И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Л.М. КОСМАЧЕВА,
старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант РМАТ Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор А.И. Сеселкин
Аннотация. Освещается проблема профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии в условиях реализации международных совместных образовательных программ. Совместные образовательные программы рассматриваются как важный компонент международного сотрудничества. Даются понятие совместной образовательной программы, ее основные характеристики, модели, принципы создания и реализации. В качестве примера рассмотрена международная совместная образовательная программа «VATEL-PMAT».
Ключевые слова: высшая школа, международная деятельность вуза, образовательные программы, международное сотрудничество, совместные программы.
PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN JOINT
EDUCATIONAL PROGRAM
L.M. KOSMACHEVA,
the senior lecturer of the department of foreign languages, the post-graduate student
of the Russian international academy of tourism
Annotation. The article is devoted to the professional training of prospective specialists for the tourist industry in conditions of international joint educational programs. Joint educational programs are considered as an important component of the international cooperation. The article reveals the notion of a joint educational program, its main characteristics, models, principles of creation and realization. As an example the international joint educational program VATEL-RIAT is considered.
Keywords: high school, the university international activities, educational programs, international cooperation, joint programs.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Развитие туристско-гостиничного комплекса России предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров для туристской индустрии. Для формирования конкурентоспособного кадрового по-
тенциала необходимо обеспечить развитие многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров для туриндустрии, а также развития системы подготовки кадров в сфере туризма посредством повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, реализации программ «обучения обучающих» (распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)»).
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
С ра). е I ически м направлением развития российской системы образования является сотрудничество с европейскими образовательными учреждениями. В процессе вхождения в Болонское пространство в преимущественном положении окажутся образовательные учреждения, реализующие совместные образовательные программы с зарубежными партнерами1. Для многих российских вузов это направление деятельности актуально. Совместная образовательная программа — программа обучения, созданная в рамках договора о сотрудничестве двух (и более) вузов (зарубежных и российских) и отвечающая как минимум одному из двух критериев: 1) преподавание на иностранном языке; 2) получение диплома зарубежного вуза.
Основополагающим принципом реализации совместной образовательной программы является взаимное признание пройденного обучения в вузе-партнере. Совместные образовательные программы могут представлять собой разнообразные академические схемы обучения, начиная с реализации отдельных модулей обучения на иностранном языке внутри программы и заканчивая программами, предусматривающими получение дипломов двух вузов (в России — государственного образца)2.
Согласно материалу, подготовленному РОО «Центр изучения проблем профессионального образования», различаются следующие три модели совместных программ:
1) идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнере (параллельное изучение одних и тех же курсов/модулей, общие методы обучения и экзаменационные процедуры);
2) сравнимые основные модули/курсы программ обучения в партнерских университетах, но разные специализации, предоставляемые каждым партнером;
3) курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (т.е. образовательная программа разделена на несколько частей, каждая из которых реализуется только одним партнером).
Существует множество разнообразных моделей и примеров успешных совместных образовательных программ, и нет какой-либо одной идеальной модели партнерства. Вместе с тем ключевыми критериями совместных программ является то, что они базируются на совместной разработке и осуществлении интегриро-
ванных учебных планов. При этом элемент международной мобильности является встроенным и обязательным и обусловливает получение совместной степени. Как правило, большинство программ следуют второй модели, т.е. основа образовательной программы или ее начального этапа является общей для всех партнеров с точки зрения структуры и содержания, одновременно каждый партнер дополняет ее собственными курсами, которых нет в другом университете.
Одним из примеров международного сотрудничества может служить образовательная программа «VATEL-PMAT», которая открылась в 2005 г. Программа предусматривает обучение в течение четырех лет по подготовке бакалавров в области гостиничного, ресторанного и туристского бизнеса. Партнерами являются Российская международная академия туризма и институт VATEL — Высшая школа управления гостиничным и туристским бизнесом (Франция)3. Обучение проходит в Москве. Теоретические занятия ведут преподаватели из Франции, преподаватели Российской академии туризма, прошедшие стажировку во Франции, привлекаются специалисты гостиничной, ресторанной и туристической сферы.
В течение учебного года теоретические занятия чередуются с практическими. После 1-го курса студенты проходят длительную стажировку во Франции, после 2-го — стажировка в России. После 3-го и 4-го курса длительная стажировка во Франции и в других странах Европы в организации или в гостинице. По итогам обучения студенты получают российский диплом бакалавра государственного образца по направлению «Менеджмент» и диплом бакалавра менеджмента Института VATEL негосударственного образца. Преподавание в России осуществляется по лицензионному соглашению, и это является первым опытом подобного сотрудничества в российском туристском бизнесе4.
Максимальное внедрение во время учебы в профессиональную среду, как российскую, так и зарубежную, позволило без проблем найти работу всем выпускникам
1 Абрамов В.Л. Проблема вхождения российской высшей школы в общеевропейское пространство. Конференция «Высшее образование для XXI века» // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 22—28.
2 Кейс и методические рекомендации по направлению Болонского процесса «Сопоставление и признание документов об образовании» // Национальный фонд подготовки кадров. Новосибирский государственный технический университет. Тюменский государственный университет. М., 2007.
3 URL: www.vatel.rmat.ru — www.vatel.fr.
4 Ресторан Technologies. 2010. № 2.
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2009 г. Несколько примеров: М. Саяпин — менеджер отдела ресторана и баров в гостинице «Ritz Carlton» (г. Санья, Китай), А. Курчевская — менеджер по коммерческому продвижению в представительстве Агентства по развитию туризма во Франции «ATOUT FRANCE», Н. Каролина — помощник директора в гостинице «Martinez» (г. Канны, Франция).
Опасения относительно поглощения европейской системой высшего образования российского высшего образования5 не оправдались, но став в 2003 г. участницей Болонского процесса, Россия, несомненно, получила пространство для развития и совершенствования, но она также взяла на себя ряд серьезных обязательств. Некоторые исследователи обращают внимание на противоречия и несоответствия в законодательстве, что тормозит продвижение Болонских инициатив6. В этом вопросе мы, кстати, не сильно отличаемся от других участников Болонского процесса, о чем говорится в докладе «Обзор магистерских программ и совместных (двойных) дипломов».
Нормативные документы не позволяют реализовать в полной мере принципы направленности обучения на студента, предоставляющие ему больше
возможностей самоуправляемого обучения. Мобильность студентов, а тем более преподавательского состава вызывает трудности, не отработан механизм выдачи приложения к диплому, не внедряются в должной мере механизмы расчета зачетных единиц в той логике, которая отвечает ориентации программ обучения на результат, но эти вопросы все чаще обсуждаются на конференциях, круглых столах высокого уровня7, и, значит, можно надеяться на принятие решений, которые будут способствовать совершенствованию профессионального туристского образования, созданию эффективных программ международного сотрудничества.
5 Глазырин В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение российского высшего образования? // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 75—78.
6 ВербицкаяЛ.А., Касевич В.Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 10—22; Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 70—74.
7 Актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации: мат-лы «круглого стола» (Москва, 21 мая 2009 г); 2-е изд. М., 2010; Рекомендации Международной научно-практической конференции «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение». М., 2010.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ
С.С. ЛЕМАЧКО,
соискатель кафедры физического культуры и спорта Российского государственного социального университета, начальник кафедры физической подготовки Пограничного института Научная специальность: 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
E-mail: [email protected]
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Маликов Рецензент кандидат педагогических наук, доцент Ю.Н. Назаров
Аннотация. Раскрыты основные направления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди курсантов пограничных вузов на период до 2015 г
Ключевые слова: направления совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, правовая основа концепции, основные направления модернизации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, смотры на лучшую организацию физической подготовки и спортивно-массовой работы.
PERFECTION DIRECTIONS FIZKULTURNO-IMPROVING AND SPORTS WORK OF CADETS
S.S. LEMACHKO,
the competitor of chair of physical training of the Russian state social university, the chief of chair of physical preparation of border institute