Научная статья на тему 'Перспективы развития туристского образования в условиях перехода на двухуровневую систему обучения'

Перспективы развития туристского образования в условиях перехода на двухуровневую систему обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / TOURISM / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATION SYSTEM / THE BOLONGA PROCESS / GLOBALIZATION / EDUCATION STANDARDS / COMPETENCE APPROACH / BACCALAUREATE / MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Н. П.

Выявлены проблемы и тенденции профессионального туристского образования. Рассмотрено вступление России в Болонский процесс и переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development prospects of tourism education in passing to two-level vocational training system

Problems and tendencies of professional education in tourism are revealed. Entry into The Bolonga Process for Russia and passing to the two-tier higher education system are also considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристского образования в условиях перехода на двухуровневую систему обучения»

4. Оценка качества профессионального образования. Докчад 5 под ред. В. //. Байденко, Дж. ван Зантворта. - А/ : Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2001.

5. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. СПб. : КАРО, 2003.

6. Савельева Г. П. Рейтингово-информационная система контроля знаний студентов : метод, пос. для высш. учеб. за-

ведений. — М. : Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2000.

7. Челышкова А/. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пос. А/. : Логос, 2002.

8. Шитов С. Е., Ка.'1ьней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М. : Педагогическое общество России, 2000.

Н. П. КУЩЕВ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.1

Ныяв-зепы проблемы и тенденции профессионального туристского образования. Рассмотрено вступление России в Полонский процесс и переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: туризм, профессиональная подготовка, система обучения, Болонский процесс, глобализация, образовательные стандарты, компетентностный подход, бакалавриат, магистратура.

Problems and tendencies of professional education in tourism are rewaled Entry into The Holonga Process for Russia and passing to the tim-tier higher education system are also considered

Key words: tourism, professional training, education system, The Bolonga Process, globalization, education standards, competence approach, baccalaureate, magistracy.

В связи с переходом к рыночным отношениям перед образовательной системой страны встал ряд проблем как социального. так и экономического характера. Обозначилась острая необходимость выявления тенденций и определения путей дальнейшего развития, прежде всего высшей школы России. Высшее образование в России в настоящее время подвергается реформированию. На это указывают и изменения в Законе Российской Федерации «Об образовании» в части перехода на двухуровневую систему подготовки в высшем образовании. России не хочет отставать от мирового сообщества, она идет в ногу со временем. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.

В этой связи становится все более очевидной необходимость развития ту ризма как одной из важнейших сфер экономики России, а одним из основных факторов развития туризма является подготовка высокопрофессиональных кадров.

Важной тенденцией глобализации профессионального образования, в том числе туристского, как подчеркивает профессор И. В. Зорин, является его интегрирование в системе непрерывного образования и обеспечение эффективного взаимодействия с системами среднего, высшего и послевузовского образования.

В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний.

Глобализация - это объективный процесс интеграции на новом качественном

у ровне, когда вся система мирохозяйственных связей приобретает всеобъемлющий и интенсивный характер. Глобализация ставит все новые и новые проблемы перед туристским образованием. Например, рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т. е. знания языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран-партнеров, соблюдения единых технологических и гуманитарных норм.

Поэтому профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития. Вследствие этих процессов полученные знания быстро у старевают, а у ме-ния и навыки, необходимые в туристской деятельности, требуют постоянного обновления.

Болонский процесс для России становится средством повышения своей конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать свой самый ценный ресурс - человеческий потенциал. Болонский процесс является вызовом российскому' государству на трех уровнях - экономическом, социальном и культу рном.

В рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, продвижению диалога, по разработке методов и механизмов общего образовательного сотрудничества. Вне зависимости от возможных оценок Болонского процесса со стороны властей, у ниверситетов. профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочу ю среду для высшего образования в России и в Европе, он уже определяет их выбор в бу дущее.

Вопрос не в том, будет ли Россия в Болонском процессе участвовать, а в том, как она будет участвовать - активно разрабатывать его политику и повестку дня. определять свое место на общем европейском образовательном рынке или пассивно стоять в стороне и следовать событиям. В своем роде, это ситу ация без права выбора: России придется действовать наступательно, определять свои интересы, оценивать риски и затраты своего у частия, разрабатывать подходы к своим практическим действиям, что требует опережающей разработки на национальном уровне ключевых вопросов, связанных с современной интеграцией.

Так. Болонский процесс, в который всту пила Россия и вступает отечественное профессиональное образовательное сообщество, создает не только трудно решаемые проблемы институциональных и методологических преобразований, но и предпосылки прогрессивного развития профессионального туристского образования и его диверсификации.

Однако позитивные тенденции диверсификации профессионального туристского образования сдерживаются системой противоречий, среди которых наиболее значимы:

• приоритетность функционирования профессионального образования в ущерб его развитию, что только углубляет кризисные тенденции социокультурной и экономической динамики в стране;

• несоответствие действующей аккредитационной нормы проектирования содержания профессионального туристского образования современным потребностям рынка тру да;

• ориентированность сложившегося содержания профессионального туристского образования преиму щественно на традиционную «знаниевую» концепцию

в ущерб настоятельной необходимости его аксиологической переориентации на основе личностно-деятельностной парадигмы;

• отсу тствие системной связи между концепциями современной педагогической науки и концепциями теории и практики туризма (туристики), без которой невозможен синтез содержания профессионального туристского образования.

Эти противоречия могу т быть разрешены в резу льтате синтеза концепций профессиональной педагогики и туристики, которые и следует положить в основу формирования содержания профессионального ту ристского образования.

Практически все специалисты в области профессионального образования вынуждены согласиться с тем, что само профессиональное образование в настоящее время должно соответствовать реалиям глобализации и уровню мирового технологического развития. Они же рассматривают глобальность как процесс всемирного сближения.

Следовательно, проблемы и тенденции развития профессионального туристского образования необходимо рассматривать исключительно во взаимосвязи как процессов преобразований в сфере туристской инду стрии, так и с у четом реформирования российской высшей школы.

Тем более что процесс реформирования содержания и методологии высшего профессионального образования (ВПО) в настоящее время набрал полные обороты и полу чает реальное воплощение, так:

1. С 25 октября 2007 г. всту пили в силу изменения к Закону РФ «Об образовании», закрепляющие переход к дву хуровневой системе высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура), которые обусловлены прежде

всего взятыми Россией обязательствами по вхождению в европейское образовательное пространство. Базовой формой ВПО при этом становится бакалавриат как основное направление подготовки специалистов.

2. Принципиально изменяется подход к содержанию и форме образовательных стандартов, являющихся базой основных образовательных программ подготовки специалистов. Завершается разработка нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, что обеспечивает дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда на основе:

• формирования требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров;

• ведения научно-исследовательской работы как обязательного компонента основной образовательной программы подготовки специалиста;

• расчета трудоемкости основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов с учетом основных мировых тенденций в развитии высшего профессионального образования.

Принципиальным отличием нового поколения образовательных стандартов является введение понятия компетентно-стного подхода:

♦ сформулированы их сущность, особенность и роль;

♦ обозначена ориентация на студента как ведущего фактора обновления высшего профессионального образования;

♦ разработаны требования к выпускникам в форме результатов и компетенций;

♦ определен состав каждой гру ппы компетенций, что обеспечивает подробное изложение требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ (ООП);

♦ у инфицированы требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.

Проекты стандартов III поколения выгодно отличаются от ГОС ВПО 1 и II поколений, так как устраняет их главный недостаток — невозможность измерить и оценить результаты освоения ООП. Введение вариативной части позволяет создать условия ориентации на потребности региона, вуза и личности обучающегося, что в целом соответству ет международной практике и основным принципам Болонской декларации.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты планируется осу ществить до 2010 г.

3. Правительством Российской Федерации одобрен доклад Министерства образования и науки «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», где развитие системы непрерывного профессионального образования и повышение его качества названо одним из важнейших приоритетов государственной образовательной политики.

При этом задачу повышения качества деятельности образовательных учреждений предлагается решить за счет перехода от управления образовательными учреждениями к у правлению образовательными программами.

Реализовать это положение без Общероссийского классификатора образовательных программ невозможно, поэтому в рамках научного проекта Федеральной программы развития образования впер-

вые в истории России подготовлен проект данного документа.

Российская международная академия туризма (РМАТ), являясь одним из ведущих вузов страны в области профессионального туристского образования, продолжает активную работу по развитию международных связей с лучшими туристскими вузами Франции, Италии, Швейцарии, Турции и др., нацеленных на совместную разработку образовательных программ и обеспечение подготовки специалистов на основе лучших программ международного уровня. Тем самым Академией в условиях реального вхождения России в Болонский процесс, характеризующийся требованием мобильности студентов и преподавателей, создаются предпосылки для ликвидации противоречия между’ ограниченным количеством направлений (специальностей и специализаций) подготовки кадров и многообразием видов туризма.

Мы даем студентам возможность выбора образовательных траекторий в соответствии с запросами туристского рынка, с одной стороны, и потребностями личности в построении собственной карьеры - с другой.

Нашими специалистами обосновано эффективное решение проблемы между «знаниевой» концепцией высшего профессионального образования и практическим характером запросов рынка труда, требующих готовности выпускников к практической деятельности на рабочих местах в туристской индустрии на основе профессионально-квалификационных модулей специализаций.

Вторым основным направлением деятельности педагогического коллектива РМАТ является формирование структуры и содержания основных образовательных программ в новой двухуровне-

вой системе подготовки специалистов, переход на котору ю начнется в ближайшей перспективе.

При этом учитывается, что формирование содержания профессионального туристского образования нуждается в постоянном мониторинге процесса развития туриндустрии. Необходимы систематические исследования, учитывающие изменения, происходящие в обществе, на туристском рынке и рынке труда. Поэтому одной из главных является задача выявления тенденций и выработка концепций развития туризма, без которых невозможно обосновать содержание и необходимый у ровень туристского образования, востребованный практикой.

В этих условиях содержание профессионального туристского образования обеспечивается его корпоративностью, когда уже на стадии обучения закладываются будущие корпоративные связи (технологические стандарты гостиничных и туристских цепей; франшизные отношения; нормы лицензирования и сертификации и пр.).

Туристскому рынку требуются высокопрофессиональные кадры, способные адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Обеспечение доступности профессионального образования на протяжении всей жизни является единственным способом вооружения людей знаниями, умениями и навыками, успевающими за быстрой сменой технологий.

Содержание профессионального туристского образования, нацеленное прежде всего на позитивное изменение жизни молодых людей, должно гарантировать им трудоустройство и эффективную карьеру.

Это в полной мере соответствует основным принципам, изложенным в Болонской декларации:

• обеспечение совместимости систем высшего образования, функционирующих в рамках европейского образовательного пространства:

• введение двухуровневой системы высшего образования;

• введение кредитно-модульной системы;

• обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

• применение компетентностного подхода при формировании содержания образования;

• образование в течение всей жизни.

Двухуровневая система высшего профессионального образования, внедренная в РМАТ в рамках поэтапного эксперимента по созданию (1992-2000 гг.) и развитию (2001-2005 гг.) многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования на условиях внебюджетного финансирования и самоу правления, в современных условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения получает новый импу льс к развитию благодаря совершенствованию системы сопряжения основных образовательных программ на у ровне среднего профессионального образования (подготовка техников), профилиза-ции подготовки на уровне бакалавра (подготовка технологов туризма и гостеприимства) и развитию спектра образовательных программ на уровне магистра

(подготовка концептуалистов рекреационного проектирования).

При этом представляется целесообразным сохранение фу ндаментальной подготовки, обеспечивающей траекторию «бакалавр наук - магистрату ра», и развитие практической направленности подготовки, обеспечивающей траекторию «бакалавр менеджмента (профили: туризм, гостеприимство, анимация, экскурсове-дение, рекреация и др.) - практическая работа в турбизнесе - МВА (мастер делового администрирования)».

Таким образом, в связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем, для которых характерны академическая мобильность учащихся и образовательных программ, индивидуализация и либерализация учебного процесса, ориентация на свободу и нужды развития личности, поддержку высокого статуса и профессионального уровня преподавателей, признание необходимости и реализация привлечения средств граждан и работодателей для совместного с государством финансирования высшего образования, справедливое использование бюджетных средств для обеспечения равных для всех граждан условий досту па к высшему образованию.

В. И. звонников

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.