Научная статья на тему 'Законодательная власть в Алтайском крае: результаты и перспективы'

Законодательная власть в Алтайском крае: результаты и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землюков Сергей Валентинович

Согласно Уставу (Основному Закону) Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края. Законодательное Собрание реализует свои полномочия посредством принятия правовых актов Алтайского края, разработки и внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, контроля за исполнением действующих законов Алтайского края. Перед краевым Законодательным Собранием пятого созыва стоит ряд актуальных задач - совершенствование законодательства края, развитие взаимодействия с федеральными, краевыми органами власти и органами местного самоуправления, внедрение новых форм работы с обращениями граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательная власть в Алтайском крае: результаты и перспективы»

алтаискии вестник

государственной и муниципальной службы

т4Ш

0 09

Согласно Уставу Алтайского края краевое Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края.

Основные полномочия Заксобра-ния: принятие законов, разработка и внесение законодательных инициатив в Госдуму и контроль за исполнением действующих законов Алтайского края.

Действующий созыв - пятый. Его выборы состоялись 2 марта 2008 г. Алтайское краевое Законодательное Собрание состоит из 68 депутатов, избираемых сроком на четыре года, 34 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, и 34 - по партийным спискам.

Согласно поправкам в закон «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» с 2012 года срок полномочий депутатов шестого созыва увеличится с 4 до 5 лет.

Главная отличительная особенность краевого Законодательного Собрания действующего созыва - это избрание половины депутатов по партийным спискам. В 2004 г. допускалось участие в выборах партийных блоков -«За наш Алтай» и «В поддержку Президента». В этом созыве победившими партиями сформированы четыре фракции: «Единая Россия», за которую проголосовало 53,44% избирателей, КПРФ получила 19,6% голосов избирателей, ЛДПР - 16,45%, «Справедливая Россия» - 7,72%. С учетом вхождения во

Сергей Валентинович Землюков, заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания, доктор юридических наук, профессор

Согласно Уставу (Основному Закону) Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края.

Законодательное Собрание реализует свои полномочия посредством принятия правовых актов Алтайского края, разработки и внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, контроля за исполнением действующих законов Алтайского края.

Перед краевым Законодательным Собранием пятого созыва стоит ряд актуальных задач - совершенствование законодательства края, развитие взаимодействия с федеральными, краевыми органами власти и органами местного самоуправления, внедрение новых форм работы с обращениями граждан.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

фракции депутатов-одномандатников численность фракций такова: «Единая Россия» - 45 депутатов (руководитель Борис Трофимов), «Справедливая Россия» - 9 (руководитель Александр Мастинин), КПРФ - 7 (руководитель Виталий Сафронов), ЛДПР - 6 (руководитель Елена Клюшникова).

Изменился персональный состав депутатского корпуса. Только 32 депутата подтвердили свои полномочия на следующий срок. 36 депутатов избраны впервые. В Заксобрании появились новые лица: Юрий Никитин, Андрей Игошин, Вячеслав Елистратов, Алексей Смертин и другие депутаты.

Депутатский корпус значительно помолодел. Сегодня в составе законодательного органа работает достаточно много депутатов в возрасте тридцати лет или чуть за тридцать: Даниил Бес-сарабов, Андрей Волков, Евгений Клей-натовский, Иван Мордовин. В отличие от краевого Совета народных депутатов четвертого созыва, количество депутатов Законодательного Собрания в возрасте от 30 до 50 лет составляет более половины от действующего состава.

Увеличилось количество женщин с шести человек в четвертом созыве до десяти в текущем. Впервые избраны женщины-депутаты Стелла Штань, Людмила Суслова, Нина Шавандина, Вера Глушкова. Были вновь избраны Ирина Солнцева, Надежда Рудакова, Людмила Кравцова, Наталья Быкова, Нина Данилова, Елена Клюшникова.

Высок и образовательный уровень: все депутаты имеют высшее образование, из них 13 человек - по два высших образования. Есть кандидаты и доктора наук.

И, пожалуй, еще одна особенность нового состава состоит в том, что произошла значительная перестройка групп депутатов по социально-профессиональным признакам. Так, с каждым созывом неуклонно растет число депутатов - работников социальной сферы. Для наглядности: в третьем созыве их было 9, в четвертом - 11, в текущем - 15, особенно врачей - Александр Лазарев, Владимир Лещенко, Владимир Жаворонков, Людмила Кравцова, Наталья Быкова, Ирина Солнцева и другие депутаты. Здесь много причин, начиная от наболевших проблем в сфере охраны здоровья, предоставления мер социальной поддержки и т.д.

Также в Законодательном Собрании представлены интересы бизнеса: Александр Кулик, Олег Баварин, Юрий Никитин и другие депутаты. Среди депутатов есть и производственники - это Евгений Рыжак, Игорь Хроменков, Евгений Клейнатовский, Виктор Крищенко. Есть в составе Законодательного Собрания депутаты, работающие в аграрном секторе: Виталий Савилов, Сергей Серов, Александр Балаков, в том числе зернопереработчики - Юрий Титов и Александр Бедарев.

Дорожники имеют солидное представительство в Законодательном Соб-

ГГЩШ

публичная власть

рании в лице Сергея Толстенева, Валерия Никитюка и Надежды Рудаковой.

Отдельно следует назвать имена Виктора Красилова, Нины Шавандиной, Александра Лазарева и Виталия Сафро-нова как одних из старейших депутатов, имеющих бесценный опыт законотворчества. Все они избирались депутатами АКСНД еще 21-го созыва, который действовал с 1990 по 1993 г.

По одномандатным округам победили такие заметные сегодня депутаты, как Геннадий Скулкин, Андрей Осипов, Александр Кузнецов, Юрий Матвейко, Александр Кулик.

По партийным спискам избраны известные в крае люди - Михаил Фокин, Александр Парубов, Всеволод Кондратьев, Нина Данилова, Виктор Зобнев, Сергей Юрченко.

Общая тенденция формирования партийных списков такова, что все партии заранее планируют участие своих профессиональных представителей во всех областях правотворчества.

С учетом профессиональных подходов были сформированы постоянные комитеты краевого Законодательного Собрания. В его составе действуют семь постоянных комитетов. Это комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан (председатель Даниил Бессара-бов), комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству (председатель Василий Куц), комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике (председатель Александр Рома-ненко), комитет по социальной политике (председатель Ирина Солнцева), комитет по здравоохранению и науке (председатель Александр Лазарев), комитет по аграрной политике и природопользованию (председатель Сергей Серов), комитет по местному самоуправлению (председатель Стелла Штань). Два заместителя председателя самого многочисленного комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству работают на освобожденной основе - Павел Нестеров и Алексей Андронов.

Важно учесть, что председатели постоянных комитетов и их заместители избираются и освобождаются от должности Алтайским краевым Законодательным Собранием.

Общее руководство комитетами и аппаратом возложено на председателя Законодательного Собрания. В дейс-

твующем созыве председателем избран Иван Лоор.

Взаимодействие комитетов в вопросах законодательного процесса ведется на уровне заместителя председателя.

Депутаты коллегиальным решением на сессии устанавливают не только количество комитетов, но и утверждают структуру и штаты аппарата Заксоб-рания, который обеспечивает деятельность депутатов, комитетов и фракций, их участие в сессиях, иных официальных мероприятиях, предоставляет юридическое, методическое, организационное, информационное и иное сопровождение.

Кроме того, с июня 2009 г. в Алтайском краевом Законодательном Собрании образован Совет фракций, действующий на общественных началах. В его ведении находятся координация работы по межфракционному взаимодействию, организация и проведение фракциями публичных мероприятий, координация взаимодействия фракций с общественными объединениями, организациями и гражданами, рассмотрение предложения о созыве внеочередной сессии и вопросов, подлежащих включению в проект повестки дня сессии, рассмотрение предложений по формированию Плана правотворческой, контрольной и организационной деятельности Заксоб-рания на очередное полугодие, предварительное рассмотрение заявлений по вопросам депутатской деятельности и выработка согласованных позиций по вопросам деятельности законодательного органа.

Также при Законодательном Собрании с июня 2008 г. действуют два Совета - Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий при Алтайском краевом Законодательном Собрании (руководитель Сергей Серов) и Совет по науке, науко ёмким технологиям и инновационному развитию при Алтайском краевом Законодательном Собрании (руководитель Александр Лазарев). Оба Совета являются совещательными органами научно-методического, экспертного и информационно-консультативного обеспечения деятельности Собрания, каждый в своей области.

Вся деятельность представительного органа основана на Плане законопроектной, контрольной и организационной

деятельности, принимаемом каждые полгода, утверждаемом на сессии.

Основной формой работы Заксоб-рания является сессия. Сессии бывают очередные и внеочередные. Очередные сессии созываются один раз в месяц каждый последний четверг. Как правило, на рассмотрение сессии выносится от 30 до 40 вопросов. Это проекты законов и постановлений. Для примера, в 2007 г. Заксобрание приняло 158 законов, в 2008 г. - 145, за текущий период 2009 г. - 91 закон.

Субъекты права законодательной инициативы, в число которых входят комитеты, фракции, депутаты, Губернатор Алтайского края, представительные органы муниципальных образований, прокурор края, краевой суд, арбитражный суд, некоторые другие организации и даже граждане, наделены правом вносить предложения в проект повестки сессии. При подготовке вопросов на сессию организуются заседания комитетов и фракций, а также рабочих групп и согласительных комиссий по тем или иным вопросам законотворчества.

Большинство вопросов повестки сессии - порядка 60% - вносит Губернатор края. Остальные инициативы приходятся на комитеты. Тот факт, что исполнительная власть выходит с таким количеством инициатив, является обычной практикой. Это объясняется тем, что исполнительные органы власти решают ежедневно множество проблем в самых различных сферах жизни общества и государства. Для их правильного, законного и быстрого решения часто требуется внесение изменений в действующее законодательство или принятие новых законов, проекты которых разрабатываются и вносятся Администрацией края в Законодательное Собрание.

В некоторых случаях Губернатор и комитеты вносят законопроекты совместно. Точно также и комитеты вместе представляют на обсуждение общий проект правового акта.

Заседания комитетов и фракций по повестке сессии проводятся ежемесячно.

Рабочие группы могут формироваться для обсуждения проектов правовых актов, организации определенных направлений деятельности, подготовки значимых мероприятий, как, например, межрегиональные конференции, орга-

алтаискии вестник

государственной и муниципальной службы

низуемые Заксобранием, и Дни Законодательного Собрания в районах края. Заседания таких групп организуются в соответствии с их рабочими планами.

Специфичной формой взаимодействия с исполнительной властью выступает и реализация контрольных функций Законодательным Собранием в отношении действующих законов края. По этому поводу на сессии заслушиваются правоприменители и принимаются соответствующие постановления. Так, например, за весь 2008 г. было приято четыре постановления о ходе выполнения законов Алтайского края, среди которых закон Алтайского края «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции», закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» (в части выполнения программы «Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края» на 2007-2011 годы), закон Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» (в части выполнения подпрограммы «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи сельскому населению» на 2007-2011 годы»), закон Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

В текущем году принято восемь контрольных постановлений. Проверялся ход выполнения закона Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», закона Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» (в части реализации подпрограммы «Вакцинопрофи-лактика» на 2007-2011 годы краевой целевой программы «Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними» на 2007-2011 годы, реализации подпрограммы «Гемодиализ и трансплантация почки» на 2007-2011 годы краевой целевой программы «Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи» на 2007-2011 годы, реализации краевой целевой программы «Переподготовка и повышение квалификации медицинских

работников» на 2007-2011 годы), законов Алтайского края «О пожарной безопасности в Алтайском крае» и «О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», закона Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007-2010 годы».

В Законодательном Собрании с августа 2008 г. действуют две постоянных рабочихгруппы - рабочая группа по вопросам мониторинга федерального законодательства и законодательства Алтайского края и рабочая группа по экспертизе законов .Алтайского края на коррупциогенность. Эти группы собираются ежемесячно.

Рабочая группа по экспертизе законов Алтайского края на коррупци-огенность создана и действует в рамках Соглашения о взаимодействии, подписанного Алтайским краевым Законодательным Собранием, прокуратурой Алтайского края, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 27 ноября 2008 г.

В частности, Соглашением утвержден состав рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и проектов правовых актов, вносимых на сессию Алтайского краевого Законодательного Собрания, куда входят заместитель председателя и работники аппарата Законодательного Собрания, представители прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, Администрации Алтайского края, Общественной палаты Алтайского края.

Результаты деятельности этой рабочей группы весьма ощутимы: с августа 2008 г. была проведена экспертиза на коррупциогенность 87 законов Алтайского края; с января по май 2009 г. осуществлена антикоррупционная экспертиза 62 законов Алтайского края.

Были обнаружены коррупциоген-ные факторы в шести законах Алтайского края, в том числе в законе Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-

телей», «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Алтайском крае», «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края».

Государственно-правовым управлением Законодательного Собрания осуществляется антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов, поступающих на рассмотрение сессии.

За период с января по ноябрь 2009 года государственно-правовым управлением проведена экспертиза на наличие коррупционных факторов 204 проектов правовых актов. Во всех случаях обнаружения коррупционных факторов они были устранены инициаторами проектов в рабочем порядке.

«Круглые столы» и депутатские слушания - это тоже довольно распространенные формы деятельности Законодательного Собрания, которые непосредственно оказывают влияние на развитие законодательного процесса, поскольку по их итогам принимаются решения в виде резолюций и обращений к органам власти с предложениями о необходимости регулирования тех или иных правоотношений на уровне Алтайского края и Российской Федерации.

Кроме того, председатель, заместитель председателя и председатели комитетов ведут ежемесячно личный прием граждан в Заксобрании. По результатам личного приема даются комитетам поручения, которые в месячный срок должны быть отработаны.

Можно выделить несколько перспективных направлений нашей работы.

Во-первых, это поиск новых форм сотрудничества с Федеральным Собранием Российской Федерацией - Госдумой и Советом Федерации. Например, реализация законодательных инициатив регионов в Госдуме, изменения федерального законодательства и пути его развития, проблемы соотношения и несоответствия федеральных и региональных норм и т.д.

Во-вторых, актуальным направлением является мониторинг федерального и регионального законодательства в целях его совершенствования. Здесь накоплен опыт, который необходимо развивать.

В-третьих, важным вектором работы видится информационная составляю-

ГГЩШ

публичная власть

щая. Мы хотим быть более открытыми для общества, а законодательные решения всем понятны и прозрачны. В этом смысле перспективным является выход во Всемирную паутину - Интернет, что позволит организовать прямое общение с гражданами в формате «электронных органов власти», интерактивные пресс-конференции, блоги депутатов, размещение объявлений о госзаказе, о вакансиях и пр.

Вообще, приоритеты работы депутатов определяются социально-экономической ситуацией, задачами развития Алтайского края и интересами его жителей. Но чтобы не отстать от страны и развивать наши краевые начинания, принимаются законы края, обеспечивающие приобретение доступного жилья, проведение реформы ЖКХ, развитие сельхозпроизводства и рынка, укрепление социальной сферы, решение вопросов безработицы. Чрезвычайно важной сферой является демографическая политика.

Еще одна серьезная проблема -воспитание молодого поколения. При Заксобрании действует краевой Молодежный парламент нового созыва. Это - не только дорога молодежи в политику, но и возможность принять участие в обсуждении проблем, стоящих перед молодыми людьми края.

В Законодательном Собрании ежегодно готовится и выносится на обсуждение сессии доклад о состоянии законодательства Алтайского края. В докладе отражены количественные результаты деятельности субъектов права законодательной инициативы. Он содержит и аналитические материалы, выявляющие приоритеты правового регулирования за год, качественные показатели работы законодательного органа власти Алтайского края, а также предложения по совершенствованию краевого законодательства по различным сферам правового регулирования.

Так, в докладе 2009 г. основное внимание уделено совершенствованию законодательства в сферах регулирования жилищных отношений и обеспечения граждан жильем, здравоохранения, социальной защиты и мер социальной поддержки, защиты семьи и детства, а также в сфере местного самоуправления.

Краевое Заксобрание в полной мере реализует свои конституционные полномочия по совершенствованию

федерального законодательства. В среднем ежегодно мы вносим пять законодательных инициатив, что немало. В 2008 г. вносились инициативы в уголовное законодательство в части защиты прав задержанных лиц по обвинению в совершении преступлений и административных правонарушений, по вопросам предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, по вопросам жилищного законодательства и земельных отношений, автогражданки. В текущем году законодательных инициатив не вносили, но все еще впереди.

Сотрудничество краевого Собрания с законодательными органами других регионов России осуществляется по различным направлениям. В основном это законодательная деятельность. В частности, в Заксобрание каждую неделю поступают обращения региональных парламентов с просьбой о поддержке законодательных инициатив, внесенных ими в Государственную Думу, или обращения к Президенту и Правительству, которые мы тоже рассматриваем.

Наиболее тесное взаимодействие осуществляется в рамках «Сибирского соглашения», в руководящие органы которого входит председатель Заксоб-рания.

Более того, 27 мая сего года в Москве состоялась церемония подписания Соглашения между Советом Федерации и Алтайским краевым Законодательным Собранием. Цель этого соглашения - взаимодействие в федеральном законодательном процессе.

Также мы общаемся с представителями законодательных органов власти других регионов на уровне Совета Федерации в рамках Совета законодателей, где принимаем совместные решения по вопросам совершенствования федерального законотворчества и участия в этом процессе регионов России.

Заксобрание активно сотрудничает и с муниципалитетами. У нас проходят повышение квалификации муниципальные служащие, разрабатываются методические и информационные материалы для представительных органов муниципальных образований.

Каждый месяц вместе с участием муниципалов готовится материал для краевого информационно-аналитического журнала «Местное самоуправление на Алтае».

Еще одной формой взаимодействия с органами местного самоуправления являются выездные заседания комитетов по тем или иным проблемам.

Постоянно действующим органом при Законодательном Собрании является Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.

Совет был создан в 2005 г. для координации правотворческой деятельности представительных органов муниципальных образований, обмена соответствующим опытом работы, содействия законотворческой деятельности Заксоб-рания по вопросам местного самоуправления и укрепления партнерских отношений между законодательным органом края и представительными органами муниципальных образований. При этом Совет является совещательным органом и действует на общественных началах.

На его рассмотрение выносятся самые актуальные проблемы, требующие решения либо в процессе текущей работы отдельных депутатов Заксобрания или всего краевого Законодательного Собрания, либо посредством внесения изменений в законодательство.

Вся указанная выше деятельность Законодательного Собрания в конечном итоге направлена на обеспечение социально-экономического развития Алтайского края как субъекта Российской Федерации и повышение качества жизни жителей нашего региона.

Согласно Уставу (Основному Закону) Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Алтайского края.

Законодательное Собрание реализует свои полномочия посредством принятия правовых актов Алтайского края, разработки и внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, контроля за исполнением действующих законов Алтайского края.

Перед краевым Законодательным Собранием пятого созыва стоит ряд актуальных задач - совершенствование законодательства края, развитие взаимодействия с федеральными, краевыми органами власти и органами местного самоуправления, внедрение новых форм работы с обращениями граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.