УДК 342.52 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10215
ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
_ _ __w W _ ______
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИЗНАНИЕМ СОСТАВА ДЕПУТАТОВ НЕПРАВОМОЧНЫМ
Эльман Саид-Мохмадович АХЪЯДОВ, старший преподаватель юридического факультета Чеченского государственного университета E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. Статья посвящена актуальной и проблемной теме. Институт досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ имеет особое значение в системе норм конституционного права. Автор раскрывает особенности прекращения полномочий законодательным органом, основания их прекращений, а также специфику субъектов, полномочных своими правовыми актами приостановить либо полностью прекратить действие полномочий законодательного органа субъектов РФ. При написании статьи были использованы различные нормативные источники и учебные пособия.
Ключевые слова: законодательный орган, прекращение полномочий, статус депутатов, конституционно-правовая ответственность.
Annotation. This article is devoted to a topical and problematic topic. The institution of early termination of powers of the legislative (representative) authority of the subjects is of particular importance in the system of constitutional law. The author reveals the peculiarities of the termination of powers by the legislative body, the grounds for their termination, as well as the subjects authorized by their legal acts to suspend or completely terminate the powers of the legislative body of subjects. Various normative sources and manuals were used in the writing of the article.
Keywords: legislative body, termination of powers, status of deputies, constitutional and legal responsibility.
К одному из оснований досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (послед. ред.), относится «вступление в силу решения соответствующего верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депу-
татов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий».
Отдельно следует сказать о том, что включается в содержание понятия «правомочие», а также о том моменте, когда региональный парламент имеет право приступать к осуществлению своих правомочий.
Отметим, что нами отчасти уже затрагивался вопрос о правомочиях заседаний законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
Так, наиболее распространенным в научных кругах является определение «правомочия», данное С.А. Авакьяном, который понимает под «правомочием» права и обязанности государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также иных участников общественных отношений и закрепленных соответствующим юридическим актом. Автор считает, что данное определение во многом схоже с таким понятием, как полномочия, которые и включают права и обязанности конкретного субъекта, закрепленные юридически.
По нашему мнению, под «правомочием» необходимо понимать не только законодательно закрепленные права и обязанности конкретного субъекта, но и возможность их осуществления в конкретной ситуации.
Таким образом, считаем целесообразным законодательное закрепление данного основания досрочного прекращения полномочий регионального парламента ввиду того, что данный орган помимо законодательных функций исполняет еще и функции представительные.
В частности, представительный орган должен представлять интересы населения соответствующего субъекта РФ, что предполагает и соответствующее количество депутатов в целях исполнения данных функций.
Признание регионального парламента в судебном порядке неправомочным в виду сложения депутатами своих полномочий в досрочном порядке предполагает установление судом того факта, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не может исполнять свои права и обязанности в данном составе.
Анализ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» показал, что согласно ч. 10 ст. 4 региональный парламент признается правомочным в случае избрания в состав парламента не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
Как нами уже указывалось ранее, региональным законодательством устанавливается следующее количество депутатов.
Карачамево-Черкемсская Респумблика — 50 депутатов; Республика Северная Осетия — Ала-
ния — 70 депутатов; Кабардино-Балкарская Республика — 70 депутатов, Чеченская Республика — 41 депутат; Республика Ингушетия — 32 депутата; Республика Дагестан — 90 депутатов; Ставропольский край — 50 депутатов.
Количество депутатов в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ставится в зависимость от количества избирателей в субъекте РФ:
«а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек».
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Авакьян С.А., Гуценко К.Ф., Ковлер А.И., Марченко М.Н.; Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 446.
3. Копейкин И.В. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 73—79.
4. Спасенников И.Г., Тикиджиян Р.Г. Применение смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Юристъ-правоведъ. 2005. № 3. С. 90.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018