бакалавров. В результате общекультурные компетенции вошли в стандарты и образовательные программы, разработанные профессиональными организациями США и стран ЕС, в частности, ABET (США), ECUK (Великобритания), ASIIN (Германия), CTI (Франция);
• внедрение в практику образования общекультурного развития специалистов наряду с профессиональной подготовкой, позволяющей эффективно работать и свободно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности.
Список литературы
1. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R.W. White // Psychological Review. — 1959. — № 66. — P. 297-333.
2. Дмитриев, Г.Д. О теоретических исследованиях содержания образования в США / Г.Д. Дмитриев // Школьные технологии. — 2006. — С. 18-23.
3. Чучалин, А.И. Американская и болонская модели инженера: сравнительный анализ компетенций / А.И. Чучалин // Вопросы образования. — 2007. — № 1. — С. 84-93.
4. Bologna-Prozess — Nationaler Bericht 2005 bis 2007 fur Deutschland von KMK und BMBF. — Berlin, 2008.
5. Key competences for lifelong learning. European Reference Framework. — Luxembourg: Office for official Publications of the European Communities, 2007. — 12 p.
6. Cheetham, G. Towards a Realistic Model of Professional Competence / G. Cheetham, G. Chivers // Journal of European Industrial Training. — 1996. — V. 20. — № 5. — P. 20-30.
7. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. — UNESCO, 1996. — 54 с.
8. Human Resource Development International. — V. 8. — № 1. — 27-46, March 2005. — Режим доступа: www.HR-Portal.ru/print/14330
9. Болонский процесс: результаты обучения и ком-петентностный подход: книга-приложение 1 / Под науч. ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.
УДК 378:338.48
А.И. Зорин, канд. пед. наук
Российская международная академия туризма
ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ТУРИЗМА
Эксперимент «Развитие системы подготовки кадров для отрасли туризма» проводился в Российской международной академии туризма (РМАТ) в соответствии с приказом-постановлением Министерства науки, высшей школы и технической политики и Совета ФНПР от 26.06.92 г. № 984/4—4. В процессе реализации эксперимента были поставлены следующие задачи:
• выявить основные тенденции, проблемы и недостатки сложившейся системы базовой подготовки специалистов и персонала туристской отрасли;
• определить направления деятельности академии, ее структурных организаций и партнеров в совместных усилиях по формированию стратегии и осуществлению организационных, правовых, образовательных и тактических действий в реализации эксперимента;
• уточнить по результатам эксперимента возможности негосударственного, альтернативного образования и уровень его поддержки со стороны государственных органов;
• разработать многоуровневую и многоаспектную модель содержания профессионального туристского образования в соответствии с потребностями туристского рынка в подготовке
кадров, работников, специалистов, персонала и менеджеров с устойчивыми профессиональными знаниями.
Для решения стоящих перед РМАТ задач потребовалось изучение:
• демографических рынков (в целях маркетинга обучения в академии и ее структурных подразделениях);
• состояния государственной системы профессионального образования в стране (школ, интернатов, училищ, техникумов, туристских клубов, музеев, других учебных учреждений основного и дополнительного образования) и возможности ее перепрофилирования на туристскую специализацию;
• географических рынков туристских и образовательных услуг зарубежных стран — партнеров академии: США, Франции, КНР, Австрии, Германии, Греции, Кипра, Турции, Испании, Голландии и других стран;
• образовательных стандартов ведущих туристских фирм, международных и национальных туристских ассоциаций, а также Всемирной туристской организации.
С 1992 г. РМАТ работает в условиях эксперимента, в ходе которого разрабатываются циклы
и модули непрерывного образования, внедряются формы компаундных (совместных) систем обучения, осуществляются образовательные программы с учебными заведениями России, СНГ, зарубежных стран.
Согласно Уставу РМАТ является некоммерческим учебно-научно-производственным центром по обучению персонала (специалистов и менеджеров туристского профиля) сферы туристского обслуживания Российской Федерации и СНГ. С 1992 г. РМАТ осуществляет полный стационарный и заочный циклы обучения, включая довузовскую подготовку в собственных лицейских классах, среднепрофессиональную — в колледжах (степень адъюнкта) и высшую менеджерскую подготовку (бакалавр, специалист и магистр). Академия имеет в своем составе Институт дополнительного образования, аспирантуру, диссертационный совет, свыше 80 дочерних образовательных учреждений, Объединенный университет туризма государств — участников СНГ, Международное учебно-методическое объединение по туризму, Всероссийское народное туристское общество.
Основная задача экспериментальной программы — создание многоуровневой системы подготовки специалистов туристской сферы — от рабочих квалификаций до высококвалифицированных кадров.
Для ее реализации РМАТ разработаны профессионально-образовательные программы для различных уровней подготовки. Программы по подготовке специалистов с высшим образованием согласованы с Учебно-методическим управлением Минобрнауки России и прошли апробацию в ходе учебного процесса. С учетом меняющихся требований к их содержанию программы были скорректированы и в настоящий момент реализуются в учебном процессе.
По заключению Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента при Минобрнауки России учебные планы и программы РМАТ соответствуют государственному образовательному стандарту. Региональный компонент профессионально-образовательной программы подготовки используется рационально и в полном объеме, учитывает специфику подготовки кадров для туристской отрасли. Структура учебного плана, объемное соотношение по блокам дисциплин и практической подготовке, формы и количество промежуточной аттестации, а также требования к проведению итоговой аттестации определены в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Особенностью содержания профессиональнообразовательных программ академии является их ориентация на практическую профессиональную подготовку. В процессе обучения студенты имеют
возможность получить рабочие квалификации в области туристской деятельности. Кроме того, программы подготовки предусматривают углубленное изучение иностранных языков.
Для развития концепции по подготовке кадров для туристской отрасли и реализации содержания профессионально-образовательных программ разработан комплекс учебных программ по всем дисциплинам учебного плана. Программы сгруппированы по блокам дисциплин и растиражированы. Практически все программы носят авторский характер, в них отражены особенности подготовки специалистов для туристской отрасли.
В то же время государственная экспертиза обратила внимание на необходимость дальнейшей проработки содержания программ дисциплин для обеспечения их логической увязки, особенно по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного блоков, а также на расширение круга специализаций. В целом содержание профессионально-образовательных программ академии оценено как соответствующее требованиям государственного образовательного стандарта.
Состояние учебно-методического и информационного обеспечения оценено в основном как достаточное для ведения образовательной деятельности по заявленным уровням подготовки, а по содержанию — как позволяющее реализовывать профессионально-образовательные программы академии в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
С 1992 г. в Российской Федерации полный цикл подготовки специалистов туризма в рамках направления «Менеджмент» и специальности «Менеджмент организации» (профиль «Менеджмент туризма») реализуется в Российской международной академии туризма. В академии введены специализации: «Менеджмент туризма и путешествий»; «Менеджмент гостеприимства и технологий питания»; «Финансовый менеджмент в туризме»; «Правовой менеджмент в туризме»; «Менеджмент иностранного туризма»; «Менеджмент экологического туризма» и др. Эти специализации в свою очередь реализуются в предметных сферах обучения на пяти иерархических уровнях профессионального туристского образования: школа — профессиональный лицей — туристский колледж — институт туризма — академия туризма. С 1996 г. иерархический комплекс специализаций профессионального туристского образования в Российской международной академии туризма дополнился тремя новыми уровнями: магистратура, аспирантура и дополнительное образование. В учебный план включены новые специализации: «Туристика», «Экономика», «Технология индустрии гостеприимства», «Лингво-страноведение», «Педагогика туризма», «Информационные системы и технологии» и др.
Предлагаемая иерархия имеет, с одной стороны, гипотетический, а с другой — прагматический характер. Она была принята как рабочая гипотеза на научно-методическом совете Российской международной академии туризма в январе 1998 г. с учетом потребностей туристского рынка и возможностей академии по его освоению. В ее основу положено реальное распределение выпускников РМАТ на туристском рынке в 1996—1998 гг. Использованы были также профессионально-квалификационные модули специализаций туристской деятельности, которые содержат информацию о профессиональных, квалификационных требованиях к специалистам туристской деятельности и возможных местах их работы. Одновременно, в течение 1997—1999 гг., велась научно-исследовательская работа по обоснованию структуры специализаций, которая и была положена в основу иерархического комплекса как рабочая гипотеза. В ходе исследования гипотетическая схема специализаций постоянно уточнялась и корректировалась с помощью ряда исследовательских моделей. В этом и состояла суть эксперимента.
Одним из разделов научного исследования была проблема соотнесения уровней туристской деятельности с уровнями профессионального туристского образования. С этой целью была разработана модель иерархии содержания профессионального туристского образования.
Суть модели состоит в том, чтобы найти корреляцию многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования с иерархией туристской деятельности. Строя подобную модель, автор априорно ожидает, что содержание профессионального туристского образования имеет иерархическую структуру, которая, в свою очередь, задается и определяется иерархией туристской деятельности. Иерархия как системное понятие определяет характер структурных отношений внутри таксонов и вообще сложных систем, при которых системы низшего уровня образуют некую целостность внутри систем более высокого уровня. В начале XIX в. швейцарский ботаник О. Декандолем предложил называть таксонами соподчиненные группы объектов. Сейчас таксономию определяют как учение о системе таксономических категорий или как раздел систематики. Именно в последнем аспекте рассматривается иерархия в профессиональном туристском обра-
зовании. Данный подход применим к статистическим совокупностям с нормальным распределением, т. е. имеет вид, при котором таксоны одного порядка однородны, целиком входят в таксон более высокого порядка и подчинены правилу кратности:
2А(111) = А(11);
2А(11) = А(1).
В основу иерархической модели содержания туристского образования положена гипотеза об иерархии туристского образования как последовательной конкретизации областей туристской деятельности и содержания туристского образования на целевом, концептуальном, ориентационном, профессиональном и модульном уровнях. Эта гипотеза была сформулирована авторами монографии в 1997 г. [1]. Модель позволяет рассмотреть формирование содержания профессионального туристского образования как педагогическую проблему на каждом иерархическом уровне (рисунок).
Модель иерархических уровней туристской деятельности устанавливает связь уровней занятости в туризме (области занятости в сфере туризма) и уровней решения педагогических проблем содержания профессионального туристского образования [2].
На целевом уровне модель устанавливает содержание профессионального туристского образования по предмету труда туристской деятельности. В соответствии с критериями политической эконо-
Уровни деятельности и образования Области занятости в сфере туризма Педагогические проблемы содержания профессионального туристского образования
I. Целевой (предмет труда) Туризм как деятельность Дифференциация образовательных стандартов
II. Концептуальный (сущность деятельности) Области перспективной деятельности (карьеры) в туризме Дифференциация по характеру концепции туристской деятельности
III. Ориентационный (ориентация личности) Направления деятельности Дифференциация специальностей
IV. Профессиональный (специализации деятельности) Предметные сферы деятельности — реестр квалификационных требований Дифференциация учебных специализаций — профессионально-образовательных программ
V. Модульный (про-фессионально-ква-лификационная параметризация деятельности) Рабочие места Дифференциация предметных сфер обучения — профессионально-квалификационных модулей
Модель иерархии туристской деятельности и содержания профессионального туристского образования
мии, предмет труда — это то, на что направлен труд работника и что в результате приложения труда меняет свои свойства и состояния и становится продуктом труда. Туристская деятельность имеет два предмета труда.
Во-первых, возникает необходимость в специалистах, которые обладали бы необходимыми знаниями о свойствах и состояниях человека, его физическом и психическом здоровье, характере потребностей в познании, общении, отдыхе и физическом развитии, режимах восстановления и развития физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. Комплекс знаний, умений и навыков данного специалиста — рекреолога — должен формироваться на базе дисциплины «Рекреалогия» в рамках образовательного стандарта «Рекреация и туризм». Проект данного стандарта впервые был обнародован в 1997 г. на 1-й Всероссийской конференции «Профессионально-квалификационная структура туризма» [3].
Во-вторых, туризму необходим специалист — туроператор, имеющий необходимые знания, умения и навыки по формированию, продвижению и реализации туристского продукта — тура. Их лучше всего формировать на базе дисциплины «Туро-перейтинг» в рамках образовательного стандарта «Туристика». Проект данного стандарта также был опубликован в 1998 г.
Согласно предлагаемой модели дифференциация по предмету труда конкретизируется на следующем уровне иерархии по областям перспективной деятельности (карьеры) в туризме, а содержание профессионального туристского образования характеризуется концепциями туристской деятельности [4].
Области перспективной деятельности дифференцируются на направления и предметные сферы деятельности, а дальнейшая конкретизация содержания профессионального туристского образования происходит соответственно по специальностям и специализациям. Уровни !—^ представляют собой макромодель содержания профессионального туристского образования.
Список литературы
1. Зорин И.В. Туристика: монография / И.В. Зорин,
В.А Квартальной. — М.: Советский спорт, 2001. — 362 с.
2. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник / И.В. Зорин, А.И. Зорин. — М.: Советский спорт, 2005. — 224 с.
3. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма // Сб. докл. и тез. I Всероссийской науч.-практич. конф. — М.: РИБ «Турист», 1997. — 152 с.
4. Профессиональные стандарты для туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2000. — № 1. — С. 41-42.
УДК 318.147:811.161.1
А.Н. Ременцов, доктор пед. наук Е.В. Иванова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЗ ОСНОВНЫХ КОНТИНГЕНТООБРАЗУЮЩИХ СТРАН НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МАДИ
Одной из устойчивых тенденций дальнейшего развития образования в мире является продолжающийся рост академической мобильности. Так, число учащихся, получающих образование за рубежом, достигло к 2010 году 3,7 млн чел., а к 2020 году составит 7,2 млн. В Российской Федерации также происходит некоторый рост числа иностранных граждан, получающих в стране образование. В настоящее время их число составляет порядка 130 тыс. чел., а ежегодный прирост — 6...8 % [1, с. 24].
Известно, что приезжая на обучение в российские вузы, иностранные граждане на первом этапе проходят обучение русскому языку и профильным дисциплинам на русском языке на подготовительных факультетах, что обеспечивает реальную
24
возможность получения дальнейшего образования в высшей школе России.
Специфика обучения учащихся на подготовительном факультете состоит в том, что за ограниченный срок обучения они должны овладеть основами грамматической системы русского языка, получить возможность приобрести необходимые знания по специальным дисциплинам и познакомиться с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка. И именно русский язык помогает студентам-иностранцам войти в новую культуру, которая существенно отличается от их собственной.
Одним из важнейших условий, определяющих эффективность обучения иностранных учащихся на довузовском этапе, является процесс