Научная статья на тему 'Итоги учебного года и задачи на будущее'

Итоги учебного года и задачи на будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги учебного года и задачи на будущее»

ВЕСТНИК РМАТ

УДК 378.14

Е.Н. ТРОФИМОВ

ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, с которым обратился Президент России В.В. Путин в декабре 2013 г., определены приоритеты развития страны.

В своем выступлении он подробно остановился на вопросах, касающихся социальной сферы, образования, нравственных ценностей, межэтнических отношений. Президент РФ обратил внимание на то, что «принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста. Но они сработают только в том случае, если будут востребованы самим бизнесом. Поэтому их подготовка должна идти с участием самих профессиональных сообществ».

Президент России отдельно сказал о высшей школе, о том, что «сегодня как в столице, так и в регионах есть много вузов, которые не отвечают современным требованиям». Далее В.В. Путин напомнил, что, «совершенствуя профессиональное образование, надо помнить, что рынок труда становится более гибким. И граждане, в случае необходимости, должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт».

Именно в этой плоскости обсуждались проблемы на ежегодной Кон-

© Трофимов Е.Н., 2014

ференции коллектива, состоявшейся в сентябре текущего года. Конференция рассмотрела вопрос «Итоги 2013/14 учебного года и задачи коллектива РМАТ по совершенствованию деятельности, исходя из результатов государственной аккредитации и мониторинга». В докладе и выступлениях делегатов отмечалось, что Академия традиционно уделяет большое внимание качеству подготовки будущих специалистов туристского профиля. При этом взаимодействует с Федеральным агентством по туризму, региональными органами управления, с работодателями по совершенствованию образовательных программ, по перестройке своей работы в условиях новых государственных образовательных стандартов, по усилению практического начала в процессе подготовки современных менеджеров для сферы туризма и гостеприимства.

В текущем году Академия выдержала два серьезных испытания: государственную аккредитацию и мониторинг эффективности вузов, проведенный Министерством образования и науки России. Из этих испытаний наш коллектив вышел в целом достойно. Академия получила свидетельство об аккредитации на период до 2020 г. Это вселяет уверенность в нашем будущем, но предстоит большая напряженная работа по всем направлениям: по переходу на современные образовательные про-

граммы и технологии обучения; повышению квалификации профессорско-преподавательских кадров для работы в новых условиях; по поиску направлений и специализаций, отвечающих запросам туристской отрасли. Время требует, чтобы в Академии и ее филиалах процесс совершенствования образования становился по-настоящему опережающим, соответствующим уровню мировых стандартов. Эти ориентиры заложены в Стратегии развития РМАТ до 2018 г., которая была одобрена Конференцией коллектива РМАТ в сентябре прошлого года.

В июне 2014 г. Межведомственная комиссия по проведению мониторинга эффективности российских образовательных учреждений высшего образования подвела окончательные итоги этого мероприятия за 2013 г.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская международная академия туризма (РМАТ) по итогам мониторинга признана эффективным вузом, обеспечившим соответствие 7 показателей из 7.

В то же время 9 наших филиалов не обеспечили выполнение необходимого количества установленных показателей. В их числе: Алтайский филиал, Волоколамский институт туризма, Вяземский филиал, Владимирский филиал, Восточно-Сибирский институт туризма, Карельский институт туризма, Псковский филиал, Московский филиал, Центральный институт управления и экономики туристского бизнеса.

Мониторинг позволил выявить те вузы, в которых присутствуют серьезные проблемы и которым необходима помощь, особенно если эти образовательные учреждения являются определяющими в кадровом обеспечении.

Ректорат оперативно привлек внимание руководства субъектов Федерации, где наши филиалы оказались в трудном положении. В результате из регионов поступили обращения в Министерство образования и науки Российской Федерации и другие инстанции с просьбами поддержать филиалы, обещая при этом оказать им необходимую помощь.

Например, администрация Красноярского края обосновала необходимость дальнейшей работы ВосточноСибирского института туризма тем, что выпускаемые филиалом РМАТ специалисты востребованы в ходе реализации Государственной программы развития Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, в самой сложной ситуации оказался Московский филиал, для которого столичные «пороговые показатели» мониторинга были несравненно выше региональных. Филиал тоже получил поддержку московских властей. Эти примеры еще раз подтверждают необходимость постоянного контакта ректората Академии, директоров филиалов с федеральными и региональными органами управления туризмом и образованием.

Нам всем следует учесть, что Министерство образования и науки РФ намерено ежегодно проводить монито-ринги вузов, поэтому необходимо разобраться в каждом конкретном случае, что уже сделано по устранению недостатков, что не получается и почему? Разобраться досконально: или это идет от неумения, или от нежелания, или от самоуспокоенности наших работников и директоров филиалов.

На основании протокола заседания Межведомственной комиссии и обращения В.Г. Пугиева, президента ОАО «Центральный совет по туриз-

му и отдыху» (холдинг), приказом по РМАТ директорам соответствующих филиалов было поручено разработать программу действий по повышению эффективности деятельности и укреплению материально-технической базы учебных заведений.

В соответствии с протоколом заседания Межведомственной комиссии было рекомендовано Ассоциации негосударственных вузов России (АВНВУЗ России) провести мониторинг мероприятий по повышению эффективности деятельности частных образовательных организаций высшего образования. В свою очередь АНВУЗ России рекомендовал нашей Академии разработать программу оптимизации деятельности филиалов, выполнивших менее четырех показателей мониторинга.

Такая программа разработана.

Главные задачи нашей «дорожной карты»:

• повышение эффективности деятельности филиалов вуза в соответствии с современными требованиями системы высшего образования;

• обеспечение формирования системы многоуровневого образования, позволяющей выстраивать модульные траектории освоения образовательных программ с учетом запросов населения и по заказу потребителей образовательных услуг;

• наращивание востребованности филиалов Академии на региональном рынке образовательных услуг;

• повышение квалификации научно-педагогических работников для осуществления профессиональной деятельности на компетентностно-ориен-тированной основе;

• создание условий в филиалах РМАТ для проведения научно-иссле-

довательской деятельности, направленной на развитие социально-экономического потенциала предпринимательства на региональном уровне;

• воспитание социально активных студентов, обладающих потенциалом для успешной профессиональной социализации;

• обеспечение устойчивого материально-технического и финансово-экономического развития филиалов РМАТ.

Определены ожидаемые результаты по оптимизации ключевых направлений работы филиалов в части образовательной, научно-исследовательской, финансово-экономической деятельности, оптимизации инфраструктуры и приведенного контингента.

При подведении итогов 2013/14 учебного года на Конференции коллектива было доложено, что завершили обучение по программам высшего и среднего профессионального образования в РМАТ и ее филиалах 1688 студентов, в том числе получили дипломы о высшем образовании 1470 человек, о среднем профессиональном образовании - 218 человек. Состоялся очередной выпуск магистрантов (9 человек). Напомню, что по итогам 2012/13 учебного года Академией и ее филиалами было выпущено 2283 специалиста.

По состоянию на 1 сентября с.г. зачислен в Академию и ее филиалы 901 студент, в том числе на высшее образование - 574 человека, на СПО -327 человек. Очевидны положительные результаты. Сегодня общая численность студентов РМАТ на всех формах обучения составляет около 7 тыс. человек.

Складывается тенденция, когда разница между численностью поступивших на обучение и количеством вы-

пущенных специалистов постоянно уменьшается. Так называемый демографический спад преодолевается. В последующие годы возможен приток студентов на все формы обучения. И к этому нам всем нужно подготовиться.

При подведении итогов приема на новый учебный год были отмечены положительные результаты на факультете среднего профессионального образования (декан Зорина Г.И.). Если в прошлом году на Сходне было принято на обучение 69 студентов, то в этом году набор составил 148 человек. Это результат большой работы ректората, деканата СПО по профориентации школьников, встреч в школах, дней открытых дверей рекламной кампании. В привлечении абитуриентов принимали участие и сами студенты колледжа.

Развитие среднего профессионального образования всегда было перспективным ориентиром как для коллектива головного вуза, так и для филиалов. Сегодня у нас в системе СПО обучаются свыше 750 студентов. И эта цифра ежегодно увеличивается. В 8 филиалах эта форма обучения становится все более востребованной, другим директорам филиалов необходимо серьезно задуматься о развитии СПО.

Выпускники наших колледжей - это важный резерв для пополнения рядов студентов высшего образования. Еще М.В. Ломоносов говорил: «Университет без гимназии - что пашня без семян». Более половины выпускников колледжей продолжают затем обучение на факультетах высшего образования.

И вот здесь возникает необходимость постоянного более тесного взаимодействия факультета менеджмента туризма и факультета СПО. Формы таких связей могут быть самыми разными, многое апробировано: привлече-

ние профессорско-преподавательского состава вуза к чтению лекций в колледже, проведение практических занятий и научных исследований, организация совместных мероприятий вуза и колледжа и т.д. Руководство факультета менеджмента туризма должно постоянно работать с резервом, стремиться к тому, чтобы выпускники колледжа (и их родители) отдавали предпочтение продолжению образования в РМАТ. Этот принцип касается всех наших структур. В нем суть непрерывного многоуровневого туристского образования.

Возросший прием на факультете СПО (Сходня) даже создал ситуацию с нехваткой учебных аудиторий. Эти проблемы решены. Но приходится констатировать факт наличия свободных учебных площадей в Московском, Карельском и некоторых других филиалах, которые могли бы использоваться для обучения студентов среднего профессионального образования.

Мы привыкли объяснять свои недоработки в приеме на факультет СПО объективными обстоятельствами, расширением государственных дотаций на среднее профессиональное образование и так далее. Наше преимущество должно быть в качестве обучения, в прогнозировании необходимых специализаций, в укреплении связей с работодателями на договорных условиях, гарантирующих выпускникам колледжей достойное трудоустройство. И здесь еще предстоит большая работа.

Год назад, утверждая Стратегию развития Академии на 2013-2018 гг., мы отмечали, что качество образования -это наша главная целевая установка, обеспечивающая конкурентоспособность и РМАТ, и нашим выпускникам. Сегодня в условиях сокращения коли-

чества вузов в стране, прежде всего негосударственных, недопустимо работать «по старинке». Требуется развивать и диверсифицировать предоставляемые нами образовательные услуги:

• по направлениям и профилям подготовки в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, исключая ситуации, когда по имеющимся в лицензии специальностям не соответствует нашим возможностям набор студентов, как, например, по юриспруденции;

• по активному внедрению в практику дистанционных форм обучения;

• по международному сотрудничеству в соответствии с действующими и вновь заключенными, но еще не работающими договорами (например, с Финляндией и Грецией);

• по подготовке кадров высшей квалификации и защите их научных работ в диссертационном совете при Академии.

В этой связи хотелось бы отметить, что приостановление деятельности диссертационных советов по педагогике и экономике при РМАТ - это не результат каких-то чрезвычайных обстоятельств. Это связано с реформой системы аттестации научно-педагогических кадров и, в определенной степени, с вступлением в силу с 1 января 2014 г. Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке присуждения ученых степеней». Документ, в частности, направлен на ужесточение требований, которым должны соответствовать научные организации для открытия диссертационных советов, предусматривает паспортизацию и оптимизацию действующих советов, а также устанавливает требования к научной результативности их членов. Предложения по составу нашего обновленного диссертационного со-

вета по педагогике (профессиональное туристское образование) представлены в соответствующие инстанции с учетом всех новых требований. Надеемся, что Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) примет положительное решение.

В истекшем году в Академии в рамках предстоящей аккредитации проведена большая работа по учебно-методическому обеспечению профессиональной подготовки студентов: разработаны учебно-методические комплексы по всем учебным дисциплинам, приведены в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов учебные планы, оптимизирована кафедральная структура, улучшена материально-техническая база факультетов СПО и бакалавриата. Мы стали более внимательно относиться к качественному составу профессорско-преподавательского корпуса. Практически 70% наших преподавателей имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Но нам рано говорить о том, что все проблемы с профессорско-преподавательским составом у нас решены.

Мы еще мало уделяем внимания вопросам ротации педагогических кадров, подготовке молодых преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность в условиях современной технологизации и информатизации учебного процесса. В этой связи в работе с резервом профессорско-преподавательского состава возрастает роль учебно-методического и научно-методического советов, факультетов и кафедр, магистратуры и аспирантуры, Центральных туристских курсов.

Особо хочу отметить проблему организации учебного процесса, создание оптимального расписания, исключаю-

щего работу преподавателя с малокомплектными, нерентабельными группами, недовыполнение учебной нагрузки преподавателями, «перебрасывание» часов для оплаты от одного преподавателя к другому. Наведя порядок в этом вопросе, нам удастся добиться того, что профессор будет получать достойную заработную плату. При этом требования к профессору, его публикационной активности, руководству аспирантами, участию в международных конференциях, публикациям в ВАКовских журналах должны быть повышены и соответствовать высоким стандартам. От этого должна зависеть и его зарплата.

В 2013 г. Академия получила грант по результатам конкурса, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 115-рп, на реализацию социально значимого проекта «Создание пилотной модели социально-оздоровительного туризма в России». Основными результатами реализации проекта стало: издание 5 книг по теме социально-оздоровительного туризма; проведение Международного форума с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы «Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма»; круглого стола с участием Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы «Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития Москвы»; Научно-практической конференции «Влияние социально-оздоровительного туризма на устойчивое развитие регионов и дестинаций на примере Красноярского края» (г. Красноярск). Рекомендации, выработанные

в ходе проведения названных мероприятий, были направлены в адрес Правительства Российской Федерации; субъектов Федерации, соответствующих министерств и ведомств.

Примечательно, что выполнение работ по гранту и разработка социально значимого проекта «Создание пилотной модели социально-оздоровительного туризма в России» позволили определить новое направление научных исследований и соответственно развитие новой научной школы по проблемам социального туризма. Таким образом, созданы условия для узнаваемости Академии в государственных институтах и у широкой общественности.

В Академии выстраивается логика развития научных школ, когда под руководством видных ученых ведут научные исследования педагоги, аспиранты и студенты, создавая творческие группы и научные сообщества, результаты деятельности которых впоследствии доводятся до широкой общественности через публикацию монографий, учебных пособий и учебников. Вместе с тем, не все из 9 научных школ в полной мере используют свой потенциал, многие из них не оказывают заметного влияния на развитие научных исследований на кафедрах и в филиалах, в магистратуре и аспирантуре, среди талантливой студенческой молодежи. Ректорату РМАТ целесообразно проанализировать результаты работы научных школ, обобщить положительный опыт, отметить достойных. И делать это систематически. Отдельные наши кафедры умело привлекают студентов к научным исследованиям, раскрывают таланты.

К примеру, заведующая кафедрой туроперейтинга Ю.А. Киреева (к.п.н., доцент) не только широко использу-

ет в учебном процессе разнообразные формы и методы активного и интерактивного обучения, в том числе деловые и ролевые игры, дискуссии, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, сочетание парной и групповой работы на занятиях, но и является научным руководителем лаборатории «Профессиональное туристское образование», в рамках которой осуществляет на кафедре свою деятельность Студенческое научное общество. Научные работы студентов, подготовленные под ее руководством, участвуют в конкурсах Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области с 2008 г. За этот период из 21 представленной научной работы студенты кафедры РМАТ получили 13 золотых медалей, 3 серебряных и 3 бронзовых медалей. С активным участием Киреевой Ю.А. проводится, начиная с 2007 г., ежегодная межвузовская конференция «Проблемы национального туризма». Да и сама Юлия Александровна вместе со своим коллегой Р.М. Арсением в 2014 г. стала победителем Первого Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Актуальный педагогический опыт России».

В рамках работы студенческого научного общества на кафедре ежегодно проводится круглый стол «Карьера в туризме», целью которого является обмен профессиональным опытом выпускников РМАТ с обучающимися студентами. Члены студенческого научного общества кафедры туропе-рейтинга принимали участие во всероссийских и международных студенческих научно-практических конференциях, неоднократно занимали призовые места по итогам конференций. В 2014 г. дипломный проект выпускни-

цы РМАТ Белокопытовой Екатерины занял 3-е место во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) в области экономики и менеджмента. В конкурсе приняли участие более 100 вузов России и Белоруссии. Оргкомитетом было принято и рассмотрено более 160 выпускных квалификационных работ.

Приведенный пример показывает возможности организации научной работы на кафедрах в рамках созданных научных школ. Напрашивается вывод, что в Академии должна быть выстроена конкурсная система определения ежегодно лучших молодых (и не только молодых) ученых, лучших выпускных квалификационных работ студентов РМАТ и других категорий. Студенческий коллектив нашего вуза должен знать своих победителей не только в спорте, но и в науке, в работе Студенческого научного общества.

В 2013/14 учебном году было подготовлено и издано 22 наименования учебной и научной литературы общим объемом 208 п.л. и тиражом более 5 тыс. экз. Среди них 2 учебника, 1 учебное пособие, 2 монографии, 5 учебно-методических и учебно-практических пособий, 7 сборников научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2 наименования других видов изданий, 3 номера научно-практического журнала «Вестник РМАТ». В серии «Профессиональное туристское образование» издан учебник, в серии «Туристика: монографические исследования» издана монография «Инновационное развитие профессионального туристского образования». Вся эта работа была направлена в том числе и на повышение у Академии российского индекса научного цитирования (РИНЦ), что позво-

лило увеличить индекс Хирша с 3 до 5. Эта деятельность, безусловно, должна быть продолжена, так как данный показатель учитывается при мониторинге и проведении самообследования.

Особо хочу отметить плодотворную научно-исследовательскую работу со студентами кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения (завкафедрой Т.Н. Ефремцева) и общегуманитарных дисциплин (завкафедрой В.П. Сергеев).

Сегодня в составе Академии работают 16 региональных образовательных структур (филиалов). На период проведения конференции численность студентов, обучающихся в филиалах по программам высшего и среднего профессионального образования, составляла 4040 человек (ВО - 3571 чел., СПО - 469 чел.), хотя всего несколько лет назад эта цифра была значительно больше. По итогам 2013/14 учебного года филиалы выпустили 1320 специалистов (ВПО - 1168; СПО - 152). Набор на очную, очно-заочную формы обучения по программам высшего и среднего профессионального образования на начало нового учебного года составлял 609 человек (ВПО - 417; СПО - 192) без учета заочного отделения, что сопоставимо с уровнем прошлого года (604 чел.). Можно отметить в целом положительные результаты набора с учетом того, что число филиалов РМАТ уменьшилось.

Наиболее крупные филиалы: Московский филиал (директор А.С. Соколов), Восточно-Сибирский институт туризма (Т.К. Горячева), Западно-Подмосковный институт туризма (К.В. Борисов), Казанский филиал (К.Н. Пономарев), Тульский филиал (В.А. Щербакова). Самыми малочисленными, к сожалению, остаются: Ал-

тайский, Вяземский филиалы, Сочинский институт курортной рекреации и гостеприимства, Центральный институт управления и экономики туристского бизнеса (г. Сергиев Посад).

В своих выступлениях делегаты конференции, директора филиалов раскрыли и обсудили проблемы как совершенствования организации работы филиалов, так и взаимодействия с головным вузом. Академия и ее филиалы - это единое целое, поэтому нам важно периодически «сверять часы», своевременно координировать наше взаимодействие.

Международные связи Российской международной академии туризма в основном направлены на удовлетворение реальных потребностей Академии, которыми являются: совершенствование учебного процесса, расширение возможностей для практики и стажировок, использование интеллектуальных ресурсов международных организаций и зарубежных партнеров.

Будучи членом Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), РМАТ входит в небольшое число ее членов, прошедших сертификацию по системе ТеёЦиа1. Однако в целом возможности сотрудничества с ЮНВТО в различных сферах значительно шире, и их освоение - это залог того, что РМАТ будет находиться на передовых позициях международного научного пространства. С целью закрепиться на этих позициях и превратить наше присутствие в этой солидной международной организации в деятельное участие и плодотворное сотрудничество с ее рабочими органами и членами ЮНВТО в РМАТ была создана специальная кафедра по устойчивому развитию туризма (завкафедрой А.И. Сесёл-кин), но на сегодня ее вклад в продви-

жение Академии на международных и внутренних рынках пока более чем скромен.

Отличительной чертой нашей Академии была и остается ее приверженность к социальному туризму, унаследованная от учредителя - Центрального совета по туризму и отдыху. Двадцатилетие забвения государственными органами управления туризмом и Правительством РФ в целом социальной проблематики в туризме привело к серьезным перекосам в структуре российского туризма, бесконтрольной гипертрофии выездного туризма, приведшей к обвалу рынка, в ущерб рациональному развитию российских регионов и использованию туристского потенциала страны в интересах всего населения. Вместе с учредителем мы активно продвигаем нашу общую позицию во всех инстанциях при эффективном содействии Международной организации социального туризма (ОИТС).

Хочу остановиться на реализации совместных международных образовательных программ. В этом году состоялся 6-й выпуск студентов по программе «РМАТ-Ватель». Всего же за период реализации данной программы 64 выпускника получили два диплома: российский и французский.

В декабре 2013 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Университетом Париж 1 Пантеон-Сорбонна (ИРЕСТ) по реализации совместной магистерской программы с выдачей двух дипломов. Реализуется программа сотрудничества с Миланским университетом Бикокка. Во время визита нашей делегации в Италию этот университет подтвердил продолжение совместной программы в новом учебном году.

С удовлетворением хочу отметить, что прошло время, когда мы начина-

ли использовать в учебном процессе международные программы профессионального туристского образования. Тогда эти программы хоть и называли совместными, но главный ориентир они сосредотачивали на зарубежном опыте. В процессе использования совместных программ росла квалификация наших ученых и преподавателей, развивался их научный и творческий потенциал. Сегодня разработанные в РМАТ программы используются в зарубежных университетах, являются конкурентоспособными. Например, декан факультета магистратуры и аспирантуры РМАТ Е.В. Мош-няга, доктор философских наук, является разработчиком и координатором совместной международной российско-итальянской магистерской программы РМАТ с Миланским университетом Бикокка. С ее участием разработана и реализуется совместная международная магистерская программа «Управление устойчивым развитием туристских дестинаций» с Институтом исследований в области туризма и высшего образования Университета Сорбонна (Франция). Е.В. Мошня-га является автором свыше 70 научных трудов и учебно-методических пособий по межкультурной коммуникации, иностранным языкам, зарубежному ре-гионоведению, концептологии международного туризма. Большое внимание научной общественности привлекла ее монография «Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации» (М., Советский спорт, 2010).

Признанием научных и методических возможностей РМАТ, ее международного авторитета являются предложения многих европейских вузов о сотрудничестве.

Центр продвижения итальянского языка и культуры при Миланском государственном университете предлагает расширить сотрудничество в форме прохождения курсов повышения квалификации на базе Центра в Италии, одновременно организовать на базе Академии курсы итальянского языка для российских туроператоров и курсы подготовки и повышения квалификации российских преподавателей итальянского языка в туризме.

Договор о сотрудничестве между Российской международной академией туризма и Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия) был подписан в январе 2014 г. Договор предоставляет возможность осуществлять прием и направление студентов Академии на обучение в этот университет и финских студентов на обучение в Академию в рамках академической мобильности, а также приглашение преподавателей для чтения лекций и проведения совместных исследований, издания публикаций в научно-практических журналах наших учебных заведений, организации и проведения стажировок и летних/зимних школ для студентов.

С целью выявления заинтересованности студентов РМАТ в обучении в Университете Миккели было проведено анкетирование в Московском филиале РМАТ, которое показало, что около 80% опрошенных наших студентов хотели бы участвовать в этой программе. Однако по уровню знания иностранного языка в ней могли бы принять участие реально лишь 30% респондентов. И это проблема! Сотрудничество с Университетом Миккели предполагается начать в 2015/16 учебном году, но в этом случае, как показала жизнь, необходимо усилить языковую подготов-

ку наших студентов, предложить партнерам создать курсы русского языка финским студентам.

Международный авторитет нашей Академии проявляется в возрастающем количестве зарубежных вузов, предлагающих свое сотрудничество. Среди них: Французская бизнес-школа (г. Труа), Савойский университет (Франция), Эгейский университет (Греция), Университет Антонио Не-бриха (Мадрид, Испания), Международный университет прикладных наук (Германия), Люцернский университет прикладных науки и искусств (Швейцария), Университет Акдениз, факультет туризма (Турция), Казахстанский национальный университет им. Аль-Фараби. Есть предложения из Китая. Конечно, все это очень приятно и заманчиво, но реализовать эти предложения далеко не просто. Считаю это важнейшим перспективным направлением в деятельности ректората Академии.

Еще одно направление - это зарубежные стажировки. Как показала практика, стажировка является эффективным средством в процессе профессиональной адаптации будущих специалистов. В 2013/14 учебном году такой возможностью воспользовались более 200 студентов Академии. Впервые на зарубежную стажировку были направлены выпускники факультета СПО, достигнувшие 18-летнего возраста.

Большинство студентов выезжали на летние стажировки в Турцию. Основным партнером по организации стажировок в этой стране для РМАТ является крупнейший российский туроператор - компания «Библио Глобус». Студенты Академии проходят стажировку и в других туроператорских компаниях. Главным партнером Академии по организации летних ста-

жировок в Греции является компания «Музенидис Трэвел». В течение летнего сезона 2014 г. группа студентов стажировалась в этой компании в качестве трансферменов и гидов. Компания расширяет свою сеть в России, и многие студенты, прошедшие в ней стажировку, становятся сотрудниками представительств «Музенидис Трэвел» в разных городах России. В Академии организуются стажировки и в зимнее время - на зимних курортах в Финляндии и Австрии. Однако всего этого мало, так как зарубежными стажировками за период обучения охвачена лишь шестая часть студентов.

Для пропаганды стажировок среди студентов РМАТ и ее филиалов требуется не только открытие новых направлений стажировок, но и развитие старых, особенно в Европе. Большое количество русскоговорящего персонала запрашивают турфирмы Испании, Италии, Греции, Австрии, Финляндии. Академия регулярно получает заявки от туристских организаций из этих стран. Но основным сдерживающим фактором для развития стажировок в эти страны являются визовые формальности, которые могут быть преодолены только путем заключения договоров об обмене с туристскими вузами этих стран. Для решения этого вопроса нужна координация работы Центра стажировок, трудоустройства и практик с другими подразделениями Академии, осуществляющими международную образовательную деятельность. Вопрос очень важный, поэтому к нему нужно проявить особое внимание.

Воспитательная работа в студенческом коллективе основывается на Концепции воспитательной деятельности РМАТ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Фе-

дерации». В последние годы возрастает участие факультетов и кафедр в воспитательной работе со студентами. Вот пример последовательной деятельности в этом плане кафедры общегуманитарных дисциплин факультета менеджмента туризма (завкафедрой В.П. Сергеев). В частности, для формирования патриотизма у студентов кафедрой систематически проводятся студенческие научно-практические конференции, дискуссии, круглые столы. Проведены мероприятия по тематике: «400 лет преодоления смуты в Государстве российском», «200 лет победы в Отечественной войне 1812 года», «20 лет российской Конституции», «70 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Первая мировая война в мировой истории», «Российская Федерация как социальное государство». В.П. Сергеев ежегодно привлекает студентов и молодых ученых РМАТ к участию в работе международных и всероссийских форумов научной деятельности молодежи: «Моя законотворческая инициатива», «Юность, наука, культура», «Первые шаги в науке».

Кредо РМАТ - «Гордость Академии -студенты, гордость студентов - Академия» - подтверждается той деятельностью, которая связана с развитием студенческого соуправления. Работа Студенческого совета, старостата, Совета общежития позволяет студентам участвовать в социально значимой деятельности Академии, в процессах принятия управленческих решений, иметь возможность вести диалог с представителями ректората и деканата, обсуждать и решать проблемы, касающиеся учебного процесса, организации быта, проведения культурно-массовых и развлекательных мероприятий.

За годы существования Академии сложился положительный имидж студентов РМАТ в Москве и Московском регионе, которые всегда активно участвуют во всех районных и городских спортивных, культурно-массовых мероприятиях, театрализованных представлениях, создают и реализуют авторские анимационные программы по заявкам местных муниципальных органов, проводят благотворительные акции. Активно проявляют себя на местах и наши филиалы.

Руководство Академии уделяет значительное внимание социальной защите студенчества. По ходатайству Студенческого совета и руководства факультетов отдельным студентам устанавливается индивидуальная стоимость обучения за отличную учебу, активное участие в общественной, научной деятельности, а также в иных случаях, связанных с исключительными обстоятельствами. Для оценки состояния учебной и социально-воспитательной работы в Академии проводятся регулярные опросы студентов, анкетирование.

Руководство Академии совместно с профкомом берет на себя решение многих социальных вопросов, которые официально закреплены в Коллективном договоре. Определены дополнительные гарантии и льготы работающим сотрудникам за счет собственных средств Академии. Все обязательства по Договору в 2014 г. администрация РМАТ, несмотря на трудное финансово-экономическое положение, выполнила.

В короткой статье невозможно подробно раскрыть все вопросы, требующие постоянного внимания и оперативного решения. Назначение нашей конференции состоит в том, чтобы коллективным разумом найти пути решения

тех задач, которые актуальны сегодня. Хотелось бы, например, детально проанализировать ход реализации Стратегии развития РМАТ на 2014-2018 гг. Нам нельзя допустить, чтобы этот документ стал «сводом пожеланий». Ученому совету и ректорату нужно последовательно контролировать выполнение того, что намечено. Возможно, стоит вернуться к обсуждению этого документа на кафедрах, на советах факультетов, на Ученом совете РМАТ.

В ближайшее время нужно рассмотреть деятельность Академии в контексте требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, о создании базовых кафедр на предприятиях сферы туризма и гостеприимства, о внедрении практико-ориентированных программ высшего образования, так называемого прикладного бакалавриата. Много и других вопросов, требующих постоянного внимания и коллективного обсуждения.

Хочу процитировать одно еще из выступлений Владимира Владимировича Путина: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке...»

И в этом состоит главная задача профессорско-преподавательского состава Российской международной академии туризма, которая в текущем году отметила свое 45-летие. Именно наша Академия заложила основы профессионального туристского образования в России и продолжает это дело достойно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТУРИСТИКА

УДК 338.48

Е.В. МОШНЯГА

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Автор рассматривает развитие туризма в современном обществе с точки зрения новой культурно-исторической ситуации - периода постмодернизма. При этом вводятся понятия посттуризма и посттуриста, отражающие их новое содержание в создаваемой гиперреальности окружающего мира, индустрии туризма.

Ключевые слова: туризм, постмодернизм, посттуризм, посттурист.

The author examines the development of tourism in modern society in the period of postmodernism. Thus the concepts ofpost-tourism and ofpost-tourist are introduced on the area of the industry of tourism.

Keywords: tourism, postmodernism, post-tourism, post-tourist.

Постмодернистскую ситуацию, или период постмодернизма в философии, социологии, культуре, исчисляют со второй половины XX в. Впервые термин postmodern (постмодернистский, постмодерновый, постсовременный) применил немецкий философ Рудольф Пан-виц в своей работе «Кризис европейской культуры» (1917 г.) для характеристики сущности современного человека. Однако как системное понятие постмодернизм получил официальный онтологический статус и широкое распространение лишь в 1970-1980 гг.

В общекультурном смысле постмодернизм представляет собой новую культурно-историческую ситуацию, особый культурный канон, новый тип порядка, особый тип самосознания и мышления, специфический способ мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных воз-

© Мошняга Е.В., 2014

можностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм как идеология, эстетика и культурная практика находит отражение не только в искусстве и литературе, но и во многих сферах бытования культур и областях человеческой деятельности, включая политику и экономику, науку и образование, досуг и отдых, моду и спорт, путешествия и туризм. Постмодернистская ситуация отчетливо отражается и во всех типах современного дискурса. Постмодернизм проявляет себя как философская концепция и тип мировоззрения, влияющие на закрепление в обществе определенных ценностей, взглядов, ориентиров, паттернов поведения, типов потребления, моделей коммуникации. Происходит переориентация с материального и духовного на преимущественно чувственный опыт познания.

Идеология постмодернизма раскрывает причины и демонстрирует пер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.