Научная статья на тему 'Практика и перспективы развития системы подготовки кадров для агротуризма'

Практика и перспективы развития системы подготовки кадров для агротуризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТУРИНДУСТРИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫЕЗДНОЙ / ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Н. П.

В статье рассматриваются необходимость и возможности подготовки кадров для агротуризма в условиях динамичного развития туристской индустрии и особенного значения выездного туризма. Показано значение комплексного изучения подготовки кадров для агротуризма. Сделаны выводы о необходимости обеспечить внедрение компетентностного подхода, усиливать взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков при реализации ФГОС ВО и разработку новых квалификационных требований к первичным должностям в туриндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика и перспективы развития системы подготовки кадров для агротуризма»

Kushchev N. P. Practice and prospects of developing the system of training specialists for agrotourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016

УДК 378.147:338.48:63 Кущев Н. П.

DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-1-71-76

ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АГРОТУРИЗМА_

Кущев Николай Петрович, кандидат социологических наук, доцент. Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева; ул. Тимирязевская, 49, г. Москва, 127550, Россия

Е-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются необходимость и возможности подготовки кадров для агротуризма в условиях динамичного развития туристской индустрии и особенного значения выездного туризма. Показано значение комплексного изучения подготовки кадров для агротуризма. Сделаны выводы о необходимости обеспечить внедрение компетентностного подхода, усиливать взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков при реализации ФГОС ВО и разработку новых квалификационных требований к первичным должностям в туриндустрии.

Ключевые слова: агротуризм; образовательные программы; туриндустрия; компетентность; образовательный процесс; выездной, внутренний и въездной туризм.

Kushchev N.P.

PRACTICE AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS FOR AGROTOURISM

Kushchev Nikolai Petrovich, PhD in Sociology, Associate Professor. Russian Timiryazev State Agrarian University 49 Timiryazevskaya St., Moscow, 127550, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the need and possibilities of training specialists for agro-tourism in the conditions of dynamic development of the tourism industry with outbound tourism possessing particular importance. The author demonstrates the importance of a complex study in training specialists for agro-tourism. The author concludes that there is a necessity of ensuring the implementation of a competence-based approach, the enhancement of relationship of theoretical knowledge and practical skills in the implementation of GEF BD, and the development of new qualification requirements to the primary positions in the tourism industry. Keywords: agrotourism; educational programs; tourism industry; competence, educational process; vyezdnoy, domestic and inbound tourism.

По оценкам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) Россия обладает огромным рекреационно-туристским потенциалом, превышающим аналогичные ресурсы всех европейских стран вместе взятых [5, с. 64]1.

Природное разнообразие, история и культура Российской Федерации позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее востребованные по потребительским предпочтениям:

рекреационный (туризм с целью отдыха и

1 Об этом же говорил в своем докладе Талеб Рифаи, генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на встрече с преподавателями и студентами Российской международной академии туризма (РМАТ) в г. Химки Московской обл. 9 октября 2012 года.

развлечений), агротуризм, культурно-познавательный, деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный,

экологический, сельский, образовательный, научный и т.д. [см.: 8, с. 8].

К тому же нельзя не учитывать, что в Российской Федерации сложилась и успешно функционирует мощная инфраструктура туристского комплекса, которая включает 11,7 тыс. гостиниц, 590 театров, 2368 музеев, почти 99 тыс. памятников истории и культуры (в 477 древних городах России), 140 национальных парков и заповедников, при этом действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба, которые играют важнейшую роль в формировании у иностранцев привлекательного образа России [7, с. 46; 8, с. 8-9].

Kushchev N. P. Practice and prospects of developing the system of training specialists for agrotourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016

Постоянно растет число рабочих мест в туриндустрии, которое превысило 3 млн (по сравнению с 2,68 млн человек, занятых в этой сфере в 2012 г.), а в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», введенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644, предусмотрено дополнительно создать до одного млн рабочих мест, что повлечет за собой необходимость в увеличении числа подготовленных для данной сферы экономики квалифицированных специалистов.

Следует отметить также, что, несмотря на скандалы лета 2014 г., когда пострадали десятки тысяч наших туристов из-за прекращения деятельности 14 крупных туроператорских фирм (из 1700 действующих в России), а сегменту выездного туризма был нанесен серьезный имиджевый и экономический урон, развитие туристской индустрии России не остановилось. Так, по данным Ростуризма, пятнадцать самых привлекательных для россиян стран за этот период посетило 9 576 227 наших сограждан. Следовательно, выездной туризм для граждан России не потерял своей привлекательности. А поправки в законодательство Российской Федерации, подготовленные Минкультом России, поставили барьер для недобросовестных туроператоров.

В то же время наметилась тенденция роста внутреннего туризма за счет активного стремления все большего числа регионов страны использовать возможности туризма для своего экономического развития, в том числе и сельских территорий.

Это обусловлено рядом причин: во-первых, возращение в состав России традиционного и любимого для всех россиян места отдыха -Крымского полуострова, только за первые

6 месяцев 2015 года здесь побывало около 3 200 000 человек;

во-вторых, из 38 млн человек, проживающих в сельской местности (26 % жителей России), при дефиците в 0,5 млн профильных специалистов (ветеринаров, механизаторов, операторов машинного доения, зоотехников и т.д.), в сельском хозяйстве (с учетом личных подсобных хозяйств) занято всего лишь около

7 млн человек.

Сельские населенные пункты находятся в упадке: за период с 1995-го по 2005 г. с карты России исчезло 20 тыс. деревень, а в 70 % из 153 тыс. оставшихся проживает не более чем

200 чел. в каждой, что с учетом массовых закрытий школ (более 20 тыс. за последние 23 года), больниц, фельдшерско-акушерских и медицинских пунктов, сельских клубов, библиотек, детских садиков, магазинов и почтовых отделений неизбежно приведет к еще большему сокращению сельского населения. И это происходит в условиях, когда средняя плотность населения России составляет 8 чел. на 1 кв. км. (от Калининграда до Урала 26 чел. на 1 кв. км.; от Урала до Камчатки менее 1 чел. на кв. км.)2.

Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего

сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого

предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышению престижности проживания в сельской местности. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которую возможно обеспечить в рамках соответствующих Федеральных целевых программ (ФЦП), такой например, как ранее реализованная «Социальное развитие села до 2010 г.». которая показала свою эффективность.

Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40 % фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5 %. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10 % фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6 %3.

2 Н.П. Кущев. Аграрное образование и наука в XXI веке: вызовы и проблемы развития 13.11.2015 г. // О задачах агротуристского образования в связи с выступлением правительства Российской Федерации В.В. Путина на заседании госсовета 18.08.2015 г. Сб. материалов научной конференции. С. 30-36.

3 Там же.

Kushchev N. P. Practice and prospects of developing the system of training specialists for agrotourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016

Специалисты давно указывают, что проблема качества подготовки кадров для отрасли приобретает особую актуальность, так как создание и продвижение туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынке труда немыслимо без высококвалифицированных кадров, становления и развития специализированной системы образования [см.: 8, с. 9].

Россия только начинает приобретать опыт подготовки, организации и проведения крупномасштабных мирового значения мероприятий, таких как АТЭС 2012 г. во Владивостоке, Универсиады-2013 в Казани, Олимпиады 2014 г. в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации. В регионах России очень мало специалистов высокой квалификации, способных на достойном уровне обеспечить обслуживание участников и гостей таких крупномасштабных мероприятий. Так, анализ эффективности обслуживания Олимпиады 2014 года в Сочи показал: чтобы добиться качественной организации, только в сфере гостеприимства было задействовано около 135 тыс. работников.

Эти мероприятия, безусловно, придадут импульс развитию въездного и внутреннего туризма как в принимающих кластерах, так и во всей стране. Перед вузами, особенно перед профильными туристскими академиями и университетами стоит задача подготовки кадров синхронно с созданием объектов туризма и рекреации. И, что не менее важно, эти кадры, в отличие от привлеченных волонтеров, должны остаться в созданных новых кластерах, и именно они будут отвечать за рациональное и эффективное использование туристского «наследия» мегапроектов.

Потребность в персонале, занятом на предприятиях туристской отрасли, возрастет в значительных объемах. Однако, по экспертным оценкам, сегодня около 70 % российских специалистов сферы туризма и гостеприимства не имеют базового профессионального образования. Крайне мало специалистов, имеющих опыт обслуживания международных делегаций. Также в отрасли отмечается дефицит современных менеджеров-управленцев, способных

самостоятельно прогнозировать и решать профессиональные задачи в условиях обостряющейся международной конкуренции

[см.: 5].

В России подготовкой кадров для отрасли занимаются более 400 учебных заведений высшего и 50 учебных заведений среднего

профессионального образования. С середины 1990-х годов специалистов по туризму стали готовить и непрофильные вузы. Исходя из потребностей отрасли еще мало средних специальных учебных заведений,

осуществляющих подготовку специалистов для туристских фирм, гостиничного хозяйства и ресторанного бизнеса, других предприятий сферы туризма. Подготовку специалистов с начальным профессиональное образованием для

туриндустрии в незначительных количествах осуществляют лишь крупные сетевые турорганизации, и лишь отдельные вузы готовы организовывать проведение курсов

переподготовки и повышении квалификации [6, с. 48].

Следовательно, тенденции и проблемы развития профессионального туристского образования необходимо рассматривать во взаимосвязи как процессов преобразования в сфере туристской индустрии, так и реформирования российской высшей школы.

Как уже было сказано, проблема качества подготовки кадров для туризма приобретает особую актуальность, а быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества

соответствующих образовательных организаций. Однако, по мнению специалистов Ростуризма, уровень подготовки специалистов во многих аспектах не соответствует требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы.

Среди существующих проблем высшего туристского образования выделяют несколько основных, которые в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов [см.: 8, с. 9]:

разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных организаций остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего

образования при явной нехватке у выпускников практических умений и навыков;

недостаток квалифицированного

преподавательского состава, имеющего опыт работы в туристской индустрии;

учебно-методическое обеспечение учебного процесса не отвечает в полной мере реальным нуждам туристского рынка;

невостребованность выпускников

туристских вузов на рынке труда при одновременной нехватке квалифицированных кадров в туриндустрии, что связано с отсутствием навыков практической работы у

Kushchev N. P. Practice and prospects of developing the system of training specialists for agrotourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016

выпускников по конкретным профилям подготовки;

отсутствие мониторинга потребностей туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;

отсутствие объективной системы

рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что ведет к дезориентации молодежи при выборе образовательного учреждения;

отсутствие взаимодействия турорганизаций и вузов по вопросам организации и проведения на базе турпредприятий учебных, производственных и преддипломных практик, что не позволяет выпускникам в реальных условиях и в интересах, в том числе, турфирмы применить имеющиеся теоретические знания;

учебные программы курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующих в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дают необходимых, современных профессиональных знаний и умений.

Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время наметились положительные тенденции в повышении качества профессиональной подготовки туристских кадров [см.: 8, с. 9-10]. Современные направления модернизации высшей школы России, связанные со сменой образовательной парадигмы, интеграцией высшей школы в единое европейское образовательное пространство, кардинальным образом меняют стратегию подготовки туристских кадров. Она становится ориентированной на потребности экономической деятельности региона, конкретных

работодателей и запросы субъектов рыночных отношений.

Таким образом, основной целью профессионального образования в сфере агротуризма является подготовка работников, освоивших набор компетенций в соответствующей отрасли, свободно владеющих профессиональными навыками, умеющих ориентироваться в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Достижение поставленной цели зависит от полноты реализации в России положений Болонской декларации, предусматривающей создание единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в

Европе в последние годы. В Болонской декларации предусмотрено:

установление уровневой системы высшего образования;

предоставление права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и

мониторинге рынка труда, разработке образовательных стандартов;

разработка профессиональных стандартов; разработка методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах-участниках Болонской декларации;

нормативно-правовая поддержка

осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов и др. [4, с. 142].

Для внедрения двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат -магистратура) в сфере туризма, рекреации и сервиса имеются веские основания [см.: 8, с. 10-11]. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах - от трех до четырех лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие должности. Магистратура (обычно один - два года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, зачастую магистрант

ориентируется на научно-исследовательскую или преподавательскую работу.

За прошедшие годы в вузах накоплен определенный опыт в сфере подготовки бакалавров и магистров по направлениям (профилям): туризм, гостиничное дело, менеджмент туризма, менеджмент

гостеприимства, аграрный туризм, сельский туризм и т.д.

В России в соответствии с требованиями международных стандартов результаты высшего образования формулируются в категориях «компетенция»/«компетентность». Это

обусловлено необходимостью смены концепции образовательной модели со «знаниевой» на «компетентностную». В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения знаний, а по степени подготовленности личности к успешной

Kushchev N. P. Practice and prospects of developing the system of training specialists for agrotourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016

профильной деятельности. По мнению западных экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций, - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности [3].

В образовательных стандартах,

разработанных в компетентностном формате, заинтересованы прежде всего работодатели. Сотрудничество вуза и предприятия туриндустрии предполагает внесение корректив в образовательный процесс, определение оптимальной, с позиции работодателей, структуры подготовки специалиста.

Привлечение представителей бизнеса к разработке новых стандартов должно избавить от присущего им недостатка - абстрактных методических конструкций [8, с. 11; 2].

Иными словами, качество профессиональной подготовки кадров для сферы туризма в целом, и агротуризма в частности, связано с формированием у них профессиональной компетентности как критерия готовности к успешной профессиональной деятельности.

В настоящее время перед высшей школой России стоит задача построения такой системы подготовки кадров, которая позволила бы обеспечить будущих специалистов набором необходимых специальных компетенций, соответствующих запросам субъектов рыночных отношений.

Профессиональная компетентность

специалиста по агротуризму определяется как готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность на основе интегрированных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств и ценностных ориентаций, которые обеспечат ему в будущем возможность быть

конкурентоспособным на рынке труда и уверенным в себе [8, с. 11; 1].

Реализация компетентностного подхода при переходе к образовательным стандартам нового поколения является своевременной и необходимой, так как интегративная оценка качества подготовки специалиста рекреационно-туристской сферы может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности. Важно изменение самой логики целеполагания образовательного процесса: не что знать, а что и как уметь сделать.

В связи с изложенным и в целях обеспечения качества и инновационного характера образования в сфере агротуризма

необходимо решить следующие задачи в туриндустрии России и системе подготовки туристских кадров:

1. Обеспечить внедрение компетентностного подхода, взаимосвязи теоретических знаний и практических навыков при реализации ФГОС ВО и разработку новых квалификационных требований к первичным должностям в туриндустрии.

2. Создать на базе лучшего зарубежного опыта систему национальной сертификации специалистов в сфере туризма и индустрии гостеприимства.

3. Сформировать систему независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки специалистов для туриндустрии и внедрение практики общественно-профессиональной сертификации данных программ.

5. Организовать систему независимой сертификации профессиональных квалификаций совместно с профессиональными ассоциациями в туриндустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Обеспечить поддержку корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров в сфере туризма индустрии гостеприимства.

7. Разработать концепцию системы непрерывного образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства в Российской Федерации.

8. Обеспечить переработку образовательных программ всех уровней в сфере гостеприимства с учетом опыта крупных международных мероприятий, проводимых ранее в Российской Федерации, в целях повышения качества подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства к чемпионату мира по футболу, проводимому в 2018 году в России.

9. Разработать программу ежегодного мониторинга количественных и качественных показателей потребности в кадрах предприятий туризма и гостеприимства в России.

10. Разработать механизм оценки качества и востребованности образовательных услуг для отрасли туризма с участием потребителей, в том числе с участием представителей ЮНВТО и других международных туристских организаций.

11. Разработать и внедрить целевую программу опережающего профессионального обучения работников для сферы туризма для их последующего трудоустройства на предприятиях туристской индустрии.

12. Создать условия для участия на паритетных началах российских

Kushchev N. P. Practice and prospects of developing the system of training specialists for agrotourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социальные и гуманитарные исследования». - Т.2, №1(7), 2016

образовательных организаций в международных ассоциациях по аккредитации образовательных программ, учреждений и организаций сферы туризма и гостеприимства.

Вывод: систему аграрного туристского образования необходимо создавать на следующих принципах [см.: 9, с. 111-112]:

• ориентированность на практическую подготовку с учетом лучших мировых стандартов аграрного и сельского туризма;

• учет запросов работодателей и профессиональных стандартов (квалификационных требований);

• предоставление возможности выбора индивидуальной образовательной траектории с обеспечением непрерывности и многоуровневости сетевых образовательных программ и дополнительных сертификатов;

• применение современных информационных технологий в обучении;

• сертификация образовательных программ на основе международных стандартов качества.

Для реализации этих предложений потребуется консолидация усилий и средств государства в лице профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Ростуризма России, Минсельхоза России, Минобрнауки России и других органов власти, работодателей, образовательных организаций, а также членов Межведомственного экспертного совета по подготовке кадров в сфере туризма и гостеприимства.

Все это приведет к обновлению организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития туризма и индустрии гостеприимства, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность и внесет свой вклад в развитие инновационной экономики страны в целом.

Литература

1. Бадарч, Д., Наранцецег, Я. Методические рекомендации по внедрению кредит-системы и асинхронной организации учебного процесса / Под ред. Б.А. Сазонова. Улан-Батор: МГУНТ, 2002. 112 с.

2. Бадарч, Д., Наранцецег, Я., Сазонов, Б.А. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / Под общ. ред. Б.А. Сазонова. М.: НИИВО, 2003. 98 с.

3. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

4. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.

5. Кущев, Н.П. Туризм как объект социологического анализа в современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 1. C. 63-68.

6. Кущев, Н.П. Управление качеством подготовки кадров для туриндустрии // Вестник РМАТ. 2012. № 1. C. 48-52.

7. Кущев, Н.П. Концепция управления подготовкой кадров для туристской отрасли // Социально-экономические и научно-технические проблемы развития современной России. Сб. материалов науч. конференции. Ивановское отделение РАЕН. Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2010. С. 46-50.

8. Писаревский, Е.Л. Актуальные проблемы и направления развития отечественной системы подготовки туристских кадров // Вестник РМАТ. 2011. № 2. C. 8-12.

9. Сеселкин, А.И. Модель инноваций в системе профессионального туристского образования (опыт РМАТ) // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 111-117.

References

1. Badarch, D. and Narantsetseg, Ya. Guidelines for the Implementation of the Credit System and the Asynchronous Organization of Educational Process. Ulan Bator: MGUNT, 2002. 112 p.

2. Badarch, D., Narantsetseg, Ya., Sazonov, B. А. Organization of Individually Oriented Educational Process in the System of Credits. Moscow: NIIVO, 2003. 98 p.

3. Baidenko, V. I. A Competence Approach to the Design of the State Educational Standards of Higher Education (Methodological and Methodical Questions). Moscow: Publishing of the Research Center of Training Quality Problems. 2005. 114 p.

4. The Bologna Process and its Implications for Russia. Integration of Higher Education in Europe. Ed. by К. Pursiainen and S. А. Medvedev. Moscow: RETSEP, 2005. 199 p.

5. Kushchev, N. P. Tourism as an Object of Sociological Analysis in Modern Russia. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Ser.: Social Sciences. No. 1 (2014). Pp. 63-68.

6. Kushchev, N. P. Quality Management of Training for the Tourist Industry. Vestnik RIAT . No. 1 (2012). Pp. 48-52.

7. Kushchev, N. P. The Concept of Management Personnel Training for the Tourist Industry. SocioEconomic and Scientific-Technical Problems of Modern Russia. Ivanovo: Publishing of ISUCT, 2010. Pp. 46-50.

8. Pisarevsky, Е. L. Current Problems and Directions of Development of the National Tourist Personnel Training System. Vestnik RIAT. No. 2 (2011). Pp. 8-12.

9. Sesiolkin, А. I. The Model of Innovations in System of Professional Tourist Education (the Experience of RIAT). Vestnik RIAT. No. 1 (2011). Pp. 111-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.