Научная статья на тему 'Системный синтез категории агротуризма'

Системный синтез категории агротуризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
260
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ПОЗИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / АГРОТУРИЗМ / СИНТЕЗ / КАТЕГОРИЯ / ИМПЕРАТИВЫ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / SYSTEMATIC AND POSITIVE ANALYSIS / CONCEPTUAL SPECIFICATIONS / AGRITOURISM / SYNTHESIS / CATEGORY / IMPERATIVES / RURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дьяченко Александр Васильевич

В работе предложена совокупность основных системных характеристик, используемых для выявления концептуальных свойств агротуризма. Представлены результаты формализованного системно-позитивного анализа известных концептуальных направлений совершенствования системы отношений агротуризма. В соответствии с этими результатами выявлены его императивы и синтезирована соответствующая категория. В статье идентифицирована система агротуризма как бизнес-сеть сельского туризма, использующая удобное местоположение туристских усадеб, организованная их владельцами и лицами, влияющими на развитие туризма для удовлетворения интересов туристов в сферах виноделия, рыбалки, инновационных агротехнологий, передовых методов хозяйствования; изучения ими природных явлений, ремёсел, памятников истории и архитектуры; участия их в народных играх, гуляниях, фольклорных представлениях. Сельский туризм развивается на базе семейного агробизнеса, в условиях благоприятной законодательной системы и начального их финансирования. Прогрессивное законодательство способствует эффективному хозяйствованию, укреплению позиций туризма территорий, демонстрации и сбыту производимой сельской продукции туристам; интенсивному развитию хозяйств, увеличению доходов от туристских маршрутов и их продукции. Перспективное развитие сельского туризма требует поиска новых способов получения дохода; реконструкции и строительства баз отдыха, сувенирных магазинов; создания коллекций, интересующих туристов; организации фестивалей; восстановления исторических и архитектурных памятников. Комплекс бизнеса сельского туризма является формой кластера. Максимизация эффективности бизнеса сельского туризма реализуется через оптимальный учет интересов его субъектов. Субъектами агротуристского кластера являются владельцы туристских усадеб и другие лица, осуществляющие самостоятельную хозяйственную деятельность на рынке услуг сельского туризма. Агротуризм создаёт экономическую базу для развития села, способствует сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System synthesis of the agritourism category

This article presents a set of general system characteristics used to identify the conceptual properties of agritourism. There are the results of a formalized systematic and positive analysis of known conceptual directions of system perfection of agritourism relations. Accoding to these results the author identifies the imperatives and synthesizes the corresponding category. The article identifies a system of agritourism as a business network of rural tourism using the convenient location of the tourist farmsteads. This network is organized by its owners and individuals influencing the development of tourism with these aims: to meet the interests of tourists in the fields of winemaking, fishing, agricultural technologies, advanced methods of management; to explore natural phenomena, crafts, monuments of history and architecture; to participate in folk games, festivals, folklore performances. Rural tourism develops on the basis of the family agribusiness in the conditions enabling the legal system and its initial funding. Progressive legislation contributes to effective management, to strengthening of tourism position in the territories, to the demonstrations and the marketing of agricultural products to the tourists, to the development of intensive farms, to the increasing incomes from tourist destinations and their products. A promising development of rural tourism requires new ways of getting income, renovation and construction of recreation facilities, gift shops, creation of interest collections to tourists, organisation of festivals, restoration of historical and architectural monuments. The complex business of rural tourism is a form of cluster. Maximizing business performance in rural tourism s implements optimal account of district interests. The districts of agricultural cluster are owners of tourist farms and other persons who make an independent economic activity on the market of services of rural tourism. Agritourism creates an economic base for rural development, promotes the preservation of local customs, folklore, crafts.

Текст научной работы на тему «Системный синтез категории агротуризма»

УДК 338.482, 338.485

DOI: 10.12737/19457

СИСТЕМНЫЙ СИНТЕЗ КАТЕГОРИИ АГРОТУРИЗМА

Дьяченко Александр Васильевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Социально-культурный сервис», marketec@mail.ru, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград, Российская Федерация

В работе предложена совокупность основных системных характеристик, используемых для выявления концептуальных свойств агротуризма. Представлены результаты формализованного системно-позитивного анализа известных концептуальных направлений совершенствования системы отношений агротуризма. В соответствии с этими результатами выявлены его императивы и синтезирована соответствующая категория. В статье идентифицирована система агротуризма как бизнес-сеть сельского туризма, использующая удобное местоположение туристских усадеб, организованная их владельцами и лицами, влияющими на развитие туризма для удовлетворения интересов туристов в сферах виноделия, рыбалки, инновационных агротехнологий, передовых методов хозяйствования; изучения ими природных явлений, ремёсел, памятников истории и архитектуры; участия их в народных играх, гуляниях, фольклорных представлениях. Сельский туризм развивается на базе семейного агробизнеса, в условиях благоприятной законодательной системы и начального их финансирования. Прогрессивное законодательство способствует эффективному хозяйствованию, укреплению позиций туризма территорий, демонстрации и сбыту производимой сельской продукции туристам; интенсивному развитию хозяйств, увеличению доходов от туристских маршрутов и их продукции. Перспективное развитие сельского туризма требует поиска новых способов получения дохода; реконструкции и строительства баз отдыха, сувенирных магазинов; создания коллекций, интересующих туристов; организации фестивалей; восстановления исторических и архитектурных памятников. Комплекс бизнеса сельского туризма является формой кластера. Максимизация эффективности бизнеса сельского туризма реализуется через оптимальный учет интересов его субъектов. Субъектами агротурист-ского кластера являются владельцы туристских усадеб и другие лица, осуществляющие самостоятельную хозяйственную деятельность на рынке услуг сельского туризма. Агротуризм создаёт экономическую базу для развития села, способствует сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов.

Ключевые слова: системно-позитивный анализ, концептуальные характеристики, агротуризм, синтез, категория, императивы, сельский туризм

Агротуризм является перспективным направлением развития сельских территорий. Для определения концептуальных ориентиров совершенствования агротуризма необходимо определить его содержание и детерминировать соответствующий понятийный аппарат с учетом свойств характеристик сложившихся социально-экономических отношений и перспективных тенденций их развития. Анализ характеристик следует проводить, используя известное множество описаний отношений агрохозяйств и других сельских хозяйствующих субъектов по поводу решения задач сельского туризма. Это позволит получить содержательные описания характеристик и, в соответствии с ними, провести синтез селективного категориального понятия, а также выявить сущ-

ностные общезначимые трактовки характеристик, имеющие характер императивов. Использование категориального понятия, отражающего основную специфику современных систем и процессов сельского туризма, и императивных общезначимых предписаний, позволяющих формулировать гипотезы целеполаганий его совершенствования, открывает ряд возможностей разработки позитивной теории перспективного развития агротуризма.

Этим определяется актуальность данной работы, акцентированной на решении проблемы исследования системных характеристик агротуризма и последующего использования результатов анализа их свойств для синтеза соответствующей категории.

Многие исследователи (О.В. Косенчук, О.А. Блинов, Ю.И. Новиков, М.А. Рабканова),

рассматривая различные разновидности агротуриз-ма, используют понятийные трактовки секторов туризма, ориентированные на объекты интересов отдыхающих. Авторы рассматривают такие разновидности агротуризма, как сельский туризм, экотуризм, этнотуризм, кулинарный туризм, геотуризм, загородный отдых и т.п. [4]. Вместе с тем J. " Kloeze [13], X Ratz, L. Puczk6 [14] не противопоставляют понятия сельского туризма, агротуриз-ма и т.п. М.А. Здоров рассматривает монистическое и плюралистическое толкования понятия агроту-ризма. При этом акцентирует это понятие на объектах интересов отдыхающих и ресурсных объектах туристских предприятий [3]. Результаты известных разработок понятия агротуризма акцентированы на отдельных свойствах социально-экономической среды сельского туризма и не охватывают в достаточной степени комплекса характеристик содержательного описания соответствующего предмета.

Целью данного исследования является системное определение категориального понятия сельского туризма и его императивов. Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

• провести системно-позитивный анализ известных результатов исследования агротуризма;

• выявить основные его системные характеристики;

• синтезировать актуальное категориальное понятие сельского туризма;

• сформулировать системные императивы отношений сельского туризма.

Объектом исследования являются процессы развития востребованных рынком туристских услуг. Предметом исследования выступают отношения по поводу формирования и совершенствования бизнес-сети сельского туризма.

Системный базис характеристи

1. Системная интерпретация содержательных описаний агротуризма

Проведение системного анализа и синтеза содержательного описания агротуризма обусловлено необходимостью уточнения его понятийного аппарата на базе результатов исследований различных авторов. В.Н. Садовский предложил системно описывать свойства того или иного предмета, используя характеристики: исходных составляющих; сочетания составляющих; связности составляющих; интегративного качества полученного системного образования; функционирования; ограничивающих условий существования системы предмета [8, с. 99]. Совокупность характеристик, предложенных В. Садовским, целесообразно дополнить системным классификационным признаком описываемого предмета. Требует также уточнения характеристика элементов, поскольку следует различать элементные свойства взаимодействующих субъектов и объектов, по поводу которых они вступают в отношения друг с другом. При этом связность составляющих целесообразно определять характеристикой, конкретизирующей как отношения композиции субъектов, так и взаимосвязи субъектов с объектами. Функционирование следует детерминировать характеристикой динамической направленности развития предмета и характеристикой причинно-следственных воздействий на описываемый предмет, динамических изменений в нем и результатов его функционирования [1, 2]. В свете отмеченных выше работ системный анализ описания агроту-ризма целесообразно проводить по системному базису характеристик, приведенному в таблице 1.

Таблица 1

описания предмета исследования

Идентификатор характеристики Содержательное описание системной характеристики

Р Описание явления, определяющее его как отношение, систему, механизм, способ существования и т.п.

А Субъекты, вступающие в отношения по поводу объектов

В Описание объектов, по поводу которых имеют отношения субъекты

С Системообразующие свойства описываемого явления

D Описание результирующего эффекта

Е Динамические свойства, отражающие направленность развития явления во времени

F Описание причинно-следственных воздействий на явление, динамических изменений в нем и результатов его функционирования

G Ограничивающие условия, при которых существует явление и без которых его существование проблематично

Систематизация характеристик по определенному базису позволяет исследовать каждую из них автономно [1, 2]. С учетом принятых обозначений содержательное селективное системное описание агротуризма целесообразно трактовать как отношения субъектов по поводу объектов, существующих при выполнении благоприятных условий и претерпевающих определенные причинно-следственные изменения, что позволяет получать интегративное качество системы, прогрессирующей благодаря свойственной ей динамической направленности развития. В случае такой последовательности использования системных характеристик, содержательное описание (S) агротуризма и соответствующее понятие будет отвечать выражению

S = f (P, C, A, B, G, F, D, E )

(1).

Рассмотренную совокупность основных характеристик целесообразно применять при проведении анализа известных результатов исследований свойств агротуризма и последующем синтезе комплексного понятия. Представляя существующие описания как непротиворечивые системные аспекты, обусловленные различием позиций, с которых рассматривается агротуризм, учтем эти аспекты в системных характеристиках и селективном синтезированном понятии. Системный подход позволяет синтезировать содержательное описание агротуризма, используя всю выявленную информацию о нем.

Проанализируем работы, в которых рассматриваются свойства агротуризма, влияющие на интерес к нему со стороны отдыхающих.

Туристы заинтересованы в проживании, наблюдении, участии в сельской деятельности, прогулках и развлечениях. Для привлечения туристов необходимо благоустройство усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфраструктуры; развитие малого предпринимательства на селе. Это позволит на месте обеспечивать реализацию продукции личного подсобного хозяйства; стимулировать охрану местных достопримечательностей; сохранять местные обычаи, фольклор, народные промыслы; пополнять местные бюджеты [12].

Иностранцы в основном интересуются старинными традициями, посещают усадьбы в познавательных целях. Как правило, местные туристы предпочитают посещение усадеб в целях семейного отдыха на природе. Следует повышать привлекательность сельского туризма за счет строительства социально-культурных

учреждений в стиле и традициях соответствующих территорий; реставрации архитектурно-исторических памятников; развития дорожно-транспортной инфраструктуры; расширения спектра услуг в сельском туризме; регулярной работы с кадрами, занятыми в сфере туризма; создания информационных центров, занимающихся продвижением услуг сельского туризма [11].

Основными услугами, предоставляемыми в рамках сельского туризма, являются конные и пешие прогулки, рыбалки, услуги исторического туризма, совместное с владельцами проживание, а также работа в поле, в мастерской и на ферме, участие в народных гуляниях и праздниках (пивных, кулинарных, винных, праздниках дня села) [5].

Особый интерес представляет также выявление условий эффективного развития агротуриз-ма. Условия развития агротуризма подразделяются на ресурсные, организационные и инфраструктурные [6], а также институциональные. Существенный интерес представляют следующие условия развития сельского туризма:

• создание агротуристских сетей малого, семейного и индивидуального бизнеса;

• обеспечение системы господдержки на уровне центра или региона;

• воссоздание социокультурной среды поселений: «исторических деревень», «национальных деревень», «дворянских и купеческих усадеб», «монастырей» и т.п.;

• создание государственных и частных сельскохозяйственных парков как крупных многофункциональных туристских, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских и производственных комплексов [10];

• четкое формулирование государственной политики по сельскому туризму;

• принятие федерального законодательства по сельскому туризму [12].

Активное исследование основных системных характеристик проводилось также в процессе международной научной конференции «Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в регионах России и за рубежом», проводившейся 24—25 сентября 2015 г. в Волгоградском государственном аграрном университете.

По результатам обсуждения докладов, а также анализа отмеченных выше работ выявим признаки системных характеристик агротуризма.

2. Позитивный анализ признаков системных характеристик агротуризма

Множество признаков классификационной характеристики P агротуризма имеет вид: P = {Отношения сельского туризма; агроэкологический туризм; агротуристские сети бизнеса}. В соответствии с полученным описанием признаков классификационной характеристики представляется целесообразным агротуризм классифицировать как бизнес-сеть отношений сельского туризма. Такая сетевая группа независимых организаций, заинтересованных в результативной, взаимовыгодной совместной деятельности, является кластером [7, 9].

Множество признаков характеристики С системообразующих свойств субъектов и их взаимосвязей с объектами имеет вид: C = {Удобное расположение объектов для проведения выставок, фестивалей, привлечения гостей, их расселения, отдыха, развлечения, путешествия}. Полученное множество признаков, детализирующих характеристику системообразующих свойств, свидетельствует о том, что системообразующим свойством является удобное местоположение объектов.

Рассмотрев множество признаков характеристики субъектов, реализующих отношения сельского туризма, получим A = {Жители села; владельцы усадеб; бизнесмены; туристы; отдыхающие; обучаемые; обучающие; семьи; корпорации; политики; лица, влияющие на развитие агроту-ризма; правительство; комитет охраны природы, юристы}.

Анализируя описания признаков лиц, вступающих в отношения по поводу бизнеса сельского туризма, получим, что его субъектами являются: владельцы туристских усадеб; туристы; лица, влияющие на развитие агротуризма.

Объекты, по поводу которых вступают в отношения друг с другом субъекты, формирующие и реализующие отношения бизнеса сельского туризма, подразделяются на следующие: рекреационные ресурсы; объекты интересов; производственная культура; анимационные мероприятия; поддержка бизнеса. В таком случае множество признаков характеристики B объектов, имеет вид: B = {Национальные парки, гостевые дома, особо охраняемые территории, территории исторического и культурного наследия, зоны отдыха. Объекты интересов: архитектурные, исторические, природные, культурные, фольклорные, образовательные, старинные усадьбы. Производственная культура: мастерские, винодельни, рыбалка,

ремесла, инновационные агротехнологии, методы хозяйствования. Анимационные мероприятия: реконструкции сражений, корпоративные гуляния. Господдержка бизнеса}. Полученное множество признаков объектов взаимодействия по поводу отношений сельского туризма свидетельствует о том, что для туристов представляют интерес виноделие, рыбалка, ремесла, инновационные агро-технологии, методы хозяйствования, народные игры, гуляния, фольклор, сельский быт, прирдные явления, памятники истории и архитектуры, при этом владельцам туристских усадеб необходима поддержка со стороны лиц, влияющих на развитие агротуризма.

Анализ позиций ряда исследователей свидетельствует о том, что основными необходимыми условиями развития бизнес-сети сельского туризма являются:

• наличие туристских семей, которые будут предоставлять услуги сельского туризма. Для этого необходимо: провести их отбор из совокупности желающих этим заниматься; выявить (в отобранных семьях) уникальные агротехно-логические приемы, которые могут представлять интерес для туристов; уточнить наличие целевой группы соответствующих туристов; обучить семьи передовым культурам гостеприимства и агротехнологий; сформировать современные эффективные хозяйства; обеспечить контакт с целевой аудиторией;

• осуществление финансовой поддержки организуемого семейного агротуристского бизнеса посредством: субсидирования первоначальных затрат на организацию бизнеса; обеспечения удовлетворительного налогового режима;

• внедрение законодательной системы, благоприятной для развития бизнес-сети сельского туризма.

Признаки характеристики G ограничивающих условий, при выполнении которых будет существовать сеть отношений бизнеса сельского туризма, образуют следующее множество: G = {Образование семейного бизнеса сельского туризма; субсидирование организуемого агроту-ристского бизнеса; законодательная система, благоприятная для развития бизнес-сети сельского туризма}. Условием существования сельского туризма является образование семейного агро-туристского бизнеса при наличии законодательной системы, благоприятной для их развития; а также начального их субсидирования.

В ходе исследований выявлен комплекс причинно-следственных связей. Признаки характе-

ристики F причинно-следственных воздействий бизнеса сельского туризма образуют следующее множество: F = {Опыт эффективного хозяйствования становится объектом образовательного туризма; прогрессивное законодательство позволяет эффективно хозяйствовать и укреплять бренд; инициативы администрации способствуют укреплению позиций туризма территорий; агроту-ристская организация демонстрирует продукцию на сельхозплощадях, продаёт её туристам, собирает отзывы и предложения по совершенствованию аграрной и туристской деятельности}. Характеристики причинно-следственных воздействий отношений сельского туризма свидетельствуют о том, что опыт эффективного хозяйствования является объектом образовательного туризма; следует демонстрировать производимую продукцию на сельхозплощадях, продавать её туристам, собирать отзывы и предложения по совершенствованию аграрной и туристской деятельности; прогрессивное законодательство позволяет эффективно хозяйствовать и укреплять бренд; инициативы администрации способствуют укреплению позиций туризма территорий.

Сеть отношений бизнеса сельского туризма оказывает следующие эффекты: хозяйственный; социальный; духовный. Выявлено следующее множество признаков характеристики D результирующего эффекта, который сельский туризм оказывает на социально-экономическую систему: D = {Совершенствование и развитие хозяйств; увеличение доходов от туристских маршрутов и связанных с ними коммерческих операций; создание экономической базы для развития села; сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов}. Совокупность признаков, детализирующих характеристику результирующего эффекта, свидетельствует о том, что агротуризм: обеспечивает развитие хозяйств, увеличение доходов от туристских маршрутов и их продукции; создаёт экономическую базу для развития села; способствует сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов.

Анализ динамической направленности развития агротуризма свидетельствует о том, что проводится поиск новых способов получения дохода, способствующих трансформации сельских хозяйств в конкурентоспособную форму. Характеристика E динамической направленности развития имеет следующее множество выявленных признаков: E = {Поиск новых способов получения дохода; реконструкция и строительство баз отдыха, сувенирных магазинов; создание

коллекций, интересующих туристов; организация фестивалей; восстановление исторических и архитектурных памятников}. Признаки динамической характеристики свидетельствуют о том, что отношения бизнеса сельского туризма требуют: поиска новых способов получения дохода; реконструкции и строительства баз отдыха, сувенирных магазинов; создания коллекций, интересующих туристов; организации фестивалей; восстановления исторических и архитектурных памятников.

В результате проведенного системного анализа концептуальных описаний сети отношений бизнеса сельского туризма получены признаки основных её системных характеристик. Выявленные признаки позволяют определить трактовки характеристик, в соответствии с которыми целесообразно синтезировать категорию агроту-ризма.

3. Синтез категориального описания агротуризма

Сформулируем описания рассмотренных выше системных характеристик.

P: сеть отношений бизнеса сельского туризма.

C: системообразующим свойством является удобное местоположение бизнеса.

A: субъектами являются: владельцы туристских усадеб; туристы; лица, влияющие на развитие агротуризма.

B: для туристов представляют интерес виноделие, рыбалка, ремесла, инновационные агротех-нологии, методы хозяйствования, народные игры, гуляния, фольклор, природные явления, памятники истории и архитектуры, при этом владельцам туристских усадеб необходима господдержка со стороны лиц, влияющих на развитие агротуризма.

G: условиями существования сельского туризма являются образование семейного агротуристского бизнеса, законодательная система, благоприятная для их развития, а также начальное их субсидирование.

F: опыт эффективного хозяйствования является объектом образовательного туризма; следует демонстрировать производимую продукцию на сельхозплощадях, продавать её туристам, собирать отзывы и предложения по совершенствованию аграрной и туристской деятельности; прогрессивное законодательство позволяет эффективно хозяйствовать и укреплять бренд; инициативы администрации способствуют укреплению позиций туризма территорий.

D: агротуризм: обеспечивает развитие хозяйств, увеличение доходов от туристских марш-

рутов и их продукции; создаёт экономическую базу для развития села; способствует сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов.

E: отношения бизнеса сельского туризма требуют: поиска новых способов получения дохода; реконструкции и строительства баз отдыха, сувенирных магазинов; создания коллекций, интересующих туристов; организации фестивалей; восстановления исторических и архитектурных памятников.

Выявленную совокупность описаний основных характеристик используем для синтеза комплексного понятия, отвечающего современным представлениям об исследуемом объекте. Иллюстрация процесса вербального синтеза понятия агротуризма в соответствии с рассмотренными выше характеристиками и формализованным выражением (1) приведена на рис.

Используя полученные системные характеристики агротуризма, синтезируем следующее селективное категориальное описание.

S: Система агротуризма реализуется как бизнес-сеть сельского туризма, использующая удобное местоположение туристских усадеб, организованная их владельцами и лицами, влияющими на развитие туризма для удовлетворения интересов туристов в сферах виноделия, рыбалки, инновационных агротехнологий, передовых методов хозяйствования; изучения ими ремёсел, уникальных природных явлений, памятников истории и архитектуры; участия их в народных играх, гуляниях, фольклорных представлениях. Сельский туризм развивается на базе семейного агробизнеса, в условиях благоприятной законодательной системы и начального их финан-

сирования. Прогрессивное законодательство способствует эффективному хозяйствованию, укреплению позиций туризма территорий, демонстрации и сбыту производимой сельской продукции туристам; сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов; интенсивному развитию хозяйств, увеличению доходов от туристских маршрутов и их продукции; созданию экономической базы для развития села. Перспективное развитие сельского туризма требует поиска новых способов получения дохода; реконструкции и строительства баз отдыха, сувенирных магазинов; создания коллекций, интересующих туристов; организации фестивалей; восстановления исторических и архитектурных памятников.

4. Системные императивы агротуризма

В свете полученных системных характеристик очевидными являются следующие императивы развития агротуризма.

• Комплекс бизнеса сельского туризма, организовавшись в сетевую группу независимых, соседствующих, взаимодополняющих организаций, является формой кластера [9, с. 165].

• Максимизация эффективности бизнеса сельского туризма реализуется через оптимальный учет интересов субъектов хозяйственной системы агротуристского кластера.

• Субъектами агротуристского кластера являются владельцы туристских усадеб и другие лица, осуществляющие самостоятельную хозяйственную деятельность на рынке услуг сельского туризма.

ООО

Рис. Иллюстрация процесса вербального синтеза понятия агротуризма

• Объектами интересов туристов являются виноделие, рыбалка, ремесла, инновационные агротехнологии, методы хозяйствования, народные игры, гуляния, фольклор, природные явления, памятники истории и архитектуры, при этом владельцам туристских усадеб необходима поддержка лиц, влияющих на развитие агротуризма.

• В основе сельского туризма лежит семейный агротуристский бизнес, становление которого предполагает начальную его финансовую поддержку, а дальнейшее развитие нуждается в благоприятной законодательной системе.

• Эффективное хозяйствование и производимую продукцию следует демонстрировать, продавать её туристам, собирать и реализовывать предложения по совершенствованию аграрной и туристской деятельности.

• Прогрессивное законодательство и инициативы правительства способствуют повышению интереса к агротуризму.

• Агротуризм создаёт экономическую базу для развития села, способствует сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов.

• Необходим инновационный поиск более эффективных способов получения дохода на основе совершенствования баз отдыха; сувенирных магазинов; создания коллекций, интересующих туристов; организации сельских фестивалей; восстановления исторических и архитектурных памятников.

Использование системного метатеоретиче-ского категориального описания агротуризма и его императивов позволяет выявлять содержание работ по перспективным направлениям совершенствования сельского туризма. Категориальное описание агротуризма является вербальной формулой актуального содержания системы сельского туризма. Императивы агротуризма целесообразно использовать для формулирования системной интерпретации гипотез дальнейшего развития позитивной теории объекта исследования, а также инновационного совершенствования практики гостеприимства. Отличительная часть вербальной формулы агротуризма, описывающей теорию повышения эффективности использования его ограниченных ресурсов в перспективных условиях, будет результатом систематизации следствий изменений сельского туризма под воздействием гипотез его развития.

Позитивный анализ следствий воздействия системных характеристик гипотезы на характеристики содержательного описания агротуризма позволит выявлять совокупность системных свойств, которыми он должен обладать для того, чтобы оказывать положительный эффект на хозяйственную систему. При этом будут также выявляться следствия, подтверждаемые теоретическими и практическими материалами. Полученные системно-позитивные результаты целесообразно использовать для проведения вербального синтеза теории актуального развития агроэкологического туризма.

Литература

1. Дьяченко А.В. Методология исследования проблемы маркетингового управления // Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием региона: монография / ГОУ ВПО «Волгогр. гос. ун-т»; под общ. ред. А.Э. Калининой. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. 602 с. С. 405— 426.

2. Дьяченко A.B. Искусство в повышении потребительных ценностей услуг // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7 (45). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number45/ contents (дата обращения: 16.10.2015).

3. Здоров М.А. К вопросу о монистическом и плюралистическом толковании понятия «агротуризм» // Вестник РМАТ. 2011. № 2 (2). С. 81-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Косенчук О.В. Понятие агротуризма в теории и практике управления сельскими территориями / О.В. Косенчук, О.А. Блинов, Ю.И. Новиков, М.А. Рабканова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2.

5. Орлова М. Что такое сельский туризм и агротуризм / URL: http://идея-малого-бизнеса.рф/chto-takoe-selskij-turizm-i-agroturizm.html#hcq=Ww6Fhrp (дата обращения: 16.10.2015).

6. Петушинова В. Ц. Устойчивое развитие сельских территорий на основе агротуризма: Автореф. ... канд. экон. наук: (08.00.05). Улан-Удэ, 2014.

7. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисл. В. Л. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.

8. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1978. 278 с.

9. Терешин Е.М., Володин В.М. Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления // Экономика и управление. 2010. № 2 (63). С. 164—167.

10. Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 455-459.

11. Хожемпо В.В., Синяговская М.Е. Современное состояние и проблемы развития сельского туризма в Республике Литва // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 562-564.

12. Шакирова Э.Н. Развитие сельского туризма в России // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013. С. 110-112.

13. Kloeze J.W. The Benefits of Rural Tourism, the Role of the State, and the Aspects of Trainingand Cooperation. Formal Speech held at the Central and East-European Federationfor the Promotion of the Green-Soft-Rural Tourism Conference «Rural Tourism Development inBulgaria and in the Balkan Countries», Karlovo. 1994.

14. Rátz, T. Rural Tourism and Sustainable Development in Hungary / T Rátz,, L. Puczkó //«Rural Tourism Management: Sustainable Options» International Conference, ConferenceProceedings / D. Hall, L. O'Hanlon eds.; Scottish Agricultural College, Auchincruive, Ayr, Scotland, UK. 1998. P. 450-464.

SYSTEM SYNTHESIS OF THE AGRITOURISM CATEGORY

Dyachenko Aleksandr Vasiievich, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor of the department of social-cultural service, marketec@mail.ru, Volgograd State Agrarian University, Russian Federation

This article presents a set of general system characteristics used to identify the conceptual properties of agritour-ism. There are the results of a formalized systematic and positive analysis of known conceptual directions of system perfection of agritourism relations. Accoding to these results the author identifies the imperatives and synthesizes the corresponding category. The article identifies a system of agritourism as a business network of rural tourism using the convenient location of the tourist farmsteads. This network is organized by its owners and individuals influencing the development of tourism with these aims: to meet the interests of tourists in the fields of winemak-ing, fishing, agricultural technologies, advanced methods of management; to explore natural phenomena, crafts, monuments of history and architecture; to participate in folk games, festivals, folklore performances. Rural tourism develops on the basis of the family agribusiness in the conditions enabling the legal system and its initial funding. Progressive legislation contributes to effective management, to strengthening of tourism position in the territories, to the demonstrations and the marketing of agricultural products to the tourists, to the development of intensive farms, to the increasing incomes from tourist destinations and their products. A promising development of rural tourism requires new ways of getting income, renovation and construction of recreation facilities, gift shops, creation of interest collections to tourists, organisation of festivals, restoration of historical and architectural monuments. The complex business of rural tourism is a form of cluster. Maximizing business performance in rural tourism s implements optimal account of district interests. The districts of agricultural cluster are owners of tourist farms and other persons who make an independent economic activity on the market of services of rural tourism. Agritourism creates an economic base for rural development, promotes the preservation of local customs, folklore, crafts.

Keywords: systematic and positive analysis, conceptual specifications, agritourism, synthesis, category, imperatives, rural tourism

References

1. D'yachenko A.V. Metodologiya issledovaniya problemy marketingovogo upravleniya [Methodology of studying the problems of marketing management // Aktual'nye problemy upravleniya sotsial'no-ekonom-

icheskim razvitiem regiona: monografiya [Actual problems of socio-economic development of the region: monograph] / GOU VPO «Volgogr. gos. un-t»; Ed/ A.E. Kalininoi. Volgograd: Izd-vo VolGU, 2011. 602 p. P. 405-426.

2. D'yachenko A. V. Iskusstvo v povyshenii potrebitel'nykh tsennostei uslug [Art in increasing consumer values of services]// Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. 2013. № 7 (45). [Electronic resource]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number45/contents (Acceded on October 16, 2015).

3. Zdorov M.A. K voprosu o monisticheskom i plyuralisticheskom tolkovanii ponyatiya «agroturizm» [Monistic and pluralistic interpretations of "agritourism"] // Vestnik RMAT [Bulletin of the RIAT]. 2011. № 2 (2). P. 81-83.

4. Kosenchuko.V. Ponyatie agroturizma v teorii i praktike upravleniya sel'skimi territoriyami [Concept of agro-tourism in theory and practice of management of rural territories] / O.V. Kosenchuk, O.A. Blinov, Yu.I. Novikov, M.A. Rabkanova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. № 2.

5. orlova M. Chto takoe sel'skii turizm i agroturizm [What is rural tourism and agritourism] / URL: http:// Hflefl-MaMro-6H3Heca.p$/chto-takoe-selskj-turizm-i-agroturizm.html#hcq=Ww6Fhrp (Acceded on October 16, 2015).

6. Petushinova V. Ts. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii na osnove agroturizma: Avtoref. ... kand. ekon. nauk: (08.00.05) [Sustainable development of rural territories on the basis of agrotourism: Candidate of econmics' thesis (08.00.05)]. Ulan-Ude, 2014.

7. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: Per. s angl [International competition: translated from English] / Ed. by V. L. Shchetinina. M.: Mezhdunar.otnosheniya,1993. 896 p.

8. Sadovskii V. N. Osnovaniya obshchei teorii sistem [Foundation of General systems theory]. M.: Nauka, 1978. 278 p.

9. Tereshin E.M., Volodin V.M. Sovremennaya definitsiya ponyatiya «klaster» i podkhody k formalizatsii etogo yavleniya [Modern definition of the notion "cluster" and approaches to formalization of this phenomenon] // Ekonomika i upravlenie [Economics and management]. 2010. № 2 (63). P. 164-167.

10. Ulanov D. A. Turizm na sel'skikh territoriyakh: opyt, problemy, perspektivy [Tourism in rural areas: experience, problems, prospects] // Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2013. № 6. P. 455-459.

11. Khozhempo V.V., Sinyagovskaya M.E. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya sel'skogo turizma v Respublike Litva [Contemporary status and problems of development of rural tourism in the Republic of Lithuania]// Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2014. № 2. P. 562-564.

12. Shakirova E. N. Razvitie sel'skogo turizma v Rossii [Rural tourism development in Russia]// Ekonomich-eskaya nauka i praktika: materialy II mezhdunar. nauch. konf [Economic science and practice: proceedings of II Intern. scientific. Conf.]. (city of Chita, February 2013 g.). Chita: Izd-vo «Molodoi uchenyi», 2013. P. 110-112.

13. Kloeze J.W. The Benefits of Rural Tourism, the Role of the State, and the Aspects of Trainingand Co-operation. Formal Speech held at the Central and East-European Federationfor the Promotion of the Green-Soft-Rural Tourism Conference «Rural Tourism Development inBulgaria and in the Balkan Countries», Karlovo. 1994.

14. Rátz, T. Rural Tourism and Sustainable Development in Hungary / T Rátz,, L. Puczkó //«Rural Tourism Management: Sustainable Options» International Conference, ConferenceProceedings / D. Hall, L. O'Hanlon eds.; Scottish Agricultural College, Auchincruive, Ayr, Scotland, UK. 1998. P. 450-464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.