Научная статья на тему 'Современная модель профессионального туристского образования'

Современная модель профессионального туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСПЕРИМЕНТ РМАТ / СОДЕРЖАНИЕ ПТО / ИННОВАЦИИ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATION FIELD / RUSSIAN INTERNATIONAL ACADEMY FOR TOURISM EXPERIMENT / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION CONTENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин И. В.

Рассматривается Концепция и современная модель профессионального туристского образования в контексте тенденций развития мирового туризма. Выявлены идеи, принципы и особенности профессионального туристского образования, а также диверсификация системы образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern model of professional tourism education

The concept and contemporary model of professional tourism education in the context of world tourism trends are considered. Ideas, principles and characteristics of professional tourism education as well as diversification of educational programs’ system are identified.

Текст научной работы на тему «Современная модель профессионального туристского образования»

И. В. ЗОРИН

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 379.851

Рассматривается Концепция и современная модель профессионального туристского образовании в контексте тенденций развития мирового туризма. Ныявлены идеи, принципы и особенности профессиопа.1ыюго туристского образования, а также диверсификация системы образовательных программ.

Ключевые слова: турит, профессиональное образование, образовательные программы, образовательное пространство, эксперимент РМЛТ, содержание НТО, инновации.

The concept ami contemporary model of professional tourism education in the context of world tourism trends are considered. Ideas, principles and characteristics of professional tourism education as well as diversification of educational programs' system are identified

Key words: tourism, professional education, educational programs, education field, Russian International Academy for Tourism experiment, professional tourism education content, innovation.

В научно-профессиональной среде принято говорить о модели образования, в соответствии и в рамках которой осуществляется подготовка кадров, необходимых для развития общества, экономики, социума. Модель, по существу, - образ системы образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 8 «Понятие системы образования») система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образова-

тельных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В новых условиях жизни России, направленной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, профессиональное туристское образование должно стать качественно иным, адекватно соответствующим этому новому обществу.

Этот постулат развивается в формулировании четырех основных идей, соответствующих основным целям туристского образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов - его «потребителей»: личности, общества, производства и самой сферы туристского образования: гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывного образования.

Развитие идеи гуманизации туристского образования заключается в гуманитаризации профессионального туристского образования, его фундаментализации. деятельностной направленности, обеспечении национального характера туристского образования.

Идея демократизации образования включает следующие принципы развития: самоорганизация учебной деятельности студентов; сотрудничество педагогов и обучающихся; открытость образовательных учреждений; многообразие образовательных ту ристских систем; регионализация туристского образования; равные возможности; общественно-государственное управление.

Идея опережающего образования основана на следующих принципах развития: опережающий потребности туристской отрасли уровень профессионального туристского образования; опережающая подготовка кадров для регионов; саморазвитие личности обучаемого (учащегося. студента, слушателя).

Наконец, идея непрерывного образования реализуется с соблюдением принципов развития: базового образования; многоуровневое™ образовательных программ; дополнительности (взаимодопол-нительности) базового и последипломного образования; маневренности образовательных программ; преемственности образовательных программ; интеграции

образовательных структур; гибкости организации форм образования (обучения).

Перечисленные выше идеи и принципы, безусловно, актуальны для развития российской системы образования в целом.

Вместе с тем профессиональное туристское образование обладает спецификой, обусловленной тем, что сфера туризма -многоотраслевой комплекс, в котором востребованы кадры разных профилей, направлений, специальностей на разных уровнях: техническом (исполнительском), технологическом, концептуальном.

Концепция и современная модель профессионального туристского образования в контексте тенденций развития мирового ту ризма должны также у читывать основные принципы новой, зародившейся лишь в последние десятилетия, наутш — туристики. Туристика. с одной стороны, как феноменологическая наука включает разделы: этнология путешествий; мифология путешествий; философия путешествий; апостольство путешествий; великие географические открытия; индивидуализация путешествия; индустрия туризма; рекреация. С другой стороны, составляющими ту ристики являются: философия туризма; педагогика туризма; экономика туризма; туристское право; социология туризма; культурология туризма; психология туризма; менеджмент туризма. При этом система дестинаций как основание ту ристики содержит: культурные дестинации (музейный туризм, событийный ту ризм, религиозный ту ризм и др.); рекреационные дестинации (курорты, пляжный туризм и др.); деловые дестинации (конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары и др.); комплексные дестинации (научно-экспедиционный ту ризм и др.), а профессионатьное туристское образование диалектически

высту пает как ведущий фактор развития ту ризма и ту ристики.

Современноя модель профессионального ту ристского образования, реализуемая в Российской международной академии ту ризма (рис. 1, 2), сформирована в ходе многолетнего инновационного эксперимента по построению многоуровневой, территориально распределенной системы непрерывной подготовки, переподготов-

ки и повышения квалификации туристских кадров.

В основание модели заложены главные принципы эксперимента РМАТ: самофинансирование; самоокупаемость; много-уровневость; непрерывность; доступность; учет между народного опыта; вхождение в европейское образовательное пространство; научное обеспечение; инновации и качество.

Институ циональная структура ■

Институт довузовского обучения

Институт менеджмента туризма

Институт гостеприимства

Институт государственного и муниципального управления

КЛМІІУС

Институт инновационных исследований в туризме

Международный центр у стойчивого туризма

Институт дополнительного профессионального образования

Аспирантура

Докторантура

/

/

Образовательные программы

Подготовка к поступлению в вуз (профориентация)

\

Среднее профобразование (12 ООП по 4 специальностям: «Менеджмент», «Туризм», «Гостиничный сервис». «Технология продукции обществ. ______________питания»)_____________

Высшее профессиональное образование (15 ООП по 10 направлениям: «Менеджмент», «Туризм», «Дизайн», «Информатика», «Меж культурные коммуникации», «Юриспруденция», «Региоковедение». «Общественное питание», «Педагогика и психология», «Государственное и му ниципальное управление»)

Дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации)

Послевузовское профессиональное образование («Экономика и управление», «Управление в социальных и экономических системах», «Теория и методика профобразования»)

Целевые группы - результат

Школьники -► Абитуриенты

Абитуриенты *- Студенты

Студенты колледжей Техники

Бакалавриат Технологи

Магистра- тура ■*> Концептуа- листы Коіщєігго- логи

Слушатели - Квалифи- цированные кадры

Аспиранты Ученые

Докторанты Педагоги

Рис. 1. Современная модель системы профессионального туристского образования (опыт РМАТ)

□ Первый этап эксперимента РМАТ (1993-2000 гг.) осу ществлялся на основе совместного приказа-постановления Министерства науки, высшей школы и технической политики и Президиума Совета Федерации независимых профсоюзов России от 26 июня 1992 г. № 984/4-4 «О развитии системы подготовки кадров для отрасли туризма». В результате было впервые аккредитовано внебюджетное

профильное образовательное учреждение высшего профессионального образования со статусом академии, создана разветвленная сеть региональных образовательных стру кту р (филиалов и самостоятельных вузов, учрежденных РМАТ). впервые были разработаны и реализованы учебные планы «бакалавр - специалист - магистр» для системы профессионального ту ристского образования, а также приоб-

ретен опыт организации длительных стажировок студентов за рубежом с получением сертификатов массовых профессий в туризме и гостеприимстве, что, безусловно, в то время было инновацией в образовательном процессе ту ристского вуза, да и поныне остается инновационной образовательной технологией.

□ Второй этап проведения эксперимента РМАТ (2001-2005 гг.) основывался на

совместном приказе Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 23.11.2000 № 3391/413 «О продолжении эксперимента по развитию системы подготовки кадров для сферы туризма». Итогом второго этапа эксперимента РМАТ стало расширение сети филиалов РМАТ и диверсификация системы образовательных программ.

Законодательные и правовые основы Научные основы Социальные основы Потребности рынка

(^Культура

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровни профессионального туристского образования

ах

Диверсификация образовательных программ

Между народное и внутрироссийское сотрудничество

ч в § 1 І Ірофиль- ! Зарубежные образова- ! Предприятия і Органы управленім РАО РАН юнвто

организации ные вузы гельные учреждения иидусірии іуризма в туризме и 11ІО

Условия реали зации современной модели ПТО

+■

Научно-недагої и-«I ес КК» ООО ровож-дение образова-іедьноіо процесса Интеграция в международное образовательное пространство Соци- альное парт- нерство Развитее международной и внутри российской мобильности педагогических кадров в системе ПТО Им 101 рация науки, профессионального образования, турис г-ского бизнеса Создание учебно-научно-нроизвод-сі венного центра (кампус)

Результат реализации современной модели ПТО

Разви- Развитие Развитие Подготов- Подготовка Разви- Развитие Развитие Создание Создание

тие реї ионал ь- инновационной ка специа- научно-пе- тие международ- турист- кафедры Межд\ народ-

науки ных обра- 111 \ ’II!» | -1: [1 * к_- к 1 - ДИСЮВ Д.1М дагоги че- науч- ного образо- ских ЮНЕСКО ної о центра

тури- зователь- нои деятельно- индус!рии ски \ кадрон ных вательно! о дос шпа- іуристскнх

ста ки ных СТрУК- сти в туризме туризма для систе- школ и 1у рис I скот ций дос і инации

тур и ПТО мы ПТО пространства

Рис. 2. Образовательное пространство современной модели ПТО (опыт РМАТ)

Диверсификация системы образовательных программ в современной модели профессионального туристского образования включает расширение спектра реализуемых программ по их видам, уровням, формам, стандартам (направлениям подготовки, специальностям), профиль-ности и вариативности.

В современной модели ПТО РМАТ реализованы все виды профессиональных образовательных программ: основные,

дополнительные и послевузовские. Уровни реализуемых образовательных программ: подготовка к поступлению в вуз (профориентация); среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование (бакалавриат.

І

специалитет, магистратура); повышение квалификации; профессиональная переподготовка; послевузовское профессиональное образование (аспирантура). Формы обучения: очная; очно-заочная (вечерняя); заочная.

По четырем стандартам СПО - «Менеджмент», «Туризм», «Гостиничный сервис», «Технология продукции общественного питания» - в РМАТ спектр ООП расширен до двенадцати программ. Четырнадцать ООП реализуются по стандартам ВПО: направление «Менеджмент» (бакалавриат и магистратура), направление (бакалавриат) и специальность «Туризм», специальности «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Теория и практика межку льтурной коммуникации», «Технология продуктов общественного питания», «Регионоведение», «Дизайн архитектурной среды», «Юриспруденция», «Педагогика и психология», «Прикладная информатика (по областям)».

Научные специальности «Экономика и управление (рекреация и туризм)», «Теория и методика профессионального образования», «Управление в социальных и экономических системах» реализованы в аспиранту ре.

Профилъностъ подготовки в РМАТ может быть представлена перечнем специализаций по специальности «Менеджмент организации»: «Менеджмент ту ризма»; «Менеджмент гостеприимства»;

«Финансовый менеджмент в туризме»; «Менеджмент между народного туризма»; «Менеджмент спортивного туризма»; «Экологический менеджмент в ту ризме»; «Стратегический менеджмент в туризме»; «Экскурсионный менеджмент»;

«Анимационный менеджмент в ту ризме».

81 ■

Пример вариативности подготовки -вариативная часть образовательной программы подготовки магистров «Менеджмент туристских дестинаций» по направлению «Менеджмент» в виде модулей: «Концептология культурного туризма»; «Концептология религиозного туризма»; «Концептология научно-экспедиционно-го туризма»; «Концептология санаторно-курортного проектирования»; «Концептология ландшафтного проектирования и дизайна туристских дестинаций»; «Социология туристских дестинаций»; «Маркетинг туристских дестинаций»; «Эколого-географические аспекты менеджмента туристских дестинаций»; «Концептология спортивно-оздоровительного туризма»; «Экономика туристских дестинаций»; «Предпринимательство и малый бизнес в туристских дестина-циях»; «Концептология гостеприимства в туристских дестинациях»; «Социология туризма».

□ Третий этап эксперимента РМАТ (с 2006 г.) по совершенствованию системы непрерывного профессионального туристского образования направлен на решение следующих главных задач:

• обеспечение высокого качества профессионального туристского образования, в том числе и в соответствии с между народными стандартами;

• внедрение инновационных программ обучения для дальнейшего повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, у правленческом, нау чном.

Особенность профессионального туристского образования на современном этапе - необходимость дальнейшего развития и постоянного совершенствования гибкой многоуровневой системы непрерывного ПТО на основе профессиональных стандартов (квалификационных тре-

бований), учитывающих лучшие образцы международных стандартов качества обслуживания, в первую очередь крупных международных гостиничных цепей. Поэтому не случайно девизом РМАТ является: «Профессиональное туристское образование во имя мира и развития».

Профессорско-преподавательским составом и сотрудниками Российской международной академии -призма проведена большая научно-исследовательская и инновационная образовательная деятельность в ходе многолетнего эксперимента и в процессе выполнения научных исследований в рамках проекта РАО «Научное и методическое обеспечение педагогических, организационных и социальных инноваций в целях модернизации профессионатьного образования». По результатам исследований, за 12 лет было подготовлено и защищено 454 кандидатских и докторских диссертаций по педагогике туризма, в том числе: по актуальным вопросам развития ПТО - 133; по диверсификации высшего ПТО - 121; по дополнительному ПТО. довузовской подготовке и краеведению - 112; по среднему ПТО - 26; по профессиограм-мам кадров культурного (8), делового (2), спортивного (16) туризма: анимации (28), гостеприимства (8).

Дальнейшее развитие системы предусматривает переход на новую ступень интеграции образования, науки и инновационной деятельности с активным участием молодых ученых и специалистов.

В настоящее время для российской системы высшего образования одна из акту альнейших задач — подготовка конкурентоспособного и высококвалифицированного молодого исследователя в области профессионального туристского образования, который способен само-

стоятельно решать возникающие в его профессиональной деятельности задачи.

□ Научное обеспечение современной модели профессионального туристского образования должно способствовать решению широкого круга задач фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включенных в Комплексную программу НИР РМАТ, в том числе:

• Совершенствование современной модели международного непрерывного туристского профессионатьного образования в контексте тенденций развития мирового туризма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Мониторинг современных тенденций развития профессионатьного туристского образования;

• Разработка и внедрение инновационных программ в современной модели профессионатьного туристского образования;

• Теоретико-методологические основы туристских дестинаций в современной модели профессионального туристского образования;

• Концептология устойчивого развития туризма и рекреации в современной модели профессионального туристского образования;

• Совершенствование правового регулирования в сфере образования, туризма и гостеприимства;

• Роль межнационатьных отношений в развитии профессионатьного туристского образования;

• Кадровое обеспечение организации социального туризма в РФ;

• Процессы глобализации в российской системе профессионального туристского образования;

• Разработка образовательных стандартов для повышения качества подготовки специалистов ту ристского профиля;

• Разработка моделей, программ и технологий профессионального туристского образования;

• Разработка моделей, программ и технологий дистанционного профессионального туристского образования;

• Разработка моделей, программ и технологий кампусного профессионального туристского образования;

• Развитие образовательных программ в системе профессионального туристского образования;

• Разработка современных информационных технологий для системы профессионального туристского образования с пространственно распределенной структурой;

• Управление качеством образования как основа инновационного развития системы профессионального туристского образования;

• Разработка концепции и модели специалиста в сфере туризма и создание системы социологического мониторинга качества туристского образования;

• Изучение требований рынка труда в сфере туризма предъявляемых к подготовке профессиональных кадров;

• Дополнительное профессиональное образование в вузе: стратегии развития, программы и механизмы их реализации;

• Переход на двухуровневую систему высшего профессионального туристского образования (бакалавриат - магистратура) на основе государственных стандартов третьего поколения и между'народных стандартов качества в рамках Болонского процесса;

• Стандарты между народной магистерской программы в области рскрсалогии и туристики;

• Совершенствование качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в обра-

зовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса с учетом международного опыта и лучших международных стандартов обучения.

□ Содержание профессионального туристского образования, нацеленное прежде всего на позитивное изменение жизни молодых людей, должно гарантировать им трудоустройство и эффективную карьеру . Это в полной мере соответству ет основным принципам, изложенным в Болонской декларации;

♦ обеспечение совместимости систем высшего образования, функционирующих в рамках европейского образовательного пространства;

♦ введение двухуровневой системы высшего образования;

♦ введение кредитно-модульной системы;

♦ обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

♦ применение компетентностного подхода при формировании содержания образования;

♦ образование в течение всей жизни.

Для решения задач вхождения в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса РМАТ имеет целый ряд договоров о совместных программах и лицензионных соглашений с ведущими европейскими учебными заведениями и исследовательскими центрами. в частности, с Брюссельским свободным университетом (Бельгия), Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон (Франция), Болонским университетом, Миланским университетом Бикокка (Италия), Версальской школой ландшафтного проектирования и дизайна.

Высшей школой менеджмента гостиничного хозяйства и туризма (Институт ВАТЕЛЬ) (Франция). Высшей школой туристского образования Родоса (Греция), Международным образовательным альянсом по программам ускоренного профессионального образования (1АЬ), Школой гостиничного и ресторанного обслуживания Ссррамадзони (Италия) и др. Это обеспечивает возможность как расширения практической подготовки, так и вариативного построения образовательной траектории в рамках Болонского процесса в условиях перехода России на двухуровневое высшее профессиональное образование.

Совместные международные программы внедряются практически на всех уровнях подготовки: от стажировок студентов до аспирантуры. Центр стажировок и трудоу стройства студентов РМАТ представляет собой, по су ществу, инновационную структуру типа бизнес-инку-батора, в котором студентам создаются условия для выбора и построения своей карьеры в сфере туризма и гостеприимства на основе договоров, заключаемых РМАТ с ведущими туроператорами, международными гостиничными цепями. Ежегодно более 400 студентов РМАТ и филиалов проходят практику и стажировку (от 3 до 6 месяцев) в 12 странах (Турция, Греция, Кипр. США, Египет, Тунис, Италия, Мальта, Финляндия, Франция, Марокко, Великобритания). Стажировки проходят как на базе рецептивных туроператорских компаний, где студенты выполняют обязанности помощников гидов или гидов-сопровожда-ющих, так и в гостиничных объединениях, где студенты стажиру ются в службах приема и размещения, организации питания, анимации. В процессе стажировки студенты могут зарабатывать деньги на

свое обучение и тем самым оказывать значительну ю помощь своей семье, родителям.

На уровнях среднего и дополнительного профессионального образования осуществляются совместные программы со Школой гостиничного и ресторанного обслуживания Ссррамадзони и Версальской школой ландшафтного проектирования и дизайна (с возможностью получения «двойного» диплома на базе кре-дитно-модульной системы).

В РМАТ совместно с Институтом ВАТЕЛЬ (Франция) реализуется образовательная программа «двойного» диплома на уровне бакалавра менеджмента гостеприимства (первый выпуск состоялся в 2009 г.), а также инновационная программа на уровне переподготовки для менеджеров гостеприимства, включающая теоретические ку рсы в Москве и во Франции, стажировку в европейских гостиницах. Выпускники получают государственный диплом РФ о переподготовке и сертификат Института ВАТЕЛЬ.

На уровне магистратуры кафедрой ЮНЕСКО по культу рному туризму в целях мира и развития разработаны: совместная программа-модуль «У правление туристскими объектами Всемирного культурного наследия» с Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон, программа «Экономика и управление туристскими дестинациями» с Миланским университетом Бикокка, а также программа-модуль «Концептология нау чно-экспедиционно-го туризма» с Брюссельским свободным университетом.

На уровне аспирантуры (послевузовского профессионального образования) начато внедрение совместной программы с Университетом Сорбонна Париж-1 Пантеон по научному направлению «Ту-ристика» совместно с третьей стороной -

географическим факультетом МГУ им. М. В Ломоносова. Аспиранты РМАТ по научным специальностям «Теория и методика профессионального образования» (педагогические науки) и «Экономика и управление народным хозяйством» (экономические науки), а также аспиранты МГУ по научной специальности «География» (географические науки) получают возможность параллельной защиты выполненной диссертации в Сорбонне.

РМАТ принимает широкое участие в деятельности международных организации. членом большинства которых она является: Всемирной туристской организации ООН; Международного бюро социального туризма (БИТС); Международной ассоциации гостиниц и ресторанов (1Н&ЯА); Всемирной конфедерации молодежного, студенческого и образовательного туризма (\VYSETC); Всемирной организации туристского образования (АМФОРТ) и др.

□ Важными инновациями в современной модели профессионального туристского образования, реализуемой РМАТ, являются:

• создание института инновационных исследований в туризме - ИИИТ РМАТ;

• разработка проекта «КАМПУС» (Комплекс актуальной межрегиональной производственной учебы студентов);

• разработка инновационного консалтингового проекта «Международный центр устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских туристских дестинаций».

Цель создания ИИИТ РМАТ - повышение качества профессионального туристского образования и научных исследований и разработок в сфере туризма и рекреации путем обеспечения синергетической взаимосвязи инновационных

процессов в науке (туристике), образовании и практике туристского бизнеса (туристской индустрии) в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура).

Целью проекта «КАМПУС» является эффективное объединение ресурсов -производственной базы ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху » (холдинг) - учредителя РМАТ, и научно-об-разовательного потенциала РМАТ - для повышения качества практической подготовки студентов в сфере туризма и гостеприимства.

Целью проекта «Международный центр устойчивого развития туризма и повышения привлекательности российских туристских дестинаций» является интеграция международного опыта ЮНЕСКО. ЮНВТО. AER. EDEN. AIEST. CED для содействия у стойчивому развитию туризма в регионах России, продвижению российских дестинаций на рынках въездного и внутреннего туризма и подготовке кадров нового типа - концепто-логов рекреационного проектирования.

□ Таким образом, можно отметить следующие основные результаты опыта деятельности РМАТ по реализации современной модели профессионального ту ристского образования:

• создана Академия как крупнейший профильный вуз и корпоративная сеть профессионального туристского образования (ПТО) в ходе успешно выполненных двух этапов всероссийского эксперимента по созданию (1992-2000 гг.) и развитию (2001-2005 гг.) многоуровневой системы непрерывного ПТО на условиях самофинансирования и самоокупаемости;

• контингент студентов вырос с 30 человек в 1993 г. до более чем 16 тыс. человек в настоящее время;

• выросла и окрепла сеть аккредитованных филиалов (21 из 25);

• расширен спектр реализуемых образовательных программ: 30 основных образовательных программ; 1 дополнительная общеобразовательная программа (до-вуз); 2 ООП по ДПО. 3 специальности аспиранту ры и т. д.;

• аккредитованы ООП: СПО - 4; ВПО -13 (специалитет - 10, бакалавриат - 2, магистрату ра - 1); ДПО - 2; аспиранту ра- 3;

• внедрены европейские приложения к диплому;

• создана кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития;

• созданы и успешно работают два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций;

• создан институт инновационных исследований в туризме;

• более 50% дипломных работ выполняются по тематике приоритетных научных исследований Комплексной программы НИР РМАТ;

• подготовлен проект создания Международного центра устойчивого развития ту ризма и повышения привлекательности российских дестинаций на принципах государственно-частного партнерства;

• выросли научно-педагогические кадры высшей квалификации в корпоративной сети РМАТ;

• сформирован профессорско-преподавательский состав - один из лучших, многие преподаватели отмечены в номинациях различных конкурсов, награждены почетными званиями, медалями;

• обеспечивается востребованность выпускников (100-процентное трудоустрой-

ство, 99 % трудоу строено к моменту начала написания выпускных квалификационных работ);

• успешно развивается материальная база: с учетом полного ввода в эксплуатацию нового учебного корпуса собственная у чебная площадь составила более 11.5 тыс. кв. м;

• редакционно-издательский центр РМАТ неоднократно получал дипломы международного конкурса «Университетская книга» в различных номинациях;

• система управления качеством Академии сертифицирована по международным стандартам 180 9001:2000, а основные образовательные программы - по международным стандартам качества профессионального туристского образования и1Ч\¥ТО.ТесЮиа1;

• Академия вошла в число ведущих профильных вузов, признанных Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО) и Европейской ассоциацией гостиничных школ (Е1Л*Н001Р).

При этом надо отметить, что за все время существования Академии она не получила ни одного рубля от госу дарства на реализацию образовательных программ.

□ Для содействия совершенствованию системы подготовки кадров в сфере туризма можно сформулировать следую-

щие предложения по законодательному обеспечению современной модели ПТО:

1. Необходима законодательная поддержка практической подготовки студентов с участием работодателей (правовое обеспечение института стажеров и кампусов).

2. Необходимо формирование единого классификатора профессий и квалификаций инду стрии ту ризма и органов у правления туризмом с введением требований об обязательной профильной профессиональной подготовке кадров.

3. Необходимо поощрение внедрения лучших международных образовательных программ и принятых для этого во всем мире механизмов франчайзинга и лицензионных соглашений.

4. Необходимо государственное стимулирование участия бизнеса в финансировании подготовки кадров для туристского рынка. За счет госбюджета должна решаться задача кадрового обеспечения бюджетной сферы.

5. Необходимо ускорить формирование системы нормативного регулирования процессов обеспечения интеграции российских ву зов с европейским образовательным пространством, академической мобильности студентов и преподавателей в соответствии с принципами Болонской декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.