Научная статья на тему 'Система подготовки будущих специалистов туристской индустрии как элемент инфраструктуры отрасли'

Система подготовки будущих специалистов туристской индустрии как элемент инфраструктуры отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / INTEGRAL INFRASTRUCTURE WILL BRANCH / EDUCATIONAL MODEL FOR TRAINING FUTURE SPECIALISTS / THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джангиров Александр Павлович

Эффективность образовательной модели подготовки будущего специалиста туриндустрии в ходе профессиональной подготовки в вузе обеспечивается реализацией комплекса ряда институциональных условий: поэтапное формирование профессиональных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе выездных практических занятий, на основе корректировки учебных графиков; целенаправленное стимулирование активности студентов на основе корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования практических компетенций; взаимодействие преподавателя и студентов в процессе их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности на основе доминирования активности студента при организации и проведении выездных практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джангиров Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of an educational model for training future specialists of tourist industry during training at the university by providing implementations of a complex series of institutional conditions: the gradual formation of professional competence through a system of knowledge and skills in outreach workshops, based on the adjustment of training schedules, targeted stimulation of students' activity on the basis of corrections programs, training courses in accordance with regional characteristics and the possibility of practical skills, interaction of teacher and students in their preparation for independent professional activity, based on the dominance of activity in the student organization and conduct outreach workshops.

Текст научной работы на тему «Система подготовки будущих специалистов туристской индустрии как элемент инфраструктуры отрасли»

Джангиров А.П. Система подготовки будущих специалистов туристской индустрии как элемент инфраструктуры отрасли Дата: 16/10/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: Эффективность образовательной модели подготовки будущего

специалиста туриндустрии в ходе профессиональной подготовки в вузе обеспечивается реализацией комплекса ряда институциональных условий: поэтапное формирование профессиональный компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе выездных практических занятий, на основе корректировки учебных графиков; целенаправленное стимулирование активности студентов на основе корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования практических компетенций; взаимодействие преподавателя и студентов в процессе их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности на основе доминирования активности студента при организации и проведении выездных практических занятий.

Ключевые слова: инфраструктура отрасли; образовательная модель подготовки будущего специалиста; формирование профессиональных компетенций

Abstract: The effectiveness of an educational model for training future specialists of tourist industry during training at the university by providing implementations of a complex series of institutional conditions: the gradual formation of professional competence through a system of knowledge and skills in outreach workshops, based on the adjustment of training schedules, targeted stimulation of students' activity on the basis of corrections programs, training courses in accordance with regional characteristics and the possibility of practical skills, interaction of teacher and students in their preparation for independent professional activity, based on the dominance of activity in the student organization and conduct outreach workshops.

Key words: integral infrastructure will branch; educational model for training future specialists, the formation of professional competence.

Джангиров Александр Павлович кандидат технических наук., доцент Кисловодский институт экономики и права

[email protected]

Выходные данные статьи: Джангиров А.П. Система подготовки будущих

специалистов туристской индустрии как элемент инфраструктуры отрасли // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0143. - Режим доступа к журн.:

http://uecs.mcnip.ru.

Развитие индустрии туризма требует создания хорошо отлаженной инфраструктуры.

Данная инфраструктура должна включать в себя различные организации и объекты, которые занимаются туристским сервисом, приемом туристов и их экскурсионным обслуживанием. Но не только.

Важным элементом обеспечивающей структуры развития индустрии туризма является система подготовки квалифицированных кадров для отрасли. Эта сфера вспомогательной деятельности для индустрии туризма имеет целый ряд специфических институциональных характеристик, которые нуждаются в совершенствовании.

Развивающаяся система профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма сопряжена с рядом проблем, обусловленных недостаточной сформированностью ценностных ориентиров туристской профессии, формирование которых происходит в процессе профессиональной подготовки в учебном заведении. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость формирования позитивных профессиональных ценностных ориентиров у будущих специалистов туриндустрии для их успешной самореализации в обществе.

Анализ концепций профессиональной подготовки будущих специалистов для сферы туризма и сложившаяся практика профессиональной подготовки в высшей школе позволяют выявить несоответствие сформированных профессиональных ценностей по окончании вуза характеру развития рынка труда.

Все это позволило выявить существенные противоречия между:

• острой потребностью населения в получении высококвалифицированных туристских услуг и неспособностью предприятий туристской индустрии удовлетворить эти потребности из-за неподготовленности работников к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;

• социальным заказом рынка труда, и недостаточной разработанностью механизмов подготовки конкурентоспособных специалистов для сферы туризма, ориентированных на профессиональные ценности;

• необходимостью взаимодействия теории и практики в профессиональнопрактической подготовке специалистов туристской индустрии и отсутствием модели формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов туристской индустрии в условиях инновационной практической подготовки.

Повышение качества туристских услуг неразрывно связано с профессиональной подготовкой. Повышение качества образования является стратегическим направлением развития современной цивилизации. В то же время Россия явно отстает от цивилизованного мира в использовании такого мощного источника роста национальной экономики. Вот почему вопросы профессионального образования и подготовки кадров занимают одно из главных мест в общей стратегии развития туризма в РФ. Образование в туристской отрасли становится важнейшим и непременным условием успешной деятельности в ней.

Среди основных институциональных документов, имеющих институциональное значение для дальнейшего развития туризма и туристического образования в России, в первую очередь необходимо назвать «Концепцию модернизации российского образования до 2010 г.». В плане мероприятий по реализации данной Концепции в разделе «Повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров» предусмотрены следующие меры по кадровому обеспечению этой отрасли экономики:

• разработка предложений по перечню профессий, направлений подготовки и специальностей работников туристской индустрии в целях совершенствования профильного туристского образования;

• совершенствование существующих квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристской индустрии и разработка на их основе новых образовательных стандартов для подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма;

• формирование при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма базы данных учебных заведений, специализирующихся на подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса;

• изучение потребностей учреждений туристского и гостиничного бизнеса в специалистах различного комплекса.

Одним из путей модернизации системы образования на современном этапе является компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов. Большинством отечественных исследователей профессиональные компетенции рассматриваются в двух аспектах: как цель образования, профессиональной

подготовки, и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность. Опираясь на научные исследования и государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по туристским специальностям, мы можем выделить компетенции, которыми должен обладать специалист туристкой индустрии.

Понимание профессиональных компетенций и инновации в туристском образовании, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии, позволили выявить основные профессиональные функции и виды деятельности в туристской сфере: операторский и агентский виды деятельности; гостиничные услуги; ресторанная деятельность (услуги общественного питания); экскурсионная деятельность; иные услуги в сфере индустрии туризма. В соответствии с этим, для организации эффективного туристского бизнеса важное значение имеют знания о культурных центрах, представляющих познавательный интерес для туристов, о быте, традициях, обычаях, этнокультуре различных народов, об особенностях природы и хозяйства различных стран и народов мира.

Следовательно, только специалист с основательной теоретической подготовкой может прогнозировать и научно обосновать районы туристского спроса, успешно предоставлять агентские услуги, моделировать туристские маршруты, осуществлять экскурсионную деятельность. Поэтому наиболее благоприятной средой для реализации образовательных инноваций в процессе формирования профессиональных компетенций специалиста туриндустрии являются географические дисциплины, где студенты выступают как активные деятели и получают знания о культурных центрах и туристских ресурсах различных регионов мира.

Системный подход к процессу формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов туриндустрии позволяет рассматривать его как целостную систему, основными компонентами которой являются:

• мотивационный компонент, который характеризует наличие у будущего специалиста таких мотивов, как интерес к профессии и склонность заниматься ею; самораскрытие и самовыражение, обусловленные потребностями личности; самосознание личности в условиях профессиональной деятельности

(убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточным творческим потенциалом и т.п.). Данный компонент призван формировать у будущего специалиста мотивации к профессиональной деятельности, понимание смысла этой деятельности и своего места в ней;

• ценностный компонент, который направлен на формирование у студента профессиональных ценностей и идеалов, гражданской позиции и нравственноэстетического кругозора. Основным критерием когнитивного компонента будущего специалиста является способность самостоятельно принимать решения в своей профессиональной деятельности, умение общаться и работать в коллективе, а также быть способным к самопознанию и самооценке, выражающееся в умении адекватно оценивать свои возможности в процессе трудовой деятельности;

• практический компонент, реализация которого позволяет будущему специалисту оптимально использовать профессиональные знания, работать с современными средствами производства; сознательно ставить и добиваться решения профессиональных задач. Рассматриваемый компонент требует со стороны будущего специалиста выработки, определенной поведенческой модели, применения социальной и профессиональной норм, выработки профессиональных навыков и привычек.

Все охарактеризованные компоненты формирования профессиональных навыков у будущих специалистов туриндустрии тесно связаны между собой. Процесс формирования профессиональных ценностей получает свое наполнение на основе диагностики проявления сформированности в профессиональных ценностях в учебнопознавательной деятельности студентов.

Рассмотрение профессиональных ценностей в соответствии с основными объектами деятельности специалиста туристской индустрии (клиент, коллеги, общество, профессия, специалист по сервису и туризму, работодатели), позволяет студентам в процессе учебы определить ведущий объект будущей профессиональной деятельности специалиста - клиента, - на благо которого он в первую очередь будет работать.

С этой целью был выявлен состав профессиональных ценностей в туристской индустрии в отношении клиента, которые необходимо, прежде всего, формировать у студентов. В него включены следующие профессиональные ценности: образованность, ответственность, чуткость, воспитанность, самоконтроль, исполнительность, терпимость, эффективность в делах, широта взглядов, смелость в отстаиваниях своего мнения. Обеспечить формирование профессиональных ценностей будущих специалистов туристской индустрии, на наш взгляд, можно, создав соответствующую систему мер, реализуемую в образовательном процессе вуза, осуществляющего подготовку специалистов туриндустрии.

Менеджмент туроперейтинга осуществляется студентами в рамках подготовки выпускной квалификационной работы как проекта, где дипломник самостоятельно выбирает регион учебного тура, изучает спрос на данное направление и непосредственно осуществляет организацию и реализацию учебного практик-тура. Студенты во время практики являются помощниками менеджера виртуальной турфирмы, изучают туристско-рекреационный потенциал региона, составляют «нитку» маршрута, участвуют в технологическом процессе создания тура и т.д. Студенты младших курсов являются потенциальными потребителями обучающих программ, т.е. «клиентами» «турфирмы», где в рамках дисциплины «Туристское

ресурсоведение» знакомятся с сервисными основами будущей профессии, а также изучают туристско-рекреационный потенциал региона. Таким образом, в учебном цикле осуществляется многофункциональная деятельность своеобразной виртуальной турфирмы, и все действия студентов - это определенные роли в деловой игре «учебный тур». При этом в действие вовлекаются одновременно студенты всех курсов.

Выездные практические занятия характеризуются высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения и отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста туриндустрии, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближеннык к реальным. Анализ успехов и ошибок студентов, проводимых на отчетных конференциях после выездного практического занятия, снижает вероятность их повторения в реальной действительности, это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности, т.е. повышает сформированность профессиональных компетенций будущих специалистов.

Реализация модели формирования профессиональный компетенций у будущих специалистов туриндустрии базируется на следующих институциональных условиях. Основное институциональное условие- поэтапное формирование профессиональный компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе выездных практических занятий, на основе корректировки учебных графиков, в ходе которых студенты осваивают рекреационное районирование, менеджмент туристских ресурсов. Программа обучения предполагает модульное воспроизведение лекционного материала и выездные практические занятия, ориентированные на знакомство с национально-региональными аспектами развития туризма и знакомство с туристскими ресурсами региона.

Следующий этап формирования профессиональных компетенций специалиста туриндустрии связан с их вовлечением в производственно-технологическую деятельность. Приоритетным на этом этапе является формирование компонента профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии в ходе профессиональной подготовки в вузе.

Средством формирования выступают модульные технологии и выездные практические занятия блока специальных дисциплин, а также практикумы, интегрированные задания на производственную практику, а ведущим условием -создание образовательной среды, в соответствии с региональными особенностями формирования практических навыков и умений. Практико-технологический этап является логическим продолжением процесса формирования инструментальных компетенций, где студенты осуществляют внедрение инновационных технологий и туристических программ на региональном рынке. Следующее институциональное условие — целенаправленное стимулирование активности студентов на основе корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями туриндустрии.

Следовательно, эффективность образовательной модели подготовки будущего специалиста туриндустрии в ходе профессиональной подготовки в вузе обеспечивается реализацией комплекса ряда институциональных условий: поэтапное формирование профессиональных компетенций через систему знаний, умений и навыков в ходе выездных практических занятий, на основе корректировки учебных графиков; целенаправленное стимулирование активности студентов на основе

корректировки программ учебных курсов в соответствии с региональными особенностями и возможностями формирования практических компетенций;

взаимодействие преподавателя и студентов в процессе их подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности на основе доминирования

активности студента при организации и проведении выездных практических занятий.

Естественно, что данные условия должны служить отправной точкой в системе обучения и подготовки кадров, составляя основу для образовательных стандартов. Это подтверждает опыт стран Европейского Союза, показывающий, как отрасль сама несет ответственность за качество подготовки своих кадров.

Важнейшей характерной чертой российской системы подготовки кадров для туризма должно стать соответствие содержания образования требованиям будущей профессиональной деятельности выпускников, которое обеспечивается, в частности, через внедрение профессиональных стандартов, удовлетворяющих мировым

требованиям качества услуг в сфере туризма и гостеприимства.

Библиографический список

1. Голозубова, И.А. Теория и методика профессиональной ориентации студентов в ценностях туристской деятельности/ Т.Н.Третьякова, Н.П. Тарханова, И.А.Голозубова// Материалы 1-й международной научно-практической конференции «Туристское образование в Российской Федерации: практика, проблемы, перспективы». М.: ГУУ. 2008.

2. Официальный Сервер Администрации КМВ. Режим доступа: http://www.region.kmv.ru.

3. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа». 03.02.2007.

4. Стратегия социально-экономического развития региона КМВ до 2020 г. // Л^а-КМУ - информационный портал КМВ. Режим доступа: http://www.alfakmv.ru.

5. Юрик, Р.А. Анализ состояния российского рынка туристских услуг / Р.А. Юрик // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2 (46).

№ гос. рег. статьи 0421000034/0143

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.