Научная статья на тему 'Опыт профессиональной подготовки туристских кадров в Российской международной академии туризма'

Опыт профессиональной подготовки туристских кадров в Российской международной академии туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / PERSONNEL TRAINING FOR TOURISM INDUSTRY / STRUCTURE AND CONTENT OF TOURISM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин Александр Игоревич

Анализируется опыт подготовки туристских кадров в Российской международной академии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF TOURISM PERSONNEL IN RUSSIAN INTERNATIONAL ACADEMY OF TOURISM

The paper examines the experience of tourism personnel professional training in Russian International Academy of Tourism.

Текст научной работы на тему «Опыт профессиональной подготовки туристских кадров в Российской международной академии туризма»

бакалавров. В результате общекультурные компетенции вошли в стандарты и образовательные программы, разработанные профессиональными организациями США и стран ЕС, в частности, ABET (США), ECUK (Великобритания), ASIIN (Германия), CTI (Франция);

• внедрение в практику образования общекультурного развития специалистов наряду с профессиональной подготовкой, позволяющей эффективно работать и свободно ориентироваться в разнообразной и динамично развивающейся действительности.

Список литературы

1. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R.W. White // Psychological Review. — 1959. — № 66. — P. 297-333.

2. Дмитриев, Г.Д. О теоретических исследованиях содержания образования в США / Г.Д. Дмитриев // Школьные технологии. — 2006. — С. 18-23.

3. Чучалин, А.И. Американская и болонская модели инженера: сравнительный анализ компетенций / А.И. Чучалин // Вопросы образования. — 2007. — № 1. — С. 84-93.

4. Bologna-Prozess — Nationaler Bericht 2005 bis 2007 fur Deutschland von KMK und BMBF. — Berlin, 2008.

5. Key competences for lifelong learning. European Reference Framework. — Luxembourg: Office for official Publications of the European Communities, 2007. — 12 p.

6. Cheetham, G. Towards a Realistic Model of Professional Competence / G. Cheetham, G. Chivers // Journal of European Industrial Training. — 1996. — V. 20. — № 5. — P. 20-30.

7. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. — UNESCO, 1996. — 54 с.

8. Human Resource Development International. — V. 8. — № 1. — 27-46, March 2005. — Режим доступа: www.HR-Portal.ru/print/14330

9. Болонский процесс: результаты обучения и ком-петентностный подход: книга-приложение 1 / Под науч. ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с.

УДК 378:338.48

А.И. Зорин, канд. пед. наук

Российская международная академия туризма

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ТУРИЗМА

Эксперимент «Развитие системы подготовки кадров для отрасли туризма» проводился в Российской международной академии туризма (РМАТ) в соответствии с приказом-постановлением Министерства науки, высшей школы и технической политики и Совета ФНПР от 26.06.92 г. № 984/4—4. В процессе реализации эксперимента были поставлены следующие задачи:

• выявить основные тенденции, проблемы и недостатки сложившейся системы базовой подготовки специалистов и персонала туристской отрасли;

• определить направления деятельности академии, ее структурных организаций и партнеров в совместных усилиях по формированию стратегии и осуществлению организационных, правовых, образовательных и тактических действий в реализации эксперимента;

• уточнить по результатам эксперимента возможности негосударственного, альтернативного образования и уровень его поддержки со стороны государственных органов;

• разработать многоуровневую и многоаспектную модель содержания профессионального туристского образования в соответствии с потребностями туристского рынка в подготовке

кадров, работников, специалистов, персонала и менеджеров с устойчивыми профессиональными знаниями.

Для решения стоящих перед РМАТ задач потребовалось изучение:

• демографических рынков (в целях маркетинга обучения в академии и ее структурных подразделениях);

• состояния государственной системы профессионального образования в стране (школ, интернатов, училищ, техникумов, туристских клубов, музеев, других учебных учреждений основного и дополнительного образования) и возможности ее перепрофилирования на туристскую специализацию;

• географических рынков туристских и образовательных услуг зарубежных стран — партнеров академии: США, Франции, КНР, Австрии, Германии, Греции, Кипра, Турции, Испании, Голландии и других стран;

• образовательных стандартов ведущих туристских фирм, международных и национальных туристских ассоциаций, а также Всемирной туристской организации.

С 1992 г. РМАТ работает в условиях эксперимента, в ходе которого разрабатываются циклы

и модули непрерывного образования, внедряются формы компаундных (совместных) систем обучения, осуществляются образовательные программы с учебными заведениями России, СНГ, зарубежных стран.

Согласно Уставу РМАТ является некоммерческим учебно-научно-производственным центром по обучению персонала (специалистов и менеджеров туристского профиля) сферы туристского обслуживания Российской Федерации и СНГ. С 1992 г. РМАТ осуществляет полный стационарный и заочный циклы обучения, включая довузовскую подготовку в собственных лицейских классах, среднепрофессиональную — в колледжах (степень адъюнкта) и высшую менеджерскую подготовку (бакалавр, специалист и магистр). Академия имеет в своем составе Институт дополнительного образования, аспирантуру, диссертационный совет, свыше 80 дочерних образовательных учреждений, Объединенный университет туризма государств — участников СНГ, Международное учебно-методическое объединение по туризму, Всероссийское народное туристское общество.

Основная задача экспериментальной программы — создание многоуровневой системы подготовки специалистов туристской сферы — от рабочих квалификаций до высококвалифицированных кадров.

Для ее реализации РМАТ разработаны профессионально-образовательные программы для различных уровней подготовки. Программы по подготовке специалистов с высшим образованием согласованы с Учебно-методическим управлением Минобрнауки России и прошли апробацию в ходе учебного процесса. С учетом меняющихся требований к их содержанию программы были скорректированы и в настоящий момент реализуются в учебном процессе.

По заключению Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента при Минобрнауки России учебные планы и программы РМАТ соответствуют государственному образовательному стандарту. Региональный компонент профессионально-образовательной программы подготовки используется рационально и в полном объеме, учитывает специфику подготовки кадров для туристской отрасли. Структура учебного плана, объемное соотношение по блокам дисциплин и практической подготовке, формы и количество промежуточной аттестации, а также требования к проведению итоговой аттестации определены в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Особенностью содержания профессиональнообразовательных программ академии является их ориентация на практическую профессиональную подготовку. В процессе обучения студенты имеют

возможность получить рабочие квалификации в области туристской деятельности. Кроме того, программы подготовки предусматривают углубленное изучение иностранных языков.

Для развития концепции по подготовке кадров для туристской отрасли и реализации содержания профессионально-образовательных программ разработан комплекс учебных программ по всем дисциплинам учебного плана. Программы сгруппированы по блокам дисциплин и растиражированы. Практически все программы носят авторский характер, в них отражены особенности подготовки специалистов для туристской отрасли.

В то же время государственная экспертиза обратила внимание на необходимость дальнейшей проработки содержания программ дисциплин для обеспечения их логической увязки, особенно по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного блоков, а также на расширение круга специализаций. В целом содержание профессионально-образовательных программ академии оценено как соответствующее требованиям государственного образовательного стандарта.

Состояние учебно-методического и информационного обеспечения оценено в основном как достаточное для ведения образовательной деятельности по заявленным уровням подготовки, а по содержанию — как позволяющее реализовывать профессионально-образовательные программы академии в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

С 1992 г. в Российской Федерации полный цикл подготовки специалистов туризма в рамках направления «Менеджмент» и специальности «Менеджмент организации» (профиль «Менеджмент туризма») реализуется в Российской международной академии туризма. В академии введены специализации: «Менеджмент туризма и путешествий»; «Менеджмент гостеприимства и технологий питания»; «Финансовый менеджмент в туризме»; «Правовой менеджмент в туризме»; «Менеджмент иностранного туризма»; «Менеджмент экологического туризма» и др. Эти специализации в свою очередь реализуются в предметных сферах обучения на пяти иерархических уровнях профессионального туристского образования: школа — профессиональный лицей — туристский колледж — институт туризма — академия туризма. С 1996 г. иерархический комплекс специализаций профессионального туристского образования в Российской международной академии туризма дополнился тремя новыми уровнями: магистратура, аспирантура и дополнительное образование. В учебный план включены новые специализации: «Туристика», «Экономика», «Технология индустрии гостеприимства», «Лингво-страноведение», «Педагогика туризма», «Информационные системы и технологии» и др.

Предлагаемая иерархия имеет, с одной стороны, гипотетический, а с другой — прагматический характер. Она была принята как рабочая гипотеза на научно-методическом совете Российской международной академии туризма в январе 1998 г. с учетом потребностей туристского рынка и возможностей академии по его освоению. В ее основу положено реальное распределение выпускников РМАТ на туристском рынке в 1996—1998 гг. Использованы были также профессионально-квалификационные модули специализаций туристской деятельности, которые содержат информацию о профессиональных, квалификационных требованиях к специалистам туристской деятельности и возможных местах их работы. Одновременно, в течение 1997—1999 гг., велась научно-исследовательская работа по обоснованию структуры специализаций, которая и была положена в основу иерархического комплекса как рабочая гипотеза. В ходе исследования гипотетическая схема специализаций постоянно уточнялась и корректировалась с помощью ряда исследовательских моделей. В этом и состояла суть эксперимента.

Одним из разделов научного исследования была проблема соотнесения уровней туристской деятельности с уровнями профессионального туристского образования. С этой целью была разработана модель иерархии содержания профессионального туристского образования.

Суть модели состоит в том, чтобы найти корреляцию многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования с иерархией туристской деятельности. Строя подобную модель, автор априорно ожидает, что содержание профессионального туристского образования имеет иерархическую структуру, которая, в свою очередь, задается и определяется иерархией туристской деятельности. Иерархия как системное понятие определяет характер структурных отношений внутри таксонов и вообще сложных систем, при которых системы низшего уровня образуют некую целостность внутри систем более высокого уровня. В начале XIX в. швейцарский ботаник О. Декандолем предложил называть таксонами соподчиненные группы объектов. Сейчас таксономию определяют как учение о системе таксономических категорий или как раздел систематики. Именно в последнем аспекте рассматривается иерархия в профессиональном туристском обра-

зовании. Данный подход применим к статистическим совокупностям с нормальным распределением, т. е. имеет вид, при котором таксоны одного порядка однородны, целиком входят в таксон более высокого порядка и подчинены правилу кратности:

2А(111) = А(11);

2А(11) = А(1).

В основу иерархической модели содержания туристского образования положена гипотеза об иерархии туристского образования как последовательной конкретизации областей туристской деятельности и содержания туристского образования на целевом, концептуальном, ориентационном, профессиональном и модульном уровнях. Эта гипотеза была сформулирована авторами монографии в 1997 г. [1]. Модель позволяет рассмотреть формирование содержания профессионального туристского образования как педагогическую проблему на каждом иерархическом уровне (рисунок).

Модель иерархических уровней туристской деятельности устанавливает связь уровней занятости в туризме (области занятости в сфере туризма) и уровней решения педагогических проблем содержания профессионального туристского образования [2].

На целевом уровне модель устанавливает содержание профессионального туристского образования по предмету труда туристской деятельности. В соответствии с критериями политической эконо-

Уровни деятельности и образования Области занятости в сфере туризма Педагогические проблемы содержания профессионального туристского образования

I. Целевой (предмет труда) Туризм как деятельность Дифференциация образовательных стандартов

II. Концептуальный (сущность деятельности) Области перспективной деятельности (карьеры) в туризме Дифференциация по характеру концепции туристской деятельности

III. Ориентационный (ориентация личности) Направления деятельности Дифференциация специальностей

IV. Профессиональный (специализации деятельности) Предметные сферы деятельности — реестр квалификационных требований Дифференциация учебных специализаций — профессионально-образовательных программ

V. Модульный (про-фессионально-ква-лификационная параметризация деятельности) Рабочие места Дифференциация предметных сфер обучения — профессионально-квалификационных модулей

Модель иерархии туристской деятельности и содержания профессионального туристского образования

мии, предмет труда — это то, на что направлен труд работника и что в результате приложения труда меняет свои свойства и состояния и становится продуктом труда. Туристская деятельность имеет два предмета труда.

Во-первых, возникает необходимость в специалистах, которые обладали бы необходимыми знаниями о свойствах и состояниях человека, его физическом и психическом здоровье, характере потребностей в познании, общении, отдыхе и физическом развитии, режимах восстановления и развития физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. Комплекс знаний, умений и навыков данного специалиста — рекреолога — должен формироваться на базе дисциплины «Рекреалогия» в рамках образовательного стандарта «Рекреация и туризм». Проект данного стандарта впервые был обнародован в 1997 г. на 1-й Всероссийской конференции «Профессионально-квалификационная структура туризма» [3].

Во-вторых, туризму необходим специалист — туроператор, имеющий необходимые знания, умения и навыки по формированию, продвижению и реализации туристского продукта — тура. Их лучше всего формировать на базе дисциплины «Туро-перейтинг» в рамках образовательного стандарта «Туристика». Проект данного стандарта также был опубликован в 1998 г.

Согласно предлагаемой модели дифференциация по предмету труда конкретизируется на следующем уровне иерархии по областям перспективной деятельности (карьеры) в туризме, а содержание профессионального туристского образования характеризуется концепциями туристской деятельности [4].

Области перспективной деятельности дифференцируются на направления и предметные сферы деятельности, а дальнейшая конкретизация содержания профессионального туристского образования происходит соответственно по специальностям и специализациям. Уровни !—^ представляют собой макромодель содержания профессионального туристского образования.

Список литературы

1. Зорин И.В. Туристика: монография / И.В. Зорин,

В.А Квартальной. — М.: Советский спорт, 2001. — 362 с.

2. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник / И.В. Зорин, А.И. Зорин. — М.: Советский спорт, 2005. — 224 с.

3. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма // Сб. докл. и тез. I Всероссийской науч.-практич. конф. — М.: РИБ «Турист», 1997. — 152 с.

4. Профессиональные стандарты для туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2000. — № 1. — С. 41-42.

УДК 318.147:811.161.1

А.Н. Ременцов, доктор пед. наук Е.В. Иванова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЗ ОСНОВНЫХ КОНТИНГЕНТООБРАЗУЮЩИХ СТРАН НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МАДИ

Одной из устойчивых тенденций дальнейшего развития образования в мире является продолжающийся рост академической мобильности. Так, число учащихся, получающих образование за рубежом, достигло к 2010 году 3,7 млн чел., а к 2020 году составит 7,2 млн. В Российской Федерации также происходит некоторый рост числа иностранных граждан, получающих в стране образование. В настоящее время их число составляет порядка 130 тыс. чел., а ежегодный прирост — 6...8 % [1, с. 24].

Известно, что приезжая на обучение в российские вузы, иностранные граждане на первом этапе проходят обучение русскому языку и профильным дисциплинам на русском языке на подготовительных факультетах, что обеспечивает реальную

24

возможность получения дальнейшего образования в высшей школе России.

Специфика обучения учащихся на подготовительном факультете состоит в том, что за ограниченный срок обучения они должны овладеть основами грамматической системы русского языка, получить возможность приобрести необходимые знания по специальным дисциплинам и познакомиться с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка. И именно русский язык помогает студентам-иностранцам войти в новую культуру, которая существенно отличается от их собственной.

Одним из важнейших условий, определяющих эффективность обучения иностранных учащихся на довузовском этапе, является процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.