Научная статья на тему 'Корпоративный подход в подготовке кадров для туризма'

Корпоративный подход в подготовке кадров для туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЛИАЛЫ РМАТ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / TOURISM / PROFESSIONAL TRAINING / RUSSIAN ACADEMY FOR TOURISM BRANCHES / GROWTH CONCEPT / EDUCATION QUALITY / CORPORATE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Е. Н.

Представлена Концепция развития филиалов РМАТ. Выявлены задачи и миссии Академии. Рассмотрены роль и значение филиалов, а также общая ситуация в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate approach to professional training in tourism

The Growth concept of Russian Academy for Tourism branches is presented. Tasks and missions of Russian Academy for Tourism are identified. The character and value of branches, as well as common situation in education sector are considered.

Текст научной работы на тему «Корпоративный подход в подготовке кадров для туризма»

Е. Н. ТРОФИМОВ

КОРПОРАТИВНЫЙ подход В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА

УДК 378.09

Представ. iena Концепции развитии фплпашв РМАТ. Выявлены шдачи и миссии Академии. Рассмотрены роль и тачение филиалов, а также общая ситуация в сфере одраю-вания.

Кчючевые слова: nivpum, чрофессиона iышя подготовка, филиалы РМАТ, Концепция развития, качество образования, корпоративная система.

The Growth concept of Russian. 1cademyfor Tourism branches is presented Tasks and missions of Russian Academy for Tourism are identified The character and vahie of branches, as weU as conunon situation in education sector are considered

Key words: tourism, professional training, Russian Academy for Tourism branches. Growth concept, education quality, corporate system.

На Востоке есть поговорка: «С хорошим попутчиком путь вдвое короче». Она как никогда более актуальна в свете принятия и утверждения Ученым советом РМАТ Концепции развития ее филиалов. Концепция призвана выстроить отношения РМАТ с ее филиалами в соответствии со складывающейся ситуацией, новыми требованиями, предъявляемыми рынком к туристскому образованию, и в общих интересах. Целью Концепции заявлено повышение эффективности функционирования филиалов РМАТ в едином образовательном, информационном, научном, экономическом, управленческом и социальном пространстве с головным вузом -Академией.

При этом совершенно очевидно, что выстраиваемые схемы взаимоотношений будут достаточно гибкими. Филиалы Академии естественным образом разнятся примерно так же, как разнятся регионы России. У одних филиалов большие возможности по привлечению ресурсов,

у других — меньшие. У кого-то проблемы с помещениями, у кого-то - с их сдачей в аренду. В одних регионах туризму уделяется первоочередное внимание, действуют и реализуются федеральные и региональные программы, что вызывает потребности в подготовке широкого круга специалистов, в других он не полу чает должного развития. На развитие филиалов может оказывать воздействие и создание семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа в соответствии с Федеральной целевой программой. Такие зоны создаются в Калининградской области, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Алтай. Ярославский, Владимирский и Ссргиев-Посадский филиалы находятся в зоне Золотого кольца. Можно сказать одно: в каждом регионе существует немало туристских объектов, дестинаций, но все они имеют свою специфику', в том числе и с точки зрения управленческих структур. В этой связи

приведу только одну ссылку на информацию Ростуризма, согласно которой в 22 субъектах Федерации существуют министерства по ту ризму, в 6 - агентства, а в 19 - комитеты. В 27 субъектах самостоятельные органы по туризму отсутствуют, однако прямая зависимость со степенью развития туризма в регионах здесь не всегда просматривается. Все это предопределяет и потребности в ту ристских кадрах.

Ситуация

в сфере образования

Главная задача Концепции заключается в нахождении общих интересов РМАТ и ее филиалов, в выработке такой линии, которая в максимальной степени удовлетворяла бы и Академию, и ее филиалы . Что дает этот путь Академии? Во-первых, она подтверждает и укрепляет статус федератьного и международного вуза. Во-вторых, приобретает крайне ценный для нее региональный опыт, как образовательно-методический, так и практический, поскольку значительной части ее выпускников придется трудиться в регионах. В-третьих, корректирует образовательный процесс в соответствии с потребностями российских регионов.

Что дает этот путь филиалам? Во-пер-вых, возможность пользоваться раскрученным брендом Академии - школы, имеющей свою 40-летнюю историю, традиции и высокую репутацию в международном и российском туристском сообществе. Во-вторых, пользоваться связями Академии в мире туриндустрии, ее учебно-методическими, профессиональными, информационными и иными наработками в подготовке специалистов, опираться на ее опыт международного сотрудничества, осу ществлять производст-

венную практику, использу я ее возможности. В-третьих, вручать одинаковые по форме, содержанию и значимости дипломы своим выпускникам. В-четвертых, участвовать в совместной научной работе, подготовке научных кадров высокого уровня, в разработке учебно-методиче-ских пособий, написании монографий, защите кандидатских и докторских диссертаций.

Две вещи представляются и взаимосвязанными, и очевидными. Это вывод туристского образования на новый уровень и принятие Концепции филиалов РМАТ. Они обусловлены рядом факторов.

Туризм входит в разряд важных государственных интересов, что связано не только с проведением Олимпиады в г. Сочи, созданием ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Это связано с тем, что государство начинает уделять все большее внимание развитию сферы туризма, понимая, что это источник накопления бюджетных средств, его будущее благополучие.

Более того, это благополучие неразрывно связано с качеством обслуживания туристов, с развитием гостеприимства основанного на лучших мировых традициях. Во всех уголках России гости должны получать одинаковый уровень обслуживания, качество услуг. Это важный принцип, объединяющий Академию с ее филиалами ради общих целей.

Мировой общественный кризис остро ставит перед нами вопросы внутренней конкуренции. Не просто конкуренции между субъектами туристского образования, НО И У1СЖДУ привлечением людей в туристску ю сферу и в иные сферы ЭКОНОМИКИ.

Проблеу|а сейчас усугубляется негативной демографической ситуацией, когда нам придется бороться и идейно, и прак-

тически за абитуриентов. Мы должны проводить и политические кампании в поддержку нашей отрасли. Но пока приведу негативную тенденцию по сокращению числа выпускников 11-х классов средних школ, которая наблюдается практически во всех регионах РФ (см.

Данные показатели свидетельствуют о том, что абитуриентов становится в 1,5-2 раза меньше, а борьба за них обо-

стряется. Демографический спад окажет существенное воздействие на прием студентов в Академию, особенно в филиалах. Более того, сами абитуриенты будут предпочитать выбор того типа образования, которое даст им наибольшие перспективы в плане последующего выбора трудоустройства.

В связи с этим принятие Концепции становится делом насущным и необходимым.

И еще об одном. Согласно Закону «Об образовании» в государственных вузах на бюджетной основе должно обучаться не менее 170 студентов на 10 тыс. населения. Понятно, что если эта форма сохраняется, то государственные вузы, чтобы обеспечить набор, будут принимать всех подряд, а это будет опять же означать снижение качества отбора выпускников.

Задачи

и миссии Академии Концепция развития филиалов Российской У1еждународ-ной академии туризма разработана учеными и преподавателями РМАТ и ее филиалов на основе российского законодательства об образовании, приоритетного национального проекта «06-

Прошоз численноещ выпускников 11-х классов дневных государственных общеобразовательных учреждении по субъектам РФ1, в которых находятся филиалы РМАТ

№ п/п Су бъекты РФ Учебный год

2007/08 2008/09 2009/10 2010/11

1 Владимирская область 12054 8742 7877 7002

2 Калужская область 8382 6131 5524 4911

3 Московская область 52544 39157 32280 31364

4 Смоленская область 8535 6147 5538 4924

5 Тверская область 11936 8600 7748 6888

6 Тульская область 12550 9124 8221 7308

7 Ярославская область 10531 7643 6886 6122

8 г. Москва 68613 50953 45909 40813

9 Реет блика Карелия 6454 4640 4181 3717

10 Калининградская область 8025 5904 5320 4729

11 Псковская область 6275 4506 4060 3609

12 Краснодарский край 46737 34261 30869 27442

13 Ставропольский край 25861 18953 17077 15181

14 Респу блика Татарстан 38176 27840 25084 22300

15 Свердловская область 37297 27118 24434 21722

16 Челябинская область 31378 22908 20640 18349

17 Алтайский край 22901 16751 15093 13417

18 Красноярский край 28377 20619 18578 16516

1 Прогноз изменения численности учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (2007/2008 - 2012/2013 учебные годы). М.: ЦСП. 2008. 128 с.

табл.).

разование», Федеральной целевой программы развития образования, определивших выход отечественного образования на новые горизонты инновационного развития и обеспечение его конкурентоспособности. Она была представлена всем филиалам РМАТ и утверждена на заседании Ученого совета Академии осенью 2009 г., ранее была вынесена на суд всех ее филиалов. Ее разработчики при определении стратегических целей и задач на ближайший период постарались максимально учесть особенности современного этапа развития филиалов РМАТ. специфику Академии как головного вуза. В основу взаимодействия закладывался комплексный инновационный подход к решению проблем образовательной, научной, международной, правовой и финансовой деятельности филиалов.

В Концепции миссия Академии раскрывается так: Академия обучает студентов. расширяя свои возможности и удерживая лидирующие позиции, чтобы через туристское образование и освоение ку льтурного и природного наследия способствовать подготовке кадров для развития экономики и содействовать оздоровлению населения России. Она является крупнейшей национальной системой учебных центров в сфере туризма и готовит специалистов практически по всему перечню специальностей туриндуст-рии. В Академии реализуется система непрерывного многоу ровнего образования, включая довузовское, обучение по 4 специальностям среднего профобразования, по 13 специальностям и свыше 30 специализациям высшего профессионального образования, дополнительное профессиональное и послевузовское образование.

Качество предлагаемых Академией образовательных услуг подтверждено меж-

дународными сертификационными организациями: Институтом качества туристского образования иЫ\\ТО-ТНЕМ15 (Андорра) и (Швейцария).

В системе непрерывного образования РМАТ, включая 25 филиалов в регионах России и ближнего зарубежья, обучается более 16 тыс. человек. Выпускники РМАТ получают государственные дипломы Российской Федерации по специальностям среднего и высшего профессионального образования, дипломы бакалавров и магистров; есть также возможность получения признаваемого в Европейском союзе приложения европейского образца к диплому .

Важной задачей Концепции является отсеивание того типа образования и тех образовательных структур, которые не соответствуют нынешним задачам становления туризма в РФ и создают паллиативы современному образовательному' процессу.

Роль и значение филиалов в жизни Академии

Что такое филиал Академии? В соответствии с Уставом РМАТ ее филиалом является обособленное структурное подразделение Академии, расположенное вне места ее нахождения и постоянно осу ществляющее часть ее функций, которые передаются филиалу по решению органов управления Академии, а также нормативными актами федеральных и региональных органов управления образованием.

Филиал в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Уставом Академии, решениями полномочных органов у правления Академии. Положением о филиале РМАТ. разработанным в соответствии с Типовым положением о филиале НОУ ВПО РМАТ.

другими нормативными актами Академии. Отношения между филиалом и Академией строятся на основе административного подчинения филиала головному вузу. Акты органов управления и должностных лиц Академии являются обязательными для руководителей и других работников филиала.

В составе Академии ведут образовательную деятельность 25 региональных образовательных структу р. Из них 21 филиал прошел государственну ю акредита-цию в составе головного ву за.

Ежегодный выпуск вместе с 25 филиалами РМАТ составляет около 2,5 тыс. выпускников.

Важно напомнить, что Академия является учредителем образовательных учреждений высшего профессионального образования: Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента (г. Краснодар), Уральского международного института туризма (г. Екатеринбург), Института технологии туризма (г. Пушкино Московской области) и некоммерческого образовательного учреждения среднего профессионального образования — Техникума туризма, менеджмента и информационных технологий (г. Калу га).

Наиболее крупными филиалами, насчитывающими свыше 600 студентов, являются: Восточно-Сибирский институт туризма (директор Горячева Т. К ), Казанский филиал (Пономарев К. Н.), Московский филиал (Морозов М. А ). Более полутысячи студентов обучаются в Уральском институ те туризма (Пирогова О. В ), Западно-Подмосковном институте туризма (Борисов К. В ), Волжско-Камском филиале (Темный Ю. В ), в Воскресенском институте туризма (Квартальное А. В ), Калужском институте

туристского бизнеса (Симоненко П. П.), Тульском филиале (Щербакова В. А ).

В основном эти филиалы экономически устойчивы, их директора достаточно грамотно сочетают политику' диверсификации туристского образования и ценовую политику, имеют отлаженные связи с региональными властными структурами.

Вместе с Академией филиалы, естественно, должны выработать и пройти гос-регистрацию, подтвердить свои образовательные программы, спланировать учебно-методическую работу, четко выполнять взятые на себя обязательства по финансово-бухгалтерской отчетности, касающейся оплаты курса обучения. Финансовая политика Академии и ее филиалов должна носить строго координируемый характер. Понятно, что филиалы, неадекватно формирующие свою ценовую политику , неумело веду щие финан-сово-булгалтерску ю отчетность, не способны к саморазвитию.

Сейчас уже на практике доказано, что в условиях экономического кризиса и резко возросшей конкуренции между вузами за абитуриентов выжить филиалам с малочисленным контингентом становится все сложнее. Сложившаяся практика показывает, что филиал может нормально функционировать, если контингент обучающихся составляет не менее 250 человек. И на эти цифры необходимо ориентироваться. Напомню, что в текущем учебном году' прекратили свою деятельность Одинцовский и Новоку знецкий филиалы, первый — по причине несоблюдения условий получения лицензии на образовательную деятельность, второй -по инициативе директора филиала.

Многолетняя работа Академии по развитию сети региональных образовательных структур доказала ошибочность

практики создания параллельных образовательных структур при уже действующих филиалах. Так, Иркутский филиал РМАТ. созданный в 1997 г.. являлся одним из крупных филиалов с контингентом обучающихся более тысячи человек. Из-за того что в свое время на базе Иркутского филиала был создан Иркутский институт международного туризма как самостоятельное юридическое лицо, через определенное время была прекращена деятельность Иркутского филиала РМАТ.

Несмотря на имеющиеся отдельные недостатки в работе, в целом в настоящее время филиалы РМАТ успешно решают задачи Академии по развитию многоуровневой системы непрерывного профессионального ту ристского образования в регионах России. В последнее время в филиалах особое внимание уделяется работе по выполнению аккредитационных и лицензионных показателей. Большинство филиалов добилось успехов в укреплении педагогических кадров, возрос процент штатных и остепененных преподавателей.

На новый уровень выходит научная работа. Особое внимание стало уделяться изданию учебников и учебных пособий с грифом научно-методического и учебно-методического советов РМАТ. Некоторые филиалы увеличили учебные площади и улучшили свои материально-технические базы. Несколько улучшилась результативность проведения зарубежных стажировок и практик студентов. Большинство филиалов расширило спектр подготовки специалистов в сфере туризма и, пройдя лицензионну ю экспертизу на право осуществления образовательной деятельности по новым образовательным программам, увеличило, с учетом региональных потребностей, количество специализаций.

Выпускники Академии востребованы и конку рентоспособны на быстро развивающемся туристском рынке. Выросли образовательный авторитет и значимость филиалов как на уровне администраций регионов, так и среди населения.

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования может во многом изменить отношение к туристскому образованию. Эта трансформация еще плохо осознается, в том числе и профессорско-преподавательским составом.

В настоящее время в Академии и ее филиалах 92 % студентов обучается по пятилетней программе (специалитету). В бакалавриате - только 7 %. в магистратуре - менее одного процента. Конечно, филиалам придется серьезно перестраиваться на бакалавриат. При этом обучение должно соответствовать рынку труда.

Концепция: основные положения и их обусловленность

РМАТ ставит своей задачей выход на европейский уровень подготовки специалистов для сферы туризма. В этой связи в качестве основных задач определяется обеспечение непрерывного туристского образования в единстве всех уровней обучения: довузовская подготовка, среднее, высшее и дополнительное профобразование. послевузовская подготовка. Туристское образование должно совершенствоваться путем исполнения требований у чебных программ и стандартов 3-го поколения, а сам механизм подготовки высококвалифицированных специалистов ВПО осуществляться в рамках Болонского процесса, путем выполнения лицензионных и аккредитационных показателей, использования и внедрения инновационных технологий обучения, использования

международного опыта. При этом научно-методический потенциал преподавательского корпуса будет повышаться путем его квалификации через систему ИДПО РМАТ Концепция предусматривает интеграцию научной деятельности филиалов в инновационную научно-исследоватсль-скую деятельность РМАТ и участие в развитии на этой основе нового научного направления - туристики. При этом основные задачи научной деятельности определяются следующим образом:

1. Развитие фундаментальных и прикладных исследований в области туризма и профессионального туристского образования в соответствии с планом НИР РМАТ.

2. Проведение региональных нау чных и научно-практических конференций, издание материалов конференций отдельными сборниками.

3. Сотрудничество с профильными комитетами и комиссиями законодательных и исполнительных органов власти, научными учреждениями региональных отделений Российской академии наук и Российской академии образования.

4. Развитие прикладных хоздоговорных научных исследований по заказам предприятий ту ристской отрасли.

5. Создание системы внутренних научных грантов РМАТ.

6. Обеспечение участия филиалов РМАТ в между народных научно-исследо-вательских проектах в рамках договоров, заключенных Академией.

7. Внедрение резу льтатов нау чных исследований в образовательный процесс профессионального ту ристского образования.

8 Интеграция научных исследований во взаимодействии с работодателями, создание на базе филиалов РМАТ учеб-

но-научно-производственных кампусов и инновационно-технологических кластеров.

9. Издание на региональной базе учебно-методической литературы и пособий, разработанных профессорско-преподавательским составом филиалов и утвержденных УМС и НМС РМАТ.

10 Выполнение показателей, необходимых для прохождения лицензирования и аккредитации (в 2009 г. объем НИР на единицу НПП - 12 тыс. рублей).

11. Совершенствование управления научной деятельностью филиалов во взаимодействии с головным вузом.

Поскольку во главу угла образовательного процесса ставится использование оправдавшего себя мирового опыта, в Концепции большое внимание уделяя-ется международному сотрудничеству-в плане интеграции Академии в .мировое профессиональное туристское образовательное пространство. Здесь и развитие сотрудничества с образовательными учреждениями и туристскими предприятиями зарубежных государств в рамках договоров о сотрудничестве, заключенных головным вузом, и участие в реализации совместных образовательных программ с зарубежными университетами и другими образовательными учреждениями, и развитие международного сотрудничества в реализации магистерских программ обучения.

Сотрудничество это также включает дальнейшее расширение географии программ зару бежных стажировок студентов и ППС, взаимодействие с международными организациями и фондами в координации с планами международных связей головного ву за, создание и организацию работы региональных центров русского и иностранных языков.

Учитывая негосударственный характер головного вуза и его филиалов. Концепция рассматривает их финансово-экономическую деятельность как важную составляющую учебного процесса. Она должна обеспечивать экономическую стабильность в вопросах развития филиалов. решения их социальных проблем и безусловного выполнения финансовых обязательств.

Здесь предусматривается использование механизмов многоканального финансирования филиалов, приоритетность в распределении и использовании финансовых средств, строгое планирование бюджета расходов в пределах доходов филиалов, развитие материально-технической базы и основных фондов в соответствии с изменяющимися лицензионными и аккредитационными показателями, заключение взаимовыгодных договоров аренды на учебные площади, необходимые для ведения образовательного процесса с максимально длительным сроком действия, создание атмосферы заинтересованности и ответственности ППС, сотрудников и студентов за сохранение и эффективное использование помещений, оборудования и материалов. При этом Академия обеспечивает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью филиалов.

Академия и ее филиалы осуществляют свою деятельность в сугубо правовом поле, что не может не предусматривать своевременного лицензирования, государственной аккредитации, соблюдения прав обу чающихся и работников, исключения необоснованных материальных потерь и применения санкций со стороны судебных и правоохранительных органов, органов контроля в сфере образования. В плане внутренней жизни очень важна разработка и совершенствование органи-

зационно-правовых документов филиалов РМАТ (положений, инстру кций, регламентов и др.).

Особое внимание необходимо уделять правовому анализу документов, необходимых для обеспечения лицензирования, аккредитации и ведения образовательной деятельности филиалов, чтобы не допустить заключения договоров и иных сделок, противоречащих интересам филиала (содержащих кабальные условия; направленных на создание выгод для третьих лиц; ухудшающих лицензионные нормативы и аккредитационные показатели; заключенных с превышением полномочий, переданных филиалу Академией, и т. п.).

Концепция считает важным совершенствование договорной работы по вопросам предоставления платных образовательных услуг с учетом их качества, объема особенностей субъектного состава договаривающихся сторон, требований законодательства о защите прав потребителей. При этом защита прав и интересов филиала в судах и других правоохранительных органах будет осуществляться путем ведения претензионно-исковой и иной работы. Филиалы должны своевременно информировать Академию об изменениях условий осуществления образовательной деятельности филиала установленных действующей лицензией, в том числе о заключении, изменении, расторжении договоров аренды, других договоров, закрепляющих его право на пользование нежилыми помещениями и другим иму ществом, о контрольных мероприятиях, проводимых государственными органами в отношении филиала, а также по другим наиболее важным вопросам правового характера. Важно также создание и постоянное обновление общеакадемической электронной базы

организационно-разрешительных и договорных документов филиалов. Академия обязуется осуществлять юридический контроль и оказывать филиалам помощь по правовым вопросам.

Полноценная деятельность Академии и ее филиалов немыслима без позиционирования себя в образовательном сообществе как инновационного вуза XXI века с уникальными социально-экономическими функциями. В этой связи поднимается важность системной пиаровской работы с различными информационными ресурсами как местного, так и федерального уровня путем регулярного и позитивного освещения образовательной, научной, международной, общественной и корпоративной жизни Академии и ее филиалов в СМИ. Более содержательным должно быть проведение Дней открытых дверей филиалов, выездных дней Академии в школах, колледжах и других организациях региона оперативнее использоваться системы внутрикорпоративных коммуникаций (обновление и повышение привлекательности сайта филиала, корпоративная сеть Интернет, информационные стенды, радио).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академия вместе со всеми филиалами представляет единую корпоративную систему', реализующую основные и дополнительные образовательные программы высшего, послевузовского, среднего профобразования, осуществляющу ю подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы туристского и гостиничного обслуживания, спорта, экономики, права и других отраслей хозяйственной деятельности РФ и зарубежных государств.

В этой связи в перву ю очередь необходимо развитие единого образовательного пространства, предусматривающего: планирование учебной работы на единых принципах; единство учебных планов с внесением не более 25 % изменений в части регионального компонента и факультативов; единый подход в разработке учебно-методических материалов с учетом особенностей каждого региона и опыта работы системы регионального профессионального образования; оптимизацию подготовки специалистов на основе конкретной потребности регионального рынка труда в соответству ющих специалистах: совершенствование системы учета, оформления и выдачи филиалами дипломов РМАТ государственного образца.

Академия и ее филиалы совместно формируют перспективный и ежегодный планы по подготовке и обеспечению филиалов учебно-методической литературой по каждой реализуемой образовательной программе; моделируют взаимоотношения, выгодные для всех кафедр, факу льтетов РМАТ и филиалов; разрабатывают совместные программы факу льтетов РМАТ и филиалов по развитию информационной базы и совершенствованию образовательного процесса.

Академия оказывает филиалам помощь в организации преподавания на основе современных технологий и методов обучения, проводит регулярные семинары по повышению квалификации преподавателей филиалов. Вводятся единые правила документооборота и формы отчетности.

При этом качество образования повышается путем: оперативного распространения научного опыта, передовых и востребованных технологий знаний среди всей ау дитории студентов; создания банка данных по обобщению опыта внедре-

ния систем качества среди лучших подразделений Академии и филиалов; разработки механизмов изучения запросов, потребностей и удовлетворенности работодателей и роста их вовлеченности в процесс подготовки кадров; создания системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей; совершенствования рейтинговой системы оценки деятельности кафедр, факультетов, филиалов.

Академия и ее филиалы согласно Концепции формируют единое информационное пространство соблюдением единых требований к используемым операционным системам и приложениям, единых параметров конфигураций используемых серверов и рабочих станций, единых автоматизированных систем управления учебным процессом; совершенствованием работы Корпоративной информационной системы (КИС) РМАТ, созданием электронных паспортов филиалов. Академия создает единый телекомму никационный комплекс, обеспечивающий в рамках единого образовательного пространства внедрение во всех образовательных структурных подразделениях, включая филиалы, современных информационных технологий, дистанционных форм обучения. мониторинга и системы у правления качеством подготовки специалистов.

Концепция призвана активизировать научное взаимодействие Академии и ее филиалов, что находит свое отражение в формировании научной школы Академии - рекрсалогии и туристики. в создании единых творческих научных коллективов для выполнения фу ндаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, у частии в форумах, конференциях, совещаниях Академии, в подготовке диссертаций работниками филиалов в аспирантуре и докторантуре РМАТ и их за-

щите в диссертационных советах Академии, в создании системы внутренних научных грантов Академии, а также в реализации совместных международных научно-исследовательских проектов.

Академия и ее филиалы составляют и единое экономическое пространство. По Концепции, повышается персональная ответственность директоров и главных бухгалтеров филиалов за их финансово-хозяйственное положение, определяются критерии оценки деятельности филиала для установления его категории, что влияет на оплату труда дирекции. Бухгалтерии имеют единое программное обеспечение и создают согласованные формы отчетности. В сложных условиях предусматривается взаимная помощь между филиалами. В рамках Академии будет формироваться Фонд регионального развития для инвестирования в развитие материальной базы филиалов в системе единого образовательно-экономиче-ского комплекса. Проводится систематический аудит финансово-экономической деятельности филиалов. Академия берет на себя обязательство по безвозмездному обеспечению филиалов, успешно выполняющих свои финансовые обязательства перед Академией, учебно-методическими материалами.

Возобновляется и совершенствуется работа Совета директоров филиалов. В этой связи особу ю значимость приобретают анализ региональной системы профобразования, тенденций его развития, выявление основных проблем, оценка влияния внешних факторов и выработка на этой основе адекватной политики оптимизации работы филиалов и повышения эффективности их деятельности, прогнозирование потребности в специалистах туристского профиля, внесение необходимых изменений в профес-

сионально-квалификационную структуру подготовки и переподготовки кадров, методическое руководство в области кадрового обеспечения.

Академия и ее филиалы составляют единое социальное пространство, что находит свое выражение в проведении совместных праздников. КВНов. балов, выставок, спортивных и оздоровительных мероприятий, в оказании социальной поддержки сотрудникам филиалов и Академии к знаменательным датам, награждении почетными грамотами и дипломами, в развитии корпоративной культуры, создании благоприятного творческого климата для профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и аспирантов всех филиалов и Академии.

Экономический кризис хотя радикально и не изменил ситуацию, но все же внес свои коррективы в деятельность РМАТ и ее филиалов. Академия действует в объективной среде рынка образовательных услуг, и в своем развитии не свободна от воздействия факторов этой среды - «поставщиков» абитуриентов, «потребителей» выпускников, «конкурентов» рынка образовательных услуг и «контактной аудитории» - различных организаций, включая международные, с которыми поддерживаются отношения. И если в ближайшие 2-3 года количество выпускников школ сократится в два раза, то на расширяющуюся «демографическую дыру» можно взглянуть и с иных позиций: нужно выигрывать в качестве, поскольку уровень качества определяет цену услуги, в то время как само качество определяется уровнем вложенных технологий.

То же самое можно сказать и об общем спаде производства в России. На этом фоне отдельные отрасли развиваются.

в том числе и туринду стрия. Строятся новые гостиницы, лечебно-курортные объекты, рестораны, возрождаются познавательные, оздоровительные, паломнические туры. Потребность туристского рынка в квалифицированных кадрах очень велика. На складывающемся рынке труда востребованными окажутся «лучшие из лучших».

Наличие реальной конкуренции на рынке образовательных услуг следует рассматривать как стимул в развитии вуза, поскольку конкуренция в сфере образования - это фактор совершенствования его качества. Существенным конкурентным преимуществом для вуза является наличие новых востребованных специальностей, развитие бакалавриата и магистратуры.

В условиях постоянно меняющегося рынка образовательных услуг необходимо вносить коррективы в содержательную часть образовательного процесса и открывать новые перспективные специальности и направления подготовки в дополнение к уже су ществующим или взамен потерявшим актуальность в связи с изменившимися потребностями общества. Выиграть на конкурентном поле можно только благодаря глубокому маркетинговому анализу и скоординированным действиям руководства и коллектива вуза.

На сегодняшний день основным преимуществом Академии могут стать хорошо отлаженные взаимоотношения с «контактными аудиториями». Расширение связей с общественностью, развитие между народных отношений — реальный источник дополнительных средств, которые поддержат затратный механизм изменения образовательных технологий и развитие вуза в целом.

Ни Россия, ни российское образование не свободны от влияния процессов и тенденций. характерных для мирового развития. Так, мировой экономический кризис повлиял и на деятельность филиалов РМАТ в этих условиях. Практически все филиалы испытывают одинаковое влияние кризиса из-за снижения объема доходности филиалов по причинам уменьшения набора абитуриентов, повсеместного увеличения платежей за аренду помещений, увеличения задолженности студентов по оплате за обучение, обострения конкуренции среди вузов туристского профиля, введения в государственных вузах на бюджетной основе факультетов, отделений туристского профиля, а также вследствие усиления госконтроля за образованием в негосударственных вузах.

Для выживания филиалам необходимо разработать комплексные планы антикризисных мероприятий с учетом региональных особенностей и специфики конкретного филиала, которые могут включать:

1. Улучшение качества образовательного процесса по реализу емым образовательным программам.

2. Совершенствование организационноправовой основы деятельности филиала.

3. Планирование и практические шаги по развитию среднего профобразования.

4. Лицензирование программ бакалавриата и магистратуры.

5. Открытие подготовки по новым, наиболее востребованным в регионе массовым профессиям в рамках дополнительного профобразования.

6. Формирование экономически обоснованных цен на образовательные услуги с учетом региональных особенностей.

7. Развитие дополнительных образовательных услуг (проведение семинаров, курсов иностранных языков, подготовительных курсов, факу льтативов и др.).

8. Создание учебно-практических баз, кампу сов, инновационно-технологических кластеров.

9. Разработку региональных программ развития туризма в сельской местности.

10. Привлечение ППС и студентов к выполнению НИР на договорной основе с органами власти регионов, туристскими фирмами, гостиницами и дру гими организациями, создание творческих лабораторий, мастерских и др.

11. Разработку и введение новой структуры и штатного расписания, реорганизацию кафедр с учетом сокращения контингента обу чающихся и необходимости уменьшения расходов.

12. Сокращение расходов на руководство выпускными квалификационными работами, консультации перед зачетами и экзаменами, по лекционным курсам. Увеличение количества лекционных потоков за счет оптимизации учебного расписания.

13. Проведение кру глогодичных заграничных стажировок студентов.

14. Оптимизацию и жестку ю экономию всех расходов: транспортных, на хозяйственные нужды, командировки, коммунальные у слу ги и др.

Предложенная Концепция может и должна стать базой для развития филиалов РМАТ, их качественного совершенствования, дальнейшего развития единой корпоративной системы. Академия и впредь будет поддерживать свои филиалы во всем, защищать и отстаивать права всех своих студентов, в каком бы филиале они ни обу чались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.