Научная статья на тему 'Формы и методы взаимодействия региональных представительных органов государственной власти Западной Сибири и их пресс-служб со средствами массовой информации'

Формы и методы взаимодействия региональных представительных органов государственной власти Западной Сибири и их пресс-служб со средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2002
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES / INFORMATION POLICY / MASS MEDIA / PRESS CENTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якушева Анна Сергеевна

Социально-экономические и политические процессы последнего десятилетия XX в. и начала XXI в. сказались на увеличении открытости и росте публичной деятельности региональных законодательных (представительных) органов власти. Процесс взаимодействия власти и общества сегодня становится все более значимой формой политической коммуникации, неразрывно связанной с понятием «информационная политика». Особую роль в структурах аппаратов региональных представительных органов власти занимают пресс-центры. Интерес к изучению различных аспектов взаимодействия региональных представительных органов государственной власти со средствами массовой информации со стороны научного сообщества продолжает расти. В данной работе приведены результаты исследования деятельности пресс-центров региональных представительных органов государственной власти на территории Западной Сибири. На основе изучения их деятельности представлены основные направления в их работе и отдельные функции, которые необходимы для реализации информационной политики и осуществления информационного взаимодействия со средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Якушева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types and Mechanisms of Interaction between Local Representative Authorities of Western Siberia Inclusive of Their Press-Services and Mass Media

Social, economic and political developments of the last decade of XX century and the early 21st century have resulted in the increased of transparency and growing PR activities of local legislative (representative) authorities. Process of interaction between the authorities and the public has become an important form of political communication, related to the ‘information policy’ notion. As a result, the paramount significance in the structure of local representative authorities has been attached to press centers. Research community has been showing a growing interest in the study of various aspects of interaction between local representative bodies and mass media. In this paper we present the analysis of the activities of Western Siberia legislative authorities press centers. The studies conducted have permitted to identify the principal directions of their activity as well as certain functions which are vital for implementation of information policy and actualization of information exchange with the media.

Текст научной работы на тему «Формы и методы взаимодействия региональных представительных органов государственной власти Западной Сибири и их пресс-служб со средствами массовой информации»

УДК 323(571.1):07 ББК 66.3(2),123+76.0

А. С. Якушева

Формы и методы взаимодействия региональных представительных органов государственной власти Западной Сибири и их пресс-служб со средствами массовой информации*

A. S. Yakusheva

Types and Mechanisms of Interaction between Local Representative Authorities of Western Siberia Inclusive of Their Press-Services and Mass Media

Социально-экономические и политические процессы последнего десятилетия XX в. и начала XXI в. сказались на увеличении открытости и росте публичной деятельности региональных законодательных (представительных) органов власти. Процесс взаимодействия власти и общества сегодня становится все более значимой формой политической коммуникации, неразрывно связанной с понятием «информационная политика». Особую роль в структурах аппаратов региональных представительных органов власти занимают пресс-центры. Интерес к изучению различных аспектов взаимодействия региональных представительных органов государственной власти со средствами массовой информации со стороны научного сообщества продолжает расти. В данной работе приведены результаты исследования деятельности пресс-центров региональных представительных органов государственной власти на территории Западной Сибири. На основе изучения их деятельности представлены основные направления в их работе и отдельные функции, которые необходимы для реализации информационной политики и осуществления информационного взаимодействия со средствами массовой информации.

Ключевые слова: информационная политика, законодательные (представительные) органы государственной власти, средства массовой информации.

Social, economic and political developments of the last decade of XX century and the early 21st century have resulted in the increased of transparency and growing PR activities of local legislative (representative) authorities. Process of interaction between the authorities and the public has become an important form of political communication, related to the ‘information policy’ notion. As a result, the paramount significance in the structure of local representative authorities has been attached to press centers. Research community has been showing a growing interest in the study of various aspects of interaction between local representative bodies and mass media. In this paper we present the analysis of the activities of Western Siberia legislative authorities press centers. The studies conducted have permitted to identify the principal directions of their activity as well as certain functions which are vital for implementation of information policy and actualization of information exchange with the media.

Key words: information policy, legislative (representative) bodies, mass media, press centers.

DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-59

Сегодня эффективность работы с общественностью считается важнейшим фактором, обеспечивающим на региональном уровне стабильность и успешность государственного управления. Росту информационной открытости в деятельности региональных государственных структур и повороту к публичному диалогу власти с общественностью способствовали социально-экономические и политические процессы. В принятой в 1993 г. Конституции РФ [1, ст. 10] закреплено разделение государствен-

ной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Принципы открытости в той или иной степени присутствуют у всех акторов государственного управления. Тем не менее в большей степени принцип информационной открытости характерен для законодательной/представительной власти, так как во многом именно организация эффективных коммуникаций между региональными представительными органами государственной власти РФ и гражданами является необходимым условием

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-33-01001.

для качественной работы представительных органов субъектов РФ.

Интерес к изучению различных аспектов взаимодействия региональных представительных органов государственной власти со средствами массовой информации со стороны научного сообщества продолжает расти. Постепенно накапливается, систематизируется и анализируется соответствующая отечественная практика, формируются новые исследовательские подходы, учитывающие специфику российской общественно-политической действительности.

Процесс взаимодействия становится все более значимой формой политической коммуникации, неразрывно связанной с понятием «информационная политика». На сегодняшний день существует несколько определений этого термина. В более широком смысле под информационной политикой понимается деятельность органов государственной власти и управления по разработке комплекса мер по выявлению и удовлетворению информационных потребностей в обществе в рамках единого информационного и культурно-коммуникационного пространства посредством разработки, внедрения и эффективного использования современных информационных продуктов и технологий.

В более узком определении «информационная политика — это ряд целенаправленных действий, связанных с внедрением определенных информационных положений в сознание различных социальных групп и позволяющих сформировать и защитить положительный образ конкретного органа власти в целом, а также его руководства и, в первую очередь, высшего руководящего лица» [2].

Начало качественного обновления политической коммуникации в российских регионах обозначило возникновение в системе региональных представительных органов государственной власти субъектов РФ в первой половине 1990-х гг. пресс-центров.

Исходя из определения, а также основываясь на анализе деятельности пресс-служб региональных представительных органов власти Западной Сибири, можно определить основные направления в их работе и отдельные функции, которые необходимы для реализации информационной политики и осуществления информационного взаимодействия со средствами массовой информации. В самом общем виде функции, которые выполняет любая пресс-служба, выглядят так: 1) планирование; 2) производство сообщений; 3) распространение; 4) анализ эффективности; 5) координация и контроль. Нередко информационные отделы госструктур самостоятельно изготавливают теле-, радио- и видеопродукцию, выпускают рекламные проспекты, бюллетени, проводят социологические исследования [3, с. 44].

В каждом регионе существуют свои особенности функционирования пресс-центра как инструмента взаимодействия представительных органов

власти со средствами массовой информации. В частности, пресс-служба Совета народных депутатов Кемеровской области дважды в месяц готовит радиопрограмму «Депутатский вестник» о законотворческой деятельности, а также электронный журнал и «Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области» [4]. Сотрудниками пресс-службы активно используются современные технологии передачи информации. Так, на официальном сайте [5] регулярно обновляется видеоблог, «Парламентская трибуна», а также проводятся опросы общественного мнения, работает интернет-приемная. Кроме того, практикуется запись на онлайн прием к депутату, где, оставив заявку, житель региона может пообщаться с депутатом посредством видеосвязи. Помимо этого, сотрудники пресс-службы оказывают необходимую помощь работникам аппарата, депутатам и их помощникам в подготовке материалов для СМИ.

Законодательное собрание Омской области в эфире ГТРК «Иртыш» уже на протяжении 20 лет регулярно готовит программу «Законодатель» о деятельности представительного органа. Кроме того, на официальном сайте [6] проводятся видеотрансляции заседаний Законодательного собрания Омской области. Активно используется такая форма информационной работы, как организация стендов с фотохроникой мероприятий, проводимых депутатами Законодательного собрания.

Законодательная Дума Томской области готовит телепрограммы «Законы для томичей», «Парламентская неделя», информационные бюллетени, обзоры СМИ, на официальном сайте [7] работает форум для общения жителей региона с депутатами, представлены видео- и фоторепортажи с мероприятий Думы.

В Тюменской областной Думе за взаимодействие со средствами массовой информации отвечает Управление по обеспечению информационной политики. Распоряжением председателя утверждено положение о Совете по информационной политике, который является консультативно-совещательным органом и призван координировать реализацию информационной политики. В Концепции информационной политики и механизмов ее реализации обозначены цели информационной политики как составной части стратегии деятельности Тюменской областной Думы. Одной из форм взаимодействия является парламентский пресс-клуб «Простые правила». Кроме того, в областной Думе создана собственная телестудия, в которой готовятся еженедельные видеодайджесты парламентских событий «Ваш депутат», проводятся онлайн-трансляции из Большого зала заседаний. Еще одно направление работы — выпуск парламентской газеты «Тюменские известия».

В работе Алтайского краевого Законодательного собрания также применяются современные формы

и методы информационного взаимодействия со средствами массовой информации.

Задача отдела пресс-службы Алтайского краевого Законодательного собрания заключается в первую очередь в обеспечении средств массовой информации объективными и достоверными материалами о работе краевого Законодательного собрания, председателя АКЗС, комитетов, депутатских объединений, отдельных депутатов, работающих в составе той или иной фракции. Кроме того, в функции отдела пресс-службы входит подготовка мероприятий для средств массовой информации (пресс-конференции, пресс-подходы, «круглые столы», теле- и радиоэфиры и т. д.).

Одним из основных источников официальной информации Алтайского краевого Законодательного собрания является сайт [8]. В соответствии с Положением «Об официальном сайте Алтайского краевого Законодательного собрания», принятым на сессии АКЗС 27 сентября 2012 г., ответственным за работу официального сайта является отдел пресс-службы аппарата Алтайского краевого Законодательного собрания.

Новости АКЗС размещаются на основной ленте новостей сайта Законодательного собрания и автоматически рассылаются в СМИ. На сегодняшний день это более 100 электронных адресов журналистов краевых, городских и районных СМИ. Для привлечения внимания журналистов и общественности к наиболее актуальным проблемам используются такие формы взаимодействия со СМИ, как пресс-конференции, брифинги, пресс-туры. Помимо новостей, на сайте представлена биография каждого депутата, фотография, его принадлежность к фракции и комитету.

Иные структурные подразделения аппарата, постоянные комитеты, постоянные депутатские объединения Алтайского краевого Законодательного собрания представляют информацию в отдел пресс-службы аппарата Законодательного собрания, а также несут ответственность за поддержание размещенной информации в актуальном состоянии.

Согласно проведенным в 2009 г. Институтом развития свободы информации исследованиям рейтинга информационной открытости государственных органов законодательной власти субъектов РФ АКЗС находилось на 58 месте. В десятке наиболее открытых представительных органов субъектов РФ — Законодательное собрание Иркутской области (на 9 месте). По итогам исследования Института в 2013 г. сайт Алтайского краевого Законодательного собрания переместился на 11 место. Одну из ведущих позиций в рейтинге стабильно занимает Томская областная Дума, которая в 2009 г. была на 14 месте, в 2013 г. — на одну строку выше (13). Совет народных депутатов Кемеровской области поднялся с 25 (2009 г.) на 12 место (2013 г.). Улучшил свои позиции и официальный сайт Государственного

Собрания — Эл Курултая Республики Алтай, поднявшись с 62 строки по итогам 2009 г. до 50-й в 2013 г. Отрицательная динамика отмечена только в рейтинге открытости Законодательного собрания Новосибирской области: с 18 места в 2009 г. официальный сайт регионального представительного органа переместился на 33 строку в 2013 г. [9].

В то же время эксперты Института обращают внимание на то, что с 2004 г. официальные сайты органов власти становятся более информативными, однако в целом ситуация меняется незначительно [10, с. 136].

Кроме того, пресс-служба АКЗС регулярно освещает деятельность регионального представительного органа власти в традиционных электронных и печатных средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 32 Закона Алтайского края «О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного собрания» каждый депутат имеет право на выступление с отчетом о работе, а также по другим вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учредителем (соучредителем) которых являются государственные органы и организации Алтайского края и (или) полностью или частично финансируются за счет средств краевого бюджета. Указанная возможность предоставляется депутату электронным средством массовой информации не реже одного раза в месяц, печатным средством массовой информации — не реже одного раза в квартал. При этом депутат имеет право на выступление в электронном средстве массовой информации продолжительностью до пяти минут, опубликование в печатном средстве массовой информации своего материала размером до 350 строк. Постоянное депутатское объединение вправе опубликовывать материалы, связанные с деятельностью постоянного депутатского объединения, размером до 350 строк в квартал.

В качестве электронного СМИ в Алтайском крае выступает краевой телеканал «Катунь 24», печатного — краевая газета «Алтайская правда».

С целью привлечения внимания жителей Алтайского края к работе представительного органа и популяризации деятельности депутатского корпуса ежемесячно в эфире телекомпании «Катунь-24» выходит программа «Акценты» с председателем АКЗС И. И. Лоором, а также телепрограмма «Власть. Действующие лица» в эфире ГТРК «Алтай» и радиопрограмма «Вестник краевого Законодательного собрания». В них рассказывается о наиболее важных событиях из жизни представительной власти в Алтайском крае за прошедший месяц. Кроме того, с января 2012 г. в еженедельном формате в эфире телеканала «Катунь-24» выходит программа «Актуальное интервью» с участием председателей или заместителей постоянных комитетов Алтайского АКЗС. В течение 15 минут гости студии рассказывают жителям региона об изменениях в региональном и фе-

деральном законодательстве, комментируют актуальные проблемы, отвечают на вопросы.

Уделяется внимание взаимодействию пресс-службы АКЗС со средствами массовой информации муниципальных образований. На сегодняшний день в крае существует 69 районных и городских газет. Каждая редакция ежедневно получает новости Алтайского краевого Законодательного собрания, выставляемые на его официальном сайте. В ряде районов и городов газеты регулярно публикуют материалы о работе депутатов, избранных по одномандатным округам, поздравления с официальными государственными праздниками, тесно взаимодействуют с помощниками депутатов. С целью улучшения взаимодействия АКЗС с районными и городскими газетами и выстраивания качественной системной работы сотрудники отдела пресс-службы АКЗС оказывают методическую помощь в подготовке материалов о деятельности АКЗС, принимаемых нормативно-правовых актах.

Ежегодно проводится конкурс для журналистов и средств массовой информации, участвующих в освещении деятельности АКЗС и представительных органов муниципальных образований и городских округов. Победители награждаются дипломами ценными подарками.

Интерес к законотворческой деятельности в Алтайском крае проявляется и со стороны федеральных СМИ: журналов «Российская Федерация сегодня», «Регионы России», «Агромакс», «Ориентир», газет «Парламентская газета», «Аргументы и факты», «Российская газета», «Аргументы недели», информационных агентств ИТАР-ТАСС, Интерфакс и других.

В целом, работа пресс-служб региональных органов представительной власти Западной Сибири различается несущественно. Практически в каждом субъекте Сибирского федерального округа представительные органы государственной власти работают над выпуском теле- и радиопрограмм, наполнением официальных сайтов, а также готовят публикации в местные, региональные и федеральные СМИ. Тем не менее есть и отличительные особенности, которые выражаются в первую очередь в численности сотрудников пресс-служб (от 2 до 9 человек) и размере бюджета, выделяемого на информационное взаимодействие со средствами массовой информации. Кроме того, существенным отличием является субъективное отношение субъектов региональных органов представительной власти к публичной деятельности, как следствие, работе пресс-служб, призванных обеспечить информационную открытость отдельных акторов представительной власти.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. М., 2009.

2. Исследовательский центр «Аналитик» [Электронный ресурс]. — URL: http://rc-analitik.ru/vlast/

3. Гундарин М. В., Сидорова А. Г. Рейтинг информационной открытости государственных органов власти России в 2009 г. // PR в изменяющемся мире: коммуникационные технологии в деятельности органов власти : сб. ст. — Вып. 8. — Барнаул, 2010.

4. Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon.sndko.ru/

5. Официальный сайт Совета народных депутатов Кемеровской области [Электронный ресурс]. — URL: http:// sndko.ru|

6. Официальный сайт Законодательного собрания Омской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www. omsk-parlament.ru/

7. Официальный сайт Законодательной Думы Томской области [Электронный ресурс]. — URL: http://duma.tomsk.ru/

8. Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного собрания [Электронный ресурс]. — URL: www.akzs.ru

9. 2013: Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Рейтинг // Фонд «Институт Развития Свободы Информации» [Электронный ресурс]. — URL: http://exmo.svobodainfo.org/ exmo2010/momtormg/64/ratmg/?type=aU

11. Русаков А. Ю. Связи с общественностью в государственных структурах. — СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.