УДК 338.242.4 М. А. ЗДОРОВ, А. Р. О ДЖАБРАИЛЗАДЕ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В АГРОТУРБИЗНЕСЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Рассматриваются и обосновываются две концепции агротуризма. При этом авторы уделяют особое внимание программам подготовки высококвалифицированных кадров в сфере агротуризма. Исследован существующий опыт обучения специалистов агротуризма, однако вопрос о методике подготовки кадров в этой сфере требует дальнейшего пристального внимания специалистов.
Ключевые слова: агротуризм, программы подготовки кадров, две концепции агротуризма, отечественный опыт сельского туризма.
In the article there are two concepts of agrotourism are considered and proved. Thus the author gives particular attention to programs ofpreparation of highly-skilled personnel in agrotourism sphere. In article there is experience of training of experts of agrotourism also is investigated, however the question on a professional training technique in this sphere demands the further steadfast attention among experts.
Keywords: ügrotourism, the professional training programs, two concepts of agrotourism, domestic experience of rural tourism.
Система подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере аграрного туризма определяется современной теорией и практикой развития этой отрасли. Сегодня в сферу аграрного туризма входят все новые отрасли сельского хозяйства и туристской деятельности, сосредоточенные в различных регионах страны.
Развитие туризма на региональных рынках впервые началось за рубежом в 1972 г. в форме аграрного туризма и продолжается по настоящее время. Оно было вызвано квотированием производства сельхозпродукции и диверсификацией сельского хозяйства в туристскую отрасль для обеспечения занятости сельского населения и восполнения финансовых потерь от основного производства. В Российской Федерации складывается обратная ситуация: низкие объемы
© Здоров А. Б., Джабраилзаде А. Р.о, 2017
сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции.
Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский агротуризм в своем развитии пройдет две основные стадии: этап организации малого семейного агротурбизнеса и этап реконструкции и строительства объектов среднего агротуристского бизнеса. Помимо этого, учитывая особенности российской ситуации, следует планировать и третий этап развития национального агротуризма - создание единого агротуристского комплекса. Перспективными в условиях России, на наш взгляд, могли бы быть следующие этапы (модели) (табл. 1). • Развитие малого, семейного агротуристского бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агротуризма (включая
^ш
Таблица 1
Модели и этапы развития аграрного туризма в Российской Федерации
Показатель Этап развития
I II III
Проживание В доме с фермером В отдельном доме, помещении В агротуркомплексе
Питание Не предусмотрено, полупансион Полупансион, пансион Только пансион
Досуг Конный тур, рыбал- Экскурсионные, Лечебно-оздорови-
ка, охота экологические, этнические туры тельные, научные туры
Модели развития аграрного туризма ЛПХ, К(Ф)Х, СПоК Туристские деревни, усадебные комплексы, агротурцентры Региональные С(А) ТК
Специализация образовательных Сельскохозяйственная Туристская Агротуристская
программ
различные агротуристские объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма). Обязательным условием при этом является развитие сельхозпроизводства на базе ЛПХ, КФХ и СПК с привлечением дополнительной рабочей силы в сезонный период для развития сельского туризма и как минимум самообеспечения продовольственной продукцией [3].
• Восстановление и создание социокультурной среды,исторические и национальные деревни, дворянские и купеческие усадьбы,специализированные агротуристские центры.
• Создание сельских (аграрных) туристских комплексов (С(А)ТК) как крупных многофункциональных туристских выставочных культурно-пропагандистских производственных формирований, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой, а также развитой сетью перерабатывающих предприятий [1].
Таким образом, на первом этапе развития агротуризма в России значительное внимание уделялось развитию сельхозпроизводства. Специалисты этой отрасли осваивали азы агротурбизнеса еще в советское время. Термин «агротуризм» возник не на пустом месте. Он традиционно являлся составной частью экономики домашних хозяйств и во многом определял занятость местного населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. Хотя, надо признать, что в мировой практике условия труда и отдыха временного агросегмента находились на другом, более высоком уровне [1].
Второй этап развития аграрного туризма характеризуется широким распространением туроператорской деятельности. С начала 1990-х гг. в РМАТ осуществляется подготовка кадров по специальности «Туризм», и туроператорская деятельность становится главенствующей на туристском рынке. Однако эта деятельность не затрагивает специфику аграрного туризма. По-прежнему основ-
ное внимание в туроперейтинге уделяется выездному (пляжному туризму) или внутреннему музейно-выставочному туризму, т.е. культурологическая и экскурсионная деятельность лишена специфики сельских территорий, включая малые города России. Размещение туристов ведется в городских условиях, хотя и на площадях малого гостиничного бизнеса.
Однако, начиная с марта 2008 г., когда появилась возможность подготовки агро-туристских кадров в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, окончательно формируется второй этап развития аграрного туризма в России [2]. Он характеризуется восстановлением и созданием социокультурной среды исторических поселений: исторических деревень, национальных деревень, дворянских и купеческих усадеб, специализированных агротуристских центров.
Подготовка кадров в РГАУ-МСХА сосредоточена на выпуске специалистов сферы обращения туруслуг: туроператоров и турагентов по специализации 43.03.02 «Туризм» (профиль: Технология и организация экскурсионных услуг). Это качественно новый этап развития агротуризма, но для его совершенствования необходимо осуществлять подготовку специалистов не только по оказанию экскурсионных услуг, но и по культурологи, технологии питания и гостеприимства, международному и деловому туризму. Например, РМАТ имеет производственную базу для подготовки таких специалистов [4].
На третьем этапе развития аграрного туризма в России целесообразно объединить усилия в комплексной подготовке специалистов (на модульной основе) [7] сельского хозяйства и туризма всех направлений, в том числе производство и переработка сельхозпродукции, анимация и курортология, научный и этни-
ческий туризм, экономическая оценка рекреационных ресурсов. Более того, на третьем этапе требуется привлечение дополнительных трудовых ресурсов и капитала, поэтому экономически целесообразно приблизить переработку сельхозсырья к местам его производства. В связи с этим специалистам, имеющим профессиональную подготовку по данному направлению, есть смысл применить ее на практике в сельских условиях. Таким образом, на третьем этапе целесообразно использовать производственную базу подготовки кадров в РМАТ, РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, Ивановской ГСХА им. академика Д. К. Беляева [8], Волгоградского государственного аграрного университета [5] и других, а также базу для прохождения производственной практики обучающихся в коммерческих организациях (табл. 2).
Учитывая накопленный опыт подготовки высококвалифицированных кадров, также можно предложить создание современного института в сфере аграрного туризма (например, в структуре РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева), который отражал бы все инновационные направления развития этой отрасли.
Переход к новым экономическим отношениям в агропромышленном комплексе, стремительное развитие технологий и интеграция в мировую экономику в течение последних десятилетий вызывают необходимость обеспечения малого бизнеса новыми кадрами высшей квалификации. Многие сельскохозяйственные организации давно испытывают кадровый голод. Основными проблемами, касающимися кадрового потенциала в малом бизнесе, являются недостаточная квалификация сотрудников и «старение» персонала.
Для решения этих проблем руководители должны проводить следующие
Таблица 2
Направления подготовки кадров в аграрном туризме
№№ п/п Форма обучения Направление обучения Учреждение/организация
1.1 Очное Подготовка бакалавров по направлению подготовки «Туризм» Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А.Тимирязева. Кафедра аграрного туризма
1.2 Подготовка магистров по направлению подготовки «Туризм»
1.3 Очно- заочное Профессиональная переподготовка с разработкой и открытой защитой проекта «Строим сельский гостевой дом» ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА им. академика Д.К. Беляева». Факультет ДПО и ПКК
1.4. Повышение квалификации. «Сельский гостевой дом: эффективное функционирование»
1.5. Дистанционное Программа повышения квалификации кадров «Менеджмент» (организация агротуристской усадьбы)
1.6. Программа повышения квалификации кадров «Менеджер гостевого дома»
1.7. Очное «Менеджмент» (туроперейтинга, финансовый, гостеприимства, анимации, включая спортивную) РМАТ
1.8. Проведение производственной практики обучающихся Агротуризм ассоциация, ООО «Кредо Тур», Homo Concsious
1.9. Очное Менеджмент анимации, включая спортивную Волгоградский государственный аграрный университет
мероприятия: организация обучения персонала и управление кадровым резервом. Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей. Различают три вида обучения: подготовка кадров, повышение квалификации и переподго-
товка кадров. Повышение квалификации кадров - это обучение кадров с целью совершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Так как для малого бизнеса целесообразно выбрать такой вид обучения, как повышение квалификации, необходимо обратить внимание на определение эффективности этого процесса. По нашему мнению, оно выражается в дополнительном приросте продукции,
который превышает затраты на повышение квалификации кадров. Так, если процесс переподготовки кадров оценивается в 30-40 тыс. руб., то специалистам, прошедшим такую переподготовку, вполне рационально вменять прирост нового агротупродукта для трех-четырех человек постоянных потребителей этого продукта (по 10 тыс. руб.).
На сегодняшний день подготовка кадров обеспечивает предложение на рынке новых видов обслуживания (анимация, гостеприимство и т. д.). В то же время для обеспечения нужной конъюнктуры необходим высокий платежеспособный спрос населения. Он формируется путем снижения цены на агротурпродукт за счет скидок по кредитным картам. Высокое качество обслуживания и относительно низкие цены создают оптимальное соотношение «цена - качество», равное единице (МС/ МР), или соотношение предельных издержек по качеству и предельно низкой цены (за счет скидок).
Обеспечение занятости по новым профессиям (анимация, гостеприимство) предполагается вести в пределах региональных программ развития туризма. Если на региональную (областную) программу планируется до 1 млрд руб., то на подготовку кадров по конъюнктурно-престижным профессиям отводится 34 млн руб. из расчета двух групп по 20 человек с обучением 5 лет (4 года плюс стажировка): 40 чел. х 850 тыс. руб. = 34 млн руб. Стажировка проводится фермерами в течение летней практики на месте и за рубежом или после окончания вуза.
Подготовка магистров имеет свою специфику. Дело в том, что это не просто специалисты высшей квалификации, это еще и новаторы производства, обеспечивающие прирост агротурист-
ского продукта в регионе. Этот прирост выражается в форме создания мультипликативного эффекта при реализации региональных программ развития аграрного туризма (или вначале скорректированных программ туризма и сельского хозяйства). Магистратура осуществляет подготовку кадров, обеспечивающих «прорыв» в совершенной, но бессвязной конкуренции малых агротурхозяйств и превращение их в элементы региональной агроту-ристской системы, приносящей монопольно высокий предпринимательский доход этим хозяйствам.
Предпринимательская деятельность выпускников магистратуры строится на организации взаимодействия раздробленных агротурхозяйств в единую региональную корпорацию (или филиал федеральной корпорации), обеспечивающую производство высококачественной, экологически чистой продовольственной продукции и высококачественного агротуристского обслуживания потребителей.
Для этого необходимо создавать систему подготовки и распределения кадров по агротуристским хозяйствам (условно центр занятости). Работники агротурхозяйств должны обладать не только трудовыми, но и творческими навыками. Им соответствуют коэффициенты трудового и творческого участия. Эти коэффициенты предназначены как для поставщиков агротуруслуг, так и для потребителей. Для потребителей определяются их предпочтения (спрос) на отдельные виды услуг: питание, проживание и т.д. Для потребителей по соответствующему виду услуг и максимальному спросу на него определяется количество посетителей, желающих приобрести эти услуги. Отсюда задача формулируется следующим образом:
исходя из имеющихся предпочтения потребителей на каждый вид агроту-руслуги (экскурсии, питание и т.д.) найти такой план их распределения, который бы устраивал производителей, исходя из уровня их трудового участия в каждом элементе агротуристского обслуживания. Коэффициент трудового и творческого участия для потребителей и производителей составляется на основе анкетных опросов по 10-балльной системе. Максимальная оценка составляет 10 баллов и заносится в исходную таблицу как коэффициент трудового и творческого участия и одновременно как коэффициент максимального предпочтения представителей данной сегментной группы в данном виде агро-туруслуг (табл. 3). Целевая функция имеет следующий вид:
n
Z = ^ CjXj-> max,
j=i
где Z - оптимальный распределения туристов; n - количество видов туристских
услуг; X - искомое количество туристов с]-м видом предпочтения услуг; С - количество персонала, задействованного на^'-й вид туруслуг.
Количество занятых по направлениям агротуристской деятельности определяется из потребительских предпочтений (удельный вес сегментных групп), по которым рассчитывается абсолютное число требуемых кадров для каждой сегментной группы. Далее, исходя из максимальных балльных оценок (10), рассчитывается абсолютная потребность в кадрах по направлениям деятельности: экскурсии, досуг и др.
В результате решения задачи были получены следующие результаты: • например, для людей зрелого возраста (1-я сегментная группа) предпочтения отданы экскурсионному туризму, то же касается сегмента «Родители с детьми». Отсюда количество услуг, которое должна представить принимающая сторона, распространяется на 275 человек и т.д.;
Таблица 3
Распределение кадров в зависимости от спроса на агротуристские услуги
Зрелый возраст Родители с детьми Молодежь Средний возраст Потребители с высокими доходами Потребность поставщиков услуг в кадрах, чел.
Экскурсии 10010 17510 6 7 3 275
Питание 5 8 10010 8 2510 125
Проживание 6 7 9 9 2510 25
Досуг 3 17510 10010 30010 5 575
Удельный вес сегментных групп,% 10 35 20 30 5
Распределение кадров по сегментным группам 100 350 200 300 50 1000
• общее количество туристов (1000) отражает минимальное число средств размещения в агротуристском бизнесе (10 мест) с учетом 100 хозяйств, расположенных в данном регионе. Таким образом, становится очевидным, сколько специалистов необходимо привлечь к сотрудничеству в агротур-бизнесе, исходя из потребностей в агро-турдеятельности: экскурсионной, до-суговой и др.
Фермеры в начале сезона имеют возможность рассчитать потребность в кадрах на ближайший сезон. Для того чтобы удовлетворить спрос на рынке труда в соответствии с пожеланиями владельцев агротурхозяйств, в административных районах должны функционировать специализированные информационные (консультационные) центры, имеющие связи с образовательными организациями ближайших городов. Другими словами, должна быть создана некая база данных, пополняемая каждый год людьми, заинтересованными трудиться в агротуристской сфере, в том числе выпускниками вузов, колледжей, курсов переподготовки и т.д. База данных должна содержать информацию о потенциальном работодателе, с одной стороны, и уровне квалификации, возрасте, опыте работы и примерном требовании к заработной плате (с учетом коэффициента трудового и творческого участия) -с другой.
В современной практике уже существуют подобные сайты, специализированные кадровые агентства, биржи труда, однако для агротуристской сферы подобного рода предложения - пока дело ближайшего будущего. Более того, существующие системы не взаимодействуют с образовательными организациями, готовыми предоставлять не только выпускников, но и студентов для практики на летний сезон (сезонная рабочая сила).
Сегодня административные районные центры уже способны предоставлять информацию, касающуюся агротуристского бизнеса (агротуристские услуги, хозяйства, количество мест размещения и т.д.), однако вопрос удовлетворения спроса на рыке труда в агротуристском бизнесе остается открытым. В этой связи отдельно хотелось бы выделить Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса, находящийся в г. Сергеев Посад и осуществляющий подготовку и переподготовку кадров в сфере аграрного туризма около восьми лет. На базе данного Центра автором и предлагается создать первый проект кадрового агентства, который соединил бы требования фермеров (хозяев агроту-ристских предприятий) с возможностями образовательных организаций, готовящих кадры для агротуристского бизнеса. Распределение специалистов производится по методике, изложенной выше.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Здоров А. Б., Здоров М. А., Абрянди-на В. В. Методологическая оценка эффективности управления агротуристской интеграцией // Стратегия развития АПК и сельских территорий: перспективные идеи и конкурентоспособные технологии: материалы Между-нар. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию ФГБНУ ВНИОПТУСХ. М, 2015. С. 596-599.
2. Здоров А. Б., Здоров М. А. Прогнозирование формирования и развития сельских туристских комплексов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2010. № 4. С. 48-51.
3. Здоров А. Б., Здоров М. А. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в агротуристском бизнесе // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сб.