141
УДК 338.48 ББК 65.49
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ СФЕРА РФ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С.Л. Мозокина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
Санаторно-курортная сфера России включает в себя санаторно-курортные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение, профилактику и медицинскую реабилитацию, основанные на использовании природных лечебных ресурсов с применением различных инвазивных и неинвазивных методов лечения и диагностики. К лечебным ресурсам относятся такие природные факторы, как: лечебный климат, лечебные грязи, минеральные воды, рапа лиманов и озер, другие лечебно-оздоровительные природные объекты и условия [2]. Освоенные и используемые в лечебно-оздоровительных целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, относятся к особо охраняемым природным территориям и вместе с расположенными на них лечебно-профилактическими учреждениями, специальными сооружениями, инфраструктурой являются курортами. Всего в Российской Федерации располагается 18 курортных регионов, объединяющих курорты различной направленности (бальнеологические, грязевые, климатические) и др.
Наиболее востребованными и широко известными являются курорты Северного Кавказа и Краснодарского края. Однако много популярных курортов находится и в других регионах. Так, например, Аршан (Бурятия), Белокуриха (Алтайский край), Кульдур (Хабаровский край), Шмаковка (Приморский край), Паратунка (Камчатка), Дарасун (Читинская область), соленое озеро Эльтон (Волгоградская область), соленое озеро Баскунчак (Астраханская область), Курортный район Санкт-Петербурга, курорт Старая Русса в Новгородской области, где недавно открылся новый многофункциональный оздоровительный комплекс. Курорты специализируются на лечении и профилактике разных заболеваний в зависимости от специфики присущих им природных лечебных факторов. Так, например, бальнеологические курорты подразделятся в зависимости от особенностей минеральных источников. На таких курортах, как Аршан, Дарсун, Кисловодск располагаются источники с углекислой водой; Горячий Ключ, Ейск, Сергиевские минеральные воды, Серно-водск, Сочи, Усть-Качка - с сероводородной водой; Пятигорск, Белокуриха - радоновые воды; Анненские воды, Горячинск, Кульдур, Нальчик характеризуются азотными слабоминерализованными кремнистыми термами; Ессентуки, Железноводск, Пятигорск славятся питьевыми минеральными водами.
Бальнеологический и климатический курорт Нальчик расположен у северных предгорий Центрального Кавказа на высоте порядка 500 метров над уровнем моря. Основными лечебными факторами курорта являются белореченские азотнотермальные и сероводородные источники, долинская йодобромная вода и тамбуканская лечебная грязь, горный воздух, что способствует лечению и профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, гинекологических, дерматологических, кардиологический и др. Четыре города-курорта: Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Пятигорск объединены в один курортный район - Кавказские Минеральные Воды, расположенный на юге Ставропольского края, в предгорьях Большого Кавказа. Основные лечебно-профилактические процедуры, применяемые во всех санаториях КавМинВод, - это внутреннее употребление минеральной воды, бальнеотерапия, грязелечение, диетотерапия, ЛФК и др. Специализируются санатории в основном на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, гинекологии, эндокринной системы и др.
142
Теория и технологии сферы услуг
В общероссийском объеме санаторно-курортных услуг доля курортов Кавказских Минеральных Вод достигла 20% в 2013 г. Средняя загрузка в санаториях КавМинВод в последние годы составляет 85-87%, во многих здравницах доходя до 100%, а глубина продаж достигает полугода [8]. Распределение количества санаторно-курортных организаций по федеральным округам можно посмотреть в табл.1.
Таблица 1. Число санаторно-курортных организаций _________ по федеральным округам __________
Цен- тральный феде- ральный округ СевероЗападный фе-дераль-ный округ Приволжский федеральный округ Уральский фе-дераль-ный округ Сибир- ский феде- раль- ный округ Дальне- восточ- ный феде- раль- ный округ Южный федеральный округ (с 2010 года) Северо-Кавказский фе-дераль-ный округ
2009 381 153 462 176 268 91
2010 373 160 448 171 261 85 286 161
2011 376 157 447 176 267 81 288 167
2012 359 151 445 175 264 77 271 163
2013 346 152 428 167 255 76 253 164
Составлено на основании данных Федеральной службы государственной статистики [3].
На основании данных табл. 1 хорошо видно, что сравнительно небольшое количество санаторно-курортных организаций располагается в Северо-Кавказском федеральном округе и осуществление 1/5 объема всех санаторно-курортных услуг существенно увеличивает нагрузку на природную среду данного курортного региона. К приоритетным направлениям развития курортов Северного Кавказа и Краснодарского края можно отнести разработку инновационных технологий по использованию и применению лечебных природных ресурсов, эксплуатации санаторно-курортных учреждений и оздоровительных центров с одновременным сохранением и улучшением экологической обстановки на курортах. Необходимо осуществление контроля за целевым использованием природных ресурсов курортных территорий.
Кроме Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод одним из наиболее популярных направлений внутреннего оздоровительного туризма является курорт Бело-куриха. Город-курорт Белокуриха характеризуется такими природными лечебными ресурсами, как радоносодержащие источники и чистый горный воздух. Курорт пользуется большой популярностью, средняя заполняемость в году составляет порядка 80%, в высокий сезон 100%. Турпоток постоянно увеличивается: так, в 2010 г. Белокуриху посетило 140 тыс. чел., а в 2013 - 190 тыс. человек [8]. Увеличения турпотока удается достигать за счет активного продвижения курорта не только на рынке оздоровительного, но и на рынке событийного туризма. Так, например, была открыта конгрессно-выставочная площадка «Сибирское подворье», которая стала региональным центром делового и событийного туризма. В настоящее время курорт активно развивается и расширяется. В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (2011-2018 гг.)» и долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011 -2016 гг. ведется строительство гостиниц, оздоровительных центров и других объектов инфраструктуры туристского курорта «Белокуриха-2». В перспективе планируется строительство курорта «Белокуриха 3» в лесном массиве, а также национального парка. Предполагается, что будет функционировать научно-исследовательский институт оздоровительного и лечебного туризма.
Перед государством стоит ряд социальных задач, направленных на улучшение здоровья и качества жизни населения страны. Для решения этих задач принимаются различные меры: так, например, в целях развития оздоровительного туризма и социально-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.
143
курортной сферы были приняты решения о создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее ОЭЗ ТРТ).
В мировой практике хорошо себя зарекомендовала система создания особых экономических зон с целью обеспечения наиболее благоприятного инвестиционного климата для развития отдельных территорий. Функционирование ОЭЗ основывается на механизме государственно-частного партнерства: так, например, инфраструктура финансируется за счет средств государственного бюджета (федерального или территориального) или из средств муниципальных финансов, а для строительства туристско-рекреационных объектов (таких, как санатории, лечебно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные центры, гостиницы и т.д.) привлекаются частные инвестиции.
Резиденты ОЭЗ ТРТ вправе осуществлять в данной ОЭЗ туристско-рекреационную деятельность, к которой относится: деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторнокурортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод [3]. Так, согласно Постановлениям Правительства РФ №№ 67-73 от 03.02.2007 в начале 2008 года были разработаны проекты по созданию семи ОЭЗ ТРТ: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край); ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» (Иркутская область); ОЭЗ ТРТ «Куршская коса» (Калининградская область); ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» (Краснодарский край); ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай); ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» (Республика Бурятия); ОЭЗ ТРТ «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край).
Под особой экономической зоной понимается часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [3]. К 2012 году было создано уже 14 ОЭЗ ТРТ: семь туристических зон в Иркутской области - «Ворота Байкала», в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь», в Республике Алтай - «Алтайская долина», в Республике Бурятия - «Байкальская гавань», в Калининградской области - «Куршская коса», в Ставропольском крае - «Гранд Спа Юца», в Приморском крае - «Остров Русский» и Северо-Кавказский туристскорекреационных кластер, включивший в себя еще семь ОЭЗ был создан на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Адыгеи; Черкесского, Чегенского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии; Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии; Хунзахского района Дагестана, а также Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия.
Кластер - это совокупность особых экономических зон одного или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ; управление кластером осуществляется одной управляющей компанией [3]. В Северо-Кавказском кластере такой управляющей компанией является ОАО «Курорты Северного Кавказа», а в целом по Российской Федерации управление особыми экономическими зонами осуществляется ОАО «Особые экономические зоны». В рамках Северо-Кавказского туристического кластера планируется создание и развитие следующих курортов: города-курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, (ОЭЗ в Ставропольском крае) - разрабатываются планы по реконструкции и развитию инфраструктуры; курорт «Ведучи» (ОЭЗ «Ведучи» в Чеченской Республике) - планируется ввести в эксплуатацию в конце 2015 г.; курорты Цори и Армхи (ОЭЗ Джейрахского и Сунженского районах Ингушетии) - часть объектов инфраструктуры построена, часть еще только планируется построить; курорт Эльбрус-Безенги (ОЭЗ в Кабардино-Балкарии) - действующий курорт, предполагается дальнейшее его развитие и превращение к 2020 г. в горнолыжный курорт мирового уровня; курорт «Архыз» (ОЭЗ «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике) - начал функционировать в декабре 2013 г.
144
Теория и технологии сферы услуг
не в полном объеме; горнолыжный курорт Мамисон - планируется построить к 2018 г. в Северной Осетии - Алании; разрабатываются планы по развитию курортов Лагонаки (Апшеронский район Краснодарского края, Майкопский район Адыгеи) и Матлас (Хан-захский район Дагестана).
По ряду причин не все особые экономические зоны туристско-рекреационного типа стали развиваться и функционировать в соответствии с намеченными планами. К таким причинам можно отнести: недостаточный объем финансирования строительства инфраструктуры из федерального бюджета (так, например, был сокращен почти в два раза в 2010 г. в связи с кризисом); относительно небольшой объем налоговых льгот; бюрократизацию административных процедур; недостаток высококвалифицированных специалистов, владеющих экологическими нормами; слабое информационное продвижение возможностей ОЭЗ ТРТ на международном рынке инвестиций. Надо отметить, что в целях создания наиболее благоприятного инвестиционного климата и увеличения заинтересованности инвесторов был внесен ряд изменений в законодательство, касающееся функционирования ОЭЗ ТРТ. Так, в соответствии с ФЗ № 365 от 30.11.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 г. для резидентов ОЭЗ ТРТ, объединенных в кластер, были установлены следующие налоговые льготы:
• по налогу на прибыль - введена нулевая ставка налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, и снижение до 13,5% предельной ставки налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов Федерации на срок до 01.01.2023 г. (п.1 ст.284 НК РФ) [1];
• по налогу на имущество - освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет (п.23 ст.381 НК РФ) [1];
• по земельному налогу - освобождение от уплаты налога на землю сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п.9 ст.395 НК РФ) [1];
• по страховым взносам - введение пониженных ставок страховых взносов в социальные фонды (на период с 2012 по 2017 г. суммарно страховые взносы составят 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%) [4].
В настоящий момент существует шесть ОЭЗ ТРТ и один туристско-рекреационный кластер: «Байкальская гавань» (Республика Бурятия); «Ворота Байкала» (Иркутская область); «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край); «Алтайская долина» (Республика Алтай); «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край); «Остров Русский» (Приморский край) и туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея, в который вошли также ОЭЗ ТРТ на территории Ставропольского края (Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1434) и ОЭЗ ТРТ «Ведучи» на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики (Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 865). Наиболее активно функционирует четыре ОЭЗ ТРТ: «Алтайская долина», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала» (табл. 2).
Что касается ОЭЗ ТРТ Северо-Кавказского туристического кластера, то, по результатам аудиторской проверки Счетной палаты РФ, планы по обустройству и материальнотехническому оснащению туристского кластера не были утверждены в установленные сроки, а расходы ОАО «Курорты Северного Кавказа» на инвестиционную деятельность за девять месяцев 2013 г. составили всего порядка 20% от запланированного объема [7]. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 2014 г. N 168 «Об образовании Крымского федерального округа» был образован Крымский федеральный округ, в состав которого вошли два субъекта Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Особенностью данного региона является большое количество курортов и 467 санаторно-курортных организаций. В настоящее время планируется создать свободную экономическую зону на данной территории, особый режим которой будет распространяться на участников, осуществляющих предпринимательскую деятельность в санаторно-курортной сфере, сфере туризма, сельском хозяйстве, и др.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.
145
Таблица 2. Направления развития ОЭЗ ТРТ
ОЭЗ ТРТ ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», Республика Алтай ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», Республика Бурятия ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», Алтайский край ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала», Иркутская область
Основные направления развития Лечебно- оздоровительный туризм; экологический туризм; историкокультурный туризм; экстремальный туризм Лечебно-оздоровительный туризм; круизный; горнолыжный; экологический; экскурсионный; религиозный туризм Лечебно- здоровительный туризм; спортивный туризм; экскурсионный туризм Лечебнооздоровительный туризм; деловой; экскурсионный; экологический; спортивный туризм; круизный; горнолыжный
Площадь зоны 856,86 га 3282,60 га 3328,11 га 2 357,9 га
Составлено на основании данных ОАО «Особые экономические зоны» [9].
В отличие от особых экономических зон другого типа туристско-рекреационные зоны могут создаваться на земельных участках, которые относятся к землям особо охраняемых территорий. С точки зрения территории с особыми лечебными климатическими условиями и равномерного распределения нагрузки на экологию перспективным направлением развития туристско-рекреационных зон и разработки туристических оздоровительных, спортивных и познавательных маршрутов представляется Дальневосточный федеральный округ (табл.3 и рис.1).
Таблица 3. Количество государственных природных заповедников
Цен- траль- ный Северо- Запад- ный Приволж- ский Ураль- ский Сибир- ский Дальне- восточ- ный Южный (с 2010 года) Северо- Кавказ- ский
2009 12 12 14 7 21 25
2010 12 12 14 7 21 25 5 5
2011 12 12 14 7 21 25 6 5
2012 12 12 14 7 21 25 6 5
Составлено на основании данных Федеральной службы государственной статистики [3].
Показатели естественного движения населения по федеральным округам Российской Федерации в I полугодии 2014 года
тыс.человек
Централь-
ный
ii^J__._1иЦ8__._
Сев еро-Западный
I 92,3 iiiiiiiiiiii
Г
Южный Северо- Приволж-
Кавказский ский
Уральский Сибирский Дальне-
в осточный
ш родившиеся
265,9
212, 1
208,6
138,5
29,5
93, 5
91,4
83,4
9, 0
умершие
Рис.1. Показатели естественного движения населения [6].
146
Теория и технологии сферы услуг
В настоящее время в связи с изменением международной политической и экономической ситуации, нестабильностью на валютных рынках на фоне сокращения выездного туризма в РФ спрос постепенно переориентируется на оздоровительные услуги. Причем падение спроса российских туристов на услуги зарубежных курортов в 2014 г. составило порядка 30%, в то время как спрос на отечественные санаторно-курортные услуги увеличился в 2,5 раза. Внедрение системы «аП inclusive» в работу санаторно-курортных учреждений, организация чартерных перевозок к месту отдыха и обратно, а также активное маркетинговое продвижение российских лечебно-оздоровительных услуг на мировом и внутреннем туристском рынках позволило бы привлечь дополнительные потоки туристов на российские курорты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.14 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/ 10900200 (дата обращения 25.11.14 г.)
2. Федеральный закон № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах» в ред. Федеральных законов от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10108541/ (дата обращения 25.11.14 г.)
3. Федеральный закон ФЗ 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изм., внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения
25.11.14 г.)
4. Федеральный закон № 365-ФЗ от 30.11.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный за-
кон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. URL:
http://www.rg.ru/2011/12/07/ekonomzoni-dok.html (дата обращения 25.11.14 г.)
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения
21.11.14 г.)
6. Федеральная служба государственной статистики. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1 140086420641 (дата обращения 25.11.2014 г.)
7. Официальный сайт АТОР. URL: http://www.atorus.ru/press-centre/new/24939.html (дата обращения 26.11.2014 г.)
8. Ratanews. URL: http://www.ratanews.travel/hotels/hotels_25112014_2.stm (дата обращения 25.11.2014 г.)
9. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения 19.11.2014 г.)
10. Официальный сайт Минэкономразвития. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 19.11.2014 г.)