Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки специалистов для сферы туризма'

Актуальные вопросы подготовки специалистов для сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ВНУТРИВУЗОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ТУРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина Маргарита Юрьевна

В статье определены основные принципы и положения концепции обучения и подготовки кадров для туристской отрасли в системе высшего профессионального образования, основанной на непрерывном цикле последовательной подготовки и переподготовки туристских работников. Представлены особенности и практический опыт по реализации различных программ профессионального образования. Внесены предложения по осуществлению профориентационной деятельности и изучению мотивов выбора туристской профессии, по организации и проведению студенческой практики, внедрению активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолина Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки специалистов для сферы туризма»

УДК 378.147-312

М.Ю. СМОЛИНА

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В статье определены основные принципы и положения концепции обучения и подготовки кадров для туристской отрасли в системе высшего профессионального образования, основанной на непрерывном цикле последовательной подготовки и переподготовки туристских работников. Представлены особенности и практический опыт по реализации различных программ профессионального образования. Внесены предложения по осуществлению профориентационной деятельности и изучению мотивов выбора туристской профессии, по организации и проведению студенческой практики, внедрению активных методов обучения.

Ключевые слова: компетентность в профессиональном туристском образовании, внутриву-зовская концепция формирования конкурентоспособных специалистов для сферы туризма, педагогические технологии, концепции теории и практики туризма в образовательном процессе.

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Если в 1950 г. количество туристских прибытий в мире составляло 25 млн. прибытий, а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), в 2008 г. международные туристские прибытия достигли 924 млн. прибытий [7], а поступления от международного туризма - более 700 млрд. долл. США [5]. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Туризм является существенным источником валютных поступлений, способствует диверсификации экономики, создавая обслуживающие отрасли, что обусловливает значительный рост занятости населения стран мирового туристского рынка. Косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны [1, с. 15]. Таким образом, число рабочих мест в сфере туризма составляет более 200 млн. или каждое 12-15 рабочее место в мире [3, с. 209-213].

По итогам 2007 года доля туризма в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составила 6,7%, а число занятых в сфере туризма превысило 1 млн. чел. Однако в связи с тем, что туризм затрагивает смежные области экономи-

ки, количество людей занятых в отрасли в целом, оценивается как 4,5 млн. чел. или около 6% от общей занятости. Россия уже сейчас входит в десятку стран по количеству людей, занятых в туризме [1, с. 17]. Но, несмотря на свой высокий туристический потенциал, Российская Федерация занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится по разным источникам от 1,5 до 3% мирового туристического потока [4].

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие въездного и внутреннего туризма в России, является в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии.

В настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в стране. В системе высшего профессионального образования основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях и институтах в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм», включающим более 10 специализаций. Одновременно подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма реализуется в других непрофильных высших учебных учреждениях в рамках специализаций по направлени-

© М.Ю. Смолина, 2009

109

ям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности [1, с. 40].

В Самарской области подготовку кадров для туристской отрасли и гостиничного хозяйства сегодня обеспечивают 18 учебных заведений, в том числе 11 вузов и 7 колледжей. Прослеживая динамику роста количества профильных учебных заведений, следует отметить, что, по сравнению с 2004 г. количество высших учебных заведений увеличилось на 43%, а количество образовательных учреждений среднего профессионального образования сократилось на 64%, что ведет к сокращению и нехватке специалистов среднего звена. В настоящее время общее число обучающихся по специальностям «менеджер туризма», «экономист-менеджер», «специалист по сервису и туризму» составляет в регионе около 3 000 чел. Количество выпускников в 2007 г. составило свыше 400 чел., что в четыре раза больше по сравнению с 2004 г. [6].

Вместе с тем разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным.

Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний. В целом сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии, как в количественном, так и в качественном отношении. Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их неориентированности на практическую работу. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии. При огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям [1, с. 41].

Сегодня существует большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов в основном при учебных заведениях, однако и эти курсы в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер. Отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма.

Для решения данных проблем в некоторых

самарских высших учебных заведениях внедряется внутривузовская концепция формирования конкурентоспособного специалиста, адаптированного к современным экономическим условиям и требованиям туристского рынка, содержащая следующие основные положения:

1. Создание оптимальных условий, способствующих эффективному обучению студентов, формированию у них профессиональной компетентности.

Особенностью учебных планов по специальностям и специализациям сферы туризма и гостеприимства является акцент на экономические и специальные туристские дисциплины, изучение нескольких иностранных языков и компьютерных технологий. В профильных высших учебных заведениях студенты уже на первом курсе приступают к изучению дисциплин специализации. На последующих курсах в специальных дисциплинах рассматриваются аспекты организации и управления в деятельности туристской фирмы, гостиничного и других предприятий туристской отрасли, при разработке сервисных услуг и организации различных видов туристского и гостиничного обслуживания, в процессе принятия управленческих решений.

Так, изучение дисциплины «Менеджмент туристских и гостиничных предприятий» включает в себя подготовку курсовой работы, где студенты осваивают алгоритм создания и регистрации собственных фирм или гостиничных предприятий, определяют форму управления, организационную структуру в них и квалификационные требования к персоналу, рассматривают порядок и процедуры финансового обеспечения ответственности туроператора, классификации гостиниц на категории, сертификации и стандартизации объектов туристской индустрии, разрабатывают цели, задачи, функции, направления в гостиничной и туристской деятельности для своих организаций, описывают технологию по разработке туристского продукта и комплектации туров и услуг, определяют стратегию и менеджмент обслуживания туристов, разрабатывают основные виды технологической документации, исследуют процессы формирования спроса, стимулирования сбыта и реализации туристского продукта, туристских и гостиничных услуг, освещают вопросы корпоративной культуры и технического обеспечения турфирм и гостиниц.

2. Применение практикоориентированного

обучения, обеспечивающего включение студентов в различные виды профессиональной, экономической, управленческой деятельности в области туризма.

Особенностью содержания профессионально-образовательных программ для студентов туристских специальностей и специализаций является разработка и внедрение различных видов практики в каждом учебном году: учебно-ознакомительной, производственно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики. Практика проводится на туристско-экскурсионных маршрутах и на договорной основе с руководителями и специалистами организаций и предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Студенты обеспечиваются производственным заданием, программой практики, подготавливают отчет по прохождению практики с последующей его защитой.

Для проведения ознакомительной практики студентов первого курса организуются выездные семинары - учебные экскурсий по г.Самаре и Самарской обл. Примерная тематика учебных семинаров: обзорная автобусная экскурсия «Самара - вчера, сегодня, завтра», с посещением выставочного центра «Радуга»; пешеходная экскурсия «Самара - лучший уголок Москвы...»; экскурсия на круизный теплоход «А.Пушкин» и знакомство с работой туристской компании Волжского пароходства «Волга-Флот-Тур»; загородная автобусная экскурсия «Самара гостеприимная», с посещением видовой площадки железнодорожного вокзала, гостиницы «Транзит», Дома туризма, гостиницы «Ренессанс», видовой площадки «Красная горка», гостиничного комплекса «Славянская деревня»; посещение и знакомство с различными направлениями деятельности крупнейших региональных туроператоров ООО «Спутник-Гермес» и ООО «Самараинтур»; посещение и знакомство с работой туристского агентства ООО «Самара-Турист»; теплоходная экскурсия «Памятные места на Волге» в с.Ширяево, с посещением дома-музея И.Е. Репина и музея А. Ширяевца и Жигулевского государственного заповедника им. И.И. Спрыгина.

Проект организации и проведения различных видов практики для студентов туристкой специализации получил в 2008 г. областную профессиональную премию «Серебряная чайка» в номинации «Современный подход к образованию -2008. За инновационную деятельность в подго-

товке кадров для индустрии гостеприимства Самарской области».

3. Использование активных методов обучения, таких как практические и тренинговые занятия, деловые игры по актуальным проблемам гостеприимства и туризма, учебные экскурсии, выездные занятия в ведущих туристских фирмах и гостиничных комплексах.

Студенты и преподаватели должны принимать активное участие в деятельности международных, национальных и региональных конференций, семинаров, выставок, в профессиональных рабочих встречах российских и иностранных представителей туристского бизнеса. Студенты разрабатывают индивидуальные PR-проекты по продвижению туристских возможностей страны или региона, по созданию веб-сайтов для турфирм, туроператоров и предприятий гостиничного бизнеса, изучают глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования туристских, гостиничных и транспортных услуг, проводят исследования конъюнктуры и возможностей туристского рынка, знакомятся с требованиями и процедурами международных и национальных профессиональных стандартов по туристскому обслуживанию, проходят тренинг «Технология и психология эффективных продаж туристского продукта».

4. Разработка и внедрение многоступенчатой системы, основу которой составляют профильные и частично специализированные учебные заведения:

- профориентация и профессиональное ученичество (лицей);

- среднее профессиональное образование, специальное квалификационное обучение (колледж);

- высшее профессиональное образование, специальное квалификационное обучение (высшая школа);

- начальное и дополнительное профессиональное образование, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для индустрии туризма (колледж, высшая школа).

Вот уже на протяжении 10 лет в Самаре в соответствии с учебными планами по дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации) работают курсы по переподготовке специалистов для отрасли и по повышению уровня профессиональных знаний кадров, занятых в сфере туризма - менеджеров по

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

111

туризму. С 2005 г. совместно с туристской компанией «Самараинтур» проводится обучение по программе дополнительного профессионального образования «Экскурсовод».

Учебные программы носят комплексный характер и включают в себя несколько содержательных модулей. Например, в процессе подготовки специалистов по квалификации «Экскурсовод» рассматриваются следующие основные темы: «Теория и практика экскурсионного дела», «Самарское краеведение», «Музееведение», «Религиозные аспекты в экскурсии» и др. В ходе обучения активно используются учебные экскурсии, занятия в музеях, проводится стажировка в творческой группе под руководством опытного экс-курсовода-куратора. Слушатели курсов разрабатывают контрольный текст обзорной экскурсии по городу для групп туристов с круизных теплоходов и индивидуальные тексты каждого будущего экскурсовода. Защита данных выпускных работ проводится слушателями курсов на маршруте, в виде пробной экскурсии по городу.

5. Использование в учебно-воспитательном процессе результатов мониторингов ожиданий студентов, их родителей, представителей туристских фирм, компаний.

Анкетирование абитуриентов, выбирающих профильную туристскую специальность или специализацию, позволяет выявить ряд факторов, влияющих на выбор туристской профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

- интерес к туризму и путешествиям - 27,2%;

- желание организовывать путешествия -16,2%;

- стремление посвятить себя туристской деятельности - 19,2%;

- осознание туристских способностей - 6%;

- желание иметь высшее образование - 13%;

- представление об общественной важности, престиже туристской профессии - 12,2%;

- стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;

- так сложились обстоятельства - 4% [2, с. 114].

Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил сделать вывод о том, что лишь немногим более половины будущих специалистов в области туризма выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о туристской направленности их личности.

Работа по профессиональной внутривузовс-

кой ориентации на туристскую профессию может эффективно осуществляться по ряду направлений, важнейшие среди которых: согласованное и преемственное взаимодействие школы и вуза по профессиональной ориентации школьников и студентов; выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по внут-ривузовской профориентации с учетом их типологических особенностей, их довузовского опыта туристской деятельности и мотивов выбора профессии менеджера туризма; вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора туристской профессии.

Таким образом, профессиональное туристское образование должно являться одновременно процессом, результатом и системой реализации педагогических технологий и концепций теории и практики туризма в образовательном процессе. Подготовка к профессии менеджера туристской сферы должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в вузе с учетом необходимости формирования конкурентоспособного специалиста, адаптированного к современным экономическим условиям и требованиям туристского рынка.

Библиографический список

1. Приказ Ростуризма от 06 мая 2008 г. № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. russiatourism. ru/

2. Васильев В.В. Профориентация будущего специалиста - менеджера туризма и путешествий // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 8. -М.: МАПДО, ИПКгосслужбы, 2005. - 176 с.

3. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник / Под ред. проф. В.А.Кварталь-нова - М.: Финансы и статистика, 2002. - 272 с.

4. Статистика. Въезд иностранных туристов в Россию в 2007 году // RATA-news - ежедневная электронная газета для профессионалов турбиз-неса. № 2002 от 04.04.2008 // режим доступа http:/ /www.ratanews.ru/.

5. Мировой рынок. В мире - 900 млн. туристов // RATA-news - ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса. № 1955 от

Принципы построения и организации процесса преодоления ... деформаций ... специалистов ...

31.01.2008 // режим доступа http://

www.ratanews.ru/.

6. Субъекты туриндустрии. Интернет-портал Департамента развития туризма Самарской обл.

// режим доступа http://www.samararegiontour.ru/

7. Факты и цифры // http://www.unwto.org/ -Веб-сайт Всемирной туристской организации системы ООН.

УДК 396.5

М.М. ТАТОСЬЯН

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ

В статье раскрывается методология интегративно-модульного подхода к преодолению профессионально-коммуникативных деформаций будущих специалистов туриндустрии через систему принципов построения и организации рассматриваемого процесса.

Стремительное развитие туристической сферы привело к усилению глобального спроса на высококвалифицированных специалистов в данной области. Особенно остро вопрос нехватки таких специалистов стоит в нашей стране. Обладая уникальными природными и другими рекреационными ресурсами, России не удается выйти в лидеры государств, с высокоразвитой туринду-стрией по причине существующего в ней низкого уровня обслуживания, не выдерживающего никакой конкуренции с уровнем сервиса в других странах. Повышение профессионализма кадров является одной из наиболее актуальных стратегий конкурентоспособности отдельных туристских организаций, регионов и всей индустрии в целом.

Сегодня успех на рынке туристических услуг напрямую зависит от того, насколько специалисты владеют иноязычной коммуникативной компетентностью, могут найти «общий язык» с клиентами, учитывают их личностные особенности и особенности сложившейся ситуации коммуникативного взаимодействия и корректируют в соответствии с этим свое поведение. Специалистам туриндустрии, по роду их профессиональной деятельности, которая включает коммуникацию на иностранном языке с представителями других культур совершенно необходимо умение преодолевать барьеры, препятствующие успешному

коммуникативному взаимодействию, а, следовательно, и качественному осуществлению профессиональных обязанностей.

Закрепленные в сознании нарушения общепризнанных этических, этикетных, лингвистических и экстралингвистических норм, отрицательно влияющие на продуктивность профессионального взаимодействия, мы определяем как профессионально-коммуникативные деформации (ПКД).

Изучение практики подготовки специалистов туриндустрии показывает, что недостаточно систематизированная работа по коррекции и преодолению профессионально-коммуникативных деформаций препятствует решению коммуникативных задач в типичных ситуациях конкретного профессионально-коммуникативного взаимодействия и не позволяет осуществлять профессиональную деятельность в полном объеме.

Преодоление профессионально-коммуникативных деформаций в целях повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности является одной из приоритетных задач обучения иностранному языку в вузе.

Для построения процесса преодоления ПКД необходимо разработать их типологию. По содержанию ПКД подразделяются на четыре группы: грамматические (нарушение правил словообра-

© М.М. Татосьян, 2009

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.