обучающихся в стандартных условиях в 45-60% случаев формируется допустимый уровень валео-логической компетентности, в 36-46% случаев стандартный, оптимальный уровень при этом имеет место в 4-8% случаев. При реализации экспериментальной модели подготовки специалистов социальной работы число студентов, обладающих оптимальным уровнем валеологической компетентности, превышает 50%, стандартного уровня достигает 40%, тогда как допустимый уровень фиксируется не более чем в 10% случаев.
Более высокий уровень валеологической компетентности студентов экспериментальной группы мы склонны связывать, в числе прочего, с приобретением в процессе обучения опыта решения квазипрофессиональных валеозадач, с участием в реализации проектов здоровьесберегающей направленности, с развитием рефлексивно-аналитических способностей при планировании и осуществлении хорошо освоенных и новых видов деятельности.
Совокупные результаты эмпирического исследования свидетельствуют об эффективности использования в учебном процессе практикоориен-тированных, личностно развивающих технологий, позволяющих актуализировать стремление студента к самоопределению, саморазвитию, самореализации в процессе освоения личностного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.
Примечания
1. Чошанов М. А. Теория и технология обучения в профессиональной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1996.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.
3. Борисова Н. В., Симаков В. М. Учебно-деловая игра в условиях гуманитарного образования: учеб. пособие. Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та, 2001.
4. Андрущенко Т. Ю. Диссеминация результатов международного сотрудничества в профессиональной подготовке социального работника // Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: сб. науч. ст. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, Н. Б. Шмелевой, Е. Р. Ярской-Смир-новой. Волгоград: Перемена, 2004. С. 10-23.
5. Вазина К. Я. Рефлексивная технология саморазвития человека. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. С. 29.
6. Авчинникова С. О. Академизм или прагматизм: дидактические искания в подготовке специалистов социальной работы в СГУ // Практика - путь к профессионализму: партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 29-30 ноября 2004 г. / под общ. ред. А. В. Старшиновой. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. С. 166-170.
7. Гозман А. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Са-моактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 1995.
8. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
УДК 378.147
М. В. Полуэктова, С. А. Гониянц
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКРЕАЦИИ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ НА ВЫЕЗДНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности в контексте подготовки специалистов, раскрыто содержание базовой профессиональной компетентности, которыми должен обладать специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму и особенностей ее формирования в процессе выездных практических занятий.
The work examines the notion of professional competence in the context of training specialists and reveals the content of the basic professional competence the specialist on recreation and sport health-improving tourism is expected to possess. The author also considers the peculiarities of forming this competence during practical studies.
Ключевые слова: компетенция, базовые профессиональные компетенции будущих специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, выездное практическое занятие.
Keywords: competence, basic professional competence of future specialist on recreation and sport health-improving tourism, outdoor practical study.
Стремительное развитие туристской индустрии в последние годы прошлого века, интенсивное развитие туристской инфраструктуры, развитие межкультурных коммуникаций и увеличение туристских потоков вызвали к жизни изменение туристского рынка труда, что стимулирует потребность образовательного рынка в подготовке кадров для сферы туризма. Практика показывает, что существующая система образования пока не решает проблему подготовки компетентных специалистов туриндустрии, способных самостоятельно ставить профессиональные цели и решать профессиональные задачи, выбирая соответствующие средства и методы их осуществления, проявляя профессиональную компетентность в среде туристского бизнеса.
Потребительская ситуация на туристском рынке предъявляет высокие требования к качеству туристского продукта, однако рынок труда, удовлетворяющий эти потребности населения, еще недостаточно обеспечен компетентными специалистами туристского профиля.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» обусловливает структурно-со-
© Полуэктова М. В., Гониянц С. А., 2009
держательную направленность образовательной деятельности вуза, однако выпускники данного образовательного пространства не всегда готовы реализовать себя в практической деятельности в силу несформированности практических компетенций. Каждое учебное заведение осуществляет профессиональную подготовку специалистов туриндустрии по-разному, в результате чего на рынок труда приходят специалисты, имеющие одинаковые теоретические знания, но разную сформированность профессиональных компетенций как теоретического, так и практического уровня, что обусловлено отсутствием обоснованных методик подготовки специалистов туриндустрии. Все это предопределяет стремление преподавателей к поиску путей осуществления профессиональной подготовки, рост инновационных идей и концепций по вопросам профессиональной подготовки специалистов для туристской сферы.
В педагогической науке компетентностный подход возник как попытка привести в соответствие высшую школу и потребности рынка труда.
Большинством отечественных исследователей профессиональные компетенции рассматриваются в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки; и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.
Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности и считает, что все многообразие новых интегративных единиц образования можно свести в три группы: компетентности, компетенции, учебно-познавательные и социально-профессиональные качества (или метакачества). Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности -совокупность способов действий [1].
И. А. Зимняя компетенцию определяет как «предметную область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности», а компетентность представляет как «интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)» [2].
Профессиональная компетентность - это способность и готовность специалиста к реализации приобретенных в образовательном учреждении
знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности [3].
Профессиональные компетентности слагаются из ключевых, базовых и специальных [4].
Ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире, они приобретают сегодня особую значимость и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе [5].
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (туристской, педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной туристской деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества [6].
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредмет-ной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетент-ностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности [7].
Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль учебной деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление учебно-исследовательской компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики специалиста [8].
Ключевые, базовые и специальные компетентности, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности в разных контекстах образовательного пространства
[9].
На основе сопоставления этих понятий можно определить, что базовые компетенции - это интегративное качество личности, включающее в себя готовность и способность человека к осуществлению профессиональной деятельности, требующей наличия определённых знаний, умений и навыков, с одной стороны, и профессионально-личностных качеств - с другой.
Опираясь на научные исследования и государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по туристским специальностям, мы можем выделить компетенции, которыми должен обладать специалист туристской индустрии:
Социально-личностные и общекультурные компетенции проявляются через мотивационный компонент специалиста, включают систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности (С. Л. Рубинштейн), в том числе и учебной, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается (Я. А. Пономарев). Данный компонент в структуре профессиональной компетентности специалиста тур-индустрии характеризует его профессиональную готовность к реализации профессиональных ценностей, которые проявляются в нравственной направленности личности студента и отражают социокультурные компетенции специалиста тур-индустрии, включая обязательность, деловитость, порядочность, гуманизм в отношениях к людям, выполнению своих обязанностей.
Общенаучные (теоретические) компетенции проявляются через когнитивный компонент, который предполагает совокупность общепрофессиональных и специальных знаний. Когнитивные знания специалиста туриндустрии включают в себя следующие компоненты: знания законодательства в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой; знания эстетических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умение учитывать их при разработке экологических, социокультурных и туристских проектов; знание норм деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере туризма.
Инструментальные компетенции выступают основополагающим компонентом профессиональной компетентности специалиста туриндустрии, и выражаются в умениях и способностях личности. Как показало исследование, для формирования инструментальных компетенций специалиста туриндустрии характерны следующие группы умений: конструктивные (умения проектирования, прогнозирования, аналитические), организаторские (информационные, развивающие, ори-ентационные, мобилизационные, проективные умения), коммуникативные (управленческие умения, перцептивные, умения профессионального общения, умения установить отношения между работником и клиентом, между коллегами).
Таким образом, профессиональные компетенции являются одной из интеллектуальных характеристик профессиональной деятельности, которая состоит в оценке возможностей специалиста наилучшим образом решить проблему, оказать услугу или помощь в конкретной ситуации.
Профессиональная компетентность может проявиться лишь у работающего специалиста в процессе самостоятельной практической деятельности, хотя ее предпосылки формируются уже в период обучения в вузе [10].
Особую актуальность приобретает развитие у будущего специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму еще в вузе основы для базовой компетентности как условие его более успешной и быстрой адаптации в самостоятельной профессиональной деятельности.
Базовая компетентность выпускника туристского вуза является основным результатом его профессиональной подготовки, определяющим его конкурентоспособность на рынке туристских услуг, что в свою очередь определяет возможность активного включения специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму в существующее образовательное и социальное пространство, тем самым определяя его профессиональную и социальную адаптацию.
Понимание компетентности и профессиональных компетенций, педагогические инновации в туристском образовании, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, позволили выявить основные профессиональные функции и виды деятельности в туристской сфере. Это рекреаци-онно-оздоровительная деятельность; эколо-го-туристско-краеведческая деятельность; операторская и агентская деятельность; физкультур-но-спортивная деятельность; управленческая и маркетинговая деятельность; деятельность по проведению рекреационно-оздоровительных мероприятий на туристских маршрутах; экскурсионная деятельность; иные услуги в сфере индустрии туризма. В соответствии с этим для организации туристского бизнеса важное значение имеют знания о природных и культурных центрах, представляющих познавательный интерес для туристов, о быте, традициях, обычаях, этнокуль-туре различных народов, об особенностях природы и хозяйства различных стран и народов мира.
Следовательно, только специалист с основательной теоретической подготовкой в области географических дисциплин («География», «Рекреационное ресурсоведение», «Рекреалогия», «География рекреационных систем и туризма», «Курортология», «Страноведение», «Поисково-спасательные работы в условиях природной среды») может прогнозировать и научно обосновать районы туристского спроса, соответственно предоставлять агентские услуги, моделировать туристские, спортивные и спортивно-оздоровительные маршруты, осуществлять экскурсионную и физкультурно-спортивную деятельность. По-
этому наиболее благоприятной средой для реализации педагогических инноваций в процессе формирования базовых компетенций специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму являются дисциплины «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсоведение», «Рекреалогия», где студенты выступают как активные деятели и получают знания о природных и культурных центрах, о возможности использования природных и культурных объектах в рекреационной деятельности, о территориально-рекреационных системах и др.
Выездные практические занятия - это активная форма практических занятий, позволяющая реализовать профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов и клиентоориен-тированных технологиях [11].
Выездные практические занятия характеризуются высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденной активностью» - принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося; повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий; обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения.
Выездные практические занятия являются логическим продолжением лекций: они признаны углубить, расширить и детализировать знания, полученные на лекционных этапах обучения и в ходе самостоятельной работы студентов, проверить эффективность и качество их усвоения [12].
В процессе обучения преподаватель не столько сообщает студентам учебную информацию, сколько создает условия для самоуправления их деятельностью по ее усвоению с учетом индивидуально-стилевых особенностей обучаемых, ведь в самой природе компетентности заложен потенциал профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, последующего повышения своей профессиональной квалификации [13].
В системе подготовки специалиста по рекреа-логии и спортивно-оздоровительному туризму программа обучения на первом курсе (в рамках дисциплины «География рекреационных систем и туризма») и на втором курсе (в рамках дисциплин «Рекреационное ресурсоведение», «Страноведение») предполагает модульное воспроизведение лекционного материала и выездных практических занятий, ориентированных на знакомство с национально-региональным аспектом развития туризма и изучение географических закономерностей туристской составляющей в регио-
не. На этом этапе происходит формирование у студентов мотивов и ценностей будущей профессиональной деятельности, включение их в процесс профессиональной социализации через присвоение социокультурных ценностей, сконцентрированных в географических закономерностях. Также решаются следующие задачи:
• в рамках дисциплин «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ре-сурсоведение», «Страноведение» познакомить студентов с сервисными основами будущей профессии и туристскими ресурсами выбранного региона, приняв участие в выездном практическом занятии;
• формировать у студентов навыки по выявлению ресурсной составляющей в процессе организации выездного практического занятия;
• обеспечить правильное понимание студентами ресурсной сущности профессиональной деятельности специалиста туриндустрии.
В этом случае формируются мотивы, ценности, убеждения студента в необходимости глубоких знаний географических закономерностей и туристских ресурсов страны и региона. Чем глубже усваивает студент географические закономерности современного пространства, тем больше создается возможностей для того, чтобы в процессе обучения и воспитания в вузе увлечь студента работой по формированию творческого потенциала личности.
Формирование положительного отношения к учению достигается благодаря познавательным мотивам, среди которых выделяется познавательный интерес. Познавательный интерес, возникающий и формирующийся в учебной деятельности, проявляется в усилении внимания, целеустремленности, духовном обогащении обучаемых. Для этого необходимо учить будущих специалистов видеть и понимать практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности.
Формирование базовых профессиональных мотивов начинается на лекционных и практических занятиях по дисциплинам «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсоведение», «Страноведение», а также во время выездного практического занятия.
Именно учебные курсы «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресур-соведение», «Страноведение» являются наиболее важными в силу особой функциональной нагрузки: определяют объект профессиональной деятельности (туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам индустрии туризма: средства размещения и питания, средства транспорта, рекреационные ресурсы, предприятия культуры, развлечения, спорта, научно-технические сооружения и т. п.), способ его иссле-
дования и его генетические основы, выраженные исходными теоретическими понятиями.
Главным аспектом курсов «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсоведение», «Страноведение» является раскрытие нового способа обучения - выездного практического занятия, при котором студенты будут не заучивать готовые знания, а строить их, исследуя предмет профессиональной деятельности, открывать ее свойства, связи отношения, структуру, основные законы существования.
Суть выездного практического занятия состоит в том, чтобы дать студентам на этом этапе общие представления о сфере туризма, организации, управленческих и других связях, характере взаимодействия с потребителем туристских услуг, месте и роли выпускника как будущего специалиста по рекреалогии и спортивно-оздорови-
тельному туризму. В системе подготовки специалиста по рекреалогии и спортивно-оздоровительному туризму выездные практические занятия в рамках дисциплин «География рекреационных систем и туризма», «Рекреационное ресурсове-дение», «Страноведение» являются начальным этапом формирования базовых компетенций специалиста, основанных на изучении географических закономерностей туристской составляющей в регионе.
Следующий этап формирования базовых компетенций специалиста совпадает с обучением на старших курсах и связан с вовлечением их в производственно-технологическую деятельность, когда в рамках дисциплины «Рекреалогия» студенты являются активными участниками процесса разработки и организации программ развития рекреации и туризма конкретного региона.
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ЦЕЛЬ — формирование базовых компетенций у будущих специалистов туриндустрии
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Структура профессиональных компетенций
Социально-личностные и общекультурные компетенции Общенаучные компетенции Инструментальные компетенции
Мотивационный и ценностно-смысловой компонент (степень выраженности профессиональной мотивации, убежденность в собственности) Когнитивный компонент (способность использовать свои профессиональные знания) Поведенческий и эмоционально-волевой компонент (система базовых профессиональных умений, ее глубина, логичность, целостность и правильность)
V
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
Формы: инновационная практическая подготовка - выездные практические занятия в структуре географических дисциплин Методы: дидактический (деловая учебная игра), проблемный, частично-поисковый, практического обучения Средства: учебные программы по дисциплинам: География рекреационных систем и туризма, Рекреационное ресурсо-ведение, Страноведение, методические рекомендации по выездным практическим занятиям Принципы: 1. Имитационного моделирования ситуации. 2. Проблемности. 3. Совместной деятельности. 4. Диалогического общения и взаимодействия партнеров
V
_РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ БЛОК_
РЕЗУЛЬТАТ - сформированность базовых компетенций у будущих специалистов туриндустрии: социально-личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные_
Практико-ориентированная модель базовых компетенций у будущих специалистов туриндустрии
Преподавателями вуза были разработаны собственные модели региональных программ, в которых соединился богатейший теоретический и производственный опыт советского периода с основами рыночной экономики. Согласно этой модели программа устойчивого развития рекреации и туризма является составной частью общей Программы социально-экономического развития региона и четко сочетается со всеми ее положениями и подпрограммами.
По этой модели студентами вместе с преподавателями были разработаны программы для регионов, находящихся в различных природных и социально-экономических условиях: в Центральной России (Московская область, Севский район Брянской области, Галичский район Костромской области, Рыбновский район Рязанской области, Воскресенский и Семеновский районы Нижегородской области), на Урале (Златоустовская территориальная рекреационная система). Каждая территория имела свою специфику, что нашло отражение в выпускных квалификационных работах студентов.
Выездные практические занятия отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Анализ успехов и ошибок студентов, проводимых на отчетных конференциях после выездного практического занятия, снижает вероятность их повторения в реальной действительности, это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности, т. е. повышает сформированность базовых компетенций будущих специалистов.
Эффективное формирование базовых компетенций у будущих специалистов туриндустрии обеспечивается реализацией практико-ориенти-рованной модели в образовательном процессе (см. рисунок).
Спроектированная модель характеризуется целостностью и системностью, так как все структурные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - сформированность системы базовых компетенций у будущих специалистов туриндустрии; прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии, открытостью, так как модель встроена в контекст системы профессиональной подготовки будущего специалиста туриндустрии в вузе.
Примечания
1. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3.
2. Исаев В. А. Образование взрослых: компетен-тностный подход. Великий Новгород, 2005.
3. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
4. Безюлева Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2005. № 12.
5. Митяева А. М., Ахромеева С. Л., Капитан Н. Ю. Проектирование многоуровневого образования на ком-петентностной основе // Образование и общество. 2009. № 3.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Компетенции в образовании ...
11. Котлярова О. В. Педагогические принципы менеджмента выездных практических занятий // Совершенствование технологий обеспечения качества образования: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф., 1617 апреля 2007 года / под общ. ред. Н. У. Казачуна. Омск, 2007. С. 183-184.
12. Там же.
13. Митяева А. М, Ахромеева С. А, Капитан Н. Ю. Указ. соч.