Государственная служба и кадры. 2021. №5. С. 17-19. ISSN 2312-0444 (print)
State service and personnel. 2021. No.5. P. 17-19. ISSN 2312-0444 (print)
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Научная статья
УДК 342; ББК 67 NIION: 2012-0061-05/21-077
DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-17 -19 MOSURED: 77/27-008-2021-05-276
Особенности досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с признанием состава депутатов неправомочным: теоретико-правовые аспекты1
Мадина Албекхаджиевна Абдулкадырова1, Сайд-Умар Сайд-Алиевич Возкаев2
1 Грозненский государственный нефтяной технический университет
имени М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, [email protected]
2 Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена актуальной и проблемной теме. Институт досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа власти субъектов имеют особое значение в системе норм конституционного права. Авторы в работе раскрывают особенности прекращения полномочий законодательным органом, основания их прекращений, а также субъектов, полномочных своими правовыми актами приостановить либо полностью прекратить действие полномочий законодательного органа субъектов.
Ключевые слова: законодательный орган, прекращение полномочий, статус депутатов, конституционно-правовая ответственность
Для цитирования: Абдулкадырова М. А., Возкаев С.-У. С.-А. Особенности досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с признанием состава депутатов неправомочным: теоретико-правовые аспекты // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 17—19. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-17-19.
Original article
PUBLIC LAW (PUBLIC LAW) SCIENCES
Features of early termination of powers of the legislative (representative) body of state power of the constituent entity of the Russian Federation in accordance with the recognition of the composition of deputies as unauthorized:
theoretical and legal aspects
Madina A. Abdulkadyrova1, Said-Umar S.-A. Vozkaev 2
1 Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikova, Grozny,
Russia, [email protected]
2 Chechen State University named after A.A. Kadyrova, Grozny, Russia, [email protected]
Abstract. This article is devoted to a topical and problematic topic. The institution of early termination of powers of the legislative (representative) authority of the subjects is of particular importance in the system of constitutional law. The author reveals the peculiarities of the termination of powers by the legislative body, the grounds for their termination, as well as the subjects authorized by their legal acts to suspend or completely terminate the powers of the legislative body of subjects.
Keywords: legislative body, termination of powers, status of deputies, constitutional and legal responsibility
For citation: Abdulkadyrova M. A., Vozkaev S.-U. S.-A. Features of the early termination of the powers of the legislative (representative) body of state power of the constituent entity of the Russian Federation in accordance with the recognition of the composition the composition of deputies as unauthorized: theoretical and legal aspects: theoretical and legal aspects // State service and personnel. 2021. (5):17—19. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-17-19.
© Абдулкадырова М. А., Возкаев С.-У. С.-А., 2021.
№ 5/2021
К одному из оснований досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах...» относится «вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий».
Отдельно стоит сказать о том, что включает в себя само понятие «правомочие», а также о том моменте, когда региональный парламент имеет право приступать к осуществлению своих правомочий. Стоит отметить, что авторами отчасти уже затрагивался вопрос правомочия заседаний законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Так наиболее распространенным в научных кругах является определение «правомочия» данное Авакьяном С. А., который понимает под «правомочием» права и обязанности государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также иных участников общественных отношений и закрепленных соответствующим юридическим актом. Автор считает, что данное определение во многом схоже с таким понятием как полномочия, которые и включают в себя права и обязанности конкретного субъекта, закрепленные юридически. По нашему мнению, под «правомочием» необходимо понимать не только законодательно закрепленные права и обязанности конкретного субъекта, но и возможность их осуществления в конкретной ситуации.
Таким образом, автор считает вполне целесообразным законодательное закрепление данного основания досрочного прекращения полномочий регионального парламента ввиду того, что данный орган помимо законодательных функций исполняет еще и функции представительные. Так представительный орган должен представлять интересы населения соответствующего субъекта РФ, что предполагает и соответствующее количество депутатов в целях исполнения данных функций.
Признание регионального парламента в судебном порядке неправомочным в виду сложения депутатами своих полномочий в досрочном порядке предполагает установления судом того факта, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не может исполнять свои права и обязанности в данном составе.
Анализ ФЗ «Об общих принципах...» показал, что согласно ч. 10 ст. 4, региональный парламент признается правомочным в случае избрания в состав парламента не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Как нами уже указывалось ранее, региональным законодательством устанавливается следующее количество депутатов, в случае с КЧР это 50 депутатов; РСО-Ала-ния — 70 депутатов; Ставропольский край — 50 депутатов; КБР — 70 депутатов; ЧР — 41 депутат; РИ — 32 депутата; РД — 90 депутатов.
Количество депутатов в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об общих принципах. » ставится в зависимость от количества избирателей в субъекте РФ:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек».
Библиографический список
1. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Авакьян С.А., Гуценко К.Ф., Ков-лер А.И., Марченко М.Н.; Отв. ред. С.А. Авакьян М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА.М, 2001. С. 446.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс.
3. Копейкин И.В. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 73 — 79.
4. Спасенников И.Г. Тикиджиян Р.Г. Применение смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Юристъ-пра-воведъ. 2005. № 3. С. 90.
Bibliographic list
1. Constitutional law: Encyclopedic Dictionary / Avakyan S.A., Gutsenko K.F., Kovler A.I., Marchenko M.N.; Resp. ed. S.A. Avakyan M.: NORMA: NORMA-INFRA.M, 2001, p. 446.
№ 5/2021
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
2. Federal Law of 12.06.2002 N 67-FZ (as amended on 05.02.2018) «On the Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation» // SPS ConsultantPlus.
3. Kopeikin I.V. Early termination of powers (dissolution) of the legislative (representative) body
of the subject of the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2016. № 8. P. 73—79.
4. Spasennikov I.G. Tikidzhiyan R.G. Application of the mixed electoral system in elections to the legislative (representative) bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation // Jurist-jurist. 2005. No. 3.P. 90.
Информация об авторах
М.А. Абдулкадырова — доктор экономических наук, доцент. Заведующий кафедрой «Информационное право и юриспруденция» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия.
С.-У. С.-А. Возкаев — старший преподаватель кафедры «Гражданское право и процесс» Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия.
Information about the authors
M. A. Abdulkadyrova — Doctor of Economics, Associate Professor. Head of the Department «Information Law and Jurisprudence» of the Grozny State Oil Technical University named after M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia.
S.-U. S.-A. Vozkaev — Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Process of the Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 26.1 0.2021 ; одобрена после рецензирования 10.11.2021 ; принята к публикации 15.11.2021.
The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.
№ 5/2021