проблемных ситуаций, проблем и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста. Социальное содержание «втягивается» в учебный процесс через формы совместной де-
Библиографический список
ятельности студентов, предполагающие учёт личностных особенностей каждого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профессионального коллектива, общества.
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991.
2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева, Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: АлтГУ, 2002.
3. Профессиональное образование и социогуманитарное знание: тенденции и проблемы. Под редакцией В.Н. Бобрикова. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 2010.
References
1. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
2. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva, N.B. Innovacionnye obuchayuschie tehnologii vprofessional'nojpodgotovke specialistov. Barnaul: AltGU, 2002.
3. Professional'noe obrazovanie isociogumanitarnoe znanie: tendenciiiproblemy. Pod redakciej V.N. Bobrikova. Kemerovo: Kuzbasskij gosu-darstvennyj tehnicheskij universitet, 2010.
Статья поступила в редакцию 19.12.14
УДК378
Kazaryan G.E., senior teacher, Economics and Technology College, Sochi State University (Sochi, Russia),
Е-mail: [email protected]
FEATURES OF ORGANIZATIONOF TRAININGMANAGERSIN THE TOURISM SECTORAT THE PRESENT STAGE OF MODERNIZATION OF EDUCATION.This article deals with the organization of training for future managers in the sphere of tourism. The work is dedicated to social partnership of universities and employers. The implementation of the concept of the social partnership is ensured through the opening of an educational travelling company ("A Firm for Teaching"), whose activities are to facilitate the formation of professionally significant qualities of students and their acquisition of the necessary experience in the tourist activity. The researcher of the work formulatesthe main learning objectives that are designed to solve the organization and functioning of this specially launched training company. The firm for teaching tourism skills of students has its own office with such departments as a planning economic department, accounting department, an office of projecting of tourism products, an office of realization of the service and a staff department. The author offers the core areas of the work for students in such small business company and lists the necessary skills in the work in various structures that are required in other big working companies.
Key words: manager, tourism, social partnership, small business, students.
Г.Э. Казарян, преп. экономико-технологического колледжа Сочинского государственного университета, г. Сочи,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки будущих менеджеров в сфере туризма, посвященные социальному партнёрству вуза и работодателей. Реализация социального партнерства обеспечивается посредством учреждения учебной туристической фирмы, деятельность которой обеспечивает формирование профессионально значимых качеств у студентов и приобретение ими необходимого опыта туристской деятельности. Формулируются учебные задачи, которые призвана решить организация и функционирование учебной фирмы. Предлагаются основные направления работы малого предприятия студентов, перечисляются необходимые навыки работы в различных структурах, существующих на реально работающих предприятиях.
Ключевые слова: менеджер, туризм, социальное партнёрство, малое предприятие, студенты.
Эксперты ЮНЕСКО выделяют туризм в одну из ведущих сфер профессионального образования, что отвечает основным параметрам Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» [1], в которой расчётная потребность в профессиональных кадрах составляет более двух миллионов человек.
Современное профессиональное туристическое образование ориентировано на освоение шести видов туристического опыта: эффективной практической туристической деятельности, познавательного туристического опыта, социального взаимодействия, нравственно-этического опыта поведения туриста, духовного опыта личности и опыта рефлексирующего сознания. Обновление содержания профессионального туристического образования есть результат интеграции различных видов туристской деятельности как между собой, так и с другими видами экономической деятельности, а также взаимодействия функциональных пространств: образовательного, туристского и профессионального.
Эффективное развитие профессионального туристского образования невозможно без социального партнёрства, под которым мы понимаем систему взаимоотношений, направленную на подготовку компетентных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов в сфере туризма. Участниками социального партнёрства являются педагоги, студенты, работодатели, представляющие предприятия туристического бизнеса и общественные организации.
Работодатели, заинтересованные в подготовке компетентных специалистов, зачастую, сами проявляют инициативу в организации социального партнерства и берут на себя следующие функции:
- участвуют в разработке квалификационных требований, профессиональных стандартов и образовательных программ;
- формируют приоритеты обучения на рабочем месте;
- участвуют в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования;
- определяют требования к содержанию обучения и к итоговой оценке;
- обеспечивают привлечение финансовых ресурсов и контроль за их использованием;
- участвуют в управлении учебными заведениями профессионального образования [2].
В рамках перечисленных направлений в сферу интересов социальных партнеров входят следующие вопросы:
- определение содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ;
- определение условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;
- осуществление профессиональной ориентации;
- продолжительность обязательного обучения;
- подготовка преподавательского состава;
- организация и осуществление производственного обучения;
- обеспечение занятости среди молодежи;
- организация и функционирование системы непрерывного и повышение его доступности;
- обеспечение законодательного закрепления всех выше перечисленных вопросов [2].
Тенденция расширения социального партнёрства обусловлена несколькими причинами, среди которых выделяются необходимость приобретения новых умений и повышение квалификации в течение всей жизни, вызванные быстрыми темпами развития технологий и мобильностью рынка труда и переходом к компетентностной модели обучения, позволяющей адаптироваться в изменившейся ситуации.
Профессиональная подготовка будущих менеджеров в сфере туризма станет эффективнее с использованием технологии «Учебная фирма» [3]. На 1 - 2 курсах может быть использована организационно-деятельностная игра «Учебная фирма», а на старших курсах студенты привлекаются к работе малого предприятия. Оно может быть учреждено на основе Федерального закона № 217, реализующего инициативу Президента Д.А. Медведева о создания вузами и НИИ малых предприятий [4]. Такое предприятие становится базой для практики студентов, предоставляет возможности для знакомства будущих специалистов со специфическими особенностями работы в туристском бизнесе и приобретения первого опыта работы.
Рассмотрим, как осуществляется работа студентов в рамках организационно-деятельностной игры [5], которая представляет совокупность имитационных методов, обладающих следующими возможностями:
- организация образовательной деятельности студентов посредством использования реальной ситуации, отвечающей потребностям рынка труда;
- моделирование ситуаций, возникающих в процессе работы туристических предприятий;
- воспроизведение отношений различных отделов предприятия и внешних структур;
- имитация будущей профессиональной деятельности на различных этапах её становления и формирование у студентов целостного представления о работе и управлении предприятием, взаимосвязи его отделов и служб, их функций и документооборота;
- совмещение целей обучения с приобретением профессионального работы в сфере туризма.
«Учебная фирма» помогает подготовить к профессиональ-
Библиографический список
ной деятельности менеджера в сфере туризма, который обладает навыками общения, заключения договоров и подготовки документов. Работа студентов в «Учебной Фирме» происходит в свободной обстановке, что способствует включению студентов в активную деятельность и формированию у них чувства ответственности за результаты своего труда, который влияет на эффективность всего предприятия.
Использование технологии «Учебная фирма» направлено на решение следующих педагогических задач:
- совершенствовать качество подготовки конкурентоспособного специалиста;
- адаптировать будущих специалистов условиям профессиональной деятельности;
- обеспечивать постоянное повышение профессионального мастерства специалистов в сфере туризма;
- быстро ориентироваться в потоке информации и внедрять ее в свою профессиональную деятельность;
- совершенствовать педагогическое мастерство преподавателей вуза.
«Учебная фирма» осуществляет имитацию деятельности реального предприятия и выполняет все свойственные ему функции. Управление туристической фирмой - это оптимальное распределение целей, задач и ресурсов между структурными подразделениями и работниками организации.
Для осуществления деятельности «Учебная фирма» должна иметь отдельный «офис» с компьютерами, факсом, ксероксом и прочими необходимыми атрибутами. В «Учебной фирме» должны быть сформированы отделы, соответствующие основным управленческим функциям туристического предприятия:
- планово-экономический отдел;
- бухгалтерия;
- отдел разработки туристических продуктов;
- отдел реализации продукции, товаров и услуг (продажа туристических продуктов);
- отдел кадров;
- канцелярия.
Студент попеременно работает в каждом структурном подразделении фирмы и таким образом на практике осваивает полученные теоретические знания, а также овладевает психологическими навыками работы в разных коллективах.
Основными направлениями работы малого предприятия студентов могут стать следующие:
- экопросвещение (работа с детьми, школьниками и взрослыми, участие в природоохранных акциях);
- экотуризм;
- волонтёрская помощь охраняемым территориям;
- исследования.
Работая в «Учебной фирме», студент приобретает навыки работы в структурах, которые реально существуют на предприятии. Они осваивают документооборот предприятия, приобретают умение оформлять большинство из реальных существующих документов, в том числе бухгалтерские, учатся проводить анализ хозяйственной деятельности, составлять приказы и осуществлять деловую переписку.
Каждый семестр целесообразно проводить оценку профессионально значимых качеств каждого студента (коммуникабельность, активность, самостоятельность, обязательность, дисциплинированность, работоспособность). К её процедуре следует привлекать преподаватель, других студенты и самих оцениваемых.
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Москва, 2014.
2. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза. Высшее образование в России. 2006; 6.
3. Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Москва, 2009.
4. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Москва, 2005.
5. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма». Под редакцией А.В. Завгородней, Г.В. Борисовой, С.В. Архангельской. Санкт-Петербург, 2004.
References
1. Federal'naya celevaya programma «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma vRossijskojFederacii (2011 - 2018 gody)». Moskva, 2014.
2. Olejnikova O., Murav'eva A. Social'noe partnerstvo v sfere professional'nogo obrazovaniya v stranah Evropejskogo Soyuza. Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2006; 6.
3. Federal'nyj zakon ot 2 avgusta 2009 goda № 217-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam sozdaniya byudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami hozyajstvennyh obschestv v celyah prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) rezul'tatovintellektual'nojdeyatel'nosti». Moskva, 2009.
4. Schedrovickij G.P. Organizacionno-deyatel'nostnaya igra. Moskva, 2005.
5. Innovacii v professional'nom obrazovanii i obuchenii. Obrazovatel'naya tehnologiya «Uchebnaya firma». Pod redakciej A.V. Zavgorodnej, G.V. Borisovoj, S.V. Arhangel'skoj. Sankt-Peterburg, 2004.
Статья поступила в редакцию 29.12.14
УДК 371:351
Kolpakova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Social Disciplines, Affiliate Branch of Altai Krai Institute of Additional Educationa for Teachers (Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING OF OBJECTIVES IN CLASS ACCORDING TO THE EDUCATIONAL STANDARD OF THE SECOND GENERATION.The paper conducts research of how objectives should be formed in the educational process in accordance with the requirements of the Standard of the modern education of the second generation. The analysis of the process of making up of general tasks comprises the main part of the work. The analysis of the pedagogic work of teachers shows the interdependence of educational tasks and motivation in learning. The paper describes the contents of the key notions that relate to the process of forming of objectives. The author compares the methods of forming of objectives as it is accomplished in the system of conventional teaching and in the system of activity-based teaching. The research raises a problem of how to teach pupils a regulatory skill to make up tasks. The article also partly solves a problem of what possible options can be found on the way of solving questions of how teaching to formation of objectives can be organized.
Key words: formationof an objective, educational tasks, action-based approach in teaching, standard, training, motivation, regulatory skills, results of meta-disciplines.
Н.В. Колпакова, канд. пед. наук, доц. каф.теории и методики общественных дисциплин филиала КГБОУ АКИПКРО, г. Бийск, E-mail: [email protected]
О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ НА УРОКЕ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной статье рассматривается проблема целеполагания в учебном процессе в связи с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения. Основное содержание исследования составляет анализ процесса целеполагания на уроке. На основе анализа образовательной практики раскрывается зависимость целеполагания и мотивации учебной деятельности. Статья раскрывает содержание ключевых понятий, связанных с проблемой целеполагания в обучении. Даётся сравнение методики целеполагания в системе традиционного обучения и на основе деятельностного подхода в обучении, определяется зависимость процесса осуществления целеполагания на уроке и формирования у учащегося регулятивного умения ставить цель. В статье предпринята попытка раскрыть не только проблему целеполагания на уроке, но и показать возможные варианты её преодоления.
Ключевые слова: целеполагание, цель, деятельностный подход в обучении, стандарт, учебная деятельность, мотивация, регулятивные умения, метапредметные результаты.
Быстро меняющееся общество требует от своих членов мобильности, самостоятельности, нешаблонного мышления. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования во втором разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» [1, с. 4] в пункте «Метапредметные результаты» первым прописано умение учащегося самостоятельно определять цели своего обучения. Таким образом, от учителя теперь требуется умение не только осуществлять це-леполагание на уроке, но и научить этому учащегося. На первый взгляд, кажется всё просто, но ситуация такова, что даже учитель, которого учили ставить цели учебной деятельности учащихся, который по роду профессии постоянно занимается целеполаганием в своей профессиональной деятельности, осуществляет этот процесс часто формально и не всегда корректно. Проблема целеполагания не просто сложная, она многоаспектная, и часто замалчивается, якобы, в силу теоретической разработанности. На самом деле существует множество разрывов между теорией и практикой. Со времен Я.А. Коменского целеполагание осуществлялась по шаблону, часто формально. Для этого была причина, обществу нужен был исполнитель, человек, работающий по заданному образцу, шаблону, алгоритму, качественно выполняющий работу. Цель задавала направление, исполнитель по алгоритму (инструкции) выполнял действия, которые приводили к заданному результату. Изменилась ситуация в обществе, сейчас нужны не только и не столько исполнители, сколько самостоятельные люди, умеющие проектировать свою деятельность, творчески мыслить.
В образовательной практике сложились разные подходы к целеполаганию. Одни учителя считают, что при планировании
урока необходимо ставить три цели, другие одну триединую. Еще сложнее с вопросом, кто ставит цель учебной деятельности на уроке: учитель, сами учащиеся или совместно, если совместно, то как? Ведь, цель учителя не только личностнозначимая, но и определяется программой, стандартом, а цель ученика должна быть личностнозначимой. Учитель ставит цель, как правило, заданную содержанием учебной дисциплины, такая цель будет важной для мотивированных учащихся, которых, как правило, не много в классе. Чтобы цель стала личностнозначимой для каждого учащегося (хотя бы для большинства) необходимо вовлечь учащихся в процесс целеполагания, помочь увидеть значимость учебной деятельности в удовлетворении внутренних потребностей и собственного развития. Даже постановка проблемы в начале урока, не всегда придает цели личностный смысл учебной деятельности учащегося, возможно только мотивирует. Мотивация быстро исчезает, если деятельность на уроке не планируется совместно, а проходит по алгоритму, запланированному учителем, так как большинство учащихся поймут, что они являются исполнителями. Понимание учителем вышеописанной ситуации актуально особенно для основной школы. В подростковом возрасте учащиеся стремятся определить свою позицию, и, значит, пытаются отыскать смыслы во всякой деятельности, бессмысленная, точнее неосмысленная деятельность не представляет для них ценности.
Обозначим ещё несколько проблемных аспектов целеполагания, существующих в образовательной практике. Часто учитель планирует деятельность, а не результат. Тогда идёт подмена цели урока на средства достижения, как правило, это происходит за счёт деятельности учителя, который ведет за собой учащихся. Не у всех педагогов есть понимание иерархии целей