Научная статья на тему 'Усадьба Спасское: французское Шато на Москве-реке'

Усадьба Спасское: французское Шато на Москве-реке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1140
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / архитектурно-усадебный комплекс / усадебный ландшафт / парк / хозяйственная зона / рекреационная зона / Змеиные ворота / Russian manor / architecturally-estate complex / estate landscape / park / utility zone / recreation area Zmeinie vorota

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юлия Балабанова, Лилия Галимова

Статья посвящена предпроектному этапу реставрации усадьбы Спасское. Осуществлен комплексный анализ архитектурно-паркового объекта на основе историко-библиографических и натурных изысканий. Итогом этой работы служит графическая реконструкция главного фасада усадьбы, реконструкция генерального плана и реставрация архитектурно-усадебного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPASSKOE MANOR: FRENCH CHATEAU UPON THE MOSCOW RIVER

The article is concerned with pre-design restoration phase of Spasskoe manor. Complex analysis of architecturally-park object materialized basing on historicbibliographical and full-scale investigations. The result of that work is going to be graphical recreation of manor’s front facade, reconstruction of general plan and restoration of architectural and estate complex.

Текст научной работы на тему «Усадьба Спасское: французское Шато на Москве-реке»

УСАДЬБА СПАССКОЕ: ФРАНЦУЗСКОЕ ШАТО НА МОСКВЕ-РЕКЕ

Юлия Балабанова руководитель мастерской генплана, главный архитектор проекта

Аннотация: статья посвящена предпроектному этапу реставрации усадьбы Спасское. Осуществлен комплексный анализ архитектурно-паркового объекта на основе историко-библиографических и натурных изысканий. Итогом этой работы служит графическая реконструкция главного фасада усадьбы, реконструкция генерального плана и реставрация архитектурно-усадебного комплекса.

Ключевые слова: русская усадьба, архитектурно-усадебный комплекс, усадебный ландшафт, парк, хозяйственная зона, рекреационная зона,Змеиные ворота.

Abstract: The article is concerned with pre-design restoration phase of Spasskoe manor. Complex analysis of architecturally-park object materialized basing on historic- bibliographical and full-scale investigations. The result of that work is going to be graphical recreation of manor's front facade, reconstruction of general plan and restoration of architectural and estate complex.

Keywords: Russian manor, architecturally-estate complex, estate landscape, park, utility zone, recreation area Zmeinie vorota

Лилия Галимова руководитель архитектурной мастерской, главный архитектор

Илл. 1. Главный дом со стороны пейзажного парка

Введение

Усадьба Спасское является одной из десяти усадеб Московской области, право на аренду которых в открытом конкурсе выиграла Инвестиционная группа компаний ASG. На данный момент усадебный комплекс является объектом культурного наследия регионального значения в соответствии с Постановлением Министров РСФСР ОТ 30.08.1960 № 1327 (прил. 2) и п.3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 №

73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (илл.1).

Недалеко от подмосковного города Вос-кресенска, в зеленой зоне отдыха (здесь находятся детские спортивно-оздоровительные лагеря, профилакторий), на левом берегу реки Москвы расположена бывшая усадьба Спасское. Ныне она пустует, а когда-то это место было одним из красивейших уголков Бронницкого уезда (ныне Воскресенский район) [64].

Следует отметить великолепное расположение Спасского, которое вытянулось вдоль высокого берега Москвы-реки, оттененного сосновым бором. Поблизости от усадьбы находилась деревянная дача «Дубки» княжны М.А. Ливен, сгоревшая в 2000-м г., южнее - пышное некогда Кривякино и Федино Ахлестышевых. В заречье, чуть выше пойменных лугов, расположилось Кон-

ние. Ныне пустующая усадьба в ожидании перемен. Благодаря скорой реставрации её можно будет увидеть возрожденной, соответствующей облику «дворянского гнезда».

История сельца Спасского и усадьбы насчитывает несколько столетий. Месторасположение комплекса имеет глубокую историю, требующую пристального внимания и изучения.

Проект ахитектора Р.А. Гедике. Западный фасад со стороны Москва-реки

Проект ахитектора Р.А. Гедике. Планировочное решение первого и второго этажей

стантиново с беленой и изящной церковкой, а в двух километрах от него - Петровское с двумя Ильинскими храмами, один из которых (XVIII в.) давно обветшал и превратился в груду трухлявых бревен на погосте. Все это разбросанно по тенистым дубравам и открытым равнинам - обломки былого и, как казалось, нетленного искусства [36].

Унылое запустение встречает нас сразу за воротами усадьбы. Деревья аллеи, ведущей мимо дома к флигелю, так тесно смыкаются ветвями, что образуют причудливый зеленый коридор, почти лишенный солнечного света. Дом окружен кустарником, в былые времена заботливо подстриженным, а теперь превратившимся в дикие заросли, заслоняющие обветшавшие фасады дворца, стилизованного под французское Возрожде-

Общий вид главного дома со стороны

Змеиных ворот. Фотография 50-60-х гг.

Владельцы усадьбы

Гагарин Матвей Петрович - ок. 16591721гг. Высокопоставленный чиновник петровских времен. Сельцо Спасское - одно из многочисленных его владений. За злоупотребления, мздоимство и финансовые махинации в январе 1719г. он был уволен с должности губернатора Сибири и взят под стражу. Следствие длилось два года. Несмотря на просьбы о помиловании, экс-губернатора приговорили к смертной казни, и 16 марта 1721г. он был повешен. Все пожалованные ранее князю деревни приписали к дворцовым волостям, а все движимое и недвижимое имущество взяли в казну.

Остерман Андрей Иванович. Сельцо Спасское было пожаловано А.И. Остерману, известному дипломату и государственному деятелю, за подписание очень выгодного для России Ништадтского мира со шведами.

| Илл.2. Архитектор Гёдике Роберт Андреевич

Остерман Анна Андреевна и Толстой Матвей Андреевич. Сельцо Спасское было совместным владением. В Актах Генерального межевания за 1770 г. имеется такая запись: «Спасское, сельцо Коломенского уезда, Усмерского стана, общее владение покойной генеральши Анны Андреевны Толстой, ныне детей ее (перечисляются). Межевал 5 сентября 1770 года Ваксель».

Центральная часть главного дома со стороны пейзажного парка. Фотография 50-60-х гг.

Центральная часть главного дома со стороны Змеиных ворот. Фотография 50-60-х гг.

Толстой Иван Матвеевич, сын Остерман Анны Андреевны и Толстого Матвея Андреевича.

Толстой Александр Иванович, сын Толстого Ивана Матвеевича, воспитанник

шляхетского кадетского корпуса. Юный кадет управлять имением «по малолетству» самостоятельно не мог, и вместо него делами Спасского занимался опекун Федор Остерман. Впоследствии А.И.Толстой добавил к своей фамилии и фамилию своего

опекуна и стал Остерманом-Толстым.

Смирнов Михаил Петрович, служил в Конногвардейском полку «ремонтером»,

Николай Михайлович Смирнов. Окончив Московский университет, Н.Смирнов поступил на службу в Министерство иностранных дел, где и служил много лет в различных должностях. Начал Николай Михайлович с должности актуариуса (т.е. регистратора) в Московском архиве, затем в 1825 - 1828 гг. служил при русском посольстве во Флоренции. По возвращении в Россию в 1828 г. Смирнов познакомился с Пушкиным. Об этом он сам напишет в 1842 г. в своих воспоминаниях «Из памятных заметок». Сохранился рисунок Пушкина, на котором изображен Смирнов. Вот что пишет об этом рисунке Т.Г. Цявловская: «Смирнову всего двадцать один - двадцать два года. Юноша лысоват, волосы у него прямые, редкие. Кудри, оказывается, были завитые. Нет у него в физиономии и значительности. На лице словно навсегда застыла глуповатая улыбка» [38].

Позднее в своих «Записках» Александра Осиповна привела отзыв Пушкина о Смирнове, данный еще до их брака: «Смирнов мне очень нравится; он вполне европеец, но сумел при этом остаться и вполне русским. Мать его была последней Бухвостовой. Сын ее - тип англичанина или шведа, он и верхом ездит как англичанин. Смирнов прекрасно говорит по-русски, хотя и был воспитан эмигрантами. Восемнадцати лет он, как и я, поступил в дипломатический корпус и прожил, счастливец, очень долго в Италии. Думаю, что он вам понравится, наш боярин-итальянец, наш русский милорд» [32].

Смирнов разбирался в живописи, еще будучи в Венеции приобретал картины старых итальянских мастеров, а к концу жизни стал известным коллекционером. В марте 1835 г. Николай Михайлович получил должность при русской миссии в Берлине, и Смирновы уехали за границу [8].

Общий вид главного дома со стороны Змеиных ворот

т.е. офицером. К началу 1780-х г. приобрел усадьбу Спасское. Переустройство усадьбы, начатое Смирновыми в конце 1770-х г., длилось не одно десятилетие и завершилось окончательно лишь в первой четверти XIX в. После того как в 1823 г. скончался овдовевший к тому времени М.П. Смирнов, новым владельцем Спасского стал единственный сын и наследник Смирновых - Николай Михайлович.

Смирнов Николай Михайлович и Рос-сет Александра Осиповна. Смирнов Н.М. (16.05.1808 - 4.03.1870 гг.) - тайный советник, калужский (13.06.1845 - 14.03.1851 гг.), санкт-петербургский (1855 - 1861 гг.) губернатор, сенатор. В январе 1832 г. Николай Михайлович женился на Александре Осиповне Россет (1809 - 1882), фрейлине императрицы. После смерти мужа в 1871 г. Россет А.О. пришлось продать свое любимое имение всего за 100 тысяч рублей (илл.3, илл.4).

Орлов-Давыдов Владимир Петрович, граф, тайный советник, камергер двора Его Императорского Величества, а кроме того почетный член Академии наук (илл.5). С 22 февраля 1871 г., практически сразу после покупки, владельцами усадьбы Спасское стали В.П. Орлов-Давыдов вместе с женой Ольгой Ивановной, урожденной княжной Барятин-

Илл. 3. Николай Михайлович Смирнов

Илл.4. Александра Осиповна Россет

Александра Осиповна Россет была дочерью французского эмигранта Осипа Ивановича Россета, коменданта Одесского порта, и Надежды Ивановны, урожденной Лорер, сестры декабриста Н.И.Лорера. После окончания курса в Екатерининском институте 6 октября 1826 г. Россет была принята фрейлиной ко двору. Александра Осиповна была красива, умна, образована, отлично чувствовала себя при дворе с его постоянными интригами, была насмешлива и иногда злоязычна. Она быстро стала любимой фрейлиной императрицы Александры Федоровны, «блистая при дворе, она пользовалась расположением государя Николая I, а великий князь Михаил Павлович любил непринужденно беседовать с умной красавицей, забавлявшей его, большого любителя каламбуров, своей живою речью и блестками тонкого остроумия» [4].

Ее общество ценили Пушкин, Вяземский, Жуковский, Карамзины, позднее Лермонтов и Гоголь, ей посвящены многие прекрасные стихотворные строки. Брак Смирнова и Россет был заключен 11 января 1832 г. в Зимнем Дворце. Для Александры Осиповны это был брак без любви, союз с богатым Смирновым позволял ей выручить свое обедневшее семейство из нужды. Позднее она с горечью напишет: «...у меня не было ни одного года покоя и счастья с этим человеком. Сердце у него было доброе, но он был беспринципен и взбалмошен» [8].

Проект архитектора Р.А. Гёдике. Восточный фасад со стороны Змеиных ворот

Орловы-Давыдовы - русский графский род, по мужской линии происходящий от Давыдовых, а по женской - от Орловых. Унаследовал фамильные реликвии братьев Орловых и родовую усадьбу «Отрада» в Подмосковье. Род графов Орловых-Давыдовых внесён в V часть родословной книги Московской и Санкт-Петербургской губерний [29].

Владимир Петрович родился, как и Александра Осиповна, и Н.Гоголь, в 1809 г. Его мать была дочерью графа Вл.Гр. Орлова, а отец, Петр Львович Давыдов, принадлежал к тому роду Давыдовых, от которого происходил и знаменитый поэт-партизан гусар Денис Давыдов (он приходился Владимиру Петровичу прадедом). Как и в случае с А.И.Остерманом-Толстым, Владимир Петрович решил объединить в своей фамилии оба этих рода. Специальным решением Государственного совета, утвержденным 26 марта 1856 года, ему было дано высочайшее разрешение «принять имя и титул деда своего (по матери) и потомственно именоваться графом Орловым-Давыдовым» [66].

С 1848 по 1852 гг. Владимир Петрович исполнял обязанности «совместного судьи» в Санкт-Петербурге, а в 1862 году был избран петербургским губернским предводителем [27]. Его не оставляли равнодушным многие вопросы современной ему общественной жизни в России. Он часто обращался в высшие инстанции с различными предложениями и проектами. В своих имениях Владимир Петрович старался облегчить быт и жизнь крестьян, строил больницы и школы, возводил храмы.

Роберт Андреевич Гёдике (1829 -1910) (илл.2). Роберт Андреевич окончил Императорскую академию художеств, где его наставником был профессор А.П. Брюллов (брат Карла Брюллова). После окончания академии Гёдике отправился, по обычаям того времени, в заграничное путешествие, где изучал архитектуру и памятники зодчества Германии, Англии, Франции, Италии. В 1856 году за. чертежи и рисунки, привезенные из этого путешествия, был удостоен звания академика. Архитектурной деятельностью занимался в основном в Петербурге, где возвел множество построек, но также известны его сооружения в Москве (Владимирская больница, особняк на Тверской, ресторан «Славянский базар» и др.), а также и в других городах [11].

Илл. 5. Владимир Петрович Орлов-Давыдов

ской. Новые владельцы сразу приступили к переустройству и реконструкции изрядно уже обветшавших зданий усадьбы. Фактически они заново соорудили новый двухэтажный дом-дворец на месте прежнего здания. К работам они привлекли известного архитектора того времени Роберта Андреевича Гёдике (1829 - 1910). Усадьба при графе В.П. Давыдове стала поместьем с хорошо налаженным бытом и рациональным хозяйством. Огромные владения приносили немалые деньги от земледелия, продажи леса, соляного промысла, мыловаренного, свечного и полотняного заводов [26].

Орлов-Давыдов Сергей Владимирович -новый владелец Спасского, сын Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Спасское было лишь одним из 15 имений графа, разбросанных по России, правда, одним из самых крупных. Здесь ему принадлежали 2 350 десятин земли (2560 га), включавших заливные луга, пахотные земли и лесные угодья. Пахотные земли засевались по правилам агрономической науки: после озимых здесь выращивали картофель, затем яровые, после чего засевали поле овсом (илл.6).

Ливен Александра Петровна. В начале ХХ в. граф С.В. Орлов-Давыдов передал усадьбу Спасское своей любимой племяннице, светлейшей княгине Александре Петров-

Граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов - московский благотворитель (илл. 6.). Сергей был самым младшим ребенком в семье Ольги Ивановны и Владимира Петровича Орловых-Давыдовых. Родился он в 1849 году, хотя надгробная плита гласит, что год его рождения 1846. Как и все дети Орловых-Давыдовых, Сергей получил домашнее образование, но особых успехов в учении не достиг, чем огорчал старших сестер, которые его опекали и очень любили. Как дворянский отпрыск Сергей обязательно должен был послужить Отечеству, и он не стал противиться воле отца, окончив морское училище. В 1880 году Сергей женился на Елизавете Васильевне Арсеньевой и начал хозяйствовать в своих имениях Спасское, Кривякино, Михеево. Как и все его предки, Сергей оказался умелым и рачительным хозяином. Его имение в селе Спасское превратилось в замечательное опытное животноводческое хозяйство. Сергей Владимирович участвовал в российских сельскохозяйственных выставках, на выставке 1895 года он был награжден серебряной медалью. В сельском хозяйстве и животноводстве граф разбирался великолепно,

земли использовал по науке. Свое имение Спасское употребил как полигон для научных исследований. На скотном дворе у графа было 13 голов породистого скота и 26 дорогих лошадей. В оранжереях росли диковинные цветы и фрукты. Но семейная жизнь графа Сергея не сложилась. Через три года после свадьбы его жена Лиза заболела. Болезнь оказалась психическая. Лизу возили в германскую клинику Илле-нау, к ней приглашали отца Иоанна Кронштадтского для молитв, но это не дало результатов. Детей у Сергея с Лизой не было. Поэтому ему оставалось только заниматься благотворительностью, помогать тем, кто еще несчастнее. И он помогал. Порой складывалось впечатление, что Сергей Владимирович раздавал свои богатства всем нуждающимся вокруг. Граф С.В. Орлов-Давыдов был пожизненным членом Крестового благотворительного общества для помощи нуждающимся. Он жертвовал церквям и училищам, школам и пансионам, разным обществам и заведениям, богадельням и гимназиям. Список пожертвований просто огромен!

Сергей Владимирович был натурой кипучей и занимался как хозяйственной, так и научной, общественной и просветительской деятельностью. Он был известным меценатом, избирался почетным попечителем церковно-приходских школ Бронницкого уезда и являлся действительным членом «Русского географического общества». Он оказывал действенную помощь в постройке, содержании и развитии Кривякинской лечебницы, которая появилась в 1891 году благодаря стараниям светлейшего князя А.А.Ливен, владельца соседней усадьбы Кривякино [28].

не Ливен, урожденной Васильчиковой. Так у усадьбы появились последние владельцы дореволюционного периода, остававшиеся таковыми вплоть до 1918 года. Новая владелица, как и все предыдущие, внесла изменения в жизнь усадьбы. В облике имения появился подтянутый спортивный «английский» стиль - все рационально, удобно, разумно. Обширный круглый луг-партер перед домом превратился в скаковой круг для выездки лошадей, а на игровых площадках разбили теннисный корт. Часть помещений в Спасском княгиня Ливен сдавала на лето отдыхающим под дачи. Летом 1908 года здесь отдыхали Василий Качалов с сыном Вадимом, сестрой Александрой и ее дочерью Верой, актеры Смирновы и критик Н.Эфрос с семьей. Княгиня А.П. Ливен владела Спасским около 15 лет. В 1918 году светлейшая княгиня Александра Петровна Ливен эмигрировала в Париж.

Советский период. За годы советской власти бывшую усадьбу приспосабливали под различные нужды. Первыми заняли усадьбу беспризорные дети-колонисты. Однако колония продержалась недолго. Ее сменил сельскохозяйственный техникум, затем совхоз имени Карла Либкнехта. Далее была база для животноводства и сельского хозяйства. Потом решили, что для совхоза такая роскошная усадьба слишком хороша и устроили здесь санаторий МК КПСС.

Во время Отечественной войны с 1941 по 1944 годы здесь размещался военный госпиталь для офицерского состава.

В сентябре 1944 года на территории усадьбы открылся Детский дом №1 для детей-сирот офицерского состава Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-Морского флота. Бывшие воспитанники этого дома до

Северный фасад главного дома

сих пор продолжают встречаться в Москве у Большого театра. Коллективными усилиями в 2004 году они выпустили сборник воспоминаний «Голубая лестница», а один из бывших детдомовцев, известный киноактер Геннадий Юхтин, написал книгу о своей жизни «Вокруг кино» (М.: РИД Интерреклама, 2007), где одна из частей - «Приют надежды» - рассказывает о жизни в бывшей усадьбе в военные и послевоенные годы.

Общий вид главного дома со стороны пейзажного парка. Фотография 50-60-х гг.

В 1961 году в детском доме случился большой пожар. После пожара воспитанников перевели в различные детские дома Москвы, а в здании бывшей усадьбы с 1963 по август 1972 года размещалась санатор-но-лесная школа. Затем Спасское арендовал Бескудниковский комбинат стройматериалов под пионерский лагерь, который назвали «Пламя» [3].

Историко-культурный очерк усадьбы

Свое название сельцо Спасское получило от Спасо-Преображенского погоста, когда-то находившегося на этой территории. В Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-1578 гг. этот погост упоминается: «В Усмерской же волости погост царя и великого князя: Погост на берегу Москвы-реки, на нем церковь Преображение Спасово, древена, клетцки, стоит без пения; пашни перелогу церковные худой земли 10 четьи, доброй землею 7 четьи без третника четвертного в поле, а в дву потомуж, сена ставилось возле Москвы реки 20 копен». Спасо-Преображенская церковь на погосте была «типовой», возведена соответственно периоду XVI в. В описании добавлено, что она «стоит без пения», т.е. бездействует. Конец XVI в. - время очень суровое и тяжелое. Подходило к концу правление Ивана Грозного, только недавно отменена кровавая опричнина. Плюс ко всему - неу-

рожай, голод, мор, войны. Не то что церкви закрывались, но и население либо вымирало, либо разбегалось. Земля не возделыва-лась, пашни зарастали «кустарем и лесом в кол и в жердь». На данный момент на месте бывшего Спасова погоста теперь находится городской профилакторий «Дубки». Само же сельцо Спасское появилось несколько в стороне от погоста, на месте пустоши Пло-ховской, принадлежавшей в конце XVII в. князьям Щетининым.

Первое письменное упоминание о сельце относится к петровским временам. В «Книге переписной города Коломны и Коломенского уезда 1715 года» отмечено: «За сибирским губернатором за князем Матвеем Петровичем Гагариным в ново-построенном сельце Хлопениках (ныне деревня Хлопки в нескольких километрах от Спасского) двор вотчинников скотничий, а в том дворе скотник Похом, 55 лет да во дворе крестьяне (три двора). И те вышеписанные крестьяне привезены из села Степановского (ныне в Раменском районе) со семействами. В сельце Спасском двор скотничий, а в том дворе скотники: Иван Васильев 30-ти лет (...). Итого скотники два двора. Людей в них осьмнадцать человек мужеска полу, 14 человек женского, и обоего 32 человека». Итак, первое население Спасского состояло из 32 че-

Главный дом со стороны Змеиных ворот

ловек - скотники и их семейства. Вероятно, они были вывезены на новое место, как и крестьяне соседних Хлопеников (Хлопков), либо из того же Степановского, либо уже из Хлопков, где также имелся скотный двор. Обычно в вывозимых на новые места семействах число женщин меньше, чем мужчин (здесь 14 против «осьмнадцати»), в то же время в старых селах и деревнях это соотношение обратное [42].

В период владения усадьбой Анной Андреевной Остерман и Матвеем Андрееви-

к>

Главный дом со стороны Москвы-реки

чем Толстым земельная площадь составляла примерно 1246 гектаров. « Пашня - 246 десятин 573 кв. сажени. Лес - 360 дес. 300 кв.саж. Сенной покос - 189 дес. 115 кв. саж. Сенной покос и кустарник - 296 дес. 130 кв. саж. Лес - 6 дес. 280 кв. саж. Дороги - 3 дес. 1800 кв. саж. Речная - 23 дес. 1136 кв. саж. Река Москва - 13 дес. 1800 кв. саж. Всего - 1143 десятины 334 квадратных сажени. Душ в сельце 38, по деревням: Хло-пенки - 55, Маришкино - 60». Как видим, за полвека (с 1715 г.) население Спасского увеличилось всего на 6 человек.

В «Экономических примечаниях» за 1800 год об имении Спасском следующая запись: «Сельцо Спасское с деревнями Маришкина и Хлопенка полковника Михаила Смирнова сына Петрова с выделенного церковного землею в дополнение к писцовой даче к церкви, состоящей в селе Константинов-ском. Сельцо на левом берегу Москвы-реки и при нем пруд. Дом господский деревянный, при нем Манеж и сад иррегулярный с плодовитыми деревьями» [49].

В период владения усадьбой Н. М. Смирновым Спасское посетил Николай Васильевич Гоголь. В биографии А.О. Смирно-вой-Россет Гоголь занимал исключительное

Николай Васильевич Гоголь

Погостами в XVI в. назывались специальные пункты для сбора дани. Они устанавливались для того, чтобы сборщикам податей самим не ездить по окрестным деревням и селам (это было бы долго, сложно и опасно). В определенные дни к погосту съезжались сами облагаемые (крестьяне) для уплаты. Часто, чтобы не ездить порожняком, крестьяне прихватывали продукты своего труда, ремесленные изделия и т.п. - глиняную посуду, холсты, сбрую, бочарные изделия, мед, грибы-ягоды и т.д. Так возникало стихийное торжище, ярмарка. На каждом погосте, как правило, возводили церковь. В те времена церкви строились преимущественно из дерева. Недостатка в лесе не было, и срубить небольшой деревянный храм можно было при известной сноровке за один световой день - от рассвета до заката. Такие церкви назывались «обыденными», т.е. сделанными за один день. В большинстве своем они были «типовыми»: бревенчатый сруб, двускатная крыша, увенчанная маковкой с крестом, крылечко и алтарный прируб. В то же время, конечно, каждая такая церковка имела индивидуальные особенности - резьбу, украшения, окошки, перильца и т.д. В документах такие церкви именовались как «древена, клетцки», т.е. деревянные в виде клети. При церквах на погосте возникало обычно и кладбище. Говорили: такого-то похоронили на погосте. В дальнейшем, много времени спустя, слово «погост» стало ассоциироваться только с местом захоронения, кладбищем.

место. Между ними установилась тесная душевная близость. Дружба с Гоголем длилась почти два десятилетия. Познакомились они летом 1831 г. в Петербурге, когда Александра Осиповна была еще фрейлиной. Но настоящее их общение началось в Париже, где Гоголь прожил с ноября 1836 г. до февраля 1837 г. Затем несколько лет они не виделись, но в 1841 г. отношения возобновляются. Встретив препятствия к изданию «Мертвых душ» в Цензурном комитете, Гоголь обратился за помощью именно к Александре Осиповне. Хлопоты Александры Осиповны и ее влиятельных друзей увенчались успехом. В мае того же года в Петербурге Гоголь читал у Смирновой свою новую пьесу - «Женитьба». В июле он уехал в Италию, а вскоре туда же отправилась и Александра Осиповна с детьми. В течение 1843 - 1844 гг. они неоднократно встречались за границей: в Риме, Франкфурте, Ба-

Южный фасад. Фотография 2014 г.

дене, Ницце. Гоголь дважды гостил в ее калужском имении в то время, когда Николай Михайлович там губернаторствовал, они виделись почти каждый день. Александра Осиповна, зная нужду Гоголя в деньгах, не раз ссужала его средствами или предлагала помощь [33].

«Александре Осиповне «смерть как хотелось увидеть Гоголя» у себя, в своем «любимом подмосковном Спасском». Еще весной 1845-го она писала ему, приглашая в Спасское: «Вас привезут ко мне в 70 верст от Москвы, в такую мирную глушь, в такие бесконечные поля, где, кроме миллионов сенных скирд, песни жаворонка и деревенской церкви, вы ничего не увидите и не услышите. Отведен вам будет флигель, где вы одни будете царствовать. Старый Илья (...) будет вам прислуживать. Марья Даниловна,

Общий вид на оранжерею со стороны главного дома

которая слывет колдуньей на селе, постелю будет стлать. Луй, вам известный парень, будет вам подавать кофе со сливками (...), которые Василиса отпустит всегда с преважным и гордым видом. Обедня будет всякий день, потому что церковь села Константинова напротив, через паром только перейти, и священник препорядочный человек. [Упоминание церкви здесь неслучайно. Гоголь, особенно в последние годы жизни, был очень

религиозным, как, впрочем, и сама Александра Осиповна, поэтому наличие поблизости церкви являлось обязательным условием.] Соседей нет или почти нет. За обедом вы встретите детей, Марью Яковлевну Овербек, которую вы любите, и меня. Душа моя прыгает и веселится, когда я воображу себе такую радость. Если бы вы захотели повидаться кое с кем, мы выпишем кого вам угодно. Если бы вдруг вы захотели нас оставить, мы вас отошлем куда угодно» [23].

Этим идиллическим планам удалось осуществиться лишь через пять лет, в 1851 году. Это было последнее лето Гоголя. Жить ему оставалось несколько месяцев. В то время Гоголь работал над окончанием второго тома «Мертвых душ». В январе 1851г. Александра Осиповна пишет Гоголю: «Хочу провести лето в Спасском, в Бронницком уезде», а в письме от 7 июня того же года сообщает: «Я уже в деревне, отдыхаю. Напишите ко мне, что вы намереваетесь делать летом и где нам свидеться, а свидеться нам необходимо. Ваша как всегда и навек Александра Смирнова».

Александра Осиповна долго не была в Спасском, но к тому времени здесь многое было перестроено согласно ее планам и указаниям. Гоголь был уже наслышан о Спасском, в частности, в одном из писем к Александре Осиповне (май 1849г.) он писал: «Сказывал Муханов, что у вас есть подмосковная, весьма удобная для жительства». Гоголь не имел собственного сельского убежища, имения или просто уголка, где мог бы спокойно работать на лоне природы, и он принял, наконец, приглашение Александры Осиповны и отправился «в мирную глушь».

25 июня Гоголь выехал из Москвы по Коломенской дороге (Коломенке), которая начиналась от деревни Котлы и через Бронницы шла прямо на Коломну. Спасское находилось в 25 верстах от Бронниц. Сопровождал Гоголя в поездке сводный брат Смирновой - Л.И.Арнольди. В тот же день путники благополучно прибыли в Спасское. Гоголь вез с собой небольшой чемодан с личными вещами и свой неизменный портфель с рукописями второго тома «Мертвых душ». С этим портфелем Гоголь в дороге не расставался ни на минуту.

Лев Иванович Арнольди в Спасском бывал не раз, сбегая туда от светской суеты. Кстати, именно он сопровождал Гоголя и в 1849 году, когда ехали в калужское имение его сестры. Лев Иванович оставил воспоминания о своих встречах с Гоголем, в частности и об этой поездке в Спасское. Именно

благодаря его запискам мы можем теперь знать, как выглядела усадьба в то время, т.е. летом 1851 года.

«В одно утро Гоголь явился ко мне с предложением ехать недели на три в деревню к сестре... Подмосковная деревня, в которой мы поселились на месяц [но прожили меньше], очень понравилась Гоголю. Все время, которое он там прожил, он был необыкновенно бодр, здоров и доволен. Дом прекрасной архитектуры, построенный по планам Гр. Растрелли, расположен на горе; два флигеля того же вкуса соединяются с домом галереями, с цветами и деревьями; посреди двора круглая зала с обширным балконом, окруженным легкой колоннадой. Направо от дома стриженый французский сад с беседками, фруктовыми деревьями, грунтовыми сараями и оранжереями; налево английский парк с ручьями, гротами, мостиками, развалинами и густою прохладною тенью. Перед домом, через террасу, уставленную померанцами и лимонами, и мраморными статуями, ровный скат, с белою купальней и большим красивым паромом (...)

На одной линии с господским домом, по сторону реки, на расстоянии четверти версты от сада, скотный двор, белый дом с красною крышей, где помещалась контора и жил управляющий и, наконец, десять или двенадцать кирпичных неоштукатуренных крестьянских домиков, с огородами, конопляниками и прочими хозяйскими заведениями. По другую сторону дома зеленый луг, цветники, качели и китайская беседка с видом на господское поле, и темный сосновый лес. Вот и все» [5].

Обратим внимание, что спасские крестьяне жили не в деревянных избах, а в «кирпичных домиках».

Вернемся к воспоминаниям Александры Осиповны: «Он любил после гулянья бродить по берегу Москвы-реки; заходил в купальню и купался» [9].

Л.И. Арнольди добавляет красочные штрихи к этим описаниям: «Перед обедом мы ходили с ним купаться. Он уморительно плясал в воде и делал в ней разные гимнастические упражнения, находя это очень здоровым. Потом мы опять гуляли с ним по саду, в три часа обедали, а вечером ездили иногда на дрогах гулять, к соседям или в лес» [5].

Работая над «Мертвыми душами», Гоголь никому ничего не показывал. Когда хозяйка Спасского заходила к нему во флигель, он тут же прикрывал исписанную тетрадь платком. Однажды все-таки А.О. подглядела и

Илл.7. Западный фасад флигеля

сама сказала ревнивому автору, что прочла «Никита и генерал-губернатор разговаривают». Он не любил показывать «неотделанных» вещей. Но однажды Гоголь сам предложил хозяйке дома прочесть ей окончание второго тома «Мертвых душ». А.О. была больна и по причине нервного расстройства пребывала в дурном расположении духа. Гоголь полагал, что чтение ее несколько развлечет.

Л.И. Арнольди: «Но сестра откровенно сказала Гоголю, что ей теперь не до чтения и не до его сочинений. Мне показалось, что он немного обиделся этим отказом [а кто бы не обиделся?]; я же был в большом горе, что не удалось мне дослушать второго тома до конца, хотя и ожидал его скорого появления в печати; но одно уже чтение Гоголя было для меня истинным наслаждением. Я все надеялся, что здоровье сестры поправится и что Гоголь будет читать; но ожидания мои не сбылись. Сестре сделалось хуже, и она должна была переехать в Москву, чтобы начать серьезное лечение. Гоголь, разумеется, тоже оставил деревню.» [5].

Содержание этих последних глав второго тома так и осталось никому не известным. Покинул Гоголь Спасское 12 июля. Эту дату можно вычислить из его письма к матери от 14 июля 1851 года: «Был в отлучке и третьего дни только приехал в город», т.е. Гоголь возвратился в Москву 12 июля -«третьего дни». Таким образом, в Спасском он провел неполных 18 дней - с 25 июня по 12 июля 1851 года.

Художник К. Коровин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позже, как отмечалось в начале статьи, усадьбу Спасское посещали и другие известные люди. Сын Качалова Вадим Шверубович, которому во время проживания в усадьбе было всего 7 лет, написал много лет спустя книгу воспоминаний [39], где описал и саму усадьбу, и ее обитателей.

Первое впечатление об усадьбе: «Спасское, имение Ливенов (...) было барским имением англо-русского стиля. Дом - дво-

Илл.8. Западный фасад Змеиных ворот

рец в 50-60 комнат [число комнат явно преувеличено] с несколькими галереями, террасами, балконами. Перед ним - круглый луг, диаметром в двести саженей поляна, с подстриженным газоном. По ее окружности проезжали лошади их завода, которых готовили к бегам. Недалеко от дома была идеальная (лучше, чем в Санкт - Петербургском Яхт-клубе, как говорил Стахович) теннисная площадка. В конюшне для господских выездов и для верховой езды стояло 25-30 лошадей. В оранжерее росли орхидеи и ананасы. Вокруг дома был парк, в котором были руины «Замка», специально построенного в начале прошлого века. Посередине пруда был остров, где во времена крепостного права играл оркестр. Имение было старинное, но дом-дворец все время модернизировали, все в нем и вокруг него было новым, нарядным, дорогим, первосортным. Хозяева, видимо, не были «разоряющимся дворянством», скорее они чувствовали себя благополучными английскими лендлордами викторианской эпохи»[39].

Дачников поселили в домике управляющего: «Нам сдали (как это ни странно, за довольно дорогую плату) домик, в котором жил прежний, женатый управляющий. Теперешний управляющий был холостым, и его поселили в комнату при конторе. Домик был

каменный, с водопроводом и теплой уборной, комнатах о шести, с огромной террасой» [39].

В гости к отдыхающим приезжал и художник Коровин с женой: «Гостили у нас Надежда Ивановна Комаровская со своим мужем - художником Константином Коровиным. Он писал у нас на завитой хмелем террасе, а Надя Комаровская в красной шелковой кофте позировала ему для пятна-контраста» [39].

Вадим Шверубович написал и о жителях Спасского: «Ходили к нам в гости и молодые жильцы из дворца - Андрей, Петрик, Машенька. Думаю, что им было у наших скучно: ни спорта, ни спирта, ни флирта у нас не было, а споры о Шопенгауэре, Скрябине, Врубеле и Ленском им были неинтересны. Пришла как-то и сама «светлейшая» княгиня Ливен...».

Упомянутые здесь «молодые жильцы из дворца» - дети княгини Ливен - Андрей Александрович (1884 - 1949), Петр Александрович (1887 - 1943) и Мария Александровна (1889 - 1941). На момент гостевания в Спасском господ актеров и художников им было 24, 21 и 19 лет соответственно.

Княгиня А.П. Ливен владела Спасским около 15 лет. За это время, помимо упомянутых выше спортивных объектов, в усадьбе появились несколько новых хозяйственных служб, а также каменный амбар, баня и новый корпус оранжереи. Тот самый флигель, где летом 1851 года гостил Николай Васильевич Гоголь, был надстроен, у него появился второй этаж. Также несколько видоизменился и главный дом-дворец: были укреплены конструкции галерей, увеличены окна верхнего этажа, переделаны входы в здание и террасы.

Историко-архитектурная характеристика усадебного комплекса

Главный дом расположен на высоком берегу реки Москвы. Уравновешенная, симметричная объединенная композиция дома и равнозначность его фасадов предопределили особый характер пространственного и планировочного решения всей центральной части ансамбля усадьбы. Существует явно выраженная композиционная ось, где главный дом игрет доминирующую роль.

Главный дом усадьбы Спасское был построен в 1827 г. и представлял собой двухэтажное деревянное здание с подвалом, состоящее из разновысотных (одно и

двухэтажных) объемов. Деревянное оштукатуренное «П»-образное в плане строение располагалось на белокаменном сводчатом подвале. Пониженными крытыми переходами - галереями - оно соединялось с двумя боковыми двухэтажными деревянными флигелями, завершенными мансардными кровлями. Поперечные оси галерей акцентированы эркерами со стороны реки и ритмом проемов в рустованных лопатках - со стороны двора. Выделение этих осей особо подчеркнуто парапетами с декоративными вазами. Расчлененность объема дома на несколько различных по форме и габаритам частей сочетается с варьированием их этажности. В композициях фасадов сочетаются строгая симметрия. Несмотря на некоторое однообразие приемов декоративного убранства, его элементы в целом создают богатую светотеневую разработку фасадов эдания.

В период, когда усадьбой владели Михаил Петрович и Федосья Петровна Смирновы, в новом вкусе был перестроен главный дом. Он представлял собой двухэтажный

Илл.9. Фрагмент фасада скотного двора

деревянный дворец, в центре которого размещался круглый зал в стиле Людовика XVI. Центральный выступ в виде полуротонды обращен был к реке. По сторонам дворца симметрично стояли два флигеля, соединенные с основным объемом протяженными крытыми колоннадами с зимним садом [36].

Позже, уже в период владения усадьбой графом Владимиром Петровичем Орло-вым-Давыдовом при участии архитектора Р.А. Гёдике, главное «ядро» усадьбы - господский деревянный дом, возраст которого в целом также перешагнул столетие, - перестроено по новому плану, разработанному архитектором в 1871г. Он сохранил положение, габариты и пропорции старого здания, но стилизовал его в стиле дворцов

французского Возрождения (илл.7). От первоначальной же кладки (возможно даже XVIII века) до нас дошли лишь расположенные под галереями подвалы, перекрытые сводами. Перестраивая хозяйственный комплекс, архитектор имел, конечно, большую свободу действий. Однако и здесь он не слишком перекраивал уже сложившийся ансамбль. Реконструкция и обновление усадьбы длились почти 10 лет, и к 1880 году работы были полностью завершены.

В начале XX в. перед наружными входами и боковыми крыльями дома были устроены крытые тамбуры с металлическими грубоватыми зонтами в стиле модерн, увеличена высота окон второго этажа, ныне прорезающих фриз.

Первоначальная планировка уцелевших частей дома полностью утрачена в советский период - во время приспособления здания для нужд пионерлагеря. В 1961 году в детском доме случился большой пожар. Пожар уничтожил всю центральную, самую красивую, часть здания, уцелели лишь боковые флигели. На месте выгоревшей части выстроили из силикатного кирпича новый объем. При этом старались, насколько возможно, сохранить прежние пропорции, но все равно кирпичная «заплатка» резко диссонировала с сохранившимися частями.

На момент настоящего обследования утрачена историческая планировка здания, сохранились лишь деревянные двухмаршевые лестницы с балясинами, которые расположены на поперечных осях здания. С западной стороны главного фасада сохранилась терраса. Деревянные перекрытия частично разрушены. Исторические галереи, соединяющие флигели с главным корпусом, сегодня представляют собой закрытые помещения с новым железобетонным перекрытием и двускатной кровлей.

Флигель - служебное здание - двухэтажный кирпичный прямоугольный в плане, поставлен на сводчатый подвал и завершен вальмовой металлической кровлей. Флигель расположен с правой стороны относительно южного фасада главного дома. После реконструкции 1950-х гг. первоначальный

архитектурный облик памятника утрачен. Перекрытия - железобетонные плиты по металлическим балкам (илл.8).

РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА Сохранились сведения, что в период, когда усадьбой владели Михаил Петрович и Федосья Петровна Смирновы, с левой стороны дома находился английский пейзажный парк, представлявший собой настоящее произведение садово-паркового искусства. Его пересекали аллеи и извилистые грунтовые дорожки. Над оврагами родниковых ручьев перекинули мостики. В центре парка выкопали небольшой пруд с островком посредине. На философский лад настраивал также окрестный тихий пейзаж с видом на удивительно красивую Троицкую церковь на противоположном берегу Москвы-реки. К востоку от усадьбы была проложена новая дорога (она шла мимо Спасского на Маришкино). Со стороны этой дороги был устроен подъезд и главные въездные ворота усадьбы - знаменитые Змеиные ворота (илл.9), частично сохранившиеся и по сей день. Они имели вид случайной груды камней (наполовину из дикого, наполовину из тесаного камня), искусно встроенных в разрыв ограды (зем-

Вид из окна усадьбы

ляного вала). Над аркой ворот возвышалась деревянная «китайская» беседка (не сохранилась), видимо, в подражание царскосельскому Большому Капризу. В толще стены, в наиболее высокой части насыпи, была устроена сторожка привратника (караульня), а сверху, по гребню вала, шли дорожки, огражденные вертикально стоявшими валунами. Почему ворота названы Змеиными, до сих пор не ясно. Существуют

различные предположения на этот счет. Может быть, какие-то декоративные змейки составляли элемент убранства. Не оставили в стороне Смирновы и усадебный ландшафт. Сразу от дома начиналась терраса, украшенная статуями и растениями в кадках. Терраса переходила в зеленый партер (луг), спускающийся к реке. Справа от дома раскинулся стриженый французский сад «с плодовитыми деревьями», беседками, оранжереями [36,37].

Общий вид на здание бани

Итак, парадный въезд на территорию усадьбы оформлен насыпным валом с проездными - Змеиными - воротами, сложенными из блоков белого камня и вкомпоно-ванными в наиболее высокую часть вала. В южной части ворот сделано небольшое помещение - сторожка. Беседка, венчавшая данное сооружение, утрачена. Дорожки, идущие вверх по гребню вала, ограждают своеобразные парапеты из вертикально стоящих валунов, усугубляющие романтический характер сооружения. Далее, проход через ворота открывает все великолепие рекреационной зоны усадьбы, состоящей из двух парков и множества парковых построек.

Первый парк, обволакивающий жилую зону усадебного комплекса, на всем протяжении времени имел регулярную структуру планировки. Существует явно выраженная композиционная ось, начинающаяся от въезда - Змеиных ворот, далее центральная дорожка партера с тремя обширными круглыми цветниками и заканчивающаяся партером за домом и спуском к р. Москве. Вокруг дома сложилась система живописных, переходящих одно в другое пространств. Проходящая через парк и дом центральная ось усадьбы угадывается в общей ориентации на реку Москву.

Восточнее от главного дома, примыкая к регулярному парку, расположен второй

парк - пейзажной планировочной структуры - с ручьями, гротами, мостиками, развалинами и густою прохладною тенью. Посредине этого парка некогда был вырыт пруд с островком, на котором был расположен музыкальный павильон, где размещался оркестр.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЗОНА

Хозяйственный комплекс усадьбы расположен западнее жилой и рекреационной зон. В период, когда усадьбой владели Михаил Петрович и Федосья Петровна Смирновы, вслед за барским домом был перестроен практически весь хозяйственный комплекс. Поскольку хозяин был заядлым лошадником (причем профессиональным) и собачником (приверженцами псовой охоты были тогда многие, если не все, помещики), то первым делом в Спасском появилось круглое каменное здание - манеж, а также конюшни и псарня («Псарка»). Также здесь имелись скотный (еще со времен князя М.Гагарина) и птичий дворы(илл.9). В дальнейшем все хозяйственные постройки модернизировали - выстроили их из кирпича вкупе с бутовым камнем, т.е. белым известняком [36].

Позже, уже в период владения усадьбой графом Владимиром Петровичем Орло-вым-Давыдовом при участии архитектора Р.А. Гёдике была переоборудована и хозяйственная зона. Вот цитата из его письма управляющему: «Так как в Спасском позади скотного двора находится строение под названием «Псарка», складенная из бутового камня, совершенно ненужная и приходящая в ветхость, то прошу разрешить ее сломать, а камень употребить на постройки. Место при сем не будет обезображено, так как она находится не на виду...» [35].

Появилось в Спасском и совершенно новое сооружение - водонапорная башня из красного кирпича, возведенная неподалеку от Змеиных ворот.

Разветвленный хозяйственный комплекс XVIII - нач. XX вв. сооружен из кирпича с применением колотого известняка. На хозяйственной территории расположены также амбар, теплицы, ледник, баня. Входящие в хозяйственный комплекс службы представляют образец кирпичного строительства кон. XIX - нач. XX вв. Архитектура их проста и утилитарна. При княгине Ли-вен в комплекс входили: каретный сарай с конюшнями, кузница, в северном флигеле находилась пекарня, центральный использовался под жилье, а в южном флигеле

Сохранившийся вазон на восточной галерее. Фото август 2014 г.

располагался молочный завод. В сохранившихся корпусах, приспособленных под жилье еще в конце 70-х гг. прошлого века, проживали сотрудники ликвидированной здравницы [57].

Комплекс скотного двора, в плане представляющий замкнутое каре, расположен к северо-западу от центральной - жилой

- части усадьбы. С юга к комплексу примыкает конный двор, сообщающийся с ним проездом. Обширный внутренний двор комплекса с трех сторон ограничен корпусами коровников. С западной стороны, об-ращеной к Москве-реке, располагаются в одну линию небольшие домики, обьединен-ные между собой кирпичной оградой. С северной стороны находится пекарня, а с юга

- молочный завод, поставленный торцом к реке. Центральное здание - жилое, с протяженным фасадом. В центре внутреннего двора, с юга на север вытянулся прямоугольный корпус свинарника, обьединеный

Интерьер лестницы с историческими балясинами

с южным корпусом небольшим крытым переходом (в настоящее время не сохранился). Наиболее парадно выглядит западная сторона ансамбля, обращенная к пойме Москвы-реки.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА В настоящее время из ансамбля усадьбы «Спасское» сохранились: господский дом дворцового типа, флигель (XVIII в., надстроен в 1870- е гг. вторым этажом), конный двор (конец XVIII в.), Змеиные ворота (конец XVIII в.), кирпичные служебные здания (вторая половина XIX в.), оранжерея, здание бани, скотный двор, заросший парк.

Сегодня главный дом пребывает в удовлетворительном состоянии, находясь в запустении, стекла выбиты, кровля протекает, перекрытие и перегородки сгнили от влаги. Подвальный этаж центрального объёма завален после пожара в 1961 году. Советское наследие тоже оставило свой след: в планировке здания появились перегородки, полностью утрачена отделка стен и потолков, разобраны все печи и камины.

Фасады здания в большей степени сохранили штукатурную отделку, но многолетняя покраска здания «замалевала» все архитектурные профили.

Современное состояние интерьера главного дома

На восточных фасадах прорублены новые оконные проемы. Ограждение террасы полностью утрачено так же, как и навесы с металлическими колоннами на дворовом восточном фасаде. Местами в стенах образовались выбоины ввиду утраченных кирпичей, трещины из-за постоянного намокания белого камня. Несмотря на всю

запущенность, главный дом выглядит довольно крепким.

Флигель в советский период претерпел изменения как внутренние, так и наружные; появились новые перегородки и надстроенный второй этаж. Оранжерея была частично изменена, возникли советские пристройки, некоторые проемы заложены, парниковая часть сохранилась, но появились металлические балки. В целом здание приспособили для хранения продуктов и кладовые. Скотный двор сохранил свои габариты и внешний вид. Местами появились новые оконные проемы, внутренняя планировка утрачена. Каменные ворота сохранили свое былое величие, но разрушена сторожка с правой стороны, и в некоторых местах камень разрушается и выпадает.

В течение многих лет старинный парк, основательно уже заросший, оглашали звуки пионерских горнов и барабанов, слышались счастливый визг и гомон ребятни, купающейся в Москве-реке, где когда-то изволил купаться сам Николай Васильевич Гоголь. Несмотря на всю заброшенность некогда великолепных усадебных парков, до сих пор читается структура регулярного парка, а также осевая композиция построения комплекса.

КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «СПАССКОЕ»

С момента приобретения усадьбы Инвестиционной группой компаний ASG по усадебному комплексу «Спасское» ведутся изыскательские работы, включающие:

- сбор необходимых данных для реставрации сохранившихся главного дома, флигеля, каменных ворот, здания бани и оранжереи;

- комплексный анализ материалов натурных исследований, архивных, библиографических, иконографических источников;

- георадарное зондирование грунта для выявления фундаментов утраченных построек;

- выполнение графической реконструкции главного дома, флигеля, бани, оранжереи;

- разработку первоочередных противо-аварийных работ на объектах усадебного комплекса;

- создание концепции сохранения и развития усадебного комплекса.

В работе над созданием концепции сохранения и развития усадебного комплекса «Спасское», являющегося памятником куль-

турного наследия регионального значения, определены основные функциональные направления развития усадьбы - культурно-просветительное и туристическое.

В рамках концепции сохранения и развития усадебного комплекса «Спасское» планируется восстановление усадебного комплекса, в частности:

1. Реставрация сохранившихся двух крыльев флигелей и галерей и воссоздание (новое строительство) центральной части главного дома. Приспособление под современное использование предполагает размещение на первом этаже главного дома парадных залов и вестибюлей, банкетного зала, ресторана, музейной зоны и зоны отдыха. Исторически второй этаж был занят спальнями, поэтому в рамках проекта приспособления здесь разместятся номера для гостей.

В архитектуре главного дома сохранятся основные черты и тенденции эпохи Возрождения и получат свое законченное выражение. С воссозданием центральной части дома будет достигнута совершенная центрическая композиция. В целом усадьба приобретет большую значительность, строгость и монументальность. Для этого будет подчеркнута симметрия и гармония пропорций, размеренность фасадов посредством межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

2. Восстановление утраченного, малых архитектурных форм, реставрации зданий -флигеля, оранжерей, каменных ворот, бани. В реставрации флигеля отсутствуют богато декорированные угловые композиции, границы фасада - простые углы, грани объема гладкие, ничем не украшенные плоскости, окна прямоугольные, оконные проемы без обрамления. Фасадам флигеля будет свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений.

3. Разработка генерального плана территории. Генеральный план разрабатывается на основе архивных данных и результатов натурного обследования. Ввиду полученных результатов комплексного исследования было принято решение воссоздать оба парка. В регулярном парке необходимой является расчистка парадной партерной части от зарослей кустарника и восстановление планировочной структуры дорожек, поддерживающих осевую композицию усадебного комплекса Спасское. Предстоит в том чис-

Эскизное предложение западного фасада флигеля

ле разбить обширные цветники и высадить партерный кустарник. Второй, пейзажный, парк также необходимо расчистить от подлеска, восстановить пруд с музыкальным павильоном и множество парковых павильонов с пейзажными криволинейными дорожками (илл.10).

4. Объединение территории усадебного комплекса «Спасское» и прилегающей территории в единый туристский, природный и

Илл. 10. Общий вид со стороны пейзажного парка

хозяйственный комплекс; усадебный комплекс будет оформлен в целостный стилистически выдержанный ансамбль. Помимо реставрации и воссоздания строений, реконструкции парковой зоны на прилегающих территориях, необходимо, согласно охранным зонам, запретить все новое капитальное строительство, искажающее облик усадебного ансамбля. С возрождения исторически достоверного планировочного комплекса усадьбы предполагается также воссоздание дома Машеньки, выстроенного в начале XX в. в незначительном отдалении от главного дома. А также обеспечить пешеходную связь по береговой территории реки Москвы от дома Машеньки к усадебному комплексу Спасское.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА "СПАССКОЕ"

| Эскизное предложение восточного фасада

5. Создание развитой туристской инфраструктуры предполагает объединение усадеб, возрождаемых ИГК ASG, в тури-стско-рекреационный мегакластер. Так, в журнале «Мир искусств» (№4 за 2014г.) была представлена Концепция государственно-частного партнерства в формировании туристско-рекреационного мегакластера «Усадьбы Подмосковья», где усадебный комплекс Спасское был отнесен к Воскре-сенско-Коломенской группе кластеров.

Подведя итог, следует отметить, что системный подход в реализации концепции сохранения и развития усадебного комплекса Спасское позволит нам воочию оценить былое великолепие усадьбы, а современная развитая туристическая инфраструктура вдохнет новую жизнь в усадьбу и сделает ее более доступной для посещения всех интересующихся отечественной историей и культурой.

Эскизное предложение. План второго этажа главного дома усадьбы Спасское

Эскизное предложение. План первого этажа главного дома усадьбы Спасское

Список использованной литературы:

1. Авраамов, Н.П. О пребывании Гоголя в Калуге // Памятная книжка и Адрес-календарь Калужской губернии на 1910 год. - Калуга, 1910. - С.46-52.

2. Аксаков, И.С. Письма к родным. 1844-1849 гг. - М., 1988. - [Т.1]. - С.245, 611.

3. Аксаков, И.С. Письма к родным. 1849-1856 гг. - М., 1994. - [т.2]. - С.516,557.

4. Александра Осиповна Смирнова // Знаменитые россияне XVШ-XIX вв.: По изд. Великого князя Николая Михайловича «Русский портрет XVIII и XIX столетий». — СПб., 1996.- С.800-802.

5. Арнольди, Л.Н. Мое знакомство с Гоголем. Гоголь в воспоминаниях современников. - М., 1952. - С. 493-494 (серия литературных мемуаров).

6. Артамонов, М. К последнему пределу // Слово. - 1998. - № 3. - С. 15-25.

7. Бедлинский, К.Б. Калужский театр. - Тула, 1977. - С.62-63.

8. Богаевская, К.П. Из записок Н.М. Смирнова // Временник Пушкинской комиссии. 1967-1968. - Л., 1970. - С.13.

9. Болдин,. В. Гоголь в Спасском // Коммунист. - 1977. - 92 ЛР. - С. 3. Воскресенские усадьбы: усадьба Спасское// Город на 55-й параллели: краеведч. сб. - Коломна, 2003. - С. 48-49.

10. Бондарева, Н. Для книжного проекта «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья». - М., 2007.

11. Гедике, Р. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 тт. (т. 82). - СПб., 1890-1907.

12. Гофф, И.А. Знакомые деревья: рассказ//Москва. - 1978. - №5 - С. 151-174. - Из содерж.: Н.В. Гоголь в Спасском. - С. 159-160.

13. Данилова, А. Самойловы. Екатерина // Ожерелье светлейшего. Племянницы князя Потёмкина. Биографические хроники. - М.: Эксмо, 2006. - С. 568-573.

14. Иванов, В.А. Смирнов Николай Михайлович // Калужская энциклопедия: сб. материалов. - Калуга, 1994. - Вып.1 (продолж.) - С.197-198.

15. Калужские губернаторы: биобиблиографические очерки. — Калуга: Золотая аллея, 2001. - 192 с., ил. - С. 86-95

16. Колмаков, Н.М. Очерки и воспоминания Н.М. Колмакова с 1816-го года // Русская старина. - 1891. - № 7. - С.144-146.

17. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - нач. XIX вв.). - СПб., 1994. - С. 10-15.

18. Малинин, Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга, 1992. - С.61,103.

19. Молева, Н. Москвич по духу// Нар. газ. - 1999. - 20 февр. - С. 4.

20. Нефедов, А. «Черноокая Россети»// Нар. газ. - 1996. - 16 марта. - С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Памятники архитектуры Московской области/под ред. Е.Н.Подьяпольской. - М.,1975. - Т.1.- С.51-52.

22. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры^^ в.». - М.,1962г. - С. 440-442.

23. Родионов, И.П. Последнее лето Гоголя// Воскресенск - моя родина светлая: лит. альманах. Вып. 2. - М., 2003. - С. 202-207.

24. Родионов, И.П. С газетой по жизни: записки редактора «районки». - Воскресенск, 2003. - Разд. З. - С. 172-178.

25. Руденький, И. Последнее утро: повесть// Коммунист. - 1984. - 52 апр., 7 апр., 10 апр., 14 апр.

26. Руммель? В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1887. - Т. 2. - С. 503. - 929 с.

27. Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

28. Симоненко, Н.А. «Тайны графской усадьбы» 2010 год

29. Симоненко, Н.А. «Частная жизнь графа Орлова-Давыдова, или Одно удивительное лето» (письма, дневники). М., 2012 г.

30. Смирнов, Н.М. Из памятных заметок Н.М.Смирнова / предисл. П.Бартенева // Русский архив. - 1882. - № 2. - С. 227-244.

31. Смирнова, А.О. Николай Васильевич Гоголь. Письма к нему О.Смирновой / Сообщ. Шенрок В.И. // Русская старина. - 1890. - №6. - С.639-656; №7. - С.195-212; №8. - С.277-291; №11. - С.353-364; №12. - С.655-664.

32. Смирнова-Россет, А.О. Дневник. Воспоминания. - М., 1989.

33. Смирнова-Чикина, Е. Гоголевские места в Подмосковье. М.,1960. - С. 39-41

34. Степанов, Н.Л. Гоголь. - М. 1961. - 432 с.: ил. (Жизнь замечательных людей; Вып. 324). - Содерж.: Конец пути: перед закатом. - С.407-408.

35. Суслов, А. «Душа моя прыгает и веселится...»: усадьба Спасское Воскресенского района// Коломенский альманах. Вып. 5. 2001.: Лит. ежегодник. - М., 2001. - с. 360-366.

36. Суслов, А. «Наше слово» 2009 год №№ 1,34,37,40,43,45,47,49,52,55,58,60 36. Суслов. А., Фролов. А. « Очерки истории Воскресенского края»

37. Суслов, А. Село Новлянское и церковь во имя св. Иоанна Златоуста: приезд Н.В. Гоголя// Наше слово. - 2007. - 20 янв. - С. 6.

38. Цявловская, Т.Г. Рисунки Пушкина. - М., 1980. - С.306-308.

39. Шверубович, В.В. О людях, о театре и о себе.- М.: Искусство , 1976. - 431 с.

40. Шеповалов, Т.И. По рекам и озерам Подмосковья. - М.,1960 г. - 109 с.

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

41. РГАДА Ф.192. - Оп.1. - Ед.хр.19 - Топографическая карта Московской губернии. Составлена и гравирована в военно-топографическом депо - 1860 г.

42. РГАДА Ф.350. - Оп.1. - Ед.хр.197 - Переписная книга города Коломны.

43. РГАДА Ф.1273. - Оп.1, Ч.1. - Орловы-Давыдовы. В частности: письмо В. С. Арсеньева графу В. П. Орлову-Давыдову от 13. 07. 1880 г., где первый высказывает радость по поводу свадьбы дочери Лизы с Сергеем. См. книгу.

44. РГАЛИ Ф.10. - Оп.4. - Ед.хр. 173. - Аксаковы С.Т., К.С. И др «Письмо Гоголя Николая Васильевича Смирновой А.О.»

45. РГАЛИ Ф.139. - Оп.1. - Ед.хр. 40. - Письма Гоголя Николая Васильевича Смирновой Александре Осиповне (урож. Россет).

46. РГАЛИ Ф.139. - Оп.1. - Ед.хр. 50. - Письма Смирновой Александры Осиповны (урож. Россет) Н.В. Гоголю.

47. РГАЛИ Ф.2980 - Оп.1. - Ед.хр. 1210. - Дурылин С.Н. «Н.В. Гоголь «К А.О.Смирновой».

48. РГАЛИ Ф.2980. - Оп.1. - Ед.хр. 32. - С.Н. Дурылин «Путешествие Александры Осиповны»=»Гоголь - чичероне по Риму». Статья Черновик и выписки из документов и воспоминаний.

49. РГВИА Ф. ВУА. - Оп. 3. - Ед.хр. 18462.4.10. - Коломенский уезд.

50. ЦИАМ Ф. 210. - Оп. 1. - Ед.хр.343. - Дело Московской губернской чертежной по рапорту Верейского Уездного Землемера Богомолова.

51. ЦИАМ Ф. 66. - Оп. 3. - Ед.хр.260. - Уставные грамоты Смирнова Н.М. с. Спасское Маришкино - 1862 г.

52. ЦИАМ Ф. 66. - Оп. 5. - Ед.хр.296. - Дело о выкупе д. Маришкиной и Хлопки у помещика Смиронова Н.М. - 18691871 г.

53. ЦИАМ Ф. 66. - Оп. 5. - Ед.хр.1487. - Дело о выкупе с. Верхоляны у князя Гагарина Н.Н.

54. Воровство - мошенничество чиновника Арбеньева. С участием гражданского губернатора Смирнова // Колокол: Газета А.И.Герцена и Н.П.Огарева. - М., 1962. -Вып.4. - Л.95.—1 апр. 1861. - С.801-802.

55. Высочайший рескрипт о назначении калужским гражданским губернатором статского советника Н.М.Смирнова // КГВ. - 1845. - № 27(7 июля), ч.оф.

56. Калужский край: документы и материалы. - Калуга, 1976. - Кн.1.- С.240 - 246.

57. Министерство Культуры СССР. Паспорт усадьбы Спасское. Памятники истории и культуры СССР. Октябрь 1977 г. сост. - ст. архитектор ВПНРК Финогенов А.И.; Архив управления по охране культурного наследия. Опись - 03. Инв. № 202., 203., 205., 206.

58. Нарвская революция и рукопашный Каваньяк - Смирнов // Колокол: Газета А.И.Герцена и Н.П.Огарева. - М., 1962. - Вып.4. - Л.91. - 1 февр. 1861. - С.763-764.

59. О вступлении в должность Начальника губернии [Н.М.Смирнова 28 авг. 1845] //КГВ. - 1845. - 1 сент

60. Образец бюрократического пустословия // Колокол: Газета А.И.Герцена и Н.П.Огарева. - М.,1962. - Вып.5. -Л.114. - 1 нояб.1862. - С. 1235-1236.

61. Пушкин А.С. Дневник: 1833-1835 гг. - М.-Л., 1923. - С.344 - 347.

62. Смирнов Николай Михайлович // Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. - 2-е изд.. - Л., 1989. - С.404.

63. Н.М.Смирнов: Некролог // КГВ. - 1870. - 213 с,

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

64. Бондарева Н. Усадьба Спасское [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nataturka.ru/muzey-usadba/ spasskoe.html [Проверено 19.03.2015]

65. Давности: Новости Казани и губернии столетней давности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://davnosti. ru/archive/ [Проверено 19.03.2015]

66. Орлов-Давыдов Владимир Петрович [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rmuseum.ru/data/ authors/o/orlovdavydovvp.php [Проверено 19.03.2015]

67. Смирнов Николай Михайлович [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/smimov_ nm.html [Проверено 19.03.2015]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.