Научная статья на тему 'Опыт реализации модели формирования коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента гостеприимства в условиях международной совместной образовательной программы «Ватель - РМАТ»'

Опыт реализации модели формирования коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента гостеприимства в условиях международной совместной образовательной программы «Ватель - РМАТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА «ВАТЕЛЬ РМАТ» / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / JOINT PROGRAM «VATEL-RIAT» / EDUCATIONAL PROGRAM / INTERNATIONAL COOPERATION / COMMUNICATIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космачёва Л. М.

В статье речь идет об итогах опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента гостеприимства в условиях реализации международной совместной образовательной программы «Ватель РМАТ», которая позволяет сформировать коммуникативную компетенцию и подготовить студентов к выполнению обязанностей в рамках профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF REALIZATION OF MODEL OF FORMATION OF COMMUNICATIVE PREPARATION OF BACHELORS OF MANAGEMENT OF HOSPITALITY IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL JOINT EDUCATIONAL PROGRAM «VATEL -

The article is about the results of experimental work on the implementation of the model of communicative Bachelor's hospitality management in the context of implementation of the international educational joint program «Vatel RIAT», which allows a communicative competence and prepare students to perform duties within the profession.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации модели формирования коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента гостеприимства в условиях международной совместной образовательной программы «Ватель - РМАТ»»

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВАТЕЛЬ - РМАТ»

Л.М. КОСМАЧЁВА аспирант РМАТ [email protected] 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор А.И. СЕСЁЛКИН

Аннотация. В статье речь идет об итогах опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента гостеприимства в условиях реализации международной совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ», которая позволяет сформировать коммуникативную компетенцию и подготовить студентов к выполнению обязанностей в рамках профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательная программа, международное сотрудничество, совместная программа «Ватель — РМАТ», коммуникативная подготовка.

EXPERIENCE OF REALIZATION OF MODEL OF FORMATION OF COMMUNICATIVE PREPARATION OF BACHELORS OF MANAGEMENT

OF HOSPITALITY IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL JOINT EDUCATIONAL PROGRAM «VATEL - РМАТ»

L.M. KOSMACHEVA Post-graduate student РМАТ

Annotation. The article is about the results of experimental work on the implementation of the model of communicative Bachelor's hospitality management in the context of implementation of the international educational joint program «Vatel — RIAT», which allows a communicative competence and prepare students to perform duties within the profession.

Key words: educational program, international cooperation, joint program «VATEL-RIAT», communicative training.

Сфера современного российского туризма развивается ускоренными темпами. Происходит его модернизация, обуславливающая необходимость инновационного развития профессионального туристского образования на всех его ступенях, с учетом обострения проблем занятости на рынке труда и необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, обладающих широкой универсальной подготовкой, способных к быстрой переориентации, включению в различные по характеру виды труда и усвоению новых социальных технологий. Международные совместные образовательные программы являются приоритетным фактором конкурентоспособности специалистов, которые берут все самые лучшие наработки из мировой практики, объединяют передовой опыт своих учебных заведений для создания специалистов такого уровня, который соответствовал бы не только требованиям одной страны, но и мировым стандартам в целом, при этом открывается перспектива взаимного обогащения содержания образования, методов преподавания и технологий обучения. Рас-

ширение образовательных возможностей студентов туристского вуза за счёт внедрения международной совместной образовательной программы и создание условий для освоения коммуникативной подготовки на основе международных требований актуально на современном этапе. [1,2]

Опытно-экспериментальная работа проводилась среди студентов 1-4 курсов международной совместной образовательной программы «Ватель-РМАТ». Цель работы состояла в следующем: проверить разработанную модель коммуникативной подготовки и опытным путем подтвердить ее эффективность в условиях реализации совместной программы «Ватель — РМАТ». В качестве групп для эксперимента были выбраны студенты международной совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ» на различных этапах коммуникативной подготовки, личностн о-ориентированный подход не допускает сравнения между студентами, а следует лишь оценить ту работу, которую проделал каждый студент и сравнить его можно с ним же, но в начале и в конце того или иного

I

этапа коммуникативной подготовки. Результат образования в компетентностной парадигме исключает противопоставление знаниевого и практико-ориен тированного подходов, обеспечивая их интеграцию в способности выпускника использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач. Выражение результатов образования в терминах компетенций отражает современные отечественные и мировые тенденции развития образования, способствует формированию студентоцентрированной направленности образовательного процесса, при которой акцент с содержания обучения переносится на результат обучения, позволяет удовлетворить внешние требования к качеству образования. При этом каждый результат обучения следует формулировать таким образом, чтобы обучающийся смог продемонстрировать его достижение на том или ином этапе освоения программы.

Педагогический эксперимент, проведённый в рамках данного диссертационного исследования, проходил в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента были составлены критерии и показатели сформированности комму-100 никативной подготовки у Ц0 студентов туристского вуза, 40

определены уровни сформи- 20

0

рованности коммуникативной подготовки: высокий, средний, низкий. Охарактеризуем их:

Высокий уровень: студент знает правила и особенности построения и понимания различных видов речи: монологической, диалогической, устной и письменной, официальной и бытовой. Умеет вести беседу на родном и иностранных языках, участвовать в дискуссии, выступать публично в рамках профессиональной и социокультурной сфер общения, решая при этом определенные коммуникативные задачи. Профессиональные термины употребляются студентом в соответствии с их значением, студент владеет лингвистической и страноведческой информацией, которую расширяет в ходе практик и стажировок за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом туристского профиля, умеет применять на практике знания, полученные в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия, умеет работать в многонациональном коллективе. Внешний вид студента соответствует имиджу делового человека, студент заинтересован и осознаёт необходимость в повышении уровня коммуникативной подготовки и т.д.

Средний уровень: студент почти не допускает ошибок при построении предложений. Обладает лингвистической и страноведческой информацией, но не умеет применять эти знания на практике. Знает основы речевого этикета, в том числе профессионального (прощание, приветствие, выражения благодарности и

несогласия и т.п.), но при употреблении делает ошибки. Студент заинтересован в изучении ряда дисциплин, направленных на повышение коммуникативной подготовки, но не понимает, для чего это необходимо и т.д.

Низкий уровень: в речи студента наблюдаются ошибки, речь достаточно бедна и однообразна, он не знает и не понимает значения профессиональной туристской терминологии, владеет отдельными словами. В ходе беседы и дискуссии ведёт себя пассивно, не умеет применять на практике полученные знания в конкретных ситуациях межкультурного взаимодействия. Студент не заинтересован и не проявляет желания повышать уровень коммуникативной подготовки, отсутствует стремление к карьерному росту и внутреннее стремление личности к саморазвитию и т.д.

В обобщенном виде результаты опытно-экспериментальной работы отражены в представленной ниже диаграмме 1. Результаты уровней сформированности коммуникативной подготовки в начале эксперимента.

когнитивныи

деятельно стныи

мотивационныи

■ низкий и средним и высокий

На этапе формирующего эксперимента на основе теоретического анализа выявлена и обоснована модель коммуникативной подготовки в условиях реализации международной совместной образовательной программы (на примере международной совместной образовательной программы «Ватель - РМАТ»), представленная на рис.1, которая включает следующие компоненты: цель (формирование коммуникативной компетенции студентов совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ»), содержание (базовый учебный блок: дисциплины специализации, гуманитарные и социально-экономические дисциплины; дополнительный учебный блок: элективные курсы, стажировки и практики в отелях и ресторанах в России и за границей); формы обучения (лекционные занятия, семинарские занятия, тренинги, индивидуальные и групповые занятия, лекции носителей языка, мастер-классы и др.); методы обучения (коллективный способ обучения, ситуационный анализ, «мозговой штурм», метод ассоциаций и аналогий, дискуссии, ролевые игры, проекты, глобальную симуляцию, контролируемую мечту и др.); коммуникативные компетенции, которые позволяют сформировать необходимый уровень владения языком; критериальные показатели формирования коммуникативной компетентности студентов, позволяющие выявить умения, навыки и знания, являющиеся

основанием для разработки программы коммуникативной подготовки студентов совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ»; результат (сформированность коммуникативной компетенции у студентов совместной образовательной программы «Ватель - РМАТ»).

По итогам формирующего этапа эксперимента установлена динамика показателей, которая отражена в диаграмме 2. Результаты уровней сформированности коммуникативной подготовки в конце эксперимента.

100 80 60 40 20 0

когнитивныи

деятельностныи

мотивационныи

■ низкий ■ средний □ высокий

Для реализации данной модели коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента международной совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ» были выявлены следующие педагогические условия коммуникативной подготовки: обучение студентов в условиях реализации международной образовательной программы при участии преподавателей-носителей языка; привлечение к учебному процессу специалистов сферы гостеприимства; введение в учебный процесс дополнительных элективных курсов, направленных на усвоение специальной лексики на иностранных языках; привлечение к учебному процессу специалистов, прошедших подготовку в VATEL и имеющих сертификат соответствия; изменение соотношения теоретического и практического обучения при освоении международной совместной образовательной программы; введение в процесс обучения стажировки как обязательного условия; участие в конкурсах, проводимых VATEL и EURHODIP, а так же участие в программе VATEL под названием Marco Polo, позволяющей студентам VATEL учиться в течение семестра в любом из подразделений VATEL в другой стране.

В результате внедрения модели коммуникативной подготовки бакалавров менеджмента в условия реализации международной совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ» были обнаружены качественные изменения. Представленные обобщенные данные наглядно свидетельствуют об эффективности реализованной в опытно-экспериментальной работе модели коммуникативной подготовки, на что указывает увеличение количества студентов с высо-

ким уровнем овладения коммуникативной компетенции на 66% по когнитивному критерию, на 87% по деятельностному, на 42% по мотивационному. Полученные в ходе эксперимента данные доказывают, что в группах произошли позитивные изменения по всем выделенным нами показателям. Одним из важных показателей коммуникативной подготовки является трудоустроенность выпускников «Ватель — РМАТ, что в полной мере соответствует мировым тенденциям. Согласно результатам анкеты, проведенной среди студентов «Ватель — РМАТ», 70 % пришли в программу, чтобы получить два диплома (российский и европейский), что гарантирует высокий уровень образования, а больше 90 % выпускников подчеркнули, что получили отличную языковую и профессиональную подготовку, о чем свидетельствуют их резюме, рекомендательные письма и, как закономерный результат, высокая востребованность на рынке труда.

На основании проведенного эксперимента в рамках диссертационного исследования установлено, что коммуникативная подготовка в условиях реализации международной совместной образовательной программы «Ватель — РМАТ» в процессе непрерывного профессионального образования в туристском вузе проходит последовательно от одного этапа коммуникативной подготовки к другому, обеспечивает деятельностный, проблемный характер обучения, способствует повышению его результативности, влияет на понимание значимости совершенствования сформированного уровня коммуникативной компетенции в целях практического использования в профессиональной деятельности будущего специалиста в области туризма, обеспечивает достижение такого уровня владения речью (родной и иностранной), который необходим и достаточен для активного и плодотворного участия будущего специалиста в профессиональной деятельности.

Литература

1. Космачёва Л.М. Профессиональная подготовка в условиях реализации совместной образовательной программы // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 9. С. 15—17.

2. Космачёва Л.М. Коммуникативная подготовка в условиях реализации международной совместной образовательной программы // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 4. С. 185—187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.