УДК 006.90+947
ОРГАНИЗАЦИЯ УЕЗДНЫХ МУЗЕЕВ В РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
© Ольга Михайловна МОЛОТКОВА
Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация, соискатель кафедры истории России, e-mail: molly-song@mail.ru
В статье рассматриваются основные особенности организации и тенденции развития, характерные для большинства уездных музеев Рязанской губернии в первые десять лет с момента их возникновения. Автор отмечает, что функционирование уездных музеев после революции 1917 г. носило характер борьбы за существование и обосновывает причины возникновения разнообразных трудностей в деле создания музеев.
Ключевые слова: музейное дело; уездные музеи Рязанского края; система охраны памятников искусства и старины.
История музейного дела в Рязанском крае - малоизученная страница региональной истории и остается таковой до сих пор. В настоящей статье рассматривается проблема организации уездных музеев в Рязанском крае в первое послереволюционное десятилетие. Этот хронологический период выбран неслучайно. В первые десять лет после революции в Рязанском крае создаются уездные музеи, закладываются основы исследовательской, краеведческой и экспозиционновыставочной работы в них.
Изучением вопросов музейного дела в Рязанском крае в исследуемый нами период занимались такие известные историки и музееведы, как С.Д. Яхонтов, А.И. Фесенко, А.А. Мансуров, Д.Д. Солодовников и др. С этими знаменитыми именами связано создание сети музеев в регионе и становление охраны памятников [1-5].
Современные исследователи, такие как
О.С. Тян, О.С. Кречетова, В.В. Цеменкова, в своих работах обращаются к изучению деятельности Общества исследователей Рязанского края, организации музейного дела до революции 1917 г. В круг рассматриваемых ими проблем входят вопросы развития Рязанского областного краеведческого музея в период активного краеведческого движения, исследование особенностей музейной аудитории, развитие культурно-просветительской работы [6-8]. Однако целенаправленного изучения проблемы создания уездных музеев в Рязанском крае не проводилось, что свидетельствует об актуальности темы.
После революции 1917 г. в нашей стране была создана система охраны памятников
истории и культуры. Эта работа была возложена на отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (музейный отдел) Наркомпроса РСФСР. Отдел осуществлял руководство образованными в 19181920 гг. при губернских и уездных органах народного образования отделами, комиссиями, подотделами по делам музеев и охраны памятников искусства и старины [9, с. 209]. В феврале 1921 г. музейный отдел Наркомпроса был преобразован в Главмузей. В декабре 1921 г. прошла очередная реорганизация: отдельные главки при Академическом центре Наркомпроса объединились в Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями (Главнаука). Это отражало сформировавшееся к тому времени представление о музее как научном учреждении, ведущем на базе своих исследований просветительскую работу [9].
На территории Рязанского края уже весной и летом 1918 г. были образованы, одними из первых в Советской России, губернский и уездные музейные органы. 3 марта 1918 г. в Рязани был создан Губернский отдел по делам музеев, охране памятников искусства и библиотек. Ядро работников отдела составили единомышленники, бывшие члены Рязанской ученой архивной комиссии: Н.И. Виноградов, Н.А. Дорогутин, Н.П. Сидоров, Д.Д. Солодовников, А.И. Фесенко и С.Д. Яхонтов. В 1918 г. все городские музеи вошли в состав образованного в том же году Губернского музея. В ведении Губернского музея находились и восемь уездных музеев, основанных в 1918-1919 гг. Это Гиблицкий, Зарайский, Касимовский, Михайловский,
Пронский, Сапожковский, Скопинский,
Спасский уездные музеи [10].
В тяжелейших условиях Гражданской войны, разрухи, голода из дворянских усадеб, которых на территории Рязанского края в дореволюционные годы было множество, вывозили в музеи Рязанской губернии и в Москву художественные ценности. Такая судьба постигла усадьбы Волконских, Гагарина, Келлера, Колендо, Кутайсовых, Луниных, Оленина, Преображенских, Скобелевых, Толстых. Так, в имении графа Келлера в Зарайском уезде были собраны драгоценные коллекции минералов, фарфора, птиц и т. п. Все имение Семеновых-Тянь-Шанских в Дан-ковском уезде представляло собой своеобразный музей, предназначавшийся владельцами для передачи местному населению [10].
О том, что происходило в имениях в эти годы, 10 марта 1919 г. пишет в своем дневнике И.И. Проходцов: «Вернулся из Стень-кина Говоров: привез из имения Мерхелеви-чей картины, библиотеку и рукописи. По его рассказам, солдаты книгами и рукописями топили печи, а в картины учились стрелять в цель: в глаз, в нос, в рот. Несколько картин оказались с огнестрельными ранами» [10].
Нередко владельцы усадеб сами передавали комиссии свои библиотеки и коллекции. Так, Кожин передал библиотеку в 4 тыс. книг и естественно-историческую коллекцию; Смольянинов - обширную библиотеку. Огромная библиотека Стерлигова подверглась почти полному уничтожению, но, тем не менее, ее владелец заявил о сохранившихся у него рукописных и старопечатных книгах [10].
К октябрю 1925 г. под охраной музейных учреждений состояло 20 усадеб. К сожалению, многие ценные предметы искусства и старины из этих имений были уничтожены или расхищены по соседним деревням. Лишь небольшая часть их была спасена и попала в музеи. Ввиду острой нехватки средств и недостаточно прочного правового положения Губмузей не мог эффективно осуществлять охрану памятников. Во многие бывшие дворянские усадьбы представители Губмузея не допускались, т. к. эти памятники находились в ведении различных учреждений [11, с. 211].
Исследуя дело организации музеев в Рязанской губернии, особо стоит обратить внимание на работу Спасской уездной комиссии, которой довелось быть первым
уездным органом по охране памятников в Советской России. Уже весной 1918 г. по инициативе местного отдела народного просвещения был организован сбор художественных ценностей для создаваемого в Спас-ске музея. В состав комиссии вошло более 30 человек - в основном школьные работники. Деятельность комиссии регламентировалась Уставом, в котором выделялись более 10 направлений работы. Важнейшими из них были: выявление, реставрация, покупка художественных ценностей, охрана и реставрация памятников архитектуры, фотографирование и зарисовка памятников, организация музеев, архивов, библиотек. Интересные сведения о мерах, предпринятых комиссией по спасению художественных ценностей, содержит справка о деятельности комиссии за 1918 г. Так, в августе 1918 г. ею было разослано волостным и сельским Советам воззвание к населению о необходимости беречь культурные ценности [11, с. 212].
Инициаторами и создателями уездных музеев были, как правило, местные краеведы, представители интеллигенции. Так, основателем Сапожковского краеведческого музея стал врач, краевед П.П. Стаханов и его дочь
Н.П. Стаханова, Скопинский музей был организован преподавателем истории П.С. Рыковым, впоследствии ставшим профессором Саратовского государственного университета.
Спасский уездный музей, который был основан в 1918 г. и послужил образцом для других провинциальных музеев РСФСР, значился отделением Московского Румянцевского музея и до 1922 г. находился в ведении Московского главного музея и Спасского УОНО. Организатором его был глава Московского общества охраны памятников старины и художественных сокровищ при Румянцевском музее - П.С. Воскресенский. В 1922 г. Спасский музей был переведен в статус провинциального музея с содержанием из местных средств [12].
Экспонаты в музеи поступали, как уже указывалось, из национализированных имений, храмов, библиотек, а мебель - из магазинов, аптек и от частных лиц. Экспонатами Спасского музея в 1917 г. стали не только книги, изъятые из местных библиотек: Спасского народного дома, Спасского братства трезвости, канцелярии бывшего воинского начальника, Спасского уездного окружного
суда. В музей поступили и книги из имений бывших помещиков Старой Рязани -Стерлиговых, села Исад - Кожиных, с. Николаевск - Смольниковых, с. Срезнево - Измаиловых. Общее количество книг насчитывало 3325 томов. Мебель была вывезена из уцелевших в 1919 г. от разгрома имений в количестве 12 предметов [12].
Основанием коллекции Касимовского музея послужило несколько исторических портретов, рисунки, картины, вывезенные из имения князей Голицыных из села Дубровки. Ряд икон и богослужебных книг, были вывезены из ликвидированного старообрядческого монастыря в имении касимовского лесопромышленника Лаптева близ села Увяз [13].
Пополнение фонда Рязанского губернского музея осуществлялось также путем изъятия имущества, которое не соответствовало экспозициям, у одних музеев губернии и передачи его другим хранилищам ценностей. Осуществлялся процесс передачи имущества после рассмотрения ходатайства Губмузея Президиумом губернского исполнительного комитета (ГИК) и последующего постановления по данному вопросу. Но иногда на музейное имущество претендовали сразу несколько музеев. Так, например, 14 сентября 1924 г. Президиумом ГИК рассматривалось ходатайство Губмузея о передаче из Михайловского сельхозмузея в Рязанский областной музей предметов музейного значения. При этом Губернскому отделу народного образования поручили обследовать, создав экспертную комиссию, всю наличность предметов, хранящихся в Михайловском сельхозмузее. Необходимо было выделить из числа предметов историкохудожественного значения экспонаты, не имеющие к сельскому хозяйству никакого отношения, и потому подлежащие передаче Рязанскому областному музею. Скопинский УИК настаивал на передаче этого имущества в Скопинский музей, который на тот момент не числился в списках культурно-просветительных учреждений города Скопина [14]. Очевидно, что каждый музей активно боролся за привлечение экспонатов для пополнения своих фондов.
Помещения, в которых размещались уездные музеи, в большинстве случаев ранее принадлежали частным лицам и подчас требовали капитального ремонта. К тому же
многие из них были непригодны для размещения и хранения экспонатов и прочих ценностей. В переписке Рязгубмузея с Сапож-ковским музеем здания уездного музея характеризуются следующим образом: «Помещение, занимаемое музеем, состоит из трех двухэтажных домов, расположенных на одной усадьбе с общим двором. Все здания каменные. Первое здание принадлежало ранее касимовскому купцу Салазкину и осталось затем за Горсоветом и занято музеем с 1920 г. Второе здание принадлежало частному владельцу Миронову и занято музеем с 1923 г. Третье здание было предназначено для сельскохозяйственного отдела. В пожарном отношении здание Миронова опасно, т. к. на нижнем этаже помещения размещается чайная и пекарня Филатова. Освещение электрическое - 1 лампочка на 3 здания, а площадь - 125 кв. м...» [15].
Помещение Спасского уездного музея также принадлежало до революции частным лицам. Под крышей этого здания, построенного предками городского головы Ф.М. Ми-халевского размещалось казначейство. В 1910 г. оно было продано местному гражданину А. В. Панкратнику и использовалось под кожевенное производство до 1915-1916 гг. В 1917 г. производство было ликвидировано Спасским советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Здание музея не было безопасным и не приспособлено для хранения ценностей: деревянные полы и чугунная печка в одном зале представляли пожарную опасность. Освещение было только керосиновое [12]. Касимовский уездный музей был открыт в доме бывших наследников Слето-вых, а Скопинский музей вплоть до 1927 г. располагался в здании школы второй ступени.
Для размещения музеев нередко отводились церковные здания. Так, в 1932 г. Касимовскому уездному музею была предоставлена бывшая Казанская церковь. В 1936 г. эта церковь была снесена. Музей поместили в бывшую Георгиевскую церковь в 1,5 км от центра. В 1939 г. музею отдали 2 здания: воеводский дом и мечеть [16].
Таким образом, первые несколько лет с момента основания деятельность уездных музеев можно охарактеризовать как борьбу за существование в связи с отсутствием пригодных для музеев помещений, недостаточным количеством экспонатов, нехваткой
штатных сотрудников и крайне низким финансированием. Подчас здание музея было арендованным или использовалось совместно с другими учреждениями. Эти здания в большинстве случаев были небезопасными в пожарном отношении и требовали капитального ремонта. Недостаточное выделение средств из местного бюджета на содержание музеев становилось причиной того, что штат, как правило, состоял из одного заведующего музеем, который организовывал всю работу: проводил экскурсии, вел инвентарные книги, составлял путеводитель, субсидировал членов общества краеведения с целью приобретения экспонатов.
В 1922 г. в музеях страны вводят входную плату. Но в Рязанском крае не спешили с реализацией этой меры, т. к. предполагали, что это лишит музеи немногочисленных посетителей. Во многих уездных музеях входную плату стали вводить только после значительного увеличения числа посетителей музея, когда персонал музея уже не справлялся с большим количеством экскурсий. Посещаемость же уездных музеев с момента их возникновения зависела от социальноэкономического состояния общества. Очень четко эта зависимость просматривается на примере уездных музеев Рязанской губернии. Так, в Сапожковском музее в 1925 г. посещаемость сокращалась по двум причинам:
- вследствие перевода уездного центра из г. Сапожка в г. Ряжск отпали посетители целого ряда категорий: участники уездных конференций, уездных съездов, военных сборов и т. п.;
- с июля 1925 г. была введена плата за посещение - 5 копеек с взрослых посетителей. Сделано это было в связи с тем, что музей в праздничные дни превращался в места гуляния для жителей Сапожка. Персонал музея, состоящий из двух человек, не мог обеспечить сохранность экспонатов и поддержание порядка. В 1925 г. посещаемость музея составила - 7554 человека [9, л. 74об.].
Напротив, в Спасском музее с января по март 1925 г. увеличилось число посетителей: в январе - 467, в феврале - 1745, в марте -1978 человек. Популярность музея выросла в связи с переводом базара с Полевой площади на Соборную площадь, где расположено здание Спасского музея. В результате число посетителей возросло с прежних 150-180 чело-
век ежедневно до 300-500 человек в будний день. Заведующий был вынужден обратиться в Умполитпросвет с предложением ввести плату за посещение музея в базарные дни. Заведующему было отказано в связи с необходимостью привлекать в музей широкие слои сельского населения и популяризовать, таким образом, его среди жителей уезда. Следует отметить, что число посетителей музея росло, и с особенным вниманием они относились к историко-археологической части экспозиции и кустарно-бытовой [12].
В целях пополнения экспозиций музеев и привлечения широких слоев населения к сохранению культурного наследия края многие музеи официально обращались к гражданам через газеты, вывешивали обращения на улицах. Например, на вывеске на здании Скопинского музея можно было прочитать следующее: «Ввиду организации при Музее в память 10-летнего юбилея Революции подотделов революционного движения в уезде, просьба всем гражданам пополнить Музей революционными предметами (книгами, вещами, написанными рассказами и т. п.). Только самодеятельностью всего общества и, главным образом, усилиями школ, изб-читален, промышленных предприятий, общественных и государственных организаций и учреждений и усилиями всех вообще культурных работников уезда возможно собрать в Музей все необходимое для полной и яркой картины местной жизни. Крестьяне, живущие среди природы и хранящие до сего времени в своем быту много своеобразного, а частью и случайно оставшиеся у них предметы из бывших помещичьих имений могли бы под руководством культурных работников деревни много дать местному Музею. Каждый гражданин при желании может быть участником создания музея».
Распространялись листовки соответствующего содержания. Автором одной из них - «Берегите памятники старины и искусства!» - в 1919 г. был С. Д. Яхонтов. В ней разъяснялось значение художественных памятников и содержался призыв к населению губернии собирать и сдавать их в музеи [11].
В школах, избах-читальнях и других учреждениях, которые располагались в бывших помещичьих усадьбах, сохранялись памятники старины и искусства. Музейные работники просили работников учреждений сооб-
щить о них в музеи. Взамен музей предоставлял вещи интересные и художественные, но не имеющие музейной ценности.
Одной из актуальных задач в первое послереволюционное десятилетие стала подготовка квалифицированных музейных кадров. В целях подготовки специалистов в области музейного и архивного дела Губмузей организовал в 1921 г. двухмесячные курсы, на которые каждый уезд мог командировать трех человек. Уездные отделы народного образования в качестве слушателей курсов предлагали школьных работников или лиц с соответствующей подготовкой. Преподавателями на курсах Губмузея были: профессор Адлер (музееведение), профессор Чепурков-ский (антропология), профессор Сидоров (по изучению собрания предметов устной словесности), профессор Янчук (музейная этнография), профессор Городцов (археология Рязанского края), профессор Н.П. Ефименко (ископаемые материальной культуры),
С.Д. Яхонтов, Д.Д. Солодовников, А.И. Фесенко, И.Н. Карасев и др. [17].
Постановление Президиума Рязанского Губисполкома «Об охране памятников искусства, старины, быта и природы в пределах Рязанской губернии» от 28 июля 1925 г. утвердило полный контроль со стороны Губму-зея за выявлением памятников искусства и их дальнейшем использовании. В постановлении отмечалось, что все находки, клады и отдельные предметы археологического значения, случайно обнаруженные при земельных работах или на поверхности земли при осыпях, размывании, должны обязательно отдаваться в ближайшие музеи. Все предметы старины, искусства музейного значения (бронза, фарфор, картины, старинная мебель и шитье, редкие книги, предметы культа и т. п.), являющиеся бесхозяйственным имуществом или находящиеся в чьем-либо хозяйственном использовании без предварительного согласия на то отдела по делам музеев, в случае их обнаружения подлежат изъятию и передаче в ведение этого отдела. Запрещалось разрушение или использование в качестве строительного материала полевых археологических памятников (остатков стен, древних крепостных валов, немогильных сооружений и пр.), распахивание городищ, курганов, могильников, а также производство археологических раскопок без надлежа-
щих разрешений, выдаваемых отделом по делам музеев. Кроме того, постановление запрещало самочинную рубку деревьев в парках и садах, рубку заповедного леса и истребление лесонасаждений, находящихся в ведении отдела по делам Музеев, охоту на зверей и птиц, рыбную ловлю и разорение гнезд [14].
Большую помощь в создании и развитии уездных музеев оказывали местные отделения Общества исследователей Рязанского края, планировавшие всю краеведческую работу, частью которой и являлось создание и развитие музеев, популяризующих в наглядной форме местную краеведческую работу. По инициативе губернского музея и Общества исследователей Рязанского края в 1924 г. в Рязани проходила 1-я конференция музейных работников Центрально-промышленной области. Краеведы и музейные работники пытались найти наиболее целесообразные способы решения актуальных проблем музейного дела. По результатам этой конференции в 1925 г. вышел сборник тезисов «Вопросы областного музейного дела», в котором были даны рекомендации краеведческим музеям, касающиеся принципов организации музейных отделов, методов учета музейного материала, подготовки музейных работников и ряда других вопросов.
В процессе организации уездных музеев большое внимание уделялось организации революционных отделов и идеологическому просвещению масс, но доминирующей оставалась краеведческая работа.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить основные особенности развития уездных музеев Рязанского края в послереволюционное десятилетие. К таковым можно отнести некоторые аспекты этой деятельности.
Созданием музеев занимались историки, краеведы, лучшие представители интеллигенции, неравнодушные к делу сохранения культурных ценностей. В организации музеев принимали самое активное участие местные отделения Общества исследователей Рязанского края.
Пополнение фондов местных музеев осуществлялось во многом благодаря поступлению материалов из различных учреждений, национализированных помещичьих имений, церквей.
Формирование музеев осуществлялось по краеведческому типу, т. е. преимущество отдавалось созданию краеведческих музеев.
В первое послереволюционное десятилетие музеи боролись за свое существование, испытывая многочисленные трудности, в т. ч. финансовые, кадровые проблемы, отсутствие собственных, пригодных для размещения экспозиций помещений.
Процесс организации уездных музеев в Рязанском крае носил сложный, многогранной характер, ставя перед исследователем немало проблем, достойных дальнейшего изучения.
1. Яхонтов С.Д. Красные изразцы в собраниях Рязанского Областного музея // Исследования и материалы. Рязань, 1927. Вып. 1.
2. Яхонтов С.Д. Настоящий момент в собирательской деятельности краеведческого музея. // Вопросы областного музейного дела. Рязань, 1925.
3. Фесенко А.И. Рязанский областной музей. // Вестник рязанских краеведов 1923. № 1.
4. Мансуров А.А. Научный архив музея. Рязань, 1929.
5. Солодовников Д.Д. Краеведение и школа // Вестник рязанских краеведов. 1923. № 1.
6. Тян О.С. Развитие Рязанского государственного областного краеведческого музея в 1920-е годы // 3 конференция «Города Под-
московья в истории Российского предпринимательства и культуры». Серпухов, 1999.
7. Кречетова О.С. Провинциальные музеи в социокультурном развитии общества (ХІХ -начало ХХ века) // Труды Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Рязань, 2004. Вып. 2. С. 129-140.
8. Цеменкова С.В. Становление и развитие Касимовского краеведческого музея в 1920-е годы // Третьи Яхонтовские чтения. Рязань, 2005. С. 31-37.
9. Поправко Е.А. Музееведение. Владивосток, 2005.
10. Шустова Т. Спасатели // Рязанские ведомости. 2008. 11 июля.
11. Историографическое наследие провинции // Материалы 4 научно-практической конференции, посвященной памяти Д.И. Иловайского и М.К. Любавского. Рязань, 2009. С. 209-213.
12. ГАРО (Гос. арх. Рязанской области). Ф. Р.-3611. Оп. 5. Ед. хр. 7. Л.134, 35, 16-17.
13. МУК ККМ (Касимовский краеведческий музей) Ф. 2705. Л. 26.
14. ГАРО. Ф. Р.-4. Оп. 1. Ед. хр. 695. Т. 1. Св. 76. Л. 352, 352об., 421-422.
15. ГАРО. Ф. Р.-3611. Оп. 5. Ед. хр. 5. Л. 13, 74об.
16. МУК ККМ. Ф. 2709. Л. 15.
17. МУК ККМ. Ф. 2704. Л. 48.
Поступила в редакцию 6.12.2Q11 г.
UDC 006.90+947
ORGANIZATION OF DISTRICT MUSEUMS IN RYAZAN PROVINCE IN POST-REVOLUTIONARY DECADE Olga Mikhaylovna MOLOTKOVA, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russian Federation, Competitor Russian History Department, e-mail: molly-song@mail.ru
In the article the main features of the organization and development trends typical for most district museums of Ryazan province in the first ten years since the moment of their appearance are considered. The author notes that the functioning of the district museums after the revolution of 1917 had the character of a struggle for existence and she explains the whence of different difficulties in the museum development.
Key words: museum affairs; district museums of Ryazan region; services of protection of art memorials and ancient monuments.