Научная статья на тему 'Использование интерактивной игры в изучении студентами культурного наследия'

Использование интерактивной игры в изучении студентами культурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА / АНИМАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CULTURAL HERITAGE / INTERACTIVE GAME / ANIMATION / PATRIOT EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронова Л. Н.

В статье рассматривается проблема применения интерактивных игр в изучении культурного наследия России на примере дворянских усадеб. Интерактивная игра выступает средством приобщения молодежи к культуре своей страны. Раскрыта методика проведения интерактивных игр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interactive game as a learning tool of studying cultural heritage by the students

This article reviews the problematic of implementation of interactive games in the process of studying cultural heritage of Russian Federation on the example of Nobility mansion. Interactive game acts as a tool used to adapt youth to the cultural heritage of homeland. Article expands the methodology of using interactive games

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной игры в изучении студентами культурного наследия»

УДК 378.147

Л.Н. МИРОНОВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ

В статье рассматривается проблема применения интерактивных игр в изучении культурного наследия России на примере дворянских усадеб. Интерактивная игра выступает средством приобщения молодежи к культуре своей страны. Раскрыта методика проведения интерактивных игр.

Ключевые слова: культурное наследие, интерактивная игра, анимация, патриотическое воспитание.

This article reviews the problematic of implementation of interactive games in the process of studying cultural heritage of Russian Federation on the example of Nobility mansion. Interactive game acts as a tool used to adapt youth to the cultural heritage of homeland. Article expands the methodology of using interactive games.

Key words: cultural heritage, interactive game, animation, patriot education.

Для сохранения культурного наследия региона в Сенницкой усадьбе Зарайского района студенческой молодежи предлагается интерактивная игра «Жемчужина Подмосковья». Цель игры заключается в сохранении и поддержании культурного наследия посредством нового метода обучения. Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. В игровой форме экскурсантам будет предложено ознакомиться с культурой региона. Ведь в процессе игры появится возможность не только раскрыться творчески при выполнении различных заданий, но и задуматься о том, какой памятник истории, какова природа данной усадь-

© Миронова Л.Н., 2015

бы, окружающая их. Увлекательный мир игры, загадочные легенды, удивительная природа - все это не оставит равнодушным ни одного участника мероприятия. Знания и навыки, полученные ими во время интерактивной игры, будут полезны и в повседневной жизни. Ведь насколько интересно и полезно общаться с грамотным, всесторонне развитым человеком, а для этого необходимо воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине с детства, прибегая к помощи экскурсий, поездок, походов по родному краю.

На территории усадьбы участники вовлечены в дивный процесс игры, бегают и выполняют спортивные, логические, подвижные задания, в процессе которых знакомятся с историей и культурой Озерского района, а также получают положительные эмоции и отдыхают. По проекту «Жемчужина Подмосковья» территорию усадьбы необходимо привести в порядок (подготовить

тропинки для маршрута, почистить пруд), разбить на отдельные участки (зоны), приблизительно на 6-8 зон. Надо заранее подготовить необходимую экипировку, сопроводительные листы для групп экскурсантов и предоставить их в начале маршрута. В ходе экскурсии на каждом участке будут проводиться различные забавы-игры: задания на логику и эрудицию, спортивные, немного экстремальные и, конечно, развлекательные. По завершении выявляется лидирующая группа. Тем самым участники будут не только вовлечены в процесс игры, но и получат интересную и полезную информацию об усадьбе, полюбуются пейзажами и сделают фотографии на память.

Предполагаемые затраты на осуществление проекта:

• приведение территории усадьбы в порядок (чистка прудов, прокладывание тропинок, разграничение местности на зоны - станции);

• привлечение аниматоров на точки - могут быть студенты вузов;

• необходимый инвентарь;

• необходимое оборудование.

Основная цель данного мероприятия - познакомить участников с историей и культурой Озерского района посредством активного участия самих экскурсантов. Во время экскурсии на местности, в которой участники предпринимают активные действия и вовлекаются в процесс игры, они и получают всю необходимую информацию об объекте. Изначально интерактивная игра рассчитана на школьников средних и старших классов. Но в дальнейшем данный проект можно будет использовать и для взрослых, поскольку в процессе игры они не только будут осваивать информацию о культурном наследии региона, а также бу-

дет происходить сплочение коллектива, повышение уровня корпоративной культуры организации. В последующем возможно привлекать на подобную экскурсию школьников близлежащих городов: Коломна, Зарайск, Кашира. Также возможно дополнить данную игру дополнительными экскурсиями, например обзорной экскурсией по городу Озеры, посещением кондитерской фабрики «Озерский сувенир». Интерактивная игра подарит заряд бодрости и положительные эмоции.

Сценарный план интерактивной экскурсии

Первая станция - монетка. Участникам по пути на станцию сопровождающий группы расскажет историю - легенду тех давних лет, когда владельцем имения был князь Гагарин, а по прибытии будет предложено задание найти образец монеты той эпохи, которая будет спрятана заранее в определенном месте. С 1594-1597 гг. владельцами Сенниц значились князья Гагарины. Князь М.П. Гагарин - одна из самых колоритных фигур Петровской эпохи. В Сенницах он построил каменную церковь вместо деревянной. Его собственный дом в этом селе был деревянный, крыт дранкой. Одна из комнат отличалась роскошью - была обита китайской кожей, украшена позолотой, имела дубовую мебель, состоящую из столов, скамей и восьми кресел. Образа в комнатах были украшены серебряными позолоченными ризами. В имении был сад из 750 плодовых деревьев. В годы владения усадьбой Гагариным существовала легенда, гласящая, что в начале XVIII в. владельцем села был бывший сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин.

За обустройство своей родовой усадьбы князь принялся примерно в возрасте 30 лет. Энергичный, молодой, деятельный Матвей Петрович действовал с размахом, в ногу с современными достижениями и традициями. Он стремился к тому, чтобы все в его родовом гнезде было красивым, необычным, поражало воображение. Размах был грандиозный. По руслу речки Сеннички строилось пять прудов, но не по принципу простой запруды. Русло речки во время строительства отводилось в сторону. Водоем копался по сухому. Его дно строго по чертежам приобрело форму чаши, делались глиняные замки, и поверхность дна выстилалась дубовыми плахами (ствол, расколотый пополам). Уровень каждого пруда на 2 аршина выше нижнего. А в центре каждого водоема - островок с экзотами и уникальными сооружениями. Своей красотой и великолепием поражал и необычный церковный храм. Впоследствии знатоки назовут этот стиль московским барроко. Венцом творения, конечно, был усадебный дом: двухэтажное строение с кокошниками, крытыми галереями, резными крыльцами и т.д. Все это на господствующей высоте, с видом на пруды и церковный храм. Закладывались аллеи с экзотическими растениями. К хоромам также примыкала оранжерея с зимним садом. Все делалось по-царски. Это было немудрено, потому что князь был одним из приближенных и доверенных лиц Петра I. Строил для него и каналы, и дворцы, и другие сооружения. Близость к царской особе предполагала дружеские отношения, поэтому и пригласил Матвей Петрович Петра Алексеевича в гости на торжественное новоселье во вновь отстроенной усадьбе. Встречать цар-

ское величество отправился управляющий имением. Сам князь рассчитывал встретить Петра I на пороге дома с хлебом-солью. К хоромам на холме вела крутая дорога. Здесь, как правило, экипажи оставляли и далее следовали пешком. Считалось, что на подворье властвует человек, лошадей туда не пускали. Дорога поддерживалась в идеальном состоянии, а к приезду царя князь Матвей превзошел сам себя - приказал всю дорогу усыпать серебряными монетами. Он посчитал это не столько символом своего богатства, сколько высочайшим уважением к царской особе. Однако царь воспринял все по-иному. Сделал шаг, занес ногу для второго, да так и не опустил ее. Царь разбушевался не на шутку. Он кричал, что в государстве, где денег не хватает на самое необходимое, где сам царь, подавая пример бережливости, ходит в штопаных носках, есть величайшая подлость сорить деньгами, бросать их под ноги на дорогу. Сверху бежал встревоженный криками царя князь Матвей, надеясь выпросить прощения. Царь с досадой плюнул ему навстречу и быстрым шагом поспешил к карете. Цокот копыт заглушил очередную гневную тираду монарха. Когда эта то ли быль, то ли легенда доходит из уст седых стариков до правнуков, некоторые пытаются поискать монеты по обочинам полузаросшей каменной дороги. Говорят, что иногда что-то находили.

Команде участников на выполнение данного задания будет отведено 5 минут, по истечении которых в их маршрутный лист будет вписан результат: справились они с заданием или нет.

Вторая станция - история. Команда участников узнает историю усадьбы: кто в какой период ею владел. По-

сле рассказа команде будет задан ряд вопросов по истории усадьбы, для того чтобы проверить, насколько внимательны они были и насколько хорошо сумели запомнить наиболее важные факты, касающиеся имения.

В 1771 г. Голицын построил здесь новый барский дом, на том самом месте, где сто с лишним лет спустя построит обширный дом граф Келлер.

Михаил Юрьевич Виельгорский был человек замечательный, он был другом великого Пушкина. Его день проходил в хозяйственных заботах, а вечер отдавался музыке. Мастерскую игру великолепного музыканта приезжали послушать окрестные помещики, и сами принимали участие в импровизированных концертах. Граф Виельгор-ский прошел незамеченным человеком в жизни русского общества. Даже в высшем свете он был оценен по достоинству немногими, так как не искал известности, всегда уклонялся от борьбы за приоритетность.

Всю жизнь князь Шаховской был любителем искусства, собирателем редких вещей, членом общества поощрения художеств. В числе его увлечений было и слесарное дело. Он изготовил такие замки, которые не мог открыть без ключа ни один специалист. «Сенниками» князь Александр Иванович Шаховской владел 20 лет. Часть из них он посвятил ремонту храма Вознесения, который за полтора века существования обветшал и уже был мал для увеличившегося количества прихожан. С севера и юга к основному зданию были пристроены два притвора, отремонтированы полы и окна, все здание оштукатурено и побелено. После ремонта по воле князя престол нижней церкви, освященный ранее во имя апостола Матфея в честь устроителя хра-

ма князя Матвея Гагарина, был переименован и вновь освящен во имя Георгия Победоносца. Досадно, что Шаховской без уважения отнесся к памяти создателей храма. По его указанию были сняты плиты с могил князей Гагариных, захороненных в церкви, и употреблены на устройство пола в верхнем этаже.

Во времена владения усадьбой Келлерами она достигла небывалого расцвета и величия. Усадьба освещалась электричеством, вода текла из водопроводного крана, а не черпалась из колодца. Такого в те времена не было ни в Озерах, ни в Коломне, ни в Зарайске. Мощный по тем временам дизельный электродвигатель был установлен в усадьбе Келлера. Он обеспечивал освещение домов и усадьбы, работу системы водоснабжения дома и вспомогательных служб, а также работу фонтана на 15-метровую высоту. Паровые котлы обеспечивали отопление, снабжение горячей водой и работу мельницы. Увы, все это было варварски разрушено, утеряно. Владельцы усадьбы на протяжении нескольких лет занимались организацией посадки леса на территории, прилегающей к имению. Для этой цели выписывались саженцы деревьев хвойных пород со всего мира. Если присмотреться внимательно к выросшим великанам, поразит разнообразие пород лесных красавиц. У одной хвоинки светлые, у другой вдвое длиннее, одна ель плотно прижала их к веточкам, другая разбросала в беспорядке, так, что вся елка выглядит пушистой. Ветки одних деревьев образуют шатер, у других они как бы притянуты к стволу, и дерево выглядит особенно стройным.

Предлагаемый ряд вопросов для команды:

• Назовите первого владельца усадьбы.

• Перечислите владельцев усадьбы в порядке владения имением.

• При каком владельце был построен храм Вознесения?

• Что значительного было сделано в годы владения усадьбой князем Шаховским?

• Назовите, что было сделано в усадьбе во время правления ею графом Келлером?

Третья станция - граф Келлер. Военный и государственный деятель Ф.Э. Келлер родился 3 августа 1850 г. Уже с детства ему были определены судьба и карьера. Воспитывался он в Пажеском корпусе, из которого был выпущен в 1868 г. и зачислен в чине корнета в Кавалергардский полк. Военная служба стала призванием Ф.Э. Келлера. В 1872 г. Келлер - поручик гвардии, через два года он уже штабс-ротмистр, еще через два - ротмистр. В 1876 г. он получил чин подполковника в сербской армии. Под его командованием находилась часть 3-го корпуса (левое крыло) сербской армии. Это соединение состояло из 10 батальонов пехоты, эскадрона конницы и 10 орудий. Оно одержало несколько побед в сражениях, а затем предприняло медленное отступление перед превосходящими силами турецких войск до предместий Белграда. Ультиматум русского правительства, подкрепленный частичной мобилизацией войск, заставил Турцию приостановить военные действия. Было заключено перемирие. В этой кратковременной войне Ф.Э. Келлер сумел проявить себя и как храбрый воин, и как умный военачальник. 23 октября 1876 г. в Белграде Келлер получил боевую награду. Это была большая золотая медаль «За храбрость». 24 апреля был подписан

манифест об объявлении войны Турции. За летнюю кампанию Ф.Э. Келлер был награжден орденом святого Владимира четвертой степени с мечами и бантами. За отличие в сражениях под Плевной он удостоился высочайшей награды - золотой сабли с надписью «За храбрость». Дальнейшие действия графа в Русско-турецкой войне также были оценены по заслугам. Он был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени и Святого Георгия 4-й степени. В 1878 г. подполковник Келлер назначается исполнять обязанность начальника штаба всех войск на турецком фронте, в 1878 г. он был произведен в полковники и получил чин флигель-адъютанта Его Императорского Величества.

Высокая эрудиция графа позволила использовать его на дипломатической миссии. В Константинополе более 6 месяцев он участвует в работе международной комиссии по определению границ Болгарии. В 1882 г. Келлер зачислен в свиту Его Императорского Величества. Награжден орденом Святой Анны 3-й степени и болгарским орденом Святого Александра. В 1890 г. граф получает первое генеральское звание - генерал-майор. В 1894 г. Келлер - директор Пажеского корпуса в Петербурге. В 1898 г. он награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

В 1899 г. Келлер произведен в генерал-лейтенанты, а в апреле 1900 г. он - губернатор крупнейшего центра Украины (Днепропетровска).

Смерть застала Ф.Э. Келлера 18 июля 1904 г. на боевых позициях под Ляоляном в мундире генерал-лейтенанта российской армии. Трагическая гибель графа взволновала широкую общественность. С графом пришли проститься многие.

Предлагаемый ряд вопросов для команды:

• Как звали графа Келлера?

• Кем по гороскопу был военный и государственный деятель?

• Перечислите заслуги Федора Эдуардовича Келлера?

• От чего скончался граф?

• Что случилось с семейством Келлеров после смерти Ф.Э. Келлера?

Четвертая станция - лабиринт. По прибытии на станцию членам команды будет необходимо показать, насколько хорошая у них физическая подготовка, насколько они спортивны. Для этого им нужно будет пройти через лабиринт. Будет оцениваться скорость выполнения задания, внимательность, сноровка, дружественный настрой участников. По выполнении участникам будет записан балл прохождения задания в сопроводительный лист.

Пятая станция - усадьба. После революции 1917 г. отмечались массовые грабежи помещичьих усадеб - дворянских гнезд. Коснулись эти бедствия и Сенницкой усадьбы. Была безжалостно разграблена и осквернена фамильная усыпальница Келлеров. Предположительно, останки разбитого гроба-саркофага графа были брошены в пруд. Затем происходило планомерное разграбление - конфискация имущества усадьбы новыми зарайскими властями. Малая толика досталась Зарайскому краеведческому музею. Куда девалось остальное - неизвестно. Графский дом первоначально был предназначен для отдыха рабочих Зарайска, затем был передан под детский приют для сирот, оставшихся после Гражданской войны. В этом качестве он просуществовал до кануна четвертой годовщины Великого Октября. Строение загорелось «случайно»

вечером 5 ноября 1921 г. Детей предусмотрительно вывели в это время на вечернюю прогулку. Жертв не было. Усадьба в течение трех дней выгорела дотла. Ее особо никто и не тушил. В последующие времена и камни фундамента растащили на хозяйственные нужды.

Участникам необходимо будет построить макет здания усадьбы, исходя из материала, который им будет предложен. Созерцатель предлагает команде большую красочную коробку, в которой находится 10 различных предметов, из которых и будет сложен макет. По очереди участникам необходимо будет просовывать руку в коробку и угадывать, что находится в их руке. Если предмет будет назван правильно, то он достается команде. В результате из угаданных элементов будет построен дом. Оценивается смекалка участников, количество предметов для усадьбы.

Шестая станция - группировка. До

нас дошли лишь жалкие развалины, экзотические деревья, непередаваемый аромат прибрежных трав, блестящая гладь прудовых вод. Великолепные барские пруды, обширные и полноводные, соединяющиеся между собой широкими протоками. Через них были построены мосты из белого тесаного камня. Мимо прудов несет свои чистые воды речка Сенничка... Игроки свободно прогуливаются по территории данной станции. Внезапно Созерцатель дает сигнал и сообщает условие. Участники игры должны как можно быстрее сформировать группы в соответствии с этим условием. Те игроки, которые не смогут выполнить задания или сделают это позже других, отдают фанты, которые разыгрываются по окончании игры.

Условия могут быть как простые (собраться по двое, трое, четверо и т.д.; собраться в группы с четным (нечетным) числом человек), так и более сложные (собраться по парам - мужчина и женщина; собраться в тройки, где все одного пола (одного роста, с одинаковым цветом волос)). После проведения мероприятия участникам будет предложена анкета на проверку и усвоение знаний, полученных во время интерактивной игры. Данная анкета даст возможность понять, как расширился кругозор знаний о культурном наследии региона, что понравилось, не по-

нравилось во время игры. Ведь в процессе игры появится возможность не только раскрыться творчески при выполнении различных заданий, но и задуматься о том, какой памятник истории, какая природа окружает их. Тем самым будет возрастать ответственность за сохранность окружающей среды, чувство патриотизма к своей малой Родине, наполненной такими значимыми историко-природными объектами. Увлекательный мир игры, загадочные легенды, удивительная природа - все это не оставит равнодушным ни одного участника мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Букринская Н.К. Сенницы:усадьба и владельцы. М.: МарТ, 2004. С. 78-81.

2. Глушкова В.Г. Подмосковье: культура, история, география. М.: Вече, 2007. 149 с.

3. Пирязев Н.С. Седая старина Сенницкая. М.: Новые знания, 2003. С. 34-40.

4. Приезжева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. М.: РИБ «Турист», 2003. 67 с.

5. Опыт реализации музейных проектов. URL: www.gorodmuz.ru

6. Памятники мирового наследия ЮНЕСКО. URL: http://whc.unesco.org/en/list/

ПОДПИСКА

Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования

Рубрики:

• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

СВЕДЕНИИ ОБ АВТОРАХ

Арсений Р.М. - ст. преподаватель кафедры туроперейтинга РМАТ, arseniy-roman@ mail.ru

Бгатов А.П. - канд. истор. наук, профессор кафедры туроперейтинга РМАТ, turistika@ rmat.ru

Беседин Д.Г. - зам. завкафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития РМАТ, Lolololo1989@yandex.ru

Бригинец И.Н. - канд. пед. наук, зав. отделением очного обучения Московского филиала РМАТ, provodnik60@mail.ru

Гаранина Е.Н. - канд. пед. наук, доцент, генеральный директор управляющей гостиничной компании «Аккорд менеджмент групп», aspirantura@rmat.ru Зорина Г.И. - канд. пед. наук, доцент, декан факультета среднего профессионального образования РМАТ, info@rmat.ru

Зубарев С.Н. - аспирант кафедры педагогики и психологии РМАТ (науч. рук. В.А. Каль-ней, д-р пед. наук, проф.), sergei.i2011@yandex.ru

Киреева Ю.А. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой туроперейтинга РМАТ, kireeva. ya@mail.ru

Ковалев Д.С. - канд. пед. наук, доцент кафедры технологий и профессионального образования Академии социального управления, dmitry-and-c@yandex.ru Козырева Т.В. - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов РМАТ, dekanat-rmat@mail.ru

Козырев В.М. - д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, завкафедрой экономики и финансов РМАТ, dekanat-rmat@mail.ru

Куликов С.П. - преподаватель кафедры истории, социологии и права МИТХТ им. М.В. Ломоносова, глава муниципального округа «Тропарево-Никулино», 9368276@mail.ru Минаев В.А. - д-р техн. наук, профессор, Российский государственный университет туризма и сервиса, m1va@yandex.ru

Миронова Л.Н. - аспирант кафедры педагогики и психологии РМАТ (науч. рук. В.А. Кальней, д-р пед. наук, проф.), 2121987@rambler.ru

Охраменко С.А. - канд. пед. наук, доцент, директор Волоколамского филиала РМАТ, volok-na-lame@mail.ru

Репина М.Г. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой правового регулирования в туризме РМАТ, repinam@pochta.ru

Середина Е.В. - канд. геогр. наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, информационных технологий и международного туризма Московского филиала РМАТ, evseredina@mail.ru

Трофимов Е.Н. - д-р полит. наук, ректор РМАТ, rector@rmat.ru

Ушакова И.П. - канд. хим. наук, доцент, декан факультета дополнительного образования МИТХТ им. М.В. Ломоносова, lastflyer@mail.ru

Хмелев П.В. - доцент кафедры туроперейтинга РМАТ, директор туристского агентства «Аркона», p.v.khmelev@gmail.com

Хмелева Н.Л. - старший преподаватель Института государственного администрирования, khmeleva.nl@gmail.com

Юркина Л.В. - канд. пед. наук, доцент, и.о. завкафедрой истории, социологии и права МИТХТ им. М.В. Ломоносова, lastflyer@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.