Степан Новиков, архитектор-реставратор, заместитель директора по реставрации и реконструкции, архитектурная мастерская ASG
ЛЕВИТАНОВСКАЯ КРАСОТА ЗЕНИНО: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ, ДОСТОЙНАЯ ВЕЛИКОЛЕПИЯ ПРОШЛОГО
АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории усадебного комплекса Зенино, являвшегося поместьем известнейших дворянских родов России - Бутурлиных, Головиных, Шаховских. С развитием городской жизни Зенино становится одним из великолепных дачных мест Подмосковья, вдохновлявшим своей красотой художников и поэтов. Возрождение усадьбы, начинаемое ИГК ASG, направлено на воссоздание архитектурного и хозяйственного комплекса периода его расцвета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: усадебный комплекс, объект культурного наследия, усадебный дом, памятник архитектуры, натурные исследования, планировочная структура, пейзажный парк
ABSTRACT : The article is concerned with history of Zenino manor complex, which belonged to famous Russian upper class: Buturlins, Golovins, Shahovkiys. With the development of urbanity Zenino became one ofthe magnificent summer garden resorts of Podmoskovie, which with its beauty inspired artists and poets. Estate restoration started by IGC ASG directed to the recreation of architectural and household complex ofits high noon period.
KEYWORDS: estates complex, object of cultural heritage, barton, architectural monument, full-scale investigations, layout structure, landscape park.
Усадьба «Зенино» стала пятым объектом культурного наследия, право на аренду которого Инвестиционная группа компаний АБС выиграла в открытом конкурсе. В рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья», призванной обеспечить воссоздание и сохранение объектов культурного наследия Московской области, 31 августа 2014 года состоялся аукцион и компания-победитель - группа компаний АБС - арендовала объект на 49 лет с условием его обязательной реставрации. Усадьба находится в посёлке Зенино в Люберецком районе, активно развивающемся в последние годы, в 20 километрах от МКАД по Рязанскому шоссе. Инвестиционная группа компаний АБС уже ведёт полномасштабные реставрационные работы на подмосковных усадьбах - В.И. Аигина, Черкизово, Пущино-на-Наре и Тарасково. В конце августа 2014 года была взята в аренду шестая усадьба - Спасское Воскресенского района Московской области.
Усадьба Зенино отличается от всех ранее взятых усадеб, в первую очередь, некоторой загадочностью. На территории сохранились три объекта культурного наследия - «главный дом», «флигель с башней» и «здание школы», которые имеют разные стилевые особенности. Это сказывается на прочтении планировочной структуры усадьбы, делая этот процесс более сложным. Усадьба Зенино практически никогда не выступала в качестве объекта исследования, так как в ее зданиях располагались учреждения закрытого типа, а именно психоневрологический диспансер и база МЧС России. Сегодня специалистами архитектурно-реставрационных мастерских АБС ведутся архитектурные натурные исследования объектов, сопоставляются исторические карты, и уже есть неожиданные открытия, раскрывающие усадьбу Зенино во всем ее великолепии.
86
Пир ШЖуССТБ
Усадьба Зенино множество раз перестраивалась, меняла своё название и своих владельцев. На рубеже XVII-XVIII вв. ею владел стольник Н.И. Бутурлин (он поставил в сельце деревянную Знаменскую церковь, позднее упраздненную), потом последовательно - его сестра кн. А.И. Долгорукова и ее наследники, А.И. Головина, с 1737года - кн. Т.Д. Шаховская и ее муж генерал кн. А.И. Шаховский; в середине ХШПв. усадьбой владела их дочь поручица Н.А. Пассек, далее - полководец гр. С.П. Румянцев-Задунайский, до 1828 года - его сын гр. Н.Р. Румянцев и до 1838 года. его брат гр. С. П. Румянцев, при которых Зенино вошло в единое имение Троицко-е-Кайнарджи. В 1830-х годах усадьба была устроена заново генеральшей З.С. Дивовой (дочерью гр. С.П. Румянцева) в результате семейного раздела имения Троицкое - Кайнарджи. Часть имения под названием «Зенино» принадлежала ей до 1860 года, затем до 1866 года - купчихе А.И. Шелапутиной, до 1910 года - дворянину И.И. Шаховскому, далее - Московской городской управе [5].
Из записок Якова Шаховского: «Путеводитель рассказывал о старой и богатой дворянской усадьбе, раскинувшейся на берегу ленивой и неглубокой Пехорки. Каменный барский дом, хоть и претерпел немало перестроек, все же позволял угадать
ГЛАВНЫЙ ДОМ УСАДЬБЫ ЗЕНИНО ФОТО НАЧ. XX ВЕКА М. ГНУНИ
постройку начала XIX века. К тому же рубежу двух столетий относились и скотный двор, и хозяйственные постройки. Флигель с затейливой башней и каменная часовня свидетельствовали об увлечении владельцев в тридцатых годах прошлого столетия псевдоготикой. Английский парк зарос, но оставался парком, напоминавшим о всех затеях садового искусства. Общество изучения русской усадьбы недаром советовало не обойти вниманием Зенино, иначе Карнеево, иначе Знаменское, хотя путь к нему из Москвы удобством не отличался. Усадьба и село располагались на развилке Горьковской ветки Курского направления и Шатурской ветки Казанского направления Московской железной дороги. Те же четыре - пять километров отделяли их и от
ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
станции Кучино, и от платформы Корнеево, и даже от озера Святого вблизи Косина, если решиться на пешую прогулку через самые живописные места. В прошлом земля эта входила в так называемую Во-хонскую десятину и история ее терялась в глубокой древности» [2].
Раздел лишь восстановил положение, которое существовало до того, как «Карнеево с Троицким соединил» в одних руках граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский - выдающийся русский государственный деятель, фельдмаршал, дипломат кон. XVIII-нач. XIX вв. После смерти Петра Александровича сельцо принадлежало его сыновьям Николаю и Сергею Петровичам. В эти годы здесь не раз бывали августейшие особы. В 1827году имение было продано генералу Н.А. Ди-вову - мужу внебрачной дочери С.П. Румянцева -Зенаиды Сергеевны Кагульской, которая и была фактической собственницей; имение в 900 десятин получило имя «Зенина ферма» (или просто Зенино). В эти годы и создаётся существующая ныне усадьба. Бурное развитие усадьбы произошло именно в период владения имением Зенаидой Сергеевной Дивовой в 1830-1860 годах.
На благоустройство Карнеева Зенаидой Сергеевной было затрачено много труда и денежных
В.И. ГАУ ПОРТРЕТ ЗЕНАИДЫ СЕРГЕЕВНЫ ДИВОВОЙ, УР. КАГУЛЬСКОЙ
средств. Через имение Троицкое и Зенино с севера на юг протекала речка Пехорка. Поэтому новая владелица начала с ее очистки, строительства мостов и плотин. Затем последовало возведение хозяйственных построек и строительство на левом берегу Пехорки господского дома. Напротив дома возникли два островка, которые с помощью мостиков соединились с берегами. Были выбраны наиболее сухие места для посева пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса и т. д. Из бутового камня, добываемого на собственный каменоломне в Бушевом, проведено пятиверстное шоссе, огибающее собою все имение. В пяти кирпичных оранжереях плодоносили виноград, ананасы, персики, абрикосы, слива, а два «воздушных» сарая предназначались
ИНТЕРЬЕР ГЛАВНОГО ДОМА, ПЕРВЫЙ ЭТАЖ. ФОТО 2014г.
для вишен и черешен. Содержали коров, коз, овец. Часть племенного скота закупали за рубежом, даже скотников приглашали из-за границы. Хозяйство получило название «Зенинская ферма». Сегодня в этих местах лежит огромный камень-валун с сохранившейся надписью «Граница Зенинской фермы».
В 1860 году Зенино покупает купчиха Александра Ивановна Шелапутина, но уже в 1866г. продает его Ивану Ивановичу Шаховскому. С его приходом имение вновь претерпевает изменения, несколько зданий в нем оборудуются под дачи. Со строительством железных дорог с юга страны в Москву привозили более дешевые фрукты, хлеб, овощи, выращивать их на месте стало невыгодным. Упразднялись оранжереи, но увеличивалось число дач. В 1880 году сгорает Авдеевская мельница на реке Пехорке, а в 1889 году - Хлыстовская. Шаховской ликвидировал ферму и мельницы, разобрал знаменитый скотный двор и перешёл к лесоводству и сдаче домов под дачи. Новый помещик имел репутацию крепкого и прижимистого хозяина, сделавшим платными даже рыбную ловлю в Пехорке и сбор ягод и грибов. В то же время Шаховской трепетно относился к сохранению памятников усадьбы. И продавая имение 30
88
сентября 1910 года Московской городской управе, издал за свой счёт обильно цитируемое здесь историческое сочинение.
Московская управа передала усадьбу управлению городской канализации, которое, разместившись в ней, развернуло бурную строительную деятельность. Именно в это время был перестроен главный дом, возведён акведук, водонапорная башня и много разнообразных служебных построек, большинство из которых можно видеть до сих пор.
Высокий левый берег речки Пехорки, скрывающийся за деревьями, его завораживающие уголки природы постоянно притягивали в эти места отдыхающих. Несколько раз имение посещали высокие гости. В 1826 году сюда приезжали императрица Мария Федоровна и великая княгиня Елена Павловна.
Позже на дачах отдыхали профессора М.Н. Тихомиров, А.П. Павлов, С.П. Шевырев и др. Было известно, что С.П. Шевырев подробно знакомился со вторым томом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, находясь в 1851 году на одной из подмосковных дач. Но где именно - никто не знал. Найти это место помогла Е.С. Смирнова-Чикина. В рукописном отделе Российской государственной
Пир искусств
библиотеки в Москве в материалах Н.В. Гоголя она обнаружила визитную карточку Шевырева, где его рукой сделана приписка с адресом: «Спасская застава у Покровского монастыря по Рязанскому шоссе, поворот налево 12-15 верст в село Троицкое и Кагулово». Вероятнее всего, Ше-вырев именно на территории нынешней усадьбы Зенино слушал «Мертвые души» и, возможно, в исполнении самого автора. Позже по рукописной копии, снятой с оригинала С.П. Шевыревым, впервые опубликованы главы второго тома бессмертного произведения [3].
Но еще в 1918 году, изучая и описывая московские пригороды и дачные поселки, инженер П. Дурилин писал: «Нельзя не упомянуть про имение Зенино кн. Шаховского с веселыми березовыми рощицами и ярко-зелеными лугами, с чудным пестрым ковром из цветов... Разнообразные леса и чудные луга со множеством цветов своею красотою вдохновляли художника Левитана, жившего здесь.» [1, с. 5].
Натурные исследование построек на территории бывшего интерната весьма затруднены, сохранившиеся объекты сильно искажены и частично утрачены. Двухэтажное здание с подвалом - «Главный дом» - общей площадью 886,1 кв.м полностью утратило свой декор и сегодня предстаёт перед нами с абсолютно плоскими фасадами, уродливой крышей и перебитыми окнами. При этом, зайдя внутрь, понимаешь, насколько сложная историческая участь постигла это строение. Штукатурка сбита, и перед нами открываются обнажённые кирпичные стены с множеством заложенных и переложенных проёмов. Кирпичная кладка буквально перемешана с белокаменной кладкой и бетонными перемычками, которые жёстко врезаны в исторические стены. Перекрытия выполнены из ребристых бетонных плит, часть наружных стен из силикатного кирпича, вставлены пластиковые окна - в общем, зрелище достаточно драматичное. Памятник архитектуры просто-напросто обезличен и с первого, особенно не профессионального, взгляда вы-
зывает отторжение. У архитектора же, напротив, возникает большой интерес к тому, чтобы разобраться в истории его строительства, проследить хронику его утрат и в последующем придать ему облик, достойный его истории.
Из натурных исследований объекта можно сделать первые выводы, что вероятнее всего усадебный дом, который мы можем увидеть на исторической фотографии, - это именно сохранившийся «Главный дом». По кладке стен можно сказать, что дом на фотографии был построен на основе раннего, уже стоявшего строения, возможно возведенного ещё в XVII-XVIII вв. А уже в 1914 году, когда усадьбой владела Московская городская управа, здание снова перестраивается архитектором З.И. Ивановым и приобретает неоклассический вид. В конце ХХв. здание опять подвергается реконструкции, результаты которой мы можем видеть сегодня.
Из архивных источников: «Наибольший интерес и наибольшую ценность. представляет, разумеется, барский дом. Выстроен он был в итальянском стиле, с большими окнами, и состоял из трех этажей (кроме подвального, где имелся колодец с хорошей водою), причём нижний этаж был каменный, а верхние два - деревянные; сверху донизу весь он был оштукатурен. По обеим сторонам его находились площадки с цветниками и здесь же, на довольно высоком берегу Пехорки, приступили к устройству парка... В 10 саженях от главного барского дома выстроен был другой дом, одноэтажный, из своего бутового камня, высокий, с готическими окнами, с большим подвалом, предназначенным для склада вина, провизии, булочной и проч. К одной стороне этого здания была пристроена башня, двухэтажная, тоже каменная; внутри башни деревянная лестница приводила на крышу, откуда открывался широкий вид на окружающее пространство, причем виднелся даже верхний конец креста на колокольне Симоновского монастыря в Москве» [5].
Одноэтажное здание с цокольным этажом и готическими окнами и есть сохранившийся «флигель
ЧДО ВЕСТНИК (^еждацфодного ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
РЫф ИСКУССТВ
ФЛИГЕЛЬ С БАШНЕЙ (ВЕРХНИЙ ЯРУС БАШНИ УТРАЧЕН) ФОТО НАЧ. XX ВЕКА М. ГНУНИ
с башней» общей площадью 433,9 кв.м, расположенный в тридцати пяти метрах от здания «главный дом». Объект оштукатурен, декор практически отсутствует, на фасаде расположены арочные окна. Имеется высокий цокольный этаж с сохранившимися кирпичными сводами. Башня на флигеле частично утрачена, но по историческим фотографиям и натурным исследованиям найти её местоположение труда не составляет. Также имеется ещё одна небольшая башенка, в которой расположен вход в цокольный этаж, вероятнее всего, верхнее завершение также было сбито. По историческим описаниям и фотографиям видно, что флигель выполнен в псевдоготической архитектуре, но на сегодняшний день о прежней стилистике здания ничто не напоминает. Вероятнее всего, где-то рядом с флигелем располагалась изящная часовня, выполненная также в стиле готика, её точное месторасположение ещё предстоит найти.
Третий сохранившийся объект на территории усадьбы - «школа» общей площадью 502,3 кв.м. Здание одноэтажное, построенное в неоклассическом стиле в 1910-1914гг. уже Московской городской управой. На сегодняшний день объект окружен с двух сторон поздними пристройками и обшит деревянными досками. Утрачены несколько кирпичных треугольных аттиков. Объект практически неузнаваем, но планировочная коридорная структура осталось прежней. Рядом
со зданием школы находится круглый фонтан, вероятнее всего организованный одновременно со школой. На исторических фотографиях, взятых из паспорта памятника, можно проследить, как выглядел объект до обстройки его с двух сторон поздними объёмами.
Удивительное впечатление производит обширный пейзажный парк из смешанных пород деревьев по берегам реки Пехорки. Объекты просто утопают в обилии зелени разных благородных пород. Могучие липы, вязы, кедры, берёзы, серебристые тополя, лиственницы до сих пор шелестят своей листвой, что производит неповторимое ощущение дворянской неги и покоя.
В ближайшее время на территории усадьбы будут активно вестись историко-архитектурные исследования. Уже сегодня в архивах Москвы и Московской области работают специалисты -историки, архитекторы, проведены первичные натурные исследования, сделаны обмеры. Особое внимание будет уделено главному дому ввиду полного искажения его первоначального облика. Для этого история усадебного дома будет реконструирована в виде строительных этапов, каждый из которых наложил свой негативный отпечаток на замысел архитектора. Уже сейчас можно сказать, что проект реставрации будет поэтапно воссоздавать
90
Пир ШЖуССТБ
ГОТИЧЕСКАЯ ЧАСОВНЯ НА ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ (УТРАЧЕНА) ФОТО НАЧ. XX ВЕКА М. ГНУНИ
всю планировочную структуру дома. Предстоит восстановить историческую справедливость и вернуть флигелю утраченную готическую башню, а также декор по фасадам и завершениям карнизов. Большая работа предстоит по расчистке здания школы от поздних наслоений. В результате практически половина площади школы пойдёт под демонтаж, так как советские и последние строительные наслоения полностью исказили ее первоначальный
облик. Немало работы и по реабилитации усадебного парка, который утратил свою планировочную структуру, но тем не менее и на сегодняшний день богат своей растительностью, вековыми липами, клёнами, берёзами и многими другими деревьями. В исследовании парка немаловажную роль играет георадарное обследование территории, выявляющее утраченные усадебные объекты, а иногда и открывающее исторические тайны, которые скрыты под толщей земли.
Уже сегодня можно говорить, что усадьба Зе-нино является примером сочетания в себе различных архитектурных стилей и наслоений разных исторических периодов и собственно функций, которые не всегда были одинаковыми в разных объектах. Предстоит нелёгкая работа по организации гармоничного сосуществования объектов культурного наследия разных эпох на единой территории. Проектом реставрации планируется учесть все стилевые и архитектурные особенности, сложившиеся за практически четырёхве-ковую историю усадьбы. Расположение усадьбы Зенино в непосредственной близости от МКАД позволяет реализовать в ней любое направление, характерное для практики современного использования объекта культурного наследия. Усадьба Зенино во многом будет отличаться от усадеб, на которых уже ведёт работы группа компаний АБС, но при этом основные функции ее останутся неизменными - туристическая, музейная, гостиничная, рекреационная и т.д. Также планируется размещение нескольких ресторанов различной тематической направленности. Сегодня в усадьбе Зенино разве что только парк напоминает о вековой истории и красоте имения, но работа над исследованием данной усадьбы с каждым днем все заметнее приоткрывает ее великолепие и роскошь, которые скрыты сегодня под слоем современной штукатурки, бетона и толщей земли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дурилин, П. Н. Московские пригороды и дачные поселки в связи с развитием городской жизни. - М. : Тип. Фасоль, 1918. - 41 с.
2. Молева, Н. М. Подмосковные усадьбы и дачи. - М., 2007 - С.289
3. Тихомиров, Е.И. Подмосковная усадьба Троицкое-Кайнарджи, ее владельцы, некрополь. - М., 2005 - С.17-18.
4. Фролов, А.И. Усадьбы Подмосковья. - М., 2003. - С.206.
5. Чижков, А.Б. Подмосковные усадьбы: Аннотированный каталог с картой расположения усадеб.-3-е изд., перераб. и доп., - М., 2006. - С.93.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
Официальный сайт Министерства культуры Московской области //Культура Подмосковья. - Режим доступа: http: mosoblculture.ru (проверен 21.09.2014)
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Главный дом» // Архив Мминистерства культуры Московской области, инв.№ 1640
2. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Флигель с башней» // Архив Министерства культуры Московской области, инв.№ 1643
3. Паспорт памятника архитектуры усадьба Зенино - «Школа» // Архив Министерства культуры Московской области, инв.№ 1645
VUV ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А
4Ш1р искусств