Научная статья на тему 'Экономические аспекты профессионального туристского образования'

Экономические аспекты профессионального туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ ТРУДА / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / WORLD ECONOMIC CRISIS / QUALITY OF THE WORKFORCE / PERSONNEL POLICY / WAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпилько С. П.

Рассмотрен вопрос качества рабочей силы в сфере обслуживания. Определены принципы развития туристского бизнеса в России в условиях мирового экономического кризиса. Показаны перспективы реализации концепции непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects of professional education in tourism

Quality of the workforce in the service sector is considered. Development concept for Russian tourism business in the world economic crisis is identified. Implementation prospects of lifelong education concept are shown.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты профессионального туристского образования»

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

С. п. шпилько

Экономические аспекты профессионального туристского образования

УДК 338.48

Рассмотрен вопрос качества рабочей силы в сфере обслуживания. Определены принципы развития туристского бтнеса в России в условиях мирового экономического кризиса. Показаны перспективы реализации концепции непрерывного образования

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, мировой экономический кризис, качество рабочей силы, кадровая политика, уровень оплаты труда.

Quality of the workforce in the service sector is considered Development concept for Russian tourism business in the world economic crisis is identified. Implementation prospects of lifelong education concept are shown.

Key words: tourism, professional education, world economic crisis, quality of the workforce, personnel policy, wage.

Вопрос качества рабочей силы — ключевой в большинстве отраслей экономики. Но в сфере обслуживания, где работник непосредственно общается с потребителем, это вопрос вопросов, который отечественной туриндустрии пока никак не удается решить. Не в том смысле, что в этой сфере нет талантливых и опытных специалистов. Условия развития туристского бизнеса в России таковы, что если топ-менеджеру туристской фирмы удалось укрепить позиции своей компании на рынке, в плане естественного предпринимательского отбора ему можно смело присваивать «черный пояс».

Не столь острой до насту пления мирового экономического кризиса была конкуренция в индустрии гостеприимства, по крайней мерс в гостиничном бизнесе. Гостиниц с достойным сервисом, особенно уровня 2-3*, хронически не хватает. И отель-менеджмент, несмотря на корот-

кий высокий сезон, чу вствовал себя более расслаблено, чем турбизнес. Цены на услуги размещения в России были одни из самых высоких в мире, хотя среднегодовой коэффициент использования номерного фонда на протяжении последних 5 лет не превышал 37%'. Мировой экономический кризис внес коррективы в эту ситуацию, значительно сократив спрос на услуги размещения. В Москве, например, цены на гостиничные услуги рухну ли на небывало низкий по российским меркам уровень. Но при нынешнем уровне обеспеченности коллективными средствами размещения и, соответственно, конкуренции между ними высока вероятность, что после выхода экономики из кризиса ситуация с соотношением цены и качества сервиса в российской

1 Туризм в цифрах. М.: Статистика России.

2009. С. 24.

индустрии гостеприимства вернется на «круги своя».

Иными словами, можно говорить о тесной взаимосвязи между уровнем конкуренции на рынке и спросом на квалифицированный персонал. А соответственно, и мотивацией менеджмента в отношении повышения квалификации своих сотрудников. Почему же в таком случае спрос на услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации туристских кадров со стороны предприятий туриндустрии остается на сравнительно низком уровне? Назовем лишь несколько причин. Одна из них заключается в недостаточной адаптации системы подготовки специалистов в туристских вузах к потребностям практики.

Например, если студент не работал во время обучения в вузе по будущей специальности, турфирме, как правило, приходится «доводить» его у ровень подготовки до необходимого в течение года а то и больше. После этого цена рабочей силы такого специалиста заметно возрастает. Но руководство фирмы не спешит повышать ему заработную плату , наблюдая за тем, как он еще проявит себя в новом качестве. Именно в этот момент чаще всего другая фирма за зарплату с разницей на 20-30 % выше перекупает готового специалиста, и затраты первой фирмы на его переподготовку после обучения в вузе оказываются пустой тратой денег. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что кадровая политика отечественного турбизнеса сегодня направлена не столько на участие в подготовке кадров, сколько на перекупку' специалистов у конкурентов. Что во многом стимулировало наметившу юся до кризиса тенденцию у скорения роста заработной платы в отрасли, опережавшего рост производительности труда. Хотя в целом можно констатировать, что уровень оплаты труда в рос-

сийском турбизнесе отстает от роста этого показателя в большинстве других отраслей.

Причин тому несколько:

• системное снижение нормы прибыли от реализации туристского продукта:

• обнуление агентской комиссии от продажи авиабилетов;

• обострение конкуренции со стороны электронной торговли услу гами;

• стремительный рост издержек, не связанных с оплатой труда и др.

В результате увеличения разрыва в уровне оплаты труда с другими отраслями снижается мотивация студентов туристских вузов в отношении выбора работы по специальности. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на мотивации турбизнеса и индустрии гостеприимства в отношении подбора кадров из числа выпускников туристских вузов. Можно сказать, что в меньшей степени чем раньше, но в весьма еще значительной, турбизнес остается уделом тех, кто работает по призванию, а не по специальности. В ту рбизнес идут переводчики. историки, географы, выпускники технических вузов. И часто оказывается, что дать им необходимые для работы специальные знания проще, чем, например, ликвидировать пробелы в знании иностранного языка.

Тем временем число вузов, осуществляющих подготовку туристских кадров, продолжает расти. Конкуренция между ними обостряется, в том числе в силу демографических факторов. Причем углубляются диспропорции в подготовке кадров специалистов высшего и среднего звена. Особенно актуальна эта проблема для индустрии гостеприимства. Строго говоря, для осу ществления квалифицированного бронирования услуг размещения и пассажироперевозки высшего образо-

вания. как правило, не требуется. Хотя возникает необходимость углубленной подготовки в области информационных технологий, географии и иностранного (английского) языка, которые редко на необходимом уровне даются в отечественных средних учебных заведениях. Если же речь идет о формировании и продвижении столь сложного продукта, как туристский, здесь без высшего образования не обойтись. Равно как и при работе менеджера по продажам, непосредственно контактирующего с клиентом.

Тем более, что, во-первых, потребителями услуг в основном являются россияне с высоким уровнем доходов и высшим образованием. Во-вторых, большая часть клиентуры турфирм выезжает по путевкам. как минимум, ежегодно, а то и чаще. При этом квалификация их как потребителей туристского продукта стремительно растет, что, в свою очередь, стимулирует желание все большей части этого контингента попробовать забронировать себе тур самостоятельно. Удержать такого клиента и убедить его сделать поку пку - задача, посильная сегодня в основном продавцу' с уровнем общей ку льту ры и знанием турпродукта не ниже, чем у самого покупателя. Поэтому в основном турбизнес и дальше будет предъявлять спрос на специалистов с высшим образованием.

Что же касается гостиниц, они в первую очередь сегодня нуждаются в квалифицированном линейном персонале. А тут возникает сразу несколько проблем. В частности, подготовка такого персонала для гостиниц и ресторанного бизнеса не имеет в России столь глубоких исторических корней, как в большинстве эконоушчески развитых стран, занимающих ключевые позиции на мировом туристском рынке. Во всяком случае,

учебных заведений по подготовке таких кадров остро не хватало и во врелшна СССР.

Кроме того, образование в индустрии гостеприимства и в России, и за рубежом в основном платное. А разница в стоимости подготовки специалиста высшего и среднего звена в этой области, конечно, значительная, но во многом нивелируется требованиями к необходимой материальной базе, поскольку' основная подготовка и линейного персонала, и специалистов с высшим образованием должна осуществляться непосредственно в гостиницах и ресторанах. Учебных же гостиниц в стране остро не хватает. Это, конечно, не значит, что наличие их у учебного заведения должно стать обязательным условием осуществления образовательной деятельности в сфере гостеприимства, поскольку на нынешнем этапе выполнение таких требований просто нереально.

Реальней другое - обеспечение более тесной связи учебных заведений с конкретными гостиничными предприятиями. Как это происходит, например, в Российской международной академии туризма, учредителем которой является ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг), располагающий собственной гостиницей и сетью санаторно-курортных учреждений.

Но в целом проблема учебной гостиничной базы в стране остается открытой, и решение ее со вреуюнем возможно лишь при предоставлении самых серьезных налоговых и иных преференций инвесторам соответствующих проектов. Равно как и самим учебным заведениям, поскольку издержки их растут быстрее платежеспособного спроса населения на услуги образования. Те же родители, которые иугеют возуюжность оплаты обучения своих детей, стремятся дать им более

престижное высшее образование. Добавим фактор освобождения студентов от слу жбы в армии. Добавим, наконец, про-блему острейшего кризиса самой системы среднего профессионального образования в постсоветский период, который до сих пор не удается преодолеть. И становится понятно, почему сохраняется дисбаланс подготовки линейного персонала и специалистов с высшиу! образованием для гостиничного хозяйства. И дисбаланс между численностью последних и количеством менеджерских должностей в гостиницах.

Понятно и то, почему практически все у правляющие компании гостиничных и агентских цепей, а также большинство гостиниц и ту ристских компаний, не входящих в сети, пытаются самостоятельно наладить подготовку туристских кадров. Разумеется, это входит в их непосредственные фу нкции, но больше в части повышения квалификации своих сотрудников и обучения новичков работе в соответствии с принятыми на предприятии или в сети стандартами. А на практике речь идет именно о базовой подготовке или переподготовке кадров. Причем нередко после первых шагов в этоу1 направлении предпринимаются попытки создания собственных платных центров подготовки кадров (т. е. выхода на рынок образовательных услуг), в большинстве своем не слишком удачные.

В итоге в индустрии гостеприимства вместо пирамидальной системы подготовки кадров с широким профессиональным основанием и резко сужающейся «сту пенью» на уровне среднего менеджерского звена мы имеем реальную модель в виде «пирамиды», поставленной на свою вершину. И чтобы перевернуть ее и придать более эффективну ю конфигурацию всей системе, ну жны серьезные

усилия всех заинтересованных сторон. В перву ю очередь - госу дарства, которое, не скорректировав «правила игры», границы платности услуг, налоговый, инвестиционный режим для системы образования в целом и среднего профессионального образования в частности, сложившуюся систему разру шить может, но более совершенной не создаст.

Даст ли такой шанс принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», покажет время. Но дело не только в финансировании учебных заведений, но и в других аспектах госрегулиро-вания, влияющих на содержание подготовки кадров. Совершенно очевидно, что с точки зрения потребностей практики в стру кту ре программ подготовки кадров по туристским специальностям необходимо кардинально увеличивать долю дисциплин, связанных с изучением:

• иностранных языков;

• инфору!ационных технологий, электронной торговли. GDS;

• вопросов транспортного обеспечения ту ристских потоков и продажи пассажирских перевозок;

• туристских формальностей (паспортно-визовых, таможенных, ушграционных и др.);

• практики продаж туристского продукта, особенно непосредственной работы с клиентом.

В этом отношении необходимо учитывать, что путешествие как товар было и остается одним из самых сложных продуктов. В сущности туроператор и тур-агент продают своему клиенту еще одну «маленькую жизнь». В том смысле, что ему надо обеспечивать проезд, прожива-

ние, питание, развлечения, безопасность, лечение и решать другие проблемы, существующие в обычной жизни. Но эта другая «жизнь-путешествие» короче обычной и проходит вне обычной среды обитания. А кроме того, она должна быть ярче или, наоборот, спокойней повседневности, быть по-своему интересней, более запоминающейся в лучшем, разумеется, смысле слова. Туриндустрию с этой точки зрения можно назвать «...industry of making dream come true». И чтобы создавать и продавать такой продукт, турменеджер должен разбираться в этом море пожеланий своих клиентов досконально, знать лучше туристов не только возможности принимающей стороны в смысле предлагаемого ассортимента товаров и услуг гостеприимства, но и историю, культуру, кухню, природу других стран. А ведь сплошь и рядом мы сегодня сталкиваемся с тем, что менеджер по продажам имеет дело с клиентом, который больше бывал на зарубежных курортах, лучше знает страну, лучше владеет иностранными языками. Отсюда резко повышаются требования к гуманитарной, страноведческой подготовке выпускников туристских вузов. Причем не только и не столько академической, сколько сфокусированной на интересах и потребностях туриста и особенностях туристских дестинаций.

То же самое касается экскурсоводов, гидов-переводчиков, турлидеров. инст-рукторов-проводников, егерей и т. д. Чего стоит, например, подготовка егеря, который не только знает иностранный язык и безукоризненно общается с клиентами, ку пившими рыболовный тур за несколько тысяч евро. Но который знает нахлысто-вую рыбалю, лучше, чем иностранный турист, с молодых лет посещающий соответствующий клуб и ловивший таким

способом рыбу в разных частях Света. Не стоит так высоко поднимать планку? Возможно. Но даже если ее несколько снизить, это задача непростая, либо надо нанимать егеря за рубежом. Впрочем, принимающие компании на Кольском полуострове и на Камчатке постепенно с этой задачей справляются. Но опять-таки в основном собственными силами, а не с помощью учебных заведений. И таким образом дело обстоит с подготовкой кадров для работы в большинстве узкоспециализированных видов туризма.

Конечно, ситуация была бы намного проще, если бы среди преподавателей туристских учебных заведений было больше практиков со значительным стажем работы в отрасли. Но далеко не все из них профессионально готовы к педагогической работе. Не говоря уже о проблеме мотивации, в смысле уровня оплаты труда преподавателей, отсутствия ученых степеней и званий, наличия свободного времени и т. д. Вузам, например, для государственной аккредитации нужно больше штатных преподавателей, а практики, работающие в бизнесе, могут в основном преподавать по совместительству.

В последнее время в турбизнесе идет смена поколений. На смену' тех, кто начинал создавать первые частные турфирмы двадцать лет назад, приходит уже набравшаяся опыта молодежь. И ветераны будут активнее пополнять ряды преподавательского состава. Особенно, если д.ля их работы будут созданы более благоприятные условия. И система оценки уровня подготовки студентов будет больше акцентирована на оценку готовности выпу скников к практической работе в отрасли. С этой целью перечни учебных специальностей и учебные программы по специальным дисциплинам це-

лесообразно направлять на экспертизу в предпринимательские объединения предприятий туриндустрии и просто в известные туристские гостиничные компании, приглашать практиков на сдачу экзаменов и защиту дипломных работ.

Вообще, целесообразно развивать

практику партнерских отношений профильных учебных заведений с предприятиями туриндустрии. Например, создавать совместные творческие коллективы по подготовке учебной литературы по видам туризма, технологиям продажи туристского продукта, правовым, экономическим аспектам предпринимательской деятельности. Предприятия туриндустрии и их объединения в этом случае обеспечивали бы практическую актуальность такой учебной литерату ры и необходимые материалы для ее подготовки: документы, статистик>, примеры из реальной жизни. А научно-педагогические кадры в процессе работы бок о бок с представителями бизнеса над учебными изданиями повышати бы свою квалификацию как преподаватели. На основе таких, выверенных с точки зрения практики бизнеса учебников, учебных пособий и специально разработанных тестов можно вводить системы профессиональной аттестации студентов и уже работающих специалистов независимыми авторитетными организациями. Главное здесь, чтобы на практике такая аттестация не превращалась в тривиальную торговлю документами, подтверждающими уровень компетенции в конкретных областях туристского бизнеса.

Важным направлением взаимодействия учебных заведений и предприятий туриндустрии является участие представителей последних в процессе обучения обучающих. Регулярные мастер-классы топ-менеджеров и/или круглые столы

с их участием должны стать неотъемлемой частью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и работы с аспирантами.

Большие перспективы открывает реализация концепции непрерывного образования, при которой обеспечивается преемственность программ подготовки в средних и высших специальных учебных заведениях с последу ющим регулярным повышением квалификации. Кстати, учитывая, что большинство занятых сегодня в туриндустрии работников не имеют специального образования, задача создания и продвижения на рынке качественных программ переподготовки и повышения квалификации не менее акту альна, чем развитие среднего специального образования и повышения эффективности высшего.

Другое дело, что спрос на обучение на соответствующих курсах невелик ни со стороны работников предприятий, ни со стороны работодателей. Точнее, спросом на сегодня пользуются в основном краткосрочные курсы повышения квалификации бухгалтеров турфирм и гостиниц, курсы для начинающих свой бизнес («Турфирма от “А” до “Я"»), тренинг в области розничных продаж турпроду к-та и пассажирских авиаперевозок. Ду мается, курсы по отдельным видам туризма (кру изы, автобусные туры, горнолыжные и т. д.) целесообразно у вязать с системой аттестации кадров, предварительно создав, как уже отмечалось, силами временных творческих коллективов необходимую у чебно-методическую базу.

В рамках перехода на болонску ю систему подготовки кадров срок обучения бакалавров в туристских ву зах целесообразно дифференцировать. Для выпускников средних профессиональных учебных заведений с учетом мировой практики

его целесообразно установить в объеме трех лет, а для выпускников обычных классов средних школ - в объеме четырех лет. Это, кроме всего прочего, стимулирует спрос на среднее специальное образование. особенно, если оно будет сопровождаться углубленной языковой подготовкой.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности подготовки кадров является реализация индивидуального подхода в работе со студентами. Не секрет, что в вузы молодежь идет сегодня с разными целями. Одни - чтобы действительно учиться и затем работать по специальности, дру гие - чтобы, особо не напрягаясь, полу чить диплом, а возможно, и избежать слу жбы в армии. Хорошо, если в процессе учебы вторых удастся заинтересовать тем или иным предметом. повысив их мотивацию. Но бывают и ошибки при выборе вуза и профессии, различные жизненные обстоятельства. В общем, как это ни банально, отношение к учебе и будущей работе, способности и уровень базовой подготовки у студентов разные, и полностью этого не изменить. В процессе обу чения преподавателю в итоге приходится ориентироваться на некий средний уровень «температуры по больнице», который для одних все равно оказывается недоступным, а для других недостаточным. Эта классическая педагогическая задача, известны методы ее решения, как и то, что на практике применение их может лишь ослабить остроту проблемы.

В любом слу чае необходимо создать условия для реализации потенциала наиболее одаренных, работоспособных и мотивированных студентов. Слишком большой роскошью для отрасли было бы разбрасываться молодыми талантами. Поэтому7 необходимо уже на начальных

курсах, отбирая действительно перспективную молодежь, обеспечить ей условия максимально ранней специализации, преемственности тем ку рсовых и дипломных работ, практику и, при возможности, работу на старших курсах в веду щих профильных компаниях. Наставничество, наконец, со стороны веду щих специалистов отрасли в данной сфере.

Понятно, что сказать это легче, чем сделать. Но в создании такой системы, своего рода профессионального «лифта», — ключ к решению проблемы качества подготовки туристских кадров в нынешних у словиях. Системы, естественно, открытой для студентов, которые захотят и смогут последовать примеру лидеров. Кроме того, практика показывает, что в слу чае, когда выпу скник готов к практической работе и заранее «вписался» в коллектив, выше вероятность того, что его не перекупит другая компания. В общем введение такой системы личного и корпоративного наставничества сегодня может стать наиболее действенным механизмом решения многих проблем.

Подытоживая сказанное, хотелось бы подчеркнуть необходимость органичной интеграции отечественной системы подготовки туристских кадров в мировую. Речь не идет о ее слепом копировании, тем более что свои национальные школы гостеприимства существуют во многих странах мира. У наших учебных заведений немало своих интересных наработок, от которых нет никаких оснований отказываться. Но сам туристский рынок сегодня неразрывно связан с мировым, находится в едином конкурентном поле. И это предъявляет соответствующие требования к конкурентоспособности рабочей силы, а следовательно, и системе подготовки кадров. Не говоря уже о том, что и рынок тру да следует ку рсом глобализа-

ции. Не случайно тысячи российских студентов ежегодно работают на зарубежных курортах, а выпускников российских туристских вузов сегодня можно встретить на круизных судах зарубежных компаний, в гостиницах и турфирмах самых разных стран мира.

Так почему тогда не взять за основу лучшие зарубежные профессионатьные и образовательные стандарты в сфере ту ризма, творчески доработав их с учетом наших условий? Потому что они не вписываются в рамки отечественных государственных образовательных стандартов? Но госты не должны находиться в противоречии к потребностям работодателей и передовому мировому опыту подготовки отраслевых кадров. И если такие противоречия существуют, вряд ли они носят неразрешимый характер.

Дело скорее в другом - в том, чтобы создать проекты соответствующих нормативных документов, под которыми подписались бы все заинтересованные стороны в самой туристской отрасли, и последовательно отстаивать консолидированную точку зрения в министерствах и ведомствах соответствующей компетенции. Не забывая при этом, что создание профессионального «лифта» туристского образования в широком смысле слова - вопрос, прежде всего, того, насколько сами учебные заведения и предприятия туриндустрии заинтересованы в совместной реализации такого подхода.

В парадигме отношений заказчика и исполнителя у этой задачи нет решения.

В. М. КОЗЫРЕВ

Вопросы РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА*

УДК 338.482.22

Рассмотрена российская концепция социально-экономического развития и влияние на нее финансово-экономического кризиса Показаны аспекты качества жизни рапичных слоев населении страны, а также установлена их связь с развитием туризма.

Ключевые слова: туризм, финансово-экономический кризис, качество жизни, Всемирная туристская организация, рейтинг конкурентоспособности, ВВП, ИРЧП.

The Russian concept of socio-economic development andfinancial crisis are considered. Quality of life aspects of different populations and its connection with tourism development are shown.

Key words: tourism, financial crisis, quality of life, UNWTO, competitiveness ranking, GDP. HDI.

Финансово-экономический кризис в Рос- ровой реальностью. С 1 октября 2008 г., сии стал свершившимся фактом, стат су- когда появились первые реальные прояв-

Статъя подготовлена по результатам науч- ных исследован™ 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.