Научная статья на тему 'Управление качеством подготовки кадров для туриндустрии'

Управление качеством подготовки кадров для туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИНДУСТРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / QUALITY EDUCATION / INNOVATION IN THE PREPARATION OF A TOURIST-RAY SHOTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущёв Н. П.

Нализируются развитие сферы туризма как направление государственной политики и современные подходы к профессиональному туристскому образованию, делается акцент на формирование подходов к управлению качеством профессиональной подготовки кадров для сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the staff training quality for the tourism industry

The author analyzes the development of tourism as an area of public policy and current approaches to professional tourism education, the emphasis is on forming approaches to management quality professional training for tourism.

Текст научной работы на тему «Управление качеством подготовки кадров для туриндустрии»

Н. П. КУЩЁВ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИНДУСТРИИ

УДК 378.1:338.48

Анализируются развитие сферы туризма как направление государственной политики и современные подходы к профессиональному туристскому образованию, делается акцент на формирование подходов к управлению качеством профессиональной подготовки кадров для сферы туризма.

Ключевые слова: развитие туризма, туриндустрия, профессиональное туристское образование, качество образования, инновации в подготовке туристских кадров.

The author analyzes the development of tourism as an area of public policy and current approaches to professional tourism education, the emphasis is on forming approaches to management quality professional training for tourism.

Key words: tourism, tourism industry, professional tourism education, quality education, innovation in the preparation of a tourist-ray shots.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17.11.2008 № 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в Стратегии развития туризма Российской Федерации до 2015 года и других документах.

Этот огромный туристский потенциал используется далеко не полностью. По оценкам Объединенного совета Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия способна принимать до 40 млн иностранных туристов в год и к 2020 году может войти в первую десят-

ку самых привлекательных с точки зрения туризма стран.

Возрастание роли туристской отрасли в развитии экономического потенциала Российской Федерации требует научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров, освоения в этой связи современных моделей профессионального туристского образования, так как подготовка высококвалифицированных специалистов международного уровня яаля-ется одной из ключевых проблем развития отечественного туризма.

Поданным Ростуризма, число рабочих мест в туристской индустрии на 2009 год составило 2,641 млн человек. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)» предусматривает создание дополнительно более 1 млн рабочих мест.

Вместе с тем, по экспертным оценкам, сегодня около 70% российских специалистов сферы туризма не имеют базового профессионального образова-

ння. В регионах России очень мало профессионалов, способных на достойном уровне обеспечить обслуживание участников и гостей таких крупномасштабных мероприятий, как АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиада-2013 в Казани. Так, только для обслуживания Олимпиады 2014 года в Сочи потребуется около 135 тыс.человек.

В стране подготовкой кадров для отрасли занимаются более 400 учебных заведений высшего и 50 учебных заведений среднего профессионального образования. С середины 1990-х годов специалистов по туризму стали готовить и непрофильные вузы. Средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для туристских фирм, гостиничного и ресторанного бизнеса, других предприятий сферы туризма, не полностью удовлетворяют потребности отрасли. Начальное профессиональное образование практически отсутствует.

Перед отечественным профессиональным туристским образованием стоит задача модернизации его содержания и структуры, сбалансированного развития всех его уровней в соответствии с требованиями туристской индустрии, бизнеса, сферы услуг, культуры, регионального развития туризма, формирования в стране системы непрерывного профессионального образования, развивающегося на базе интеграции с наукой, вовлечения работодателей в процесс обучения на всех его стадиях.

Интересный и положительный опыт внедрения инновационных технологий в туристское образование, использования международных программ подготовки туристских кадров накоплен в одном из первых в стране вузов туристского профиля — Российской международной академии туризма (РМАТ), тесно взаимодействующей в этом направлении с ведущими учеными Российской академии наук и Российской академии образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, других научных и образовательных учреждений.

Современная модель профессионального туристского образования, реализуемая в РМАТ, сформирована в ходе многолетнего эксперимента по построению многоуровневой, территориально распределенной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров. В процессе поиска, разработки и внедрения инноваций учебные и научные структуры РМАТ взаимодействуют в образовательном и научном пространстве как с государственными и муниципальными органами управления образованием и сферой туризма, так и со своими зарубежными партнерами. В основу модели заложены главные принципы эксперимента РМАТ: самофинансирование, самоокупаемость, многоуровнсвость, непрерывность, доступность. учет международного опыта, вхождение в европейское образовательное пространство, научное обеспечение, инновации и качество.

На состоявшейся 20 мая 2010 года в Совете Федерации ФС РФ Международной научно-практической конференции «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение» было отмечено, что модель профессионального туристского образования должна быть направлена в первую очередь на выработку высоких квалификационных требований к уровню подготовки, на совершенствование образовательных технологий и итоговой аттестации специалиста, развитие интеграции программ профессионального образования разного уровня, активное использование международного опыта подготовки туристских кадров.

Туристское образование должно быть в большей степени сконцентрировано на подготовке работников, обладающих компетентностью в соответствующей отрасли, свободно владеющих своей профессией и умеющих ориентироваться в смежных областях деятельности, ответственных, готовых к работе в команде (коллективе), способных к постоянному

профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Научно-методическое обеспечение профессионального туристского образования должно способствовать решению широкого круга задач фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включенных в комплексную программу НИР РМАТ, в том числе:

• совершенствование современной модели международного непрерывного туристского профессионального образования в контексте тенденций развития мирового туризма;

• мониторинг современных тенденций развития профессионального туристского образования;

• разработка и внедрение инновационных программ в современной модели профессионального туристского образования;

• теоретико-методологические основы туристских дести наций в современной модели профессионального туристского образования;

• концептология устойчивого развития туризма и рекреации в современной модели профессионального туристского образования;

• совершенствование правового регулирования в сфере образования, туризма и гостеприимства;

• роль межнациональных отношений в развитии профессионального туристского образования;

• кадровое обеспечение организации социального туризма в Российской Федерации;

• процессы глобализации в российской системе профессионального туристского образования;

• разработка образовательных стандартов для повышения качества подготовки специалистов туристского профиля;

• разработка моделей, программ и технологий профессионального туристского образования;

• разработка моделей, программ и технологий дистанционного профессионального туристского образования;

• развитие образовательных программ в системе профессионального туристского образования;

• управление качеством образования как основа инновационного развития системы профессионального туристского образования;

• страте га и развития, программы и механизмы реализации дополнительного профессионального образования в вузе;

• переход на двухуровневую систему высшего профессионального туристского образования (бакалавриат — магистратура) на основе государственных стандартов третьего поколения и международных стандартов качества в рамках Болонского процесса;

• разработка стандартов международной магистерской программы в области рекреалогип и туристики;

• совершенствование качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса с учетом международного опыта и лучших международных стандартов обучения.

Содержание профессионального туристского образования, нацеленного на позитивное изменение жизни молодых людей, должно гарантировать им трудоустройство и эффективную карьеру. Это в полной мере соответствует основным принципам, изложенным в Болонской декларации;

• обеспечение совместимости систем высшего образования, функционирующих в рамках европейского образовательного пространства;

• введение двухуровневой системы высшего образования;

• введение крсдитно-модульной системы;

• обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

• применение компетентностного подхода при формировании содержания образования;

• образование в течение всей жизни.

■ Для решения задач вхождения в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса РМАТ имеет целый ряд договоров о совместных программах и лицензионных соглашений с ведущими европейскими учебными заведениями и исследовательскими центрами, в частности, с Брюссельским свободным университетом (Бельгия), Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон (Франция), Болонским университетом, Миланским университетом Бикокка (Италия), Версальской школой ландшафтного проектирования и дизайна, Высшей школой менеджмента гостиничного хозяйства и туризма (Институт ВАТЕЛЬ) (Франция), Высшей школой туристского образования Родоса (Греция), Международным образовательным альянсом по программам ускоренного профессионального образования (ГАЬ), Школой гостиничного и ресторанного обслуживания Серрамадзони (Италия) и др. Это обеспечивает возможность расширения практической подготовки и вариативного построения образовательной траектории в рамках Болонского процесса в условиях перехода России на двухуровневое высшее профессиональное образование.

Совместно с Институтом ВАТЕЛЬ (Франция) в РМАТ реализуется образовательная программа «двойного» диплома на уровне бакалавра менеджмента гостеприимства (первый выпуск состоялся в 2009 году), а также инновационная программа на уровне переподготовки для менеджеров гостеприимства, включающая теоретические курсы в Москве и во Франции, стажировку в европейских гостиницах. Выпускники получают государственный диплом Российской Федерации о переподготовке и сертификат Института ВАТЕЛЬ.

На уровне магистратуры кафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития разработаны совместная программа-модуль «Управление туристскими объектами Всемирного культурного наследия» с Университетом Сорбонна

Париж-1 Пантеон, программа «Экономика и управление туристскими дестина-циями» с Миланским университетом Бикокка, а также программа-модуль «Кон-цептология научно-экспедиционного туризма» с Брюссельским свободным университетом.

На уровне аспирантуры (послевузовского профессионального образования) начато внедрение совместной программы с Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон по научному направлению «Туристика» совместно с третьей стороной — географическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. Аспиранты РМАТ по научным специальностям «Теория и методика профессионального образования» (педагогические науки) и «Экономика и управление народным хозяйством» (экономические науки), а также аспиранты МГУ по научной специальности «География» (географические науки) получают возможность параллельной защиты выполненной диссертационной работы в Сорбонне.

■ Важными инновациями в процессе реализации профессионального туристского образования в РМАТ являются:

• создание института инновационных исследований в туризме — И И ИТ РМАТ;

• разработка проекта «КАМПУС» (Комплекс актуальной межрегиональной производственной учебы студентов);

• разработка инновационного консалтингового проекта «Международный центр устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских туристских дестинаций».

Цель создания ИИИТ РМАТ — повышение качества профессионального туристского образования, научных исследований и разработок в сфере туризма и рекреации путем обеспечения синергетической взаимосвязи инновационных процессов в науке (туристикс), образовании и практике туристского бизнеса (туристской индустрии) в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат — магистратура).

Целью проекта «КАМПУС» является эффективное объединение ресурсов: производственной базы ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг) — учредителя РМАТ и научнообразовательного потенциала РМАТ для повышения качества практической подготовки студентов в сфере туризма и гостеприимства.

Целью проекта «Международный центр устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских туристских дестинаций» является интеграция международного опыта ЮНЕСКО, ЮНВТО, AER, EDEN, AI EST, CED для содействия устойчивому развитию туризма в регионах России, продвижению российских дестинаций на рынках въездного и внутреннего туризма и подготовке кадров нового типа — кон-цептологов рекреационного проектирования.

Таким образом, основными направлениями обеспечения качества профес-

сионального туристского образования в РМАТ являются:

• мониторинг современных тенденций туристской отрасли и качества профессионального туристского образования;

•обеспечение перехода на двухуровневую модель высшего профессионального туристского образования с учетом Болонского процесса и государственных образовательных стандартов третьего поколения;

• внедрение инновационных образовательных программ и инновационных образовательных технологий в учебный процесс вуза;

• сертификация образовательных программ РМАТ по международным стандартам качества (иЫ\\ТОТесЮиа1, 150 9000:2008);

• совершенствование качества образования на основе развития научно-исследовательской работы, интеграции науки, образования и туристской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.