Научная статья на тему 'Cовершенствование системы подготовки кадров туриндустрии'

Cовершенствование системы подготовки кадров туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТУРИНДУСТРИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клейман А. А.

В статье анализируются проблемы, возникающие в связи с переходом вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы сервиса и туризма, на двухуровневую систему обучения. Автор анализирует зарубежный и отечественный опыт и предлагает возможные пути улучшения качества подготовки бакалавров сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Development in the Tourism Industry

The article analyzes the transition of universities, which offer training for service and tourism, to the two-level system of education. The author examines both international and Russian experience and proposes ways to improve the training quality of the bachelor's degree program in service and tourism

Текст научной работы на тему «Cовершенствование системы подготовки кадров туриндустрии»

отторжению европейским рынком труда вы- стратуры и даже специалитета. пускников российского бакалавриата, маги-

Литература

1. Сенашенко В., Халин В., Кузнецова В. О перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения // Высшее образование в России. 2007. № 3.

2. ГребневЛ. Федеральный образовательный стандарт: от перечня направлений (специальностей) — к класси-

фикатору образовательных программ // Высшее образование в России. 2007. № 3.

3. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее — доклад Общественной палаты РФ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

4. Российское образование—2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. /Под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумкина; Гос. университет — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ТУРИНДУСТРИИ

A.A. Клейман, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой социально-культурного сервиса и туризма,

Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина, г. Санкт-Петербург

The article analyzes the transition of universities, which offer training for service and tourism, to the two-level system of education. The author examines both international and Russian experience and proposes ways to improve the training quality of the bachelor’s degree program in service and tourism.

В статье анализируются проблемы, возникающие в связи с переходом вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы сервиса и туризма, на двухуровневую систему обучения. Автор анализирует зарубежный и отечественный опыт и предлагает возможные пути улучшения качества подготовки бакалавров сервиса и туризма.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование в сфере туризма и сервиса; образовательные стандарты; Болонский процесс; трансформационная парадигма высшего образования; квалификационные требования к преподавателям;учебно-методическое обеспечение занятий; социальное партнерство с предприятиями туриндустрии; производственная и преддипломная практика.

В системе высшего профессионального образования в сфере туризма и сервиса в России в настоящее время господствует парадигма адаптационного образования, основанная на образовательных стандартах, унифицированных, единых по содержанию комплектах учеб-

ной и методической литературы. При оценке того или иного вуза контролирующие органы исходят из уровня остаточных знаний студентов по дисциплинам, определенным государственными стандартами образования. Однако мировой опыт показывает, что процессы де-

мократизации и гуманизации систем высшего образования сегодня происходят с отказом от адаптационной парадигмы с ее бюрократическим централизмом, противоречащим демократизации общества. Страны, которые обогнали нас по уровню развития и принимают миллионы иностранных туристов^ приняли иную образовательную парадигму — трансформационную (гуманистическую).

Приверженцы трансформационной парадигмы утверждают, что всякая унификация, ориентация на контроль стандартных знаний порождает знания и поведение, ориентированные лишь на контроль. По нашему глубокому убеждению, перспективы устойчивого развития туристского образования в России в русле Болонского процесса должны быть связаны с необходимостью замены его парадигмы. Однако большинство вузов заинтересовано в выдаче дипломов государственного образца, поэтому вынуждено при организации учебного процесса руководствоваться федеральными образовательными стандартами.

Переход российских вузов на приемлемый адаптированный вариант подготовки специалистов в соответствии с Болонской конвенцией позволит создать образовательные стандарты, согласно которым вуз получит больше свободы при формировании учебных планов и выборе учебных дисциплин, а выпускник вуза приобретет знания и умения, соответствующие мировым требованиям отрасли.

Как известно. Болонская декларация предусматривает двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр и магистр), учет усвоенных студентами знаний в кредитных единицах, которыми измеряется не время обучения, а усвоение знаний и умений, модульные учебные программы. Разработанные учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма (УМО) с участием представителей академического сообщества и работодателей проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования третьего поколения, по нашему мнению, соответствуют основным целями Болонской конвенции. Они позволяют обеспечить качество высшего образования, включающее качество содержания, фундаментальность, универсализацию и условия реализации образовательных программ. Новые подходы к формированию ФГОС, заложенные в стандартах третьего по-

коления, позволят повысить уровень профессиональной подготовленности выпускников, мобильность обучающихся, преподавателей, исследователей в едином образовательном пространстве Европы, и свободное перемещение выпускников на рынке труда. Многообразие и гибкость содержания, заложенные в проектах ФГОС нового поколения, позволяют использовать новые технологии реализации образовательных программ с учетом традиций и возможностей вузов, их автономии и академических свобод.

Проекты ФГОС нового поколения предусматривают качественное и содержательное улучшение подготовки кадров в условиях изменения соотношения теоретических и практических блоков, а также улучшения языковой и информационной подготовки, изучения современных мировых технологий организации туристского и гостиничного бизнеса.

Новые подходы к содержанию ФГОС, формированию учебных планов и программ позволяют перейти к трансформационной (гуманистической) парадигме высшего образования, обеспечивают мобильность выпускников, а в перспективе — взаимное открытие филиалов вузов в различных странах, использование технологий и организационных структур дистанционного обучения. Формирование единого образовательного пространства для специалистов индустрии туризма приобретает первостепенное значение .

Однако переход к положениям Болонской конвенции сам по себе не решает проблему качества подготовки специалистов. Она требует профессионального решения ряда сложных проблем: 1) обеспечение качественной подготовки современных специалистов, соответствующих квалификационным требованиям; 2) обеспечение туристских вузов квалифицированными преподавателями, владеющими современными знаниями и технологиями; 3) качественное учебно-методическое обеспечение занятий, самостоятельной работы студентов, учебной и производственной практики.

Одна из целей перехода к двухуровневой системе высшего профессионального образования — подготовка для индустрии туризма высококвалифицированных кадров, способных обеспечить конкурентоспособность туристского и гостиничного бизнеса и высокое качество обслуживания туристов, поскольку основной продукт туриндустрии — услуга. Решение этой

проблемы невозможно только в рамках высшей школы. Здесь нужна многоступенчатая, непрерывная система подготовки кадров для туризма и индустрии гостеприимства.

Учебный план подготовки бакалавра и специалиста в зарубежных вузах составляется с учетом потребностей предприятия-заказчика и учебного заведения, способного обеспечить выполнение йтого учебного плана. Как видим, западная модель подготовки специалистов мало чем отличается от нашей, но там количество и направление подготовки специалистов определяется конкретными потребностями рынка. В России ежегодно растет число вузов, выпускающих специалистов для индустрии туризма, однако это не снимает остроты кадровой проблемы в отрасли. Наши туристские вузы готовят в избытке менеджеров высшего звена, притом, что отрасль нуждается в профессиональном обслуживающем персонале. По данным Ростуризма, до 65% выпускников турвузов — специалисты высшего звена, а потребность отрасли в таких специалистах не превышает 20%.

Чего не хватает выпускнику туристского вуза? Прежде всего, специальных знаний и умений, практического опыта, знаний современных технологий и эффективной ЯЗЫКОВОЙ подготовки. Молодые специалисты обладают недостаточной компетентностью, не готовы адаптироваться к динамично развивающейся конкурентной среде и самостоятельно принимать решения. Неудивительно, что руководители отрасли, турфирм и отелей из года в год говорят о том, что вузы готовят специалистов, которые не получили в вузе необходимых ДЛЯ практической работы знаний и навыков. При огромном количестве выпускников туристских вузов сегодня существует острый дефицит кадров, соответствующих современным требованиям. На это неоднократно обращали внимание руководители Ростуризма. Турфирмы нередко отказываются от специалистов с дипломами туристских вузов, предпочитая брать выпускников с хорошим языковым или даже техническим образованием

Одна из проблем, которая влияет на качество подготовки специалистов — недостаточная квалификация преподавателей. В условиях быстрого роста количества туристских вузов (сегодня в Санкт-Петербурге более 30 вузов готовят кадры для туриндустрии), многие не имеют подготовленного профессорско-

преподавательского состава. Преподаватели пришли в туристские вузы, на профильные факультеты и кафедры из других отраслей.

По нашему глубокому убеждению, преподаватель туристского вуза, чтобы вооружить выпускника самыми современными знаниями, например, технологии электронной торговли с централизованными системами резервирования (CRS) и глобальными системами распространения продуктов (GDS), должен сам ими владеть. По мнению экспертов проекта ТАСИС, в настоящее время переподготовкой кадров в сфере туризма занимаются либо профессиональные ассоциации, либо предприятия туриндустрии, либо сами компании. Сертифицированных преподавателей, ориентированных на обучение преподавательского состава туристских вузов, явно недостаточно.

Не у всех вузов есть возможность систематически повышать квалификацию преподавателей — для этого нужны немалые средства. В связи с этим представляется полезным создание под эгидой Ростуризма, Российского союза туриндустрии, УМО по образованию в области сервиса и туризма специальных постоянно действующих курсов для преподавателей, работающих в сфере туризма:, в т.ч. с участием иностранных специалистов.

Необходимо более активно для переподготовки преподавателей использовать возможности профильных туристских выставок, которые одновременно собирают большое количество профессионалов — представителей турбизнеса, руководителей крупных предприятий и учреждений туриндустрии. Такой опыту нас имеется. Во время проведения международной туристской выставки MIBEXPO-2008 (г, Москва) преподаватели кафедры участвовали в IV Международной конференции индустрии встреч и инсентив-туризма и в IV Международной конференции по лечебно-оздоровительному туризму и получили соответствующие сертификаты.

Полезным было и участие преподавателей кафедры в мероприятиях XVI Международной туристской выставки INWETEX — CIS TRAVEL MARKET’2008 и XIV специализированной выставки «КУРОРТЫ—2008», форуме по въездному и внутреннему туризму «Новый взгляд на Россию-», сессии «Новые программы и технологии подготовки кадров для туризма» с участием представителей УМО по образованию в области сервиса и туризма и Националь-

ной академии туризма, Международной конференции «Индустрия конгрессов и делового туризма». Традиционными стали международные и межрегиональные научно-практические конференции Международной туристской академии, в рамках которых проводится тематический круглый стол «Проблемы подготовки кадров для туристской индустрии».

Обучение преподавателей должно носить в большей мере практическую направленность и осуществляться на конкретных примерах и проблемах сферы туризма. Финансировать эти курсы должны не только вузы, но и субъекты туристского бизнеса. Эти затраты в дальнейшем окупятся с приходом в турбизнес высококвалифицированных специалистов, обладающих инновационными знаниями и умениями.

В условиях практически стихийного рынка туристского образования, отсутствия тесной интеграции учреждений высшего профессионального образования в сфере туризма и бизнес-структур, вероятно, никому не известно, сколько и каких специалистов нужно Для отрасли. Все,зависит от выбора поступающих в вузы выпускников школ и возможности опла-тить учебу в вузе. В условиях отсутствия отраслевого заказа на специалистов разного уровня не учитывается необходимая численность и профессиональная направленность подготовки (специализации). Это усложняет трудоустройство молодых специалистов, не обеспечивает конкретных потребностей предприятий туриндустрии, которые в условиях избыточной численности выпускников жалуются на дефицит кадров.

Турбизнес, уплачивая налоги, хочет без дополнительных затрат и забот получить готового специалиста. Но ведь подготовка специалистов для туриндустрии ведется на внебюджетной основе. Было бы справедливым, если бы туристские вузы получали бюджетные места для подготовки специалистов для туриндустрии.

Другая проблема системы обучения в туристских вузах состоит в том, что нередко она оторвана от практики. У многих вузов туристского профиля отсутствуют корпоративные связи и социальное партнерство с предприятиями туриндустрии. Не все вузы имеют достаточное количество баз для прохождения практик, сам процесс прохождения практики подчас приносит мало пользы. Должности, по которым проводится практика, не всегда соответствуют специальностям, направлениям и

профилям подготовки студента, а ведь практика в турфирме или гостинице для студента, обучающегося на дневном отделении, — единственная возможность получить навыки практической работы, да и студенты-заочники не всегда работают по избранной в вузе специальности.

Выход — в постоянном взаимовыгодном сотрудничестве вуза и предприятий туриндустрии, создании постоянно действующих в профильных вузах учебных турфирм, отелей, экскурсионных бюро. Актуальной является и целевая подготовка специалистов для предприятий туриндустрии, которые бы уже на втором-третьем курсах отбирали себе студентов для заполнения вакансий и совместно с вузом целенаправленно готовили их для практической работы с частичным возмещением затрат на обучение студента, организацией зарубежной практики и стажировок.

Однако краткосрочная практика, предусмотренная учебным планом, не дает воз« можности в полной мере показать те знания, умения и навыки, которые приобрел студент в процессе обучения. Следовательно, гостиница или турфирма должны быть встроены в учебный процесс. Только тогда можно максимально приблизить теоретические знания к реальной практике. Решение данной проблемы мы путем многостороннего сотрудничества между вузами и стратегическими партнерами из числа гостиничных предприятий и турфирм (вуз—гостиница (турфирма) —студент).

Анализ зарубежного опыта подготовки специалистов в сфере гостеприимства позволил нам определить свойственные им особенности образования. Подготовка кадров осуществляется крупными гостиничными комплексами, имеющими свои замкнутые учебные центры (финансирование на 60—80?! осуществляется за счет предприятий, входящих в комплексы). Будущий специалист проходит все уровни профессиональной подготовки: ученик (стажер)— студент—бакалавр—магистр—специалист, повышающий свою профессиональную квалификацию. Практика является составляющей частью учебного процесса, при этом количество теоретических и практических занятий примерно одинаково. Обучение будущего специалиста начинается в случае установления потребности в нем конкретного предприятия.

Наш вуз пошел именно по ¡этому пути: заключены договоры с более: чем с 30 базами

практик (турфирмами, отелями, развлекательными и досуговыми комплексами); создана учебная турфирма, которой руководит преподаватель кафедры, имеющий большой опыт работы в туризме; создано и успешно функционирует учебное экскурсионное бюро при Государственном Русском музее, которым руководит заведующий экскурсионным отделом музея — доцент кафедры; заключены долгосрочные договоры с несколькими гостиницами, которые выполняют роль учебных. Мы стремимся к тому, чтобы практика с третьего по пятый курсы проводилась по должностным обязанностям, Соответствующим первому, второму и третьему квалификационным уровням.

Так, целью учебно-ознакомительной практики на третьем курсе является знакомство студентов с турфирмами и гостиничными предприятиями города, с принципами, основными направлениями и формами их работы; должностными обязанностями сотрудников; техническим оснащением и технологическими процессами. Кроме того, студенты проходят зарубежную учебно- ознакомительную практику в Финляндии и Норвегии, в ходе которой знакомятся с опытом этих стран по развитию туризма и туристской инфраструктурой. Организуют и проводят практику преподаватели, имеющие большой практический опыт работы в международном туризме,.

Производственная практика на четвертом курсе предполагает самостоятельную работу студента по изучению принципов, основных направлений и форм работы предприятий туризма и гостеприимства с поставщиками услуг, потребителями и другими субъектами рынка. Во время прохождения производственной практики студент выполняет функции специалиста по выбранной специальности.

В процессе преддипломной практики на пятом курсе происходит закрепление теоретических знаний и получение практических навыков по специальности. Основными задачами практики являются изучение деятельности предприятий туризма и гостеприимства в соответствии с направленностью выпускной квалификационной работы студента; особенности маркетинговой политики предприятия; закрепление практических навыков выполнения технологических процессов; изучение внутриорганизационной подчиненности и отчетности должностных лиц на предприятии.

Руководителями практики от вуза являются, как правило, руководители выпускных квалификационных работ.

По каждому виду практики разработаны программы, методические рекомендации для студентов и руководителей практик. Система заданий, предлагаемых программой практики, направлена на приобретение профессиональных навыков в условиях предприятий туризма и гостеприимства. Каждое конкретное практическое задание построено на максимальном использовании теоретических знаний. Все задания актуальны и отражают деятельность предприятия туристской и гостиничной индустрии.

Сегодня мы добились такого положения, когда выпускная квалификационная работа содержит собственную разработку какого-либо проекта в сфере сервиса и туризма. Как правило, рецензии на дипломные работы дают руководители предприятий туриндустрии. Во время защиты дипломных работ выпускники используют мультимедийное оборудование. На этапе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы закрепляются умения студентов анализировать информацию, выделять главное в своем докладе, обосновать практическую значимость исследования и предлагаемого проекта.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что система образования в контексте Болонского процесса должна носить опережающий характер, при котором знания и Навыки, полученные студентами, не должны терять своей актуальности к моменту их выпуска и начала работы в профессиональных структурах. Следовательно, в условиях перехода к двухуровневой системе высшего профессионального образования «бакалавр-магистр», в целях развития отечественной системы подготовки кадров для туриндустрии необходимо совместными усилиями вузов, туристских ассоциаций, общественных организаций и субъектов тур-бизнеса решать накопившиеся проблемы, внедрять подтвердившие свою жизнеспособность зарубежные системы, основанные на непрерывном, многоуровневом, поэтапном принципе подготовки кадров. Представляется, что координатором этого процесса по-прежнему должно выступать учебно-методическое объединение по образованию в области сервиса и туризма.

Литература

1. Буханевич И.Б. Болонский процесс и особенности преподавания цикла дисциплин гостиничного направле-

ния // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». М., 2006.

2.Дусенко С.В., Засимович Е. С. Современные подходы к повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

3. Крючкова А. Тому ли итак ли мы учим детей?// АиФ. Июль, 2008.

4. Стржалковский В. Российские турвузы растят не те кадры // «Правда.Ру». 7 февраля 2008 г.

5. Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-

гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. / С.А. Смирнов. М., 2001.

УДК 378

РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ

Т.Н. Третьякова, доктор педагогических наук, профессор,

Южно-уральский государственный университет,

А.С. Захарченко, преподаватель,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

The authors discuss methods to train personnelfor the tourism industry by means of advertising and exhibition activities at colleges and universities.

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки специалистов туринду-стрии средствами рекламно-выставочной деятельности в вузе.

Ключевые слова:реклама, деятельность, виды учебной деятельности, рекламно-выставочная деятельность.

Концепция профессиональной подготовки специалистов для туристской сферы, разработанная учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма, реализована в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальностям «Социальнокультурный сервис и туризм» и «Туризм».

Современные тенденции развития туристского бизнеса предъявляют новые требования к специалистам туристской сферы. Одной из

значимых инструментальных компетенций такого специалиста является практическая освоенность рекламно-выставочной деятельности, которая проявляется в его способности проектирования и разработки несложных информационных носителей, навыки грамотного применения различных форм и средств рекламы области профессиональной деятельности социально-культурной и туристской сферы.

Рекламно-выставочная деятельность представляет собой широкий спектр мероприятий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.