4. Демьянков В. 3. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Пзв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1983. Т. 42. №4.
5. Демьянков В. 3. Семиотика событийности в CMII // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Часть 2. М.: Нзд-во МГУ, 2004.
6. Зорин А. II. Профессиональное туристское образование: Структурный анализ и понятийная база. М., 2004.
7. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г. JI. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.
8. Тюхтин В. С. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963.
9. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
10. Эпштейн М. Н. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб.: Алетейя, 2001.
11. Christopher W. Alexander. Notes on the Synthesis of Form. Han’ard Univ Press, 1970.
12. Eliade M. Patterns in Comparative Religion. New-York. 1958.
13. Graham I. A Pattern Language for Web Usability. 2003.
14. Tidwell J. Designing Interfaces: Patterns for Effective Interaction Design. 2005.
А. К. РЯБОВ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА BATEJlb-PMAT
УДК 378.1
Дан анализ международного сотрудничества Российской международной академии туризма с лучшей в Европе Высшей школой управления гостиничным и туристским бизнесом - французским Институтом ВАТЕЛЬ. Рассмотрено качество »бучения по программе, а также инновации и перспективы.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, подготовка кадров, качество обучения, инновации, образовательные программы, ВАТЕЛЬ.
International cooperation between Russian International Academy for Tourism ami the best in Europe International Business School for Hotel and Tourism- French Institute VATEL is analyzed. Educational program quality as well as its innovation and prospect are considered
Key words: tourism, professional education, personnel training, education cpialitv, innovation, education programs, VATEL.
Выбор программы
Международное сотрудничество на протяжении всей истории РМАТ было одним из приоритетных направлении деятельности Академии. В разные годы партнерские отношения с университетами других стран и международными организациями имели различные формы: проведение совместных семинаров и коллоквиумов, обмен
студентами и преподавателями, совместное участие в европейских программах.
Все это позволило в 2004-2005 гг. перейти к решению более долгосрочных и перспективных задач: приблизить содержание у чебного процесса и учебные планы Академии к лу чшим мировым образцам, повысить квалификацию преподавателей, в том числе за счет улучшения
знаний иностранных языков, личного их ознакомления с организацией учебного процесса в лучших зарубежных вузах, обеспечить постепенное вхождение РМАТ в общеевропейское образовательное пространство.
Одним из пилотных проектов в этом направлении стала международная программа ВАТЕЛЬ-РМАТ.
В мире есть несколько признанных мировых центров, которые «куют» кадры для гостиниц и отелей не один десяток лет. Среди самых авторитетных государств, где образование в сфере гостиничного бизнеса уже давно является эталонным, - Франция и Швейцария.
Французский Институт ВАТЕЛЬ -лучшая в Европе Высшая школа управления гостиничным и ту ристским бизнесом, удостоенная в 2003 г. Всемирной награды гостеприимства в категории «Лучшая обучающая программа». По результатам опроса Ifop, проведенного в сентябре 2007 г. среди руководителей 152 гостиниц, популярность Института ВАТЕЛЬ превзошла рейтинг лучших швейцарских школ. Главный принцип Института ВАТЕЛЬ: «Любая теория
должна быть подкреплена практикой». Институт ВАТЕЛЬ разработал свою собственную уникальную систему чередования теоретических занятий, практик и стажировок. Ее эффективность подтверждена в течение более чем 25-летней истории су ществования Института и успешным трудоустройством, и быстрым карьерным ростом выпу скников, и отзывами представителей ту ристской и гостиничной инду стрии. Несмотря на все эти факты, Академия несколько раз направляла экспертов и делегации руководства для того, чтобы на месте, в различных городах Франции, где действовати Институты ВАТЕЛЬ, проверить эффектив-
ность учебного процесса, уровень преподавания и отзывы о программе как со стороны представителей гостиничной индустрии, так и со стороны студентов. И лишь после получения положительных отзывов и оценок была начата конкретная работа по заключению соответству ющего соглашения.
Одним из обязательных условий успешной реализации учебного процесса по «формуле» Института ВАТЕЛЬ является наличие у вуза тренинговой гостиницы. При этом под понятием тренинговой гостиницы подразумевается не 2-3 специально оборудованные гостиничные комнаты, а полноценная гостиница, реально работающая с приезжающими гостями. Академия оказалась практически единственным учебным заведением, обладающим этой возможностью, так как имела долгосрочное партнерское соглашение, позволяющее ей полноценно использовать в качестве тренинговой гостиницы ГТК «Измайлово».
РМАТ стала первопроходцем в области приобретения зарубежной учебной программы, которая должна была реализовываться на территории РФ и предусматривала выдачу' иностранного диплома.
Академия сумела решить и сложные административно-правовые вопросы: чтобы полностью соответствовать действующему российскому законодательству, был подготовлен лицензионный договор, по которому' РМАТ получала права на использование как учебных программ и методик, так и торгового знака.
По завершении всей этой работы 10 июня 2005 г. в Центральном доме жу рналиста состоялось подписание ректором Российской международной академии туризма Игорем Зориным и основателем и президентом группы ВАТЕЛЬ Аленом
Себбаном лицензионного договора между РМАТ и Институтом ВАТЕЛЬ
Договор предусматривает получение студентами, успешно закончившими обучение, двух дипломов: российского диплома РМАТ государственного образца и французского диплома Института ВАТЕЛЬ «Bctchelor degree». Этот диплом сертифицирован францу зским государством: уровень 11 «Менеджер между народного гостиничного хозяйства» (Manager en Hôtellerie Internationale / Bachelor's degree in International Hôtel Management).
Подготовительный процесс и реализация программы
Подготовительный процесс занял практически два года. Была проведена кропотливая работа по сопоставлению программ и графиков стажировок и практик Тот факт, что в Западной Европе бакалавриат рассчитан на 3 года, а в России -на 4 года, позволил пропорционально сократить практические занятия в течение учебных семестров, при этом общий объем не претерпел су щественных изменений.
Вместе с ру ководством ГТК «Измайлово» были отобраны наиболее опытные руководители служб и направлены во Францию в город Ним, где находится самый крупный по своим площадям и наиболее адаптированный для работы со специалистами из других стран учеб-но-производственный комплекс Института ВАТЕЛЬ. (Комплекс занимает более чем 14 тыс. м\ в нем расположены действующая гостиница VATEL (4*). два ресторана. студенческое общежитие, кафе, учебный комплекс, библиотека, бассейн и фитнес-клуб. Материальная база Института ВАТЕЛЬ в Ниме позволяет создать студентам условия, близкие к условиям их будущей трудовой деятельности.
Студенты стажируются в качестве помощников в различных подразделениях гостиницы и ресторанов.)
Начальники служб ГТК «Измайлово» прошли специальную подготовку, необходимую для работы со студентами в условиях реально действующего гостиничного предприятия. В частности, одним из важных элементов этой работы является ежедневная комплексная оценка студентов-практикантов. Это фиксируется в специальном формуляре, где оцениваются по 5-балльной системе такие параметры, как техника исполнения, самодисциплина, взаимовыручка, инициативность, мотивация, быстрота реакции, элегантность (внешний вид, включая одежду), умение себя вести, пу нктуальность, усидчивость.
В России и во Франции были проведены консультации и «круглые столы» с участием преподавателей экономики, менеджмента маркетинга и других дисциплин. что позволило разработать программы, соответствующие как российским стандартам, так и французским требованиям. Группа преподавателей РМАТ прошла стажировку во Франции и получила сертификаты, дающие право на преподавание в рамках лицензионного договора.
В дальнейшем с учетом полученных знаний преподаватели РМАТ разработали свои методические рекомендации. В частности, преподаватель Н. В. Мельник, читающая студентам ряд дисциплин экономического блока, считает важным:
• сформировать умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;
• совершенствовать способности по аргументации сту дентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;
♦ давать информацию о новых, еще не получивших освещение в учебниках и учебных пособиях, знаниях;
♦ наглядно сочетать теоретический материал с конкретными примерами;
♦ реализовывать принцип органической связи теории с практикой, раскрывать практическое значение излагаемых теоретических положений, а также использовать такие формы проведения семинарских занятий, как: семинар - деловая игра, комментированное чтение и анализ документов (литературы), решение задач на самостоятельность мышления.
Преподаватель И. А. Ефремов, читающий студентам дисциплины по менеджменту и теории организации, после консультаций с французскими коллегами в рамках этой программы активно использует следу ющие методические решения:
♦ уделяет большое внимание рассмотрению конкретных примеров из жизни (публикации в прессе, телепрограммы, примеры из сту денческих практик и т. п.) и выработке ситуационных оценок с разных позиций;
♦ стимулирует у студентов умение находить нестандартные решения менеджерских проблем;
♦ уделяет особое внимание многосторонней оценке фактов и типовых рекомендаций;
♦ проводит ролевые игры на семинарах. При этом фиксирует внимание студентов на различие в оценках ситуации участниками и сторонними наблюдателями;
♦ проводит тренинги, направленные на обучение студентов умению убедительно говорить. С этой целью студентам даются темы, на которые они должны подготовить короткую речь. Результат высту пления выносится на общее обсу ждение
Особое внимание в рамках этой международной программы было уделено преподаванию иностранных языков. Сту денты вне зависимости от стартового уровня их знаний по языку должны были к началу третьего курса выучить язык в объеме, необходимом для освоения материалов лекций и семинарских занятий на английском и французском языках. Используя все возможности, предоставленные учебным планом, в том числе факу льтативы, удалось существенно увеличить общее количество часов преподавания иностранных языков.
Преподаватель французского языка Л. М. Космачева считает, что программ-ма составлена с учетом требований и пожеланий французской стороны, а также отражает современные тенденции обучения практическому владению иностранными языками в повседневном общении и в профессиональной сфере.
Основой построения программы является разделение курса на два направления -«общий язык» и «язык для специальных целей», каждому из которых отводится по 50 % учебного времени на всех этапах обучения. Они различаются между собой тематикой и лексическим составом учебных текстов, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, развитием навыков, необходимых для освоения соответствующего регистра речи. Оба направления связаны между собой в учебном процессе наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками.
Обу чение общему языку ведется на материале воспроизведения речи неспециализированной (бытовой и общепознавательной) тематики, а также страноведческого и культу рологического характера.
Обучение языку для специальных целей ведется с использованием французских учебников, аутентичных текстов и коммуникативных ситу аций, основанных на лексическом материале, свойственном повседневной жизни, а также материалов журналов и газет на французском языке, оригинальных текстов по специальности.
В процессе преподавания дисциплин «Иностранный язык» (французский), «Иностранный язык» (профессиональный) используются аудиовизуальные технические средства, а также применяются активные методы обучения: творческие работы по пройденным темам (в течение года); зашита проектов по пройденным темам; встречи со студентами и преподавателями, побывавшими в странах изучаемого языка.
Самостоятельная работа студентов предполагает также работу в Интернете, с компьютерными программами. К одному' из важных видов самостоятельной работы сту дентов относится и посещение библиотеки, и работа с дополнительными страноведческими источниками. Каждый тематический блок завершается проведением деловых и ролевых игр, дискуссий или защитой проектов.
Активно использу ется литература для подготовки к сдаче экзаменов ОЕЬР -ЭАЬР (официально признанные во всем мире дипломы по французскому языку как иностранному, подтверждающие достижение определенного уровня владения францу зским языком).
Преподаватели иностранных языков РМАТ тесно сотру дничают с преподавателями из Франции, обсу ждают программу’ занятий и методические особенности преподавания францу зского и английского языков студентам ВАТЕЛЬ. Занятия с носителями языка проходят в форме как
лекций, так и дискуссий, ролевых игр, что способствует лучшему усвоению иностранного языка.
В основе педагогической концепции программы «ВАТЕЛЪ-РМАТ» лежит соблюдение баланса между теоретическим обучением и развитием профессиональных навыков и умений. Практики и стажировки дают студентам возможность овладеть профессиональной культурой, применить на практике теоретические знания, проявить инициативу и работать в команде. За эти недели настоящей работы студенты приобретают бесценный профессиональный опыт, в деле шлифу ют полученные знания, что позволяет чу вствовать себя комфортно на любом рынке труда. Студенты 2 и 3 курсов проходят практическое обучение на базе сетевых гостиниц: «Хайят», «Марриот», «Холидей-Инн», «Коринтия Невский Палас», «Новотель».
Подготовлены договоры, по которым студенты после 3 и 4 ку рсов будут регулярно проводить длительные стажировки: во Франции - в гостиницах
«Martinez» 5* (Канны), «Pullman» 4*, «Magestic» 4*, «Splendide» 4* (Ницца). «Gunod» 3*, «Massena» 4*, «Domaine de l’Albatros», «Cloitre Saint-Louis» (Авиньон), «La Vemiaz» (Эвиан); на горнолыжных курортах «Kilimandjaro» 5* (Куршавель), «Annapouma» 5*, «Le Mor-gane» 4* (Шамони); в Греции - в гостиницах «Danai» 5*, «Grecotel» 5*; на острове Маврикий - в гостинице «Four Seasons» 5*; на Сейшельских островах -в гостинице «Maia» 5*; в Китае — в гостиницах «Pullman» 5*. «Ritz Carlton» 5* (остров Санья).
В течение учебного года ведущие специалисты из Франции проводят со студентам программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ» мастер-классы.
Так. шеф-повар Института ВАТЕЛЬ Жан-Люк Эльманн провел мастер-классы на тему «Современная французская кухня» и продемонстрировал иску сство приготовления холодных и горячих заку сок, мясных и рыбных соусов, специальных блюд для банкета.
Веду щим экспертом компании «Кость-ер де Ним» Ги Лоран де Мерку рио был проведен мастер-класс на тему «Как проводить дегустацию. Представление вина клиенту . Как увеличить продажи вина в ресторане».
Ведущий шеф-кондитер Института ВАТЕЛЬ Реми Эрар провел мастер-класс на тему: «Современные тенденции кондитерского искусства Франции». В программе мастер-класса участники смогли ознакомиться с технологиями производства и декорирования кондитерских изделий. со специальными приемами работы современного кондитера.
Бывший генеральный директор гостиницы «Метрополь» г-н Филипп Шаво провел серию мастер-классов на тему «Способы разрешения конфликтных ситуаций в гостинице и ресторане».
Ряд дисциплин для студентов программы «ВАТЕЛЬ-РМАТ» читают менеджеры и начальники служб таких гостиниц, как «Суис-отель», «Лотта» и др.
Качество обучения и инновации
Большое внимание в рамках программы уделяется обеспечению качества преподавания и, в целом, реализации у чебного процесса. Один раз в два года гру ппа ВАТЕЛЬ проводит аудит качества. Аудитор в течение недели присутствует на занятиях по его выбору , беседует с преподавателями и студентами, посещает места практик и стажировок. Особое внимание уделяется уровню освоения
студентами иностранных языков. Программа «ВАТЕЛЬ-РМАТ» уже дважды проходила такой аудит качества. Оба раза по завершении проверки выносилось положительное заключение.
Ежегодно группа ВАТЕЛЬ проводит международные конференции, в которых принимают участие директора Институтов ВАТЕЛЬ из всех 20 стран. В течение 4 дней проходит обмен опытом, обсуждение новых учебных пособий, методик и у чебных ку рсов, координация совместных мероприятий. В работе этих конференций могут принимать участие и преподаватели.
Научно-исследовательская работа в Институте ВАТЕЛЬ проводится в рамках специально созданного с этой целью Центра «ОгуаШ». Раз в год Центр собирает у ченых и пу блику ет резу льтаты проведенных исследований.
В 2009 г. было принято решение раз в два года проводить международные студенческие инновационные конкурсы.
Темой первого конкурса стала «Концепция гостиницы 2020 года». Его цель -дать студентам из разных стран мира возможность с помощью преподавателей придумать и создать уникальный план гостиничного предприятия, каким оно должно быть в ближайшие десятилетия: гостиничное предприятие с долгосрочным экономическим развитием, отвечающее требованиям хорошо информированных и надежных клиентов. В более конкретном плане необходимо было разработать концепцию гостиничного номера, службы «гоот-ветсе» и помещения, где проживающим в гостинице предлагается завтрак.
Проект должен был отвечать современным требованиям, основываться на стремлении объединить экономическое и социальное развитие с охраной окру-
туристкл
жающей среды, дать возможность представителям будущих поколений высказать свое собственное мнение. Основанный на ответственности современных поколений и доверии к будущим поколениям, этот проект должен был дать участникам конкурса возможность воспользоваться своим воображением, чтобы создать новое «искусство жить», где гармонично уживаются экологический фактор, удовольствие и этика.
Каждая команда обсуждала и защищала свой проект перед международным жюри, а затем финалисты представили свои проекты перед приглашенными гостями.
Критерии для определения победителей:
Общая оценка проекта: креативность и инновационный характер проекта; эстетическая оценка проекта в целом; гармония проекта; целесообразность проекта с учетом анализа рынка; дизайнерское оформление; экономичность проекта.
Проектное исполнение: дизайнерское исполнение с учетом финансовых расходов; дизайнерское исполнение, учитывающее коммерческую составляющую; дизайнерское исполнение, учитывающее целевую клиенту ру.
Ход презентации: презентация проекта на стенде; презентация проекта перед зрителями.
Субъективная и объективная ценность проекта: личная оценка проекта; возможность реализации проекта в будущем.
Финал состоялся 11 мая 2009 г. в Лионе (Франция) во время проведения международной конференции ВАТЕЛЬ в присутствии директоров школ ВАТЕЛЬ, представителей гостиничного бизнеса и средств массовой информации. Команда Института ВАТЕЛЬ-РМАТ заняла 2-е место.
Одной из интересных инноваций стала программа «Марко Поло». Эта программа предусматривает возможность для любого студента Института ВАТЕЛЬ, в ка-кой-бы стране он ни обу чался, проучиться один год в другом Институте ВАТЕЛЬ по его выбору. При этом в полном соответствии с Болонскими соглашениями этот год засчитывается его основным институ том, и он не должен его дублировать.
Первые итоги и перспективы
В 2009 г. состоялась первая защита российского и францу зского дипломов. Дипломные работы представили 7 студентов выпу скного 4 курса. Объектами дипломных исследований у всех выпускников стали гостиницы, рестораны или туристские офисы, где они работали на стажировках. Несмотря на сложность выбранных студентами тем диплома, например «Концепция совершенствования качества обслуживания на примере ресторана "Cloitre Saint-Louis” (г. Авиньон, Франция)», «Маркетинговые кампании по продвижению туристского направления (Франция)», «Применение маркетинговых исследований в ресторанном бизнесе», защита прошла успешно. Результаты превзошли все ожидания: экзаменационная комиссия поставила 7 оценок «отлично». Над материалом дипломных работ студенты работали не один семестр. Блестящие теоретические знания, опыт и конкретные данные, накопленные в ходе практик и во время длительных стажировок, позволили им доказать свою профессиональную подготовленность, умение анализировать полученную информацию, делать правильные выводы и интересные предложения, ориентироваться на рынке гостеприимства.
Максимальное внедрение во время российскую, так и зарубежную, позволи-учебы в профессиональную среду, как ло без проблем всем выпускникам найти
работу . Например: Максим Саяпин - менеджер отдела ресторана и баров в гостинице «Ritz Carlton» (г. Санья, Китай), Анастасия Курчевская занимает должность менеджера по коммерческому продвижению в представительстве Агентства по развитию туризма во Франции «ATOUT FRANCE», Леонид Цветков начал карьеру в качестве ассистента генерального менеджера гостиницы «Forest Inn».
Подготовлена совместная магистерская программа. Аналогично бакалавриату студенты, успешно закончившие обучение, получат два диплома: магистерский диплом РМАТ государственного образца и французский диплом Института ВАТЕЛЬ «Master Degree», сертифицированный французским государством: уровень 1 «Директор между народного гостиничного хозяйства» (Directeur d'Hôtellerie Internationale / Master's degree in International Hotel Management). В организационном плане разница между бакалаврской и магистерской программами заключается в том, что студенты обязаны будут 45 дней проучиться в Институте ВАТЕЛЬ в г. Ним и сдать ряд экзаменов французе ким преподавателям.
Успех программы способствовал тому, что ряд филиалов РМАТ заявили о своем желании открыть аналогич-нуло программу' у себя. В 2009 г. программа «ВАТЕЛЬ-РМАТ» была открыта на базе Казанского филиала РМАТ. готовится се открытие и на базе Восточно-Сибирского института ту ризма - филиала РМАТ.