Научная статья на тему 'О сущности взаимодействия представительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов'

О сущности взаимодействия представительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция / законодательный орган / федеральный закон / Российская Федерация / субъекты РФ / Constitution / legislative body / federal law / Russian Federation / subjects of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муса Махамедович Дадашов

В статье исследованы особенности правовой регламентации взаимодействия и деятельности законодательных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Приведены примеры из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муса Махамедович Дадашов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the essence of interaction between representative bodies of state power of the Russian Federation and its subjects

The article explores the features of the legal regulation of the interaction and activities of the legislative bodies of state power of the Russian Federation and the subjects of the Federation. Examples from the federal legislation and the legislation of the constituent entities of the Russian Federation are given.

Текст научной работы на тему «О сущности взаимодействия представительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 69 — 70. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):69 — 70.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.52 NIION: 2007-0062-2/22-082

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-69-70 MOSURED: 77/27-004-2022-02-282

0 сущности взаимодействия представительных органов

государственной власти Российской Федерации

и ее субъектов

Муса Махамедович Дадашов1, 2

1 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, Akhyadov1990@mail.ru

2 Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия

Аннотация. В статье исследованы особенности правовой регламентации взаимодействия и деятельности законодательных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Приведены примеры из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, законодательный орган, федеральный закон, Российская Федерация, субъекты РФ Для цитирования: Дадашов М.М. О сущности взаимодействия представительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 69 — 70. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-69-70.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

On the essence of interaction between representative bodies of state power of the Russian Federation and its subjects

Musa M. Dadashov1 2

1 Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia, Akhyadov1990@mail.ru

2 Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia

Abstract. The article explores the features of the legal regulation of the interaction and activities of the legislative bodies of state power of the Russian Federation and the subjects of the Federation. Examples from the federal legislation and the legislation of the constituent entities of the Russian Federation are given.

Keywords: Constitution, legislative body, federal law, Russian Federation, subjects of the Russian Federation For citation: Dadashov M.M. On the essence of interaction between representative bodies of state power of the Russian Federation and its subjects // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):69 — 70. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-69-70.

ентральное место в системе нормативных актов в области организации законодательной и исполнительной власти в стране занимает Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором нашли отражение положения общего характера в исследуемой области. Положения, не уре-

Дадашов М.М., 2022

гулированные нормами Конституции РФ и данного закона, могут быть урегулированы на уровне субъекта РФ [1]. В частности, Закон определяет и основания наступления конституционно-правовой ответственности, куда относится нарушение конституционных норм, норм федерального и регионального законодательств.

Структура органов власти субъекта, в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, определяется субъектами РФ самостоятельно на основе конституционных норм, а также на основе ранее отмеченного закона.

©

2022 / № 2 Education. Science. Scientific personnel

69

Юридические науки

Положения, касающиеся равноправия субъектов РФ, нашли отражение и в ст. 72 Конституции РФ, закрепляющей вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы данной статьи Конституции РФ распространяются на все субъекты Федерации. Естественным образом данные положения нашли свое отражение и в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П, в котором равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях между собой закрепляется в Конституции РФ в качестве основы государства.

При отсутствии единого подхода в понимании Федерации ученые-правоведы схожи во мнении о наличии в федеративном государстве федерального уровня государственной власти и государственной власти регионов, что также предполагает и законодательное закрепление их полномочий, предметов ведения, в том числе совместных предметов ведения [2]. Так, согласно ранее упомянутой ст. 72 Конституции РФ, к совместным предметам ведения Федерации и ее субъекта относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Положения п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ устанавливают перечень предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, куда входит установление общих принципов организации системы органов исполнительной и законодательной власти субъекта. В свою очередь, структура органов государственной власти субъекта устанавливается самим субъектом Федерации согласно ст. 77 Конституции РФ.

«Федеральный центр не вправе императивно утверждать структуру органов государственной власти субъектов РФ, поскольку это означало бы нивелирование федеративного характера нашего государства».

Таким образом, центральное положение в данной области, конечно, занимает ФЗ «Об общих принципах...» [1], который закрепляет общие принципы организации как законодательной, так и исполнительной власти, в то же время определяя основания наступления конституционно-правовой ответственности, куда относится нарушение конституционных норм, норм федерального и регионального законодательства.

Список источников

1. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 5 февраля 2018 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 марта 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Мирзоев М.Г. К вопросу о конституционно-правовых способах влияния федеральной власти на порядок замещения и процедуру досрочного прекращения полномочий главы субъекта Российской Федерации / / Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 33—38.

References

1. Federal Law No. 184-FZ of October 6, 1999 (as amended on February 5, 2018) "On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force from 06.03.2018) // SPS "ConsultantPlus".

2. Mirzoev M.G. To the question of the constitutional and legal ways of influence of the federal government on the procedure for replacement and the procedure for early termination of the powers of the head of the subject of the Russian Federation // State power and local self-government. 2016. № 1. Р. 33—38.

Информация об авторе

М.М. Дадашов — доцент кафедры «Информационное право и юриспруденция» Грозненского государственного нефтяного технического университета им. М.Д. Миллионщикова; доцент кафедры «Теория и история государства и права» Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, кандидат педагогических наук.

Information about the author M.M. Dadashov — Associate Professor of the Department of Information Law and Jurisprudence, Grozny State Oil Technical University named after M. D. Millionshchikov; Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 18.05.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 18.05.2022; accepted for publication 14.06.2022.

70

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.