ВЕСТНИК РМАТ
Е.Н. Трофимов
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ АСПЕКТ
Уважаемые коллеги!*
По данным Государственного комитета статистики России, в 1990/91 учебном году в нашей стране действовало 514 высших учебных заведений и при этом ни одного частного вуза. В них обучалось 2 млн 824,5 тыс. студентов. Однако в 1990-х гг. произошел стремительный рост государственных и негосударственных вузов и филиалов. К сентябрю 2013 г. в России их было около 2,5 тыс. В дальнейшем за полтора года число этих учреждений сократилось на 600.
К началу 2014 г. в России насчитывалось 593 государственных и 486 негосударственных высших учебных заведений с 1376 и 682 филиалами соответственно. Всего в них обучалось 7 млн студентов, 2 млн из которых -за счет бюджета, что составляло всего 28,5%, а в целом в государственных вузах в настоящее время обучается около 6 млн человек.
Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., утвержденной Правительством Российской Федерации, число филиалов вузов планируется сократить на 80%, число самих вузов — на 40%. Работники Министерства образования и науки Российской Федерации уточняют: сокращение се-
*Доклад на X Конференции коллектива РМАТ.
ти высших учебных заведений не затронет государственные вузы.
Эта информация приведена для того, чтобы правильно оценить ситуацию, в которой нам приходится сегодня работать и в буквальном смысле бороться за свое существование.
Итоги 2014/15 учебного года: завершили обучение в Академии по программам высшего и среднего профессионального образования 1530 студентов (в прошлом году было выпущено 1688 человек), из них получили дипломы о высшем образовании 1317 человек, о среднем профессиональном образовании — 213 студентов. Состоялся очередной выпуск магистрантов.
По состоянию на 1 сентября 2015 г. общее число студентов, зачисленных в РМАТ и филиалы на очную форму обучения высшего и среднего профессионального образования, составило 730 человек, из них на программы среднего профессионального образования — 389 человек, высшего образования — 341 человек. На эту же дату 2014 г. было принято 875 студентов (на 145 больше нынешнего уровня). В магистратуру в этом году поступили учиться 30 человек, а в аспирантуру — всего 6 человек. Консолидированно мы приняли по Сходне и Московскому филиалу 374 человек, в прошлом году на эту дату — 468 человек.
Результаты набора 2015 г. наглядно показывают тенденцию увеличения интереса абитуриентов к среднему профессиональному туристскому образованию.
Традиционно достойно провели набор студентов на новый учебный год на факультете СПО на Сходне (155 человек). Кроме головного вуза прием студентов на обучение по программам СПО осуществлялся в семи филиалах РМАТ. Всего в них принято 257 человек, а в прошлом году было 179 человек (рост практически в 1,5 раза). Более чем в 2,5 раза увеличился прием на среднее профобразование в Воскресенском институте туризма, Московском и Тульском филиалах. Заметно увеличился прием на эту форму обучения в Волоколамском филиале и Западно-Подмосковном институте туризма.
С этого учебного года мы внесли изменения в план и правила приема СПО, предлагается заочная форма обучения, подготовлены к лицензированию три дополнительных программы СПО.
Уважаемые коллеги! Я столь подробно остановился на среднем профессиональном образовании потому, что эти специалисты сегодня востребованы туристской отраслью. Это и наш резерв при комплектовании групп высшего образования.
Организация обучения по программам СПО - дело довольно затратное. Здесь также сказывается острая конкуренция со стороны государственных учебных заведений. Поэтому единственный выход - высокое качество обучения и практической подготовки будущих специалистов.
В этой связи необходимо внимательно проанализировать состояние дел и с учебно-методическим, и с
материально-техническим обеспечением, а главное - с преподавательским составом СПО. Только высокий профессиональный уровень наших выпускников, заинтересованность работодателей в их трудоустройстве, положительные отзывы о нашей работе в туристском сообществе могут привлечь к нам новых абитуриентов.
Нужно активнее привлекать к работе Студенческий совет РМАТ, который, на наш взгляд, должен быть заинтересован в увеличении численности студенческого коллектива, так как это расширит возможности привлечения средств и на модернизацию учебно-методической и научной базы, и на организацию культурно-массовой и спортивной работы, а главное - позволит студентам действенно участвовать в процессе соуправления Академией.
В настоящее время проводится корректировка штатного расписания в соответствии с критериями и показателями мониторинга вузов, а также с имеющимся объемом часов учебной нагрузки на кафедрах по итогам набора на очную и очно-заочную формы обучения и прогнозами приема на заочную форму обучения по программам бакалавриата.
Известно, что качество обучения, как и имидж Академии, зависит от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава. В этой связи следует напомнить об очень важном документе, оформленном приказом ректора в феврале прошлого года и поддержанном решением Ученого совета РМАТ от 22 апреля 2015 г., «Об инновационных подходах к системе оценки качества образовательной деятельности и ее результатов». В этом документе ставилась задача: перестроить всю деятельность с учетом
инновационных компонентов оценки качества образовательной деятельности (рейтинг преподавателей, балльно-рейтинговая система оценки, эффективный контракт и др.).
Конкурс педагогического мастерства «Образовательные технологии и интерактивные методы в учебном процессе туристского вуза», который проводился в этом году, уже показал, что это верный подход, поскольку стимулирует к повышению эффективности деятельности как педагогов, так и студентов.
Подводя итоги учебного года в области учебно-методического обеспечения образовательного процесса, следует объективно отметить большую работу всего коллектива, проведенную в период мониторинга эффективности нашего вуза. РМАТ (головной вуз), как известно, соответствовал всем его критериям. Хочу поблагодарить всех, кто занимался подготовкой документов, отстаивал наши позиции в ходе проверок, умело защищал интересы Академии. Это в первую очередь Н.Н. Ла-гусева, В.Ю. Питюков, Л.В. Горбачева, заведующие кафедрами и многие другие. Особо хочу поблагодарить Н.Н. Лагусеву, И.В. Гусеву, В.А. Каль-ней и Л.В. Горбачеву за аккредитацию направлений по юриспруденции и педагогике.
В отчетном периоде заметно активизировалась работа факультета магистерской подготовки и аспирантуры РМАТ. В новом учебном году расширился перечень магистерских программ. Факультет реализует три российские программы направления «Менеджмент» и две международные: с Миланским университетом Бикокка (Италия) и Университетом Сорбонна (Франция).
На текущий момент (до проведения вступительных испытаний) число абитуриентов, подавших документы на все заявленные программы магистратуры, составляет 30 человек. Это почти в 3 раза больше, чем в прошлом учебном году, 14 человек являются выпускниками РМАТ и ее филиалов.
Важная форма профессионального туристского образования - переподготовка и повышение квалификации работающих туристских кадров. Здесь должна возрастать роль и результативность деятельности Центральных туристских курсов РМАТ (ЦТК). В отчетном периоде проделана значительная работа по созданию учебно-методической базы Центральных туристских курсов, организации рекламной деятельности, установлению контактов с региональными органами управления туризмом, с туристскими предприятиями, с высшими учебными заведениями.
Сегодня Корпоративная информационная система (КИС РМАТ) наполнена современным контентом (60 программ-модулей), включающим лекции, презентации, видеолекции, промежуточные и итоговые тесты. Центральные туристские курсы используют инновационные подходы, при которых слушатели имеют возможность самостоятельно составлять маршрут обучения. В Академии сформирован и апробирован механизм дополнительного профессионального образования с использованием электронного обучения и дистанционных технологий. В 2014/15 учебном году на Центральных туристских курсах прошли обучение 178 человек, из них 98 человек повысили свою квалификацию, 80 - освоили новую сферу деятельности, завершив обучение по программам переподготовки. Заслуживает внимания и гео-
графия регионов, из которых были приняты на обучение слушатели Центральных туристских курсов. Среди них специалисты Минспорта России, Государственного комитета по туризму Республики Хакасии, Центра развития детско-юношеского и молодежного туризма Ямало-Ненецкого автономного округа, Управления культуры администрации города Йошкар-Ола, преподаватели Сургутского и Тувинского государственных университетов, Поволжского государственного университета сервиса, Дальневосточного государственного университета путей сообщения, других вузов и колледжей.
Следует расширять эти контакты, так как в итоге Центральные туристские курсы должны стать всероссийской структурой и приносить ощутимую прибыль в бюджет РМАТ.
Примером хорошей организации дополнительного образования является Московский филиал, который продолжает оставаться одной из крупнейших площадок по повышению квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников индустрии гостеприимства. В отчетном году здесь было обучено 275 сотрудников сферы туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, в том числе 57 - из Республики Крым, Краснодарского края, Самарской, Ульяновской, Московской областей и других субъектов Федерации.
Положительный опыт такой работы имеется и в других филиалах РМАТ.
Еще одно направление работы, заметно выделяющее РМАТ среди других вузов, - организация зарубежных практик и стажировок наших студентов. Несмотря на экономический кризис, общую нестабильность в мире, а также сокращение контингента обучающихся в РМАТ, Центр стажировок, трудо-
устройства и практик в 2014/15 учебном году направил на выездную производственную практику более 220 студентов. Большинство из них выезжало на летние стажировки в Турцию - 197 человек (в прошлом году - 157 человек). К сожалению, в этом году резко снизился поток российских туристов в Грецию, что сказалось и на количестве наших стажеров, направляемых в эту страну. Из-за терактов студенты Академии вообще не проходили практику в Тунисе. Всего 4 человека были направлены в Финляндию. В 2014/15 учебном году вновь появилась возможность проходить практику в Соединенных Штатах Америки. Такой возможностью воспользовались 13 студентов Академии.
Для активизации работы по привлечению большего количества студентов на зарубежные практики с 1 сентября 2015 г. приказом ректора введена дифференцированная комиссия, которая должна повысить заинтересованность филиалов за каждого студента, направленного через Академию на стажировку за рубеж. Мы надеемся на активизацию этой работы.
Организация зарубежных практик и стажировок - важнейшее направление работы нашей Академии. Этим мы отличаемся от других вузов. Ректорату необходимо уделять этому направлению большое внимание.
Отличительной особенностью вуза от всех других образовательных учреждений, безусловно, является научно-исследовательская деятельность, в которой должны участвовать как преподаватели, так и студенты. Итоги мониторинга показали, что в Академии этому направлению стали уделять больше внимания, в том числе и в филиалах. Возросла публикационная активность профессорско-преподавательского со-
става РМАТ. Это позволило заблаговременно подготовиться к изменениям по показателю мониторинга «Научно-исследовательская деятельность» и представить соответствующие данные по таким новым показателям, как «Количество цитирований публикаций» и «Число публикаций».
За прошедший год у нас заметно повысился российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Индекс Хир-ша повысился с августа 2014 г. по июль 2015 г. с 5 до 25, g-индекс - с 6 до 50, ^индекс - с 4 до 7; общее число публикаций РМАТ в РИНЦ возросло с 1229 до 2021. Это хорошие результаты.
Важным в мониторинге являлся показатель «Объем выделяемых средств на НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника». Из наших региональных структур рассматривались только 6, и все они преодолели пороговое значение. У Академии результат по этому показателю превышает пороговое значение почти в 3 раза.
В течение учебного года в РМАТ и ее филиалах было проведено 37 международных и внутривузовских научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, включая студенческие, такие как «Международный день языков» (Т.Н. Ефремцева), «Проблемы международного туризма и гостеприимства» (Т.В. Рассохина) и др.
Большое внимание уделялось привлечению к научным исследованиям студентов и магистрантов. Состоялась VI Международная научная школа магистрантов, аспирантов и молодых ученых; проведены 18 научно-практических студенческих конференций, 3 круглых стола. Кроме этого преподаватели и студенты принимали участие в международных межвузовских конференциях.
Вместе с тем следует отметить в основном внутренний характер проблематики организуемых конференций и круглых столов, в то время как наших ученых должны знать и за пределами Академии. Результаты научных диссертаций должны воплощаться в практические дела. Например, международный форум, проведенный в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике по инициативе и с активным участием ученых нашей Академии. Там обсуждались проблемы социального туризма, рекомендации которого стали основой при разработке поправок в Федеральный закон о туристской деятельности. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский уже внес соответствующие изменения в закон для рассмотрения в Государственной Думе.
Ранее этой проблемой 25 лет занимался Центральный совет по туризму и отдыху. Огромную роль в этом сыграл его президент В.Г. Пугиев, который знает туризм досконально и активно поддерживает действия Президента Российской Федерации В.В. Путина в этом направлении.
В марте 2015 г. на базе нашей Академии Комитет по туризму Московской областной думы провел заседание круглого стола по состоянию и координации работы по развитию детско-юношеского туризма в Подмосковье. Буквально через пару месяцев этот вопрос был рассмотрен на заседании Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Московской области, приняты конкретные решения с учетом рекомендаций этого круглого стола.
Нам необходимо активнее взаимодействовать с научным сообществом
России и зарубежья, как это делает, например, кафедра иностранных языков и зарубежного страноведения. Уже не первый год организуется Международная научно-практическая конференция Ассоциации преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма. Примечательно, что на это мероприятие регулярно приезжают на Сходню представители МГУ, МГИМО, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и других самых известных и престижных вузов. Конференция проводится в тесном взаимодействии с английской стороной. Результативность и практическая польза данного мероприятия очевидна, иначе бы интерес участников к ней сразу же пропал.
Мы с удовлетворением отмечаем успехи РМАТ в конкурсах, проводимых Союзом негосударственных вузов Москвы и Московской области, - «Лидер в образовании» и «Конкурс студенческих научных работ». Только по итогам текущего года наши студенты и преподаватели получили 13 медалей, в том числе 8 золотых.
Результаты научно-исследовательской деятельности РМАТ доводятся до широкой научной общественности через публикацию монографий, учебных пособий и учебников. В 2014/15 учебном году было подготовлено и издано 28 наименований учебной и научной литературы объемом 293 печ. л. и общим тиражом более 8 тыс. экз. Выпущено 4 номера журнала «Вестник РМАТ». Огромную работу по журналу проделала заведующая кафедрой педагогики и психологии В.А. Каль-ней. Это позволило включить журнал в проект решения ВАКа о формировании перечня рецензируемых научных изданий.
Академия, ее редакционно-издатель-ский центр в этом году приняли участие в Первом международном отраслевом конкурсе изданий для вузов «Университетская книга-2015» по направлению «Здоровье и безопасность» и в VII Общероссийском конкурсе изданий для вузов «Университетская книга-2015», проводимых при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации. В первом конкурсе книги Академии стали лауреатами в номинации «Лучшее издание по туристскому и рекреационному вопросам». В VII Общероссийском конкурсе Академия была награждена тремя дипломами и грамотой, в том числе дипломом за серию книг «Профессиональное туристское образование», изданную совместно с издательством «Советский спорт».
Уважаемые коллеги! Научно-исследовательская работа студентов организована и ведется в соответствии с «Положением о Студенческом научном обществе РМАТ» и осуществляется в 7 научных кружках. Плодотворно работают со студентами кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения (завкафедрой Т.Н. Ефрем-цева), туроперейтинга (завкафедрой Ю.А. Киреева), общегуманитарных дисциплин (завкафедрой В.П. Сергеев), гражданско-правовых дисциплин (завкафедрой И.В. Гусева).
У нас действует научно-методический совет, имеется перспективный план научных исследований, созданы научные школы, в том числе на отдельных кафедрах действуют студенческие научные общества. Формально все у нас в порядке. Однако движение вперед остается пока замедленным. Нам нужно активизировать научную рабо-
ту на кафедрах, проанализировать и скорректировать тематику исследований, определить главные направления теоретических исследований и практических дел.
В отчетном периоде Российская международная академия туризма сохранила свое членство в ряде ведущих международных организаций, работающих в сфере туризма и туристского образования: Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), Международной ассоциации научных экспертов по туризму (АИЭСТ), Международной организации социального туризма.
Сложившаяся в последнее время международная обстановка привела к некоторому сокращению объема сотрудничества РМАТ с этими организациями, затронув в первую очередь отношения сотрудничества с Комиссией европейских сообществ и ее специализированными органами по туризму.
На национальном уровне РМАТ продолжила свое членство в Российском союзе туриндустрии, Торгово-промышленной палате Российской Федерации и ее Комитете по предпринимательству в сфере туристской, гостиничной и курортно-рекреационной деятельности.
На протяжении многих лет Академия реально участвует в Болонском процессе. У нас реализуются положительно зарекомендовавшие себя международные учебные программы совместно с Институтом Ватель, Университетом Сорбонна, Миланским университетом Бикокка.
В этом учебном году успешно стартовала программа с Финским университетом прикладных наук г. Миккели. В рамках программы академической мобильности три студента РМАТ в те-
чение года будут учиться в Финляндии. Затем они представят финской комиссии свои выпускные квалификационные работы на английском языке. По завершении обучения в РМАТ студенты получат два диплома: диплом Университета прикладных наук г. Миккели и диплом РМАТ.
Несмотря на антироссийские санкции, ни один из международных партнеров РМАТ не приостановил сотрудничество в области профессионального туристского образования. Наоборот, мы видим тенденцию к увеличению числа желающих наладить сотрудничество, расширению географии партнерства. В этом году должны быть подписаны соглашения для реализации учебных проектов с Эгейским университетом на о. Родос (Греция), Литовским университетом прикладных наук (г. Утена), Финским университетом прикладных наук.
Для подготовки студентов к участию в программах академической мобильности и других международных учебных программах, в частности магистерских, с этого учебного года Академия запускает дополнительный международный учебный модуль, который предполагает интенсивное изучение иностранных языков, страноведение государств вузов - партнеров РМАТ (Италия, Франция, Финляндия, Греция), обязательное участие в программах академической мобильности и зарубежных стажировках.
За последние пять лет среднесписочная численность сотрудников на Сходне и в Московском филиале сократилась на 46% и составляет сегодня 322 человека. При этом на 47,6% сократился ректорат и профессорско-преподавательский состав. Фонд оплаты труда уменьшился на 28%, или на
49,6 млн руб. Можно сравнить две цифры: численность сотрудников сократилась на 46%, а оплата труда - на 28%. Фонд оплаты труда с налогами составил около 70% от выручки.
В 2014 г. средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава увеличилась на 6,8%, в то время, когда вся страна сокращала зарплату на 10%. Задача - сохранить достигнутое и двигаться вперед.
На социальную поддержку сотрудников и студентов РМАТ в 2014/15 учебном году было израсходовано более 4 млн руб. По ходатайству Студенческого совета и руководства факультетов отдельным студентам устанавливается индивидуальная стоимость обучения за отличную учебу, активное участие в общественной и научной деятельности.
Несмотря на сложную ситуацию, ректорат совместно с профкомом брали на себя решение социальных вопросов, которые официально закреплены в Коллективном договоре. Все обязательства по Договору 2014/15 учебного года администрация РМАТ выполнила.
О воспитательной работе в студенческом коллективе Академии. Истекший учебный год прошел под девизом подготовки и празднования Побе-
ды советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Проведена большая работа по патриотическому воспитанию студентов. Все состоявшиеся у нас мероприятия носили искренний, душевный характер.
Важным событием юбилейного года стал выход в свет монографии «Русский след. Россия - Армения», в которой обобщены результаты трех научных экспедиций, проведенных на территории Армении в 2012-2014 гг. силами ученых и студентов Академии и Армянского филиала РМАТ при поддержке Правительства Республики Армения. Книга получила высокую оценку у руководства Армении, в Администрации Президента Российской Федерации, в Русском географическом обществе, среди научной общественности.
Уважаемые коллеги! В коротком выступлении невозможно подробно раскрыть все вопросы, требующие обсуждения. Назначение нашей Конференции состоит в том, чтобы коллективным разумом найти пути решения актуальных для нас задач и двигаться вперед.
Для этого мы и собрались сегодня, чтобы выработать нашу единую политику на будущее.
Благодарю за внимание.