Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в профессиональной туристской подготовке студентов'

Международное сотрудничество в профессиональной туристской подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL EDUCATION PROGRAMS / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Е. Н.

Одним из важных направлений развития профессионального туристского образования автор считает расширение международных образовательных программ и создание возможности для получения студентами «двойных дипломов» (российского и европейского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation in professional staff training for tourism

One of the important directions of development of professional tourism education author considers the expansion of international educational programs and creating opportunities for students «double degree» (the Russian and European).

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в профессиональной туристской подготовке студентов»

Е. Н. ТРОФИМОВ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

УДК 378.1

Одним из важных направлений развития профессионального туристскоео образования автор считает расширение международных образовательных программ и создание возможности дм получения студентами «двойных дилііомов» (российского и европейского).

Ктчевые слова: профессиональное туристское образование, международное сотрудничество, международные образовательные программы, академическая мобильность.

One of the important directions of development of professional tourism education author considers the expansion of international educational programs and creating opportunities for students «double degree» (the Russian and European).

Key words: professional tourist education, international cooperation, international education

programs, academic mobility.

В августе 2011 года была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». Меры, обозначенные в этом документе, должны способствовать созданию привлекательного образа России в мировом пространстве не только в имиджевом, но и практическом аспекте, когда над всеми иными интересами превалирует один и самый главный — человек.

Доступность и комфорт не всегда присущи многим нашим туристским дести-нациям, что и становится порой причиной снижения интереса к самым привлекательным российским достопримечательностям. В результате доля туризма в ВВП России составляет 2,6%, в то время как в ведущих европейских странах — 15%. Правда, по прогнозам ЮН ВТО, у России обнадежитающее будущее — до 100 млн туристов в год. Потребуется большое количество персонала для их обслуживания.

Профессиональные кадры — забота таких специализированных учебных заве-

деннй, как Российская международная академия туризма. Ни технический, ни медицинский вуз таких специалистов не подготовит. Самая эффективная схема, когда турбизнсс делает заявку на подготовку кадров во внебюджетном вузе. Но и государство тоже участвует в этом, выбирая на конкурентной основе лучшие вузы и давая им право принимать студентов на бюджетные места. Законопроект, регламентирующий порядок бюджетного финансирования негосударственных вузов, вроде бы на это и нацелен, но о туристских профессиях там речь не идет. А ведь такой подход открыл бы дорогу талантливым детям из малообеспеченных семей. Хотя в Академии и существуют социальные программы, но легитимная помощь государства ей бы не помешала. Пока РМАТ чувствует устойчивую поддержку рынка, каждый год подтверждая свою конкурентоспособность.

Набор студентов в 2011/12 учебном году по сравнению с прошлым годом оказался выше на 20%. И это несмотря на ряд негативных факторов, большинство

ВЕСТНИК РМАТП12 1 (4) • 2012

из которых лишь усугубилось. Сильная сторона РМАТ — подготовка профессионалов для всего мира, свободно владеющих как минимум двумя иностранными языками. Имея в образовательном портфеле международные программы. Академия естественным образом внедряется в европейское пространство. «Двойной» диплом за четыре года — не так уж плохо, учитывая, что один из них — европейский. Выпускники Академии успешно продвигаются по карьерной лестнице во Франции, Хорватии, Египте, Турции, Китае, государствах СНГ и других странах.

Семь лет действует соглашение Академии с крупнейшим университетом гостеприимства УАТЕЬ (Франция). В 2007 году была открыта образовательная программа «РМАТ — Версальская высшая национальная школа ландшафтного проектирования и дизайна (Франция)».

2011 год был назван годом Италии в России. Для Академии он ознаменовался плодотворным сотрудничеством с итальянскими коллегами. Несколько лет действует совместный проект РМАТ — Школа гостиничного и ресторанного обслуживания «1АЬ> в г. Серрамадзони (Италия). Между РМАТ и Миланским университетом Бикокка подписано соглашение о сотрудничестве. В 2010 году в рамках действия основного соглашения между двумя вузами было подписано соглашение о двойном образовании, которое предусматривает реализацию магистерской программы «двойного» диплома. Была разработана совместная учебная программа, согласованы сроки ее начала. Сейчас первые итальянские магистранты обучаются в Академии. Они слушают лекции на английском языке и будут защищать диссертации в РМАТ. По завершении обучения они получат два диплома: российский и итальянский.

В2011 году для студентов Миланского университета Бикокка была организована летняя школа. Занятия учебного курса «Индустрия туризма и гостеприимства

в России» сочетались с незабываемыми экскурсиями по краса вице-Москве и не менее впечатляющему Подмосковью.

С июля 2011 года магистранты РМАТ учатся в Италии в Миланском университете Бикокка.Они прошли прекрасную языковую практику в трсхнедсльной летней школе в университете Са1с1 Г (Италия) и сегодня успешно слушают лекции на итальянском и английском языках. А впереди — защита магистерских диссертаций на одном из этих языков.

Но на этом международные отношения не заканчиваются: достигнуто соглашение о долгосрочном сотрудничестве между РМАТ и старейшим учебным заведением — Миланским университетом, которое предусматривает создание в Москве на базе Академии филиала Центра итальянского языка и культуры Миланского университета, где студенты и все желающие смогут получить знания, необходимые, в том числе, и для продолжения обучения в Италии.

По креативному пути пошло сотрудничество с Институтом повышения квалификации работников области Эмилия Романья и Школой гостиничного бизнеса Серрамадзони. Мастер-классы лучших итальянских поваров и сомелье отличались высоким профессиональным мастерством и даже артистизмом. А обмен делегациями расширил возможности этой программы. РМАТ успешно провела дни Русской кухни во Фратта (Италия).

Учащиеся колледжа по совместной программе РМАТ — Школа Серрамадзони проходили стажировку в Италии. Учебные стажировки намечается провести в туристском комплексе Форте Вил-ладж в Сардинии.

В ноябре 2011 года на базе Московского филиала РМАТ открыто представительство Дома Артузи, крупнейшего итальянского кулинарного бренда, практикующего приготовление домашней итальянской еды. Одно из направлений работы представительства — продвижение на российский рынок краткосрочныхобразователь-

ных программ Дома Артузи. В основном они предназначены для дополнительного профессионального образования, которое поднялось на новую качественную ступень с созданием Центральных туристских курсов в Российской международной академии туризма совместно с Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области. Так как россияне проявляют огромный интерес к итальянской кухне, то в России издана книга известного итальянского ученого-кулинара Пел-

лефино Артузи (1820—1911) «Lascienzain cucinae 1’arte di mangiar bene» («Наука питания и искусство вкусно есть»). В этом проекте участвовала и РМАТ.

Такие широкие возможности получения образования международного уровня, подтвержденного европейскими дипломами и сертификатами, которые предоставляет Российская международная академия туризма, открывают перспективу перед выпускниками стать известными не только в российском, но и в мировом турбизнесе.

А. СЕББАН

ЕВРОДИП - ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 37.014.252

Деятельность Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (ЕВРОДИП) направлена на обучение гостеприимству на основе европейского образования. В современном глобальном мире Ассоциация должна поддерживать отношения между школами и индустрией туризма, чтобы качество образовательных программ соответствовало стремительному развитию индустрии услуг. Об этом говорится в выступлении AjieHa Себбана, почетного президента ЕВРОДИП.

Ключевые слова: международная деятельность в области профессионалыюго туристского образования, европейские школы туризма и гостеприимства, концепция европейского гостиничного образования .инновации в области подготовки кадров для туризма.

Activity of association EURHODIP is directed on training to hospitality on the basis of the European education. In today's global world, the association shall maintain a relationship between schools and the tourism industry to meet the quality of educational programs corresponded to prompt development of the industry of services. This is stated in a speech Allan Sebban, President Emeritus EURHODIP about the origins and prospects of the association.

Key words: international activities in the field of vocational tourism education. European School of Tourism and Hospitality, the concept of European hospitality education, innovations in the field of training for tourism.

Правила гостеприимства составляли основу европейской культуры со времен Античности. С учетом этого руководители 12 европейских школ гостеприимства учредили ассоциацию ЕВРОДИП. В 1988 году, более чем за 10 лет до нача-

ла Болонского процесса, ЕВРОДИП вошла в процесс европеизации образования в сфере туризма и гостеприимства. Ассоциация предлагает помощь отелям и школам туризма любого уровня в объединении европейских стандартов в учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.