Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты конституционно-правовой ответственности законодательных органов в России: особенности теории'

Историко-правовые аспекты конституционно-правовой ответственности законодательных органов в России: особенности теории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
конституционно-правовая ответственность / законодательный орган / становление / исторические аспект / constitutional and legal responsibility / legislative body / formation / historical aspects

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эльман Саид-Мохмадович Ахъядов, Ислам Шараниевич Абдулхожаев, Умар Кюриевич Хаджиев

Конституционно-правовая ответственность имеет особую значимость в системе изучения отрасли государственного права. Данная научная статья посвящена теоретико-историческим аспектам конституционно-правовой ответственности региональных парламентов субъектов Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эльман Саид-Мохмадович Ахъядов, Ислам Шараниевич Абдулхожаев, Умар Кюриевич Хаджиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal aspects of constitutional and legal legislative responsibility in Russia: features of the theory

Constitutional and legal responsibility is of particular importance in the system of studying the branch of state law. This scientific article is devoted to the theoretical and historical aspects of the constitutional and legal responsibility of regional parliaments of the subjects of the federation.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты конституционно-правовой ответственности законодательных органов в России: особенности теории»

Закон и право. 2022. № 1. С. 15-18. Law and legislation. 2022;(1): 15-18.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-15-18

NIION: 1997-0063-1/22-001 MOSURED: 77/27-001-2022-1-201

Историко-правовые аспекты конституционно-правовой ответственности законодательных органов в России:

особенности теории

Эльман Саид-Мохмадович Ахъядов1, Ислам Шараниевич Абдулхожаев2,

Умар Кюриевич Хаджиев3

1 Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Чеченская Республика, г. Грозный,

Россия

2 3 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика

М.Д. Миллионщикова, Чеченская Республика, г. Грозный, Россия

1 Akhyadov1990@mail.ru

2 islam_2612@mail.ru

3 einstein_95@mail.ru

Аннотация. Конституционно-правовая ответственность имеет особую значимость в системе изучения отрасли государственного права. Данная научная статья посвящена теоретико-историческим аспектам конституционно-правовой ответственности региональных парламентов субъектов Федерации.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, законодательный орган, становление, исторические аспекты.

Для цитирования: Ахъядов Э.С.-М., Абдулхожаев И.Ш., Хаджиев У.К. Историко-правовые аспекты конституционно-правовой ответственности законодательных органов в России: особенности теории // Закон и право. 2022. № 1. С. 15—18. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-15-18.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Historical and legal aspects of constitutional and legal legislative responsibility in Russia: features of the theory

Elman S.-M. Akhyadov1, Islam Sh. Abdulkhozhaev2, Umar K. Khadzhiev3

1 Kadyrov Chechen State University, Chechen Republic, Grozny, Russia

1 2 Grozny State Oil Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov,

Chechen Republic, Grozny, Russia

1 Akhyadov1990@mail.ru

2 islam_2612@mail.ru

3 einstein_95@mail.ru

Abstract. Constitutional and legal responsibility is of particular importance in the system of studying the branch of state law. This scientific article is devoted to the theoretical and historical aspects of the constitutional and legal responsibility of regional parliaments of the subjects of the federation.

Keywords: constitutional and legal responsibility, legislative body, formation, historical aspects.

For citation: Akhyadov E.S.-M., Abdulkhozhaev I.Sh., Khadzhiev U.K. Historical and legal aspects of constitutional and legal legislative responsibility in Russia: features of the theory // Law and legislation. 2022; (1): 15— 18. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-15—18.

© Ахъядов Э.С.-М., Абдулхожаев И.Ш., Хаджиев У.К. М., 2022. ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

Начиная исследование вопросов становления рассматриваемого вида юридической ответственности, полагаем уместным подчеркнуть тот факт, что сама постепенная актуализация тематики конституционно -правовой ответственности на уровне субъектов Федерации в несколько предшествующих десятилетий не в последнюю очередь связана с формированием в субъектах самостоятельной по отношению к представительной и судебной властям исполнительной ветви власти, с повышением реальной самостоятельности этой ветви власти и значимости принимаемых ею решений, а в целом — с признанием в России на конституционном уровне принципа разделения властей.

Можно согласиться с мнением A.B. Безрукова, который указывал, что «...на государственные органы субъектов Российской Федерации возложено решение значимых общественных и государственных задач, поэтому установление механизма их ответственности перед федеральным центром — необходимый элемент механизма правового регулирования в федеративном демократическом государстве. Действительно, усиление мер конституционной ответственности региональных органов государственной власти зачастую является вынужденным средством, однако не всегда вписывается в рамки конституционного поля, что особенно отразилось на конституционной ответственности региональных парламентов» [6].

Поэтому и в России, в том числе и на региональном уровне, о самостоятельной ветви представительной и исполнительной власти, и соответственно о конституционно-правовой ответственности в субъекте РФ, можно говорить лишь на этапе преобразований в конце 80-х — начале 90-х годов XX в.

И если Советы, несмотря на наличие принципа демократического централизма, демонстрируют ряд черт, присущих самостоятельным представительным органам, в том числе и аналог конституционно-правовой ответственности перед населением, то существовавшие в дореволюционный и советский период развития нашего государства на территории края органы, осуществлявшие исполнительно -распорядительные функции, например губернаторы и исполнительные комитеты краевых Советов, не могут в полной мере считаться органами исполнительной власти.

Это связано с тем, что почти весь дореволюционный период исполнительные государ-

ственные органы самостоятельностью по отношению к монарху не обладали, а в советский период был провозглашен принцип всевластия Советов, т.е. органы, осуществлявшие исполнительные функции, самостоятельностью опять-таки не обладали.

Октябрьская революция 1917 г. привела к окончательной передаче власти в административно-территориальных единицах государства новым коллегиальным выборным (делегатским) представительным органам — Советам.

Советы формировались на выборной основе и фактически выступали ядром организации политической власти в административно-территориальных единицах. Прочие органы власти либо непосредственно были подконтрольны Советам, либо формировались Советами и были подотчетны им [2; 3].

Советы строились на отрицании принципа разделения властей, отмечает Ж.И. Овсепян, характеризуя «смешанную», объединяющую представительное , исполнительно -распорядительное и контрольное начала, их компетенцию [10; 4; 5; 8; 11]. Таким образом, именно Советы и формы их ответственности следует анализировать в рамках решения задач настоящего исследования. Эти представительные органы характеризуются следующими признаками, о которых следует помнить, осуществляя исследование. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, это главенствующее положение в системе административно -территориальной иерархии публичной власти, прямой контроль исполнительно-распорядительных органов соответствующего уровня.

Во-вторых, осуществление контроля над деятельностью судебных органов на соответствующей территории.

В-третъих, не обособленность, а нахождение внутри системы аналогичных по представительской функции органов, во взаимосвязанном, взаимозависимом, и, вместе с тем, иерархически организованном положении, в основе которого лежал так называемый «принцип демократического централизма», просуществовавший в качестве базового начала формирования органов народного представительства советской власти до конца 80-х годов прошлого столетия.

Первая советская Конституция, утвержденная 10 июля 1918 г. V Всероссийским Съездом Советов, Конституция РСФСР провозглашала в стране республику Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и закрепляла в главе

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

12 предметы ведения советов на местах [10, с. 30]. Устанавливались контрольные полномочия вышестоящих советов в отношении нижестоящих, вышестоящие советы наделяли правами отмены решений, принятых подконтрольными советами (ст. 62 Конституции РСФСР).

Следующая Конституция РСФСР, принятая в 1925 г., и Конституция РСФСР 1937 г. завершили конституционное оформление советской системы, провозгласили прямые выборы Советов населением, подтвердили принцип демократического централизма, подконтрольность вышестоящим советам нижестоящих, возможность применения конституционно-правовой меры ответственности в виде отмены решения.

Как указывал Д.М. Мириджанян, в государстве «...была создана громоздкая система представительных органов государственной власти, включающая множество звеньев даже в рамках одного и того же государственного органа» [9].

В контексте целей и задач нашего исследования представляет интерес Закон СССР от 25 июня 1980 г. № 2351-Х «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» [1; 7, с. 256], установивший компетенцию представительных органов.

Указанным Законом декларировалось: «В соответствии с Конституцией СССР краевой, областной Совет народных депутатов, Совет народных депутатов автономной области, автономного округа является органом государственной власти в крае, области, автономной области, автономном округе. Краевой, областной, окружной Совет народных депутатов решает все вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, а Совет народных депутатов автономной области, автономного округа — в обсуждении вопросов краевого, областного значения, вносит по ним свои предложения» [1].

Список источников

1. Закон СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных

областей и автономных округов» от 25.06.1980. № 2351-Х // Ведомости ВС РСФСР. 1980. № 27. Ст. 526.

2. Азовкин И.А. Местные Советы в системе органов власти. М.: Юрид. лит., 1971.

3. Барабашев Г.В. Областной, краевой Совет депутатов трудящихся. М.: Мысль, 1967.

4. Барабашев Г.В., Старовойтов Н.Г., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М.: Юр. лит., 1987.

5. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. М.: Юрид. лит., 1981.

6. Безруков А.В. Модернизация мер конституционной ответственности органов государственной власти субъектов РФ в условиях федеративных преобразований // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. № 5. С. 26—29.

7. Кукушкин Ю. С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987.

8. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М.: Юрид. лит., 1986;

9. Мириджанян Д.М. Конституционно-правовой статус законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Монография. Ставрополь, 2004.

10. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2000.

11. Работа Советов: теория и практика / Сб. ст. / Под ред. М.Ф. Стрепухова. М.: Известия, 1986.

References

1. The Law of the USSR «On the basic powers of the regional, Regional Councils of People's Deputies, Councils of People's Deputies of Autonomous regions and Autonomous districts» dated 06/25/1980 № 2351-X // Vedomosti of the Supreme Soviet of the RSFSR. 1980. № 27. St. 526.

2. Azovkin I.A. Local Councils in the system of authorities. M.: Legal literature, 1971.

3. Barabashev G. V. Regional, Regional Council of Workers' Deputies. M.: Thought, 1967.

4. Barabashev G. V., Starovoitov N. G., Sheremet K.F. Councils of People's Deputies at the stage of improving socialism. M.: Legal literature, 1987.

5. Barabashev G.V., Sheremet K.F. Soviet construction. M.: Legal literature, 1981.

LAW & LEGISLATION • 01-2022

6. Bezrukov A.V. Modernization of measures of constitutional responsibility of state authorities of subjects of the Russian Federation in the conditions of federal transformations / / State power and local self-government. 2010. №. 5. Pp. 26—29.

7. Kukushkin Yu.S, Chistyakov O.I. Sketch of the history of the Soviet Constitution. M.: Politizdat, 1987.

8. Kutafin O.E., Sheremet K.F. Competence of local Councils. M.: Legal Literature, 1986.

9. Mirijanyan D.M. Constitutional and legal status of the legislative bodies of state power of subjects of the Russian Federation within the southern Federal district: Monograph. Stavropol, 2004.

10. Ovsepyan Zh.I. The formation of parliamentarism in Russia: A textbook. Rostov-on-Don: SKAGGS Publishing House, 2000.

11. The work of the Soviets: theory and practice / Collection of Articles edited by M.F. Strepukhov. M.: Izvestia, 1986.

Информация об авторах

Ахъядов Э.С.-М. — кандидат юридических наук Абдулхожаев И.Ш. — старший преподаватель Хаджиев У.К. — старший преподаватель

Information about the authors

Akhyadov E.S.-M. — candidate of law Abdulkhozhaev I.Sh. — senior lecturer Khadzhiev U.K. — senior lecturer

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.10.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.

The article was submitted 12.10.2021; approved after reviewing 08.12.2021; accepted for publication 14.12.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.