Научная статья на тему 'История знаменитых подмосковных – обретённая гармония усадебного мира «Зенино»'

История знаменитых подмосковных – обретённая гармония усадебного мира «Зенино» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
724
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усадебный комплекс / объект культурного наследия / генеральный план усадебного комплекса / туристическая инфраструктура / manor complex / object of cultural heritage / the general plan of the manor complex / tourist infrastructure

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юлия Балабанова, Степан Новиков

Статья посвящена научной реконструкции усадебного комплекса «Зенино», исторической периодизации развития усадьбы с XVII по начало XXвв. На фоне истории знаменитых семейств России – владельцев Зенино прослеживаются становление рекреационных и хозяйственных функций усадьбы, возможности их восстановления и использования в туристической инфраструктуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the scientific reconstruction of the manor complex «Zenino», historical period of the manor from the XVII and the beginning of XX centuries. Against the background of the history of the famous Russian families owners Zenino traced the formation of recreational and economic functions of the estate, the possibility of recovery and use in tourist infrastructure.

Текст научной работы на тему «История знаменитых подмосковных – обретённая гармония усадебного мира «Зенино»»

fr

i ^

Юлия Балабанова, архитектор проекта,

кандидат архитектуры ?

Степан Новиков, архитектор-реставратор, заместитель директора по реставрации и реконструкции, архитектурная мастерская ASG

ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ПОДМОСКОВНЫХ - ОБРЕТЁННАЯ ГАРМОНИЯ УСАДЕБНОГО МИРА «ЗЕНИНО»

АННОТАЦИЯ: статья посвящена научной реконструкции усадебного комплекса «Зенино», исторической периодизации развития усадьбы с XVII по начало ХХвв. На фоне истории знаменитых семейств России - владельцев Зенино прослеживаются становление рекреационных и хозяйственных функций усадьбы, возможности их восстановления и использования в туристической инфраструктуре.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: усадебный комплекс, объект культурного наследия, генеральный план усадебного комплекса, туристическая инфраструктура.

ABSTRACT: Article is devoted to the scientific reconstruction of the manor complex «Zenino», historical period of the manor from the XVII and the beginning of XX centuries. Against the background of the history of the famous Russian families - owners Zenino traced the formation of recreational and economic functions ofthe estate, the possibility ofrecovery and use in tourist infrastructure.

KEYWORDS: manor complex, object ofcultural heritage, the general plan ofthe manor complex, tourist infrastructure.

Усадьба «Зенино» является одной из семи усадеб Московской области, право на аренду которых Инвестиционная группа компаний АБС выиграла в открытом конкурсе. В рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья», призванной обеспечить воссоздание и сохранение объектов культурного наследия Московской области, 31 августа 2014 г. состоялся аукцион и компания-победитель -группа компаний АБС арендовала объект на 49 лет с условием его обязательной реставрации. Усадьба расположена в 20 км от МКАД по Рязанскому шоссе в пос. Зенино Люберецкого района, активно развивающегося в последние годы. На данный момент Инвестиционная группа компаний АБС уже ведёт полномасштабные реставрационные работы в подмосковных усадьбах - В.И. Аигина, Черкизово, Пущино-на-Наре, Тарасково, Спасское и Васино, а в сентябре 2014 г. группа компаний АБС выиграла в открытом конкурсе право на аренду ещё четырёх усадеб в Смоленской области.

В прошлом номере «Мира искусств» (№3(07) уже освещалась краткая история и основные события, происходившие в усадьбе «Зенино». В данной статье представлены предварительные результаты исследовательской работы по усадьбе, выдвигаются первые гипотезы, основанные на комплексных архитектурных, архивных, библиографических, иконографических исследованиях, а также освещаются перспективы развития усадебного комплекса. Усадьба «Зенино» в своих зданиях, парке таит множество загадок и крайне интересных, но не изученных уголков истории усадебной культуры. В разное время усадьбой владели несколько знатных семей, в ней находились различные учреждения. В ходе проведенных исследований мы насчитали 17 владельцев и собственников данной террито-

рии. Инвестиционная группа компаний АБС стала 18-м владельцем усадьбы. Сегодня на территории усадебного комплекса сохранились три объекта культурного наследия регионального значения -«главный дом», «флигель с башней» и здание «школы», которые были возведены в разные временные периоды и неоднократно перестраивались. Также уже за территорией современного отвода границ усадьбы располагаются ещё ряд фундаментов, служебных и хозяйственных построек, которые некогда входили в единый комплекс усадьбы.

Некогда территория усадьбы «Зенино», именовавшаяся «Зенинская ферма», составляла чуть более 900 га, в состав которой в разные временные этапы входили - посевные поля, сенокосные луга, обширные леса, деревни, богадельня, каменоломня; барские -жилая зона, парковая зона общей площадью около 13 га; в небольшом удалении от барской жилой зоны располагались ферма, оранжерейный комплекс, огороды с сопутствующими постройками. На данный момент современный отвод границ усадьбы составляет всего 6,1 га, куда включены только три исторические строения и часть пейзажного парка. Но в непосредственной близости еще сохранились часть построек и фундаментов от строений, некогда формировавших целостный образ усадьбы «Зенино». Так, например, за пределами современного отвода остались, пусть и значительно искаженные, но все же немаловажные -фрагменты строений фермы, оранжерейного комплекса, парковые павильоны, остаточные фрагменты оснований мостов через речку; строения периода Управы городской канализации - больница, казармы (административные корпуса), акведуки-виадуки, водонапорная башня.

Проанализировав все имеющиеся исторические материалы по усадьбе «Зенино», историю

Годы

Владельцы

Графическая реконструкция главного дома усадьбы Зенино

1624-1697

окольничий А.В. Измайлов

1628-1705

стольник Н.И. Батурлин

1866-1910

статскии- советник А.И. Шаховской

XXШ-нач.XIX вв.

нач. XIX века

1910-1927

Московская Городская управа

1928-1930(?)

Управа городской канализации

1930(?)-1961

Пионерский лагерь

1965-1970

Дом ветеранов труда

XXI век

1970-2011

Психоневрологический интернат

2011-2014

База МЧС России

2014

Инвестиционная группа компаний ASG

ИЛЛ. 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВЛАДЕЛЬЦЕВ И ФАСАДОВ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ ЗЕНИНО (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

Первое упоминание об усадьбе относится к 1571 г., когда оно принадлежало Андрею Сабурову. Если же судить по писцовым книгам за 1623 г., в селе уже была построена деревянная церковь. Затем усадьба принадлежала Голицыным, Н.Ф. Языкину, А.А. Репнину. П.А. Румянцев получил усадьбу Троицкое в 1760 г. В 1779 г. здесь уже стоял каменный замок с угловыми башнями. (илл. 3) Известно, что отец Петра Александровича Александр Иванович помогал Петру I вернуть из-за границы царевича Алексея и служил государственным деятелем.

В усадьбе «Троицкое-Кайнарджи» представляет интерес Троицкая церковь, построенная во французском классическом стиле Карлом Бланком в 1778 г. Архитектор построил ее по рисунку самого Румянцева. Вторая церковь - Воскресенская - построена в 1867 г. по заказу В.С. Мухановой из красного кирпича и стилистически принадлежит периоду XVIII - XIX вв. В 1838 г. был построен мавзолей в стиле ампир, где похоронен сын Петра Александровича - Сергей Петрович. В 1834 г. в усадьбе «Троицкое-Кайнарджи» был воздвигнут памятник Екатерине II, представляющий интерес с исторической и художественной точки зрения. По замыслу скульптора Василия Ивановича Демут-Малиновского, императрица представлена в облике богини победы Ники. Теперь этот памятник стоит в Донском монастыре в Москве [14].

лмш!

I I

■ФА1!11

■ р ¿1 ■ Я шлШ ч ■ »

ИЛЛ.З. ГЛАВНЫЙ ФАСАД ДВОРЦА В ТРОИЦКОМ-КАЙНАРДЖИ ГРАФА П.А. РУМЯНЦЕВА-ЗАДУНАЙСКОГО

существования усадьбы можно разделить на четыре основных хронологических этапа, которые включают в себя существенные изменения как в планировочной структуре, так и в архитектурном облике усадебного ансамбля и каждого строения в частности. В представленной таблице можно проследить, как изменялся главный усадебный дом, существующий и сегодня (илл. 1).

I этап 1623-1827 гг.

Первое упоминание о территории усадьбы «Зенино» значится в писцовой книге за 1623 г. На тот период усадьба именуется как «Карнеево». Принадлежала окольничему А.В. Измайлову, но в 1634 г. после казни прежнего владельца А.В. Измайлова передана в вотчину стольнику (позднее боярину) В.В. Бутурлину После его смерти имение переходит к сыну И.В. Бутурлину. На 1646 г. в сельце числятся - «5 крестьянских дворов, а людей в них 15 человек». В 1698 г. строиться деревянная церковь Знамения Богородицы [14]. В 1706 г. хозяйкой усадьбы становится дочка Ивана Васильевича Бутурлина княжна Анна Ивановна Долгорукова, жена князя Петра Михайловича Долгорукова. На этот период приходится строительство деревянного барского дома.

В 1709 г. в селе значится церковь с дворами попа, дьячка и пономаря. В вот-чинниковом дворе 2 человека, да за двором конюхов и деловых 8 человек, двор мельников (2 человека), 7 крестьянских дворов, в них 26 человек. «Роду князей Долгоруковых они принадлежали до 1728 г., когда князь Владимир Петрович Долгоруков продаёт их Анне Ивановне Головиной, вдове Матвея Головина, за которой они и были справлены в 1731 г. В 1737 г. село продано Татьяне Дмитриевне Шаховской, вдове князя Алексея Ивановича Шаховского.

В 1767 г. Карнеево принадлежит Наталье Алексеевне Пассек, которой

ИЛЛ. 2. ПОРТРЕТ. ГРАФ ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ

досталось от брата её, князя Николая Алексеевича Шаховского». В 1776 г. обветшавшая церковь была упразднена. Деревянный господский дом на 1768 г. ещё существовал, в селе насчитывалось 30 крестьянских дворов.

В 1775 г. усадьбу приобрёл фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (илл. 2) и она становится частью его обширного имения в

Троицком-Кайнарджи. Этот период явился для имения порой расцвета, из скромной усадьбы оно превратилось в роскошную загородную резиденцию видного екатерининского вельможи. Троицкое, возникшее на рубеже ХУП-ХУШ вв., - владение Голицыных, а уже после того, как граф П.А. Румянцев становится владельцем, переименовывается в Троицкое-Кайнарджи и включает в себя ряд соседних усадеб, в том числе и Корнеево (будущее Зенино). В 1774 г. Россия и Турция заключили Кючук-Кайнарджийский договор, согласно которому между двумя странами объявлялся послевоенный мир. Та война для России оказалась успешной во многом благодаря разгрому русской армией под командованием Петра Александровича Румянцева турецких войск при Ларге и Кагуле в 1770 г. За это полководцу от Екатерины II были пожалованы высочайшие награды, в том числе фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок и титул «Задунайский». Позже фельдмаршал Румянцев-Задунайский принимал императрицу в своем имении Троицком. К приезду Екатерины II был построен дворец-павильон в стиле турецкой крепости, а сама императрица пожелала, чтобы место это называлось Кайнарджи.

После смерти графа П.А. Румянцева-Задунайского в 1796 г. владеть усадьбой стал его сын Николай. Из натурных исследований территории и объектов можно сказать о том, что центральная часть сохранившего главного дома относится к периоду владения усадьбой Румянцевых. Квадратный в плане двухэтажный объём выполнен из бутового камня с подвалом предположительно в кон. XVIII в. По периметру второго этажа отчётливо читаются полукруглые термальные окна, позднее заложенные (илл.18). В подвале можно увидеть следы от разрушенных стен, что говорит о перепланировке, причём серьёзной. По первому этажу идёт ряд вытянутых прямоугольных проёмов с белокаменными перемычками, которые расположены ровно под

ИЛЛ. 4. УСАДЬБА ГОРОДНЯ В КАЛУЖСКОМ ИМЕНИИ КНЯГИНИ Н.П. ГОЛИЦИНОЙ. ЛИТОГРАФИЯ

ИЛЛ. 5. УСАДЬБА ГОРОДНЯ В КАЛУЖСКОМ ИМЕНИИ КНЯГИНИ Н.П. ГОЛИЦИНОЙ. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО

ИЛЛ. 6. УСАДЬБА БРАТЦЕВО

полукруглыми окнами. Центральные части белокаменных стен значительно переложены уже керамическим кирпичом XIX в. Вероятнее всего, этот объект являлся частью усадьбы Троицкое-Кайнарджи, был заложен графом П.А. Румянцевым и являлся одним из гостевых домов для многочисленных гостей графа. На графической реконструкции представлен фасад, иллюстрирующий, как мог выглядеть данный объект в XVIII в. (илл. 1). Аналогами данного дома могут служить главные дома усадьбы «Городня» и усадьбы «Братцево» (илл.4, 5 ,6). Братцевская усадьба построена по проекту архитектора А.Н. Воронихина в нач. XIX в. Согласно Экономическим примечаниям 1800 г., в «Братцеве» ещё не было каменных строений; числился лишь деревянный господский дом И.Н. Римско-го-Корсакова. Он находился рядом с церковью и крестьянскими домами, а на месте нынешней усадьбы тогда был лес, спускавшийся до самой реки Сходни. Историки считают, что строительство нового каменного дома велось сразу после Отечественной войны 1812 г., когда для летнего отдыха мог быть использован дом в приобретенном владелицей усадьбы графиней Е.П. Строгановой селе Козмодемьян-ском около Санкт-Петербургской дороги. Более подробно об этом можно прочитать в статье:

«Новыйусадебный дом с колоннами был построен в полуверсте от старинного села и Покровской церкви на живописном холме, с которого открывается прекрасный вид на долину реки Сходни и окрестности Подмосковья. По композиции и продуманности всех пропорций он близок к другим работам А.Н. Воронихина. Главное внимание архитектора обращено на центральный шатровый свод с колоннами и изящные пропорции здания. Двухэтажный каменный дом классического стиля с четырьмя наружными входами по главным осям и увенчанный куполом над центральной частью построен очень выразительно. А высокий купол с боковыми колонками с кариатидами придает ему особую красоту, благородство и изящность», - пишет историк-краевед А.С. Лившиц. В свою очередь Наталья Петровна Голицына так была поражена творением А. Н. Воронихина в Братцеве, что загорелась мечтой иметь такую же

усадьбу в своём Калужском имении Городне. И он строит для неё по образу и подобию усадьбы Братцево усадьбу в Городне с таким же живописным ландшафтным парком. Стилем, архитектурой и пропорциями эта усадьба напоминала Братцев-скую. Однако калужская усадьба в Городне не была точной копией мастера. А. Н. Воронихин придает усадьбе больший объем и монументальность. В центре усадьбы архитектор помещает роскошный двухэтажный каменный дом изысканной архитектуры в стиле русского классицизма кон. XVIII в., с лепным гербом князей Голицыных на центральном фронтоне. Вполне возможно, и усадебный дом в «Корнеево» («Зенино») также был спроектирован модным и известным архитектором того времени А. Н. Воронихиным для семьи Румянцевых [19].

К сожалению, ввиду отсутствия картографических материалов и подробных описаний, на данный момент существования усадьбы сложно делать выводы об общей планировочной структуре. Но основываясь на ряде аналогов и историческом описании местности «Корнеево» («Зенино»), можно предположить, что в планировочной структуре будущей усадьбы «Зенино» четкого построения ансамбля зданий не было. Вероятнее всего, существовал один не очень большой жилой объем здания, сложенный из белого камня, и немного деревянных служебных и хозяйственных построек. Первоначальный жилой объем здания из белого камня был невелик, около 500 кв.м. (два этажа + подвальное помещение) и, вероятнее всего, предназначался либо для отдельного проживания гостей графа Румянцева, либо был охотничьим домиком. Последнее предположение основывается

ИЛЛ. 7.

ПОРТРЕТ.

ЗЕНАИДА

СЕРГЕЕВНА

КАГУЛЬСКАЯ

(ПО МУЖУ

ДИВОВА) -

ВНЕБРАЧНАЯ

ДОЧЬ С.П.

РУМЯНЦЕВА.

[14]

ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

на историческом описании данной местности, которое значится как лесистая местность, изобилующая разного вида живностью и дичи.

В 1827 г. имение было продано Сергеем Петровичем генерал-майору Николаю Андреяновичу Ди-вову (1781-1869 гг.) - мужу внебрачной дочери С.П. Румянцева - Зинаиды Сергеевны Дивовой (урожд. Кагульской; 1811-1879 гг.), которая и стала фактической собственницей имения (илл. 7) [14].

II этап 1827-1910 гг.

После приобретения усадьбы Николай Ан-дриянович вместе со своей супругой Зинаидой Сергеевной немедленно начали работы по переустройству и украшению усадебного комплекса. Именно с этого периода обширная усадьба стала наименоваться «Зенино».

По инициативе И. И. Шаховского, пожелавшего сохранить и зафиксировать памятники истории и старины как дань предкам, издается книга, посвященная усадьбе «Зенино». В данной книге описывается:

«На благоустройство Зенина особенно много труда и денег было положено тогда, когда оно перешло к Зинаиде Сергеевне Дивовой. С прикупленными землями образовалось из него имение в общем около 900 десятин земли, фигурою своего расположения несколько напоминающее Англию с Шотландией. Через все имение, с севера на юг, протекает речка Пехорка. Речка эта имеет несколько притоков, из которых наиболее значительный — речка Черная—впадает в нее с востока. Местность здесь в общем невысокая, изредка лишь попадаются небольшие возвышенности по левому берегу Пехорки. Вследствие такого топографического положения имения, земля в нем сырая, торфяная, и только в восточной его части, в участке, называющемся «<Бушевое», во всю длину участка идет глубокий кряж известкового камня. Во время весеннего половодья речки обильно разливаются, затопляя своим разливом довольно обширные пространства земли, становящиеся тогда трудно проходимыми. В целях предотвращения этого затруднения, для проезда и в особенности для прохода построено было до двадцати мостов и мостиков, благодаря которым сообщение со всеми участками имения могло

ИЛЛ. 9. ФЕРМА. ФРАГМЕНТЫ КОРПУСОВ СКОТНОГО ДВОРА. ФОТО 1980 г. [17]

ИЛЛ. 8. ФЕРМА. ФРАГМЕНТЫ СТРОЕНИЙ ПРИКАЗЧИКА, СКОТНИЦ, РАБОЧИХ И ПР. ФОТО НАЧ. ХХ в. [14]

совершаться беспрепятственно во все времена года - и в осеннюю распутицу, и в летние ливни. Первые предприятия новой владелицы заключались в регулировании речки Пехорки, которая сильно мелела, засариваясь илом и песком, в отделении сухих мест, удобных для посевов хлебов,устройстве искусственных лугов и возведении хозяйственных строений, а также в работах по созданию парка. Из земли, в большом количестве вычерпанной со дна Пехорки, образовалась на левом берегу возвышенность и там был построен господский дом. Речка на сравнительно значительном пространстве стала чистою и широкою, а у дома на ней возникли два маленьких острова, которые посредством специально для этого переброшенных мостиков были соединены с берегами. Еще далее по направлению течения Пехорки вырыт был длинный, обоими концами соединявшийся с Пехоркою канал для свободного потока воды в дни половодья, и там же поставлен был широкий, удобный для проезда, деревянный на каменных устоях мост». В ближайших к усадьбе местностях выбраны были наиболее сухие места для посева хлебов: пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса и др. Урожаи обычно получались превосходные вследствие прекрасного качества предназначавшихся для посевов семян, а также вследствие обилия материала для удобрения - навоза от своего скота. На границах засеянных участков ставились из белого камня специальные столбики с надписями, обозначающими размер занятого посевом поля. Затем отмежеваны были определенные пространства земли для искусственных лугов, на которых произрастали различные сорта трав. Каменные столбики с обозначениями размеров каждого участка ставились также и здесь.

Из своего бутового камня, выбиравшегося на собственной каменоломне, устроенной в «Буше-вом», проведено было длинное и удобное пятиверстное шоссе, огибавшее собою все имения, облегчая сообщение между отдельными его пунктами. На подходящих местах по обоим берегам Пехорки возводились опять-таки из своего же бутового камня многочисленные строения, отличавшиеся рациональностью и фундаментальною солидностью. Всех этих строений там было 22 единицы. Наибольший интерес и наибольшую ценность из них представляет, разумеется, барский дом. Выстроен он был в итальянском стиле, с большими окнами, и состоял из трех этажей (кроме подвального, где имелся колодец с хорошей водою), причем нижний этаж был каменный, а верхние два - деревянные; сверху донизу весь он был оштукатурен. По обеим сторонам его находились площадки с цветниками и здесь же, на довольно высоком берегу Пехорки приступили к устройству парка... В 10 саженях от главного барского дома выстроен был другой дом, одноэтажный, из своего бутового камня, высокий, с готическими окнами, с большим подвалом, предназначенным для склада вина, провизии, булочной и проч. К одной стороне этого здания была пристроена башня,

двухэтажная, тоже каменная; внутри башни деревянная лестница приводила на крышу, откуда открывался широкий вид на окружающее пространство, причем виднелся даже верхний конец креста на колокольне Симоновского монастыря в Москве.

Кроме этих двух домов, в разных местах имения были выстроены строения, хорошо оборудованные для жилья (Два у дома, два недалеко от оранжереи, два близ огорода и шесть у скотного двора), а в 1837г., неподалеку от главного дома, на том самом месте, где прежде стояла старинная деревянная церковь, сооружена была часовня, из белого камня в готическом стиле. Стояла она у самой шоссейной дороги, представляя собою красивую картину на фоне окружавшей ее зелени от веймутовых сосен и листвы берез. На юго-востоке отеля, саженях в ста, находились каменные домики садовников, состоявших при оранжереях и огородах, а также специальный сарай, служивший складом огородных продуктов. Тут же, на обширной площади, обнесенной валом и окопанной канавой, стояли пять фундаментально построенных, больших кирпичных оранжерей для ананасов, винограда, персиков, абрикосов, слив, и кроме того, два больших воздушных сарая для вишен и черешен. На этой же площадке помещались и огороды, приносившие, благодаря тщательному за ними уходу, всегда обильный урожай. Но, несмотря на значительное количество собираемых продуктов, лишь ничтожная их часть шла в продажу. Почти все они требовались для удовлетворения нужд имения. Вода, необходимая для растений, бралась из неподалеку вырытого колодца, от которого она проводилась через подземные трубы во все оранжереи и теплицы.

Небольшое расстояние по шоссе и мост, сооруженный на искусственном канале, отделяли оранжереи от деревянной бани. Здесь же еще издавна был устроен пруд, отведенный от реки Пехорки, и на пруде этом когда-то стояла мельница. Далее по тому же шоссе, на другой стороне речки, недалеко от бани, расположена была группа кирпичных строений, предназначавшихся для ведения хозяйства в «Зенино». Были помещения для приказчика, для скотниц, для рабочих, здесь же находились людская, кухня, конюшня и целый ряд различных сараев: большой сарай для телег, саней и земледельческих орудий, особый сарай для пожарных инструментов, хлебный сарай, где молотили и куда складывали хлебные злаки, сарай, снабженный специальною печью для сушки зерен, обширный сарай для склада сена, угольный сарай, сарай для склада опилок. В пяти саженях от последнего помещался огромный массивный амбар для ссыпки хлеба, каменный, с закромами; высоко над его дверями сохранилась надпись 1847 - вероятно, год его постройки. Но особенно поражал своею грандиозностью тут же находившийся кирпичный скотный двор, обошедшийся владелице, по рассказам старожилов, не менее 100.000 руб. ассигнациями (илл.8, 9). Все части и отделы его были устроены по последнему слову

VW ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

ИЛЛ. 10. СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЧАСТИ УСАДЬБЫ «ЗЕНИНО» НА ПЕРИОД: А) 1830-1852 ГГ ВЛАДЕЛЕЦ - ДИВОВА З.С. (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

тогдашней техники, все его помещения отапливались, полы и стойла в нем ставились лубовые и сосновые; были проведены специальные желоба для стока жижи от скота в приемник, в котором навоз перерабатывался по голландскому способу; приемник этот был выложен камнем. Рогатый скот, овцы, козы, - все выписывалось из-за границы, все было лучшего и дорогого сорта, - отборные экземпляры великолепного качества. Даже скотники и то иногда выписывались из-за границы. В силу этого «<Зенино» стало тогда называться зенинскою фермою». Вся территория, окружавшая барский дом и другие строения, была разбита на несколько участков. Образовались отдельные липовые аллеи, английский парк с богатою и замечательной растительностью, состоящей из веймутовых и других

ИЛЛ. 12. ПОРТРЕТ. ШАХОВСКОЙ И.И. [14]

сосен, лип, вяза, дуба, кедра, американской и сибирской лиственниц, серебристого и душистого тополя, различных колеров пихты (илл. 10 а) [14].

В связи с предстоящим освобождением крепостных владелица З.С. Дивова в 1860 г. продаёт имение дочери своего арендатора Александре Ше-лапутиной и навсегда покидает эти места (илл. 11). З.С. Дивова увезла в свое дачное имение «Соко-ловку» монумент в память П.А. Румянцева-Задунайского, стоявший в «Зенино» на площадке напротив дома, вместе с дорогой и красивою цепью, висевшею на специальных чугунных столбах.

За время владения А.И. Шелапутиной в «Зени-но» почти не произошло перемен, кроме той, что превращена в дачи богадельня и несколько других строений. В целом всё благоустройство усадьбы «Зенино» осталось как и при прежней владелице. Новой владелице не удалось справиться с хозяйственными трудностями переходного периода, и после ряда конфликтов с крестьянами она в 1866 г. продаёт имение чиновнику И.И. Шаховскому, который владел усадьбой до 1910 г. (илл. 12).

И.И. Шаховской в первую очередь начал с описи земель, описания имущества, оценки эффективности хозяйства. Впоследствии он упразднил ферму и мельницы, разобрал скотный двор, со временем закрыл оранжереи, переоборудовав их под дачи, перешёл к сдаче домов и парковых строений под дачи, сдавал земли под лесоводство. И.И. Шаховской значительно преобразовал хозяйство. Новый помещик имел репутацию крепкого и прижимистого хозяина, сделавшего платным даже рыбную ловлю в речке Пехорке, сбор ягод и грибов в прилегающих лесах. В то же время И.И. Шаховской трепетно относился к сохранению исторических памятников усадьбы. Продавая имение в 1910 г. Московской городской управе, издал за свой счёт историческое сочинение об устройстве усадьбы «Зенино». В период владения усадьбой И.И. Шаховским главный дом и флигель практически не претерпели изменений [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день объекты культурного наследия - главный дом, флигель, школа усадьбы «Зенино» - сильно искажены и частично утрачены. Двухэтажное здание с подвалом - «Главный дом» общей площадью 886,1 кв.м. - полностью утратило свой декор и сегодня предстаёт перед нами с абсолютно плоскими фасадами, грубой современной крышей и перебитыми окнами. Из натурных исследований объекта можно сделать некоторые выводы, что, вероятнее всего, усадебный дом, который мы можем увидеть на исторической фотографии, - это именно сохранившийся «Главный дом», который выстроен в XIX в. (илл. 1). По кладке существующих стен можно сказать, что дом на фотографии был построен на основе раннего, уже стоявшего строения, возможно возведенного ещё в ХУП-ХУШ вв.

Одноэтажное здание с цокольным этажом и готическими окнами, которое было выстроено

в 1830 г., и есть сохранившийся «флигель с башней» общей площадью 433,9 кв.м., расположенный в тридцати пяти метрах от здания «Главный дом». Объект отштукатурен, декор практически отсутствует, на фасаде расположены арочные окна. Имеется высокий цокольный этаж с сохранившимися кирпичными сводами. Башня на флигеле частично утрачена, но по историческим фотографиям и натурным исследованиям найти её местоположение труда не составляет. Также имеется ещё одна небольшая башенка, в которой расположен вход в цокольный этаж, вероятнее всего, верхнее завершение также было сбито. По историческим описаниям и фотографиям видно, что флигель выполнен в псевдоготической архитектуре, но на сегодняшний день о прежней стилистике здания ничто не напоминает. Вероятнее всего, где-то рядом с флигелем располагалась утраченная изящная часовня, выполненная также в готическом стиле, её точное месторасположение ещё предстоит найти. Также в подвале главного дома и в основании «башни» флигеля были обнаружены заложенные дверные проёмы, которые, возможно, свидетельствуют о том, что два объекта соединялись подземным ходом. В процессе исследования здания также была обнаружена под штукатуркой надпись «1825 год», написанная углём, которая свидетельствует о периоде строительства объекта. Данный флигель по периоду постройки и по стилевым особенностям схож с главным домом в усадьбе Марфино. Он был возведен на месте старого деревянного дома в 1830-е гг. при Петре Семёновиче Салтыкове. Имя архитектора, создавшего этот великолепный двухэтажный каменный дворец с боковыми флигелями, неизвестно, но некоторые считают, что им был М.Ф. Казаков. В сер. XIX в. дворец был перестроен в псевдоготическом стиле архитектором Михаилом Быковским, учеником До-менико Жилярди [20].

Картографический анализ позволил определить значительные изменения в композиции жилой зоны усадьбы.

В период владения усадьбой З.С. Дивовой композиция жилой части строилась следующим образом:

- основой была дорога, мощеная бутовым камнем, по форме напоминающая овал;

- с внешней восточной стороны овала дороги был сквозной усадебный проезд в соседние деревни;

- основные строения посажены с внешней западной стороны овала дороги, ориентируясь на его центр;

- строения имели симметричную осевую посадку, ориентируясь на центр и малую ось овала дороги, где центральная ось главного усадебного дом совпадала с малой осью дороги;

- внутри обширной овальной площадки, которая, вероятнее всего, была партером перед главным домом, располагались часовня и монумент в память П.А. Румянцева-Задунайского, поддерживающий симметричную композицию жилой усадебной зоны;

- за главным усадебным домом и флигелями, простираясь с севера на юг, разбит обширный английский парк пейзажной планировки с множеством парковых строений. В пейзажный парк были включены липовые аллеи, поддерживающие симметрично-осевую композицию жилой части усадьбы;

- на реке Пехорке, делящей жилую и хозяйственную зоны усадьбы, были сооружены искусственные каналы и запруды, вероятнее всего, с целью поддержки планировочного решения пейзажного парка, а вниз по течению - для хозяйственных нужд.

Следует отметить, что уже к 1866 г. композиция жилой зоны усадьбы была нарушена - были утрачены три строения, монумент в память П.А. Румянцева-Задунайского. Всё это послужило визуальному нарушению первоначальной симметрично-осевой композиции и утрате ранее созданного ансамбля, сочетавшего главный усадебный дом со служебными и хозяйственными флигелями, партером с акцентным монументом.

В период владения усадьбой И.И. Шаховским композиция жилой части усадьбы, сформировавшаяся к 1866 г., осталась прежней. Дорога, служившая основой композиции, оставалась, сохранены и подновлены главный усадебный дом, флигель, часовня. Утраченные три строения не возведены вновь, были попытки найти и вернуть монумент в память П.А. Румянцева-Задунайского, но они не увенчались успехом. Остался нетронутым окружающий главный дом и флигель весь английский парк с постройками. Многое осталось прежним, разве что переоборудована под дачи часть парковых построек, сдаваемых в аренду на летнее время. Следует отметить, что при натурном обследовании были выявлены частично сохранившиеся липовые аллеи, высаженные еще во времена З.С. Дивовой. Это говорит о том, что И.И. Шаховской, почитатель старины и достижений предков, не переустраивал на свой вкус парковую территорию жилой зоны усадьбы (илл. 10 б).

И.И. Шаховской был последним частным хозяином усадьбы «Зенино», при нём архитектурный облик основных строений усадьбы практически не изменяется, в данный период усадьба существует по новым капиталистическим законам, на свободных участках, в небольшой удаленности от жилой зоны усадьбы, строится множество дач под сдачу в аренду и лесоводство. В 1910 г. И.И. Шаховской продает имение «Зенино» Московской городской управе.

III этап 1910-1970 гг.

В 1910 г. Московская городская управа создала комиссию из опытных инженеров, работавших в области канализации г. Москвы. Комиссия выполнила большой объем изыскательских и проектных работ, в результате которых был подготовлен доклад, где указывались подходящие земли для

ИЛЛ. 10. СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЧАСТИ УСАДЬБЫ «ЗЕНИНО» НА ПЕРИОД: Б) 1866-1910 ГГ ВЛАДЕЛЕЦ - ШАХОВСКОЙ И.И. (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

новых орошаемых полей. Московская городская управа постепенно выкупает земли, прилегающие к усадьбе «Зенино». Результатом явилось приобретение имений у купцов-владельцев Некрасова (название будущего рабочего поселка по фамилии купца-чаеторговца Некрасова), Скальского (с. Бедрино) и Шаховского (с. Зенино). В 1914 г. образовалось обширное Люберецкое имение общей площадью 1858,3 десятин, и Московская городская управа передает вновь образовавшуюся территорию с усадьбой «Зенино» Управлению городской канализации с целью сооружения разливного канала сточных канализационных вод г. Москвы, т.е. «поля орошения», которое переоснащает всю территорию, а также перестраивает все здания и строения под свои нужды.

Ш Ооямз я/ичфово^и? структура усадьбы ~Зеы!но '¿чз .триод 1911 - ГРЛР-е п йлцелец - Городам Угрзм горняка« ганыжшт

ИЛЛ. 13. СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЧАСТИ УСАДЬБЫ «ЗЕНИНО» НА ПЕРИОД: А) 1911-1930-Е ГГ ВЛАДЕЛЕЦ -МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ УПРАВА (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

Управление городской канализации, разместившееся на новой территории, развернуло бурную строительную деятельность. Именно в это время архитектором З.И. Ивановым был значительно перестроен главный дом и внутренняя планировка флигеля. На территории усадебной жилой зоны строятся школа, водонапорная башня, разнообразные служебные постройки. На незначительном удалении от прежней жилой зоны усадьбы возводятся: рабочий поселок, больница (прямо против главного усадебного дома), административный корпус, акведуки-виадуки, сложенные из кирпичей с клеймом «П.И. Милованова» - с завода Пелагеи Ивановны, основанного в 1875 г. её мужем Д.О. Миловановым. Архитектором З.И. Ивановым для электростанции строится здание с не очень высокой башней. Частично сохранившиеся здания скот-

ного двора также используются под нужды Управления городской канализации (илл. 13 а).

Здание школы, появившееся на территории усадьбы в этот период, сегодня является памятником архитектуры. Здание одноэтажное кирпичное, отштукатурено и побелено, на сегодняшний день обито деревянной вагонкой. Цоколь кирпичный, невысокий. Размер кирпича 26(26,5)х12,5(13) х7(7,5) см, система кладки цепная на сложном растворе низкого качества. Выстроено с использованием мотивов неоклассицизма. Здание имеет асимметричную композицию плана, в основе которой лежит прямоугольник, вытянутый, примерно, по оси север-юг и усложненный ризалитами и раскреповками. Ризалиты небольшого выноса расположены по два на протяжённых фасадах. Часть из них в три оси, часть - в одну. Раскреповками обработаны торцевые стены. Внутренняя планировка здания в настоящее время основана на коридорном принципе. Коридор проходит вдоль всего здания по его продольной оси и образован капитальной стеной с запада и перегородкой с востока. Поперечные перегородки разделяют внутреннее пространство на отдельные помещения в соответствии с членением протяженных фасадов. В основе пространственной структуры лежит невысокий призматический объем с низкой крышей. Ризалиты и раскреповки фасадов имеют щипцовые завершения, поднимающиеся выше карниза основного объема. Разнове-ликость ризалитов и раскреповок, их асимметричность, завершения щипцами и парапетами вносят в структуру фасадов элемент живописности и разнообразия. Стены обработаны монотонным ленточным рустом. Окна с горизонтальными перемычками (кроме одного арочного окна на северном торце) без наличников. В северном ризалите восточного фасада над ними профилированные полочки. В южном ризалите этого же фасада над окном декоративный замок. Штукатурная тяга проходит над окнами северного ризалита западного фасада. Венчающий стены карниз кирпичный, сильного выноса, без профилировки. Поддерживается металлическими кронштейнами, скрытыми под штукатуркой. В декоре фасадов здания много общего с оформлением остальных построек больничного городка, расположенного на бывшей территории усадьбы «Зенино» на противоположной стороне от проезжей части. В интерьере первоначальное убранство не сохранилось [18].

К 1911-1914 гг. относится и капитальная перестройка главного дома под богадельню: меняется внутренняя планировка, деревянный верхний этаж заменяется каменным, с бревенчатым завершением стен из четырех венцов на уровне венчающего карниза, фасады получают декоративное убранство в стиле неоклассицизма, подобно оформлению школы и других зданий жилого поселка, строившегося одновременно на усадебной территории. При приспособлении здания под квартиры изменена внутренняя планировка, устроены новые

бетонные лестницы. Позже, уже в XX в., здание неоднократно перестраивалось и от внешнего вида XIX в. ничего не осталось [16].

В период советской власти до 1961 г. на территории исторической жилой зоны усадьбы «Зенино» организовывался лагерь детей и служащих «люберецкой станции аэрации», но в связи с решением перепрофилирования зенинской больницы в противотуберкулезную (расположена практически напротив главного усадебного дома) пионерский лагерь перевезли в с. Барыбино. В связи с обеспечением нужд пионерского лагеря территория начинает насыщаться различными невысокими строениями. Так, например, в конце 1940-х г. строится одноэтажная кирпичная постройка, которую возвели между главным домом и флигелем, прямо на месте исторической мостовой, мощеной булыжником, разделяющей здания и партер. Также строятся несколько деревянных построек в центре партера и в парке. Тем самым можно сказать, что все новые постройки располагались без системы и без какой-либо композиционной продуманности, преследовалась исключительно утилитарность расположения и заинтересованность в обеспечении новых площадей пионерского лагеря. Примерно в это же время поверх ранее выложенной дороги из бутового камня с восточной стороны жилой зоны усадьбы было положено асфальтовое автомобильное шоссе.

В 1965 г. на территории бывшей жилой зоны усадьбы был открыт Люберецкий дом ветеранов труда и инвалидов, где проживали до 105 человек. В 1970 г. решением Московского областного отдела социального обеспечения дом-интернат был перепрофилирован в Люберецкий психоневрологический интернат [21].

В целом можно сказать, что за период 1910 -1970 гг. от прежнего усадебного духа и быта практически ничего не остаётся, планировочная структура территории усадьбы полностью видоизменяется как во внешнем облике, так и по функциональному назначению. Но время полного упадка и обезображивания всех зданий и сооружений до неузнаваемости происходило в следующем этапе.

4 этап 1970-2014гг.

В 1970-2011 гг. на территории прежней жилой зоны усадьбы размещается психоневрологический интернат. Территория становится ещё более изолированной и скрытой от посторонних глаз. В период 9-ой пятилетки (1970-1975 гг.) на территории уже психоневрологического интерната, помимо оставшихся зданий от пионерского лагеря, строятся еще здания и сооружения, обеспечивающие нужды интерната. Так появляются гаражи с площадками, производственные цеха, хозяйственный двор, где разводили кроликов и свиней. Сохранившаяся кирпичная парковая постройка приспособлена под ТЭЦ, обеспечивающую интернат. Былой пейзажный парк в этот период зарастает и становится просто неиспользуемым густым лесом. Довольно много в пар-

IV 'Зеъно'из пята 19$5-199!}1

Тероигормдочз вгперала щуу, ^¿йкйрйлтгчгййпз

: __

ч. ■ ■ ■,, ...

гл .с-/ 1) /С и I* м

£ 1Л г М \ |(Г • * -иу/ЦМ

\ ^ Л ",

"г / ч ' * '

" <

¿¿к \ ^ - ■ 1

/■/■ ^ кг

171

> ■ -III м »(НС-* ' Д. "1 .Зк-1.0 1П

1Ш —

[ж —

-1- <*ЦУ- .. ■ II ■фПГф г— МI в 4

) [го-т*-« Ч5Гг- П »

Гдмстаде&ин ча^чсвдцг' ■ ИИ1МР '«шп

Ь- >,1«.г 7\гМ ЧЯ-^

1'1 Т V |У*| — I - Ь М Г Л I ■У| |-1 ■ лм

»т «1«1. 'В1!* " :

|1ЧН£'№ЧНп

I ■ 9М1.44 Р.11- КМ ЧрЬ?' А-Чи'

ИЛЛ. 13. СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЧАСТИ УСАДЬБЫ «ЗЕНИНО» НА ПЕРИОД: Б) 1965-1990-Е ГГ ТЕРРИТОРИЯ ДОМА ВЕТЕРАНОВ ТРУДА, ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА. (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

ке и лиственницы сибирской, посаженной как группами, так и рядами, тополя белого, рябинника рябинолистного. Несколько экземпляров пихты сибирской. В парке посажены рядами карагана древовидная, спирея дубраволистная, а также встречаются и боярышники разных видов, много сирени обыкновенной и клена татарского. Под пологом деревьев растет фиалка душистая. Из местных пород в парке также имеются единичные деревья из вяза гладкого, ели, сосны, дубы и березы. Встречается клен остролистный, ясени. У реки растут ветлы и ольха серая. Травяной покров в парке большей частью сорно-злаковый, местами лесной [7,21].

К 1970-м г. главный дом усадьбы, види- РИС. 14. ГЛАВНЫЙ ДОМ. мо, окончательно приходит в упадок и долгое Ф°Т° НАГ 199°-х 1т.

А

-

■А

•■ижш-1.Д...Т." —г^

Жй* ГШ

........

ИЛЛ. 15. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ГЛАВНОГО ДОМА 1989 Г.

~ Г

г*

___

т? глзтат

а

5

щш

ш

ИЛЛ.16. НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ А) ФЛИГЕЛЯ С БАШНЕЙ 1970гг. Б) ЗДАНИЯ ШКОЛЫ 1970гг. В) ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ГЛАВНОГО ДОМА 2003г.

время не используется (рис. 14). По фотографиям, которые были найдены в одном из корпусов диспансера, видно, что памятник архитектуры находился просто в удручающем состоянии. Проанализировав фотографии и некоторые другие проектные документы, найденные на территории усадьбы, можно сказать, что главный дом усадьбы хотели реконструировать. Об этом нам говорит документация, выполненная Центром НТТМ МОО-иУ «Авангард» в 1989 г. (илл. 15 ). Фотографии сделаны уже после начатой, но не доведённой до конца реконструкции, такой вывод можно сделать, исходя из натурного осмотра объекта и схем перекладок стен на проекте 1989 г. - они совпадают. Видно, что правое и левое крыло второго этажа уже сделаны из современных материалов (газобетонных блоков и силикатного кирпича), при этом на них частично нанесена штукатурка. Здание явно находится не в процессе ремонта, а в заброшенном состоянии. В 1970-е гг. были созданы проекты по расширению здания флигеля и школы проектным бюро «Мосо-

блжилремстройпроект», но ни один так и не реализовался в жизни (илл. 16 а, б). Из них следует, что проектная документация разрабатывались исходя из нужд психоневрологического диспансера, для последующего размещения в зданиях столовой, душевых и многих других хозяйственных помещений.

В начале 1990-х гг. утрачена готическая часовня. Также отмечены утраты деревьев, высаженных при З.С. Дивовой и тщательно поддерживаемых в период владения И. И. Шаховского, которые еще произрастали в 1990-х г. - веймутовые сосны, ясени. В целом можно сказать, что за период 1970 -2014 гг. планировочная структура территории усадьбы значительно видоизменяется даже относительно предыдущего этапа (илл. 13 б). Территория жилой зоны усадьбы, с композиционной и эстетической точки зрения, захламляется множеством пристроек, подсобных зданий и сооружений (илл. 17).

В 2003 г. разрабатывался ещё один эскизный проект ГУП «Мособлремонтстройпроект»а по расширению «Главного дома» в обе стороны с

пристройкой трёхэтажных объёмов и надстройкой мансардного этажа (илл. 16 в). Данный проект был также не реализован неизвестно по каким причинам, но, возможно, проект не прошёл согласование в Министерстве культуры, так как все объекты уже состояли в списке памятников архитектуры. Уже в последние 5-10 лет здание главного дома было отштукатурено, возведена кровля, вставлены современные пластиковые оконные блоки. Здание стало ничем не привлекательно и своим внешним обликом не цепляет глаз. При этом попав во внутрь сразу открывается его многовековая история и сложная судьба. Объект перестраивался множество раз, при чём очень смелыми радикальными способами. Удивительно, что сооружение до сих пор не дало трещин по фасадам, скорее всего из-за мощных фундаментов, заложенных ещё в XVШ в., а ведь каждый метр стен просто испещрён различными кирпичными кладками разных эпох. В стенах пробито и заложено множество проёмов, перекрытия выполнены из бетонных плит разного сечения, неоднократно менялись габариты оконных проёмов (илл. 18).

В 2011-2014 гг. на территории жилой зоны усадьбы располагалась одна из баз МЧС России.

Тем самым можно сказать, что уже к начале 1990-х гг. облик некогда великолепного ансамбля усадьбы «Зенино» полностью утрачен и трансформирован до неузнаваемости. Только благодаря тщательному комплексному анализу стало возможным восстановить планировочную структуру жилой зоны усадьбы «Зенино», местоположение и архитектуру фасадов зданий в разные временные этапы.

КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

С момента приобретения усадьбы Инвестиционной группой компаний АБС по усадебному комплексу «Зенино» ведутся активные изыскательские работы, включающие:

- сбор необходимых данных для реставрации сохранившихся главного дома, флигеля, школы;

- сбор необходимых данных для воссоздания утраченных флигелей, формировавших симметрично-осевую композицию планировочной

структуры, часовни, малых архитектурных форм;

- комплексный анализ - натурных исследований, архивных, библиографических, иконографических источников, сбор информации у местных жителей по всей исторической территории;

- георадарное зондирование грунта для выявления фундаментов утраченных построек;

- выполнение графической реконструкции главного дома, флигеля и утраченных строений;

- разработку первоочередных противоава-рийных работ на сохранившихся зданиях;

- разработку схемы генерального плана сохранения и развития усадебного комплекса.

В работе над созданием концепции сохранения и развития усадебного комплекса «Зенино», являющегося памятником культурного наследия регионального значения, определены основные функциональные направления развития усадьбы -культурно-образовательное, рекреационно-оздо-ровительное, туристическое. Благодаря комплексному анализу временных этапов было принято решение о воссоздании усадебного комплекса «Зенино» на период 1827-1910 гг., так как именно в этот период, несмотря на смену трех владельцев (З.С. Дивова, А.И. Шелапутипа, И.И. Шаховской), на территории жилой зоны усадьбы происходили незначительные изменения как в планировочной структуре, композиции посадки основных зданий, так и в архитектуре главного дома, флигеля, часовни.

В рамках концепции сохранения и развития усадебного комплекса «Зенино» планируется восстановление и приспособление усадебного комплекса, в частности:

1) Реставрация сохранившихся главного дома, флигеля, школы.

Главный дом усадьбы «Зенино» - самое древнее и загадочное сооружение на территории усадьбы. Дом множество раз перестраивался, из приведённых выше аналитических схем можно сделать вывод, что здание ведёт свою историю ещё с XVIII в. При проекте реставрации главного дома делается упор на максимальное сохранение архитектурных особенностей всех периодов существования дома. Исходя из натурных исследований и сохранившихся аутентичных частей здания, исторических фото-

ИЛЛ. 18. ЗОНДАЖ ПО СТЕНЕ ИНТЕРЬЕРА 2-ГО ЭТАЖА ГЛАВНОГО ДОМА

ИЛЛ. 17. ФОТО ПОСТРОЕК И ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

РИС. 20. ГЛАВНЫЙ ДОМ. ЭСКИЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ФАСАДА

ИЛЛ. 21. ГЛАВНЫЙ ДОМ. СХЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАНИРОВКЕ ГЛАВНОГО ДОМА. (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

графий, наиболее целесообразным для восстановления фасадов был принят период 1830-1910 гг., так как архитектурный облик здания в последующем только деградировал (илл. 19). При этом при реставрационных работах мы ограничимся только раскладкой поздних проёмов, воссозданием террасы с балюстрадой, восстановлением внешнего декора здания, утраченных конструкций кровли и башенок третьего этажа - все эти работы вернут зданию былые выразительные пропорции и презентабельный вид. Также, вероятнее всего, по фасаду будут оставлены демонстрационные зондажные раскрытия, которые покажут исследователям и посетителям сложную строительную историю объекта. Планировочная структура главного дома будет сочетать в себе планировку разных этапов существования дома, так как на сегодняшний день сохранились стены разных строительных периодов истории дома, в том числе и начала XX в. Сохранился лестничный марш, возведенный в период размещения в здании богадельни. При этом сегодняшняя планировка главного дома удачно подходит под приспособление здания для современных нужд, а именно для размещения в объекте ресторана и конференц-залов. В здании имеется множество круп-

ных помещений, которые соединяются между собой несколькими сквозными проходами, также сохранились две лестницы, одна из которых ведёт из подвала на все этажи, что позволит использовать её как служебную, а в подвале разместить кухню с полным циклом приготовления пищи. Интересной особенностью интерьеров могут стать открытые, без штукатурки, кирпичные и белокаменные стены, мимо которых просто невозможно пройти -на стенах зафиксированы все строительные этапы здания, со всеми перекладками, разными видами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЛЛ.19. ГЛАВНЫЙ ДОМ УСАДЬБЫ «ЗЕНИНО» ФОТО НАЧ. XX ВЕКА М. ГНУНИ

ИЛЛ. 22. ГЛАВНЫЙ ДОМ. СХЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ ФАСАДА ГЛАВНОГО ДОМА (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

ИЛЛ. 23. ФЛИГЕЛЬ. ЭСКИЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ФАСАДА

ИЛЛ. 26. ШКОЛА. ЭСКИЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ФАСАДА.

ГТТОГШ

п

1_J

УслрВныр е6«мпчрчцч ЗаСШрййкД 191 С! 5 ЗветроОно 1952 л Зострайкл 19В1 с. ^аспрой*с кднгц У^ 6«и

ИЛЛ. 27. ФЛИГЕЛЬ. СХЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАНИРОВКЕ ФЛИГЕЛЯ (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

ИЛЛ. 24. ФЛИГЕЛЬ. СХЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАНИРОВКЕ ФЛИГЕЛЯ (АВТОРСКАЯ СХЕМА)

перемычек с заложенными проёмами. Главный дом станет хранителем всех исторических напластований на территории усадьбы «Зенино», при этом внешний вид будет соответствовать периоду расцвета усадьбы во времена владения З.С. Дивовой, имя которой и носит усадьба (илл. 20, 21, 22).

Второй по своей значимости объект усадьбы - флигель с башней. Дом, созданный в псевдоготическом стиле в 1825-1830 гг., на сегодняшний

день искажён не меньше, чем главный дом усадьбы. Проектом реставрации планируется восстановить утраченную готическую башню с высоким флагштоком, который буден виден издалека (рис.30). Разобрать поздние советские наслоения, восстановить первозданную планировочную структуру, воссоздать утраченные зубчатые завершения карнизов означает придать зданию завершённый вид. В оконные проёмы предстоит вставить исторические оконные рамы с готическим рисунком переплёта. Также требуется восстановить утраченные зубчатые завершения малой башни. Функциональное назначение объекта требует разместить в нем залы, кабинеты для переговоров, в подвале будет (как в былые времена) винный погреб. Возможно, удастся найти подземный ход, который, по предположению исследователей, соединял главный дом с флигелем, что позволит использовать два объекта как одно целое (илл. 23, 24). Недалеко от флигеля с башней располагалась готическая часовня, которую планируется воссоздать в ходе возрождения усадьбы.

Третий сохранившийся объект культурного наследия на территории усадьбы - это здание «Школы», построенное в 1910-е гг. Сильно перестроенное в советский период, здание представляет из себя вытянутое вдоль реки строение. Историческая часть сегодня занимает только половину всего существующего объёма. Выполнено в неоклассическом виде с простым декором - замковые перемычки и рустованная нижняя часть фасада. Также объект имеет

ИЛЛ. 28. ЗДАНИЕ ШКОЛЫ ФОТО 1980 г.

ИЛЛ. 25. ФЛИГЕЛЬ С БАШНЕЙ ФОТО 1970-х. гг.

Р ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Пир искусств

ИЛЛ. 29.

ЧАСОВНЯ. ФОТО ИЛЛ. 30. ВОССОЗДАВАЕМЫЙ ФЛИГЕЛЬ. ЭСКИЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ФАСАДА.

НАЧ. ХХ в.

четыре небольших выступающих ризалита с венчающими их треугольными фронтонами. Объект имеет коридорную планировочную структуру, что позволяет расположить в здании комфортабельные гостиничные номера (илл. 26, 27, 28). Поздние советские пристройки предполагается демонтировать.

Также на территории усадьбы планируется воссоздать ряд утраченных объектов - готическую часовню, флигель (илл. 29, 30). Один из флигелей располагался симметрично флигелю с башней. Предполагается воссоздать его в скромной стилистике главного дома в одноэтажном объеме, подчеркнув его величие и тем самым создав центричную композицию, где ведущим акцентом станет главный дом. Проектом восстановления предлагается воссоздать и готическую часовню, которая расположится недалеко от флигеля с башней. Точное месторасположение часовни пока устанавливается, а об архитектурном облике нам говорит историческая фотография. Также на территории будет воссоздан ещё ряд хозяйственных построек XIX в., в которых расположатся гостевые дома и апартаменты для посетителей. Интересным с точки зрения туризма может стать водонапорная башня, которая могла бы быть отличной смотровой площадкой с видом на всю усадьбу и Москву (илл.31).

2) Разработка генерального плана территории (илл. 32 ).

Генеральный план разрабатывается на основе комплексного анализа - архивных, библиографических, иконографических данных и результатов натурного обследования. Определено, что планировочная структура жилой зоны усадебного комплекса «Зенино» имела смешанный характер -

главный дом, флигели, партер имели регулярную, симметрично-осевую посадку, ориентируясь на центр подъездной овальной дороги, а парк, окружающий здания и строения, имел пейзажный характер - английский стиль паркостроения. В связи с этим разрабатываемый генеральный план направлен на историческую действительность с учетом современных норм и требований. Кроме реставрируемых и воссоздаваемых зданий территория насыщается рекреационно-развлекатель-ными объектами:

- сохраняемая водонапорная башня приспосабливается под экспозиционное помещение и смотровую площадку;

- дачи, небольшие одноэтажные строения, ориентированные на временное проживание;

- парковые павильоны - пункты проката лодок, катамаранов, велосипедов, спортивного инвентаря;

- детские площадки и спортивные площадки с игровыми элементами и развлечениями, характерными для кон. XIX - нач. XX вв.;

- танцевальная площадка с павильоном;

- галереи с сувенирной продукцией, пунктами приема пищи, санитарными узлами;

- множество открытых беседок для отдыха, созерцания и пикников на всей территории парка.

3) Реконструкция парадного двора и английского парка. К основному ядру усадьбы относится жилая зона, которая имела симметрично-осевую композицию, которая будет воссоздана. С этой целью будут снесены постройки периода сер. ХХ в., искажающие облик усадьбы, и воссозданы два флигеля, в том числе в центре парадного двора будет возведен монумент, рассказывающий об истории существования усадьбы «Зенино», где некогда располагался монумент в память П.А. Румянцева-Задунайского. Пейзажный парк, относящийся к «английскому» стилю паркостроения, будет реанимирован - расчищен от сухостойных деревьев, дополнен высадкой новых деревьев; на месте ранее утраченных будут восстановлены липовые аллеи, некогда поддержи-

ИЛЛ. 32. СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УСАДЕБНОГО КОМПЛЕКСА «ЗЕНИНО».

ЧДО ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Пир искусств

вающие симметрично-осевую композицию жилой зоны и органично вписывавшиеся в пейзажный парк.

4) Создание развитой туристической инфраструктуры. С целью развития и эффективного использования усадебного комплекса «Зенино» необходимо объединение территорий современного отвода под восстановление усадьбы и прилегающих территорий в единый туристический, природный и хозяйственный комплекс. Усадебный комплекс «Зенино» в большей степени ориентирован на горожан и туристов, т.к. находится вблизи от строящихся ЖК «Люберцы», к тому же в 2015 г. в 2,5 км от усадьбы планируется открытие станции метро «Некрасовка», что позволит жителям и гостям столицы беспрепятственно посещать восстановленную усадьбу с высокоразвитой инфраструктурой. Создание единого усадебного комплекса «Зенино» возможно осуществить по этапам:

1. Воссоздание исторического основного ядра - жилой зоны с пейзажным парком (расположен - от дороги до восточного берега р. Пехорка), площадью 13,1 га (на данный момент за усадьбой закреплен отвод в 6,1 га).

2. Воссоздание исторической фермы и про-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

должения пейзажного парка (расположен - от западного берега р. Пехорка до дороги, разделяющей будущий ЖК «Люберцы»), площадью 24 га. Данная часть усадебного комплекса, обширный парк, планируется на месте реликтового леса. Именно сохранение растительности и создание парка позволит сохранить благоприятную экологическую обстановку на данной территории.

3. Воссоздание исторической богадельни с дачным поселком (расположен с юго-восточной стороны жилой зоны усадебного комплекса), площадью 6,6 га.

Подводя итог, можно сказать, что системный подход в реализации концепции сохранения и развития усадьбы «Зенино» позволит нам воочию оценить былое великолепие усадьбы, а современная туристическая инфраструктура вдохнет новую жизнь в усадьбу. Усадьба «Зенино» является уникальным архитектурно-ландшафтным ансамблем, который сочетает в себе различные эпохи и стили. Усадебный комплекс, безусловно, станет центром притяжения как для любителей старины, так и для множества жителей Москвы и Московской области.

1. Дурилин, П. Н. Московские пригороды и дачные поселки в связи с развитием городской жизни/П.И. Дурилин - М. : Тип. Фасоль, 1918. - 41 с.

2. Мачульский, Е.Н. Корнеево - Зенино// Наше Красково: энциклопедия Московских селений. - М., 1998. - 383 с.

3. Министерство культуры Московской области. Официальный сайт / / Культура Подмосковья - Режим доступа: http: mosoblculture.ru

4. Молева, Н. М. Подмосковные усадьбы и дачи. - М., 2007. - 368 с.

5. Населенные местности Московской губернии: приложение к памятной книжке Московской губернии. - Москва, 1911. -454 с.

6. Памятники усадебного искусства: Московский уезд. - М.: Изд. ОИРУ 1928.-548 с.

7. Полякова, Г.А. Флора и растительность старых парков Подмосковья. - М.: Наука, 1992. - 225 с.

8. РГАДА. Ф. 383.- Оп.1. - Ед.хр. 63. Земли князя А.А. Шаховского и соседних земель в Московском уезде. - 1760 г.

9. РГАДА. Ф. 192. - Оп. 1. - Ед.хр. 30. Топографическая карта окрестностей Москвы. - 1852 г.

10. Тихомиров, Е.И. Подмосковная усадьба Троицкое-Кайнарджи, ее владельцы, некрополь. - М., 2005. - 50 с.

11. Фролов, А.И. Усадьбы Подмосковья. - М., 2003. - 704 с.

12. Чижков, А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня: путеводитель с картой-схемой. - М.: Пальмира, 2002.- 207 с.

13. Чижков, А.Б. Подмосковные усадьбы: аннотированный каталог с картой расположения усадеб.- 3-е изд., перераб. и доп., - М., 2006. - 280 с.

14. Шаховский, И.И. Село Троицкое - Кайнарджи и сельцо Зенино, Карнеево - тож. Исторический очерк. - М.: Городская Типография, 1915. - 64 с.

15. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Главный дом» // Архив Министерства культуры Московской области. Инв.№ 1640.

16. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Флигель с башней» // Архив Министерства культуры Московской области. Инв.№ 1643.

17. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Хозяйственный двор» // Архив Министерства культуры Московской области. Инв.№ 1644.

18. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Школа» // Архив Министерства культуры Московской области. Инв.№ 1645.

19. Братцево. История старинной усадьбы. -Режим доступа: http://www.tushinec.ru/

20. Архитектура и скульптура 19 века. -Режим доступа: http://www.knowed.ru/

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

21. Альбом с фотографиями Психоневрологического интерната 1974 г., посвященного 9-ой пятилетке и жизни в стенах интерната.

22. Проект реконструкции Главного дома, выполненный Центром НТТМ МООиУ «Авангард» в 1989 г.

23. Проект реконструкции главного дома 2003г.

146

Шар искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.