Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дадашов Муса Махамедович

В статье проводится анализ возможных неудовлетворительных последствий деятельности законодательного органа субъектов РФ. Известно, что полномочия регионального парламента должны осуществляться в точном соответствии с нормативно-правовыми актами, а за ненадлежащее осуществление публичной власти возможна конституционно-правовая ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дадашов Муса Махамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF THE RESPONSIBILITY OF THE REPRESENTATIVE BODY OF STATE POWER OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the possible unsatisfactory consequences of the implementation of its activities by the legislative body of the constituent entities of the Russian Federation. It is known that the powers of the regional parliament must be exercised in strict accordance with the normative legal acts, that constitutional and legal liability is possible for the improper exercise of public power.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 34—36. State service and personnel. 2022;(2):34—36.

Научная статья УДК 342.52

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-34-36

NIION: 2012-0061-02/22-069 MOSURED: 77/27-008-2022-02-269

Законодательное регулирование ответственности представительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации

Муса Махамедович Дадашов

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова,

Грозный, Россия; Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,

Akhyadov1990@mail.ru

Аннотация. В статье проводится анализ возможных неудовлетворительных последствий деятельности законодательного органа субъектов РФ. Известно, что полномочия регионального парламента должны осуществляться в точном соответствии с нормативно-правовыми актами, а за ненадлежащее осуществление публичной власти возможна конституционно-правовая ответственность.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, законодательный орган, федеральный закон, ответственность.

Для цитирования: Дадашов М.М. Законодательное регулирование ответственности представительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 34— 36. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-34-36.

Original article

Legislative regulation of the responsibility of the representative body of state power of the constituent entities of the Russian Federation

Musa M. Dadashov

Grozny State Oil Technical University M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia; Chechen State University

named after A.A. Kadyrova, Grozny, Russia, Akhyadov1990@mail.ru

Abstract. The article analyzes the possible unsatisfactory consequences of the implementation of its activities by the legislative body of the constituent entities of the Russian Federation. It is known that the powers of the regional parliament must be exercised in strict accordance with the normative legal acts, that constitutional and legal liability is possible for the improper exercise of public power.

Keywords: legal regulation, legislature, federal law, responsibility.

For citation: Dadashov M.M. Legislative regulation of the responsibility of the representative body of state power of the constituent entities of the Russian Federation // State service and personnel. 2022;(2):34—36. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-34-36.

Законодательное закрепление за региональным парламентом большого перечня полномочий предполагает и определенного рода ответственность за невыполнение возложенных обязанностей [1]. Таким образом, деятельность законодательных (представительных) органов субъектов РФ должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством, т.е. соответствовать принципам законности. В случае наличия нарушений в деятельности регионального пар-

© Дадашов М.М. М., 2022.

ламента, а также при ненадлежащем или неудовлетворительном осуществлении полномочий парламент несет соответствующую конституционно-правовую ответственность.

Как и ранее, основное положение в области применения мер конституционно-правовой ответственности занимает ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя основания досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

№ 2/2022

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Для всестороннего исследования следует также сказать, что именно понимается под досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Под досрочным прекращением полномочий регионального парламента следует понимать досрочное прекращение все прав и обязанностей данного органа, их прекращение до законодательно установленного срока полномочий депутатов соответствующего государственного органа власти субъекта РФ [2].

Здесь необходимо заострить внимание на том, что данная ответственность имеет коллективный характер законодательного (представительного) органа субъекта РФ и таким образом не включает ответственность отдельных субъектов, таких, как депутаты или какое-либо должностное лицо парламента.

Отдельно стоит сказать о том, что даже при законодательном закреплении ряда конституционно-правовых мер ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ данное законодательство никак не раскрывает само понятие конституционно-правовой ответственности. Тем не менее, анализируя федеральное и региональное законодательство, а также имеющуюся судебную практику, мы с уверенностью можем говорить о наличии ответственности конституционно-правового характера по отношению к законодательному (представительному) органу субъекта РФ.

Непосредственно к конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта РФ относится отрицательная оценка деятельности последнего со стороны государства и, соответственно, определенные неблагоприятные последствия для данного органа [3].

Таким образом, наличие двух критериев позволяет отнести те или иные меры к мерам юридического характера: негативная оценка содеянного и неблагоприятные последствия за данные действия. Однако следует сказать о том, что сама по себе конституционно-правовая ответственность не носит карательного характера, имея своей направленностью восстановить нарушенное право или предупредить нарушение в будущем.

По справедливому замечанию В. А. Виноградова, для наступления конституционно-правовой ответственности необходима совокупность трех фактов: во-первых, нормативное закрепление должного поведения и меры ответственности за несоблюдение; во-вторых, само нарушение действующего законодательства; в-третьих, наличие соответствующего решения уполномоченного органа о применении соответствующих мер конституционно-правовой ответственности за совершенное нарушение [2].

Нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат перечень оснований, которые могут стать поводом для досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в том числе это относится и к основаниям конституционно-правовой ответственности.

Положения, в которых нашли отражение основания досрочного прекращения регионального парламента, закреплены в ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, к основаниям досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ относятся следующие условия:

■ самороспуск регионального парламента. Порядок принятия решения о самороспуске регионального парламента принимается в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

■ установление в судебном порядке того факта, что региональный парламент по истечении шести месяцев уклонился от исполнения решения суда, не предпринял каких-либо мер, направленных на его исполнение, что, в свою очередь, создало препятствия для исполнения обязанностей государственных органов, органов муниципальной власти, стало следствием нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и интересов юридических лиц.

Указанный выше перечень оснований досрочного прекращения является исчерпывающим.

Таким образом, закрепить иные основания досрочного прекращения полномочий не представляется возможным, за исключением внесения изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Список источников

1. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Виноградов ВА Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2003. № 2. С. 52—61.

3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2012. 592 с.

№ 2/2022

References

1. Federal Law № 229-FZ of December 3, 2012 (as amended on July 1, 2017) «On the Procedure for Forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Vinogradov VA. The basis of constitutional and legal responsibility // Legislation. 2003. № 2. Pp. 52—61.

3. Vitruk N.V. Constitutional justice. Judicial-constitutional law and process: Textbook. 4th ed., revised. and additional. M.: Norma: Infra-M, 2012. 592 p.

Информация об авторе

Дадашов М.М. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информационное право и юриспруденция»; доцент кафедры «Теория и история государства и права»

Information about the author Dadashov M.M. — candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of information law and jurisprudence; associate professor of the department of theory and history of state and law

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.