Научная статья на тему 'Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень бакалавра)'

Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень бакалавра) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА / ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING IN FIELD OF TOURISM / AIM OF TRAINING TOURISM PERSONNEL / LEARNING OUTCOMES / COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCY / UNDERGRADUATE PROGRAMME / CURRICULUM / PROGRAMME OF DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Инна Ивановна

В статье изложены результаты анализа содержания профессиональной подготовки туристских кадров по программе бакалавриата «Менеджмент туризма» департамента менеджмента туризма факультета туризма университета Гази Турецкой Республики. Основная цель образовательной программы состоит в предоставлении современного высококачественного образования в области менеджмента туризма и подготовке специалистов сектора туризма, которые способны выполнять функции менеджеров среднего и высшего звена. Среди составляющих профессиональной компетентности выпускника особое место занимают коммуникативные и социальные компетенции, позволяющие налаживать эффективную коммуникацию, в том числе на иностранном языке. Содержание профессионального образования реализуется через выполнение учебного плана программы «Менеджмент туризма», включающего общественные, управленческие, специальные профессиональные дисциплины, а также иноязычную и информационную составляющие подготовки бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Инна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the professional training of tourism personnel in Turkey (Bachelor degree)

The article presents an analysis of the content of the professional training of tourism personnel on the undergraduate program «Tourism Management» of Tourism Management Department of Gazi University's Tourism Faculty of the Turkish Republic. Implementation of the programme content of education can achieve training objectives, to ensure the achievement of learning outcomes and form professional competency of graduates. The main purpose of the educational programme is to provide modern high quality education in the field of tourism management and training of tourism sector professionals who are able to perform the functions of middle and senior managers. Learning outcomes completely justify the name of the program «Tourism Management», as they are primarily focused on preparing students for various activities in the field of tourism. Learning outcomes form the components of the professional competences of graduates and define the purpose of training in the undergraduate programme. The content of vocational education is realised through the implementation of a curriculum of the programme, including public, management, specific professional disciplines.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной подготовки туристских кадров в Турции (степень бакалавра)»

УДК [378.011.3-051:338.48] (560)

Семенова Инна Ивановна

Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

[email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В ТУРЦИИ (степень бакалавра)

В статье изложены результаты анализа содержания профессиональной подготовки туристских кадров по программе бакалавриата «Менеджмент туризма» департамента менеджмента туризма факультета туризма университета Гази Турецкой Республики. Основная цель образовательной программы состоит в предоставлении современного высококачественного образования в области менеджмента туризма и подготовке специалистов сектора туризма, которые способны выполнять функции менеджеров среднего и высшего звена. Среди составляющих профессиональной компетентности выпускника особое место занимают коммуникативные и социальные компетенции, позволяющие налаживать эффективную коммуникацию, в том числе на иностранном языке. Содержание профессионального образования реализуется через выполнение учебного плана программы «Менеджмент туризма», включающего общественные, управленческие, специальные профессиональные дисциплины, а также иноязычную и информационную составляющие подготовки бакалавра.

Ключевые слова: содержание профессиональной подготовки в области туризма, цель подготовки туристских кадров, результаты обучения, составляющие профессиональной компетентности, программа бакалавриата, учебный план, рабочая программа учебной дисциплины.

В современном мире Турция по праву признана мировой туристской дестина-цией, привлекающей туристов из разных уголков планеты. В результате эффективного использования богатого туристского потенциала территории и грамотной государственной политики поощрения туристской деятельности в Турции сформирована развитая индустрия туризма. Одним из направлений туристской политики государства является поддержка и поощрение развития профессионального образования в сфере туризма. В Турции успешно функционирует система подготовки туристских кадров, состоящая из нескольких уровней: среднее профессиональное образование; высшее образование, включающее короткий (степень ассоциата), первый (бакалавриат), второй (магистратура) и третий (докторантура) циклы. Отрасль туризма Турции обеспечивается профессиональными кадрами, получившими качественную подготовку в университетах и профессиональных высших школах страны.

Одним из условий, определяющих уровень качества образования, является его содержание [2]. Так, освоив программы бакалавриата по направлению подготовки в области туризма, выпускники университетов Турции способны выполнять функции управленческих кадров среднего и высшего звена, а также заниматься научно-исследовательской деятельностью. Сформированная система знаний, умений и навыков выпускника является результатом подготовки по качественной образовательной программе бакалавриата.

Турецкая Республика накопила достаточный опыт в сфере профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, в том числе в области подготовки по образовательным программам бакалавриата. В связи с этим представляется целесообразным изучить опыт Турции для использования его прогрес-

сивных идей в процессе функционирования отечественной системы подготовки туристских кадров.

Цель статьи состоит в проведении анализа содержания профессиональной подготовки кадров для сферы туризма по программе бакалавриата на примере университета Турции. Достижению цели предшествует решение задач исследования: раскрыть цель подготовки по программе бакалавриата, определить результаты обучения по программе бакалавриата, выявить составляющие профессиональной компетентности выпускника образовательной программы бакалавриата, раскрыть содержание учебного плана по программе бакалавриата.

Опираясь на концепцию В. Краевского [1], под содержанием профессиональной подготовки в области туризма понимаем педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к профессии, усвоение которой необходимо для успешной профессиональной деятельности в сфере туризма в современных условиях.

Содержание туристского образования в Турции формируется на основе государственных стандартов высшего образования с учетом профессиональных стандартов. Для достижения результатов образования кафедры университетов определяют цель подготовки специалистов по специальностям на основе цели высшего образования, заявленной в Законе о высшем образовании № 2547, а также образовательные и квалификационные требования (результаты обучения) к выпускникам каждой специальности, которые формируются на основе национальных квалификационных требований и требований к квалификации в рамках отраслей образования [5; 10; 13].

Вопрос отражения цели подготовки, образовательных и квалификационных требований в содер-

© Семенова И.И., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

221

жании туристского образования решается путем их включения в основную документацию кафедр, такую как учебные планы, рабочие программы дисциплин, программы практики и т.п.

Раскроем содержание высшего туристского образования уровня бакалавра на примере университета Турции. Для проведения анализа содержания образования целесообразно остановиться на наиболее распространенной в университетах Турции программе бакалавриата «Менеджмент туризма».

Особенности содержания образования в туризме по программе бакалавриата «Менеджмент туризма» представим на основе материалов департамента менеджмента туризма факультета туризма университета Гази. Университет расположен в центральной провинции Анкара в Турции и пользуется популярностью среди студентов туристских специальностей.

Согласно ст. 44 Закона «О высшем образовании» № 2547, университет наделен правом определять обязательные и элективные дисциплины, количество часов и кредитов на дисциплину, порядок прохождения практики и экзаменов в учебных планах программ степени ассоциата и бакалавра. Учебный план формируется на уровне Совета факультета туризма на основе рекомендаций департамента туризма (кафедры) и утверждается Сенатом университета [13, ст. 44; 3, ст. 11].

На основе ст. 43-44 Закона о Высшем образовании № 2547 Сенатом университета Гази принято Положение о порядке подготовки специалистов степени ассоциата и бакалавра в университете Гази [3]. Этот документ раскрывает основные требования к программам подготовки степени ассоци-ата и бакалавра в университете Гази, определяет характеристики учебных планов образовательных программ.

Цель подготовки по академически-ориентированной программе бакалавриата «Менеджмент туризма» университета Гази заключается в предоставлении современного высококачественного образования в области менеджмента туризма и подготовке специалистов сектора туризма, которые способны занимать должности менеджеров среднего и высшего звена; формировании иноязычной коммуникативной компетенции, а также системы знаний, умений и навыков в области информационных технологий, туристской индустрии и бизнеса, современного менеджмента; формировании профессионального интереса и потребностей; развитии мышления [7].

Результаты обучения по программе бакалавриата «Менеджмент туризма» формулируются на основе образовательных и квалификационных требований более высокого порядка: требований к квалификации 6 уровня для программ бакалавриата согласно Национальной рамки квалификаций высшего образования в Турции, требований

к профессиональной квалификации (результаты подготовки) для программ бакалавриата Базовой отрасли образования 81 «Персональные услуги», требований к академической квалификации (результаты подготовки) для программ бакалавриата Базовой отрасли образования 34 «Экономические науки и управление» [10-11]. Программа «Менеджмент туризма» охватывает такие детализированные отрасли образования, как 812 - «Туристские услуги, услуги по организации путешествий и досуга (развлекательные услуги)» и 345 - «Менеджмент и администрирование». Поэтому для выпускников представленной образовательной программы актуальны квалификационные требования, предъявляемые в рамках вышеупомянутых отраслей образования.

Результаты обучения по программе представлены в таблице 1 [8].

Итогом анализа списка результатов обучения по программе является следующее умозаключение: 75% результатов обучения ориентированы на подготовку студента к различным направлениям деятельности в сфере туризма (РО. 1-9, 11-12, 1417, 19), 15% - деятельности в сфере гостиничного обслуживания (РО. 5, 13, 18), 10% - деятельности в сфере ресторанного обслуживания (РО. 10, 20).

Процентное соотношение результатов обучения указывает на то, что содержание образования полностью соответствует заявленному наименованию образовательной программы, включающему понятие «туризм» как общее направление, объединяющие разные виды деятельности в туризме.

Результаты обучения по программе позволяют определить составляющие профессиональной компетентности будущего менеджера по туризму (см. табл. 2).

Наибольшее количество результатов обучения направлено на формирование теоретических знаний, практических навыков и компетенций, специфических для отрасли. Безусловно, особую роль в менеджменте туризма играют коммуникативные и социальные компетенции, позволяющие налаживать эффективную коммуникацию, в том числе на иностранном языке.

Профессиональная компетентность специалиста формируется путем усвоения материала учебных дисциплин, включенных в учебный план специальности «Менеджмент туризма» [7] (см. табл. 3).

Согласно учебному плану студенты бакалавриата обучаются в течение 8-ми семестров (4 года). Каждый семестр студенты накапливают по 30 кредитов ECTS (60 кредитов ЕСТ^ в год), и соответственно 240 кредитов ECTS за весь период подготовки. На первом году обучения преподаются только обязательные дисциплины. Курсы по выбору предлагаются с третьего по восьмой семестры, каждый семестр по 3-4 дисциплины. Относительно рекомендуемого процентного соотношения между

Таблица 2

Таблица 1

Результаты обучения по программе бакалавриата «Менеджмент туризма»

Номер результата обучения по программе (РО) Результаты обучения

РО.1 Знать основные понятия, связанные со сферой туризма

РО.2 Понимать значение профессиональной и научной этики

РО.3 Знать аппаратное и программное обеспечение компьютера, уметь пользоваться компьютерными программами, которые используются в секторе

РО.4 Обладать основными знаниями по ведению документации и учета на туристском предприятии

РО.5 Выполнять технологические операции СПиР, в том числе автоматизированные, в гостиничном бизнесе

РО.6 Знать основы экономики

РО.7 Уметь мыслить аналитически во время решения вопросов в сфере туризма

РО.8 Обладать знаниями основ финансового анализа, необходимыми для работы на туристском предприятии

РО.9 Обладать знаниями в области управления человеческими ресурсами на туристских предприятиях

РО.10 Обладать знаниями о продуктах питания и напитках, используемых при обслуживании на туристских предприятиях

РО.11 Обладать знаниями об оздоровительных учреждениях, предприятиях яхт- и морского туризма

РО.12 Владеть иностранным языком на необходимом для отрасли уровне (на среднем уровне Европейского языкового портфеля В1)

РО.13 Обладать знаниями и умениями в области учреждения и управления предприятием гостеприимства

РО.14 Обладать знаниями основ предпринимательства

РО.15 Понимать принципы управления и знать маркетинговые стратегии в менеджменте туризма

РО.16 Обладать основными знаниями в области законодательства и права в сфере туризма

РО.17 Понимать взаимосвязь между туризмом и окружающей средой, применять при необходимости меры по улучшению состояния окружающей среды средствами туризма

РО.18 Обладать знаниями о рекреационной деятельности, осуществляемой на предприятиях гостиничного хозяйства

РО.19 Обладать знаниями о культурных аспектах туризма

РО.20 Обладать основными знаниями о турецкой и мировой кухнях

Составляющие профессиональной компетентности выпускника образовательной программы бакалавриата «Менеджмент туризма»

№ п/п Составляющие компетентности Результаты обучения

1. Знания (теоретические, фактические) РО.1, РО.3, РО.4, РО.5, РО.6, РО.8, РО.9, РО.10, РО.11, РО.13, РО.14, РО.15, РО.16, РО.17, РО.18, РО.19, РО.20

2. Навыки (когнитивные, практические) РО.1, РО.3, РО.5, РО.8, РО.12, РО.13, РО.15, РО.17, РО.18, РО.19, РО.20

3. Компетенции, позволяющие работать самостоятельно и брать на себя ответственность РО.4, РО.13

4. Компетенции, которые позволяют обучаться РО.1, РО.2, РО.7, РО.12, РО.13

5. Коммуникативные и социальные компетенции РО.2, РО.12, РО.13, РО.17, РО.19

6. Компетенции, специфические для отрасли РО.1, РО.2, РО.4, РО.5, РО.7, РО.8, РО.10, РО.11, РО.12, РО.13, РО.17, РО.19, РО.20

нормативной и вариативной частями учебного плана (75% и 25% соответственно) вариативная часть плана университета Гази несколько расширена и составляет около 35%, а нормативная - около 65% от общего количества дисциплин учебного плана.

Учебный план включает общественные, управленческие, специальные профессиональные дисциплины, а также иноязычную и информационную составляющие подготовки бакалавра [7]. На блок дисциплин специальной профессиональной подготовки приходится 33% учебных курсов в плане.

За ними следуют дисциплины по иностранному языку (29%), общественные и управленческие дисциплины (около 18% и 16%) и информационная подготовка (4%). Дисциплины, формирующие различные составляющие подготовки, распределены по семестрам и годам в учебном плане более или менее равномерно. В вариативной части плана представлены курсы всех составляющих подготовки специалиста.

Общественные дисциплины (бихевиоризм, статистика, этика и социальная ответственность,

Таблица 3

Учебный план по программе бакалавриата «Менеджмент туризма»

№ п/п Наименование дисциплины Тип курса Кредитов ЕСТ8 № п/п Наименование дисциплины Тип курса Кредитов ЕСТ8

Первый год обучения

Семестр I. Семестр II.

1. Английский язык I Об. 5 1. Английский язык II Об. 5

2. Принципы Ататюрка и история Революции I Об. 2 2. Бихевиоризм Об. 5

3. Основы туризма Об. 5 3. Рекреация Об. 4

4. Основы экономики Об. 5 4. Принципы Ататюрка и история Революции II Об. 3

5. Основы учета Об. 5 5. Основы бизнеса Об. 5

6. Основы законодательства Об. 5 6. Математика в бизнесе Об. 5

7. Турецкий язык I Об. 3 7. Турецкий язык II Об. 3

30 30

Второй год обучения

Семестр III. Семестр IV.

1. Организация ресторанных услуг Об. 5 1. Турецкая кухня Об. 4

2. Управление и организация Об. 5 2. География туризма Об. 5

3. Статистика Об. 5 3. Анализ затрат в туризме Об. 6

4. Управление СПиР Об. 4 4. Организация деятельности службы обслуживания Об. 4

5. Элективные дисциплины (3) 11 5. Элективные дисциплины (3) 11

30 30

Третий год обучения

Семестр V. Семестр VI.

1. Маркетинг туризма Об. 5 1. Экономика туризма Об. 4

2. Управление турагентской и туроператорской деятельностью Об. 4 2. Управление человеческими ресурсами Об. 4

3. Системы автоматизации в сфере гостеприимства Об. 4 3. Законодательство в сфере бизнеса Об. 5

4. Элективные дисциплины (4) 17 4. Элективные дисциплины (4) 17

30 30

Четвертый год обучения

Семестр VII. Семестр VIII.

1. Законодательство в туризме Об. 5 1. Управленческий учет Об. 5

2. Методология научного исследования Об. 5 2. Бизнес и политика Об. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Этика и социальная ответственность Об. 5 3. Дипломный проект Об. 5

4. Элективные дисциплины (3) 15 4. Элективные дисциплины (3) 15

30 30

Элективные дисциплины

1. Культура и туризм Эл. 3 26. Археология и музееведение Эл. 4

2. Коммуникации и человеческие отношения Эл. 3 27. Дизайн Эл. 4

3. Основы искусства и эстетики Эл. 3 28. Инвестиционные проекты в туризме Эл. 4

4. Менеджмент морского и яхт-туризма Эл. 3 29. Профессиональный иностранный язык IV (Английский) Эл. 5

5. Профессиональный иностранный язык I (Английский) Эл. 5 30. Профессиональный иностранный язык IV (Немецкий) Эл. 5

6. Профессиональный иностранный язык I (Немецкий) Эл. 5 31. Профессиональный иностранный язык IV (Французский) Эл. 5

7. Профессиональный иностранный язык I (Французский) Эл. 5 32. Предпринимательство Эл. 4

Окончание таблицы 3

8. Медико-санитарные меры и первая помощь Эл. 3 33. Мировая кухня Эл. 5

9. Международная туристская деятельность Эл. 3 34. Идентификация и покупка товаров Эл. 5

10. Транспортные и туристские услуги Эл. 3 35. Управление банкетом Эл. 5

11. Туризм и окружающая среда Эл. 3 36. Немецкий язык I Эл. 5

12. Профессиональный иностранный язык II (Английский) Эл. 5 37. Французский язык I Эл. 5

13. Профессиональный иностранный язык II (Немецкий) Эл. 5 38. Русский язык I Эл. 5

14. Профессиональный иностранный язык II (Французский) Эл. 5 39. Арабский язык I Эл. 5

15. Кейтеринг Эл. 4 40. Ивент-менеджмент Эл. 5

16. Сервис и бар Эл. 4 41. Трудовое и социальное право Эл. 5

17. Продажа билетов I Эл. 4 42. История гастрономии и питания Эл. 5

18. Профессиональный иностранный язык III (Английский) Эл. 5 43. Город и цивилизация Эл. 5

19. Профессиональный иностранный язык III (Немецкий) Эл. 5 44. Альтернативный туризм Эл. 5

20. Профессиональный иностранный язык III (Французский) Эл. 5 45. Немецкий язык II Эл. 5

21. Услуги гостеприимства в лечебно-профилактических учреждениях Эл. 4 46. Французский язык II Эл. 5

22. Организационное поведение Эл. 4 47. Русский язык II Эл. 5

23. Финансовый менеджмент в туризме Эл. 4 48. Арабский язык II Эл. 5

24. Планирование и менеджмент в туризме Эл. 4 49. Политика и планирование в туризме Эл. 5

25. Продажа билетов II Эл. 4 50. Управление отношениями с клиентами Эл. 5

дизайн, трудовое и социальное право и т.д.) преподаются с целью предоставления студенту математических, статистических, правовых, исторических, психологических, этических, эстетических, коммуникационных, медико-санитарных, научных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; правового, трудового, эстетического воспитания; развития познавательных способностей.

Основная цель управленческих дисциплин (основы экономики, ивент-менеджмент, управленческий учет и т.д.) состоит в предоставлении базовых знаний, умений и навыков в области экономики, бизнеса, предпринимательства, менеджмента организации, бухгалтерского учета, управления персоналом и отношениями с клиентами; экономическом воспитании; развитии памяти и восприятия.

Специальные профессиональные дисциплины (основы туризма, экономика туризма, организация ресторанных услуг, культура и туризм и т.д.) призваны сформировать систему знаний, умений и навыков в области общих основ туризма; экономики, маркетинга и менеджмента туризма; планирования, политики и законодательства в туризме; географии туризма и рекреации; организации ресторанных услуг и кейтеринга; организации предоставления услуг гостеприимства; обеспечить профессиональное воспитание, развитие внимания и воображения. Более 60% специальных дисциплин направ-

лены на подготовку студентов в области туризма, около 25% - в области организации ресторанных услуг, более 10% - в области гостиничных услуг. Наиболее многочисленная группа дисциплин по туризму знакомит студентов с различными аспектами туристской деятельности. Более половины дисциплин этой группы раскрывают вопросы экономики и менеджмента туризма.

Иноязычная подготовка студентов осуществляется путем преподавания обязательных дисциплин «Английский язык» в течение первого и второго семестров, элективных дисциплин «Профессиональный иностранный язык» (английский, немецкий, французский на выбор) с третьего по шестой семестры, элективных дисциплин «Немецкий язык», «Французский язык», «Русский язык», «Арабский язык» в седьмом и восьмом семестрах. Студент имеет возможность получить основные знания по 2-3 иностранным языкам в течение обучения.

Подготовка студентов к работе с информационными технологиями в туризме осуществляется в рамках таких дисциплин, как «Системы автоматизации в сфере гостеприимства», «Продажа билетов». Содержание информационной составляющей подготовки охватывает автоматизацию деятельности служб гостиницы, ведение документооборота в электронной системе, технологию продажи билетов.

Учебный план и рабочие программы учебных дисциплин включают такие виды учебных заня-

тий, как лекция, практическое занятие, викторина, подготовка отчета, презентация, проект, практика, самостоятельная работа, контрольная работа в середине семестра, контрольная работа в конце семестра [3, ст. 11].

Согласно учебному плану объем учебной дисциплины в среднем составляет 4,5 кредита. Максимальное количество кредитов достигает 6, минимальное - 2 кредита. Объем обязательных и элективных дисциплин примерно одинаков.

Учебная дисциплина включает в среднем 14 лекций и 12 практических занятий продолжительностью по 2:00 в неделю. Для всех курсов учебного плана характерны лекционные занятия. Лишь 8% дисциплин предусматривают проведение практических занятий. Викторины проводятся в рамках 15% курсов, которые в основном представлены элективными дисциплинами. Подготовка отчетов и презентаций проводится студентами в рамках почти 40% и 30% дисциплин соответственно. Некоторые курсы предусматривают отчет и презентацию одновременно. На семестр приходится от одного до трех отчетов и презентаций. Около 10% курсов включают подготовку проекта (в основном нормативные дисциплины). В расчете по семестрам в среднем предусмотрен 1 проект на семестр обучения. На бакалавриате значительное количество часов отводится на самостоятельную работу студента (чтение, работа в библиотеке и сети Интернет).

Учебная нагрузка на студента в течение изучения учебной дисциплины в среднем составляет 119 часов.

Научная подготовка студентов специальности «Менеджмент туризма» на бакалавриате проводится в рамках обязательной дисциплины «Методология научных исследований», изучаемой в седьмом семестре и охватывающей 5 кредитов ECTS. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с процессом планирования и проведения научного исследования, анализируют данные и готовят научный доклад.

Учебный план образовательной программы «Менеджмент туризма» предполагает прохождение студентами практики в летние месяцы на базе туристских предприятий общей продолжительностью 60 рабочих дней [4].

Согласно рабочих программ учебных дисциплин в рамках каждого курса студент проходит минимум 1 периодический контроль знаний в середине семестра и итоговый контроль в конце семестра. В дополнение к этим контрольным точкам должна проводиться минимум еще одна иная форма контроля знаний: текущий контроль, викторина, подготовка проекта, выполнение отчета, подготовка презентации [3, ст. 19-21].

Итоговый контроль знаний, умений и навыков студентов, полученных в течение обучения на бака-

лавриате, проводится в виде подготовки и защиты дипломного проекта в восьмом семестре. Проект предусматривает выполнение научного исследования с использованием научных методов и презентацию результатов исследования в виде доклада.

Успешное завершение программы бакалавриата предполагает выполнение учебного плана (накопление 240 кредитов ECTS), прохождение 60-дневной практики на туристских предприятиях, подготовку и защиту дипломного проекта [4].

По завершению образовательной программы бакалавриата выпускнику присваивается академическая квалификация (1 уровень согласно QF-EHEA; 6 уровень согласно EQF-LLL) «бакалавра в области менеджмента туризма» («The Bachelor's Degree in Tourism Management»), которая указывается в приложении к диплому [9]. Академическая квалификация бакалавра позволяет выпускнику занимать должность менеджера среднего и высшего звена на предприятиях сферы туризма, открыть собственный бизнес, а также заниматься исследовательской деятельностью с возможностью дальнейшего развития карьеры.

Перед выпускниками программы бакалавриата «Менеджмент туризма» открываются возможности трудоустройства в туристских агентствах, туроператорских компаниях, предприятиях гостиничного и ресторанного хозяйства, транспортных компаниях, Министерстве туризма, музеях и национальных парках, подарочных магазинах, других сервисных предприятиях [6].

Таким образом, реализация содержания образования по программе бакалавриата «Менеджмент туризма» позволяет достичь заявленной цели подготовки и в полной мере обеспечивает достижение результатов обучения. Цель образовательной программы состоит в предоставлении современного высококачественного образования в области менеджмента туризма и подготовке специалистов сектора туризма, которые способны выполнять функции менеджеров среднего и высшего звена; формировании иноязычной коммуникативной компетенции, а также системы знаний, умений и навыков в области информационных технологий, туристской индустрии и бизнеса, современного менеджмента; формировании профессионального интереса и потребностей; развитии мышления. Результаты обучения полностью оправдывают наименование программы «Менеджмент туризма», так как они преимущественно ориентированы на подготовку студента к различным направлениям деятельности в сфере туризма. Результаты обучения формируют составляющие профессиональной компетентности выпускника и определяют цель профессиональной подготовки по программе бакалавриата. Среди составляющих профессиональной компетентности выпускника особое место занимают коммуникативные и социальные компетенции, позволяющие

налаживать эффективную коммуникацию, в том числе на иностранном языке. Содержание профессионального образования реализуется через выполнение учебного плана программы «Менеджмент туризма», включающего общественные, управленческие, специальные профессиональные дисциплины, а также иноязычную и информационную составляющие подготовки бакалавра. Последовательность изучения курсов обеспечивает формирование базы общих знаний в сфере туризма, на основе которой осуществляется подробное изучение различных аспектов туристской сферы. Наличие различных видов учебных занятий и контроля знаний, научной и практической подготовки, сбалансированная учебная нагрузка на студента обеспечивают качественную подготовку бакалавра в области менеджмента туризма.

Библиографический список

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 4 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm (дата обращения: 27.04.2016).

2. Тимощук А.С. Образование как детерминанта этноконфессиональной устойчивости государства // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 2. -С. 11-14.

3. Gazi Üniversitesi Egitim-Ögretim ve Sinav Yönetmeligi / Yönetmelikler / Yönergeler / Yök Mevzuati / Gazi Üniversitesi. - [Elektronik kaynak]. -Eriçim modu: http://ogris.gazi.edu.tr/posts/view/title/ yonetmelikler-14796 (Eriçim tarihi: 15.03.2016).

4. Graduation Requirements / Gazi University Information Package - 2015 Academic Year. -[Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://gbp.gazi. edu.tr//htmlProgramHakkinda.php?dr=0&lang=1&b aslik=1&FK=19&BK=10&ders_kodu=11902133& sirali=0&fakulte=&fakulte_en=&bolum=&bolum_ en=&ac=13 (Date of access: 01.04.2016).

5. Lisansüstü Egitim ve Ögretim Yönetmeligi: Resmi Gazete Tarihi: 01.07.1996 Resmi Gazete Sayisi: 22683 / Yüksekögretim Kurulu. - Ankara. -[Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://www. yok.gov.tr/en/web/guest/icerik/-/journal_content/56_ INSTANCE_rEHF8BIsfYRx/10279/17377 (Eriçim tarihi: 20.04.2016).

6. Occupational Profiles of Graduates / Gazi University Information Package - 2015 Academic Year. - [Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http:// gbp.gazi.edu.tr//htmlProgramHakkinda.php?dr=0&la

ng=1&baslik=1&FK=19&BK=10&ders_kodu=&siral i=0&fakulte=TUR%DDZM+FAK%DCLTES%DD&f akulte_en=FACULTY+OF+TOURISM&bolum=TUR %DDZM+%DD%DELETMEC%DDL%DD%D0%D D&bolum_en=TOURISM+MANAGEMENT&ac=9 (Date of access: 01.04.2016).

7. Program Information / Gazi University Information Package - 2015 Academic Year. -[Electronic resource]. - Mode of access: http://gbp. gazi.edu.tr//htmlProgramHakkinda.php?dr=0&lang= 1&baslik=1&FK=19&BK=10&ders_kodu=&sirali= 0&fakulte=TUR%DDZM+FAK%DCLTES%DD&fa kulte_en=FACULTY+OF+TOURISM&bolum=TUR %DDZM+%DD%DELETMEC%DDL%DD%D0% DD&bolum_en=TOURISM+MANAGEMENT&ac= (Date of access: 01.03.2016).

8. Program Yeterlilikler / Turizm içletmeciligi / Gazi Üniversitesi. - [Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://gbp.gazi.edu.tr//htmlProgramHakkinda. php?dr=0&lang=0&baslik=1&FK=19&BK=10& ders_kodu=11900260&sirali=0&fakulte=&fakul te_en=&bolum=&bolum_en=&ac=8 (Date of access: 22.03.2016).

9. Qualification Awarded / Gazi University Information Package - 2015 Academic Year. -[Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://gbp.gazi. edu.tr//htmlProgramHakkinda.php?dr=0&lang= 1 &b aslik=1&FK=19&BK=10&ders_kodu=11903112& sirali=0&fakulte=&fakulte_en=&bolum=&bolum_ en=&ac=2 (Date of access: 15.03.2016).

10. Türkiye Yüksekögretim Yeterlilikler Çerçevesi (TYYÇ) 6. Düzey (Lisans Egitimi) Yeterlilikleri / Yüksekögretim Kurulu. - Ankara. - [Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://tyyc.yok.gov. tr/?pid=33 (Eriçim tarihi: 22.03.2016).

11. Temel Alan Yeterlilikleri: içletme ve Yönetim Bilimleri: Türkiye Yüksekögretim Yeterlilikler Çerçevesi Temel Alan Rapor / Yüksekögretim Kurulu. - Ankara, 2011. - 13 s. - [Elektronik kaynak]. -Eriçim modu: http://www.tyyc.yok.gov.tr/raporlar/34_ ISLETME_Y0NETIM_BILIMLERI_13_01_2011. pdf (Eriçim tarihi : 24.03.2016).

12. Temel Alan Yeterlilikleri: Kiçisel Hizmetler: Türkiye Yüksekögretim Yeterlilikler Çerçevesi Temel Alan Rapor / Yüksekögretim Kurulu. - Ankara, 2011. - 12 s. - [Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://www.tyyc.yok.gov.tr/raporlar/81_KISISEL_ HIZMETLER_13_01_2011.pdf (Eriçim tarihi: 29.03.2016).

13. Yüksekögretim Kanunu: Türkiye Cumhuriyeti Kanunu, Kabul Tarihi: 04.11.1981 № 2547 - R. Gazete № 17506, 1981. - 92 s. - [Elektronik kaynak]. - Eriçim modu: http://mevzuat.basbakanlik.gov.tr/Metin.Aspx? MevzuatKod=1.5.2547&MevzuatIliski=0&sourceXm lSearch= (Eriçim tarihi: 23.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.