УДК 378
Т.В. МЕНДЕЛЬ
УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВАЯ ФИРМА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА)
Раскрывается проблема организации учебно-тренинговой фирмы как экспериментальной площадки по осуществлению практико-ориентированного механизма взаимодействия вуза и спортивно-туристских организаций с целью совместной реализации образовательных программ профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: социальное партнерство, высшее образование, спортивно-туристские организации, учебно-тренинговая фирма.
This article explains the problem of organization of the trainingfirm as an experimental ground for the practical orientated mechanism of collaboration between high educational establishment and sport tourism organization with purpose of realization ofprofessional student educational programs.
Key words: social partnership, high education, sport tourism organizations, training firm.
В связи с подготовкой России к спортивным мероприятиям мирового масштаба, таким как XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г., этап «Формулы-1» 2015 г., Чемпионат мира по хоккею в 2016 г. и футболу в 2018 г., перед образовательными учреждениями нашей страны остро встает вопрос по подготовке менеджеров спортивного туризма.
Однако обучение студентов в спортивно-туристской сфере в России на данный момент уступает европейскому уровню. Прежде всего это касается практической стороны обучения. Одним из способов решения этой проблемы может быть грамотно организованное взаимодействие вузов и туристских организаций. Приоритетным
© Мендель Т.В., 2013
способом взаимодействия образовательных учреждений и организаций, помимо практик и стажировок, является учебно-тренинговая фирма.
В сфере гостеприимства такой метод практического обучения студентов, как вовлечение их в работу учебной организации, давно стал нормой, в спортивно-туристской сфере этот вид взаимодействия вуза и организации через координирующий орган является новшеством.
Основная цель учебно-тренинговой фирмы по спортивному туризму -«создание экспериментальной площадки для реализации» практико-ориентированного механизма взаимодействия вуза и спортивно-туристских организаций «по реализации и адаптации учебных программ согласно требованиям рынка» [1, с. 18]. Результатом работы учебно-тренинговой
фирмы является предоставление «организационно-педагогических условий профессиональной подготовки студентов» [1, с. 18]. В соответствии с содержанием построенных по модульному принципу изучаемых студентами дисциплин формируется структура тренинговой спортивно-туристской фирмы. Каждый модуль направлен на формирование определенных профессиональных компетенций. Кроме того, теоретическое обучение проходит в рамках общего образовательного процесса, а практическое обучение - на базе учебно-тренинговой фирмы по спортивному туризму для решения производственных задач и ситуаций.
Для реализации личностно-ориен-тированного подхода студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать последовательность прохождения этапов практики и распределить время прохождения по различным подразделениям в соответствии со своей загруженностью.
Учебно-тренинговая фирма по спортивному туризму помогает осуществлять различные виды взаимодействий в образовательном процессе в следующих формах:
• преподавание с привлечением работников предприятия (лекции, семинары, практические занятия);
• научно-практические конференции, рефлексивные семинары, круглые столы, тренинги, мастер-классы;
• разработка учебно-методических материалов;
• стажировка преподавателей, у которых отсутствует практика профессиональной деятельности в сфере спортивного туризма [1, с. 19].
Организационно-педагогическими условиями являются:
1) поэтапное формирование профессиональных компетенций через систему знаний, умений и навыков в процессе выездных практик;
2) стимулирование деятельности студентов посредством корректировки учебных программ в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования профессиональных компетенций;
3) взаимодействие преподавателя и студента в процессе их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности;
4) привлечение профессиональных кадров из сферы спортивного туризма в подготовку студентов;
5) учебно-методическая поддержка процесса профессионального обучения, включающая учебные пособия, которые охватывают все этапы спортивно-туристской деятельности [1, с. 20].
Благодаря модульному подходу к содержанию образовательных программ и построению организационной структуры в учебно-тренинговой фирме по спортивному туризму можно проводить постоянный мониторинг работы для «определения степени эффективности освоения студентами знаний, умений», навыков и компетенций в спортивно-туристской деятельности [1, с. 21]. Если количество таких учебно-тренинговых фирм по спортивному туризму увеличится в России и за ее пределами, то возникнет возможность для сравнения их результатов образования, корректируя при этом деятельность учебно-тренинговых фирм.
Структура учебно-тренинговой фирмы по спортивному туризму должна отражать все направления деятельности, существующие в действующих предприятиях: «отдел управ-
ления персоналом, отдел маркетинга, центральная бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел», отдел по работе с клиентами [2, с. 3]. Учебно-тренинговой фирме по спортивному туризму также необходимо иметь следующие узкопрофильные отделы: отдел по подбору тура, визовый отдел, организационно-выездной отдел (для организации спортивных мероприятий), отдел безопасности, информационно-аналитический отдел и др.
Грамотно организованная работа учебно-тренинговой фирмы по спортивному туризму предоставляет возможность студентам получить практический опыт в различных областях спортивно-туристской деятельности без отрыва от учебы путем применения технологий обучения, гарантирующих поэтапное освоение деятель-ностных процессов. Студенты параллельно с теоретическим обучением получают стаж работы в спортивно-туристской организации, отражающийся в их трудовой книжке, что дает им большие преимущества при поступлении на основную работу по окончании обучения. Кроме того, студенты в учебно-тренинговой фирме по спортивному туризму получают небольшую заработную плату, что является дополнительным стимулом для поддержания интереса к их практической деятельности.
Как и любой действующей организации, учебно-тренинговой фирме по спортивному туризму требуется создание системы «необходимой документации в каждом отделе», системы охраны здоровья на предприятии и системы «документооборота как между отделами внутри предприятия, так и с внешними покупателями и по-
ставщиками» [2, с. 4]. Иными словами, учебно-тренинговая фирма создается для того, чтобы выпускники вуза не только знали теорию своей профессии, но и владели основными ее компетенциями.
Еще одним преимуществом учебно-тренинговой фирмы по спортивному туризму является общественная значимость. Осуществляя свою деятельность, учебная фирма может помогать другим организациям, таким как детско-юношеские спортивные школы, федерации спорта, вузы, образовательные учреждения и т.д. Эта помощь выражается в организации поездок на соревнования, тренировочные сборы, лагеря, в проведении спортивных и спортивно-массовых мероприятий, что особенно актуально, так как в этих учреждениях очевидна нехватка кадров, занимающихся этими вопросами. Естественно, при этом сотрудничестве заключаются соответствующие договоры и учебно-тренинговой фирме заказчик выплачивает определенные денежные средства, которые могут пойти на заработную плату студентам, проходящим практику в тренинговой фирме.
В дальнейшем эти самые студенты по окончании обучения могут пойти работать в те организации, которым они помогали в организации спортивных туров и соревнований в процессе обучения в вузе.
В настоящий момент проблема трудоустройства выпускников вузов туристского профиля не по квалификации особенно актуальна. Эта проблема также касается выпускников, обучающихся по профилю «Менеджмент спортивного туризма» ввиду того, что большинство из студентов, окончивших вуз по этому профилю, яв-
ляются бывшими или действующими спортсменами, и их опыт работы в спортивно-туристской сфере крайне мал.
Окончив обучение в вузе, они имеют только теоретические знания, а также некоторые практические умения и навыки по своему профилю, которые получили в вузе на семинарах и в процессе самостоятельных работ. Однако они не владеют полностью профессиональными компетенциями, обозначенными в ФГОС ВПО
третьего поколения и необходимыми для трудоустройства по профилю. Создание учебно-тренинговой фирмы по спортивному туризму при вузе как одного из приоритетных видов взаимодействия вуза и туристской организации помогло бы решить эту проблему.
Высокая компетентность выпускников вуза позволит им не только успешно трудоустроиться в будущем, но и повысить рейтинг вуза, в котором они проходили обучение.
ПОДПИСКА
Вестник РМАТ
Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования
Рубрики:
• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования
Для публикации в журнале приглашаются авторы и рекламодатели.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032
Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галанин Ю.Г. Социальное партнерство 2. Функциональные обязанности персона-вуза и гостиничного предприятия в професси- ла отделов УТФ Технопарк. Павлоград, 2010. ональной подготовке туристских кадров: ав- 14 с. тореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2011.27 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Аверина А. - студент факультета менеджмента туризма РМАТ, [email protected]
Алиев Халид Мустагим оглы - магистрант международной программы РМАТ-ЮНИМИБ, [email protected]
Байбурова О.Р. - доцент кафедры иностранных языков № 2 РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected]
Бурцева А.А. - аспирант кафедры педагогики и психологии РМАТ, aspirantura@rmat. ru (науч. руководитель А.И. Сесёлкин, д-р пед. наук, проф.)
Бусыгина Н.А. - ст. преподаватель кафедры общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского университета им. С.Ю. Витте (филиал в г. Тула), аспирант кафедры менеджмента и маркетинга РМАТ, [email protected] (науч. руководитель В.Г. Гуляев, д-р экон. наук, проф.)
Бухтеева Е.В. - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Одинцовского гуманитарного университета, [email protected]
Горбут А.В. - аспирант РМАТ, преподаватель кафедры Волоколамского института гостеприимства - филиала РМАТ, [email protected] (науч. руководитель В.А. Каль-ней, д-р пед. наук, проф.)
Гришина Ю.В. - ст. преподаватель кафедры иностранных языков Западно-Подмосковного института туризма - филиала РМАТ, [email protected]
Гусева Е.Н. - аспирант Академии социального управления, [email protected]
Демина Т.Ю. - доцент кафедры иностранных языков Московского филиала РМАТ, [email protected]
Жираткова Ж.В. - канд. социол. наук, доцент, завкафедрой иностранных языков Московского филиала РМАТ, [email protected]
Журавлев В.И. - канд. юрид. наук, завкафедрой государственно-правовых дисциплин РМАТ, [email protected]
Касымова Г.М. - д-р пед. наук, профессор, Казахско-Американский Университет, Казахстан, [email protected]
Киреева Ю.А. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой туроперейтинга РМАТ, kireeva. [email protected]
Козырева Т.В. - канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов РМАТ, [email protected]
Крюков В.Ю. - аспирант кафедры менеджмента и маркетинга РМАТ, aspirantura@ rmat.ru (науч. руководитель Е.Е. Филипповский, д-р экон. наук, проф.)
Кучинов П.А. - аспирант кафедры рекреационной географии и туризма МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected] (науч. руководитель В.И. Кружалин, д-р геогр. наук, проф.)