Научная статья на тему 'Международная программа ВАТЕЛЬ–РМАТ'

Международная программа ВАТЕЛЬ–РМАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВАТЕЛЬ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / PERSONNEL TRAINING / EDUCATION QUALITY / INNOVATION / EDUCATION PROGRAMS / VATEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябов А. К.

Дан анализ международного сотрудничества Российской международной академии туризма с лучшей в Европе Высшей школой управления гостиничным и туристским бизнесом – французским Институтом ВАТЕЛЬ. Рассмотрено качество обучения по программе, а также инновации и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Program VATEL-RIAT

International cooperation between Russian International Academy for Tourism and the best in Europe International Business School for Hotel and Tourism– French Institute VATEL is analyzed. Educational program quality as well as its innovation and prospect are considered.

Текст научной работы на тему «Международная программа ВАТЕЛЬ–РМАТ»

4. Демьянков В. 3. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Пзв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. №4.

5. Демьянков В. 3. Семиотика событийности в CMII // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Часть 2. М.: Нзд-во МГУ, 2004.

6. Зорин А. II. Профессиональное туристское образование: Структурный анализ и понятийная база. М., 2004.

7. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г. JI. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.

8. Тюхтин В. С. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963.

9. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

10. Эпштейн М. Н. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб.: Алетейя, 2001.

11. Christopher W. Alexander. Notes on the Synthesis of Form. Han’ard Univ Press, 1970.

12. Eliade M. Patterns in Comparative Religion. New-York. 1958.

13. Graham I. A Pattern Language for Web Usability. 2003.

14. Tidwell J. Designing Interfaces: Patterns for Effective Interaction Design. 2005.

А. К. РЯБОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА BATEJlb-PMAT

УДК 378.1

Дан анализ международного сотрудничества Российской международной академии туризма с лучшей в Европе Высшей школой управления гостиничным и туристским бизнесом - французским Институтом ВАТЕЛЬ. Рассмотрено качество »бучения по программе, а также инновации и перспективы.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, подготовка кадров, качество обучения, инновации, образовательные программы, ВАТЕЛЬ.

International cooperation between Russian International Academy for Tourism ami the best in Europe International Business School for Hotel and Tourism- French Institute VATEL is analyzed. Educational program quality as well as its innovation and prospect are considered

Key words: tourism, professional education, personnel training, education cpialitv, innovation, education programs, VATEL.

Выбор программы

Международное сотрудничество на протяжении всей истории РМАТ было одним из приоритетных направлении деятельности Академии. В разные годы партнерские отношения с университетами других стран и международными организациями имели различные формы: проведение совместных семинаров и коллоквиумов, обмен

студентами и преподавателями, совместное участие в европейских программах.

Все это позволило в 2004-2005 гг. перейти к решению более долгосрочных и перспективных задач: приблизить содержание у чебного процесса и учебные планы Академии к лу чшим мировым образцам, повысить квалификацию преподавателей, в том числе за счет улучшения

знаний иностранных языков, личного их ознакомления с организацией учебного процесса в лучших зарубежных вузах, обеспечить постепенное вхождение РМАТ в общеевропейское образовательное пространство.

Одним из пилотных проектов в этом направлении стала международная программа ВАТЕЛЬ-РМАТ.

В мире есть несколько признанных мировых центров, которые «куют» кадры для гостиниц и отелей не один десяток лет. Среди самых авторитетных государств, где образование в сфере гостиничного бизнеса уже давно является эталонным, - Франция и Швейцария.

Французский Институт ВАТЕЛЬ -лучшая в Европе Высшая школа управления гостиничным и ту ристским бизнесом, удостоенная в 2003 г. Всемирной награды гостеприимства в категории «Лучшая обучающая программа». По результатам опроса Ifop, проведенного в сентябре 2007 г. среди руководителей 152 гостиниц, популярность Института ВАТЕЛЬ превзошла рейтинг лучших швейцарских школ. Главный принцип Института ВАТЕЛЬ: «Любая теория

должна быть подкреплена практикой». Институт ВАТЕЛЬ разработал свою собственную уникальную систему чередования теоретических занятий, практик и стажировок. Ее эффективность подтверждена в течение более чем 25-летней истории су ществования Института и успешным трудоустройством, и быстрым карьерным ростом выпу скников, и отзывами представителей ту ристской и гостиничной инду стрии. Несмотря на все эти факты, Академия несколько раз направляла экспертов и делегации руководства для того, чтобы на месте, в различных городах Франции, где действовати Институты ВАТЕЛЬ, проверить эффектив-

ность учебного процесса, уровень преподавания и отзывы о программе как со стороны представителей гостиничной индустрии, так и со стороны студентов. И лишь после получения положительных отзывов и оценок была начата конкретная работа по заключению соответству ющего соглашения.

Одним из обязательных условий успешной реализации учебного процесса по «формуле» Института ВАТЕЛЬ является наличие у вуза тренинговой гостиницы. При этом под понятием тренинговой гостиницы подразумевается не 2-3 специально оборудованные гостиничные комнаты, а полноценная гостиница, реально работающая с приезжающими гостями. Академия оказалась практически единственным учебным заведением, обладающим этой возможностью, так как имела долгосрочное партнерское соглашение, позволяющее ей полноценно использовать в качестве тренинговой гостиницы ГТК «Измайлово».

РМАТ стала первопроходцем в области приобретения зарубежной учебной программы, которая должна была реализовываться на территории РФ и предусматривала выдачу' иностранного диплома.

Академия сумела решить и сложные административно-правовые вопросы: чтобы полностью соответствовать действующему российскому законодательству, был подготовлен лицензионный договор, по которому' РМАТ получала права на использование как учебных программ и методик, так и торгового знака.

По завершении всей этой работы 10 июня 2005 г. в Центральном доме жу рналиста состоялось подписание ректором Российской международной академии туризма Игорем Зориным и основателем и президентом группы ВАТЕЛЬ Аленом

Себбаном лицензионного договора между РМАТ и Институтом ВАТЕЛЬ

Договор предусматривает получение студентами, успешно закончившими обучение, двух дипломов: российского диплома РМАТ государственного образца и французского диплома Института ВАТЕЛЬ «Bctchelor degree». Этот диплом сертифицирован францу зским государством: уровень 11 «Менеджер между народного гостиничного хозяйства» (Manager en Hôtellerie Internationale / Bachelor's degree in International Hôtel Management).

Подготовительный процесс и реализация программы

Подготовительный процесс занял практически два года. Была проведена кропотливая работа по сопоставлению программ и графиков стажировок и практик Тот факт, что в Западной Европе бакалавриат рассчитан на 3 года, а в России -на 4 года, позволил пропорционально сократить практические занятия в течение учебных семестров, при этом общий объем не претерпел су щественных изменений.

Вместе с ру ководством ГТК «Измайлово» были отобраны наиболее опытные руководители служб и направлены во Францию в город Ним, где находится самый крупный по своим площадям и наиболее адаптированный для работы со специалистами из других стран учеб-но-производственный комплекс Института ВАТЕЛЬ. (Комплекс занимает более чем 14 тыс. м\ в нем расположены действующая гостиница VATEL (4*). два ресторана. студенческое общежитие, кафе, учебный комплекс, библиотека, бассейн и фитнес-клуб. Материальная база Института ВАТЕЛЬ в Ниме позволяет создать студентам условия, близкие к условиям их будущей трудовой деятельности.

Студенты стажируются в качестве помощников в различных подразделениях гостиницы и ресторанов.)

Начальники служб ГТК «Измайлово» прошли специальную подготовку, необходимую для работы со студентами в условиях реально действующего гостиничного предприятия. В частности, одним из важных элементов этой работы является ежедневная комплексная оценка студентов-практикантов. Это фиксируется в специальном формуляре, где оцениваются по 5-балльной системе такие параметры, как техника исполнения, самодисциплина, взаимовыручка, инициативность, мотивация, быстрота реакции, элегантность (внешний вид, включая одежду), умение себя вести, пу нктуальность, усидчивость.

В России и во Франции были проведены консультации и «круглые столы» с участием преподавателей экономики, менеджмента маркетинга и других дисциплин. что позволило разработать программы, соответствующие как российским стандартам, так и французским требованиям. Группа преподавателей РМАТ прошла стажировку во Франции и получила сертификаты, дающие право на преподавание в рамках лицензионного договора.

В дальнейшем с учетом полученных знаний преподаватели РМАТ разработали свои методические рекомендации. В частности, преподаватель Н. В. Мельник, читающая студентам ряд дисциплин экономического блока, считает важным:

• сформировать умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

• совершенствовать способности по аргументации сту дентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

♦ давать информацию о новых, еще не получивших освещение в учебниках и учебных пособиях, знаниях;

♦ наглядно сочетать теоретический материал с конкретными примерами;

♦ реализовывать принцип органической связи теории с практикой, раскрывать практическое значение излагаемых теоретических положений, а также использовать такие формы проведения семинарских занятий, как: семинар - деловая игра, комментированное чтение и анализ документов (литературы), решение задач на самостоятельность мышления.

Преподаватель И. А. Ефремов, читающий студентам дисциплины по менеджменту и теории организации, после консультаций с французскими коллегами в рамках этой программы активно использует следу ющие методические решения:

♦ уделяет большое внимание рассмотрению конкретных примеров из жизни (публикации в прессе, телепрограммы, примеры из сту денческих практик и т. п.) и выработке ситуационных оценок с разных позиций;

♦ стимулирует у студентов умение находить нестандартные решения менеджерских проблем;

♦ уделяет особое внимание многосторонней оценке фактов и типовых рекомендаций;

♦ проводит ролевые игры на семинарах. При этом фиксирует внимание студентов на различие в оценках ситуации участниками и сторонними наблюдателями;

♦ проводит тренинги, направленные на обучение студентов умению убедительно говорить. С этой целью студентам даются темы, на которые они должны подготовить короткую речь. Результат высту пления выносится на общее обсу ждение

Особое внимание в рамках этой международной программы было уделено преподаванию иностранных языков. Сту денты вне зависимости от стартового уровня их знаний по языку должны были к началу третьего курса выучить язык в объеме, необходимом для освоения материалов лекций и семинарских занятий на английском и французском языках. Используя все возможности, предоставленные учебным планом, в том числе факу льтативы, удалось существенно увеличить общее количество часов преподавания иностранных языков.

Преподаватель французского языка Л. М. Космачева считает, что программ-ма составлена с учетом требований и пожеланий французской стороны, а также отражает современные тенденции обучения практическому владению иностранными языками в повседневном общении и в профессиональной сфере.

Основой построения программы является разделение курса на два направления -«общий язык» и «язык для специальных целей», каждому из которых отводится по 50 % учебного времени на всех этапах обучения. Они различаются между собой тематикой и лексическим составом учебных текстов, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, развитием навыков, необходимых для освоения соответствующего регистра речи. Оба направления связаны между собой в учебном процессе наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками.

Обу чение общему языку ведется на материале воспроизведения речи неспециализированной (бытовой и общепознавательной) тематики, а также страноведческого и культу рологического характера.

Обучение языку для специальных целей ведется с использованием французских учебников, аутентичных текстов и коммуникативных ситу аций, основанных на лексическом материале, свойственном повседневной жизни, а также материалов журналов и газет на французском языке, оригинальных текстов по специальности.

В процессе преподавания дисциплин «Иностранный язык» (французский), «Иностранный язык» (профессиональный) используются аудиовизуальные технические средства, а также применяются активные методы обучения: творческие работы по пройденным темам (в течение года); зашита проектов по пройденным темам; встречи со студентами и преподавателями, побывавшими в странах изучаемого языка.

Самостоятельная работа студентов предполагает также работу в Интернете, с компьютерными программами. К одному' из важных видов самостоятельной работы сту дентов относится и посещение библиотеки, и работа с дополнительными страноведческими источниками. Каждый тематический блок завершается проведением деловых и ролевых игр, дискуссий или защитой проектов.

Активно использу ется литература для подготовки к сдаче экзаменов ОЕЬР -ЭАЬР (официально признанные во всем мире дипломы по французскому языку как иностранному, подтверждающие достижение определенного уровня владения францу зским языком).

Преподаватели иностранных языков РМАТ тесно сотру дничают с преподавателями из Франции, обсу ждают программу’ занятий и методические особенности преподавания францу зского и английского языков студентам ВАТЕЛЬ. Занятия с носителями языка проходят в форме как

лекций, так и дискуссий, ролевых игр, что способствует лучшему усвоению иностранного языка.

В основе педагогической концепции программы «ВАТЕЛЪ-РМАТ» лежит соблюдение баланса между теоретическим обучением и развитием профессиональных навыков и умений. Практики и стажировки дают студентам возможность овладеть профессиональной культурой, применить на практике теоретические знания, проявить инициативу и работать в команде. За эти недели настоящей работы студенты приобретают бесценный профессиональный опыт, в деле шлифу ют полученные знания, что позволяет чу вствовать себя комфортно на любом рынке труда. Студенты 2 и 3 курсов проходят практическое обучение на базе сетевых гостиниц: «Хайят», «Марриот», «Холидей-Инн», «Коринтия Невский Палас», «Новотель».

Подготовлены договоры, по которым студенты после 3 и 4 ку рсов будут регулярно проводить длительные стажировки: во Франции - в гостиницах

«Martinez» 5* (Канны), «Pullman» 4*, «Magestic» 4*, «Splendide» 4* (Ницца). «Gunod» 3*, «Massena» 4*, «Domaine de l’Albatros», «Cloitre Saint-Louis» (Авиньон), «La Vemiaz» (Эвиан); на горнолыжных курортах «Kilimandjaro» 5* (Куршавель), «Annapouma» 5*, «Le Mor-gane» 4* (Шамони); в Греции - в гостиницах «Danai» 5*, «Grecotel» 5*; на острове Маврикий - в гостинице «Four Seasons» 5*; на Сейшельских островах -в гостинице «Maia» 5*; в Китае — в гостиницах «Pullman» 5*. «Ritz Carlton» 5* (остров Санья).

В течение учебного года ведущие специалисты из Франции проводят со студентам программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ» мастер-классы.

Так. шеф-повар Института ВАТЕЛЬ Жан-Люк Эльманн провел мастер-классы на тему «Современная французская кухня» и продемонстрировал иску сство приготовления холодных и горячих заку сок, мясных и рыбных соусов, специальных блюд для банкета.

Веду щим экспертом компании «Кость-ер де Ним» Ги Лоран де Мерку рио был проведен мастер-класс на тему «Как проводить дегустацию. Представление вина клиенту . Как увеличить продажи вина в ресторане».

Ведущий шеф-кондитер Института ВАТЕЛЬ Реми Эрар провел мастер-класс на тему: «Современные тенденции кондитерского искусства Франции». В программе мастер-класса участники смогли ознакомиться с технологиями производства и декорирования кондитерских изделий. со специальными приемами работы современного кондитера.

Бывший генеральный директор гостиницы «Метрополь» г-н Филипп Шаво провел серию мастер-классов на тему «Способы разрешения конфликтных ситуаций в гостинице и ресторане».

Ряд дисциплин для студентов программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ» читают менеджеры и начальники служб таких гостиниц, как «Суис-отель», «Лотта» и др.

Качество обучения и инновации

Большое внимание в рамках программы уделяется обеспечению качества преподавания и, в целом, реализации у чебного процесса. Один раз в два года гру ппа ВАТЕЛЬ проводит аудит качества. Аудитор в течение недели присутствует на занятиях по его выбору , беседует с преподавателями и студентами, посещает места практик и стажировок. Особое внимание уделяется уровню освоения

студентами иностранных языков. Программа «ВАТЕЛЬ-РМАТ» уже дважды проходила такой аудит качества. Оба раза по завершении проверки выносилось положительное заключение.

Ежегодно группа ВАТЕЛЬ проводит международные конференции, в которых принимают участие директора Институтов ВАТЕЛЬ из всех 20 стран. В течение 4 дней проходит обмен опытом, обсуждение новых учебных пособий, методик и у чебных ку рсов, координация совместных мероприятий. В работе этих конференций могут принимать участие и преподаватели.

Научно-исследовательская работа в Институте ВАТЕЛЬ проводится в рамках специально созданного с этой целью Центра «ОгуаШ». Раз в год Центр собирает у ченых и пу блику ет резу льтаты проведенных исследований.

В 2009 г. было принято решение раз в два года проводить международные студенческие инновационные конкурсы.

Темой первого конкурса стала «Концепция гостиницы 2020 года». Его цель -дать студентам из разных стран мира возможность с помощью преподавателей придумать и создать уникальный план гостиничного предприятия, каким оно должно быть в ближайшие десятилетия: гостиничное предприятие с долгосрочным экономическим развитием, отвечающее требованиям хорошо информированных и надежных клиентов. В более конкретном плане необходимо было разработать концепцию гостиничного номера, службы «гоот-ветсе» и помещения, где проживающим в гостинице предлагается завтрак.

Проект должен был отвечать современным требованиям, основываться на стремлении объединить экономическое и социальное развитие с охраной окру-

туристкл

жающей среды, дать возможность представителям будущих поколений высказать свое собственное мнение. Основанный на ответственности современных поколений и доверии к будущим поколениям, этот проект должен был дать участникам конкурса возможность воспользоваться своим воображением, чтобы создать новое «искусство жить», где гармонично уживаются экологический фактор, удовольствие и этика.

Каждая команда обсуждала и защищала свой проект перед международным жюри, а затем финалисты представили свои проекты перед приглашенными гостями.

Критерии для определения победителей:

Общая оценка проекта: креативность и инновационный характер проекта; эстетическая оценка проекта в целом; гармония проекта; целесообразность проекта с учетом анализа рынка; дизайнерское оформление; экономичность проекта.

Проектное исполнение: дизайнерское исполнение с учетом финансовых расходов; дизайнерское исполнение, учитывающее коммерческую составляющую; дизайнерское исполнение, учитывающее целевую клиенту ру.

Ход презентации: презентация проекта на стенде; презентация проекта перед зрителями.

Субъективная и объективная ценность проекта: личная оценка проекта; возможность реализации проекта в будущем.

Финал состоялся 11 мая 2009 г. в Лионе (Франция) во время проведения международной конференции ВАТЕЛЬ в присутствии директоров школ ВАТЕЛЬ, представителей гостиничного бизнеса и средств массовой информации. Команда Института ВАТЕЛЬ-РМАТ заняла 2-е место.

Одной из интересных инноваций стала программа «Марко Поло». Эта программа предусматривает возможность для любого студента Института ВАТЕЛЬ, в ка-кой-бы стране он ни обу чался, проучиться один год в другом Институте ВАТЕЛЬ по его выбору. При этом в полном соответствии с Болонскими соглашениями этот год засчитывается его основным институ том, и он не должен его дублировать.

Первые итоги и перспективы

В 2009 г. состоялась первая защита российского и францу зского дипломов. Дипломные работы представили 7 студентов выпу скного 4 курса. Объектами дипломных исследований у всех выпускников стали гостиницы, рестораны или туристские офисы, где они работали на стажировках. Несмотря на сложность выбранных студентами тем диплома, например «Концепция совершенствования качества обслуживания на примере ресторана "Cloitre Saint-Louis” (г. Авиньон, Франция)», «Маркетинговые кампании по продвижению туристского направления (Франция)», «Применение маркетинговых исследований в ресторанном бизнесе», защита прошла успешно. Результаты превзошли все ожидания: экзаменационная комиссия поставила 7 оценок «отлично». Над материалом дипломных работ студенты работали не один семестр. Блестящие теоретические знания, опыт и конкретные данные, накопленные в ходе практик и во время длительных стажировок, позволили им доказать свою профессиональную подготовленность, умение анализировать полученную информацию, делать правильные выводы и интересные предложения, ориентироваться на рынке гостеприимства.

Максимальное внедрение во время российскую, так и зарубежную, позволи-учебы в профессиональную среду, как ло без проблем всем выпускникам найти

работу . Например: Максим Саяпин - менеджер отдела ресторана и баров в гостинице «Ritz Carlton» (г. Санья, Китай), Анастасия Курчевская занимает должность менеджера по коммерческому продвижению в представительстве Агентства по развитию туризма во Франции «ATOUT FRANCE», Леонид Цветков начал карьеру в качестве ассистента генерального менеджера гостиницы «Forest Inn».

Подготовлена совместная магистерская программа. Аналогично бакалавриату студенты, успешно закончившие обучение, получат два диплома: магистерский диплом РМАТ государственного образца и французский диплом Института ВАТЕЛЬ «Master Degree», сертифицированный французским государством: уровень 1 «Директор между народного гостиничного хозяйства» (Directeur d'Hôtellerie Internationale / Master's degree in International Hotel Management). В организационном плане разница между бакалаврской и магистерской программами заключается в том, что студенты обязаны будут 45 дней проучиться в Институте ВАТЕЛЬ в г. Ним и сдать ряд экзаменов французе ким преподавателям.

Успех программы способствовал тому, что ряд филиалов РМАТ заявили о своем желании открыть аналогич-нуло программу' у себя. В 2009 г. программа «ВАТЕЛЬ-РМАТ» была открыта на базе Казанского филиала РМАТ. готовится се открытие и на базе Восточно-Сибирского института ту ризма - филиала РМАТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.