Научная статья на тему 'Пути оптимизации преподавания профессионального иностранного языка (из опыта деятельности высшей школы управления гостиничным и туристским бизнесом Ватель РМАТ)'

Пути оптимизации преподавания профессионального иностранного языка (из опыта деятельности высшей школы управления гостиничным и туристским бизнесом Ватель РМАТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА / ГОСТЕПРИ ИМСТВО И РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / МОТИВАЦИЯ / ПРАКТИКИ И СТАЖИРОВКИ / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE / JOINT PROGRAM / HOSPITALITY AND RESTAURANT BUSINESS / MOTIVATION / PRACTICE AND INTERNSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космачева Л. М., Коровушкина Е. А.

Рассматриваются проблемы, возникающие в процессе обучения профессиональному иностранному языку в рамках международной совместной образовательной програм мы Ватель РМАТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of optimization of teaching a professional foreign language (on the example of International Business School Hotel and Tourism Management VATEL RIAT)

This article describes the issues that are arising in the process of teaching professional foreign language within the framework of the international cooperative education program by Vatel RIAT

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации преподавания профессионального иностранного языка (из опыта деятельности высшей школы управления гостиничным и туристским бизнесом Ватель РМАТ)»

УДК 378.1

Л.М. КОСМАЧЕВА, Е.А. КОРОВУШКИНА

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (из опыта деятельности Высшей школы управления гостиничным и туристским бизнесом ВАТЕЛЬ - РМАТ)

Рассматриваются проблемы, возникающие в процессе обучения профессиональному иностранному языку в рамках международной совместной образовательной программы Ватель - РМАТ.

Ключевые слова: профессиональный иностранный язык, совместная программа, гостеприимство и ресторанный бизнес, мотивация, практики и стажировки.

This article describes the issues that are arising in the process of teaching professional foreign language within the framework of the international cooperative education program by Vatel -RIAT.

Keywords: professional foreign language, joint program, hospitality and restaurant business, motivation, practice and internships.

Современный уровень развития человеческого общества, как общий, так и техногенный, а также его дальнейшая эволюция неразрывно связаны с прогрессивным развитием его качеств, как личностных, так и профессиональных. Профессиональной подготовке на современном этапе уделяется большое внимание, многие авторы говорят о переходе общества в новую эпоху развития, которую называют «информационным обществом», «обществом знаний» ввиду той роли, которую в ней играют знания и информация, а также «постиндустриальной эпохой», где образованию уделяется ведущая роль [3].

Одной из многих составляющих этой эволюции является профессионализм отдельно взятого человека,

© Космачева Л.М., Коровушкина Е.А., 2014

который, в свою очередь, неразрывно связан с необходимостью изучения и овладения иностранным языком как на уровне повседневного общения, так и на соответствующем профессиональном уровне. В этой связи следует отметить огромное значение иностранного языка в плане его практического и профессионального применения.

Достижение высокого профессионального уровня зависит от множества факторов, одним из которых и является иностранный язык. Следует отметить, что профессиональные знания иностранного языка предполагают основательные знания общего иностранного языка. Немаловажную роль в достижении соответствующего профессионального уровня играет мотивация. Таким образом, мотивация должна быть неотъемлемой частью учебного процесса. В данном аспекте мотива-

ция включает в себя несколько составных, в том числе и заинтересованность преподавателя иностранного языка. С самого первого занятия преподаватель должен постоянно поддерживать заинтересованность своих студентов, используя приемы индивидуального подхода. Более ранний процесс адаптации к специфике профессиональных элементов в иностранном языке будет, безусловно, способствовать их лучшей и быстрой ассимиляции, которая, в свою очередь, будет стимулировать углубленное и более развернутое изучение профессионального иностранного языка. Ориентация на профессионализм закладывается уже на первом занятии. Постоянное стремление преподавателя найти оптимальные пути обучения иностранным языкам всегда остается актуальным, и в связи с этим значение первого занятия велико. Задача преподавателя - сориентироваться в новой группе и выяснить:

• на каком уровне сформированы лингвистические компетенции или не сформированы совсем;

• определить уровень мотивации в плане иностранного языка как общего;

• выяснить направленность в области профессиональной деятельности с целью более глубокого изучения элементов профессионального языка;

• выбрать методы обучения.

Естественно, на этом этапе данного обучения преподаватель и студенты будут сталкиваться с определенными трудностями. Грамотное введение соответствующего языкового материала с лексико-грамматическими элементами, относящимися к профессии, значительно сократит затраты времени и благотворно скажется на его усвоении студентами.

Одной из основных задач преподавателя иностранного языка является непрестанное поддержание интереса к данному аспекту их профессии. Само собой разумеется, что преподаватель должен обладать общими знаниями, касающимися профессии обучаемых студентов.

Как было сказано выше, оптимизация учебного процесса включает в себя также и непрерывное поддержание интереса у студента к своей будущей профессии посредством изучения иностранного языка. Такими действенными приемами, дающими видимые результаты, являются:

• разнообразие информации на иностранном языке, имеющей отношение к будущей профессии;

• поиск, тщательный отбор и презентации материала на иностранном языке преподавателем, непременным условием которых должен быть материал, включающий элементы, которые, безусловно, должны привлечь внимание и стимулировать дальнейший интерес студентов к овладению профессией посредством изучения иностранного языка;

• выполнение студентами домашних заданий, заключающихся также в поиске необычных фактов, интересных историй, возможно, курьезных случаев с их последующей презентацией на иностранном языке (например, история происхождения иностранных слов и их заимствование);

• привлечение преподавателей-носителей языка, преподавателей-профессионалов в соответствующей области для чтения лекций на иностранном языке с последующим практическим тренингом в специально оборудованном классе (например, изучение посу-

ды, с последующей сервировкой стола или бара).

Постоянное поощрение интереса, проявленного студентом, ведет к повышению его самооценки и, как следствие, к достижению высоких результатов.

Одним вопросов из вопросов, который задает себе преподаватель, является следующий: как найти оптимальные пути обучения профессиональному иностранному языку? Безусловно, для его решения необходим комплексный подход.

Говоря о том, как это реализуется в рамках международной совместной образовательной программы Ватель -РМАТ, следует сказать, что данная программа открылась в 2005 г. и предусматривает обучение в течение 4 лет по подготовке бакалавров в области гостиничного, ресторанного и туристского бизнеса. Партнерами являются Российская международная академия туризма (РМАТ) и Институт Ватель -Высшая школа управления гостиничным и туристским бизнесом (Франция). Обучение проходит в Москве. Теоретические занятия ведут преподаватели из Франции, преподаватели РМАТ, прошедшие стажировку во Франции, привлекаются специалисты гостиничной, ресторанной и туристической сферы. В течение всего учебного года теоретические занятия чередуются с практическими. После 1-го курса студенты проходят длительную стажировку во Франции. После 2-го курса - стажировка в России. После 3-го и 4-го курсов - длительная стажировка во Франции и в других странах Европы на предприятии общественного питания или в гостинице. По итогам обучения студенты получают российский диплом бакалавра государствен-

ного образца по направлению «Менеджмент» и диплом бакалавра менеджмента Института Ватель негосударственного образца. Преподавание в России осуществляется по лицензионному соглашению, и это является первым опытом подобного сотрудничества в российском туристском бизнесе. Максимальное внедрение во время учебы в профессиональную среду, как российскую, так и зарубежную, позволяет всем выпускникам без проблем найти работу [1, 2].

В учебном плане Ватель - РМАТ профессиональный иностранный язык фигурирует уже на первом курсе. Начиная с базового курса общего языка, примеры даются из лексики ресторанного бизнеса и гостиничного хозяйства. При объяснении грамматического материала преподаватель дает пример фраз и речевых конструкций как из общего языка, так и из области будущей профессиональной деятельности студентов. Создание позитивно ориентированной направленности каждого занятия позволяет преподавателю построить курс дисциплины независимо от уровня знаний обучаемых студентов. Использование межпредметных связей и знаний студентов из дисциплин курса обучения дает возможность оптимизировать введение профессионального языка.

Теоретическое обучение с упором на практическое применение, а именно, практики и стажировки в тренинговой гостинице во Франции (г. Ним), в различных службах гостиницы и ресторана, непрестанная ротация при прохождении практики, а также самостоятельное участие в деятельности разных департаментов и служб позволяет студентам почувствовать не толь-

ко необходимость изучения профессионального языка, но и реализовать его на практике.

Таким образом, описанный выше

подход позволяет студенту видеть реальные перспективы его будущей профессии и самореализоваться в профессиональном плане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Космачева Л.М. Профессиональная подготовка в условиях реализации совместной образовательной программы // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 9. С. 15-17.

2. Космачева Л.М. Коммуникативная под-

готовка в условиях реализации международной совместной образовательной программы // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 4. С. 185-187.

3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. С. 38.

ПОДПИСКА

Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования

Рубрики:

• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Алилуйко Е.А. - канд. пед. наук, декан факультета менеджмента туризма РМАТ, профессор кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ, [email protected]

Бухтеева Е.Е. - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Одинцовского гуманитарного университета, [email protected]

Вайнер М.Э. - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников Московского городского педагогического университета, [email protected]

Гуляев В.Г. - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры менеджмента гостеприимства Московского филиала РМАТ, [email protected]

Дегтярёв В.А. - аспирант кафедры педагогики и психологии РМАТ, slaike@ inbox.ru (науч. руководитель А.И. Сесёлкин, д-р пед. наук, проф.)

Ефремцева Т.Н. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ, [email protected]

Жираткова Ж.В. - канд. социол. наук, доцент, завкафедрой иностранных языков и гуманитарных дисциплин Московского филиала РМАТ, zanna_z@ mail.ru

Кальней В.А. - д-р пед. наук, профессор, завкафедрой педагогики и психологии РМАТ, [email protected]

Квартальнов А.В. - д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры Воскресенского института туризма - филиала РМАТ, [email protected]

Коблев К.Р. - магистрант РМАТ, [email protected] (науч. руководитель С.П. Шпилько, канд. экон. наук, доцент)

Козырев В.М. - д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник высшего профессионального образования РФ, завкафедрой экономики и финансов РМАТ, [email protected]

Коровушкина Е.А. - доцент международной кафедры Ватель - РМАТ Московского филиала РМАТ, [email protected]

Космачева Л.М. - канд. пед. наук, доцент международной кафедры Ватель -РМАТ Московского филиала РМАТ, [email protected]

Кубрушко П.Ф. - чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, профессор, завкафедрой педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВПО РГАУ им. К.А. Тимирязева, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.