Научная статья на тему 'ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / СТАТУС ДЕПУТАТА / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / LEGISLATURE / REGIONAL PARLIAMENT / DEPUTY STATUS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY / FEDERAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович, Абдулкадыров Мустафа Джамулаевич

Авторы раскрывают особенности прекращения полномочий регионального парламента, основания прекращения, а также субъектов, полномочных своими правовыми актами приостановить либо полностью прекратить действие полномочий законодательного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович, Абдулкадыров Мустафа Джамулаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERMINATION OF THE POWERS OF THE LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODY OF STATE POWER OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION: GENERAL THEORETICAL ASPECTS

The authors reveal the peculiarities of the termination of the powers of the regional parliament, the grounds of termination, as well as the subjects authorized by their legal acts to suspend or completely terminate the powers of the legislature.

Текст научной работы на тему «ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 342.52 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10570

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

___ __V V ___

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общетеоретические аспекты

Эльман Саид-Мохмадович АХЪЯДОВ, старший преподаватель кафедры «Уголовное право и криминология» Чеченского государственного университета, доцент кафедры «Информационное право и юриспруденция» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова, кандидат юридических наук E-mail: akhyadov1990@mail.ru

К одному из оснований досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится «вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий-

Мустафа Джамулаевич АБДУЛКАДЫРОВ, доцент кафедры «Информационное право и юриспруденция» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова

ской Федерации и в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий».

Вполне целесообразно законодательное закрепление данного основания досрочного прекращения полномочий регионального парламента ввиду того, что данный орган помимо законодательных функций исполняет еще и функции представительные [2]. Так, представительный орган должен представлять интересы населения соответствующего субъекта РФ, что предполагает и соответствующее количество депутатов в целях исполнения данных функций.

Аннотация. Авторы раскрывают особенности прекращения полномочий регионального парламента, основания прекращения, а также субъектов, полномочных своими правовыми актами приостановить либо полностью прекратить действие полномочий законодательного органа.

Ключевые слова: законодательный орган, региональный парламент, статус депутата, конституционно-правовая ответственность, федеральный закон.

Annotation. The authors reveal the peculiarities of the termination of the powers of the regional parliament, the grounds of termination, as well as the subjects authorized by their legal acts to suspend or completely terminate the powers of the legislature.

Keywords: legislature, regional parliament, deputy status, constitutional and legal responsibility, federal law.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

Признание регионального парламента в судебном порядке неправомочным в виду сложения депутатами своих полномочий в досрочном порядке предполагает установление судом того факта, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не может исполнять свои права и обязанности в данном составе.

Анализ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» показал, что согласно ч. 10 ст. 4 региональный парламент признается правомочным в случае избрания в состав парламента не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Как нами уже указывалось ранее, региональным законодательством устанавливается следующее количество депутатов:

■ в Карачаево-Черкесской Республике — 50 депутатов;

■ в Республике Северная Осетия — Алания — 70 депутатов;

■ в Ставропольском крае — 50 депутатов;

■ в Кабардино-Балкарской Республике — 70 депутатов;

■ в Чеченской Республике — 41 депутат;

■ в Республике Ингушетия — 32 депутата;

■ в Республике Дагестан — 90 депутатов.

Количество депутатов в соответствии с ч. 3

ст. 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ставится в зависимость от количества избирателей в субъекте РФ:

«а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тыс. человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 млн до 2 млн человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 млн человек».

Как можно судить из анализа положений данной статьи законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет возложенные на него полномочия только в случае избрания 2/3 от указанного выше количества депутатов. Данное количество депутатов должно сохраняться на всем протяжении срока полномочий регионального парламента. Указанная норма данного Закона обеспечивает легитимность регионального парламента на протяжении всего срока полномочий.

Основанием прекращения полномочий регионального парламента является его избрание в новом созыве в установленный законодательством единый день голосования, а именно, во второе воскресенье сентября.

Необходимо сказать и о досрочном прекращении полномочий самих депутатов регионального парламента.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что при досрочном прекращении полномочий депутата регионального парламента образовывается вакантный мандат, замещаемый согласно положениям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об основных гарантиях...») [1], а также в соответствии с региональным законодательством.

В случае образования вакантного места при досрочном прекращении полномочий депутата, в результате чего в региональном парламенте осталось менее 2/3 депутатов, все принятые данным законодательным (представительным) органом субъекта РФ решения и нормативные правовые акты не имеют юридической силы.

Указанное мнение никоим образом не должно связываться с непосредственным признанием в судебном порядке регионального парламента неправомочным.

Возвращаясь к вопросу образования вакантного места депутата регионального парламента, следует сказать, что в соответствии с ч. 8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях.» если депутат избирался по одномандатному округу, то дополнительные выборы проводятся в данном избирательном округе. Сами дополнительные выборы должны быть проведены не позднее чем через четыре месяца с момента образования вакантного места [3].

В соответствии с ч. 9 ст. 71 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если депутат был избран по многомандатному избирательному округу, то дополнительные выборы подлежат проведению лишь в том случае, если в данном округе замещено менее 2/3 депутатских мандатов.

Анализ положений федерального законодательства позволяет сделать вывод.

Если изначально представительный орган избран в полном составе, то ситуация, когда де-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

путатов становится менее двух третей, возможна лишь в случае одновременного сложения полномочий сразу не менее чем третьей части депутатов за год до истечения срока полномочий представительного органа.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) //

URL:www.consultant.ru (Дата обращения: 25.09.2018)

2. Конституционное право: Энц. словарь / Авакьян С.А., Гуценко К.Ф., Ковлер А.И., Марченко М.Н. Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: НОРМА-ИНФРА. М., 2001.

3. Копейкин И.В. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 73-79.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматри -вается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.