А. В. КУЗНЕЦОВ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИТАЛИИ
УДК 377.5
Иткий урокаii> профессионалтма специалистав определен основной проблемой туристской индустрии Ипиини. Рассмотрены циклы итальянской системы образования Показана важность среднего профессионального образования.
Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, компетентностый подход, подготовка специалистов среднего звена, образовательная система, огіеночная система кредитов.
Low professional level of specialists is identified as one of the main problem of Italian tourism. Italian educational system cycles are considered. Importance of mid-level professional education is shown.
Key words: tourism, professional education, competence approach, mid-level education, educational system, university credit system.
Одним из признанных лидеров мировой туристской индустрии исторически является Италия, которая в 2008 г. оказалась пятой в мире страной по количеству туристских прибытий: ее посетили более 93 млн туристов. Туризм представляет собой одну из важнейших отраслей экономики Италии: в 2008 г. его доля в валовом внутреннем продукте страны достигла 9,7 %, что в денежном измерении эквивалентно 155,5 млрд евро. Туристская отрасль обеспечивает занятостью 2 491 тыс. человек, что составляет 10.8 % рабочих мест в Италии. Туристский рынок Италии характеризует широкий спектр видов туризма, так как страна располагает уникальными культурными и рекреационными ресурсами, высокоразвитой туристской инфраструктурой, богатыми традициями гостеприимства
и историей становления туристской индустрии. Италия занимает первое место в мире по количеству культурных и природных памятников, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО В стране создана обширная нормативно-правовая база туристской деятельности, действуют национатьные и региональные туристские организации.
Однако в последние годы наблюдается ряд негативных тенденций, которые характеризуют замедление развития туристской инду стрии Италии и ее отставание как от общемировых темпов развития, так и от отдельных стран Европы Так. доля Италии на мировом туристском рынке снизилась с 6.1 % в 1990 г. до 4,8 % в 2008 г.. в то время как выросли доли рынка других средиземноморских стран - Франции. Греции, Испании.
Основной проблемой туристской индустрии Италии является относительно низкий уровень профессионализма специалистов туристской отрасли, что актуализирует необходимость профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Профессиональная подготовка специалистов для туристской отрасли в Итатии имеет богатые традиции и представлена широким спектром учебных программ. Однако сектор профессионального образования, обеспечивающий подготовку специалистов среднего звена для туристской индустрии, начал активно развиваться сравнительно недавно, в контексте широкомасштабных изменений в образовательной системе Италии, связанных с политическими реформами внутри страны и с ее активным участием в формировании нового европейского образовательного пространства.
В Итатии установлена оценочная система кредитов (зачетных единиц) Crédito formativo universario, соответствующая европейской модели распределения учебной нагрузки и накопления кредитов (ECTS). В соответствии с реформой 2003 г. итальянская система образования состоит из двух циклов среднего образования и высшего образования:
• первый цикл среднего образования включает начальну ю (5 лет) и среднюю школу' первой ступени (3 года), завершается госу дарственным экзаменом;
• второй цикл осуществляется по выбору' учащихся либо в системе лицеев (виды лицеев — классический, экономический, искусств, музыкальный, научный, технологический, гу манитарных наук), которая предусматривает 5 лет обучения, либо в атьтернативной лицеям системе профессионального образования, предусматривающей, как правило, 4 года обучения (для некоторых специальностей - 5 лет)
и присвоение уже в конце третьего года квалификации, признанной во всех странах Европейского союза; по окончании цикла учащиеся сдают государственный экзамен.
Профессионатьная подготовка специалистов среднего звена для туристской отрасли осуществляется учреждениями среднего профессионального образования (школами второй ступени), которые финансируются из региональных фондов и частично за счет отраслевых объединений и предприятий. Для среднего профессионатьного образования в Италии справедливы следующие общие принципы профессионатьного образования:
• досту пности профессионатьного образования и равенства образовательных возможностей;
• многообразия организационных форм профессионатьного образования;
• автономии образовательных учреждений;
• интернационализации профессионального образования;
• непрерывности профессионатьного образования;
• соответствия образовательных программ и системы оценки концепции единого европейского образовательного пространства;
• многообразия форм финансирования образовательных программ;
• ориентированности профессионального образования на практическую подготовку специатистов;
• диверсификации профессионатьного туристского образования;
• регионализации профессионатьного образования;
• личностной ориентированности организации профессионального образования.
Среднее профессиональное образование туристского профиля представлено в Италии пятилетними программами, которые предусматривают получение диплома подтверждающего квалификации «Оператор туристского предприятия», «Оператор услуг размещения», «Оператор ресторанных услуг (сектор кухня)», «Оператор ресторанных услуг (сектор бар)» после трех лет обучения, и диплома о получении среднего образования второй сту пени после пяти лет по специальностям «Технолог туристских услу г» (для операторов ту ристских услуг и услуг размещения) и «Технолог ресторанных услуг» (для соответствующих операторов). Наиболее высоко ценятся на рынке труда Италии и других европейских стран выпускники профессиональных школ, фу нкционируйтощих под эгидой 1Р8АЛ - Профессиональных институтов гостиничных и ресторанных услуг, которые выдают своим сту дентам по окончании пятилетнего курса не только стандартный диплом, но и престижный профессиональный сертификат.
В качестве общеобразовательных дисциплин в рамках программ среднего профессионального образования изучаются итальянский язык, история, право и экономика математика и информатика естествознание и биология, физическое воспитание, иностранный язык (в зависимости от учреждения - испанский, немецкий или французский), основы религии (или альтернативная дисциплина). В учебных планах четвертого и пятого годов обучения особое место занимают часы, предназначенные для практики студентов в центрах профессионального образования и на туристских предприятиях: их количество колеблется от 350 до 450 в год. Итальянское законодательство предоставляет сту дентам (по испол-
нении 15 лет) возможность проходить практику по индивидуальному учебному плану, который может предусматривать совмещение учебы с частичной занятостью на ту ристском предприятии (фирме, гостинице, ресторане, регионатьном офисе по туризму) и способствует, тем самым, более эффективному формированию у студентов необходимых для их датьнейшей профессиональной деятельности компетенций, приобретению опыта работы.
Курс «Оператор ресторанных услуг (сектор кухня)» предусматривает изучение в качестве дисциплин специатизации на первом и втором годах обучения принципов питания, второго иностранного языка, лабораторные занятия в секторах ресторанных услуг «кухня» (специализация), «бар» и секторе размещения; на третьем году - основ у правления предприятием, продуктов питания, второго иностранного языка (как правило, английский). лабораторные занятия в секторе «кухня». Курс «Оператор ресторанных услуг (сектор бар)» характеризуется преобладанием лабораторных занятий в соответствующем секторе и аналогичным набором специализированных дисциплин. На четвертом и пятом годах обучения квалифицированные операторы ресторанных услуг изучают экономику' и управление ресторанными предприятиями, второй иностранный язык, законодательство. работают в лаборатории организации и у правления ресторанными услугами для получения специальности «Технолог ресторанных услуг».
Курс «Оператор службы размещения» предусматривает на первом и втором годах обучения дисциплины и лабораторные занятия, аналогичные учебным планам для операторов ресторанных услуг. На третьем годуг обучения студенты
изучают географию туристских и культурных ресурсов, второй иностранный язык, гостиничное администрирование, занимаются в лаборатории услуг размещения. Курс «Оператор туристского предприятия» предполагает изучение как специализированных дисциплин на первом и втором годах обучения экономики предприятий, второго иностранного языка, занятия в лаборатории прикладных туристских технологий, на третьем году -ту ристской и административной технологии, второго иностранного языка, истории искусств, туристской и экономической географии, занятия в лаборатории. На четвертом и пятом году в рамках курса «Технология туристских услуг» операторы слу жбы размещения и ту ристских предприятий изучают экономику и технологии туристских предприятий, историю искусства и культуры, туристскую географию, второй иностранный язык, технологию комму никации и общения. работают в лаборатории управления электронными базами данных, автоматизированными бухгалтерскими системами, прикладными туристскими программами.
Программы среднего профессионального образования позволяют будущим специалистам среднего звена приобрести необходимые для профессиональной деятельности в Италии и других странах Европы компетенции, а также дают возможность продолжить образование в университете по трехгодичным программам Corsi di Laurea (аналог бакалавриата) или пройти ку рсы высшего профессионального образования (продолжительностью 1-2 года) с присвоением степени Master. Сектор профессионального образования Италии, обеспечивающий подготовку ту ристских специалистов среднего звена, динамично развивается, однако его раз-
витие характеризуется рядом специфических проблем, среди которых можно выделить следующие:
1. Недостаточная реализация на практике принципа доступности профессионального образования и равенства образовательных возможностей, что препятствует реализации гражданских прав малообеспеченных слоев населения, прежде всего прав на профессиональную ориентацию и труд.
2. Отсутствие национальной системы стандартизации квалификационных требований к специалистам в сфере туризма, что препятствует систематизации профессиональной подготовки туристских кадров.
3. Отсутствие национальной системы оценки качества образовательного продукта среднего профессионального образования.
4. Невысокая степень диверсификации
образовательных программ среднего
профессионального образования, что неадекватно требованиям современной профессиональной структу ры ту ризма.
5. Диспропорция в географическом
распределении учреждений среднего
профессионального образования; основная их часть сконцентрирована на Севере страны, в Центре и на Юге центры профессионального туристского образования сосредоточены в крупных городах.
6. Недостаточное развитие сектора подготовки педагогических кадров профессионального туристского образования и отсутствие национальных стандартов, определяющих минимальные квалификационные требования и компетенции преподавателей в сфере профессионального ту ристского образования.
7. Необходимость в повышении эффективности финансового, административного и технологического управления
профессиональным туристским образованием на региональном уровне.
8. Недостаточное развитие сотрудничества между учреждениями среднего профессионального туристского образования, региональными структурами у правления туризмом, отраслевыми предприятиями, консорциумами, ассоциациями и федерациями в области подготовки специалистов.
9. Низкая степень вовлеченности малых туристских предприятий, которые преобладают на туристском рынке страны. в процессы практической подготовки студентов учреждений профессионального туристского образования.
Проблемы профессиональной подготовки туристских кадров среднего звена во многом обу словливают снижение конкурентоспособности туристской индустрии Италии на мировом туристском рынке. Анализ этих проблем позволяет сделать выводы о необходимости пересмотра роли центральных институтов управления образованием в регулировании профессионального туристского образования. построения национальной системы стандартов квалификационных требований к специалистам сферы туризма и педагогическим кадрам профессионального туристского образования и установления партнерства между региональными у правленческими структурами, государственными туристскими организациями, туристскими предприятиями.
отраслевыми объединениями и образовательными учреждениями, обеспечивающими подготовку профессиональных туристских кадров в целях моделирования образовательной срсды. не только адекватной современным требованиям туристского рынка, но и способной выступить как источник инноваций для экономики страны.
Профессиональное туристское образование представляет собой стратегический фактор развития туристской отрасли Италии, обеспечивающий конкурентоспособность ее туристских предприятий и эффективный инструмент регулирования рынка труда страны.
На современном этапе развития туристская индустрия Италии нуждается в специалистах нового поколения, носителях инноваций, обладающих компетенциями, которые позволят решить задачи повышения конкурентоспособности туристской индустрии, разработки новых стандартов качества туристских услуг и внедрения инновационных решений для туристского рынка.
Важная роль в подготовке таких специалистов принадлежит среднему профессиональному образованию, которое является неотъемлемым элементом в стру ктуре профессионального туристского образования Италии.
I СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ I
Дэвид Эйри - профессор Школы менеджмента Университета Сарри (Великобритания), председатель Совета по образованию и науке ЮНВТО
Ефимов Г. И. - канд. экон. наук