Научная статья на тему 'Влияние информационной среды на легитимацию региональных органов законодательной власти (на примере Алтайского края)'

Влияние информационной среды на легитимацию региональных органов законодательной власти (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РФ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМИ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / THE RUSSIAN FEDERATION ENTITIES / LEGISLATIVE POWER / LEGITIMACY / POLITICAL ORIENTATIONS / MASS MEDIA / ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шашкова Ярослава Юрьевна

Основываясь на материалах опроса общественного мнения жителей Алтайского края, печатных и краевых интернет-СМИ, автор доказывает зависимость низкого уровня легитимности региональных органов законодательной власти, слабой информированности граждан об их деятельности от особенностей их репрезентации в информационном пространстве региона. Автор показывает наличие четкой дифференциации депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания по информационной активности, преобладание у большинства из них новостей о профессиональной деятельности над сообщениями о депутатской работе. Также отмечается незначительная роль партийных фракций в формировании положительного имиджа региональной легислатуры, слабое использование ими, как и депутатами, гарантированных законом возможностей для информирования избирателей о своей законотворческой деятельности. Отсюда жители края не понимают роли краевой легислатуры и не желают участвовать в ее формировании. Кроме того, формированию негативных установок населения в отношении Заксобрания способствуют широко освещаемые СМИ скандалы с депутатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Information Environment on the Legitimation of the Regional Legislative Bodies (Case Study of the Altai Region)

The article is based on the findings of the public opinion poll carried out in the Altai Region and materials of the Altai Region's mass media and it shows how the peculiarities of regional legislative bodies representation in the information environment result into the low level of their legitimacy and public low awareness of their legislative activity. The author demonstrates that there is a distinct differentiation among the Altai Region Legislative Assembly deputies related to their outreach, most of them demonstrating the predominance of news about their professional activities over that one about their legislative activities. In addition, the author emphasizes an insignificant role of the political factions within the legislative assemblies in creating the positive image of the regional legislature. Both the political factions and deputies insufficiently use the legally guaranteed opportunities to inform their electorate about their law-making activities. That is why the public do not understand the role of the regional legislative bodies and opt out of participation in its formation. Moreover, scandals with deputies widely covered by journalists contribute to creating the Legislative Assembly negative public image.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной среды на легитимацию региональных органов законодательной власти (на примере Алтайского края)»

УДК 323 ББК 66.02

Влияние информационной среды на легитимацию региональных органов законодательной власти (на примере Алтайского края)*

Я.Ю. Шашкова1

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

The Influence of Information Environment on the Legitimation of the Regional Legislative Bodies (Case Study of the Altai Region)

Ya.Yu. Shashkova1

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

Основываясь на материалах опроса общественного мнения жителей Алтайского края, печатных и краевых интернет-СМИ, автор доказывает зависимость низкого уровня легитимности региональных органов законодательной власти, слабой информированности граждан об их деятельности от особенностей их репрезентации в информационном пространстве региона. Автор показывает наличие четкой дифференциации депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания по информационной активности, преобладание у большинства из них новостей о профессиональной деятельности над сообщениями о депутатской работе. Также отмечается незначительная роль партийных фракций в формировании положительного имиджа региональной легислатуры, слабое использование ими, как и депутатами, гарантированных законом возможностей для информирования избирателей о своей законотворческой деятельности. Отсюда жители края не понимают роли краевой легислатуры и не желают участвовать в ее формировании. Кроме того, формированию негативных установок населения в отношении Заксобрания способствуют широко освещаемые СМИ скандалы с депутатами.

Ключевые слова: субъекты РФ, законодательная (представительная) власть, легитимность, политические ориентации, СМИ, Алтайский край

БОТ 10.14258/1гуа8и(2014)4.1-52

The article is based on the findings of the public opinion poll carried out in the Altai Region and materials of the Altai Region's mass media and it shows how the peculiarities of regional legislative bodies representation in the information environment result into the low level of their legitimacy and public low awareness of their legislative activity. The author demonstrates that there is a distinct differentiation among the Altai Region Legislative Assembly deputies related to their outreach, most of them demonstrating the predominance of news about their professional activities over that one about their legislative activities. In addition, the author emphasizes an insignificant role of the political factions within the legislative assemblies in creating the positive image of the regional legislature. Both the political factions and deputies insufficiently use the legally guaranteed opportunities to inform their electorate about their law-making activities. That is why the public do not understand the role of the regional legislative bodies and opt out of participation in its formation. Moreover, scandals with deputies widely covered by journalists contribute to creating the Legislative Assembly negative public image.

Key words: the Russian Federation entities, legislative power, legitimacy, political orientations, mass media, the Altai Region.

Стабильность общества зависит от институтов, деляется состоянием центров принятия решений, их

понимаемых неоинституционалистами как совокуп- способностью или неспособностью повлиять на со-

ность правил игры. Их качество, в свою очередь, опре- циум для утверждения институтов в повседневных

* Материал подготовлен в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-33-01001 «Информационные стратегии законодательных органов государственной власти как средство развития сферы публичной политики на региональном уровне (на примере регионов Юго-Западной Сибири)».

практиках. Как отмечал Д. Норт, парламенты выступают одной из ключевых организаций, так как именно они формируют «институциональный каркас общества», «определяют, как должна разыгрываться политическая и экономическая игра» [1, с. 84]. Однако российский политический процесс каждый раз опровергает этот тезис, в связи с чем возникают вопросы об уровне легитимности органов законодательной власти, в частности регионального уровня, и его детерминантах. Данная статья - это попытка ответить на них на материалах Алтайского края, особое внимание уделив особенностям репрезентации Законодательного собрания в информационном пространстве региона.

Законодательная власть никогда не играла самостоятельной роли в российской политической системе. Формируемая под давлением обстоятельств, она была зависима от власти исполнительной, соответственно, воспринимаясь обществом как структура с неясными функциями и декоративным их осуществлением. Федеральная и региональные легислатуры ассоциировались у избирателей с «бесполезной говорильней» и формой участия во власти «богатых» и амбициозных. В ходе трансформации политического режима в 2000-е гг. это мнение еще больше укрепилось в связи с постепенной утратой Государственной Думой РФ и законодательными собраниями регионов своих и так незначительных по сравнению с исполнительными органами и группами давления политических позиций, фактически превратив их в механизм ратификации решений, принятых другими субъектами.

Ярким индикатором реакции общества на идущие процессы выступают показатели легитимности парламентов всех уровней, являющиеся при этом важным фактором стабилизации и изменения институтов. С точки зрения сторонников неоинституционализма, рациональный выбор, обладание достаточной степенью легитимности решает для политических институтов одну из важнейших проблем - поддержание эффективности и контроля их деятельности, поскольку люди берут эту задачу на себя [2, с. 43-92; 3, с. 50].

Уровень легитимности органов законодательной власти в нашей стране отличается заметным постоянством, только с отрицательным значением. Так, по данным Левада-Центра, в феврале 2013 г. 61% россиян не одобряли деятельность Государственной Думы РФ, противоположного мнения придерживались 36% опрошенных [4], через год эти показатели составили 63 и 36% [5]. Оценивая роль Госдумы в жизни России по 5-балльной шкале в январе 2009 г., 9% россиян поставили ей 1 балл (практически никакой), 14% - 2 балла, 32% - 3 балла, 22% - 4 балла и 13% -5 баллов (очень высокая оценка). В январе 2013 г. от-

веты на этот вопрос распределились следующим образом: 1 балл - 7% опрошенных, 2 балла - 16%, 3 балла

- 39%, 4 балла - 26% и 5 баллов - 16% россиян [6]. Более того, данные показывают, что средние оценки роли Госдумы и Совета Федерации в жизни России почти не изменились за 15 лет - в 2001 г. они составляли 2,81 и 2,99, а в 2014 г. - 3,05 и 3,15 баллов [7].

Еще более сложная ситуация наблюдается на региональном уровне, и Алтайский край здесь - не исключение. По данным опросов жителей Алтайского края, проведенных Центром политического анализа и технологий (ЦПАТ) АлтГУ, в 2012 г. Алтайскому краевому Законодательному собранию (АКЗС) доверяло 5,2% респондентов1, в 2013 г. - 6,17%2.

При этом уровень доверия АКЗС в сельской местности выше (9%), чем в Барнауле (4%) и малых городах края (3%), что объясняется более тесной связью с депутатами, а также традиционным для села более высоким доверием органам государственной власти. Это подтвердили и результаты Мирового исследования ценностей (WVS) и исследования «Евробарометр в России», проведенного Центром социологических исследований РАНХиГС в 2012 г., выявивших наиболее низкие показатели обобщенного доверия в крупных городах России и небольших экономически неблагополучных поселениях [8].

Кроме того, значительную роль в формировании институционального доверия играют проблемное поле региона и основанная на нем оценка эффективности функционирования политических институтов. Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы беспокоят вас более всего в данный момент?» четко показали ориентацию населения на решение вопросов обеспечения своего существования. Так, жителей волнует рост цен (72%), материальное обеспечение (51%), состояние здравоохранения (39%), проблемы ЖКХ (38%), безработица (27%), состояние образования и культуры (26%). На этом фоне политическая ситуация беспокоит 24%, состояние экономики

- только 19% опрошенных, экологические проблемы

- 18%, состояние личной и общественной безопасности - 17%, национальных отношений - 9% жителей края. Соответственно, при оценке эффективности политических институтов респонденты руководствовались своим представлением об их вкладе в решение обозначенных проблем, что дало закономерное смещение в сторону исполнительной власти - только 6% жителей края отнесли АКЗС к числу эффективных общественно-политических институтов.

Неслучайно при ответе на вопрос «В каких выборах вы бы приняли участие, если бы они состоялись в ближайшее время?» в выборах депутатов

1 Опрос проведен Центром политического анализа и технологий (ЦПАТ) АлтГУ в апреле 2012 г. в 3 городах и 5 районах Алтайского края. Опрошено 763 человека.

2 Опрос проведен Центром политического анализа и технологий АлтГУ в июле 2013 г. в Алтайском крае и Республике Алтай. Опрошено 1350 человек.

АКЗС пожелали принять участие 10% жителей края на фоне 40% готовых принять участие в выборах Президента РФ, 19% - губернатора края и 17% - депутатов Государственной Думы РФ.

Эти данные подтверждает детализированная оценка деятельности регионального парламента: эффективной ее посчитали 6% опрошенных, скорее эффективной - 15%, скорее неэффективной - 19%, неэффективной - 20%. При этом значимым представляется еще один показатель - 39% жителей края затруднились оценить работу краевого Заксобрания, в то время как при оценке деятельности администрации края он составляет 25%.

Отсюда возникает вопрос: в чем причина подобной ситуации? Кроется ли она в особенностях политической культуры нашего общества, для которой, по мнению ряда политологов (см., например, [9, с. 76-84; 10, с. 313-337]), характерно недопонимание роли представительных институтов, тяготение

В связи с этим представляет интерес позиционирование Алтайского краевого Законодательного собрания в информационном пространстве региона. Для примера рассмотрим показатели за первое полугодие 2013 г., которое предшествовало указанному выше исследованию ЦПАТ. Объектом исследования выступили краевые печатные и интернет-СМИ как содержащие наиболее регулярную и подробную информацию о деятельности АКЗС и отдельных депутатов. Тем более, что «контент традиционных СМИ в значительной степени стал определяться онлайн-процессами, а наиболее активная часть общества перемещается в интернет-пространство» [12, с. 152]. И сейчас среди доверяющих АКЗС 41% получают информацию о политике из интернет-источников, а 38% - из газет.

Весь массив отобранных сообщений был, в свою очередь, разделен на три группы - сообщения, в которых упоминались фамилии депутатов АКЗС, партийные фракции и публикации о деятельности Заксобрания в целом.

При ранжировании депутатов по информационной репрезентации выделилось несколько групп. К первой можно отнести 13 из 68 депутатов (19%), упоми-

к исполнительским функциям, незаинтересованность в систематическом контроле за властями, неспособность к самоорганизации? Какую роль играет информационный компонент - влияние информированности населения о полномочиях и деятельности регионального законодательного органа на оценку его эффективности, уровень легитимности? Тем более, что 87% жителей Алтайского края, по данным опроса 2013 г., в той или иной степени интересуются политической ситуацией в регионе. А, как отмечал П. Бурдье, позиции на политическом поле конкретных политических агентов зависят не только от институциональной матрицы, но и их символического капитала - престижа, репутации, уровня легитимности [11, с. 57].

И действительно, опрос показал четкую зависимость между оценкой респондентами работы АКЗС и частотой получения ими информации о политической ситуации в крае (табл.).

навшихся в СМИ 3 и менее раз. Большинство из них упоминалось только в связи с кампанией подачи депутатами деклараций о доходах и/или ведением своего бизнеса.

Вторую группу образуют 14 депутатов с 4-10 упоминаниями в СМИ. Данная группа достаточно разнородна. В ней, конечно, присутствуют депутаты, упоминаемые исключительно в контексте профессиональной деятельности (4 депутата), однако у остальных материалы об исполнении депутатских функций сочетаются с бизнес-материалами или даже преобладают над ними. Последнее особенно заметно у Н.П. Даниловой, В.М. Красилова и Н.Н. Якушева.

Таким образом, 40% депутатов упоминалось в краевых СМИ до 10 раз за полгода, причем большинство из этих упоминаний носило нерегулярный характер.

К третьей группе могут быть отнесены 20 депутатов со средним уровнем упоминаемости (10-30 раз). Среди них - председатели и заместители председателей комитетов АКЗС, активные депутаты и депутаты, получившие известность из-за занятия бизнесом, партийной работой и т.д. Например, из 12 сообщений о депутате А.А. Луневе 10 были посвящены его

Соотношение оценки деятельности АКЗС и интереса к политике жителей Алтайского края, %

Оценка деятельности АКЗС Интерес респондентов к политической ситуации в регионе

постоянно часто редко не интересуюсь

Эффективная 27 33 30 10

Скорее эффективная 30 30 38 2

Скорее неэффективная 29 27 39 5

Неэффективная 23 13 42 22

Затрудняюсь ответить 15 16 51 18

новому предприятию «Лакаса-Тэкс» и присвоению ему звания «Лучший предприниматель 2012 г.». Типичным в этом примере можно считать следующее сообщение: «Имя лучшего предпринимателя Алтайского края 2012 года стало известно в конце церемонии. Им стал учредитель компании «Лакаса-Тэкс», депутат Алтайского Заксобрания от «Единой России» А. Лунев. ... Подконтрольное ему предприятие занимается производством махрового и другого текстильного полотна на «ультрасовременном испанском и итальянском оборудовании с применением инновационных технологий», а также производством готовых изделий из текстиля» [13]. При этом в части статей о депутатском мандате предпринимателя не упоминалось вообще (см., например, [14]).

К этому же типу относится информационное позиционирование Ю.В. Ярцева: 20 из 25 сообщений о нем было посвящено его работе как председателя регионального отделения «Союза Десантников», участию в военно-патриотических мероприятиях и избранию президентом Алтайского филиала Российского союза боевых искусств. Только, в отличие от Лунева, в сообщениях про Ярцева постоянно упоминалось о его статусе депутата АКЗС. Ю. Ярцев воспользовался предоставляемым депутату правом на ежеквартальную публикацию информации о своей деятельности [15]. Особо подчеркнута в статье-интервью работа депутата по защите интересов и решении проблем избирателей: «Законотворческая деятельность депутата любого уровня состоит в том, чтобы, анализируя поступившие обращения, принимать меры, способствующие улучшению условий и качества жизни избирателей. Для эффективной работы на округе были открыты две общественные приемные. . Здесь ведется личный прием граждан, работа с их обращениями и заявлениями. Всего за отчетный период мы приняли 147 жителей и рассмотрели около 100 письменных обращений. . В ходе анализа поступивших обращений подготовлено инициативное письмо председателю комитета по социальной политике АКЗС Е. Гергель с просьбой обратиться к губернатору края А. Карлину, чтобы рассмотреть возможность включения в льготный список для получения путевок в детские сады ветеранов боевых действий. В сложный период для Территориального центра социальной помощи семье и детям Ленинского района в приемную 24 округа поступило коллективное обращение от пенсионеров района. Жители просили обратить внимание на необходимость сохранения этого объекта. Его социальная значимость очевидна. Для продолжения работы учреждения были подготовлены необходимые депутатские запросы и организованы встречи. В рамках моей депутатской и общественной деятельности оказана материальная и спонсорская помощь творческим коллективам города, спортивным организациям и учреждениям здравоохранения» [15].

И, наконец, четвертую группу образуют 10 депутатов, которые упоминались в СМИ более 30 раз. В нее вошли заместитель председателя АКЗС, руководители «социальных» комитетов, фракций, депутаты, возглавляющие региональные отделения партий («Единой России», ЛДПР) или значимые социально-экономические структуры. Однако последние не всегда позиционировали себя в информационном пространстве как депутаты региональной легислатуры. Так, руководитель фракции «Единой России» Б.А. Трофимов (44 упоминания) еще возглавляет региональное отделение партии и региональное отделение Пенсионного фонда, поэтому часть сообщений касалась их деятельности.

То же можно сказать о председателе комитета по здравоохранению и науке А.Ф. Лазареве, который, кроме того, является главным врачом Алтайского краевого онкологического диспансера и координатором Общероссийского народного фронта в Алтайском крае. Поэтому 8 из 39 сообщений с его упоминанием (21%) были посвящены ситуации с профилактикой и лечением рака в крае (см., например, [16-19]), а 9 сообщений (23%) - формированию и деятельности ОНФ (см., например, [20; 21]).

Значительная доля спортивных новостей (36% от числа упоминаний) касалась и.о. председателя комитета АКЗС по социальной политике, паралимпийской чемпионки по лыжным гонкам Т.В. Ильюченко [22; 23].

Данная диспропорция особенно была заметна в информационном потоке, связанном с заместителем председателя комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству АКЗС П.А. Нестеровым. Практически все сообщения с упоминанием П.А. Нестерова (41) касались его позиции как руководителя алтайского регионального отделения «ОПОРы России», а также его назначения и работы уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.

Наиболее заметным ньюсмейкером в данной группе стал заместитель руководителя фракции «ЛДПР», заместитель председателя комитета по социальной политике, координатор Алтайского регионального отделения ЛДПР А.Е. Щукин (77 сообщений). Связанные с его именем сообщения касались как депутатской деятельности, позиции фракции, выдвижения А.Е. Щукина кандидатом в Уполномоченные по правам человека в Алтайском крае, так и партийной работы, а также комментариев по различным аспектам общественно-политической жизни страны и края.

А самая знаковая ситуация в информационном поле, на наш взгляд, связана с упоминанием заместителя председателя комитета по правовой политике С.В. Писарева (45 сообщений): более 50% новостей рассказывало о развитии возглавляемых им барнаульского зоопарка и парка «Лесная сказка». Например, в конце февраля широкое освещение получили торже-

ственные проводы Деда Мороза в парке «Лесная сказка», «где располагается алтайская резиденция главного волшебника». В связи с этим «директор парка С. Писарев» отметил, «что раньше на Алтае никто и никогда не встречал и не провожал Деда Мороза. Однако теперь это мероприятие планируется сделать традиционным и очень праздничным» [24; 25]. В марте-апреле информационными поводами послужили вхождение Барнаульского зоопарка, расположенного в парке «Лесная сказка», в Европейскую ассоциацию зоопарков и аквариумов [26], «Праздник мартовского кота» [27], пополнение зоопарка новыми животными [28; 29].

Таким образом, применительно к большинству депутатов АКЗС правильнее говорить о персональной репрезентации в краевом информационном пространстве, которая периодически соотносится с их статусом депутата и работает больше на индивидуальную, чем на институциональную репутацию.

Кроме того, анализ информационного потока о деятельности АКЗС как центра принятия решений формирует убеждение в существовании формальной или неформальной монополии председателя на репрезентацию региональной легислатуры и ее законотворческой активности. Об этом свидетельствуют количественные показатели - с председателем АКЗС И.И. Лоором связано 138 сообщений. 72 из них (52%) содержат информацию и комментарии председателя о сессиях АКЗС, обсуждавшихся и принятых законах, проведенных региональным парламентом мероприятиях, 30 (22%) - об участии И.И. Лоора в различных мероприятиях от имени АКЗС, 17 (12%)

- поздравления председателя с различными праздниками. Об аграрном профессиональном прошлом И.И. Лоора напоминало 11 интервью и комментариев (8%) о состоянии и перспективах сельского хозяйства в стране и крае.

Помимо депутатов, в информационном пространстве Алтайского края была представлена и деятельность фракций. Количество сообщений, которые мы посчитали возможным отнести к данной категории, несущественно отличается по фракциям: 19 -о «Справедливой России», 28 - КПРФ, 31 - ЛДПР, 33

- «Единой России». Большинство из них касалось подготовки фракциями вопросов к ежегодному отчету губернатора А.Б. Карлина и выдвижения ими кандидатов на пост уполномоченного по правам человека. Среди других мероприятий в СМИ освещались организованные фракцией «Справедливая Россия» круглые столы по вопросам охраны водных и биологических ресурсов и среды их обитания на территории Алтайского края [30], проблемам сиротства [31, 32] и садоводства [33], предложенные ими поправки в краевой закон о противодействии коррупции [34; 35].

Депутаты от КПРФ упоминались в связи с партийными мероприятиями [36; 37], протестами против поправок в краевые законы «О порядке прове-

дения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» и «О капитальном ремонте многоквартирных домов в Алтайском крае» [38; 39], запросами в краевое управление по регулированию цен и тарифов с вопросами о причинах роста коммунальных платежей.

Посредством информации о проведенных круглых столах и парламентских уроках [40; 41], депутатских запросах и законопроекте, «предполагающем введение в регионе Дня охотника» [42; 43], позиционировала себя фракция ЛДПР. В PR же фракции «Единой России» заметную роль играли сообщения о кураторстве депутатами различных партийных проектов [44; 45], отчеты и комментарии председателей комитетов АКЗС, в этом созыве полностью входящих в данную фракцию.

Что касается общей информации о деятельности АКЗС, то она отражала все направления работы. За первое полугодие 2013 г. в печатных и интернет-СМИ было опубликовано 109 сообщений о законотворческой деятельности региональной легислатуры, 4 отчета председателей комитетов, 18 сообщений о проведенных руководством и депутатами АКЗС совещаниях, семинарах, парламентских уроках, 8 - об участии АКЗС в решении проблем избирателей.

На этом фоне скорее отрицательную реакцию населения вызывали новости о ремонте и открытии нового здания Парламентского центра, в которых сообщалось о значительных суммах на закупку мебели, оборудования, штор и т.д.

Укреплению негативных установок населения в отношении Заксобрания способствовали и активно тиражируемые СМИ скандалы с депутатами. Так, 36 сообщений было посвящено уголовному делу в отношении члена фракции КПРФ А.Е. Мастинина по факту мошенничества в подконтрольной ему барнаульской управляющей компании. 15 новостей касались расследования фактов коррупции в Павловском сельскохозяйственном колледже, возглавляемом едино-россом М.А. Бердником. Вопросы источников доходов после подачи деклараций возникли у журналистов к единороссу А.П. Игошину (21 сообщение) и коммунисту А.Ш. Масхудяну (14 сообщений).

Таким образом, можно констатировать, что региональная легислатура неравномерно представлена в информационном пространстве Алтайского края. Преобладание персонального PR депутатов отражает трансформацию политики в условиях информационного общества, однако только укрепляет представление граждан об органах законодательной власти не как механизмах политического представительства общественных интересах, а как способе решения депутатами личных проблем и проблем делегировавших их групп интересов, что, в конечном итоге, не приводит к легитимации законодательных собраний и принимаемых ими политических решений.

Библиографический список

1. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. - М., 2010.

2. Панов П.В. Институционализм рационального выбора: потенциал и пределы возможностей // Институциональная политология: современный институционализм и политическая трансформация России. - М., 2006.

3. Кокарев К.П. Легитимность институционального порядка // Власть и политика: институциональные вызовы XXI века. Политическая наука : ежегодник 2012. - М., 2012.

4. Мартовские рейтинги одобрения, доверия и положения дел в стране. Пресс-выпуск Левада-Центра. 28.03.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.levada.ru/28-03-2013/martovskie-reitingi-odobreniya-doveriya-i-polozhemya-del-v-strane.

5. Январские рейтинги одобрения и доверия. 30.01.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.levada.ru/30-01-2014/yanvarskie-reitingi-odobreniya-i-doveriya.

6. Роль институтов власти. Пресс-выпуск Левада-Центра. 14.02.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. levada.ru/14-02-2013/rol-institutov-vlasti.

7. Роль социальных институтов в жизни России: пресс-выпуск Левада-Центра. 06.02.2014 [Электронный ресурс].

- URL: http://www.levada.ru/06-02-2014/rol-sotsialnykh-

institutov-v-zhizni-rossii.

8. Степанцов П. Все на личных связях [Электронный ресурс]. - URL: www.vedomosti.ru/newsline/news/11931461/ svoi_lyudi.

9. Лебедева Т.П. Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований // Полис. - 2004. -№2.

10. Соловьев А.И. Институциональные эксперименты в пространстве политической культуры: реалии российского транзита // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. - М., 2004.

11. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993.

12. Володенков С.В. Информационно-коммуникационная революция и ее влияние на современный политический процесс // Власть и политика: институциональные вызовы XXI века. Политическая наука : ежегодник 2012. -М., 2012.

13. Лучшим предпринимателем 2012 года в Алтайском крае стал единоросс Альберт Лунев. 23.05.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bankfax.ru/news/88542/.

14. Баенкова И., Герасимюк М., Демин П. «Лакаса-Тэкс» - проект выстраданный // Ваше дело. -2013. -24 июня.

15. Ливер К. В интересах избирателей // Алтайская правда. - 2013. - 12 марта.

16. Бодагова А. Это - не приговор // Алтайская правда.

- 2013. - 1 февр.

17. Создание Российско-американского противоракового центра обсудили в Алтайском крае. 30.04.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://new.altairegion.ru/ news/?news id=217660.

18. Александр Лазарев: «Та методика, которой мы нла-нируем заниматься - настоящая революция в борьбе с раком». 2б.0б.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http:// politsib.ru/news/64892.

19. За чей счет лечить онкологию? // АиФ на Алтае. -2013. - 27 марта.

20. Понова Т. Народ и власть // Вечерний Барнаул. -2013. - 19 анр.

21. Устав примут на съезде // Алтайская правда. - 2013.

- 8 июня.

22. Лиманский Е., Герасимов А. Долго ждали, быстро бежали // Алтайская правда. - 2013. - б февр.

23. В Барнауле нровели VI турнир на призы заслуженного мастера спорта Сергея Хорохордина. 01.01.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://altapress.ru/story/99835.

24. Проводы Деда Мороза и встречу сказочника Бар Алтая отпраздновали барнаульцы в «Лесной сказке».

24.02.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://afisha. amic.ru/news/2153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Катренко Н. Баралтай вместо Деда Мороза // Вечерний Барнаул. - 2013. - 1 марта.

26. «Лесная сказка» Барнаула вошла в Европейскую Ассоциацию зоопарков и аквариумов. 24.03.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asfera.info/news/one-74216.html.

27. Лучшие друзья усатых-полосатых - сосиски! // Алтайская правда. - 2013. - 2 анр.

28. Понова Т. Имя спасенной косуле придумают читатели // Вечерний Барнаул. - 2013. - 23 марта.

29. Сохарева Н. Кто будет вместо Крохи? // Алтайская правда. - 2013. - 17 анр.

30. Алтайские эсеры проведут общественное обсуждение нового закона «О любительском рыболовстве».

20.02.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://altapress. ru/story/102677.

31. Алтайские эсеры в День семьи предложили увеличить пособие для усыновителей до 100 тыс. руб. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asfera.info/news/one-75989.html.

32. Алтайские депутаты обсудили проблему социального сиротства. 16.05.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. amic.ru/news/?news_id=219245.

33. Садоводы Алтайского края нросят помощи у властей. 06.06.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. asfera.info/news/one-76726.html.

34. В Алтайском Законодательном собрании сняли с рассмотрения антикоррупционную инициативу «эсеров».

31.05.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://altapress. ru/story/108697.

35. Инициативу эсеров отклонили // Ваше дело. - 2013.

- 3 июня.

36. 21 января барнаульские коммунисты проведут митинг и возложат цветы к памятникам Ленину. 21.01.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://altapress.ru/story/100768.

37. Барнаульские коммунисты сегодня помянут Владимира Ленина. 21.01.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.amic.ru/news/205666/.

38. Суд отказал коммунистам в требовании отменить поправки в закон Алтайского края «о митингах и «гайд-парках». 23.01.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.bankfax.ru/news/87163/.

39. Оппозиция выступила против принятия закона о фонде капремонта на Алтае - победило большинство. 26.06.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. asfera.info/news/one-77336.html.

40. Детям - пример наставника, тренерам - достойную зарплату. Алтайские «жириновцы» выяснили, как решить

проблемы детского спорта. 27.03.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://politsib.ru/news/63199.

41. Алтайский депутат Андрей Щукин: «Жириновский не разбрасывает деньги!». 07.02.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.amic.ru/news/207920/.

42. Ну, за охоту! // АиФ на Алтае. - 2013. - 26 июня.

43. Алтайский закон об охоте остался неизменным.

26.06.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.amic. ru/news/?news_id=224101.

44. Попова Т. Дорога к дому // Алтайская правда. -2013. - 7 февр.

45. Бейфус А. Меры контроля будут усилены // Вечерний Барнаул. - 2013. - 23 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.