Научная статья на тему '«Флигель с башней» - готический мотив в усадьбе Зенино'

«Флигель с башней» - готический мотив в усадьбе Зенино Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
457
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектурно-усадебный комплекс / флигель / неоготика / псевдоготика / готическая роза / пинакль / щипец / architectural manor complex / wing / neo-gothic / pseudo-Gothic / Gothic rose / Pinnacle / fin

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Степан Новиков

В ходе восстановления архитектурного объекта вскрывается его «биография», позволяющая архитекторам выбрать самые интересные страницы и сделать их достоянием общественности. Флигель с башней в усадьбе Зенино отражает историю усадебного комплекса и выявляет популярные архитектурные стили периода ее расцвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the restoration of the architectural object opened his "biography" that allows architects to select the most interesting pages and make them public. Outbuilding with a tower in the estate Zenino reflects the history of the estate complex and reveals the popular architectural styles of the period of its heyday.

Текст научной работы на тему ««Флигель с башней» - готический мотив в усадьбе Зенино»

«ФЛИГЕЛЬ С БАШНЕЙ» - ГОТИЧЕСКИЙ МОТИВ В УСАДЬБЕ ЗЕНИНО

Степан Новиков руководитель архитектурной мастерской ASG №2

Алсу Зарипова. «Флигель усадьбы Зенино» Графика 2015 г.

Аннотация: в ходе восстановления архитектурного объекта вскрывается его «биография», позволяющая архитекторам выбрать самые интересные страницы и сделать их достоянием общественности. Флигель с башней в усадьбе Зенино отражает историю усадебного комплекса и выявляет популярные архитектурные стили периода ее расцвета.

Ключевые слова: архитектурно-усадебный комплекс, флигель, неоготика, псевдоготика, готическая роза, пинакль, щипец.

Abstract: During the restoration of the architectural object opened his "biography" that allows architects to select the most interesting pages and make them public. Outbuilding with a tower in the estate Zenino reflects the history of the estate complex and reveals the popular architectural styles of the period of its heyday.

Keywords: architectural manor complex, wing, neo-gothic, pseudo-Gothic, Gothic rose, Pinnacle, fin.

В ходе реставрационных работ на памятниках архитектуры, как правило, выясняются ранее неизвестные страницы истории объектов. В XXI веке большинство объектов дошло до нас в неузнаваемом виде по причине глобальных перестроек советского периода. Это касается как городских домов, так и загородных усадеб, об одной из которых пойдёт речь в данной статье. Усадьба Зенино является одной из самых загадочных усадеб Московской области, работы на которых ведёт Инвестиционная группа компаний ASG в рамках Губернаторской программы «Усадь-

бы Подмосковья», призванной обеспечить воссоздание и сохранение объектов культурного наследия Московской области.

Серьёзные перестройки в основном совершались во времена тотальных изменений в структуре усадебных комплексов, а именно в эпоху советской власти, когда на территории дворянских имений размещали тюрьмы, лечебные учреждения, приспосабливали их под коммунальное жилье и т.д. Интереснейшим этапом развития усадеб являются периоды их расцвета - XVШ-XIX века, когда усадьбы меняли свой архитек-

Илл. 1. Комплекс усадьбы Зенино с обозначением основных объектов

Илл. 2.

Обнаруженные надписи на стенах флигеля

турный облик ради нового стиля, например, от классицизма - к эклектике и т.п. При этом часто перестройки не были связаны с внешним обликом главного усадебного дома, а касались лишь перепланировки и изменения функционального назначения того или иного объекта на территории усадебного комплекса. В данной статье речь пойдёт об уникальных особенностях и дальнейшем приспособлении одного из объектов, сохранившегося на территории усадьбы Зенино, который значится в реестре памятников как «флигель с башней».

Одноэтажное здание в центральной части усадьбы, с высоким цокольным этажом, состоящее из прямоугольного основного объёма и двух примыкающих небольших объёмов с западной стороны по углам с арочными окнами по периметру и есть памятник архитектуры, именуемый как «флигель с башней» (илл.1). В 2014 году при первичном обследовании здания специалистами ИГК ASG о ценности и уникальности объекта говорили только подвальные помещения с сохранившимися сводами и большими арочными окнами. Само же здание было значительно искажено и перестроено. Башня на флигеле частично утрачена, но по историческим фотографиям и натурным исследованиям найти её местоположение труда не составило. Оставалась непонятна логика расположения окон восточного фа-

сада, слабо читалась планировочная структура. Архитектура здания была полностью уничтожена и спрятана за толстым слоем штукатурки.

Исследование объекта

В процессе более детального исследования объекта выяснилось, что весь он выполнен из известкового камня, а перемычки над окнами из керамического кирпича. При этом стала заметна визуальная разница между кирпичными перемычками ряда окон. Разница проявляется в насыщенности цвета кирпича и раствора между ними. В процессе зондажных раскрытий также были обнаружены загадочные надписи на стенах, выполненные углём, которые говорят либо о периоде строительства, либо о возможных последующих перестройках (илл. 2). Все цифры написаны на тёсаных известковых камнях, которые расположены между арочными окнами. Самое интересное открылось в результате отбив-

Я

№1

Илл. 3. Зондажное раскрытие западного фасада

Илл. 4. Анализ строительных периодов западного фасада

Илл. 5. Спаренные первоначальные окна. Вид снаружи и изнутри

ки штукатурки на восточном фасаде (илл. 3). Получило объяснение ранее нелогичное расположение арочных проёмов и их связи с внутренней планировкой. В результате визуального анализа фасада выявилась его первоначальная композиция, о которой не было известно ранее. Арочные окна по фасадам разновременные, но при этом выдержаны в одной стилистике. На вычерченном зондаж-ном раскрытии восточного фасада можно проследить первоначальную симметричную композицию с центральным трёхчастным окном (аналогичная композиция окна на южном фасаде (илл. 4). Фланкируют трёхчаст-ное окно спаренные арочные окна, которые выделяются по насыщенному цвету перемычек и тёсаным известковым камням между ними (илл. 5). Композиция западного фасада также симметрична и читается без труда,

единственное изменение заключается в закладке крупного арочного дверного проёма в оконный. Вероятнее всего, главный вход располагался именно с западного фасада, выходящего на основную дугообразную ось усадьбы. На северном фасаде обнаружились две пары первоначальных, спаренных арочных окон (илл. 5), а центральное было пробито уже позднее. К южному фасаду уже в советское время был пристроен прямоугольный объём из газобетона, который сегодня скрывает исторический фасад со ступенчатым щипцом во всю стену. (Щипец - островерхий или ступенчатый фронтон, типичный для средневековой архитектуры Северной Европы. Образуется от двух скатов кровли. В отличие от обычного треугольного фронтона, не отделяется снизу горизонтальным карнизом, а является частью

Илл. 6. Схемы строительных периодов стен

фасадной стены [!]). В верхней части щипца располагается круглое окно и трёхчастное окно по первому этажу (сегодня фланкирующие прямоугольные проёмы заложены, центральное окно используется как дверной проём). Кирпичный пристрой между основанием башни и основным объёмом пристроен вероятнее всего в кон. XIX - нач. XX вв. Интересным является факт, что все внутренние стены были выполнены в период реконструкции здания и пробивки новых арочных окон (илл. 6). Об этом свидетельствуют стыки, разная техника кладки известковых блоков, выполненные не в перевязку с внешней стеной. Внутренние стены переходят в первоначальные трёхчастные окна, ввиду чего часть проёмов была заложена (илл. 3). После визуального осмотра крупных арочных перемычек цоколя снаружи здания также можно сказать, что выполнены они в разное время, и вероятнее всего перестройка окон нижнего уровня вызвана строительством новых сводов, так как планировочная структура двух этажей идентична. В результате

комплексного обследования здания можно сделать вывод, что объект имеет, как минимум, пять строительных периодов, причём первые два имеют абсолютно одинаковую ценность и значимость для объёмно-планировочной и конструктивной идентичности памятника архитектуры. Остаётся неизвестной первоначальная планировка данного объекта, возможно, он использовался как некое зальное помещение для проведения различных празднеств. Графическая реконструкция, выполненная на первоначальный период строительства, даёт нам представление, как выглядел объект до пробивки поздних проёмов (илл. 7). Можно говорить, что разрабатываемый проект реставрации полностью передаёт архитектурный образ первоначальной постройки, при этом учитывает и все последующие периоды.

Проект реставрации

Проект реставрации данного объекта преследует сохранность всех строительных периодов объекта и восстановление архитектурного облика памятника. Зда-

Илл. 7. Графическая реконструкция на первоначальный период строительства. 3Д-визуализация Ольга Кравец

Илл. 8. Проекты-аналоги загородных домов, подобных «Флигелю с башней» [Г.Б. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй пол. XIX в. ■ СПб., 1904.]

Илл. 8. Проекты-аналоги загородных домов, подобных «Флигелю с башней» [Г.Б. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй пол. XIX в. - СПб., 1904.]

ние является примером псевдоготики и стилизовано под европейские средневековые замки (илл.8). Данное направление было очень популярно в начале XIX века, позже подобные стилизации переросли в самостоятельный стиль - эклектику, в котором активно проявлялось неоготическое направление. На ступенчатом щипце сохранилось круглое окно, характерные окна-розы практически всегда используются

Илл.10. Разрез по башне, совмещённый с южным фасадом

Илл. 9. Фото нач. XX века М. Гнуни

в готических постройках. Ступенчатый щипец и ассиметричная планировочная структура с зубцами на башне (илл. 9) отсылают нас к европейским замкам и крепостям. Русская псевдоготика конца XVIII - начала XIX вв. - это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Первые в России попытки архитектурных стилизаций под готику относятся к 1770-м годам, когда. Ю. М. Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём, а В. И. Баженов по её заданию занялся проектированием обширной Царицынской усадьбы под Москвой [2].

В рамках проекта реставрации памятника архитектуры планируется сохранить все исторические напластования на фасадах, что позволит воочию представить историческую ценность объекта. При этом сохранится существующая планировочная структура, а заложенные окна, переходящие в стыки с внутренними стенами, останутся в виде ниш, что позволит представить первоначальный рисунок фасадов. Стены и поздние перемычки предлагается покрыть специальными реставрационными составами на основе извести, а на первоначальных

перемычках окон восстановить сбитый кирпич. Воссоздание утраченного яруса башни с флагштоком завершит архитектурную композицию объекта и вернет ему утраченный силуэт (илл.10). Малую башню предлагается завершить ступенчатым щипцом с пинаклией. (Пинакль - (франц. pinacle, от лат. pinnaculum — перистый, «крылышко»), в готической архитектуре Западной Европы XII-XV вв. — небольшая башенка, увенчанная миниатюрным шатром — фиалом. Пинакли и фиалы украшали краббами, крестоцвета-ми и шпилями [1]). Западный фасад берёт на себя функцию парадного, так как выходит на основную полукруглую дорогу к основным объектам усадьбы. На историческом месте, по центру фасада, окаймлённом двумя башнями, расположится парадная лестница (илл. 11). Прямоугольные пилястры восточного фасада также предлагается завершить башенками-пинаклями, над карнизом пустить зубцы, подобные завершению башни (илл. 12). По историческим фотографиям предстоит восстановить расстекловку окон, лестницу и вход с восточного фасада. С южного фасада на месте советского пристроя будет организована терраса (илл. 10). Выход на террасу предстоит восстановить на историческом месте с кирпичного перехода, соединяющего башню и основной объём. На завершении пинаклей будут установлены шпили и флюгеры, что придаст объекту завершённый вид. В малой башне целесообразно сохранить лестницу начала XX века с высоким прямоугольным входным проёмом (илл. 13). Ещё один вход в подвал устроится через стрельчатую заложенную нишу в основании большой башни, вероятнее всего, первоначально вход располагался именно там, а возможно был подземный ход из флигеля в главный дом. В целом можно охарактеризовать предстоящие работы на памятнике как реабилитацию и возвращение давно утраченного оригинального, как в начале XIX века, так и сейчас, достойного архитектурного облика.

Проект приспособления

Проект приспособления памятника продиктован, в первую очередь, особенностями объёмно-планировочной структуры объекта, а также интеграцией функции данного здания в общую структуру усадебного комплекса. Усадебный комплекс Зени-но в большей степени будет ориентирован на горожан и туристов, так как находится вблизи от строящегося ЖК «Люберцы», к

аш

I

Илл. 12. Восточный фасад

Илл. 13. Северный фасад

Экпликвии* ппыешсниО ги^^оли

9.№)

2 дочочпььа

1 Ссгэг-Ч.с И-1 12,Я

4 Ни) 7,51

Ь С/у 10131 ОЬшйЧ

$ ел пчк^длф иа

7

К Хил «.1 *

9 1 из

Ьцр 17Л

Ы1 |Ц}

Нкн Ы1

13 и»

и ял

ИЧИЧАШКФ ■З.Л*

к л п

зм.лз

Илл.14. План приспособления цокольного этажа

Ш

Экспашниыя 1го япо*а

Илл.15. План приспособления первого этажа

Илл. 16. Аналог интерьеров цокольного этажа («Meat head steak house» Санкт-Петербург, Конюшенная площадь 2, лит. Д [ Интерьеры/Дизайн-бюро «АРХПОИНТ». - Екатеринбург, 2014.-С.68-69 ])

Илл. 17. Интерьеры усадьбы Подушкино [Готическая архитектура Москвы. Режим доступа: http://moscow-gothica.livejournal.com/]

тому же в 2015 году в 2,5 км от усадьбы планируется открытие станции метро «Некрасовка», что позволит жителям и гостям столицы беспрепятственно посещать восстановленную усадьбу с высокоразвитой инфраструктурой.

«Флигель с башней» станет важным элементом культурного ландшафта усадьбы. Первый и второй этаж будут функционировать независимо друг от друга, в первую очередь это связано со сводами цокольного этажа во всех помещениях, что не позволяет осуществлять вертикальные связи между первым и вторым уровнями (илл. 14, 15). На первом этаже разместится заведение, по образу напоминающее «трактир» с высокими кирпичными сводами (илл. 16), что не противоречит историческому назначению помещений. Так, раньше на нижнем этаже флигеля располагался винный погреб, о чём свидетельствуют исторические данные. В южной части разместятся кухня-догото-вочная и хозяйственные помещения. Кухня с полным циклом готовки будет находиться в подвале главного дома. В «трактир» можно будет попасть по двум лестницам через большую и малые башни. На втором этаже расположится некий культурный центр усадьбы. Универсальные залы будут способны трансформироваться от конференц-залов до выставочно-экспозиционных

помещений. Помещения будут оборудованы современными техническими средствами, что позволит организовывать всевозможные культурно-досуговые мероприятия. Планируется проведение сменных экспозиций Большого собрания изящных искусств ASG. В залах будут воссозданы интерьеры готической направленности, отделанные деревянными панелями, что подчеркнёт внешний облик здания, а также сохранит раскрытые участки каменных стен (илл. 17). Точкой притяжения всей усадьбы станет воссоздаваемая смотровая башня с винтовой лестницей, которая станет не только визуальной доминантой, но и неким аттракционом для посетителей усадьбы (илл. 10). «Флигель с башней» явится выставочным павильоном всего усадебного кластера Подмосковья и наглядным пособием по реставрации усадьбы Зенино для специалистов и посетителей.

Большим подспорьем для авторов проекта реставрации стала гравюра 1830 года, на которой уже запечатлён «Флигель с башней» с крупным развевающимся флагом, а также определено месторасположение готической часовни, которая, вероятнее всего, возводилась параллельно с флигелем (илл. 18). Параллельно с восстановлением флигеля работы ведутся и на двух других памятниках архитектуры, расположенных на территории усадьбы Зени-

Илл.18. Вид усадьбы Зенино и окружающей местности. 1830-е гг. Неизвестный художник

Илл.19. Вид флигеля с башней. Осень 2014г.

Илл.20. Эскизное предложение. Вид с северо-востока

но - «главный дом», «школа» (илл. 1). Также немаловажным является аспект воссоздания основного исторического ядра усадьбы Зенино - жилой зоны с пейзажной парковой площадью 13,1 га (на данный момент за усадьбой закреплен отвод в 6,1 га). Воссоздание исторической фермы и продолжения пейзажного парка (расположен от западного берега р. Пехорка до дороги, разделяющей будущий ЖК «Люберцы») площадью 24 га планируется на месте реликтового леса. Именно сохранение растительности и создание парка на данной территории позволит поддержать благоприятную экологическую обстановку и вековой дух территории.

«Флигель с башней» - уникальный архитектурный памятник Подмосковья, который сегодня открывается для нас с новой стороны после долгого упадка и деградации (илл. 19). Отреставрированный объект культурного наследия станет интересен большому кругу любителей старины и не только в плане функционального использования, но и для визуального осмотра ценного исторического объекта на территории усадьбы Зенино (илл. 20).

Список использованной литературы:

1. Власов В.Г. Архитектура : слов. терминов . - М. : Дрофа, 2003. - 191 с.

2. Русская псевдоготика [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1 %81 %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B Е0/с01°/о82°/с000/оВ80/с000/оВА0/с000/оВ0 (Проверен 21.09.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.