Научная статья на тему 'Социальное партнерство в сфере профессионального туристского образования'

Социальное партнерство в сфере профессионального туристского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / TOURISM / SOCIAL PARTNERSHIP / PROFESSIONAL EDUCATION / TOURISM EDUCATION / EDUCATION QUALITY / QUALITY EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квартальнов А. В.

Показана важность профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии. Дано определение социального партнерства. Перечислены функции социального партнерства. Выделены основные формы развития социального партнерства в сфере профессионального туристского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Квартальнов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in the professional tourism education

The importance of professional training in tourism industry is shown. The definition of social partnership is given. Features of social partnership are also listed. The basic forms of social partnership in professional tourism education are distinguished.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в сфере профессионального туристского образования»

т ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ш

А. В. КВАРТАЛЬНОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:001.891

Показана важность профессиональной подготовки кадров д.ш туристской индустрии. Дано определение социального партнерства Перечислены функции социального партнерства. Выделены основные формы развития социального партнерства в сфере профессионального туристского образования.

Ключевые аова: турит, социальное партнерство, профессиональное образование, туристское образование, качество образования, оценка качества.

The importance ofprofessional training in tourism industry is slum'll. The definition of social partnership is given. Features of social partnership are also listed The basic forms of social partnership in professional tourism education are distinguished

Key words: tourism, social partnership, professional education, tourism education, education quality’, quality evaluation.

Коренные изменения. происходящие в области образования, труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях обеспечения конкурентоспособности и эффективности туристских предприятий, быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий и ростом «нематериальных инвестиций», требуют соответствующей организации квалифицированного труда и особого внимания к непрерывной профессиональной подготовке специалистов индустрии туризма.

Во время дискуссии, состоявшейся в рамках Международной научно-практической конференции «Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение» 20 мая 2010 г. в Совете Федерации (г. Москва), инициаторами которой выступила Российская международная

академия туризма, поднимались вопросы, связанные с социальным, государственно-частным партнерством.

В настоящее время предприятия сферы туризма и гостеприимства вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессиональной подготовки, которая становится стратегическим фактором, обеспечивающим требуемые структурные изменения. В связи с чем становится актуальной проблема развития социального партнерства предприятий индустрии туризма и профессионального туристского образования.

В современных условиях в сферу интересов социальных партнеров входят следующие вопросы профессионального обучения:

• определение содержания профессионального образования и повышение качества учебных планов и программ, формирование единого европейского

пространства для дистанционного обу-

• определение условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;

• осуществление профессиональной ориентации (выявление связей между основным образованием и профессиональным обучением, в особенности содействие трудоустройству молодежи);

• продолжительность обязательного обучения;

• подготовка преподавательского состава;

• организация и осуществление производственного обучения;

• обеспечение занятости, в том числе и прежде всего среди молодежи;

• организация и функционирование системы дальнейшего обучения и его доступности;

• обеспечение законодательного закрепления всех вышеперечисленных вопросов.

Сегодня, как никогда, возрастает роль постоянного (непрерывного) обучения. Уже через 10 лет 80 % используемых технологий и оборудования устареет. К этому времени 80 % работников будут иметь образование, которое они получили 10 лет назад. В этой связи необходима реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая должна охватить не только учебные заведения, но и туристские предприятия и компании, а также значительно повысить ответственность каждого человека за собственное обучение. Не менее важно сформировать куль-туру обучения в течение всей жизни.

Прочные основы знаний и умений должны закладываться в течение первых лет образования, которое должно основываться на новых технологиях; преподаватели должны постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Социальный диалог в сфере профессионального туристского образования в большой степени зависит от реализуе-

чения;

мых в рамках национальных государств моделей производственных отношений.

Во всех моделях социальное партнерство в сфере профессионального образования и обучения (ПОО) направлено на развитие высококачественного ПОО, отвечающего потребностям рынка труда и экономической жизни.

Необходимой предпосылкой для устойчивого и качественного развития профессионального образования и обучения в туристской сфере является институционализация социального партнерства и наличие соответствующей нормативноправовой базы.

Ключевая роль в развитии социального партнерства в сфере профессионального туристского образования принадлежит работодателям и их организациям, которые выполняют следующие фу нкции:

• лоббирование собственных интересов в рамках классической модели плюрализма интересов;

• участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов, а также стандартов ПОО;

• формирование приоритетов обучения на рабочем месте;

• участие в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования;

• участие в разработке образовательных программ;

• определение требований к содержанию обучения и к итоговой оценке;

• мобилизация финансовых ресурсов и контроль за их использованием;

• у частие в управлении учебными заведениями ПОО.

Помимо этого, социальные партнеры неизбежно вовлекаются в решение проблем развития региональной инфраструктуры. Следует подчеркнуть, что ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социаль-

ВЕСТНИКГШТ’з* 201!

ного диалога. Степень инициативности работодателей во многом определяется традициями, производственными отношениями и моделью регулирования профессионального образования.

Форма социального партнерства зависит от основной модели профессионального образования и обучения, принятой в конкретной стране, которая, в свою очередь, формируется в зависимости от типа производственных отношений.

Практика показывает, что укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области профессионального образования способствует создание совместных органов и структур на национальном и региональном уровнях, а также на уровне отраслей, которые занимаются разработкой и реализацией инициатив в области обучения как в учебных заведениях, так и в сфере непрерывного обучения.

Основной формой реализации социального партнерства в сфере профессионального обучения на уровне туристского предприятия являются коллективные договоры. содержащие положения о внутрифирменном обучении, непрерывном образовании и др. В осуществлении производственного обучения социальные партнеры могут выступать в качестве организаторов независимых учебных центров и учреждений непрерывного профессионального обучения.

Исходя из вышесказанного, основные формы развития социального партнерства в сфере профессионального туристского образования могут быть обобщены следующим образом:

1. Создание органов социального партнерства на национальном, региональном, отраслевом и местном уровнях и на у ровне учебных заведений (с участием представителей предприятий, ассоциаций

работодателей и предпринимателей, торгово-промышленных палат, организаций работников (профсоюзов) и представителей сферы образования) для разработки:

• квалификационных требований к специалистам (разработка спецификации сферы труда);

• национальной системы квалификаций и стандартов профессионального образования и обучения (спецификация оценки);

• учебных программ (спецификация сферы образования);

• содержания и организации производственной практики на предприятии (обучение на рабочем месте) или в лабораториях учебного заведения;

• прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях;

• мониторинга развития региональных рынков труда;

• выявления необходимости введения новых специальностей обучения.

2. Расширение участия учебных заведений профессионального туристского образования в повышении квалификаций работников предприятий - социальных партнеров (модульные программы, основанные на компетенциях).

3. Организация стажировок преподавателей учебных заведений на предприятиях социальных партнеров (на предприятиях сферы туризма и гостеприимства).

4. Участие социальных партнеров в системах обеспечения качества профессионального туристского образования.

5. Создание мотивационных механизмов социального диалога (участие в совместных органах - советах, комитетах; повышение эффективности политики предприятий в области развития человеческих ресурсов и т. д.).

6. Выработка предложений по гармонизации спроса и предложения образовательных услуг на региональном рын-

ке. отвечающих интересам регионального развития (профили и объемы подготовки).

7. Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития (тестирование новых технологий, обучение студентов работе на новых программах с использованием новых технологий и распространение наработок в регионе).

Было бы целесообразным разработать и принять Положение о региональных консультативных отраслевых советах по социальному партнерству с участием представителей органов управления образованием. организаций работодателей. профсоюзов, секторных министерств и предприятий, департаментов Федеральной службы занятости с целью:

• формирования региональной социально-экономической стратегии;

• проведения анатиза рынка труда в регионе в профессионально-квалификационном разрезе:

• формирования прогнозов развития регионального рынка (на базе имеющихся моделей мониторинга рынка труда) и гармонизации спроса и предложения на туристские профессии и уровни квалификации, в том числе для оптимизации сети учебных заведений:

• формирования регионального компонента стандарта профессионального образования (по отраслям экономики) и разработки требований к компетенциям выпускников.

Для активизации социального партнерства учебных заведений может быть полезным разработать и утвердить:

• типовое положение о социальном партнерстве учебного заведения профессионального образования (а также провести региональну ю учебу по вопросам

организации социального партнерства для представителей учебных заведений);

• рекомендации об отраслевых советах по социальному партнерству и попечительских советах для учебных заведений профессионального туристского образования;

• включение показателей деятельности в области социального партнерства в систему обеспечения качества деятельности учебных заведений (в рамках реализации модели управления качеством).

Особое внимание необходимо уделить развитию эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнеров.

Областями социального партнерства в сфсрс профессионального туристского образования могли бы стать:

• разработка политики в области профессионального образования (на федеральном и региональном у ровнях):

• разработка профессиональных стандартов и стандартов профессионального образования и обучения - на отраслевом уровне;

• анализ и мониторинг рынка труда (на федеральном, региональном и отраслевом уровнях);

• прогноз спроса и предложения на рынке образовательных услуг профессионального туристского образования;

• определение направлений развития профессиональных квалификаций и базовых умений (на федеральном, региональном и секторном уровнях);

• участие в разработке стратегии регионального социально-экономического развития (на федеральном и региональном уровнях);

• осу ществление сбора и анализа информации о развитии рынка труда (на федеральном и региональном у ровнях);

НЕСТНИКГМАТ’ 2оч

• разработка содержания программ обучения и требований к оценке компетенций и участие в оценке учебных заведений (самооценке) и итоговой оценке выпускников (на уровне учебного заведения);

• предоставление мест для производственной практики, организация стажировок и повышения квалификации преподавателей туристского вуза на предприятиях;

• развитие системы переподготовки или повышения квалификации работников предприятий в учебных заведениях (на региональном уровне и уровне учебного заведения);

• совершенствование профориентационной работы (для усиления связей между общим и профессиональным образованием);

• развитие обучения на предприятии (на рабочем месте) с привлечением преподавателей из образовательного учреждения;

• мобилизация финансовых и материально-технических ресурсов и контроль за их использованием;

• участие в управлении учебными заведениями;

• форушрование консолидированных региональных фондов для поддержки и развития профессионального образования и обучения.

В современной модели профессионального ту ристского образования одним из условий ее реализации является социальное партнерство как ключевой аспект развития профессионального туристского образования в современной социально-экономической ситуации.

Н. П. КУЩЕВ, Д. А. Махотин

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 378.141

Рассмотрена практическая рсч. ш пиши компетентностиого подхода в образователь-ном процессе вуза на основе ФГОС нового поколении. Представлена ткоподатезьная база по федери-зышм государственным обраишательпым стандартам. Предложено проектирование социальных норм с помощью образовательных стандартов третьего поколения

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, образовательные программы, федеральные образовательные стандарты, компетентностный подход, высшее образование.

The practical implementation of the competence approach to high school educational process based on пен■ generation of federal state educational standards is considered The legal framework of federal state educational standards is presented Designing of social norms through third generation educational standards is proposed

Key words: tourism, professional education, educational programs, federal educational standards, competence approach, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.