УДК 378.1
Л.М. КОСМАЧЕВА, Е.А. КОРОВУШКИНА
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (из опыта деятельности Высшей школы управления гостиничным и туристским бизнесом ВАТЕЛЬ - РМАТ)
Рассматриваются проблемы, возникающие в процессе обучения профессиональному иностранному языку в рамках международной совместной образовательной программы Ватель - РМАТ.
Ключевые слова: профессиональный иностранный язык, совместная программа, гостеприимство и ресторанный бизнес, мотивация, практики и стажировки.
This article describes the issues that are arising in the process of teaching professional foreign language within the framework of the international cooperative education program by Vatel -RIAT.
Keywords: professional foreign language, joint program, hospitality and restaurant business, motivation, practice and internships.
Современный уровень развития человеческого общества, как общий, так и техногенный, а также его дальнейшая эволюция неразрывно связаны с прогрессивным развитием его качеств, как личностных, так и профессиональных. Профессиональной подготовке на современном этапе уделяется большое внимание, многие авторы говорят о переходе общества в новую эпоху развития, которую называют «информационным обществом», «обществом знаний» ввиду той роли, которую в ней играют знания и информация, а также «постиндустриальной эпохой», где образованию уделяется ведущая роль [3].
Одной из многих составляющих этой эволюции является профессионализм отдельно взятого человека,
© Космачева Л.М., Коровушкина Е.А., 2014
который, в свою очередь, неразрывно связан с необходимостью изучения и овладения иностранным языком как на уровне повседневного общения, так и на соответствующем профессиональном уровне. В этой связи следует отметить огромное значение иностранного языка в плане его практического и профессионального применения.
Достижение высокого профессионального уровня зависит от множества факторов, одним из которых и является иностранный язык. Следует отметить, что профессиональные знания иностранного языка предполагают основательные знания общего иностранного языка. Немаловажную роль в достижении соответствующего профессионального уровня играет мотивация. Таким образом, мотивация должна быть неотъемлемой частью учебного процесса. В данном аспекте мотива-
ция включает в себя несколько составных, в том числе и заинтересованность преподавателя иностранного языка. С самого первого занятия преподаватель должен постоянно поддерживать заинтересованность своих студентов, используя приемы индивидуального подхода. Более ранний процесс адаптации к специфике профессиональных элементов в иностранном языке будет, безусловно, способствовать их лучшей и быстрой ассимиляции, которая, в свою очередь, будет стимулировать углубленное и более развернутое изучение профессионального иностранного языка. Ориентация на профессионализм закладывается уже на первом занятии. Постоянное стремление преподавателя найти оптимальные пути обучения иностранным языкам всегда остается актуальным, и в связи с этим значение первого занятия велико. Задача преподавателя - сориентироваться в новой группе и выяснить:
• на каком уровне сформированы лингвистические компетенции или не сформированы совсем;
• определить уровень мотивации в плане иностранного языка как общего;
• выяснить направленность в области профессиональной деятельности с целью более глубокого изучения элементов профессионального языка;
• выбрать методы обучения.
Естественно, на этом этапе данного обучения преподаватель и студенты будут сталкиваться с определенными трудностями. Грамотное введение соответствующего языкового материала с лексико-грамматическими элементами, относящимися к профессии, значительно сократит затраты времени и благотворно скажется на его усвоении студентами.
Одной из основных задач преподавателя иностранного языка является непрестанное поддержание интереса к данному аспекту их профессии. Само собой разумеется, что преподаватель должен обладать общими знаниями, касающимися профессии обучаемых студентов.
Как было сказано выше, оптимизация учебного процесса включает в себя также и непрерывное поддержание интереса у студента к своей будущей профессии посредством изучения иностранного языка. Такими действенными приемами, дающими видимые результаты, являются:
• разнообразие информации на иностранном языке, имеющей отношение к будущей профессии;
• поиск, тщательный отбор и презентации материала на иностранном языке преподавателем, непременным условием которых должен быть материал, включающий элементы, которые, безусловно, должны привлечь внимание и стимулировать дальнейший интерес студентов к овладению профессией посредством изучения иностранного языка;
• выполнение студентами домашних заданий, заключающихся также в поиске необычных фактов, интересных историй, возможно, курьезных случаев с их последующей презентацией на иностранном языке (например, история происхождения иностранных слов и их заимствование);
• привлечение преподавателей-носителей языка, преподавателей-профессионалов в соответствующей области для чтения лекций на иностранном языке с последующим практическим тренингом в специально оборудованном классе (например, изучение посу-
ды, с последующей сервировкой стола или бара).
Постоянное поощрение интереса, проявленного студентом, ведет к повышению его самооценки и, как следствие, к достижению высоких результатов.
Одним вопросов из вопросов, который задает себе преподаватель, является следующий: как найти оптимальные пути обучения профессиональному иностранному языку? Безусловно, для его решения необходим комплексный подход.
Говоря о том, как это реализуется в рамках международной совместной образовательной программы Ватель -РМАТ, следует сказать, что данная программа открылась в 2005 г. и предусматривает обучение в течение 4 лет по подготовке бакалавров в области гостиничного, ресторанного и туристского бизнеса. Партнерами являются Российская международная академия туризма (РМАТ) и Институт Ватель -Высшая школа управления гостиничным и туристским бизнесом (Франция). Обучение проходит в Москве. Теоретические занятия ведут преподаватели из Франции, преподаватели РМАТ, прошедшие стажировку во Франции, привлекаются специалисты гостиничной, ресторанной и туристической сферы. В течение всего учебного года теоретические занятия чередуются с практическими. После 1-го курса студенты проходят длительную стажировку во Франции. После 2-го курса - стажировка в России. После 3-го и 4-го курсов - длительная стажировка во Франции и в других странах Европы на предприятии общественного питания или в гостинице. По итогам обучения студенты получают российский диплом бакалавра государствен-
ного образца по направлению «Менеджмент» и диплом бакалавра менеджмента Института Ватель негосударственного образца. Преподавание в России осуществляется по лицензионному соглашению, и это является первым опытом подобного сотрудничества в российском туристском бизнесе. Максимальное внедрение во время учебы в профессиональную среду, как российскую, так и зарубежную, позволяет всем выпускникам без проблем найти работу [1, 2].
В учебном плане Ватель - РМАТ профессиональный иностранный язык фигурирует уже на первом курсе. Начиная с базового курса общего языка, примеры даются из лексики ресторанного бизнеса и гостиничного хозяйства. При объяснении грамматического материала преподаватель дает пример фраз и речевых конструкций как из общего языка, так и из области будущей профессиональной деятельности студентов. Создание позитивно ориентированной направленности каждого занятия позволяет преподавателю построить курс дисциплины независимо от уровня знаний обучаемых студентов. Использование межпредметных связей и знаний студентов из дисциплин курса обучения дает возможность оптимизировать введение профессионального языка.
Теоретическое обучение с упором на практическое применение, а именно, практики и стажировки в тренинговой гостинице во Франции (г. Ним), в различных службах гостиницы и ресторана, непрестанная ротация при прохождении практики, а также самостоятельное участие в деятельности разных департаментов и служб позволяет студентам почувствовать не толь-
ко необходимость изучения профессионального языка, но и реализовать его на практике.
Таким образом, описанный выше
подход позволяет студенту видеть реальные перспективы его будущей профессии и самореализоваться в профессиональном плане.
ЛИТЕРАТУРА
1. Космачева Л.М. Профессиональная подготовка в условиях реализации совместной образовательной программы // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 9. С. 15-17.
2. Космачева Л.М. Коммуникативная под-
готовка в условиях реализации международной совместной образовательной программы // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 4. С. 185-187.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. С. 38.
ПОДПИСКА
Вестник РМАТ
Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования
Рубрики:
• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032
Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Алилуйко Е.А. - канд. пед. наук, декан факультета менеджмента туризма РМАТ, профессор кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ, [email protected]
Бухтеева Е.Е. - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Одинцовского гуманитарного университета, [email protected]
Вайнер М.Э. - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников Московского городского педагогического университета, [email protected]
Гуляев В.Г. - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры менеджмента гостеприимства Московского филиала РМАТ, [email protected]
Дегтярёв В.А. - аспирант кафедры педагогики и психологии РМАТ, slaike@ inbox.ru (науч. руководитель А.И. Сесёлкин, д-р пед. наук, проф.)
Ефремцева Т.Н. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ, [email protected]
Жираткова Ж.В. - канд. социол. наук, доцент, завкафедрой иностранных языков и гуманитарных дисциплин Московского филиала РМАТ, zanna_z@ mail.ru
Кальней В.А. - д-р пед. наук, профессор, завкафедрой педагогики и психологии РМАТ, [email protected]
Квартальнов А.В. - д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры Воскресенского института туризма - филиала РМАТ, [email protected]
Коблев К.Р. - магистрант РМАТ, [email protected] (науч. руководитель С.П. Шпилько, канд. экон. наук, доцент)
Козырев В.М. - д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник высшего профессионального образования РФ, завкафедрой экономики и финансов РМАТ, [email protected]
Коровушкина Е.А. - доцент международной кафедры Ватель - РМАТ Московского филиала РМАТ, [email protected]
Космачева Л.М. - канд. пед. наук, доцент международной кафедры Ватель -РМАТ Московского филиала РМАТ, [email protected]
Кубрушко П.Ф. - чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, профессор, завкафедрой педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВПО РГАУ им. К.А. Тимирязева, [email protected]