УКД 316.334; 304.3
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Фехтел Елена Валерьевна, аспирант, преподаватель кафедры «Государственно-правовые
дисциплины», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва
Training ofpersonnel in tourism industry is considered as necessary activity for the improvement of the quality of life of the Russian people and access to the international level of standards which promote the solution of important problems in political, economic and social spheres of the countries life. Tourism industry is one of national system’s compartments of any country. Tourism forms financial-economic activities and promotes the development of culture of interpersonal and international relations. Tourism unites people, leads to the growth of international understanding.
Подготовка кадров туристской отрасли рассматривается как необходимое условие качественного развития жизни российского общества и выхода на международный уровень стандартов, способствующих решению значительных задач в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности страны. Сфера туризма является одной из составных частей национальной системы любой страны. Туризм формирует финансово-хозяйственную деятельность, способствует развитию культуры межличностных, межнациональных отношений, сближая народы, ведет к росту межнационального взаимопонимания.
Keywords: tourism industry, personal training, vocational training, tourism, educational institutions, social partnership.
Ключевые слова: индустрия туризма, подготовка кадров, профессиональное
образование, туризм, образовательные учреждения, социальное партнерство
В процессе демократизации Российского общества рыночные отношения как форма ведения хозяйства внесли в целом значительные изменения в политическую, экономическую, социальную сферы жизнедеятельности страны.
В нынешних условиях одной из главных задач государства является переход к новому социальному типу экономического развития страны. В связи с этим необходимо
создать благоприятные условия для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма [3].
Индустрия туризма является одной из составных частей национальной системы. Туризм способствует развитию культуры межличностных и межнациональных отношений, тесно соприкасаясь с социальной сферой общества, формирует финансовохозяйственную деятельность.
Отечественный туризм, обладая высоким потенциалом природных и рекреационных ресурсов, стремится к международным стандартам, принятым в современных развитых странах, а также в странах, где основная часть национального бюджета состоит из финансовых оборотов от туристской деятельности.
Российский потенциал туристской сферы используется не в полной мере. Пока в нашей стране доминирующие позиции занимает выездной туризм, направленный на вывоз финансовых средств из страны.
Согласно прогнозу ВТО, Россия способна принять около 40 млн иностранных туристов. Проблема состоит в том, что российская туристская инфраструктура не достигает уровня, соответствующего мировым стандартам. Россия, обладая уникальными природными ресурсами, культурным и историческим наследием, хорошим туристско-рекреационным потенциалом, способна выйти на более высокий уровень туристкой деятельности, при условии качественно-профессиональной подготовки кадров [8, с. 37-42].
В нынешних условиях наша система образования не может выпускать квалифицированные кадры, образовательный процесс имеет много минусов, что свидетельствует о необходимости создания более узкой отраслевой подготовки кадров, в том числе туристского профиля.
Попытаемся проанализировать ситуацию на примере подготовки кадров для туристской отрасли.
В России подготовка квалифицированных специалистов для туристской деятельности ведется по нескольким направлениям:
1) «Социально-культурный сервис и туризм» - специальность ориентирована на обеспечение кадрами инфраструктуры по обслуживанию туристов;
2) «Туризм» - осуществляет подготовку специалистов широкого профиля, способных реализовать себя на разных уровнях туристской деятельности;
3) «Экономика и управление на предприятии» - выпускает кадры с экономическим и финансовым образованием, осуществляющие коммерческую деятельность, в том числе в индустрии туризма;
4) «Менеджмент организации» - готовит менеджеров по туризму, как специалистов среднего звена, так и специалистов способных осуществлять руководство.
Исследуя международную практику в области кадровой политики, можно установить, что за рубежом подготовка профильных специалистов в отрасли туризма ведется и по другим направлениям, берущим за основу нормативно-правовой характер, спортивно-туристкий, анимационный и др. Система мер по улучшению качества подготовки специалистов сферы туризма является одним из направлений Евросоюза.
Широкий спектр возможностей для подготовки кадров туристского профиля в нашей стране позволяет возродить лучшие традиции отечественного туризма, обеспечив тем самым развитие национальной системы.
В условиях нового времени формируется инновационная система образования, базирующаяся на следующих компонентах:
• создание теоретических и методических основ, содержащих качественно-новую подготовку специалистов;
• разработка и формирование нормативно-правовой базы, способной обеспечить эффективное функционирование образовательных учреждений;
• построение квалифицированной системы по подготовке кадровых ресурсов, способной обеспечить профессионализм выпускаемых специалистов.
По результатам анализа подготовки специалистов в области туризма выявляются такие особенности:
1) за основу профессионального обучения берется система ресторанного и гостиничного хозяйства, и только небольшая часть программ, курсов и дисциплин касается туристской деятельности (организация посещений мероприятий, бронирование мест на транспорте, заказ экскурсионного обслуживания и др.);
2) при развивающейся индустрии туризма в нашей стране, как правило, гостиничные и ресторанные комплексы создают свои учебные заведения или пользуются услугами лицеев и колледжей, которые входят в систему территориального местного управления. Их цель - подготовить квалифицированный персонал только для своих предприятий, входящих в собственную сеть. Ход обучения направлен на отработку стандартов и квалификационных навыков, вызванных потребностями гостиничного и ресторанного бизнеса;
3) отсутствуют туристско-экскурсионные предприятия с замкнутой технологической системой обслуживания по гостеприимству, спортивному туризму, экскурсионной деятельности и т. д.;
4) профессиональные образовательные учреждения (ВПО, СПО, НПО) не имеют качественной базы для развития практических знаний по обслуживанию туристов и лишены возможности выпускать полноценных квалифицированных специалистов для сферы туризма.
В российских условиях проблема состоит в том, что мало учитываются давние традиции гостеприимства, близость культурных традиций, при взаимосвязи отсутствует полное понимание понятий «гостеприимство», «развитость рыночной экономики», «применимость систем управления бизнесом».
Специфика знаний в туристской сфере определяет необходимость подготовки туристских кадров, требующей не только серьезного осмысления и проработки, но и тонкой взаимосвязи длительных практических подготовок студентов с учебным процессом. Сейчас существует реальная необходимость создания учебно-
производственного туристского комплекса, где в полном объеме был бы использован не только учебно-методический потенциал, но и практический.
Обучение необходимо строить на принципе теоретического и практического взаимодействия, новые знания необходимо закреплять на практике. Например, в течение семестра высшего обучения студенты не только изучают специальную литературу, но и работают, получая практические навыки. Получая конкретную специальность, каждый студент в ходе обучения должен столкнуться с различными ситуациями, касающимися туристской деятельности, до того, как завершит обучение.
Но при этом у вузов возникает потребность в материальных ресурсах для прохождения практики на предприятиях, занимающихся туристской деятельностью, которая заставляет искать пути решения возникших задач.
В настоящее время существуют предпосылки формирования таких отношений, как социальное партнерство в реализации образовательных программ. Социальное партнерство может занять особое место в качестве взаимодействия и сотрудничества образовательных учреждений с общественными организациями, работодателями, службой занятости и иными государственными и негосударственными субъектами в целях повышения качества профобразования. Интерес к системе социального партнерства определяется тем, что при сотрудничестве сторон можно избежать социальной напряженности на рынке труда, снизить процесс безработицы, научиться качественно готовить и выпускать кадры в соответствии с политическим, экономическим, социальным спросом общественной жизни страны [9].
Применение социального партнерства в системе профессиональной подготовки кадров - это современный взгляд, направленный на улучшение качества инфраструктуры
туристской отрасли, и важный шаг, нацеленный на согласованное взаимодействие всех участников этого процесса [7].
Развитие и формирование системы социального партнерства в профессиональном образовании - процесс длительный и сложный. Практика показывает, что взаимоотношения сторон выстраиваются сложно. У большинства потенциальных партнеров отсутствует желание сотрудничать. Свою роль в этом сыграло разрушение связей между профобразованием и предприятиями в постсоветский период.
Перечислим важные аспекты трудностей взаимодействия между социальными партнерами:
1) отсутствие информации у профессиональных образовательных учреждений о потребностях рынка труда, в результате чего ухудшается качество подготовки специалистов;
2) нескоординированные взаимоотношения между партнерами по сотрудничеству;
3) не существует четкой нормативно-правовой базы регулирующей отношения социального партнерства;
4) наличие различных взглядов на систему профобразования;
5) государство как один из главных партнеров не стремится выработать четкий и качественный процесс взаимного сотрудничества, способный заинтересовать участников социального партнерства.
В целях улучшения условий, взаимодействия сторон партнерства необходимо:
• провести мониторинг с участием служб занятости, работодателей, общественных организаций и государственных структур и определить потребность кадров в сфере туризма;
• разработать концепцию предложений и спроса на рынке труда с учетом квалификационных характеристик профессий туристской индустрии;
• понизить налоговые ставки участникам партнерства, которые оказывают поддержку профобразовательным учреждениям в качестве предоставления рабочих мест для стажировки и прохождения практики;
• привлекать к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (СМИ, центры профориентации и др.);
• совместно с участниками партнерства корректировать образовательные программы с целью улучшения качества подготовки кадров (готовить к изданию учебники и учебные пособия по туризму);
• создать методическое обеспечение по унификации и стандартизации программ ДПО (совместная разработка курсов повышения квалификации);
• разработать образовательные профили под стандарты нового поколения;
• привлекать работников индустрии туризма в качестве консультантов при подготовке дипломных, диссертационных работ;
• сформировать систему повышения квалификации преподавателей и др.
Одним из показателей заинтересованности государства и общества в дальнейшем развитии индустрии туризма является тесное сотрудничество сторон.
С введением в практику социального партнерства в профессиональном образовании эффективность результата будет определяться степенью реализации интересов партнеров-участников, способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, поможет создать конкурентоспособный рынок туристских услуг и сократить отток финансовых средств из страны.
Литература
1. Гаагская декларация по туризму: Международный договор от 14 апреля 1989 года.
2. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 12.05.2012).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в ред. распоряжение Правительства РФ от 8 августа 2009 года № 1121-р). http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 12.05.2012).
4. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 года № 1230-р. http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 12.05.2012).
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Федеральное агентство по туризму, 2008. http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 12.05.2012).
6. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии // Международная программа TACIS EDRUS 9510 «Укрепление учебной базы для индустрии туризма». М., 1999.
7. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80—83.
8. Назина Н.А. Проблемы развития туризма в Российской Федерации // Вестник. Научный журнал Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 1(12). С. 37-42.
Соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки России и Российского союза предпринимателей и промышленников от 25 июня 2007 года. http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 12.05.2012).