Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕМОНСТРАТИВНО-ПРОТЕСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРОТЕСТ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕМОНСТРАТИВНО-ПРОТЕСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРОТЕСТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТЕСТА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГРУППА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Илья Сергеевич

Содержание и направленность мероприятий по обеспечению прав граждан на протест зависят от факта согласования планируемого публичного мероприятия органами власти. В части предупреждения демонстративно-протестной преступности в связке с незаконными публичными мероприятиями реализуется стратегия «негативного влияния», при которой широким применением незначительных по степени карательного воздействия мер государство стремится обеспечить удержание граждан от участия в несогласованных публичных акциях с тем, чтобы минимизировать возможность применения в последующем более суровых правовых санкций за реальное причинение вреда при проведении таковых акций. Эта стратегия оправдана, хотя обладает двумя значимыми дефектами: относительной простотой запрета на проведение публичного мероприятия и серьезностью административных санкций за правонарушения. В части предупреждения преступлений во время согласованных публичных мероприятий реализуется стратегия «позитивного взаимодействия». Она основана на уважении самого права на протест и признании сторонами взаимных обязательствах по соблюдению правовых норм и обеспечению порядка и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DEMONSTRATIVE PROTEST CRIME BY ENSURING THE RIGHTS OF CITIZENS TO PROTEST

The content and direction of the measures to ensure the rights of citizens to protest depend on the fact that the planned public event is approved by the authorities. In terms of preventing demonstrative and protest crime in connection with illegal public events, a strategy of «negative influence» is being implemented, in which the state seeks to ensure that citizens are kept from participating in uncoordinated public actions with the wide use of measures that are insignificant in terms of the degree of punitive impact in order to minimize the possibility of subsequent use more severe legal sanctions for the actual infliction of harm during such actions. This strategy is justified, although it has two significant defects: the relative simplicity of the ban on holding a public event and the severity of administrative sanctions for offenses. In terms of crime prevention during agreed public events, a strategy of «positive interaction» is being implemented. It is based on respect for the very right to protest and the recognition by the parties of mutual obligations to comply with legal norms and ensure order and security

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕМОНСТРАТИВНО-ПРОТЕСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПУТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРОТЕСТ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 191—195. State service and personnel. 2022;(2): 191 — 1 95.

Научная статья

УДК 343.97 NIION: 2012-0061-02/22-113

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-191-195 MOSURED: 77/27-008-2022-02-313

Профилактика демонстративно-протестной преступности путем обеспечения прав граждан на протест

Илья Сергеевич Ильин

Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации, isilyin@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1362-0519

Аннотация. Содержание и направленность мероприятий по обеспечению прав граждан на протест зависят от факта согласования планируемого публичного мероприятия органами власти. В части предупреждения демонстра-тивно-протестной преступности в связке с незаконными публичными мероприятиями реализуется стратегия «негативного влияния», при которой широким применением незначительных по степени карательного воздействия мер государство стремится обеспечить удержание граждан от участия в несогласованных публичных акциях с тем, чтобы минимизировать возможность применения в последующем более суровых правовых санкций за реальное причинение вреда при проведении таковых акций. Эта стратегия оправдана, хотя обладает двумя значимыми дефектами: относительной простотой запрета на проведение публичного мероприятия и серьезностью административных санкций за правонарушения. В части предупреждения преступлений во время согласованных публичных мероприятий реализуется стратегия «позитивного взаимодействия». Она основана на уважении самого права на протест и признании сторонами взаимных обязательствах по соблюдению правовых норм и обеспечению порядка и безопасности.

Ключевые слова: протест, последствия протеста, преступление, безопасность, личность, публичность, общество, группа.

Для цитирования: Ильин И.С. Профилактика демонстративно-протестной преступности путем обеспечения прав граждан на протест // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 191—195. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2022-2-191-195.

Original article

Prevention of demonstrative protest crime by ensuring the rights of citizens to protest

Ilya S. Ilyin

Northwest Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, isilyin@yandex.ru, orcid: 0000-0003-1362-0519

Abstract. The content and direction of the measures to ensure the rights of citizens to protest depend on the fact that the planned public event is approved by the authorities. In terms of preventing demonstrative and protest crime in connection with illegal public events, a strategy of «negative influence» is being implemented, in which the state seeks to ensure that citizens are kept from participating in uncoordinated public actions with the wide use of measures that are insignificant in terms of the degree of punitive impact in order to minimize the possibility of subsequent use more severe legal sanctions for the actual infliction of harm during such actions. This strategy is justified, although it has two significant defects: the relative simplicity of the ban on holding a public event and the severity of administrative sanctions for offenses. In terms of crime prevention during agreed public events, a strategy of «positive interaction» is being implemented. It is based on respect for the very right to protest and the recognition by the parties of mutual obligations to comply with legal norms and ensure order and security.

Keywords: protest, consequences of protest, crime, security, personality, publicity, society, group.

For citation: Ilyin I.S. Prevention of demonstrative protest crime by ensuring the rights of citizens to protest // State service and personnel. 2022;(2):191—195. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-191-195.

С учетом имеющихся представлений о причинах и условиях демонстративно-протест-ной преступности профилактический режим

© Ильин И.С. М., 2022.

может быть представлен в виде нескольких укрупненных блоков реализуемых государством правовых, организационных и технических мер.

Данная статья посвящается рассмотрению блока специальных мер воздействия на причины

№ 2/2022

и условия демонстративно-протестной преступности, который включает мероприятия по обеспечению прав граждан на протест, свободу слова, выражение собственного мнения, проведение публичных мероприятий. Это одна из наиболее сложных, конституционно чувствительных областей специального криминологического предупреждения, в значительной степени (если не полностью) основанная на применении правовых мер. Специфика этого направления профилактического воздействия заключается в диалектическом единении, с одной стороны, мер, обеспечивающих свободную реализацию гражданами своих прав, а с другой стороны, мер, направленных на недопущение незаконных публичных акций. Базой для реализации этой совокупности мероприятий выступает административное законодательство.

Прежде всего, речь идет о Законе, устанавливающем правила проведения публичных мероприятий, порядок взаимодействия граждан и представителей государства, их взаимные права и обязанности [1].

Алгоритм Закона в данном случае предельно прост: граждане подают уведомление о проведении мероприятия, государство обязано согласовать его проведение, граждане и государство берут на себя взаимные обязательства по соблюдению общественного порядка и обеспечению безопасности (см. статьи 5, 6, 14 упомянутого Закона), в случае отступления от этих обязательств мероприятие прекращается (статьи 15, 16 Закона) с возможным возложением ответственности на виновных лиц.

Эта логика и конституционна, и социально оправдана. Проблемы возникают, однако, в процессе исполнения Закона о публичных мероприятиях, что дает специалистам справедливые основания для его критики [2; 3], суть которой в кратком изложении состоит в том, что уведомительный порядок проведения публичного мероприятия по факту трансформирован в разрешительный, что грубым образом искажает само существо права на проведение публичных мероприятий и дает возможность государству в усмотрительном порядке и под любым предлогом запретить едва ли не любую публичную акцию.

Сознательно воздержимся от политической и конституционной оценки практики реализации Закона о публичных мероприятиях, акцентировав внимание на его криминологическую составляющую.

Отметим, что конституционность законодательства о митингах не является специфической российской проблемой, это проблема универсального характера. Например, испанские специалисты, анализируя национальные правовые нормы, отмечают сомнительную конституционность некото-

рых правовых мер, таких, как возложение своего рода объективной и прямой ответственности на организаторов демонстраций из-за любых правонарушений или убытков, которые могут быть произведены во время их проведения, или требование залога или страховых полисов для покрытия расходов на уборку или ремонт [12, с. 187—197].

Профилактическая стратегия же в данном случае отчетливо распадается на два вектора, в зависимости от того, согласуют или не согласуют органы власти проведение публичного мероприятия.

Очевидно (и это мы уже отмечали, рассуждая о детерминантах преступности), что отказ в согласовании публичной акции «маркирует» любое последующее публичное выступление заявителей и их сторонников в качестве незаконного, что дает основание для развертывания в отношении них программы принудительного правового воздействия. Достаточно обратиться к положениям ст. 20.2 КоАП РФ, согласно которой административные наказания предусмотрены за:

1) организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления;

2) вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных публичных акциях;

3) участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры; а также к предписаниям ст. 20.2.2 КоАП РФ об ответственности за организацию и призывы к одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах.

Анализ этих норм свидетельствует, что в части специального предупреждения демонстратив-но-протестной преступности в связке именно с незаконными публичными мероприятиями государство избрало стратегию, которую условно можно назвать «стратегией негативного влияния». Она реализует принципы профилактики ex ante, стремясь широким применением сравнительно незначительных по степени карательного воздействия мер обеспечить удержание граждан от участия в несогласованных публичных акциях с тем, чтобы минимизировать возможность применения в последующем более суровых правовых санкций за реальное причинение вреда собственности, личности, порядку управления, безопасности при проведении таковых акций. Широкое применение «слабой силы» при отсутствии реального вреда призвано в данном случае предотвратить возмож-

№ 2/2022

ность причинения более серьезных последствий, когда и если публичная акция состоится.

Сама по себе такая стратегия вполне оправдана, если, конечно, не обращать внимания на два обстоятельства:

1) относительную «легкость» для формулирования запрета на проведение публичного мероприятия;

2) серьезность административных санкций за отмеченные правонарушения (вплоть до обязательных работ и административного ареста).

Иное дело, когда речь идет о мероприятиях согласованных. Важным профилактическим потенциалом здесь обладает нормативная регламентация обязанностей организаторов и участников публичного мероприятия, а также корреспондирующих обязанностей органов власти.

Согласно Закону организатор публичного мероприятия обязан: обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона; обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия [см. дополнительную информацию: 4]; приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий; обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия; требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.

Участники публичного мероприятия обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрыв-

чатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия, предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан: присутствовать на публичном мероприятии; оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право: требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения); требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения; по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия, в том числе по соблюдению порядка его организации и проведения.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан: оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Анализ нормативных основ взаимодействия протестующих и власти в условиях согласованного мероприятиях показывает, что реализуемая в данном случае профилактическая стратегия в отношении демонстративно-протестной преступности может быть названа стратегией «позитивного взаимодействия». Она основана на уважении са-

№ 2/2022

мого права на протест и признании сторонами взаимных обязательствах по соблюдению правовых норм и обеспечению порядка и безопасности. Не-исключенные в данном случае противоправные эксцессы оцениваются в контексте профилактики ex post, исходя из того реального вреда, который был причинен протестующими при совершении конкретных административных или уголовно-противоправных деяний.

Список источников

1. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Рекомендация № 659/2011. Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия). Мнение о Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» Российской Федерации. Принято Венецианской Комиссией на 90-м Пленарном заседании (Венеция, 16 — 17 марта 2012) // URL: https://monitoring.mhg.ru/ sites / default / files / files/venice_commission_opi-nion_ on_law_on_public_assemblies_russian .pdf (Дата обращения: 19.05.2021)

3. Экспертное заключение на Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // URL: https://www.politforums.net/ internal/1339179985.html (Дата обращения: 19.05.2021)

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 № 24-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина В.А. Тетерина» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. № 4.

5. Бизюков П.В. Глава 14. Регулирование трудовых протестов в российских городах // Социальное пространство большого города / Отв. ред. Г.В. Еремичева. Санкт-Петербург: СИ РАН — филиал ФНИСЦ РАН, 2018. С. 289—343.

6. Будаев Э.В. Коммуникативное сопровождение массовых протестов в СМИ / Э.В. Будаев, С.Л. Кушнерук, М.А. Курочкина. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2022. 201 с. ISBN 978-5-6047846-2-4

7. Риэккинен МА. Конституционно-правовые основы конструктивного протеста: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2017. 22 с.

8. Хусяинов Т.М. Микронационализм и виртуализация государства: между протестом и социализацией // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы. Новосибирск, 2019. С. 18—28.

9. Цифровой протест в провинциальных городах России: структура, дискурс, модели / М.А. Танина, И.А. Юрасов, В.А. Юдина [и др.]. Пенза, 2021. 124 с. ISBN 978-5-907364-74-5

10. Чумиков А.Н. Власть и оппозиция: коммуникационные и юридические акции сторон в период протестов // Российская пиарология: тренды и драйверы: Сборник научных трудов в честь профессора М.Г. Шилиной / Под редакцией А. Д. Кривоносова. Санкт-Петербург: Санкт- тет, 2021. С. 192—199.

11. Шульц Э.Э. Современный российский политический протест. М.: Проспект, 2021. 168 с. ISBN 978-5-392-35652-2

12. Ubillos J. Municipal bans and the right of public demonstrations: Liability of the organisers. Revista Espanola de Derecho Constitucional. 2015. Vol. 35. № 103. Pp. 187—197.

References

1. Federal Law «On Meetings, Rallies, demonstrations, processions and Picketing» dated 06.19.2004 № 54-FZ (ed. dated 12/30/2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Recommendation № 659/2011. European Commission for Democracy through Law (Venice Commission). Opinion on Federal Law № 54-FZ of 19.06.2004 «On Meetings, Rallies, Demonstrations, Processions and Picketing» of the Russian Federation. Adopted by the Venice Commission at the 90th Plenary Session (Venice, March 16 — 17, 2012) // URL: https://monitoring.mhg.ru/sites/ default/files/files/venice_commission_opinion_on_ law_on_public_assemblies_russian.pdf (Accessed: 05.19.2021)

3. Expert opinion on the Federal Law «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and the Federal Law «On Meetings, Rallies, Demonstrations, Processions and Picketing» // URL: https://www.politforums.net/ internal/1339179985.html (Accessed: 05.19.2021)

4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 06.18.2019 № 24-P «On the case of checking the constitutionality of the provisions of paragraph 5 of Part 4 of Article 5 and paragraph 6 of Part 3 of Article 7 of the Federal Law «On Assemblies, Rallies, demonstrations, processions and picketing» in connection with the complaint of citizen V.A. Teterin» // Bulletin of the Constitutional Court RF. 2019. № 4.

№ 2/2022

5. Bizyukov P.V. Chapter 14. Regulation of labor protests in Russian cities // Social space of the big city / Ed. by G.V. Eremicheva. Saint Petersburg: SI RAS — branch of the FNSC RAS, 2018. pp. 289— 343.

6. Budaev E.V. Communicative support of mass protests in the media / E.V. Budaev, S.L. Kushneruk, M.A. Kurochkina. Saint Petersburg: Science-intensive Technologies, 2022. 201 p. ISBN 978-56047846-2-4

7. Riekkinen M.A. Constitutional and legal foundations of constructive protest: Abstract. dis. ... Dr. yurid. sciences'. Tyumen, 2017. 22 p.

8. Khusyainov T.M. Micronationalism and virtualization of the state: between protest and socialization // Modern social reality: challenges, risks, prospects. Novosibirsk, 2019. Pp. 18—28.

9. Digital protest in provincial cities of Russia: structure, discourse, models / M.A. Tanina, I.A. Yurasov, V.A. Yudina [et al.]. Penza, 2021. 124 p. ISBN 978-5-907364-74-5

10. Chumikov A.N. Power and opposition: communication and legal actions of the parties during the protests // Russian PR: trends and drivers: Collection of scientific papers in honor of Professor M.G. Shilina / Edited by A.D. Krivonosov. Saint Petersburg: Saint-tet, 2021. Pp. 192—199.

11. Shultz E.E. Modern Russian political protest. Moscow: Prospect, 2021. 168 p. ISBN 978-5-39235652-2

12. Ubillos J. Municipal bans and the right of public demonstrations: Liability of the organisers. Revista Española de Derecho Constitucional. 2015. Vol. 35. № 103. Pp. 187—197.

Информация об авторе

Ильин И.С. — кандидат юридических наук, доцент, начальник Управления министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга

Information about the author

Ilyin I.S. — candidate of law, associate professor, Head of the department of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation in Krasnogvardeisky district, Saint Petersburg

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антонян. ISBN 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, подробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.