Научная статья на тему 'Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти'

Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1354
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / PUBLIC RELATIONS / PUBLIC ADMINISTRATION / INFORMATION SERVICE / TRANSPARENCY OF LEGISLATIVE POWER / COMMUNICATION POLICY / COMMUNICATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григоренко Наталья Игнатьевна, Минаева Людмила Владимировна

Выстраивание отношений органов государственной власти с разнообразными группами является необходимым аспектом государственного управления в демократической стране, поскольку они обеспечивают основу процесса принятия политических решений, обязательно подразумевающего общность интересов государства и общества. В статье рассматриваются формы и функции государственной коммуникации в сфере региональной законодательной власти. Статья представляет опыт работы Управления по информации и общественным связям Законодательного Собрания Красноярского края. Цель Управления заключается в формировании долгосрочных отношений, ориентированных на развитие доверия населения к органу законодательной власти, и обеспечение общественной поддержки политическим решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Григоренко Наталья Игнатьевна, Минаева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication Policy of Regional Legislative Body

The construction of relationships of government bodies with various public groups is an essential aspect of public administration in a democratic country, since it provides the basis for political decision-making process which should necessarily imply a shared interest of government and population. The article focuses on the forms and functions of government communication in the sphere of regional legislative power. It presents the findings from a study investigating activities of Information and Public Relations Department of Kransojarsk region Parliament. The objective of the Department is the formation of long-term relationships oriented on developing trust of people to the legislative body and their support of political decisions.

Текст научной работы на тему «Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти»

Григоренко Н.И., Минаева Л.В.

Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти

Григоренко Наталья Игнатьевна — кандидат социологических наук, доцент НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург).

E-mail: nat.grigorenko@gmail.com

Минаева Людмила Владимировна — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

E-mail: minaeva@spa.msu.ru

Аннотация

Выстраивание отношений органов государственной власти с разнообразными группами является необходимым аспектом государственного управления в демократической стране, поскольку они обеспечивают основу процесса принятия политических решений, обязательно подразумевающего общность интересов государства и общества. В статье рассматриваются формы и функции государственной коммуникации в сфере региональной законодательной власти. Статья представляет опыт работы Управления по информации и общественным связям Законодательного Собрания Красноярского края.

Цель Управления заключается в формировании долгосрочных отношений, ориентированных на развитие доверия населения к органу законодательной власти, и обеспечение общественной поддержки политическим решениям.

Ключевые слова

Связи с общественностью в сфере государственного управления, информационная служба, прозрачность законодательной власти, коммуникационная политика, коммуникационная стратегия.

Политическая коммуникация, то есть «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой»1, используется для информационного обеспечения политических процессов в обществе, и в демократических государствах в условиях выборной представительной власти в зависимости от целей, структуры и участников политических процессов имеет две разновидности: электоральную и государственную. Первая призвана осуществлять взаимодействие политических партий с электоратом и имеет своей целью помощь партиям в достижении их интересов в сфере власти. Вторая обеспечивает информационное взаимодействие органов государственного управления и граждан2.

Вопрос о распространении информации имеет особое значение для государственного управления, одна из основных задач которого заключается в построении систем коммуникации, обеспечивающих конструктивный диалог властных структур и общества с целью придания легитимности и стабильности

1 См.: ШварценбергР.-Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. 1. С. 174.

2 Sanders K. Political Public Relations and Government Communication // Political Public Relations. Principles and Applications / eds.: J. Stromback, S. Kiousis. New York, 2011. P. 258-260.

государственному строю. При этом следует подчеркнуть особое место в системе органов государственного управления, которое занимают региональные власти, находящиеся ближе к электорату, чем федеральные структуры, и отвечающие за развитие отдельных субъектов федерации.

В связи с празднованием 20-летия Конституции РФ, в своем выступлении перед студентами МГУ, председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин подчеркнул: «Региональные законодатели должны не только реагировать на отдельные текущие вызовы, а находиться в постоянном диалоге с обществом, действовать на опережение, тем самым обеспечивая устойчивое развитие территорий». История показывает, что, отказываясь от диалога с обществом, власть наталкивается на оппозицию населения, неприятие такой власти. Этим фактом обусловлено создание служб по связям с общественностью в органах государственной власти, которые призваны повышать жизнеспособность власти и эффективность ее работы, способствовать гармонизации взаимоотношений ее представителей и населения, формировать активную гражданскую позицию людей.

Государственное управление представляет собой особую систему, где одним из принципов управления должна являться открытость власти перед обществом. Данный принцип является обязательным для соблюдения и предполагает обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений. Следовательно, являясь открытой системой, государственные структуры нуждаются в элементе, способном обеспечить эту открытость.

В 2009 году Государственной Думой был принят закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, целями которых является обеспечение открытости деятельности органов власти»3. Обязанности по представлению информации возлагаются на государственные структуры в регионах, а элементами, способными обеспечить этот доступ, выступают управления, отделы по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Основными принципами реализации прав на информацию о деятельности и решениях органов власти являются:

а) общедоступность и открытость информации;

б) информирование граждан о деятельности органов власти;

3 Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. № 4849. 13.02.2009. иКЬ: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (05.02.2014).

в) законность поиска, получения и передачи информации;

г) предоставление достоверной информации;

д) своевременность представления информации;

е) соблюдение прав граждан при предоставлении информации о деятельности госорганов.

На сегодняшний день, практически все государственные структуры заявляют о своей открытости перед гражданами, для чего в них образуются подразделения по связям с общественностью. Функции данных служб и отделов утверждаются в соответствующих положениях о службах связей с общественностью властных структур субъектов Российской Федерации.

Такая ситуация может быть обусловлена тем, что слишком велик соблазн опереться на чисто административные средства управления, ограничиться деятельностью обычной пресс-службы, информировать общественность о работе органа власти в одностороннем порядке, то есть, по сути, обслуживать власть. Правильно организованная структура по связям с общественностью призвана сделать работу органов власти прозрачной и открытой для граждан, она должна способствовать установлению двустороннего взаимодействия власти и населения4.

Современные технические возможности помогают сделать это взаимодействие более качественным, оперативным и, соответственно, эффективным. Но необходимо подчеркнуть, что, даже если служба связей с общественностью будет работать правильно и будет организовывать взаимодействие власти и населения, эффективность такого взаимодействия будет измеряться в первую очередь реальными делами политика. Именно в подтверждении слов реальными делами и заключаются подлинные связи с общественностью, которые в полной мере реализуют свой потенциал.

Деятельность законодательных органов власти в последнее время является объектом пристального внимания различных средств массовой информации, прогнозно-социологических служб и информационных агентств. Сегодня каждый из народных избранников ощущает себя «под прицелом» СМИ и общественности. Это обусловлено прежде всего спецификой новых исторических реалий.

Важность парламента как источника информации определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, тем, что важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность в сферах, которые касаются всех граждан. Во-вторых, одной из родовых черт парламентаризма является народное представительство, и в

4 Речевая коммуникация в политике / Под ред. Л.В. Минаевой. М., 2007. С. 9.

этом смысле парламент выступает как совокупность мнений общества по тем или иным вопросам. В-третьих, в современной России парламент является едва ли не единственным истинно публичным институтом власти. При этом под публичностью понимается открытость обсуждения и принятия того или иного властного решения. Он регулярно переизбирается, и это позволяет корректировать его состав с учетом изменяющегося общественного настроения.

Война между разными ветвями власти стала существенной приметой постсоветской политики, имея в своем активе даже разгон парламента с помощью танков. Если одна ветвь власти — исполнительная — борется за позитивное отношение к себе, то этого сложнее достичь в случае другой — законодательной, которую усиленно выталкивают в сферу негативной оценки как объективные, так и субъективные причины. При этом важно понимать, что очень часто формирующийся негативный образ законодательной власти связан просто с отсутствием информации о ее работе, либо с подачей этой информации согласно стандартным канонам информирования населения.

Если посмотреть на информационный фон, особенно новостийный, мы видим в большей степени переложенные на видеокартинку официальные пресс-релизы самых различных властных ведомств. Оставшуюся часть времени эфира и пространства газетных полос занимают развлекательные ток-шоу и сенсационные разоблачения из мира звезд, что соответствует требованиям клипового мышления современного потребителя информации5.

По мнению главного редактора газеты «Киевский телеграф» (Украина) и эксперта Форума европейских и азиатских медиа (ФЕАМ) Владимира Скачко, «клиповое сознание, которое внедряется телевидением и усугубляется интернетом и социальными сетями, меняет личность»6. Современный потребитель информации не может надолго сосредоточиться на серьезной информации, поэтому передачи, которое получили название infotainment, сочетающие информацию и развлечения, доминируют в СМИ.

Однако государственную коммуникацию невозможно свести к развлекательным сюжетам. Поэтому в настоящее время складывается парадоксальная ситуация: на информационную политику сегодня тратятся огромные суммы

бюджетных средств под «заказ» и, по существу, диалог перешел в монолог — менторский и унылый. Качественная журналистика, острая публицистика

5 Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М., 1995. С. 123.

6 Кречетова О. Внедряемое медиа клиповое сознание меняет личность, считают эксперты. URL: http://ria.ru/mf news/20111122/494882252.html (05.02.2014).

нивелируются, им на смену, как ни странно, пришел устаревший способ информационной работы с населением: «сначала пиар, а дело потом», и даже результат мало кого интересует, поскольку просто не всегда есть место для такого рода проектов.

Но граждане страны стали другими, поэтому они требуют и другого к себе отношения. С одной стороны, они стали сильнее и самостоятельнее, что снимает возможности административного «продавливания» нужной для властных структур информации. С другой — упал тот уровень интереса к политике, которой, вероятно, искусственно поддерживался долгое время. Все это создает серьезные сложности в области информационной работы с населением.

Одной из распространенных ошибок служб связей с общественностью в составе органов законодательной власти является непродуманность коммуникационных технологий, увлечение формальной стороной, неготовность к долговременному проектированию, что неизбежно оборачивается для региональной власти проблемами, поскольку наносит ущерб ее имиджу и снижает общественное доверие. Оптимизировать деятельность службы возможно в случае, когда она в той или иной мере будет выполнять весь комплекс функций, создавать «замкнутый цикл» (информирование — принятие решений — контроль выполнения), работая на конечный результат. Важно иметь продуманный, отлаженный механизм взаимодействия органов власти с общественностью и СМИ, опирающийся на разработанную комплексную коммуникационную стратегию.

Публичность политики означает не просто учет общественного мнения и мнения различных групп интересов, а включение населения в политический процесс и формирование приоритетов в деятельности власти, особенно законодательной.

Авторитет парламента как института власти зависит от персонального состава законодательного органа, от созданного аппарата, который обеспечивает поддержку депутатской работы. Насколько эффективно работает данная схема, рассмотрим на примере парламента Красноярского края.

Красноярский край не случайно сравнивают с Нью-Гемпширом. Все политические явления, а также результаты выборов проявляются здесь раньше, чем по стране в целом вследствие его географического положения. Парламент края всегда отличала самостоятельность в принятии решений, иногда это выливалось в конфликты с исполнительной властью. Именно парламент был местом острых дискуссий, касающихся направления развития края.

Законодательное Собрание является высшим и единственным законодательным органом государственной власти в Красноярском крае, который обеспечивает правовую основу жизнедеятельности всего общества и каждого социального института. Главные критерии, которыми руководствуются депутаты Законодательного Собрания Красноярского края — законность, ответственность, открытость перед избирателями, постоянный учет общественного мнения. В краевом парламенте работают депутаты, представляющие разные политические партии, разные группы населения, поэтому здесь и можно услышать весь спектр мнений по любому вопросу.

Существенная функция законодательной власти — финансовая — реализуется в праве ежегодного утверждения краевого бюджета. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль работы правительства и иных должностных лиц исполнительной власти.

В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). Таким образом, законодательная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально, путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная

инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комитетах, принятие и утверждение, опубликование. Только парламент является органом, непосредственно представляющим население, и только он вправе заниматься правотворчеством, касающимся основных сфер жизни общества.

Работа Законодательного Собрания основана на идеях демократической и правовой организации государственного устройства края, на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, ответственности и подотчетности. Открытость и гласность — неизменные принципы деятельности краевого парламента, определенный Уставом края7. Таким образом,

7 Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (с изменениями и дополнениями). иЯЬ: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=5337 (05.02.2014).

миссия структуры по связям с общественностью, в данном случае Управления по информации и общественным связям Законодательного собрания Красноярского края

— довести до каждого жителя края информацию о деятельности парламента, сделать работу депутатского корпуса максимально открытой и прозрачной.

Для того чтобы проанализировать работу современных парламентских структур, необходимо обратиться к некоторым историческим фактам, которые оказывали влияние на политические процессы. Первое структурное подразделение, призванное решать задачи законодательных органов власти по связям со СМИ и общественностью, возникло в Великобритании 120 лет назад. Журналисты, работающие на постоянной основе в парламенте, объединились и создали ассоциацию, которая получила название Пресс-галереи. C 1936 года в Великобритании начало функционировать министерство информации, которое во время Второй мировой войны вело большую пропагандистскую работу.

Однако после войны именно это обстоятельство негативным образом сказывалось на восприятии этой структуры. Поэтому в 1946 году министерство было переименовано в Central Office of Information — Центральное бюро информации (ЦБИ). Оно существенно отличалось от министерства информации. С самого начала сформировалось негласное убеждение: пресс-секретари должны вести себя как государственные служащие и не делать акцент на узкопартийных интересах.

Итак, первым требованием к пресс-секретарям была их аполитичность. Это было обусловлено тем, что вознаграждение им выплачивалось из денег налогоплательщиков. Пресс-секретари только представляли информацию, избегая оглашения собственного отношения к ней, они не должны были лгать и вводить в заблуждение общественность. Пресс-секретарь к тому же выполнял функции передаточного устройства, транслирующего информацию от политика к СМИ. Этот человек не давал комментарии, не делал собственных выводов — его задача заключалась в том, чтобы быть на втором плане и поддерживать политика. Иными словами, запрещалось «рекламировать» партию, в которой состоял политик, говорить насколько она перспективна8.

Специфика работы современных структур связей с общественностью подтвердила актуальность прописанных правил: основная информационная работа парламентов строится через работу комитетов, а не фракций. Поэтому специалисты, работающие в управлении по информации и общественным связям краевого

8

Ингэм Б. Роль пресс-секретаря // Пресс-служба. 2004. № 2. C. 91-93.

парламента, не могут отдавать приоритет одной партии либо представлять ее, не могут давать комментарии (это компетенция депутата), делать собственные выводы при написании материала о работе парламенте. Во многом такому подходу способствует редакционный совет по информационной политике, куда входят представители всех фракций, представляющих политические партии в парламенте9.

Необходимо подчеркнуть, что Законодательное Собрание Красноярского края имеет свою историю работы по информированию и выстраиванию диалога с населением, свою специфику, которая представлена тремя этапами:

Первый этап 1994-2001:

- отсутствие самостоятельного подразделения в аппарате парламента;

- 2 сотрудника в организационном управлении;

- функции промежуточного звена по распространению информации.

Второй этап 2001-2004:

- отсутствие самостоятельного подразделения в аппарате органа власти, которое бы в полном объеме выполняло функции отдела по работе с органами местного самоуправления и общественностью.

Такая модель являлась главным механизмом во взаимодействии с избирателями, политическими партиями, общественными организациями, но в данном случае практически отсутствовало взаимодействие со средствами массовой информации.

Третий этап 2004 — настоящее время:

- возникла структура, объединившая СМИ и связи с общественностью — Управление по информации и общественным связям Законодательного Собрания Красноярского края было создано в 2004 году. Причины создания этого управления были продиктованы сложившимися историческими, экономическими и политическими реалиями времени.

Для координации информационной политики был создан редакционный совет, который возглавил Председатель Законодательного Собрания. В состав совета также входили представители всех парламентских фракций, начальник Управления по информации и общественным связям. Редакционный совет по информационной политике являлся консультативно-совещательным органом Законодательного Собрания. В функции совета входило рассмотрение и утверждение ежегодных планов, освещение деятельности парламента, рассмотрение информации о работе

9 Григоренко Н.И. Специфика продвижения имиджа Красноярского края // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: Материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. СПб., 2010.

Управления по информации и общественным связям, принятие решений о проведении конкурсов среди СМИ с целью заключения контрактов на оказание информационных услуг и многие другие.

Всю деятельность управления можно условно разделить на несколько основных направлений:

1) мониторинг политической, социальной и экономической ситуации в крае;

2) организация взаимодействия со СМИ;

3) реализация собственных медиапроектов;

4) разработка вспомогательной, сопроводительной информационной продукции — полиграфических материалов;

5) проведение специальных мероприятий;

6) работа с молодежью и школьниками.

Таким образом, деятельность Управления по информации и общественным связям Законодательного Собрания Красноярского края представляет собой систему полного организованного цикла по связям с общественностью. Вначале — мониторинг ситуации и донесение информации до депутатов. Депутаты, основываясь на этой информации, вносят изменения в законы края, разрабатывают целевые программы, принимают постановления, способствующие повышению качества жизни населения. Управление информирует об этой деятельности граждан через СМИ и собственные медиапроекты, тем самым стимулируя их активное взаимодействие с органами власти и депутатами.

Особое место в системе общественных отношений занимает взаимодействие со СМИ10. Ключевую роль в работе со средствами массовой информации играет аккредитация их представителей. Практика показала, что лучший результат при передаче официальной информации из органов государственной власти достигается благодаря аккредитованным журналистам. За счет аккредитации журналисты имеют право на свободное посещение мероприятий парламента, что дает возможность выстроить объективную картину события, оперативно получить дополнительную или разъяснительную информацию по возникшему вопросу, сделать фото- и видеосъемку.

Одной из распространенных форм подачи новостных материалов являются пресс-конференции и брифинги председателя Законодательного Собрания, его заместителей, председателей постоянных комитетов с представителями СМИ.

10 Григоренко Н.И. Пиарщики и журналисты: диалог с обществом // Язык и социальная динамика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2011.

Краевой закон «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и о порядке представления информации органами власти края» предусматривает обязательную публикацию в средствах массовой информации официальных документов (законов, постановлений); обеспечивает доступ к документам и материалам, как по письменным запросам заинтересованных граждан, так и через всевозможные средства коммуникации, например, сайт Законодательного Собрания11.

Помимо вышеперечисленного, в СМИ регулярно публикуются интервью и комментарии парламентариев на актуальные темы и проблемы. Нередко депутаты выступают в качестве экспертов в теле- и радиопрограммах по вопросам, имеющим общественную значимость.

Для оценки эффективности работы со СМИ Управление по информации и общественным связям Законодательного Собрания ежедневно проводит мониторинг красноярских теле- и радиокомпаний, федеральной, краевой, районной печатной прессы. На основе полученных данных, с помощью специальных программ, проводится анализ количественных и качественных показателей присутствия в СМИ депутатов, позитивные и негативные тенденции в изменении общественного мнения.

С 2009 по 2012 год число упоминаний парламентариев региона в СМИ увеличилось практически пропорционально увеличению подготовленных управлением информационных продуктов и проведенных мероприятий.

Если сравнивать с другими регионами, то Красноярский край демонстрирует достаточно высокие показатели и пока является лидером по количеству медиаконтактов органа законодательной власти с населением. Например, количество упоминаний о Законодательном Собрании Новосибирской области за 2010 год составило 2543 раза12, а о Законодательном Собрании Иркутской области всего 59 раз13.

В связке «законодательная власть — СМИ» существует, как было указано выше, еще одно звено — управление по информации и общественным связям. Это не просто подразделение, информирующее или передающее информацию о деятельности законодателей, а непосредственный участник политического процесса, от действий

11 Закон Красноярского края от 30.06.2003 № 7-1171 «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края». иКЬ: www.krao.ru/files/fck/File/kazakov/zakon рг аур па infu.doc (05.02.2014).

12 Законодательное Собрание Новосибирской области. [Официальный сайт]. иКЬ: http://www.zsnso.ru/

(21.04.2011).

13 Законодательное Собрание Иркутской области. [Официальный сайт]. иКЬ: http://www.irk.gov.ru/

(21.04.2011).

которого зависят и имидж парламента, и настроения в обществе, и уровень профессионализма парламентских журналистов.

Одним из важных инструментов работы службы по связям с общественностью в государственных органах власти является разработка и реализация собственных медиа-продуктов. Управление по информации и общественным связям на протяжении нескольких лет развивает данное направление. Это способ более подробного и компетентного информирования населения о деятельности краевого парламента: какие законы обсуждают и принимают депутаты, как эти законы отразятся на жизни каждого красноярца, какие события происходят в профильных комитетах и во фракциях Законодательного Собрания. Собственные медиапроекты и сайт позволяют контролировать передаваемую информацию14.

Особое место в информировании населения принадлежит информационному наполнению официального сайта парламента, персональному сайту и видеоблогу спикера краевого парламента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Десять лет выходит в эфир телевизионная еженедельная программа «Законодательная власть». Она занимает ведущие позиции в рейтинге краевых общественно-политических программ. Радиопрограммы «Парламентский дневник» и «Вести Законодательного Собрания», еженедельные выпуски специализированной полосы в газете «Комсомольская правда», «Парламентская газета», вкладыш о парламенте в 44 городских и районных газетах края, журнал «Депутатские вести» — все перечисленные проекты позволяют целенаправленно воздействовать на формирование правовой культуры жителей края, делают их заинтересованными участниками законотворческого процесса.

Насколько профессионально организована работа по информированию населения, можно судить по количеству получающих информацию о Законодательном Собрании Красноярского края в неделю:

1) телевизионная программа «Законодательная власть» — 99 000-130 000 человек; радиопрограмма Парламентский радиодневник — 110 000 человек;

2) газета «Комсомольская правда» — 35 000 человек (согласно тиражу);

3) сайт газеты «Комсомольская правда» — 5 000-8 000 человек;

4) официальный сайт Законодательного Собрания — 16 000-18 000 человек;

Законодательное Собрание Красноярского края. [Официальный сайт]. URL:

http://www.sobranie.info/power.php.- (06.09.2013).

5) количество упоминаний в городских, краевых и федеральных СМИ в неделю — 120-130 раз;

6) количество упоминаний в специальных репортажах районных газет — 180 000 (согласно совокупному тиражу за неделю).

Итого: около 454 130 человек в неделю получает информацию о деятельности Законодательного Собрания края.

К сожалению, общество еще не придумало инструментов, которыми можно было бы измерить параметры депутатской деятельности, хотя сегодня и делаются попытки оценивать законодательные органы. Пока оценка успешности работы депутатов осуществляется только через систему выборов. Необходимо отметить, что одна треть краевых законодателей подтверждали кредит доверия у населения и избирались депутатами трех и более созывов, А.В. Усс уже более 15 лет является бессменным спикером, подтверждая свою легитимность у населения через работу в парламенте, будучи избранным в одномандатном округе г. Красноярска.

Красноярский край — один из первых регионов России стал проводить съезды депутатов края, где власти пришли к выводу, что для эффективной работы необходимо слышать мнение депутатов всех уровней, от сельского совета до Государственной Думы. За всю историю проведения съездов (шесть съездов за 12 лет) Управление по информации и общественным связям занимало центральное место в подготовке и проведении мероприятий; в его функции входило: медиасопровождение работы съездов, выпуск полиграфической продукции, оформление и техническое оснащение. По такому же принципу обеспечиваются публичные слушания, заседания Координационного совета и другие мероприятия Законодательного Собрания.

Важно также отметить, что Управление по информации и общественным связям ведет активную работу с молодежью и школьниками. Так, в учреждении ежегодно проходят практику от 20 до 40 студентов красноярских вузов гуманитарных специальностей. Кроме этого, в стенах краевого парламента регулярно проводятся образовательные мероприятия для школьников: экскурсии, презентации об истории, структуре и работе законодательного органа, конкурсы, посвященные родному краю, специальные мероприятия с участием депутатов.

Законодательная власть является представительной властью — речь должна идти не только и не столько об информировании населения о деятельности представительной власти, сколько о доверии населения к представительной власти, а значит, о ее легитимности.

Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться, в максимально допустимых пределах, предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, обеспечивать информационную открытость и прозрачность своей деятельности. Решение этой задачи во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого службами связей с общественностью аппарата законодательных органов власти, требует высокого профессионализма, личного авторитета, ответственности за передачу информации СМИ и общественности. Все это неотделимо от самой сути демократии, где чиновник, передающий информацию о деятельности законодательной власти, является участником политического процесса.

Практика показывает, что наибольшего успеха служба связей с общественностью добивается тогда, когда работа с информацией строится по замкнутой технологической цепочке, при непосредственном участии председателя законодательного собрания.

Управление по связям с общественностью в парламенте Красноярского края выступает «системообразующим элементом», напрямую подчиняется руководителю законодательного органа власти и имеет широкие полномочия по использованию информационных ресурсов парламента. Использует различные формы работы: от создания редакционного совета по информационной политике до изготовления собственных теле-, радиоинформационных материалов, специальных

широкомасштабных акций, различных конкурсов, передвижных фотовыставок.

Итак, с позиций политического менеджмента, специфика связей с общественностью в законодательных органах власти может быть сформулирована следующим образом:

1. В парламенте существует коммуникационная среда взаимодействия с общественностью, реализуемая путем системного включения связей с общественностью в политическую и правовую деятельность.

2. Связи с общественностью можно рассматривать как субъект общественных отношений, продуцирующий, тиражирующий и распространяющий информацию, необходимую для достижения целей данного органа власти.

3. Информация «сверху» (о принятых депутатами законах) должна

совмещаться с информацией «снизу», с данными о том, как законы выполняются.

4. В связке «законодательная власть — СМИ» существует еще одно звено — управление по связям с общественностью и СМИ, от которого зависит уровень профессионализма парламентских журналистов.

5. Управление — это не просто подразделение, информирующее или передающее информацию о деятельности законодателей, это непосредственный участник политического процесса, от которого требуется высокий профессионализм, личный авторитет, ответственность за передачу информации.

6. Эффективность работы служб связей с общественностью в органах законодательной власти возможна в случае, когда она в той или иной мере будет выполнять весь комплекс функций, иметь продуманный, отлаженный механизм взаимодействия с общественностью и СМИ, разработанную комплексную коммуникационную стратегию.

Список литературы:

1. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М., 1995.

2. Григоренко Н.И. Пиарщики и журналисты: диалог с обществом // Язык и социальная динамика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2011.

3. Григоренко Н.И. Специфика продвижения имиджа Красноярского края // Имидж государства / региона в современном информационном пространстве: Материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. СПб., 2010.

4. Закон Красноярского края от 30.06.2003 № 7-1171 «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края». ЦКЬ: www.krao.ru/files/fck/File/kazakov/zakon pravo ш т fu.doc (05.02.2014).

5. Ингэм Б. Роль пресс-секретаря // Пресс-служба. 2004. № 2. С. 91-93.

6. Кречетова О. Внедряемое медиа клиповое сознание меняет личность, считают эксперты. ЦКЬ: http://ria.ru/mf news/20111122/494882252.html (05.02.2014).

7. Речевая коммуникация в политике / Под ред. Л.В. Минаевой. М., 2007.

8. Законодательное Собрание Иркутской области. [Официальный сайт].

ЦКЬ: http://www.irk.gov.ru/ (21.04.2011).

9. Законодательное Собрание Красноярского края. [Официальный сайт].

иКЬ: http://www.sobranie.info/power.php.- (06.09.2013).

10. Законодательное Собрание Новосибирской области. [Официальный сайт]. URL: http://www.zsnso.ru/ (21.04.2011).

11. Устав Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777 (с изменениями и

дополнениями). URL: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=5337 (05.02.2014).

12. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. № 4849. 13.02.2009.

URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (05.02.2014).

13. ШварценбергР.-Ж. Политическая социология. М., 1992.

14. Sanders K. Political Public Relations and Government Communication // Political Public Relations. Principles and Applications / Eds.: J. Stromback, S. Kiousis. New York, 2011.

Grigorenko N., Minaeva L. Communication Policy of Regional Legislative Body

Grigorenko, Natalia — PhD in sociology, Assistant professor of Higher School of Economics. National Research University, St-Petersburg.

E-mail: nat.grigorenko@gmail.com

Minaeva, Ludmila — PhD in philology, Professor, Head of the Foreign Languages Department, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University.

E-mail: minaeva@spa.msu.ru

Annotation

The construction of relationships of government bodies with various public groups is an essential aspect of public administration in a democratic country, since it provides the basis for political decision-making process which should necessarily imply a shared interest of government and population. The article focuses on the forms and functions of government communication in the sphere of regional legislative power. It presents the findings from a study investigating activities of Information and Public Relations Department of Kransojarsk region Parliament. The objective of the Department is the formation of long-term relationships oriented on developing trust of people to the legislative body and their support of political decisions.

Keywords

Public Relations, Public Administration, information service, transparency of legislative power, communication policy, communication strategy.

References:

1. Girenok F.I. Metafizikapata (kosnojazychie ustalogo cheloveka). Moscow, 1995.

2. Grigorenko N.I. Piarshhiki i zhurnalisty: dialog s obshhestvom. Jazyk i social’naja dinamika: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnojarsk, 2011.

3. Grigorenko N.I. Specifika prodvizhenija imidzha Krasnojarskogo kraja. Imidzh gosudarstva / regiona v sovremennom informacionnom prostranstve: Materialy simpoziuma 23-24 marta 2009 g. St.Petersburg, 2010.

4. Zakon Krasnojarskogo kraja ot 30.06.2003 № 7-1171 «O prave grazhdan na informaciju o dejatel’nosti i reshenijah organov gosudarstvennoj vlasti Krasnojarskogo kraja i porjadke predostavlenija informacii organami

gosudarstvennoj vlasti Krasnojarskogo kraja».

URL: www.krao.ruIfilesIfckIFileIkazakovIzakon pravo na infu.doc (05.02.2014).

5. Ingjem B. Rol’ press-sekretarja. Press-sluzhba. 2004, 2. C. 91-93.

6. Krechetova O. Vnedrjaemoe media klipovoe soznanie menjaet lichnost ’, schitajut jeksperty.

URL: http:IIria.ruImf newsI20111122I494882252.html (05.02.2014).

7. Rechevaja kommunikacija vpolitike I Pod red. L.V. Minaevoj. Moscow, 2007.

8. Zakonodatel ’noe Sobranie Irkutskoj oblasti. [Official site]. URL: http:IIwww.irk.gov.ruI (21.04.2011).

9. Zakonodatel’noe Sobranie Krasnojarskogo kraja. [Official site].

URL: http:IIwww.sobranie.infoIpower.php.- (06.09.2013).

10. Zakonodatel’noe Sobranie Novosibirskoj oblasti. [Official site]. URL: http:IIwww.zsnso.ruI (21.04.2011).

11. Ustav Krasnojarskogo kraja ot 05.06.2008 № 5-1777 (s izmenenijami i dopolnenijami).

URL: http:IIwww.sobranie.infoIlawsinfo.php?UID=5337 (05.02.2014).

12. Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 09.02.2009 № 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel’nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija». Rossijskaja gazeta. № 4849. 13.02.2009. URL: http:IIwww.rg.ruI2009I02I13Idostup-dok.html (05.02.2014).

13. Shvarcenberg R.-Zh. Politicheskaja sociologija. Moscow, 1992.

14. Sanders K. Political Public Relations and Government Communication. Political Public Relations. Principles and Applications. Eds.: J. Stromback, S. Kiousis. New York, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.