Научная статья на тему 'Подготовка туристских кадров в швейцарских школах гостиничного бизнеса'

Подготовка туристских кадров в швейцарских школах гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ЯЗЫКОВАЯ ПРАКТИКА / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATION PROGRAMS / STUDENT PRACTICE / HOTEL BUSINESS / LANGUAGE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилева Л. Г.

Определены основные черты швейцарского образования. Показана ступенчатая система учебных программ швейцарских школ гостиничного бизнеса. Перечислен ряд новых современных профессий специалистов туристской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional tourism training in Swiss schools of hotel business

The main features of the Swiss education are identified. The step system of training programs in Swiss hospitality schools is shown. New professions for specialists in tourism are listed.

Текст научной работы на тему «Подготовка туристских кадров в швейцарских школах гостиничного бизнеса»

ми компонентами (тактические принципы. структура содержания, формы организации и методы обучения, способы контроля) и важными факторами внешней среды (культура, технология, мето-

дология, доминирующий принцип окружающего мира). Эти связи возникают в системе в процессе ее создания и адаптации к динамичным характеристикам социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минасян Р. Е. Разработка и реализация основ и средств повышения эффективности образовательного процесса в условиях виртуального университета III Международный форум «Туризм: наука и образование». М., 2009.

2. Минасян Р. Е. Современные технологии образования и их роль в развитии туризма V Влияние экономических кризисов на развитие глобализации мировой экономики: сб. тр. межд. иауч.-практ. конф. Саратов, 2009.

3. Минасян Р. Е., Мкртчян В. С., Хачян Д. Э. Адаптация модели ЮНЕСКО в сфере профессионального туристского образования в условиях Республики Армения • Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение:

c6. mp. Mejtcd. Hayn.-npaKtn. KOH<p. A/., 2010.

4. Khachyan D., Mkrttchian V., Several Highlights and Peculiarities of Cooperation between Professional Higher Education and Business in Armenia. Proceeding of Transatlantic conference Recognition and Accreditation of SCHE Programs in Europe and US: Aligning Educational Systems, Golden Sands, 2009.

5. Minasyan R., Khachyan I).. Mkrttchian V., The framework for Quality Control System of Tourism Education in Armenia. International Conference Under the auspices of the ARMQA TEMPUS Project. Yerevan, 2009.

6. Mkrttchian, V, R. Minasyan, A. Sesyolkin. Online Course in Tourism Industry Modeling and Optimisation. Proceeding of SICPRO '09, Moscow, 2009.

JT. Г. ГИЛЕВА

ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В ШВЕЙЦАРСКИХ ШКОЛАХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

УДК 378.09

Определены основные черты швейцарского образовании. Показана ступенчатая система учебных программ швейцарских школ гостиничного бизнеса. Перечислен ряд новых современных профессий специалистов туристской сферы.

Юпочевые слова: туризм, профессионапьное образование, профессиональная подготовка, образовательные программы, практика студентов, гостиничный бизнес, языковая практика.

The main features of the Swiss education are identified. The step system of training programs in •Viito hospitality schools is shown. Sew professions for specialists in tourism are listed

Key words: tourism, pmfessional education, professional training, education programs, student practice, hotel business, language practice.

В последнее время особую популярность приобретает изучение иностранного языка в стране его носителей. Почему? Погружение в языкову ю среду способствует довольно быстрому преодолению языкового барьера. Кроме того, попав в адекватную языковую среду, изучающие язык получают великолепную возможность познакомиться с культурой, бытом, традициями и реалиями данной страны, что помогает приобретению основательных лингвострановедческих знаний [1]. Образование за границей во все времена считалось гораздо более весомым и авторитетным, чем у себя на родине. Заграничный диплом открывает двери солидных фирм и способствует дальнейшему продвижению по служебной лестнице. Соответствующее мировому уровню качественное обслуживание требовательных иностранцев невозможно без свободного владения иностранными языками как в профессиональной сфере, так и в широком контексте |4|.

Инфраструктура обслуживания, средства комфорта туристов включают в себя разнотипные пансионаты, туристские базы, гостиницы и другие структуры обслуживания. обеспечивающие размещение как российским, так и иностранным туристам. В штатах гостиниц и туристских баз должны быть высококвалифицированные работники (администраторы, портье, официанты, швейцары). В гостиницах следует иметь визитные карточки на нескольких языках. В ресторанах необходимо иметь меню, напечатанное на ряде иностранных языков с учетом заезда групп.

Швейцарские школы туристского бизнеса удерживают свою репутацию в качестве наилучших поставщиков образования в этой области. Преобладающим аспектом в европейских странах является

практика в сфере туризма. Многие из школ расположены в отелях и замках или имеют в них свою базу' для практики. Студенты учатся в условиях реальной, обычно первоклассной, гостиницы, знакомясь на практике с работой ее слу жб -от вытирания стаканов и подавания ключей до управления отелем. Студенческий контингент зарубежных школ интернационален, и обучение предлагается на двух иностранных языках: французском и английском. В процессе практики обучающихся знакомят с рабочими операциями гостеприимства. Суть европейской (она же швейцарская) модели - в сочетании теоретических занятий с практической работой в условиях «реального времени», на базе действующего отеля. При этом будущий менеджер должен последовательно пройти через все подразделения гостиничного хозяйства и приобрести практические навыки работы в каждом из них. Управление подразумевает контроль, а эффективно контролировать работу подчиненных невозможно, если сам досконально не разбираешься в ней, убеждены сторонники этой модели. Вот почему менеджер гостиницы, получивший образование в одной из школ Швейцарии, не только знает, чем занята каждая служба отеля, но и умеет делать все, что делают его служащие.

Не случайно в швейцарских школах гостиничного менеджмента учебный год четко делится на два семестра: первый студенты проводят в учебной аудитории, а второй - непосредственно в гостинице, где зачастую и живут. Этот подход позволяет готовить специалистов, ориентированных на работу именно в сфере гостиничного бизнеса. Направленная на приобретение профессиональных умений подготовка сосредоточена на кухонных технологиях, навыках обслуживания,

функциях службы горничных и официантов. Под руководством опытных преподавателей студенты готовят и сервируют блюда в каждой из нескольких кухонь и в ресторанах [5]. Главные черты швейцарского образования - качество и основательность. Здесь вы не найдете дешевых и коротких курсов. Хорошее образование стоит больших денег, но оно дает гарантию, что эти деньги потом окупятся сторицей. Здесь действует принцип: хорошо дешево не бывает - чтобы что-то получить, надо сначала вложить.

На сегодняшний день отличительной особенностью францу зского гостиничного бизнеса является наличие крупных гостиничных консорциумов. Сеть отелей ACCOR - крупнейшая в Европе. Необходимыми качествами для персонала ACCOR считаются: способность видеть и выделять главное из сложных проблем, дипломатичность, настойчивость, целеустремленность, упорство, умение принять верное решение, владение как минимум двумя иностранными языками и родным языком на уровне ежедневного общения, диплом бизнес-школы, независимость и желание посвятить себя трудной, но захватывающей деятельности |2|.

В последнее время внутри корпорации появляются новые современные профессии, такие как:

• советник по путешествиям (Conseiller en voyages). Рабочая миссия данной профессии - давать предпочтительные советы клиентам и предвидеть их желания в целях продвижения компании на рынке. Профессиональные навыки: служащий должен обладать необходимым коммерческим чутьем, владеть знаниями программы Windows, уметь слушать и работать в команде;

• поверенный в клиентуре (Charge de clientele). К его обязанностям относится:

быть хорошим собеседником, гарантировать качественное предоставление услуг, способствовать продвижению эволюции туристских услуг, идущей от статуса турагентства к статусу клиента. Сотрудник обязан прекрасно знать язык и владеть информационными навыками. При этом необходимо соблюдать профессиональную непреклонность характера энергичность, легко входить в контакт с клиентом, быть реактивным, т. е. заботиться о продвижении продаваемого проду кта [2].

Sofitel - самый престижный бренд группы ACCOR. Отели Sofitel расположены в крупнейших городах, деловых центрах и на лучших курортах. Каждый из отелей имеет свой собственный, неповторимый стиль, который сочетается с элегантностью и изысканной кухней. Каждый отель у никален, но при этом все они подчинены единому замыслу, призваны воплощать в себе францу зский дух: изысканное убранство, теплый прием и безупречный сервис. Примерами таких отелей являются Lc Faubourg, Sofitel Demeure Hotels, Suitehotel, Etap Hotel и т. д. |2). Большинство из них располагаются в старинных особняках XVIII— XIX вв. Выражение hotel particulier (особняк, дворец) широко распространено по всей Франции и за ее пределами. Novotel - это современная концепция отелей, подходящих и для бизнеса, и для отдыха. Персонал Novotel отвечает следующим требованиям: внимательность, преду предительность, отзывчивость.

Среди известных во всем мире у чебных заведений и частных школ, которыми гордится Швейцария, школы, входящие в состав SEG (Swiss Education Group). Швейцарские школы гостиничного дела имеют, как правило, трехступенчатую систему учебных программ. Каждая ступень - соответствующая позиция в гос-

тиничном бизнесе. Например, после одного года учебы можно рассчитывать на работу в департаменте питания отеля, или в ресторане (Food & Beverage), или в отделе приема и размещения гостей (Front Office). Еще год - и вы можете претендовать на место в Room Division (служба номеров). Вместе эти два года дают диплом в сфере у правления гостиничными службами (Diploma in Hotel Operational Management). Третий год ведет к получению высшего диплома в сфере управления гостиницами и туризма (Higher Diploma in Hotel Management & Tourism), и его обладатель может выполнять управленческую работу в любом департаменте отеля.

Образование в Швейцарии у большинства ассоциируется со специальностью «Гостиничный бизнес». Вот уже много лет в этой стране готовят гостиничных управляющих, и количество студентов, обучающихся здесь гостиничному менеджменту. с каждым годом растет. Большинство отелей во всем мире (Radisson, le Meridien, le Plaza, la Fregate, Pierre & Vacances) нуждаются в высококвалифицированных специалистах со знанием иностранных языков, в первую очередь французского. Именно французская терминология является преобладающей в профессиональной сфере гостиничного бизнеса [3].

Самая старая из многочисленных профильных учебных заведений Школа гостиничного менеджмента Лозанны (Ecole hotelicre dc Lausanne), основанная в 1893 г., до сих пор остается одной из ведущих. Именно там и была заложена традиция совмещать теорию с практическими занятиями. Как гласит концепция данной Школы, «в сфере туристско-гостиничных услуг может работать тот человек, который испытывает потребность в ока-

зании услуги другому человеку и от этого в высшей степени получает удовлетворение».

Школа состоит из двух отделений, франкоязычного и англоязычного, причем первое гораздо больше второго. Основная программа Школы - это рассчитанный на четыре года (8 семестров) ку рс международного менеджмента в сфере гостиничного хозяйства (International Hospitality Management Programme). Он признан швейцарским правительством как курс профессионального обучения на университетском уровне. Выпускникам присваивается степень бакалавра, аккредитованная Ассоциацией отелей и мотелей США (АНМА), и выдается диплом Лозаннской школы, аккредитованный Швейцарской конфедерацией. Шесть семестров занятий проходят непосредственно в школе, а два (как правило, третий и пятый) - в других отелях и ресторанах. Четыре года обучения завершаются написанием и защитой диссертации [5].

Принципиальным достоинством данной программы является совмещение обучения функциональным прагматическим аспектам гостиницы с обучением коммерческой стороне дела. В программе предусмотрен широкий диапазон дисциплин, поскольку современному преуспевающему руководителю в сфере гостеприимства необходимо не только ориентироваться в функциональных аспектах управления гостиницей или рестораном, но и владеть рыночной стратегией, планированием финансовой и кадровой политики. В сфере гостеприимства присутствуют не только культурная составляющая. но и артистический элемент, которым обучают студентов. Данная программа разработана в сотрудничестве с владельцами гостиниц и профессиона-

лами индустрии гостеприимства. Углубленное изучение менеджмента охватывает следующие предметы:

• маркетинг и туризм (влияние развития туризма и индустрии путешествий на бизнес, продвижение проду кта на рынок и др.);

• менеджмент размещения (принципы работы службы приема, системы бронирования, процедуры приветствия гостей);

• языки и коммуникация (совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке);

• изучение культуры и изобразительного иску сства (связь индустрии гостеприимства с национальной культурой, вкусом и стилем и такими аспектами бизнеса, как коллекционное вино).

Hotel Institute Montreux (HIM) функционирует на базе отеля «Европа» (Hotel Europe) и отеля «Мирамонте» (Hotel Miramonte), где студенты учатся, живут, питаются и проходят практические занятия. Это дает возможность погрузиться в реальную гостиничную жизнь и научиться применять на практике полученные знания. Учитывая большую нагрузку во время учебы, это еще и экономит время. За время обучения все студенты проходят практику абсолютно во всех подразделениях: от горничных и барменов до организаторов конференций. Несмотря на то что выпускникам школы по большей части никогда в дальнейшем не придется выполнять работу горничных и официантов. они должны в мельчайших деталях знать всю ту работу , организовывать и контролировать которую им предстоит в дальнейшем - такова политика школы.

Есть масса других секретов, благодаря которым профессиональный уровень выпускников школы позволяет им в дальнейшем сделать блестящую карьеру. Здесь у чат не только управлять людьми

в различных сферах гостиничного хозяйства, но и находить собственные новаторские идеи, уметь аргументировать целесообразность их воплощения в жизнь. Ведь гостиничный бизнес, как и любой другой, постоянно развивается, и требования, предъявляемые руководством любого отеля высокого уровня. - это не только грамотное управление, но и внутренний рост менеджера каждого отдельного звена [5].

Студентов учат буквально всему, что связано с гостиничным делом: готовить различные блюда и напитки, сервировать стол, обслуживать клиентов, убирать номера, разговаривать по телефону, вести деловую переписку. Помимо семестра оплачиваемой практики, составной частью учебного процесса являются ролевые практические занятия. Например, во французском ресторане, где студенты питаются, они же обслуживают однокурсников, тем самым шлифуя знания, полученные на лекциях. Есть и общие теоретические предметы: маркетинг, бухучет, компьютер, туризм, экономика менеджмент. И обязательно - один-два иностранных языка. По мнению Мартина Кисслеффа, президента Ассоциации швейцарских школ отельного менеджмента, в этом бизнесе выживают прежде всего коммуникабельные люди. Сотрудники любого отеля или ресторана всегда на виду, и от их такта и умения ладить с людьми во многом зависит успех предприятия: клиент всегда вернется туда, где ему' было комфортно и уютно. Во-вто-рых, человек должен быть мобильным, поскольку работа в крупных отельных цепях предполагает многочисленные командировки и переезды, связанные с продвижением по службе. К примеру, если сотру дник заслужил повышение, а в его отеле эта должность занята, но такое же

место свободно в другой гостинице из этой же цепи, то ему предлагают отправиться туда, где есть вакансия - в другой город, страну или даже континент.

Таким образом, многочисленные партнерские связи с французскими предприятиями и учреждениями говорят о том, что владение французским языком является целесообразным с профессиональной точки зрения. Наряду с английским французский - единственный язык, на

ЛИТЕРАТУРА и э

1. Веденина Л. Г. Франция и Россия: диалог двух культур: учебное пособие по лингвост-рановедению. М., 2000.

2. URL: http://www.accor.cow.

3. Latifi М. L 'hotellerie еп franqais: Didier Hatier. Paris, Sorbonne, 2003. 190 c.

4. Маркова О. Ю. Страноведческий аспект

котором говорят на всех пяти континентах. Французский язык является дипломатическим и рабочим языком международных организаций, таких как ООН, Европейский союз, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Совет Европы, а также ЮНЕСКО. Человек, владеющий французским языком, получает своего рода «паспорт», который предъявляется при поступления в университеты франкоязычных стран.

лектронные ресурсы

профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранного языка. М., 2000. 176 с.

5. Медлик С. Гостиничный бизнес : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Ю. М. ЛАГУСЕВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

УДК 378:001.891

Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие российского туризма. Дан aiitL ui i особых экономических юн туристско-рекреационного типа в России. Раскрыты подходы к подготовке туристских кадров для ОЭЗ.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, профессиональная подготовка, особые экономические зоны, качество образования, внутренний туризм.

Constraining development factors of Russian tourism are considered. Russian special economic zones analysis is given

Key words: tourism, professional education, professional training, special economic zones, education quality, domestic tourism.

В последние годы туристская сфера мично - темпы роста внутреннего туриз-в России развивается достаточно дина- ма выражаются десятичными числами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.