УДК 338.48-53:331.108.2:378 й01: 10.12737/21834
КРИВЦОВ Иван Викторович 0 БАРАТАШВИЛИ Эльмира Энверовна б
Волгоградский государственный аграрный университет (г. Волгоград, РФ); 0 кандидат сельскохозяйственных наук, доцент; [email protected];
6 кандидат филологических наук, доцент; [email protected]
Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ
В статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения сферы сельского (аграрного) туризма Российской Федерации в целом и Волгоградской области в частности как одного из важнейших факторов развития данного направления импортозамещения в экономике сельских территорий и отечественной индустрии туризма и гостеприимства. Авторами определены наиболее острые проблемы процесса подготовки кадрового потенциала российского агротурбизнеса, а именно: его недостаточная практико-ориентированность, нехватка квалифицированных педагогов-практиков, недостаток в регионах предприятий, занимающихся исключительно агротуристским бизнесом и нуждающихся в связи с этим в высококвалифицированных кадрах. На основе анализа ситуации на рынке туристских услуг выявлена объективная необходимость изучения зарубежного опыта в развитии сельского туризма, а также использования позитивных результатов в процессе подготовки квалифицированных кадров в регионах РФ. Отмечена ключевая роль в процессе формирования образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования норм и требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», создающего, в совокупности с принятым в 2015 г. ГОСТ Р 56641 «Услуги малых средств размещение. Сельские гостевые дома. Общие требования», условия для выработки профессиональных стандартов и квалификационных требований к персоналу агротуристских объектов. Авторами обоснована необходимость организации кадрового обеспечения сферы сельского туризма именно в аграрных вузах как по программах высшего, так и дополнительного профессионального образования. В статье представлены результаты последовательной работы Волгоградского государственного аграрного университета по формированию условий для становления сельского (аграрного) туризма в регионе, связанной с проведением учебно-методических, научно-практических, событийных и других мероприятий, обозначен перспективный план развития инновационного направления в образовательной деятельности вуза, ориентированного на подготовку квалифицированных кадров для формирующегося агротурбизнеса.
Ключевые слова:
сельский (аграрный) туризм, кадровое обеспечение, практико-ориентированное обучение, дополнительное образование
Кривцов И.В., Бараташвили Э.Э.
Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ
Современный этап развития российского общества характеризуется особенно пристальным вниманием к целому ряду проблемных отраслей и сфер деятельности и, в частности, к отечественной системе образования, переживающей эпоху активного реформирования, и индустрии туризма и гостеприимства, которая, с одной стороны, получила мощнейший импульс к наращиванию внутреннего и въездного туристского потока, а с другой стороны, не готова его «качественно переварить», в т.ч. и из-за проблем с нехваткой квалифицированных кадров и неудовлетворительным уровнем сервиса в массовом российском туризме, что также напрямую связано с уровнем подготовки имеющегося кадрового потенциала.
Исходя из необходимости системного подхода к решению различных острых проблем, возникающих как на федеральном, так и на региональном уровнях, можно отметить, что одним из ведущих направлений в формировании прочного фундамента для устойчивого развития отечественного туризма является подготовка квалифицированных кадров. Особенно это заметно в тех видах туризма, которые сравнительно недавно вышли на отечественный рынок туруслуг, вследствие чего у них отсутствует сколько-нибудь отлаженная и взаимосвязанная система высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. В полной мере это относится и к сфере сельского (аграрного) туризма, находящегося в России в стадии становления.
Особенно актуальными проблемы, связанные с развитием сельского (аграрного) туризма, стали после явного «похолодания» отношений между Россией и странами Запада, а также ухудшившейся конъюнктурой международного туристского рынка вследствие введения контрпродуктивных антироссийских санкций и ввиду вызванной всеми этими факторами абсолютно объективной необходимости развивать свой собственный внутренний турпродукт, учитывая факт вхождения в состав РФ Республики Крым. Примечательно, что,
согласно данным Н.В. Елисеевой [5], сельский туризм в развитых европейских странах по популярности занимает второе место после пляжного и приносит от 20 до 30% дохода всей туриндустрии Европы. Это, бесспорно, серьёзный экономический стимул для российских регионов в том случае, если они смогут грамотно воспользоваться позитивным европейским опытом.
Анализ рынка образовательных услуг в сфере сельского (аграрного) туризма показывает, что они чрезвычайно разрознены при всём их многообразии и желании практически всех регионов включиться в процесс подготовки квалифицированных специалистов.
При этом к перечню основных проблем, характерных для сферы отечественного туристского образования (сохраняющаяся чрезмерная академичность, недостаточная прак-тико-ориентированность и др.), в области подготовки кадров для сельского (аграрного) туризма добавляются и ряд других. Так, А.В. Колдаев [7] отмечает, что для отечественной сферы агротуристского образования свойственны такие отрицательные черты, как отсутствие ярко выраженного интереса к данному виду туристской деятельности, особенно у молодых специалистов; отсутствие в профильных туристских вузах кафедр, образовательных программ и необходимых курсов для обучения студентов хотя бы основам сельского туризма; явный дефицит специалистов-практиков, способных вести занятия со студентами на высоком профессиональном уровне; недостаток в России предприятий, занимающихся исключительно агротуристским бизнесом и нуждающихся в высококвалифицированных кадрах, что в свою очередь подтолкнуло бы учебные заведения реализовы-вать программы по подготовке требуемых специалистов, а студенты могли бы быть уверены в своей востребованности на рынке труда; и, наконец, необходимость стажировок по данному направлению за границей (в Европу), где сельский (аграрный) туризм уже давно является полноценной и развитой сферой тури-
стского бизнеса.
К числу упомянутых проблем следует также отнести те, о которых пишет А.О. Балабанова [1], отмечая, что данная отрасль имеет недостаток в менеджерах новой формации, способных быстро приспосабливаться к условиям рынка и владеющих современными технологиями управления, маркетинга в сельском туризме, а также технологиями интернет-продаж.
В выкладках А. В. Колдаева [7] нельзя не обратить внимания на вопрос о нехватке зарубежных стажировок, особенно с учётом указанных А.О. Балабановой [1] проблем отечественного менеджмента и новых направлений турбизнеса. Возможно, в настоящее время данный аспект рассматриваемой проблематики является весьма дискуссионным вследствие вышеуказанных противоречий между Россией и Европой. Однако, по сути своей, автор абсолютно прав в вопросе изучения опыта европейских стран. Достаточно привести данные, изложенные в монографии А.Б. Здорова [6], о том, что, например, во Франции, ещё в 1971 г. была создана первая ассоциация «Туризм в сельской местности», а к 1987 г. 9,2 млн. французов и 5,2 млн. иностранцев отдыхали в сельской местности на территории страны. Сегодня эти цифры не менее впечатляющи. Ежегодно страну посещают 7 млн. туристов, которые предпочитают отдых во французских деревушках [3].
Естественный вопрос в связи с вышеприведёнными данными: как это всё функционирует и делает эту индустрию привлекательной? Однако, представляется аксиомой утверждение, что миллионы туристов могут быть качественно обслужены при условии наличия профессиональных кадров как с высшим образованием (а во Франции, Италии, Великобритании и др. европейских странах имеется масса мини-отелей в сельской местности, успешно конкурирующих в борьбе за клиентов с городскими отелями), так и с образованием, полученным в средних профессиональных заведениях и т.д.
Е.Е. Шарафанова [10] отмечает, что в странах ЕС особое внимание уделяется качеству предоставления туристских услуг, в связи с чем для соответствующей подготовки проводится сертификация профессиональных качеств отдельных категорий работников (менеджеров, гидов, поваров и т. д.) на национальном уровне (Румыния, Молдова и др.), профессиональное совершенствование членов национальных специализированных профессиональных ассоциаций (Ассоциация Гидов, Гостиничная Ассоциация, Ассоциация Сомелье и т. д.), периодическая обязательная переподготовка специалистов в сфере туризма (Румыния, Венгрия, Польша, Франция и др.). Как видно из представленных автором данных, практически все перечисленные страны входят в обойму лидеров европейского и даже мирового сельского туризма.
Приводя европейский опыт, надо быть объективным: он складывался десятилетиями, в то время как наш агротурбизнес только в начале своего пути. Из этого следует, что нам надо учиться, в т.ч. и у европейских коллег, несмотря на пресловутые санкции.
Помимо зарубежных стажировок злободневным для сферы отечественного сельского туризма является вопрос эффективного прак-тико-ориентированного образования в учебных заведениях ВО и СПО страны, а также переподготовки и повышения квалификации разных групп граждан, заинтересованных в развитии агротуристской деятельности.
Анализируя этот важнейший компонент процесса становления отечественного агро-турбизнеса по отдельным составляющим, следует отметить, что в России, согласно самой актуальной доступной официальной информации, на 22.04.2014 г. насчитывалось 723 образовательных учреждения высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы для сферы туризма и гостеприимства1. Одна-
1 Перечень образовательных заведений, готовящих кадры для сферы туризма. URL: http://russiatourism. ru/content/7/section/l41/detail/3775/ (07.02.2016).
Кривцов И.В., Бараташвили Э.Э.
Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ
ко, как справедливо отмечает Е.Е. Шарафано-ва [10], ни у одного российского вуза не обнаруживается профиля подготовки «Сельский туризм» по направлению подготовки бакалавриата «Туризм».
С одной стороны, это вполне объясняется вышеприведённой взаимосвязью «недостаток сугубо агротуристских предприятий -отсутствие востребованности студентов данного профиля на рынке труда» (Колдаев А.В. [7]), но, с другой стороны, существенно, наряду с отсутствием тщательно проработанной нормативно-правовой базы, тормозит развитие сельского (аграрного) туризма в стране.
Справедливости ради нужно отметить очень важные позитивные подвижки относительно нормативно-правовой базы функционирования сельского (аграрного) туризма в нашей стране. Так, в 2015 г. был принят первый, по-настоящему отраслевой нормативный документ ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования», в котором, в частности, впервые чётко зафиксировано определение термина «сельский туризм»2 (данный госстандарт вступил в силу с 01.07.2016 г.).
На общем фоне весьма сложных кадровых проблем в туристской индустрии, отрадным фактом последнего десятилетия является то, что в процесс подготовки специалистов туризма включились некоторые крупные отечественные аграрные вузы. Конечно, у этого явления есть и свои минусы, например, недостаток компетентных, опытных преподавательских кадров, обладающих значительным практическим опытом в сфере туризма, но, к сожалению, такого опыта нередко не хватает и у педагогов крупных профильных туристских вузов. Гораздо более важно то, что в аграрных вузах создаются все предпосылки для успешной подготовки специалистов именно для сельского (аграрного) туризма. Причин этому несколько. Во-первых, значительная часть
2 ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования»: Изд. оф. М.: Стандартинформ, 2016. 12 с.
студентов этих вузов представляет сельскую местность, т.е. не понаслышке знает о проблемах села и заинтересована в последующем развитии своей «малой родины», реализации собственных бизнес-проектов; во-вторых, в аграрных вузах имеются тесные всесторонние связи с сельхозтоваропроизводителями всех муниципальных районов своих регионов, а также с партнёрами из других субъектов РФ, которые могут быть остро заинтересованы в диверсификации сельской экономики; в-третьих, в вузах данного профиля трудится огромное число профессионалов-экономистов, юристов, географов и т.д., занимающихся научными исследованиями конкретных проблем агротуристской сферы; в-четвёртых, многие аграрные вузы ведут активную международную деятельность, устанавливая партнёрские отношения с зарубежными учебными заведениями, которые успешно участвуют в развитии зелёного туризма в своих странах; и наконец, в-пятых, не последнюю роль играет то, что аграрные вузы страны находятся в ведомстве Министерства сельского хозяйства РФ, в компетенции которого (совместно с Министерством культуры) находятся вопросы становления и продвижения сельского (аграрного) туризма на российской земле, о чём свидетельствуют хотя бы уже проведённые в стране в 2012-14 гг. Международные форумы «Сельский туризм в России», в 2014 г. форум «Агротуризм в России», в 2015 г. научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации» и др.
Думается, что указанные причины абсолютно объективно подтверждают целесообразность вовлечения аграрных вузов страны в подготовку специалистов туризма и сервиса с так сказать «сельским уклоном». Поэтому в ближайшее время следует ожидать появления на рынке труда достаточно компетентных, сочетающих как профессиональные туристские и сервисные знания, так и достаточно хорошие познания в области экономики и сельского хозяйства выпускников таких крупных
вузов, как Российский государственный аграрный университет (РГАУ) - МСХА им. К.А. Тимирязева, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (ГАУ), Ставропольский ГАУ, Башкирский ГАУ, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (ГСХА) им. В.Р. Филиппова, Волгоградский ГАУ, Горский ГАУ и др.
К тому же, в ряде указанных аграрных, гуманитарных и технических вузов страны действуют программы дополнительного образования, направленные на подготовку сельских предпринимателей и менеджеров аграрного туризма.
Однако необходимо заметить, что важнейшее условие, которое должны соблюдать все вузы, работающие на данном поприще, -строгое следование букве закона, а именно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором, в частности, в десятой главе, посвящённой дополнительному образованию, отмечено, что «содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей ...»3. Учитывая высокие требования Рособрнадзора к образовательным программам, в т.ч. дополнительного образования, а также появившийся перечень требований к персоналу сельских гостевых домов (как главного объекта сельского туризма) в принятом ГОСТ Р 56641-2015, вузам следует ещё более тщательно подходить к формированию программ профпереподготовки и повышения квалификации в исследуемой сфере.
Анализируя деятельность отечественных
3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (Дата обращения: 06.02.2016).
вузов по подготовке кадров для российского агротурбизнеса, нельзя не упомянуть об успешном опыте Ивановской ГСХА им. акад. Д.К. Беляева, которая с 2008 г. успешно ведёт подготовку менеджеров гостевых домов по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент (Менеджер гостевого дома)». При этом необходимо отдать должное специалистам допобразования ИвГСХА, которые выстраивают чёткую систему подготовки кадров для сельского туризма, включающую раннее профориентирование старшеклассников, обучение взрослого населения и активных людей старшего поколения [9]. Также важно отметить, что именно при активном участии ИвГСХА реализуется совершенно уникальный для России проект, который, безусловно, принесёт в будущем свои полезные результаты - в 2013 г. в Ивановской области открыта первая «Детская школа аграрного туризма».
Говоря о тех или иных образовательных программах отечественных вузов в сфере сельского (аграрного) туризма, хотелось бы заострить внимание на такой очень важной проблеме, как дифференциация или классификации видов сельского туризма. А.В. Кол-даев и В.А. Кальней [8] отмечают, что сельский туризм имеет смысл классифицировать по основным видам туристской деятельности для того, чтобы впоследствии можно было выбрать наиболее подходящий из них в процессе моделирования той или иной сельской туристской дестинации. Данные авторы выделяют следующие виды сельского туризма: сельский этнографический; сельскохозяйственный; сельский детский; сельский образовательный; сельский кулинарный (гастрономический); сельский промысловый; сельский спортивный; сельский приключенческий; сельский познавательный; сельский экзотический; сельский оздоровительный; сельский комбинированный.
На первый взгляд вопрос о классификации видов сельского туризма кажется второстепенным, но это совершенно обманчивое
Кривцов И.В., Бараташвили Э.Э.
Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ
суждение. Для наиболее эффективного построения процесса обучения даже основам нового вида деятельности необходимо чётко представлять, какие модули, дидактические единицы следует выделить в учебной программе, не говоря уже о возможной в ближайшем будущем разработке основных образовательных программ для подготовки специалистов сельского (аграрного) туризма в системе высшего образования, когда каждый элемент функционирования агротуристского комплекса следует учитывать всесторонне.
Представленный подход к классификации видов сельского туризма принципиально важен для разработки определённых квалификационных требований, профстандартов, профессиональных компетенций в данной сфере деятельности, которая ещё очень далека от сформированности и чёткой структурированности.
Наглядным примером эффективной дифференциации, о которой уже упоминалось, является проект переподготовки кадров в сфере развития сельских территорий и экологии - RUDECO, финансируемый в рамках 4-й программы TEMPUS. В рамках этого проекта, его участники - отечественные аграрные вузы -реализуют определённые модули переподготовки. Так, в частности, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева реализует модуль «Устойчивое развитие сельских территорий: подходы к разработке региональных и муниципальных программ», Костромская ГСХА - «Вовлечение населения в развитие сельских территорий», Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова - «Развитие сельского и экологического туризма» и т.д.
Обобщая изложенные мысли о глубокой дифференциации всего комплекса компонентов сельского (аграрного) туризма, следует сделать вывод, что именно на такой основе можно построить не бессистемный, а тщательно выверенный, работающий как единый механизм процесс подготовки высококвалифицированных специалистов исследуемой сферы бизнеса.
Хочется надеяться, что эти замыслы сра-
ботают на перспективу, когда в России сельский (аграрный) туризм приобретёт достаточную популярность и возникнет устойчивый спрос на агротуристские услуги, а с ним придёт и стабильный спрос на квалифицированных специалистов этой сферы, особенно с учётом складывающейся внешнеполитической ситуации и взаимосвязанной с ней конъюнктуры отечественного туристского рынка, ориентированного на импортозамещение. Здесь особенно примечателен пример нашего хорошего соседа и давнего стратегического партнёра - Республики Беларусь, где политическая воля президента страны на фоне относительной изоляции привели к бурному и успешному развитию агроэкологического туризма на просторах государства.
Отмечая успешные проекты подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для сферы сельского (аграрного) туризма, например, TEMPUS, нельзя оставить без внимания кропотливую повседневную работу таких организаций, как Российская академия кадрового обеспечения (РАКО) АПК. В рамках РАКО АПК не только реализуются проекты дополнительного профессионального образования, но и тщательно исследуются вопросы организации данного процесса на территории РФ, о чём, в частности, отмечается в статье Г.М. Де-мишкевич [4]. В РАКО АПК читается курс лекций по организации несельскохозяйственных видов деятельности, в т.ч. сельского туризма, при этом курсы дифференцируются и адаптируются под конкретную целевую группу слушателей. Там же для специалистов организаций сельскохозяйственного консультирования подготовлен курс лекций «Формы и методы работы аграрных консультантов по развитию сельского туризма».
Кстати, последний пример нас подводит к ещё одному важному вопросу, а ещё недавно острой проблеме для развития сельского (аграрного) туризма в стране, - методическому обеспечению этой сферы. Необходимо отметить, что за последние годы в этом направлении были достигнуты значительные успехи,
несмотря на то, что не существует как такового заказа на специальную литературу по аграрному (сельскому) туризму ввиду отсутствия соответствующего профиля подготовки в системе высшего образования. Тем не менее, многие авторы, большей частью профессионально исследовавшие вопросы агротурист-ского комплекса, предложили на суд общественности большой перечень ценнейших научно-методических работ, таких как «Зелёный дом. Организация сельского туризма» [11], где представлена фактически пошаговая инструкция по открытию и работе сельского гостевого дома; «Агротуристский комплекс: формирование и развитие» [6]; «Организация сельского туризма на базе крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственного кооператива» (Карпова И.М., 2011); «Агротуризм: организация и перспективы развития» (Кундиус В.А. и др., 2012); «Школа агротуризма и народных ремёсел как институт устойчивого развития села» [12]. Последние рекомендации, в частности, позволяют эффективно организовывать проведение методических семинаров по агроту-ризму. К тому же те организации, которые уже реализуют программы подготовки профессиональных кадров в системе дополнительного образования, обеспечивают своих слушателей ценнейшим материалом, например, рабочими тетрадями для выполнения практических заданий, помогающими максимально эффективно использовать учебное время и систематизировать получаемые знания (Ивановская ГСХА им. акад. Д.К. Беляева).
В методическом обеспечении образовательного процесса в данной сфере активно участвуют и такие общественные организации, как Ассоциация содействия развитию агротуризма «АгроТуризмАссоциация» (г. Москва). Эта же ассоциация успешно осваивает ещё одну нишу для современной организации успешного обучения экономическим, юридическим и другим основам аграрного (сельского) туризма - дистанционное образование посредством проведения видеоконференций и
вебинаров (пример, видеоконференции «Сельский туризм без границ», проведённые в 2014 г.). К тому же, именно при непосредственном участии данной ассоциации, что зафиксировано документально, был принят уже упоминавшийся ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования».
Большую перспективу в плане реализации эффективных дистанционных образовательных программ имеет и «Союз органического земледелия», встраивающий вопросы сельского (аграрного) туризма в систему взаимоотношений с органическим сельским хозяйством, проблемами производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Проекты подготовки и переподготовки кадров для агротуристской сферы, как уже отмечалось выше, реализуются практически по всей стране, различные регионы имеют в этом вопросе разный опыт: где-то дело обстоит хорошо, как, например, в Алтайском крае и Республике Алтай (некоммерческое партнёрство «Орион»), Московской, Ивановской, Ленинградской областях, а где-то проблема решается не самым лучшим образом и процесс находится на самых начальных стадиях. Волгоградская область в этом контексте занимает место среди тех регионов, которые в последние годы активно создают фундамент для последующей кропотливой работы по развитию сельского (аграрного) туризма. И прежде всего это связано с формированием кадрового потенциала зарождающегося в регионе агротурбизнеса.
Необходимо объективно признать, что в последние годы (2012-16 гг.) настоящим «локомотивом» развития сельского (аграрного) туризма в Волгоградской области стал местный аграрный университет, один из крупнейших вузов Нижнего Поволжья. При активном участии Волгоградского ГАУ в области в 2012 г. были проведены первый региональный круглый стол по проблемам аграрного туризма и первый областной фестиваль сельских госте-
Кривцов И.В., Бараташвили Э.Э.
Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ
вых домов в Котельниковском районе. Кроме того, в 2014 г. Волгоградский ГАУ стал обладателем серебряной медали III Международного форума «Сельский туризм в России» в номинации «За лучшее освещение сельского туризма в СМИ», а в 2015 г. в рамках выигранного гранта РГНФ провёл Международную научно-практическую конференцию «Агроэколо-гический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий: методология и практика», одним из результатов проведения которой стал возросший интерес к развитию сельского (аграрного) и экологического туризма в регионе, что дало посыл к реализации образовательных проектов в этой сфере. Данное предположение нашло своё подтверждение в результатах анкетирования глав муниципальных районов региона, проведённого сотрудниками факультета сервиса и туризма Волгоградского ГАУ. В большинстве анкет руководители районов области высказали желание включиться в процесс подготовки кадрового потенциала для развития нового вида несельскохозяйственной деятельности на селе, особенно с учётом неизбежной диверсификации местной экономики и в свете взятого политического курса на импортозамещение.
Очевидно, что крупные мероприятия в агротуристской сфере (международные конференции, фестивали, съезды представителей ТОСов, круглые столы и др.), проводимые под эгидой Волгоградского ГАУ, способны обеспечить в регионе серьёзный интерес к получению высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата «Сервис» и «Туризм» для аграрного сектора экономики, а также к разработанному в вузе проекту дополнительного профессионального образования по программе «Менеджер сельского (аграрного) туризма». Данный проект, как и в целом ряде других субъектов РФ, будет фактически региональной школой сельского туризма, способной осуществить подготовку и переподготовку необходимых профессиональных кадров для сферы внутреннего и въездного туризма области и несельскохозяй-
ственной предпринимательской деятельности на селе. Способствовать этому будет усвоение слушателями таких тематических разделов программы (модулей), как правовые основы развития сельского (аграрного) туризма, экономические основы агротуристского бизнеса и т.д.
Кстати, говоря о перспективах подготовки кадров для зарождающегося агротурбиз-неса региона в ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, ещё раз хотелось бы указать на важнейшую роль в этом процессе системы ДПО, что, в частности, отмечают А.А. Болдарев, Н.С. Болда-рева [2]. Для решения задач по реальному воплощению соответствующих программ дополнительного образования у вуза имеются все необходимые ресурсы, в т.ч. и такой немаловажный, как большой авторитет среди жителей села, что может быть реализовано в рамках Института повышения квалификации кадров агробизнеса (ИППКА) и факультета сервиса и туризма. Последний, к тому же, в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения с 2016 г. приступит к обучению бакалавров сервиса и туризма дисциплинам «Теория и практика сельского гостеприимства», «Теория и практика аграрного туризма», «Предпринимательская деятельность в аграрном туризме» и др. Необходимо отметить, что во многом именно в подготовке квалифицированных кадров, владеющих организационными и технологическими основами агротурбизнеса, видит свою роль чрезвычайно значимый для развития сельского (аграрного) туризма в регионе факультет сервиса и туризма Волгоградского ГАУ.
В заключение хотелось бы отметить, что в данной работе представлен отнюдь не полный ракурс в освещении проблем и перспектив развития системы подготовки кадров для сферы сельского (аграрного) туризма в Российской Федерации в целом и в Волгоградской области в частности, которая так же, как и другие регионы, нуждается в инновационных направлениях развития своей экономики,
особенно сельской. Важную роль в этом контексте уже играет ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, формирующий основу для функционирования местного агротурбизнеса, пока весьма разрозненного и требующего грамотных ква-
лифицированных специалистов, способных создать условия для успешного развития сельского (аграрного) туризма в регионе и сделать его важной составляющей экономики села и региональной индустрии туризма.
Список источников:
15. Балабанова А.О. О подготовке кадров для сферы сельского туризма // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2013. №12. URL: http://agro.snauka.ru/2013/12/1267 (Дата обращения: 07.02.2016).
16. Болдарев А.А., Болдарева Н.С. Роль системы ДПО в развитии сельского туризма в Волгоградской области (из опыта работы кафедры инновационных технологий в АПК ИПККА ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ) / Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом: Матер. Межд. науч. конф. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива», 2015. С. 41-44.
17. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. №6(17). С. 30-38.
18.Демишкевич Г.М. Актуальные аспекты подготовки кадров для организации сельского туризма на базе учреждений дополнительного профессионального образования специалистов АПК // Сельский туризм: сб. матер. Межд. форума / Под ред. М.Н. Щетинина. Барнаул: АЗБУКА, 2013. С. 227-232.
19. Елисеева Н.В. Государственная поддержка развития сельских территорий и несельскохозяйственной деятельности сельского населения // Сельский туризм: сб. материалов Межд. форума / Под ред. М.Н. Щетинина. Барнаул: АЗБУКА, 2013. С. 54-62.
20. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: формирование и развитие: монография. М.: Логос,
2011. 211 с.
21. Колдаев А.В. Проблемы подготовки кадров в сельском туризме // Вестник РМАТ. 2012. №1(4). С. 80-82.
22. Колдаев А.В., Кальней В.А. Педагогические аспекты подготовки студентов к моделированию сельских туристских дестинаций // Международный туризм и спорт. Матер. I Всероссийской науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.В. Жилковой и др. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКС-МиТ», 2013. С. 169-171.
23. Поздышева Л.Ф., Тимофеева Н.Ю. Система подготовки кадров для сельского туризма // Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом. Матер. Межд. науч. конф. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, ИПК «Нива», 2015. С. 178-182.
24. Шарафанова Е.Е. Некоторые вопросы подготовки кадров для сельского туризма // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг: сб. матер. Межд. науч.-практ. конф. М.: Федеральное агентство по туризму,
2012. С. 132-136.
25. Зелёный дом: методическое пособие по организации сельского туризма / С.Г. Шилова, Н.Я. Терехова, О.Ю. Образцова, М.И. Буйволова, Н.А. Васильева. Красноярск, 2010. 104 с.
26. Школа агротуризма и народных ремёсел как институт устойчивого развития села: методические материалы для проведения семинаров / Сост. Р.Т. Адарина, С.Г. Шилова, Е.В. Ялбачева. Горно-Алтайск, 2013. 40 с.
Кривцов И.В., Бараташвили Э.Э. г-ртРГЗОМ
Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) C|TA\/UUI 11/1
туризма как перспективное направление xix\/nuлпНЫ
образовательной деятельности Волгоградского ГАУ ЖУ1МАЛ
Ivan KRIVTSOVa Elmira BARATASHVILIb
HUMAN RESOURCES IN RURAL (AGRICULTURAL) TOURISM AS AN PROMISING DIRECTION OF VOLGOGRAD STATE AGRARIAN UNIVERSITY EDUCATIONAL ACTIVITY
Volgograd State Agrarian University (Volgograd, Russia); a PhD in Agricultural sciences, Associate Professor;
e-mail: krivcivan @yandex.ru; b PhD in Philological Sciences, Associate Professor;
e-mail: [email protected]
The article deals with human resources in the field of agricultural (rural) tourism of the Russian Federation as a whole and in Volgograd region in particular, as one of the most important development factors of this direction of import substitution in the economy of rural areas and the national tourism and hospitality industry. The most pressing problems of personnel potential training process of the Russian agritourism business is identified, namely, its lack of practical orientation, shortage of qualified teachers and practitioners, deficit of regional enterprises that are engaged exclusively in agritourism business and the need therefore for highly qualified personnel. Based on the analysis of the situation in the market of tourist services, the authors reveal the need for an objective study of foreign experience in the rural tourism development, as well as the use of positive results in the process of qualified personnel training in the Russian regions. The article highlights the key role of standards and requirements of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in the formation of educational programs of higher and secondary vocational education. It creates together with the GOST R 56641 "Service small funds placement. Rural guest houses. General requirements " adopted in 2015, the conditions for the development of professional standards and qualification requirements for personnel of agritourism objects. The authors prove the necessity of staffing in rural tourism is in agricultural universities, both in programs of higher and additional vocational training. The article presents results of consistent work of Volgograd State Agricultural University Keywords: to creation of the conditions for the start-up of agricultural (rural) tourism in
rural (agricultural) tourism, the region related to the conduction of educational, scientific and practical human resources, events. The authors define forward-looking plan for the development of inno-
practice-oriented training, vative directions in the educational activities of the university, oriented to
additional education training of qualified personnel for agritourism.
References
1. Balabanova A. O. On professional training for rural tourism // Sel'skoe, lesnoe i vodnoe hozjajstvo [Rural, Forestry and Water economy]. 2013. №12. URL: http://agro.snauka.ru/2013/12/1267 (Accessed on 07.02.2016).
2. Boldarev A.A, Boldareva N.S. The role of APE system in agricultural tourism in Volgograd region (from the experience of the department of innovative technologies in agribusiness in Volgograd State Agricultural University) // Agroekologicheskij turizm kak instrument ustojchivogo razvitija sel'skih territorij v regionah Rossii i za rubezhom [Agroecological tourism as a tool for sustainable development of rural areas in the regions of Russia and abroad]. Proceedings of the Intern. scient. conf. Volgograd: Volgograd SAU, PPC "Niva", 2015. Pp. 41-44.
3. Volkov S.K. Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Business and Law]. 2012. №6(17). Pp. 30-38.
4. Demishkevich G.M. Actual aspects of training for rural tourism on the basis of institutions of additional professional education of specialists AIC // Sel'skij turizm [Rural tourism]: collection of materials of the International forum / Ed. by M.P. Shchetinin. Barnaul: Azbuka, 2013. Pp. 227-232.
5. Eliseeva N.V. State support for rural areas and non-agricultural activities of the rural population // Sel'skij turizm [Rural tourism]: collection of materials of the International forum / Ed. by M.P. Shchetinin. Barnaul: Azbuka, 2013. Pp. 54-62.
6. ZdorovA.B. Agrotouristic complex: formation and development: a monography. M.: Logos, 2011. 211 p.
7. KoldaevA.V. Problems of training in rural tourism // Vestnik RMAT [Herald of RIAT]. 2012. №1(4). Pp. 80-82.
8. KoldaevA.V., Kal'nei V.A. Pedagogical aspects of students training to the modeling of rural tourist destinations // Mezhdunarodnyj turizm i sport [International Tourism and Sport]: Materials of the I All-Russian scientific-practical conference / Ed. by V. Zhilkova. Moscow: HPE "RGUFKSMiT", 2013. Pp. 169171.
9. Pozdysheva L.F., Timofeeva N.Y. Staff training system for rural tourism // Agroekologicheskij turizm kak instrument ustojchivogo razvitija sel'skih territorij v regionah Rossii i za rubezhom [Agroecological tourism as a tool for sustainable development of rural areas in the regions of Russia and abroad]. Proceedings of the Intern. scient. conf. Volgograd: Volgograd SAU, PPC "Niva", 2015. Pp. 178-182.
10. Sharafanova E.E. Some staff training questions for the rural tourism // Professional'noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povyshenija kachestva turistskih uslug [Vocational training in tourism as a condition for improving tourism services]. Coll. of materials of the International scientific and practical conf. Moscow: Federal Agency for Tourism, 2012. Pp. 132-136.
11. Shilova S.G., Terekhova N.Y., Obraztsova O.Y., Buivolova M.I., Vasilieva N.A. Green House: handbook on the organization of rural tourism. Krasnoyarsk, 2010. 104 p.
12. School of agritourism and folk crafts as the institution for sustainable development of institution: methodical materials for workshops / Comp. R.T. Adarina, S.G. Shilova, E.V. Yalbacheva. Gorno-Altaisk, 2013. 40 p.
Кривцов И.В., Бараташвили Э.Э. Кадровое обеспечение сферы сельского (аграрного) туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 07(68). С. 144-154. РО!: 10.12737/21834.
Krivtsov I., Baratashvili E. Human resources in rural (agricultural) tourism as an promising direction of Volgograd State Agrarian University educational activity. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.07(68), pp. 144-154. DOI: 10.12737/21834.