4. Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
УДК 658.3
Взаимодействие вуза и бизнес-сообщества в инновационной системе профессиональной подготовки специалистов индустрии сервиса и туризма
С.Г. Пяткова,
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье рассмотрены основные направления взаимодействия образовательного учреждения и предприятий туриндустрии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы сервиса и туризма. Предлагаемые модели и подходы к сотрудничеству предполагают активное участие бизнес сообщества в разработке и реализации инновационной системы обучения и подготовки специалистов туриндустрии.
Ключевые слова: инновационные модели взаимодействия, практико-
ориентированный и компетентностный подход в сервисной и туристской сфере.
Развитие современной мировой и отечественной экономики направлено на создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» происходит организация инновационного образования и инновационных учебных заведения [4, с. 3].
Наибольшее распространение имеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий, профилизация и специализация. Освоение и внедрение инноваций в вузе позволит усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг. Вступление современного общества в постиндустриальную стадию повлекло за собой ускоренные темпы развития сферы сервиса и туризма. Значительно увеличивается роль услуг в удовлетворении
материальных и духовных потребностей индивидуума, рациональном использовании свободного времени, самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. Личный контакт производителя и потребителя услуг определяет ведущую роль квалификации и профессионального мастерства специалистов туриндустрии. Социально-экономическое значение и специфика сферы сервиса и туризма закономерно требуют соответствующего подхода к решению задач подготовки квалифицированных специалистов, учитывая при этом инновационные тенденции развития системы образования в целом и в сфере сервиса и туризма в частности. В связи с присоединением России к Болонскому процессу, основной задачей российских высших учебных заведений является подготовка специалистов, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту. Исходя из этого, приоритетным направлением развития высшего образования является его профессионализация [1, с.16].
Подготовка студентов специальности социально-культурный сервис и туризм является одной из актуальных проблем профессионального образования и обсуждается в научной и публицистической литературе. Суть проблемы заключается в понимании квалификационных требований специалистов сервиса и туризма. Противоречие заключается в разных представлениях о функциях специалиста у преподавателей вуза и работодателей. Самым существенным минусом является слабая практическая подготовка студентов, несмотря на наличие разных видов практик. Студенты не могут на профессиональном уровне заменить работников сферы обслуживания и туризма.
В литературе предлагаются разные варианты решения проблемы: деятельностный подход, активизирующие методы обучения, практико-ориентированный подход и т.п. Необходимость решения проблемы также связана с тем, что по прогнозам на 2010 г. потребность в специалистах индустрии сервиса и туризма будет только возрастать. Реализация различных подходов предполагает активное участие бизнес сообщества в профессиональной подготовке специалистов туриндустрии. Инновационные образовательные программы продвинутых вузов ставят целью улучшить связь будущего рабочего места с компетенциями выпускника и обеспечить множественность траекторий получения деловых (профессиональных) квалификаций [3, с.56]. Для этого инновационным вузам необходимо налаживать постоянное взаимодействие, иметь постоянную устойчивую и эффективную «обратную связь» от работодателей, где бизнес сообщество представляет многочисленную и неоднородную категорию. Государство также считает, что результативное качество образования ВПО должен оценивать внешний оценщик, прежде всего, бизнес [3, с. 59].
В связи с этим предлагаются различные варианты интегрированного решения проблемы в регионах России на основе создания Ассоциации, не преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли.
По мнению Л.Ф. Гончаровой и М.Н. Забаевой Ассоциация формируется с целью реализации программ развития туризма в регионах РФ; совершенствования системы подготовки кадров для сферы социально-культурной деятельности, сервиса и туризма; координации усилий специалистов в области сервиса и туризма в целях профессионального единства, обмена опытом и информацией; установления партнерских отношений со специалистами других регионов России, с зарубежными специалистами [2, с. 142]. Данная модель сотрудничества в регионе была рассмотрена на Круглом столе «Пути взаимодействия СурГПУ и предприятий сервиса и туризма в процессе профессиональной подготовки специалистов», проведенном в Сургутском государственном педагогическом университете в апреле 2007 г. Основные участники — представители турбизнеса г. Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — признали, что сотрудничество в предлагаемой форме выгодно для обеих сторон.
1. Для предприятий индустрии сервиса и туризма:
• своевременно получать высококвалифицированный персонал,
подготовленный по заказу;
• получение квалифицированной помощи в организации непрерывного обучения персонала для профессионального уровня в соответствии с развитием современных методик и технологий;
• проведение исследований (перспективы развития предприятия, исследование рынка, социологические опросы и т.п.);
• сократить затраты на отбор и профориентацию.
2. Для образовательного учреждения:
• гарантированное трудоустройство выпускников;
• отсутствие проблем с организацией практики;
• возможность своевременно вносить изменения в педагогические концепции
в соответствии с требованиями рынка.
Несмотря на явные преимущества деятельности Ассоциации (подготовка квалифицированных специалистов с учетом региональной специфики; достижение оптимального соотношения между теорией и практикой на основе взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и предприятий социально-культурного сервиса и туризма; использование положительного опыта в управлении, обмен информацией, а также возможность развития деловых контактов и партнерских
отношений, что позволяет повысить эффективность функционирования предприятий-членов ассоциации и т. п.) ее создание и организация деятельности требует соответствующей подготовки, как со стороны образовательного учреждения, так и предприятий туриндустрии. Это относится не только к разработке соответствующей договорной документации, четкому планированию основных направлений деятельности и их реализация, но и осознание необходимости данной организации для каждого предприятия.
Внедрение практико-ориентированного подхода к обучению в решении проблем профессиональной подготовки специалистов сервиса и туризма является наиболее перспективным и включает в себя различные варианты внедрения в теоретический процесс обучения практических навыков, моделирование производственных ситуаций и т. д. В профессиональной литературе предлагаются различные принципы практикоориентированного обучения: обеспечение гибкости и динамичности обновления
образовательно-профессиональных программ в целом и по их частям (блокам); реализация академической мобильности, академических свобод в сфере высшего образования; модульность программ и учебных дисциплин; разнообразие форм аудиторной работы и т.п. [5, с. 146].
Важную роль в реализации данного подхода играет собственно практический аспект подготовки будущих специалистов:
• использование в преподавании производственной базы специальности;
• привлечение практиков-специалистов к преподаванию в рамках основных дисциплин специальности;
• погружение в производственную среду на базе вуза за счет функционирования специализированного кабинета и иных форм;
• внедрение практической составляющей в учебные дисциплины;
• связь практики с учебными дисциплинами;
• создание отвечающей современным требованиям информационной базы специальности, что позволит создать условия для формирования основных компетенций будущего специалиста сервиса и туризма: общенаучных, социально —личностных, организационно-управленческих, общепрофессиональных и специальных;
• создание в рамках вуза учебного комплекса по подготовке специалистов сервиса и туризма (студенческого бюро по сервису и туризму и т.п.).
В связи с этим наиболее распространенными моделями партнерства образовательных учреждений и предприятий являются: стажировки, прохождение
практики, участие бизнес-представителей в теоретической подготовке студентов,
отраслевой заказ или корпоративный договор, участие бизнеса в финансировании учебного заведения, в том числе при обновлении материально-технической базы, устойчивое сотрудничество за счет создания совместных учебно-инновационных центров, участие бизнеса в аккредитации образовательных программ и участие в координационных (попечительских) советах и т.п.
Опыт внедрения практико-ориентированного подхода в ходе подготовки специалистов сферы сервиса и туризма в СурГПУ показал, что взаимодействие вуза и предприятий туриндустрии возможно в следующих формах: двухсторонние договоры вуз —предприятие; трехсторонние договоры, когда к двум вышеназванным сторонам подключается студент; совместная разработка модели специалиста сервиса и туризма; предоставление образовательного кредита студенту; создание практических баз по подготовке специалистов туриндустрии по различным направлениям их профессиональной деятельности. Последний аспект нашел отражение в совместном проекте СурГПУ и гостиницы «Геолог» г. Сургута по строительству гостиницы-практикума для подготовки специалистов гостиничного бизнеса. Актуальность данного проекта обусловлена острой нехваткой специалистов данной сферы в городе и округе, динамичным развитием туриндустрии в регионе. Данная проблема близка к европейским процессам в развитии гостиничного хозяйства и процессу модернизации в целом. Реализацию нового подхода в подготовке высококвалифицированных специалистов гостиничной индустрии на высоком уровне может реализовать гостиница-практикум, деятельность которой сможет заинтересовать образовательные учреждения округа и города, которые готовят специалистов сервиса и туризма, город и собственно предприятия гостиничного бизнеса (табл. 1, 2).
Таблица 1
Направления интересов в процессе взаимодействия вуза и гостинцы
Для образовательного учреждения Для гостиницы
Реализация принципов практикоориентированного обучения в соответствии с современными тенденциями развития высшего образования (Болонский процесс). Участие в подготовке специалистов гостиничного хозяйства, необходимых работодателю.
Постоянное обеспечение базы практик для студентов специальности социальнокультурный сервис туризм. Практическая подготовка или переподготовка специалистов.
Мотивация студентов к профессиональной деятельности. Экономия средств и времени на подготовку квалифицированных специалистов.
Разработка системы подготовки и переподготовки специалистов гостиничного хозяйства с учетом потребностей региона Увеличение конкуренции на рынке гостиничного хозяйства.
Согласованность с работодателями в подготовке кадров Повышение качества гостиничных услуг.
Постоянное изучение рынка гостиничных услуг в городе и округе. Решение проблемы «кадрового голода».
Создание ранка баз практик для студентов Увеличение имиджа предприятия
Возможность трудоустройства студентов. Возможность занять новую нишу в городе и округе (формирование системы заказов по подготовке или переподготовке специалистов гостиничного хозяйства).
Привлечение практиков к процессу профессиональной подготовки специалистов гостиничного хозяйства. Возможность установления взаимодействия с предприятиями гостиничного бизнеса, которые могут регулировать программу профессиональной подготовки специалистов (на уровне города и округа).
Возможность открытия специализации по специальности гостиничное хозяйство. Экономические выгоды.
Разработка и внедрение новых стандартов в гостиничном бизнесе с учетом региональной модели сервисной деятельности.
Таблица 2
Направления интересов в процессе взаимодействия города (округа) и предприятий
туриндустрии
Для города (округа) Для гостиниц
Решение кадрового вопроса в сфере гостиничного обслуживания. Создание специализированной биржи труда с высоким уровнем подготовки специалистов гостиничного хозяйства.
Трудоустройство профессиональных специалистов в городе и округе. Возможность заказывать направления профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка специалистов гостиничного хозяйства с учетом потребностей города и района. Формирование кадровых потребностей.
Контроль качества подготовки и переподготовки специалистов гостиничного бизнеса. Уменьшение текучести кадров.
Повышение конкурентоспособности местных специалистов гостиничного бизнеса. Создание ядра квалифицированных специалистов гостиничного бизнеса.
Высокий уровень обслуживания — привлечение элитных гостей. Повышение конкурентоспособности в результате высокого уровня обслуживания.
Создание элитных гостиниц. Привлечение прибыли.
Реализация заказа с перспективным выходом на российский и мировой рынок. Повышение имиджа предприятия.
Создание общественной организации по развитию гостиничного хозяйства в городе и округе для совместного решения проблем в гостиничной индустрии.
Разработка и внедрение новых стандартов в гостиничном бизнесе с учетом
региональной модели сервисной деятельности.
Реализация предлагаемого проекта позволит, по мнению разработчиков, решить многие проблемы профессиональной подготовки специалистов туриндустрии в городе и округе. Но это лишь отдельные элементы реализации практико-ориентированного подхода в обучении специалистов сервиса и туризма, эффективность которых зависит от функционирования всей совокупности принципов в системе.
В целом современные условия развития индустрии сервиса и туризма свидетельствуют о необходимости формирования инновационной системы подготовки специалистов, основанную, прежде всего, на практико-ориентированном и компетентностном подходе. Важную роль в этом должно играть бизнес сообщество. Создать систему обратной связи не просто, учитывая реальное многообразие общественных отношений и, соответственно, несовпадение групповых интересов между сферой труда, сферой образования, государственным властным (административным) регулированием и т.п. Под влиянием факторов инновационного развития экономики и общественного прогресса формы взаимодействия весьма подвижны и децентрализованы. Другой проблемой является объективизация субъективных требований со стороны бизнес работодателей разных компаний, а также поддержание баланса интересов в рамках всего общества. Тем не менее, бизнес-сообщество понимает, что рекрутирование молодых специалистов имеет больше плюсов, чем минусов, несмотря на то, что их «дообучение» на рабочих местах требует дополнительных затрат. Основными формами взаимодействия вуза и предприятий туриндустрии в ходе профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса и туризма могут быть следующие:
• целевой заказ на подготовку специалистов;
• участие в процессе обучения студентов практическим навыкам (прием студентов на практику, курирование курсовых и дипломных проектов, предоставление временной работы по совместительству с учебой);
• поддержка материальной базы вузов (оснащение кафедр, лабораторий, организация технопарков и инкубаторов);
• повышение профессиональных компетенций преподавательского состава и старшекурсников (мастер-классы ведущих сотрудников и руководителей организаций и предприятий, базовые кафедры на предприятиях).
Литература
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. — М., 2006.
2. Гончарова Л.Ф., Забаева М.Н. Интегрированный подход к решению проблем туристского образования в регионах России // Современные проблемы туризма: управление, туристские ресурсы, подготовка кадров / Под ред. Н.С. Морозовой // Вестник Российского нового университета. Серия «Туризм и культурное наследие». М., 2005. Вып. 6. С. 141—144.
3. Национальный проект «Образование». Участие бизнес сообщества в проектировании, реализации и аккредитации инновационных образовательных программ высшего профессионального образования. Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Аналитический доклад. М., 2006.
4. Проценко Т. Г. Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика. Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2007.
5. Третьякова Т.Н., Котлярова О.В. Практико-ориентированная концепция профессиональной подготовки специалиста по сервису и туризму // Современные проблемы туризма: управление, туристские ресурсы, подготовка кадров / Под ред. Н.С. Морозовой // Вестник Российского нового университета. Серия «Туризм и культурное наследие». М., 2005. Вып. 6. С. 145—152.
УДК 658.5.012.14
Об оценке инновационной деятельности предприятий гостиничного бизнеса и туризма
В. В. Рогов,
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Для оценки инновационной активности организаций и ее инновационной конкурентоспособности широко применяются показатели инновационной деятельности организации. Одним из основных направлений по созданию качественных услуг является четкое соблюдение параметров комфортности, которые выработаны практикой турбизнеса и являются универсальными для гостиниц, предприятий общественного